Ахматова и Модильяни — EA Culture
12 741 viewsТатьяна Пичугина Галерея
«Ромео и Джульетта в исполнении особ царствующего дома»
Анна Ахматова познакомилась с Амедео Модильяни в 1910 году в Париже, куда она приехала вместе с Николаем Гумилевым в свадебное путешествие. В те дни они виделись всего несколько раз, но после этого Амедео всю зиму писал Анне.
В 1911 году она снова приехала в Париж. Про их встречи мало, что известно, поскольку оба тщательно скрывали отношения. И только много лет спустя Анна Ахматова решилась на «Записки о Модильяни», в которых кипят такие страсти, что Иосиф Бродский имел сказать об этой истории: «Ромео и Джульетта в исполнении особ царствующего дома». А вот что она сама написала в строфе, не вошедшей в «Поэму без героя»:
…В синеватом Париж тумане,
И наверное, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство,
Даже в сон мой вносить расстройство
И в другом стихотворении:
Что ты бродишь неприкаянный,
Что глядишь ты не дыша?
Верно, понял: крепко спаяна
На двоих одна душа.
Будешь, будешь мной утешенным,
Как не снилось никому,
А обидишь словом бешеным –
Станет больно самому.
Есть красивая легенда, будто Модильяни писал ее портрет, оставшийся незаконченным. У этой легенды три весьма серьезных основания: во-первых, не мог художник не начать писать портрет Анны, во-вторых, остались эскизы (хотя они могут быть просто рисунками, а не набросками к портрету), и, в-третьих, она сама дает повод предполагать, что портрет был, назвав одно из своих стихотворений 1912 года «Надпись на неоконченном портрете»:
О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.
Если же говорить об эскизах, то один из дошедших до нас рисунков по праву признается самодостаточным художественным произведением и включен в число лучших эскизных рисунков прошлого века. Необычная композиция не должна вводить в заблуждение. Здесь налицо художественный диалог с одним из самых ярких и загадочных женских образов Возрождения, а именно с фигурой Ночи на саркофаге Джулиано Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Этот шедевр Микеланджело не зря считается олицетворением власти женщины в то время суток, когда миром правят иные силы.
Микеланджело. Саркофаг Джулиано Медичи. 1526-1533. Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция. Фрагмент «Фигура Ночи».. Источник x-apple-ql-id://83B2565A-7106-4769-9C37-ACFAE137CE5B/Позже Ахматова писала, что Модильяни сделал 16 эскизов ню, но 15 из них сгорели вместе с письмами художника во время пожара в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел только один, тот самый, с которым она не расставалась никогда.
Как бы то ни было, а поиск эскизов и, главное, неоконченного портрета Ахматовой кисти Модильяни продолжается и остается одной из самых интригующих художественных загадок ХХ века.
В октябре 1912 года у Анны родился сын — Лев Николаевич Гумилев. А вскоре она пишет стихотворение «Ноябрь», в финале которого и звучат простые, но ставшие такими известными слова: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу». О ком эти слова? У исследователей нет единого мнения. Но, может, и не надо разгадывать эту загадку?
Ноябрь
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912
биография в портретах Анненкова, Петрова-Водкина, Осмёркина и других.
Публикации раздела Музеи
Анну Ахматову рисовали Амедео Модильяни и Кузьма Петров-Водкин, Иосиф Бродский и Алексей Баталов. Искусствовед Эрих Голлербах говорил: «В портретах Ахматовой больше правды о ней, чем в книгах десяти критиков».
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
1911 год. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Она потом вспоминала: «Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час».
Позже почти все рисунки Модильяни сгорели в пожаре в ее царскосельском доме во время революции. Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, — тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи».
«Образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру «Ночи» на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело. К «Ночи» восходит и композиционное построение рисунка Модильяни».
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
1914 год. Вышел второй сборник Ахматовой — «Четки», который принес ей признание. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская.
В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».
Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной»:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.
«Печальная красавица» (портрет Анненкова)
1921 год. Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Друзья поэтессы, Борис Анреп и Ольга Глебова-Судейкина, эмигрировали — она осталась в Советской России, тяжело переживая наступившие перемены и расставание с близкими людьми.
Здесь, в Петрограде, в доме на Кирочной улице, ее и нарисовал Юрий Анненков, который всеми силами старался отвлечь Ахматову от тягостных мыслей: «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем».
«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
1922 год. Прошедший год был одним из самых трагичных в жизни Ахматовой: ее первый муж Николай Гумилев был расстрелян, ее учитель Александр Блок умер. В это время выходят два сборника стихов Ахматовой — «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам.
В тот же год она рассталась со своим вторым мужем. Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин. Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож — он робкий».
«Черный ангел» (портрет Тырсы)
1928 год. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать».
В это время художник Николай Тырса создает три портрета Ахматовой, используя необычные материалы — смесь акварели с копотью от керосиновой лампы. Осип Мандельштам был впечатлен работами художника:
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу —
Есть на тебе печать Господня.
В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
1939 год. В этот период Анна Ахматова писала совсем мало, больше переводила, занималась исследованием творчества Пушкина. Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере.
Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет. Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину. 21 июня 1939 года художник писал: «Каждый день бываю у Анны Андреевны, которую пишу в белом платье на фоне шереметьевских лип в белую ночь. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». Специально для портрета поэтесса заказала белое платье, правда, сшить его не успели — позировала в прокатном. В эти дни она написала свои знаменитые строки:
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
1946 год. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Их работу признали «совершенно неудовлетворительной» из-за «безыдейных, идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой.
«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».
В результате «Ленинград» закрыли, в «Звезде» сменился главный редактор и редколлегия. Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой».
После разгромного доклада Анна Ахматова осталась совершенно одна: некоторые знакомые перестали с ней общаться, а тех, кто хотел поддерживать отношения, она избегала сама, чтобы не навредить им. Художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать для портрета в его московскую мастерскую. К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс. Художник не успел дописать руки поэтессы. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.
«Русская царица» (портрет Лянглебена)
1964 год. Ахматову снова начали печатать, восстановили в Союзе советских писателей. В Италии поэтесса получила литературную премию «Этна-Таормина». Ее сына реабилитировали — он был освобожден в 1956 году.
В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). Он писал ее с натуры пять раз, на четырех выполненных тогда портретах Ахматова оставила свои автографы — знак того, что работы ей понравились.
Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. Невольно вспоминаются идеализированные портреты русских цариц XVIII века».
Теги:
ПортретыПубликации раздела Музеи
портретов Анны Ахматовой | Журнал DailyArt
Трудно сказать, сколько существует портретов русской поэтессы Анны Ахматовой (1889-1966) – ее писали многие известные художники ХХ века. Она была источником вдохновения для многих гениев, будучи сама гениальной поэтессой.
Забавная судьба
Анна Ахматова в 1920-е, фотограф неизвестен. Вятские прогулки.В стихах Анны Ахматовой классическое изящество сочетается с удивительной страстью, связанной с драмой ее собственной судьбы. Поэт начал творить в то время, когда сама мысль о том, что женщина может быть поэтом, была довольно непривычной.
Все значимые события ХХ века стали вехами в судьбе Анны Ахматовой. Она пережила две мировые войны, русскую революцию и блокаду Ленинграда. Какое мужество ей было нужно, когда ей запрещали публиковаться или когда ее сын и третий муж находились в исправительно-трудовых лагерях! Безусловно, Ахматова стала голосом народа.
Гениальность Анны Ахматовой не укладывалась ни в какие рамки. Ее таинственная натура привлекала многих гениальных художников, с которыми она встречалась при жизни. Но Анна очень внимательно относилась к каждому своему образу. Она предпочитала позировать в профиль и художникам, и фотографам. Покажем вам самые известные образцы портретов Ахматовой!
Анна и Амедео
- Амедео Модильяни, Анна Ахматова , 1911, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия. Викиарт.
- Амедео Модильяни, Зарисовки Анны Ахматовой , 1911, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия. Викиарт.
Ахматова познакомилась с Модильяни в 1910 году в Париже. Она была там в медовый месяц с русским поэтом Николаем Гумилевым. В следующем году переписка Амедео и Анны продолжилась. Он писал ей страстные письма, но Анна никогда не раскрывала их отношения, которые до сих пор остаются загадкой.
В своих воспоминаниях поэтесса упомянула 16 рисунков, подаренных ей Модильяни и привезенных в Россию. Но, как говорила сама Ахматова, выжил из них только один, остальные погибли в первые годы революции. Однако ее рассказы об исчезновении рисунков всегда были разными. Позже наследники Модильяни подтвердили, что сохранилось еще несколько его набросков с изображением поэта.
«Я помню несколько фраз из его писем. Вот один из них: Vous êtes en moi comme une hantise [Ты во мне как одержимость]».
Анна Ахматова, Эссе Амедео Модильяни , 1975. New York Review.
Загадочный профиль
Слева: Ольга Делла-Вос-Кардовская, Портрет Анны Ахматовой , 1914, Третьяковская галерея, Москва, Россия.Справа: Анна Ахматова в 1920 году, фотограф неизвестен. Газета.ру.
Ахматова, написанная Ольгой Делла-Вос-Лардовской, иная и как-то идеализированная: нет ни натяжек, ни осложнений. Ее редко рисовали в таком мечтательном образе. Позднее Зинаида Серебрякова еще раз уловила это настроение.
Слева: Натан Альтман, Портрет Анны Ахматовой , 1915, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.Справа: Анна Ахматова в 1915 году, фотограф неизвестен. Собака.ру.
Художник-авангардист Натан Альтман был поражен внешностью поэта: знаменитая челка, неизменная шаль. Более всего его поразила великолепная способность Ахматовой нести бремя своей внезапной славы, уже придававшей этой молодой женщине, ровеснице Альтмана, нечто царственное. Итак, художница создала портрет уверенной в себе, современной женщины.
Рисунок русского художника-авангардиста Юрия Анненкова – одно из самых популярных изображений Анны Ахматовой. Именно этот портрет украшает большинство ее поэтических сборников, а также книги, посвященные ей. Аненнков завершил его всего за одну сессию. Живописец и поэт познакомились в 1913 году. После этого всю жизнь Аненнков боготворил Ахматову и восхищался ее стихами.
«Печаль была самым характерным выражением лица Ахматовой. Даже когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно прекрасным. Всякий раз, когда я видел ее, слушал, как она читает, или разговаривал с ней, я не мог оторваться от ее лица: ее глаза, губы, вся ее гармония тоже были символом поэзии».
Юрий Анненков, Дневник моих занятий , 1966. Литмир.
Поворотный пункт
Слева: Кузьмы Петрова-Водкина, Портрет Анны Ахматовой , 1922, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.Справа: Анна Ахматова в 1922 году, фото Моисея Наппельбаума. Газета.ру.
1922 год был одним из самых трагических в жизни Ахматовой. Сначала был казнен ее первый муж, затем умер ее учитель, поэт Александр Блок. Кроме того, она рассталась со своим вторым мужем, русским востоковедом Владимиром Шилейко. Сама поэтесса не была счастлива в этом браке и сравнила его с тюрьмой. В тот трудный момент жизни Анна позировала Кузьме Петрову-Водкину. За спиной поэта мы видим музу, склонившую голову в печали.
Слева: Зинаида Серебрякова, Портрет Анны Ахматовой , 1922, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия. Галерея.Справа: Анна Ахматова в 1926-1928 годах, фотограф неизвестен. Газета.ру.
Зинаида Серебрякова, одна из первых известных художниц России, обожала поэзию Ахматовой. Итак, глазами Серебряковой Анна полна света и нежно улыбается. Всего несколько линий и контуров, и предстала замечательная характеристика характера Ахматовой: она была очень открытым и добрым человеком.
Анна всея Руси
Слева: Мартирос Сарьян, Портрет Анны Ахматовой , 1946, Музей Мартироса Сарьяна, Ереван, Армения. Армузей.Справа: Анна Ахматова в 1946 году, фотограф неизвестен. Анна-Ахматова.
В 1946 году Коммунистическая партия Советского Союза назвала поэзию Ахматовой беспринципной и идеологически вредной. В результате некоторые из ее новых книг не были напечатаны. Итак, после разгромного известия Анна Ахматова осталась совсем одна. Некоторые друзья перестали с ней общаться, а тех, кто хотел сохранить отношения, она избегала, чтобы не навредить им. Но художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать в свою московскую мастерскую.
Справа: Анна Ахматова в Комарово, Россия, 1964 год. Бибо.
Моисей Ланглебен написал один из последних портретов Ахматовой (она умерла в 1966 году). Ахматова оставила свои автографы на четырех портретах (всего Ланглебен создал 5). Это, безусловно, было признаком того, что ей нравилась эта работа. Почему-то на этом портрете она напоминает нам великих русских цариц — и она действительно была таковой.
«Златогубой Анне — к слову
Что всю Россию искупает!
Унеси мой голос
И мой тяжелый вздох, ветер.О тихом земном луке среди
Золотых полей, о пылающих небесах,
Расскажи историю; а также про
От агонии почернели глаза.Вы снова достигли
Златогубой Анне —
В гремящей высоте!
Ты — безымянный!
Несите любовь мою
Всю Россию!»Марина Цветаева, Ахматовой. 9 , 1916. Руверс.
«>
Амедео МодильяниЖенщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова), 1911, 43×27 см: Описание произведения Анна Ахматова — «Женщина лежит на кровати». Его появлению предшествует цепь событий, приведших к встрече двух гениев искусства — художника и поэта.
Май 1910 года. В Париж на свадебное торжество приезжает пара поэтов — Николай Гумилев, Анна. Молодой муж ведет жену в кафе «Ротонда» — именно там собираются представители литературно-художественной богемы. Среди них Амедео Модильяни, экспрессивный и тонкий художник.
Стройная фигура Анны, ее грустные глаза и точеные черты в одно мгновение поразили его в самое сердце. Модильяни не сводил с Ахматовой глаз, она заметила его интерес и подошла к нему. Гумилеву, наблюдавшему со стороны, это не понравилось, и он по-русски обратился к жене, предложив покинуть этот «сарай». Модильяни, чувствуя себя ужасно, Гумилев плохо скрывал раздражение и, зная, чем оно вызвано, не удержался и прямо сделал поэту замечания, указывая на то, что другие не понимают, о чем он говорит.
По словам поэта, который в середине 60-х годов прошлого века написал небольшой очерк-воспоминание о Модильяни, все они носили целомудренный характер. Они гуляли по улицам Парижа, сидели на скамейке в парке под большим черным зонтом и вместе читали любимые стихи. Портрет Ахматовой по ее словам, был написан Модильяни по памяти после его возвращения домой с прогулки.
На рисунке мы видим женщину, полулежащую на диване и опирающуюся на подушки. На ней легкое цветочное платье, обнажающее плечи. Правая рука женщины опирается на подушку, левая свободно лежит на диване. Платье с длинным подолом слегка прикрывало босые ноги. Все позы излучают медитативное спокойствие, плечи расслаблены, глаза полузакрыты. Набросал Модильяни портрет Анны Ахматовой в несколько строк, за исключением женской головы, выписанной очень тщательно, и узора на платье.