09.05.2024

Понятие достоинство: Достоинство | Понятия и категории

Достоинство | Понятия и категории

ДОСТОИНСТВО — характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Принципиально таковы уже исторически ранние представления о достоинстве, привязанные к социальному статусу человека (достоинство тем выше, чем выше статус). Употребление в посттрадиционных обществах для обозначения достоинства словосочетания «внутреннее благородство» свидетельствует о том, что достоинство начинает обозначать благородство, отличное от иерархически высокого происхождения или положения. Достоинство как моральное понятие («общечеловеческое достоинство», по И.

Tags: 

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА — выражение личностной ценности человека, которая проявляется в образе мыслей, образе жизни, направленности действий, благородстве устремлений и благородстве внешнем, стереотипах поведения, соответствующих высшим моральным нормам, вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств.

Достоинство человека — это власть внутренней нравственной силы над быстротекущими моментами бытия.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 91-92.

Tags: 

ДОСТОИНСТВО (DIGNITE). Ценность того, что не имеет цены или количественно измеряемой стоимости; не объект желания или торговли, но объект уважения. «В царстве целей, — пишет Кант, — все имеет цену или достоинство. То, что имеет цену, может быть заменено также и чем-то другим как эквивалентом; что выше всякой цены, стало быть не допускает никакого эквивалента, то обладает достоинством» («Основы метафизики нравов», раздел II). Достоинство — абсолютная действительная ценность.

Tags: 

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду.

Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства). Таким образом, достоинство наряду с совестью — один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом. Достоинство личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и т. д…

Tags: 

ДОСТОИНСТВО — этическая категория, выражающая абсолютную ценность человека как разумно-социального существа. О Д. человека писали философы античности, но свое наиболее полное обоснование, истолкование и раскрытие оно получило в этике Нового времени. По Канту, человек «как цель самое по себе» «обладает некоторым достоинством (некоей абсолютной ценностью), благодаря которому он заставляет все другие разумные существа на свете уважать его, может сравнивать себя с каждым другим представителем рода и давать оценку на основе равенства».

Человек должен рассматривать себя не только как лицо вообще, но и «как человека, т.е. как лицо, имеющее по отношению к самому себе обязанности, налагаемые на него его собственным разумом… его ничтожность как человека-животного не может умалить его достоинство как человека, наделенного разумом, и он не должен отрекаться от высокой моральной оценки самого себя, имея в виду это достоинство …он должен… не отрекаться от своего достоинства, а всегда (добиваться своей цели) с сознанием возвышенности своих моральных задатков»…

Tags: 

истоки, смысл и современная трактовка

||||||

ИСТОЧНИК:   Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2021. № 7. С. 1431-1436.
РАЗДЕЛ:   Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210242

Сычёва Татьяна Михайловна
Брянский государственный инженерно-технологический университет

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.

05.2021

Аннотация. Цель исследования — обосновать определяющую роль исторических источников в формировании современного смысла и значения понятия человеческого достоинства. Несмотря на существование множества интерпретаций понятия достоинства и практически радикальную трансформацию его содержания, по мнению автора, сущность современного понимания достоинства по-прежнему составляют смыслы и значения, которые были выработаны в процессе развития философской и этической мысли. Новизна исследования состоит в обосновании содержательной роли исторических источников в формировании современного значения понятия «человеческое достоинство», обладающего общечеловеческой значимостью, и решении проблем, порождаемых стремительным научно-техническим развитием общества. В результате мы пришли к выводу, что современное понимание человеческого достоинства, рассматриваемого как общечеловеческая ценность с культурной и географической спецификой, включает в своё сущностное содержание смыслы и значения, которые были выработаны в процессе исторического развития философской мысли, и является основой концепции «равного достоинства».

Ключевые слова и фразы: человеческое достоинство, права человека, генетическое равенство, эгалитаризм, личность, human dignity, human rights, genetic equality, egalitarianism, personality

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения: в 8-ми т. М.: Чоро, 1994. Т. 6. С. 224-581.
  2. Кравец И. А. Dignitatis Humanae, современный конституционализм и правовая экзистенция: философско-антропологические, конституционные, международно-правовые и социально-политические аспекты // Общественные науки и современность. 2020. № 5. С. 38-52.
  3. Макклоски Д. Буржуазные добродетели. Этика для века коммерции. М.: Издательство Института Гайдара, 2018. 720 с.
  4. Пико делла Мирандола Джованни. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: в 2-х т. / под ред. В. П. Шестакова. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 247-265.
  5. Савицкий Е. История и апология достоинства в современной англо-американской философии // Новое литературное обозрение. 2018. № 3. С. 322-334.
  6. Фасоро С. А. Кант о человеческом достоинстве: автономия, человечность и права человека // Кантовский сборник. 2019. Т. 38. № 1. С. 81-98.
  7. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2004. 349 c.
  8. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 66-80.
  9. Allhoff F., et al. Ethics of Human Enhancement: 25 Questions and Answers // Studies in Ethics, Law, and Technology. 2010. Vol. 4. DOI: 10.2022/1941-6008. 1110.
  10. Schachter O. Human Dignity as a Normative Concept // American Journal of International Law. 1983. Vol. 77. Iss. 4. P. 848-854.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Что такое достоинство? — Объяснитель этики Центра этики

Когда мы говорим, что кто-то или что-то имеет достоинство, мы имеем в виду, что они имеют ценность, выходящую за рамки их полезности и способностей. Обладать достоинством — значит иметь абсолютную, внутреннюю и безусловную ценность.

Концепция достоинства стала заметной в творчестве Иммануила Канта. Он утверждал, что объекты могут быть ценными двумя разными способами. У них может быть цена или достоинство. Если что-то имеет цену, то оно ценно только потому, что полезно для нас. Напротив, достойные вещи ценятся сами по себе. Их нельзя использовать в качестве инструментов для достижения наших собственных целей. Вместо этого мы должны проявлять к ним уважение. Для Канта достоинство было тем, что делало что-то человеком.

Достоинство на протяжении веков

Представления о происхождении достоинства различаются в разных философских и религиозных системах. Христиане верят, что у людей есть достоинство, потому что они созданы по образу Божьему. Это называется imago dei . Кант считал, что люди обладают достоинством, потому что они рациональны. Другие считают, что достоинство — это способ признания нашей общей человечности. Некоторые говорят, что это социальная конструкция, которую мы создали, потому что она полезна. Каким бы ни было его происхождение, сегодня эта концепция стала влиятельной в политическом и этическом дискурсе.

 

 

Вопрос прав человека

Достоинство часто рассматривается как центральное понятие прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека признается «неотъемлемое достоинство» «всех членов человеческой семьи». Признавая достоинство, Декларация признает этические ограничения того, как мы можем обращаться с другими людьми.

Кант уловил эти этические ограничения в своей идее уважения к личности. При каждом взаимодействии с другим человеком мы должны относиться к ним как к самоцелям, а не как к инструментам для достижения наших собственных целей. Мы не уважаем людей, когда обращаемся с ними как с инструментами для собственного удобства или не уделяем должного внимания их нуждам и желаниям.

Когда дело доходит до практических дел, не всегда ясно, что от нас требуют «достоинство и уважение к людям». Например, в дебатах об оказанной помощи при смерти (также называемых эвтаназией или эвтаназией) обе стороны используют достоинство, чтобы отстаивать противоположные выводы.

Сторонники считают, что лучший способ уважать достоинство — это избавлять людей от ненужных или невыносимых страданий, в то время как противники считают, что достоинство требует, чтобы мы никогда не убивали кого-то намеренно. Они утверждают, что достоинство означает, что ценность человека не уменьшается из-за боли или страдания, и мы этически обязаны напоминать пациенту об этом, даже если пациент не согласен.

Кто устанавливает правила?

Также ведутся споры о том, кто именно достоин достоинства. Должен ли он быть эксклюзивным для людей или распространяться на животных? И все ли животные обладают внутренней ценностью и достоинством или только определенные виды? Если у животных есть достоинство, мы должны относиться к ним с таким же уважением, как и к другим людям.

Что такое человеческое достоинство? Общие определения.

Раскрытие информации: Программа Human Rights Careers может оплачиваться поставщиками курсов.


В наши дни вы часто будете слышать термин «человеческое достоинство». Человеческое достоинство лежит в основе прав человека. Что такое человеческое достоинство? Какова история этой концепции и почему она важна? В этой статье мы обсудим историю термина, его значение и его место как в системе прав человека, так и в религиозной системе.

Что такое человеческое достоинство?

В своей основе концепция человеческого достоинства — это вера в то, что все люди обладают особой ценностью, которая связана исключительно с их человечностью. Это не имеет ничего общего с их классом, расой, полом, религией, способностями или любым другим фактором, кроме того, что они люди.

Термин «достоинство» менялся с годами. Первоначально латинские, английские и французские слова, обозначающие «достоинство», не имели ничего общего с внутренней ценностью человека. Это гораздо ближе соответствовало чьим-то «заслугам». Если кто-то был «достоин», это означало, что у него был высокий статус. Они принадлежали к королевской семье или церкви, или, по крайней мере, у них были деньги. По этой причине «человеческое достоинство» не упоминается ни в Декларации независимости США, ни в Конституции. Фраза, как мы ее понимаем сегодня, не была признана до 1948. Организация Объединенных Наций ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека.

Человеческое достоинство: система прав человека

Первоначальное значение слова «достоинство» означало, что человек заслуживает уважения благодаря своему статусу. Во Всеобщей декларации прав человека эта концепция была перевернута с ног на голову. Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Внезапно достоинство стало не тем, что люди заслужили из-за своего класса, расы или другого преимущества. Это то, с чем рождаются все люди. Просто будучи людьми, все люди заслуживают уважения. Права человека естественным образом вытекают из этого достоинства.

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году, продолжил это понимание. В преамбуле говорится, что «…эти права вытекают из достоинства, присущего человеческой личности». Эта вера идет рука об руку с универсальностью прав человека. В прошлом только люди, достойные своим статусом, пользовались уважением и правами. Переопределяя достоинство как нечто, присущее каждому, он также устанавливает универсальные права.

Человеческое достоинство: религиозные рамки

Концепция человеческого достоинства не ограничивается правами человека. На самом деле, на протяжении веков религии всего мира признавали форму человеческого достоинства в том виде, в каком мы его понимаем сейчас. Большинство (если не все) религий учат, что люди в сущности равны по тем или иным причинам. В христианстве, исламе и иудаизме это потому, что люди были созданы по образу Бога, став детьми Бога. Достоинство — это то, что божественное существо дает людям. В католическом социальном учении фраза «человеческое достоинство» используется специально для поддержки веры церкви в то, что каждая человеческая жизнь священна. Это определяет приверженность деноминации социальным вопросам, таким как отмена смертной казни.

В индуизме и буддизме, соответственно, достоинство неотъемлемо, потому что люди являются проявлениями Божественного или находятся на универсальном пути к счастью. В «Шветасватара-упанишаде», древнем тексте на санскрите, говорится: «Мы все рождены от бессмертного» или «Мы — дети бессмертия». Буддизм начинается с понимания того, что люди «редки», потому что они могут делать выбор, ведущий к просветлению. Наше достоинство проистекает из этой ответственности и способностей, объединяющих всех людей в их стремлении.

Когда все равны, все они в равной степени заслуживают элементарного уважения и прав, по крайней мере теоретически. На протяжении многих лет религиозные институты и другие лица, использующие религию в качестве оправдания, не уважали свое достоинство бесчисленных людей.

Почему признание человеческого достоинства так важно

Почему человеческое достоинство так важно, когда речь идет о правах человека? Человеческое достоинство оправдывает права человека. Когда людей разделяют и оценивают по таким характеристикам, как класс, пол, религия и т. д., это создает неравные общества, в которых свирепствует дискриминация. Люди, которым присвоено более высокое значение, получают привилегированное отношение. Любой, кто не вписывается в категорию привилегированных, оказывается покинутым или угнетенным. Мы видели, что происходит в местах, где человеческое достоинство не считается неотъемлемым, а права человека не являются универсальными. В то время как привилегированное меньшинство в этих обществах процветает, общество в целом значительно страдает. Неизбежно вспыхивает насилие. Если новая группа приходит к власти и тоже не признает человеческого достоинства, цикл разрушения продолжается, только с другими участниками.

Признание человеческого достоинства и универсальности прав человека необходимо не только для защиты и уважения людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *