Родительские субботы в 2023 году
Содержание статьи
- Родительские субботы в 2023 году
- Родительские субботы в 2023 году выпадают на следующие даты:
- Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.
- Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.
Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2023 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.
Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).
Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.
Читайте также — Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу
Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».
Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.
Фото: tatmitropolia.ru
Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.
Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».
И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.
Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.
Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.
Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.
И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.
Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.
Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).
Фото: spbda.ru
Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают.
Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»
).Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.
Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.
Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».
Вы прочитали статью Родительские субботы в 2023 году | Поминальные дни. Читайте также:
- Радоница: о тайне, требующей уважения
- Радоница: слово после панихиды
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Три родительские субботы осенью-2022: когда и как поминать усопших родственников
Всего в церковном календаре выделено девять дней особого поминовения усопших. В эти дни принято поминать всех усопших православных христиан – родителей, близких родственников, друзей и знакомых, вне зависимости от их непосредственной близости к нам.
Какого числа Родительские субботы осенью-2022?
Осенью 2022 года родительские субботы, или Дни поминовения усопших, приходятся на следующие даты:
Покровская родительская суббота: 8 октября.
Димитриевская родительская суббота: 5 ноября.
Михайловская родительская суббота: 19 ноября.
Димитриевская и Михайловская родительская суббота – последние в ноябре-2022
Димитриевская родительская суббота выпадает в 2022 году на 5 ноября. Изначально Димитриевская родительская суббота была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Что касается Михайловской родительской субботы, то в общецерковном календаре этой даты нет, но в некоторых регионах традиция поминать усопших перед Михайловым днем существует. В 2022 году Михайловская родительская суббота выпадает на 19 ноября.
Что нужно делать в Родительские субботы, а что запрещено?
Прежде всего, молиться. Если нет возможности прийти в храм, помолиться можно дома. Молитвы об усопших есть в любом молитвослове. Можно помолиться самим и поручить молитву за близких священнослужителям. Для этого подают записки с именами родных, крещеных в православной церкви.
12.10.2022
Покров-2022: свадебные приметы и запреты праздника
В родительские поминальные дни осенью принято навещать могилы родственников и приводить их в порядок перед холодами. Когда кладбище покроют сугробы, приводить в порядок могилы станет затруднительно, поэтому в свободные выходные дни стремятся покрасить оградки, прибрать сухую листву, скосить траву или выкорчевать деревья, а также отмыть могильные плиты и памятники. В домах в эти дни устраивают скромные трапезы, чтобы помянуть покойных родственников, а также молятся за упокоение их душ.
В родительскую субботу за умерших хорошо подавать милостыню: еду, одежду, в некоторых случаях деньги. Раньше на поминки собирали разных людей, приглашали и знакомых, и незнакомых, и нищих, и богатых. Всех кормили, чтобы они в благодарность за это угощение поминали усопшего, молились о нем. В качестве пожертвования принято приносить постные продукты – хлеб, сладости, фрукты, овощи.
12.10.2022
Покров Пресвятой Богородицы-2022: картинки и открытки для WhatsApp, Telegram и соцсетей
В Родительскую субботу не принято плакать. Большую уборку дома в этот день лучше не затевать, но небольшие хлопоты по хозяйству не возбраняются.
В этот поминальный день нельзя плохо говорить об умерших – вспоминается только хорошее. Также запрещено поминать спиртными напитками, приносить в церковь мясо и алкоголь (разрешен только кагор), смеяться, петь, участвовать в развлекательных мероприятиях.
Традиция поминать умерших спиртными напитками и оставлять на могилах наполненные рюмки – не православная. Церковь также против пиршеств на могиле. Умершие нуждаются в молитве, а не в еде. Лучше подать продукты нуждающимся.
Также в эти дни нельзя заниматься гаданиями, «вызыванием духов умерших» и другими языческими и колдовскими обрядами.
Нужно ли ездить на кладбище в Родительскую субботу?
В России сложилась традиция в Родительские субботы посещать кладбища. Как говорят священнослужители, на кладбище в эти дни ездить можно, но необязательно. Если получается совместить Богослужение с поездкой на могилу – хорошо, но не забудьте на кладбище помолиться об усопшем. Главное – не ездить на кладбище вместо службы в храме. Умершим гораздо важнее молитвы, чем посещение могилы.
Все даты родительских суббот в 2023 году
7 февраля — День поминовения святых новомучеников и исповедников Российских
18 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота
11 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста
18 марта — Суббота 3-й седмицы Великого поста
25 марта — Суббота 4-й седмицы Великого поста
25 апреля — Радоница — Родительский день после Пасхи
9 мая — Поминовение усопших воинов
3 июня —Троицкая родительская суббота
7 октября — Покровская родительская суббота, отмечается накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)
28 октября — Димитриевская родительская суббота
18 ноября — Михайловская родительская суббота
празднование всех верных отъездов (All Souls) 2020
Большинство преподобных Хосе Х. Гомес
Архиепископ Лос -Анджелеса
Святой Крест Кладбище
Калвер, Калифорния
ноябрь 2, 2020
, Калифорния
ноябрь 2, 2020
, Калифорния Дорогие мои братья и сестры во Христе, 1 В этом году, как мы знаем, мы отмечаем День памяти всех верных усопших, так как мы все еще живем в это непростое время пандемии коронавируса. Этим утром, вспоминая наших любимых, мы также открываем наши сердца нашим братьям и сестрам, которые скорбят по всему миру, на всех континентах и в каждой стране. Молимся за всех усопших верующих. Мы молимся за их души, пусть Бог упокоит их с миром и да воссияет над ними Его свет. Мы молимся сегодня за их семьи и близких. Да пребудет с ними Бог и дарует им мир. Hoy en la conmemoración de los fieles difuntos al recordar a nuestros seres queridos, tenemos en nuestras intenciones también a todos nuestros hermanos y hermanas que han fallecido a consecuencia de la pandemia del Coronavirus, Descansen en Paz y pedimos para que Dios Nuestro Señor consuele y les conceda la paz a sus familias. Но сегодня, мои дорогие братья и сестры, мы знаем, что наш Искупитель жив! 2 Наш Господь говорит нам сегодня утром в Евангелии: Ибо такова воля Отца Моего, Бог никогда не хотел, чтобы мы умирали. Мы знаем это! Наш Бог не мертвых, а живых! В начале Он создал нас для жизни и жизни с избытком! 3 Смерть вошла в наш мир только через наш грех. 4 Но даже тогда Бог не позволяет смерти сказать последнее слово в чьей-либо жизни. Иисус Христос отдал свою жизнь на кресте за каждого человека. Если мы верим в Иисуса Христа — если мы верим в его силу, если мы верим в его любовь — мы восстанем! И наши любимые восстанут! И в этот момент мы должны услышать вот что: все, кого поразила эта пандемия, эта чума — они тоже восстанут! Святой Павел говорит сегодня во втором чтении: « Мы знаем, что Христос, воскресший из мертвых, больше не умирает; смерть больше не властна над ним ». Это истина и радость воскресения: Иисус умирает, и вот, он жив! 5 Это наша надежда. И наша надежда никогда не разочарует нас. Потому что наша надежда в Иисусе Христе, Который победил грех и уничтожил смерть. Его любовь сильнее смерти! 6 E n este tiempo difícil, mis queridos hermanos y hermanas, ¡nosotros sabemos que nuestro Redentor está vivo! Диос не разрешает, что muerte tenga ла última palabra en ла vida де нади. Jesucristo ofreció su vida en la cruz por ustedes, por mí y por todas y cada una de las personas. Él murió para que nosotros no tuviéramos que morir. Si creemos en Jesucristo, si creemos en su poder, si creemos en su amor, ¡resucitaremos! ¡Y nuestros seres queridos también resucitarán! И в этот момент я думаю, что на Церкви лежит особая обязанность свидетельствовать об этой надежде, доверенной нам. Святой Павел говорил: будем плакать с плачущими. 7 Это наше особое призвание — как католиков, как Церкви — в это время коронавируса. Мы должны поддержать тех, кто скорбит. Не только семьям погибших. В эти дни так много наших братьев и сестер плачут. Люди опустошены, их жизни перевернулись с ног на голову. Нам нужно утешить их, выслушать их страдания. В это темное время нам нужно нести свет! В это время смерти и печали Церковь призвана возвещать жизнь и радость вечную. E n este momento tan diffícil que estamos viviendo creo que la Iglesia tiene el especial deber de dar testimonio de esta esperanza que se nos ha confiado. En este tiempo de oscuridad, ¡necesitamos traer la luz! En este tiempo де muerte у де aflicción ла Iglesia está llamada anunciar ла вид у ла alegría eternas. Мертвые здесь уснули. Но мы знаем, что эти могилы не могут их удержать. Мертвые здесь ждут, когда Господь позовет их. Они ждут, когда их пробудят ото сна, чтобы они восстали из могил! 8 И в это время коронавируса я считаю, что у наших католических кладбищ есть особая миссия. С этой святой земли, где наши умершие ждут своего воскресения, мы должны выйти и провозгласить Евангелие жизни! Католическое кладбище — место покоя. Вот мы и знаем ту утешительную истину из сегодняшнего первого чтения, из Книги Мудрости. Души праведных в руке Божией… Великая истина, которую Церковь должна провозгласить в этот момент, заключается в том, что наш Искупитель жив! Нам нужно донести эту благую весть до всего мира. Нам нужно помочь людям вокруг нас поверить в то, что Бог добр и что Он идет с нами. Сегодня мы помолились прекрасным 23-м псалмом. И это правда — Бог идет с нами в эту тьму. Даже если мы не можем его видеть, он ведет нас и избавит нас. Итак, давайте сегодня попросим об этой благодати, чтобы оставаться рядом с Иисусом, чтобы знать, что — «Господь — пастырь мой; мне нечего хотеть. .. Даже если я иду по темной долине, я не боюсь зла, потому что ты рядом со мной. ” En estos tiempos y siempre necesitamos ayudarnos unos a otros a confiar en que Dios es bueno y que Él nos acompaña en el camino. Hoy rezamos el hermoso Salmo 23. Y es verdad, Dios va con nosotros en medio de esta oscuridad. Aun си не podemos verlo, él нос está guiando y нос liberará. Pidámosle, pues, esa gracia el día de hoy, la gracia de permanecer cerca de Jesús, de saber que: «Эль Сеньор эс ми Пастор, nada me faltara. … Aunque camine por cañadas oscuras, nada temo, porque tú estás conmigo». Когда-нибудь, братья и сестры, все эти могилы опустеют! Это обетование, которое мы храним в наших сердцах, истина, данная нам Иисусом Христом. Давайте идти с уверенностью в этом обещании, с радостью! Наши глаза устремлены на Иисуса, на небеса. И давайте пригласим наших братьев и сестер пойти с нами. Чтобы познали любовь Иисуса, Который отдал Свою жизнь, чтобы мы могли жить! 9 И попросим Пресвятую Богородицу Марию хранить нас в Ее Непорочном Сердце. Да помолится она за нас «ныне и в час нашей смерти». И пусть она приведет нас к познанию Иисуса и радости Его Воскресения! Показания: 1. Wisd. 3:1–9; Пс. 23; ПЗУ. 5:5–11; Иоанна 6:37–40. СВЯТАЯ МЕСА В ПАМЯТЬ ПАДШИХ ПРОПОВЕДЬ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПА ФРАНЦИС Церковь Папского Тевтонского колледжа, Санта-Мария-ин-Кампосанто болезни, с содранной кожей, почти при смерти, почти без плоти, Иов уверен и заявляет об этом: «Я знаю, что Искупитель мой жив, и в конце концов он станет на землю» ( Jb ). 19:25). В тот момент, когда Иов находится в самом низшем состоянии, это объятие света и тепла успокаивает его: я увижу Искупителя. Я увижу его этими глазами. «Я увижу Бога, Которого увижу на своей стороне, и мои глаза увидят, и не другого» (19).:26-27). Эта уверенность именно в почти последний момент жизни есть христианская надежда . Это надежда, которая является мечтой: у нас ее не может быть. Это дар, о котором мы должны просить: «Господи, дай мне надежду». Есть много плохого, что приводит нас в отчаяние, в то, что все будет окончательной потерей, что после смерти не будет ничего… И голос Иова возвращается; оно возвращается: «Я знаю, что Искупитель мой жив, и в конце концов он будет стоять на земле… Я увижу Бога, Которого я увижу на своей стороне», этими глазами. «Надежда не разочаровывает» ( Рим 5:5), сказал нам Павел. Надежда влечет нас и придает смысл нашей жизни. Я не вижу загробной жизни, но надежда — это дар Божий, который влечет нас к жизни, к вечной радости. Надежда — это якорь, который мы имеем с другой стороны, и мы, ухватившись за веревку, поддерживаем себя (ср. Евр 6:18-19). «Я знаю, что мой Искупитель жив, и я увижу его». И повторяйте это во времена радости и в плохие времена, во времена смерти, скажем так. Эта уверенность — дар Божий, потому что мы никогда не сможем иметь надежду своими собственными усилиями. Мы должны попросить об этом. Надежда — это безвозмездно данный дар, которого мы никогда не заслуживаем: она дается; это предлагается. Это благодать. И затем, Господь подтверждает это, эту надежду, которая не разочаровывает. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет» ( Ин 6:37). В этом цель надежды: идти к Иисусу. И «приходящего ко Мне не изгоню вон. Ибо я сошел с неба не для того, чтобы творить свою волю, но волю пославшего меня» ( Ин 6:37-38). Господь, который приветствует нас там, где лежит якорь. Жизнь в надежде — это жить так: хватаясь, с веревкой в руках, крепко, зная, что якорь внизу. И этот якорь не разочаровывает; это не разочаровывает. Сегодня, по мнению многих братьев и сестер, которые ушли из жизни, нам будет полезно взглянуть на кладбища и взглянуть в небо.
ноябрь 2, 2020
чтобы каждый, кто увидит Сына и уверует в Него,
имел жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день».
Они в мире. … их надежда полна бессмертия;
немного покарал, они будут весьма благословлены,
потому что Бог испытал их
и нашел их достойными Себя. …
Во время их посещения они будут сиять!
2. Иов 19:25.
3. Мат. 22:32; Деяния 3:15; Иоанна 10:10.
4. Премудрость 1:13; ПЗУ. 5:12; 6:23.
5. Откр. 1:18; 2:8.
6. Рим. 5:5; Песня 8:6; 1 Кор. 15:26.
7. Рим. 12:15.
8. Луки 11:11. 43.
9. Гал. 2:20. Память всех усопших верующих (2 ноября 2020 г.)
Понедельник, 2 ноября 2020 г.