23.09.2024

Подсознательный уровень: На подсознательном уровне

Подсознательный уровень человека — Психология Жизни

1 Воздействие подсознания на человека

1.1 Неосознанные воздействия

1.2 Внешние воздействия

2 Как влиять на подсознание

2.1 Образное мышление

3 Как работает сознание

3.1 Что делает мозг человека

4 Задайте вопрос психологу

5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

5.1 ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

5.2 ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

5.3 ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

5.4 ТЕСТ удовлетворенности браком

5.5 Похожие записи:

Слово «подсознательное» в буквальном смысле означает нечто, лежащее «ниже порога сознания» и потому не являющееся частью его. Иными словами — вне пределов осознанного понимания. Еще в семнадцатом столетии Лейбниц обнаружил, что человеческий мозг четко фиксирует сигналы извне, приходящие от органов чувств. Они были слишком слабыми или кратковременными для того, чтобы сознание успело отреагировать на них.

Тем не менее, все эти восприятия сохраняются в подсознании и затем могут, проявляясь в различной форме. В первую очередь — фантазия, мысленные образы, а также образы, приходящие во сне. Они могут влиять на процесс осмысления человеком окружающего мира.

Можно привести такой пример. Человек живет в очень старом доме; он не знает о том, что фундамент подмыт водой и строение может рухнуть. Однако подсознание его периодически фиксирует незначительные, на первый взгляд, явления: скрипы, мелкие трещины на потолке и тому подобное. Все эти моменты, постепенно суммируясь, начинают проникать в сознание сначала как ощущение смутной тревоги, не имеющей видимых причин. В дальнейшем могут возникать сны, несущие в форме образов предупреждение об опасности. В конечном итоге человек «вдруг» принимает решение, что неплохо бы проконсультироваться со строителями касательно состояния своего жилья.

Воздействие подсознания на человека

Таким образом, если даже сознание не знает чего-то — решение принимается на подсознательном уровне. Как правило, это явление связано именно с теми ситуациями, когда принятие верного решения является жизненно важным. Уровень, на котором действуют любые «тонкие» силы, простирается далеко за пределы человеческой души. Он является местом встречи и взаимодействия самых разных энергий или полей. Это взаимодействие может быть как биологического, так и физического происхождения.

Его часто называют астральным уровнем, или астральным планом; более подробно о нем будет сказано несколько ниже. Следует отметить, что все неисчислимые воздействия, оказывают огромное влияние на психику человека. Они не поддаются осмыслению на уровне сознания. Воздействия могут порождаться физической, инстинктивной, эмоциональной деятельностью. За то, у других людей могут порождаться естественными явлениями (геомагнитные поля, магнитные бури, землетрясения).

Неосознанные воздействия

Воздействия могут быть посланиями в виде цвета, звука, запаха, которые фиксируются неосознанно нашими органами чувств. Однако, они могут и не фиксироваться ими, оказывая воздействие непосредственно на подсознание и проникая через него в духовную сферу. Об этом свидетельствуют иногда возникающие предчувствия будущих событий. Известно множество случаев про обычных людей. Например, когда обычные люди вдруг делали предсказания о природных катаклизмах, которые впоследствии с точностью сбывались.

Известно также, что те, кто постоянно находится в тесном контакте с мощными силами природы, приобретают особое «чутье» — как, скажем, моряки или пилоты. Эти и другие факты указывают на несомненное существование воздействий. Мы все им подвержены, но при этом лишь редкие люди способны такие влияния осознанно воспринять. При этом нельзя забывать и о том, что существует возможность тайного воздействия. Воздействие может быть на сознание, эмоции и, в конечном итоге, на здоровье человека. Источник воздействия — другой человек, владеющий определенными знаниями и способностями. Это не следует понимать таким образом, что все мы находимся в полной власти. Напротив — мы недоступны им всем. Это происходит, когда мы находимся в пределах естественного, нормального диапазона физического и душевного здоровья.

Внешние воздействия

Вы следите за собой, правильно питаетесь, ведете активный образ жизни и ваш отдых полноценен. Вам нечего бояться — здоровый организм сам по себе успешно противостоит всем неблагоприятным факторам. У вас нет повода опасаться контактов с внешним миром. Точно так же душевное благополучие и внутренняя гармония дают вам естественную силу для сопротивления негативным воздействиям на психику.

По этому, далее в начальных разделах будет уделено преимущественное внимание базовой информации. Без нее, человеку неподготовленному трудно разобраться не только в теории, но и в практических методах. Лишь затем возможен переход к конкретике.

И начинать, думается, логичнее всего именно с того массива информации, который напрямую связан с понятием «АУРА». Но представляется разумным прежде сказать несколько слов о том, какое значение имеет система взглядов или верований каждого конкретного человека в восприятии самих понятий «психическая защита» и «психическое нападение».

Как влиять на подсознание

Рано или поздно все мы хотим изменить какие-то из своих типичных реакций. Вот тут мы и сталкиваемся со своим подсознанием. И начинаются визуализации, аффирмации, уговоры и угрозы самому себе. Да много чего начинается, особенно если мы очень упорные. Как же оказывать влияние на подсознание?

Образное мышление

  • Первое правило: подсознание не понимает слов

Подсознание оперирует исключительно образами. И оказывать влияние на подсознание нужно, используя образы. Оно прекрасно поймет, что такое розовый слон в синий горох, хоть такого и нет в природе. Но если вы будете пытаться получить от бессознательного вполне существующего в этой жизни успеха или триумфа, то так его и не дождетесь. Пока вы не представите успех в образах, результата не будет.

  • Второе правило: касается частицы не и отрицания чего-либо

Во многих книгах по психологии пишут о том, что утверждение должно быть положительным. Но не объясняют, почему это важно. И это возвращает нас к правилу № 1. Помните, подсознание мыслит образами. Представим, вы даете своему подсознанию команду: хочу не болеть. Переводим в образ фразу «не болеть», получаем образ больного себя, но перечеркнутый. Такую команду и получает наше подсознание: образ болеющего себя с отрицанием. Образа быть здоровым у него просто нет, отсюда и результат. Это все равно, что прийти на вокзал и попросить «билет отсюда», думаю, покупать его вы будете долго.

  • Третье правило: Ваш новый образ, ваше желаемое будущее (здоровье, уверенность, дом и т.д.) должны быть наполнены энергией эмоций

Вы должны представляя свое желание, чувствовать, как вам в кайф от того, что это будет так. И видеть, как это изменит ваше будущее в лучшую сторону, что вы приобретете, если у вас появится новая реакция на ситуацию.

  • Четвертое: Помните, что подсознание туповато:)))

Ему все надо разжевывать как маленькому ребенку. Помните старый анекдот про негра, который хотел быть белым, где много воды и женщин. Вот подсознанию тоже нельзя оставлять возможность различных трактовок вашего образа и его условий, иначе получите неожиданный результат.

Пример, одна девушка хотела похудеть. В ее образе положительного будущего присутствовала такая фраза: когда я похудею, в моей жизни появится любовь. Через несколько месяцев она перестала худеть, несмотря на соблюдение диеты. После долгих копаний, выяснилось, что к ней в комнату в общаге поселили соседку Любу. Как это выглядит для подсознания: Все в ее жизнь пришла Любовь, значит уже худеть не нужно.

Как работает сознание

За формирование восприятия у человека отвечает сложная деятельность всей коры головного мозга. При восприятии анализ является более дифференцированным. Выделенные благодаря нему компоненты объединяются в целую сложную систему. Как пример можно взять слова при чтении. Мы же слово “море” не воспринимаем как набор букв.

Когда мы его видим, пред нашим взором встает четкая картина с волнами и пляжем. У кого-то под этим словом может восприниматься шторм. Слово мозгом воспринимается как отдельная картинка среди множества подобных на странице. Именно по этой причине детей учат воспринимать слова целостно, когда они изучают чтение.

Как формируется восприятие в нашем мозгу? Сначала все ощущения, которые попадают в мозг, анализируются. Те, которые для человека имеют первоочередное значение, проходят отборочный тур и попадают в мозг, где производится синтез всего, что в него попало в целостную картину. Это называется единством анализа и синтеза. Оно имеет место и при восприятии мелодии. Мы ведь не слышим отдельные ноты, а понимаем целостную картину. Так же, как мы не слышим отдельные фонемы в речи, а воспринимаем слова как отдельный звук.

Что делает мозг человека

На лекции студент видит преподавателя, слушает, конспектирует. При этом он получает комплекс раздражителей, которые попадают на сетчатку глаза, барабанную перепонку уха. Они вызывают возбуждение в рецепторах, которые мигом передают информацию в мозг, где междуанализаторные нервные ассоциативные связи формируют целостную картину. Мозг является своеобразной программой для видеомонтажа, которая накладывает трек на видеоряд и таким образом получается цельное видео со звуком.

Каждый новый процесс воспринимается исходя из знаний и предыдущего опыта человека. Поэтому во время восприятия часть потерянных временных связей восстанавливается для облегчения формирования целостной картины. Вообще, для реализации восприятия, в мозге работает оперативная память, в которой размещаются те элементы, которые человек получил через, выражаясь компьютерной терминологией, устройства ввода.

У компьютера это камера, которая имеет лучший аналог у человека — глаза; микрофон, который играет роль уха. Компьютер так же, как и человек, должен всю эту информацию воспринять комплексно, предварительно разбив все на составляющие. Много можно провести параллелей между человеком и компьютером, так как последний разрабатывался, учитывая то, что ученые узнали о самом совершенном живом существе планеты. Можете сами найти сходства между функционированием компьютера и психикой человека. Вы найдете много чего интересного.

Психолог Наталья

Статью прочитали 3 817 чел.

Задайте вопрос психологу

На этой странице вы можете задать вопрос психологу. Заполнить форму и получить профессиональный, развернутый ответ. Ответ будет размещен на сайте, вместе с вашим вопросом. Данная услуга бесплатная

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ удовлетворенности браком

Разработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д.

  • Тест содержит 24 вопроса, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Верно, Неверно, Трудно сказать». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить»

Как выбрать хорошего психолога

Может ли психолог помочь за один час

Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

В чем заключается работа психолога онлайн

Семейные конфликты и пути их разрешения

Жизненный сценарий в семейной психологии

Сколько нужно консультаций психолога

Как понять чего я хочу

 

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ | это… Что такое ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ?

в психологии термин для обозначения совокупности психич. процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредств. субъективного опыта. Термин «П.» (Unterbewußtsein) впервые появился в Philosophische Aphorismen Э. Платнера (1776). П. выступает часто как синоним бессознательного, причем сам этот терминологич. дуализм отражает двойств. трактовку П., обозначающего как св-ва психич. процессов, так и сферу действия бессознат. явлений, особую область психич. аппарата (П. как психич. субстанция). Более спец. значение термин «П.» приобретает в рамках отд. филос. и психологич. теорий (Мортон Принса, М. Дессуара, М. Шелера и др.). В физиологистич. теориях П. отождествляется с физиологич. механизмами поведения; при этом обычно обращаются к простейшим формам П., в к-рых прослеживаются каузальные связи с биологич. процессами, и игнорируют более развитые психич. феномены П. Зарождение общей идеи о П. восходит к учению Платона об анамнезе – познании-воспоминании, из к-рого непосредственно следовало представление о наличии в душе скрытых знаний, о к-рых сам человек может ничего не подозревать («Менон»). Идея П. довольно четко выражена у Августина (Исповедь, X, 8). Область воспоминаний он сравнивает с необозримым внутр. помещением, границ к-рого человек не в силах достичь.

В ср. века представление о П. выступает в традиции платонизма и нередко в смутных мистифициров. формах в учениях мистич. толка, связывавших идею бога с глубиной человеч. существа («царство божие внутри нас»). X. Вивес первым в новое время указал на роль психич. ассоциаций как на способ открытия бессознательно воспринятых идей; позднее это было широко использовано романтизмом как основание для установления источника поэтич. интуиции (П. П. Рихтер, Герлер, Новалис), а также в системах Шопенгауэра и Ницше. Однако развитие подобных зачаточных представлений затормозилось в период господства картезианства, расчленившего сферы материи и духа и отождествившего последний с сознат. мышлением. В попытках преодоления картезианского дуализма П. начинают рассматривать как звено, соединяющее обе сферы. В системе Лейбница уже содержится четкое представление о роли П. в сфере восприятия и процесса познания. Обычные восприятия, по Лейбницу, представляют собой сумму бесчисленных малых бессознат. перцепций, наши осознанные представления – «острова, поднимающиеся из океана темных перцепций».
Кант, продолжая эту линию, писал о существовании области восприятий и чувств, к-рых мы не осознаем, хотя и можем прийти к выводу об их существовании; это – «… т е м н ы е представления в человеке, число которых безгранично, тогда как ясные представления занимают бесконечно малое место. На огромной карте нашего духа существует как бы лишь несколько освещенных точек» («Антропология», см. Werke, Bd 7, В., 1907, S. 135). Развернутое учение о П. дал нем. философ и психолог Г. Карус, для к-рого П. – ключ к объяснению явлений сознания (см. С. G. Carus, Psyche, Pforzheim, 1846). У Каруса проступают уже черты своего рода культа П. Овладение силами П. мыслится как путь к освобождению человека. Высшим пунктом филос. идеалистич. интерпретации П. явилась система Э. Гартмана («Философия бессознательного», 1869, рус. пер., М., 1873–75), где бессознательное возводится в ранг универс. метафизич. принципа, соединяющего бессознат. волю с бессознат. идеей. Гартман насчитывает уже 26 аспектов П., охватывающих не только область духа, но и процессы органич.
жизни. На основе концепции бессознательного Гартман «психологизирует» материю, приходя в конечном счете к панпсихизму.

Ф. Брентано (1874) и следовавший за ним Гуссерль начинают новую линию в интерпретации П., отождествляя его с интенциональным. Параллельно с этим возрастает роль П. в психологич. концепциях. Гербарт (1824) говорит о бессознат. «идеях», т.е. представлениях, «населяя» П. активными психич. агентами, представляющими те или иные жизненные тенденции. Он вводит динамич. характеристику П. Несовместимые идеи способны вступать в конфликт друг с другом, причем более слабые изгоняются из сознания. Изгнанные из сознания идеи, однако, не теряют своих динамич. св-в и продолжают активно воздействовать на сферу сознания. В принципе такую же позицию занимал и Ф. Бенеке, различавший потенциальные и актуальные состояния психики. Фехнер вводит понятие порога сознания и концепцию психич. энергии. Ему принадлежит известная метафора о душе как айсберге, большая часть к-рого скрыта под водой и к-рый управляется подводными течениями.

К тому же направлению примыкают работы Гельмгольца о бессознат. мыслит. операциях (бессознат. заключение по аналогии). Вундт в ранних работах полагал, что психич. деятельность, как правило, вообще бессознательна и осознается лишь в связи с ее нарушениями благодаря сопротивлениям и конфликтам. Несмотря на большое число подобных работ, представления о П. оставались в психологии довольно неопределенными, поскольку не было установлено позитивное содержание понятия и определение давалось чисто негативно (отсутствие сознания), а резкое качеств, различие двух форм психич. деятельности не проводилось. Новый стимул в изучении П. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии были разработаны специфич. методы воздействия на П. Первым методом такого рода явился гипноз, использование к-рого в медицине начинается в конце 18 в. с опытов Месмера, но на серьезной науч. основе этот метод стал применяться лишь в 19 в. франц. психиатрич. школой (Шарко, Либо, Бернхейма и др.). Работы Шарко в области истерии показали, что истерич.
симптомы имеют часто психич. источник (самовнушение, истерич. мифология). Это также приводило к выводу о существовании психич. деятельности патогенного характера, не осознаваемой пациентом и отличной от сознательной. С помощью техники гипноза, разработанной нансийской школой Бернхейма, стало возможно демонстрировать путем эффектных опытов воздействие П. на сознат. действия (особенно в опытах с постгипнотич. внушением). Исходя из этих представлений, Жане трактовал бессознательное как продукт слабости сознат. «Я», результат психич. диссоциации, наступающей при ослаблении координац. способности сознания, напр. в результате болезни. П. здесь выступало как продукт своего рода психич. деградации (П. Жане, Психич. автоматизм, Р., 1889, рус. пер., М., 1913). Значительно дальше Жане пошел в разработке теории П. Фрейд, первоначально также исходивший из работ франц. психиатрич. школы. Фрейд прежде всего установил существование прямых связей между невротич. симптомами и воспоминаниями травматич. характера.
Последние изгоняются из сознания под действием особого защитного механизма сознания, названного вытеснением. П. и есть та особая психич. область, все элементы к-рой пребывают в состоянии вытеснения. Если вытеснение не было полным, наступает частичное «возвращение вытесненного», результатом чего оказываются компромиссные образования – симптомы, следствие частичного прорыва П. в сферу сознания. Психич. нарушения рассматриваются как результат динамич. взаимодействия сознат. и бессознат. психич. сил, результат внутрипсихич. конфликта. Способ существования П. мыслится в духе гербартианской психологии идей или дискретных психич. единиц, наделенных различным количеством психич. энергии. Последняя в сфере П. легко перемещается на др. идеи или представления. Так, страх перед к.-л. внешним авторитетом преобразуется в фобию животных, играющую здесь роль замещающего представления (таково, по Фрейду, и происхождение тотемизма). Фрейд называет П. первичной психич. реальностью в том смысле, что оно способно детерминировать сознат.
поведение. В то же время по отношению к сознанию это нечто объективное, к-рое должно изучаться, как и др. явления внешнего мира. П. – сфера детерминации сознат. поведения, определяемого объективными силами, в конечном счете – биологич. потребностями индивида. Бессознат. идея, чтобы достигнуть сознат. уровня, должна быть вербализована. Поэтому невозможно воспоминание инфантильного опыта, имевшего место до развития языка. К собственно бессознательному относятся продукты вытеснения и инфантильный опыт, не поддающийся вербализации, как осн. форме осознания. Выявление бессознательного требует особых технич. приемов (техника психоанализа) и связано с преодолением барьера сопротивления. Выдвинутая Фрейдом гипотеза о строении психич. аппарата (окончательно сформулированная в работе «Бессознательное», 1915) получила название «топографической», поскольку П. рассматривается в ней как некое внутрипсихич. пространство или «помещение». В дальнейшем в работах Фрейда 20-х гг. она претерпела серьезные изменения: как бессознательное стало рассматриваться не только вытесненное, но и сам процесс вытеснения, а также ряд др.
психич. процессов (сублимация, регрессия, реактивное образование и др.). В этих условиях П. уже не могло рассматриваться как субстанция, а оставалось лишь как одно из качеств, присущих разнородным психич. процессам.

Послефрейдовские теории П. или развивали отд. стороны его учения, или противопоставлялись ему. Первая попытка радикального пересмотра этого учения принадлежит А. Адлеру, выдвинувшему принцип психич. компенсации, исходя из к-рого он пытался представить всю психич. деятельность как результат борьбы (на бессознат. уровне) «чувства неполноценности» и «воли к власти». Юнг полагал, что за личным бессознательным простирается более глубокий слой сверхличного или коллективного бессознательного. Первое способно усваиваться сознанием в процессе развития или «индивидуации»; напротив, второе чужеродно сознанию и может восприниматься лишь в форме образов-символов, или архетипов. Оно «демонично», т.к. способно врываться в сознание, затопляя его и вызывая психич. заболевания. Его типичные проявления – мифология, и религ.

символы, напр. ангелы, буддийская мандала, «царство света» гностиков, «небесная иерархия» и т.д., что придает ему определенно мистич. оттенок. С др. стороны, лидер неофрейдизма Фромм выдвинул концепцию социального бессознательного, связующего звена между социально-экономич. структурами общества и сознат. представлениями индивида. Социально бессознательное, по определению Фромма, есть область вытеснений, присущих большинству членов данного общества. Каждое общество определяет, каким мыслям и чувствам разрешено достигать сознат. уровня, а какие столь опасны для его функционирования, что должны подавляться. Наряду с этим Фромм допускает индивидуальное бессознательное, включающее материал, вытесненный в силу индивидуальной жизненной ситуации.

Содержание бессознательного определяется только структурой общества, и никакие обобщения здесь невозможны. Так, у каннибалов вытесняется отвращение к поеданию человеч. мяса, идущее вразрез с установками племени. В крайне регрессивных обществах, напр. в фашистском, многие примитивные влечения осознаны, а все стремления подняться над животным уровнем подавлены. Подавление части человеч. опыта определяет иррацион. аспекты данного общества. Те провалы в сознании, к-рые возникают при этом, заполняются формами ложного сознания или идеологии.

В конечном счете различия теорий Фрейда, Юнга и Фромма определяются различием их общеисходных филос. установок, взглядом на человеч. природу, с к-рой учение о П. связывается самым тесным образом – т.е. биологич., метафизич. и социальной концепцией человека.

Лит.: Новые идеи в философии, сб. 15 – Бессознательное, СПБ, 1914; Суханов С., Подсознательное и его патология, «Вопр. филос. и психол.», 1915, кн. 128, с. 362–77; Фрейд З., Бессознательное, в его сб.: Основные психологии, теории в психоанализе, М.–Л., 1923, с. 125–59; Millеr J., Unconsciousness, N. Y., 1942; Вrun J., La conscience et l’inconscient. Textes choisis, [P., 1955]; Mac Intyre Α., The unconscious. A conceptual analysis, L. –N. Y., 1958; Bellak L., The unconscious, «Annals of the New York Acad. of Sciences», 1959, v. 76, art. 4, p. 1066–81; Whyte L., The unconscious before Freud, N. Y., [1960]; Laplanche J., Leclaire S., L’inconscient. Une étude psychanalytique, «Les Temps Modernes», 1961, v. 17, No 183, p. 81–129; Filloux J.-C., L’inconscient, P., 1961; Εhrenzweig A., Unconscious mental imagery in art and science, «Nature», 1962, v. 194, No 4833, p. 1008–12; Edel Α., The concept of the unconscious: some analytic preliminaries, «Philosophy of Science», 1964, v. 31, No 1, p. 18–33; Martin M., The explanatory value of the unconscious, там же, v. 31, No 2, p. 122–32; Whallon R. Ε., Unconscious mental events, «Philosophy and Phenomenological Research», 1965, v. 25, No 3, p. 400–03.

Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Что такое подсознание?

Вы помните, когда впервые попробовали покататься на велосипеде?
Сможете ли вы сосчитать количество повторений , необходимое для безупречного танца?
Пробовали ли вы когда-нибудь освоить новый музыкальный инструмент?

Скорее всего, первые попытки синхронизировать новый набор сложных действий всегда сложны. Как только мы становимся более опытными, эти движения начинают требовать меньше сознательного осознания, пока все не начнет течь естественно.

Все эти автоматические движения управляются одной из самых мощных внутренних сил, управляющих человеческим поведением, — подсознанием (также обычно называемым бессознательным разумом).

Содержание

Подсознание: где оно прячется?

Когда ученые говорят о мозге, нередко приходится слышать о сознательных и бессознательных типах действий. В результате большинству из нас знакомо представление о том, что наше поведение менее рационально, чем мы думаем.

Нравится нам это или нет, наша способность контролировать мысли, синхронизировать движения или испытывать эмоции зависит от глубины обработки информации.

Идея более глубоких уровней обработки информации была развита и подробно изучена известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939), который представил трехуровневую модель сознания. Согласно его модели, разум можно разделить на следующие уровни:

Трехуровневая модель разума

  • Сознание — определяет все мысли и действия в пределах нашего сознания. Например, красота и приятность запаха красного тюльпана
  • Подсознание – определяет все реакции и автоматические действия, которые мы можем осознать, если задумаемся о них. Например, наша способность водить машину: как только мы приобретаем навыки, мы перестаем думать, какую передачу использовать, какие педали нажимать или в какое зеркало смотреть, но всегда можем осознать, что было сделано, когда подумаем об этом.
  • Бессознательное — определяет все прошлые события и воспоминания, хотя временами недоступные для нас, как бы мы ни старались вспомнить, чтобы поднять тему. Например, первое слово, которое мы научились произносить, или каково это — ходить самостоятельно.

Научное обнаружение подсознания

По сей день способность объяснить, как взаимодействие различных уровней мыслей влияет на наше поведение, остается одной из самых сложных задач в психологии и неврологии.

Чтобы понять, как один уровень мышления влияет на другой, ученые должны научиться обнаруживать различные глубины разума.

Довольно часто уровни обработки информации могут быть зафиксированы с помощью предварительных парадигм . Например, недавнее психологическое исследование показало, как нерелевантные сигналы формируют обучение, и предположило, что влияние сознательных, подсознательных и бессознательных мыслей можно смоделировать в зависимости от времени представления эмоциональных лиц.

Исследования показывают, что нам нужно не менее 0,047 с, чтобы зарегистрировать выражение лица на изображении

В этом эксперименте участникам был представлен набор изображений человеческих лиц, и их попросили определить, имитирует ли выражение лица на предыдущем изображении ту же эмоцию.

Интересно, что результаты показали, что люди могли правильно распознавать разницу между выражениями лица, если изображения отображались не менее 0,047 с . После того, как продолжительность изображений была уменьшена до 0,027 с – 0,033 с , частота правильных ответов снизилась примерно вдвое. Напротив, респонденты становились неспособными различать выражение лица, если длительность стимула уменьшалась еще больше — до 0,020 с .

Таким образом, исследования показали четкую дифференциацию сознательного и бессознательного влияния мыслей: люди могли давать безошибочные ответы только в том случае, если картинка достигала уровня осознания. Еще более удивительно, что продолжительность изображений, демонстрируемых до 0,027–0,033 с, не могла быть достаточной для вербализации стимула на уровне сознания, но имела

. Еще более удивительно, продолжительность изображений, демонстрируемых до 0,027 с — 0,033 с, может быть недостаточно для вербализации стимула на уровне сознания, но все же оказывает заметное влияние на поведение.

В частности, количество правильных ответов уменьшилось вдвое, что означает, что участники все еще могли частично давать правильные ответы и указывали на присутствие подсознания.

Интересуетесь человеческим поведением и психологией?

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние статьи и результаты исследований.

Активация областей мозга

Вам может быть любопытно, отличается ли активация мозга, когда мы испытываем влияние подсознания и сознания. Возможно, вы захотите узнать, почему сознательные мысли часто обрабатываются медленнее, чем бессознательные.

Или может задаться вопросом, могут ли ученые определить точные пути обработки таких тонких понятий, как подсознательное мышление.

Области человеческого мозга

До недавнего времени было невозможно зафиксировать, где в мозгу происходят эти мыслительные процессы, или визуализировать определенные области активации мозга. Однако появление методов визуализации мозга позволило исследователям изучить пути обработки мыслей, предоставив возможность изобразить изменения в нейроанатомии мозга.

Сегодня исследования с помощью изображений мозга действительно имеют эту модель разума и предполагают, что глубина мысли зависит от пути ее обработки. В частности, исследования (исследование 1, исследование 2) показали, что пути осознанных и бессознательных мыслей можно четко дифференцировать.

Путь подсознания, напротив, очень трудно определить. На самом деле у подсознательных мыслей, похоже, нет собственного пути обработки. Скорее, они разделяют части обоих — сознательных и бессознательных — путей обработки информации.

Более простой способ использовать силу подсознания

Вы можете определить влияние подсознания, если вам интересно, как его присутствие влияет на поведение потребителей. Хотя лишь немногие из нас имеют обширный научный опыт, доступ к исследовательским лабораториям и достаточно средств для проведения подобных исследований, неверно предполагать, что нет другого способа использовать силу подсознания.

В качестве решения iMotions предлагает передовую платформу, позволяющую решать такие исследовательские задачи. Пожалуйста, перейдите по этой ссылке для получения дополнительной информации.

Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человека

Для начинающих и продолжающих

  • Доступное и исчерпывающее пошаговое руководство
  • Ценные результаты исследований человеческого поведения
  • Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень

Ссылки

Барг, Дж. А., и Морселла, Э. (2008). Бессознательный разум. Перспективы психологической науки, 3(1), 73-79.

Хорга, Г., и Майя, Т.В. (2012). Сознательные и бессознательные процессы в когнитивном контроле: теоретическая перспектива и новый эмпирический подход. Границы нейронауки человека, 6.

Менегуццо, П., Цакирис, М., Шиот, Х. Б., Штейн, Д. Дж., и Брукс, С. Дж. (2014). Подпороговые и супралиминальные стимулы активируют нейронные реакции в передней части поясной извилины, веретенообразной извилине и островке: метаанализ исследований фМРТ. Психология BMC, 2(1), 1.

Стефан, К.М., Таут, М.Х., Вундерлих, Г., Шикс, В., Тиан, Б., Теллманн, Л., … и Хемберг, В. (2002). Сознательная и подсознательная сенсомоторная синхронизация — префронтальная кора и влияние сознания. Нейроизображение, 15(2), 345-352.

Ватанабэ, Н., и Харуно, М. (2015). Влияние подсознательных и сознательных эмоций на ассоциативное обучение человека. Научные отчеты, 5.

iMotions — Powering Human Insights

We Power Human Insight

iMotions — ведущий в мире поставщик программного обеспечения для человеческого понимания. В своих настольных, онлайн- и мобильных приложениях iMotions позволяет пользователям собирать и анализировать данные о поведении человека с помощью отслеживания взгляда, кожно-гальванической реакции, анализа выражения лица, ЭЭГ, ЭМГ и ЭКГ на одной удобной платформе. Этот мультимодальный программный пакет, основанный на научных данных, является наиболее полным инструментом человеческого понимания, доступным в настоящее время на рынке.

Как это работает?

Программные продукты iMotions

Решения для полномасштабных исследований человеческого поведения

Программный пакет для исследований, объединяющий экосистему практически любой биосенсорной технологии для предоставления наиболее надежных данных и информации.

Лаборатория iMotions

Лаборатория iMotions, которой доверяют исследователи, позволяет собирать и анализировать данные с биосенсоров и проводить исследования с любыми стимулами

Узнать больше

iMotions Online

Отслеживание взгляда с веб-камеры и анализ выражения лица для быстрого и удобного развертывания исследований по всему миру, поддерживается всеми основными браузерами , используя растущую мощность и гибкость интеллектуальных и носимых устройств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *