Темная сторона креативности: за что не любят творческих натур
11 460
Познать себяЧеловек среди людейКарьера и самореализация
Нет, не любить их можно и просто из зависти — талантливые люди зачастую успешны в карьере. А еще исследования психологов показали, что есть ряд неприятных качеств, которыми одаренные индивиды обладают чаще, чем среднестатистический человек.
1.Творческие люди лгут охотнее и изощреннее
Фантазия, способность создавать прекрасные воздушные замки, которые затем будут запечатлены в художественном произведении, — удивительное качество творческих людей. Но у этого дара есть своя изнанка: как выяснили психологи, он помогает креативным натурам придумывать гораздо более сложную ложь. Проведя четыре эксперимента, психологи установили, что одаренные индивиды не только больше других людей склонны к обману, но и лгут гораздо хитрее остальных.
Кроме того, они лучше угадывают и ложь в устах других: от природы большинство людей способны распознавать в основном несложную ложь, но креативные люди могут распутать даже сложный клубок обмана. Наконец, психологи установили, что одаренные люди превосходно умеют оправдываться за совершенные ими неэтичные поступки. В целом для талантов характерна значительная гибкость в принятии действий других, а также в собственном поведении. Креативные люди привыкли ломать шаблоны и общепринятые правила, а значит, и общечеловеческая этика для них — не более чем набор штампов, от каждого из которых можно отказаться по своему усмотрению.
Отметим, что в основу многих творческих профессий заложена именно способность обманывать окружающих: например, своего рода профессиональными лжецами являются хорошие рекламщики, способные уверить публику в том, что превозносимый ими продукт действительно обладает всеми заявленными качествами1.
2.При этом они еще и недоверчивы!
Парадокс: при том, что творческие люди сами любят лгать и прекрасно распознают ложь других, они отличаются повышенной недоверчивостью. Психологи, установившие этот факт, считают, что недоверчивость — не случайный спутник талантливой натуры, а ее суть.
Дело в том, что в основе креативного мышления лежит способность подвергать сомнению то, что кажется другим людям давно решенным вопросом, имеющим один-единственный ответ. Одаренные люди мыслят по принципу «а что, если…». Они способны нестандартным образом использовать обыденные предметы, находить неожиданные черты у явлений, которые считаются хорошо изученными, смотреть на ситуацию с неожиданных точек зрения.
Впрочем, исследователи установили, что недоверчивостью отличаются в основном те из творческих людей, которые не являются публичными фигурами, — а вот те, кто по своему роду занятий вынужден постоянно прибегать к самопрезентации, не могут позволить себе такой роскоши, как недоверие к другим, — напротив, они должны увлекать окружающих своими идеями и инициативами, а без веры в окружающих это невозможно2.
3.Одаренные натуры зачастую нахальны
С характерным для талантливых личностей моральным релятивизмом связано еще одно неприятное качество — нахальство. Исследователи анализировали характеры 1304 добровольцев по шестимерной личностной модели HEXACO, одна из шкал которого посвящена оценке таких качеств, как искренность, справедливость, щедрость и скромность. После этого все добровольцы должны были решить несколько тестов, позволяющих оценить их креативность.
Выяснилось, что у самых одаренных были минимальные показатели по всем из упомянутых качеств. Особенно не хватало им скромности — как утверждают исследователи, одаренные люди лучше других осведомлены о своих талантах и, как правило, необычайно высокого мнения о себе.
Другим любопытным результатом исследования стало то, что между креативными и обычными людьми не оказалось существенной разницы в проявлениях ряда качеств, традиционно ассоциируемых с одаренностью, — терпимости, готовности к диалогу, мягкости, доброты и т. п. Зато талантливые обнаружили куда более высокие показатели по уровню открытости для новых впечатлений и экспериментов3.
4.Творческие личности чаще страдают от клинической депрессии
Одаренный человек — не слишком хороший товарищ не только потому, что склонен ко лжи: у него вдобавок часто бывает плохое настроение. Более того, талантливые легко впадают в депрессию и выходят из нее куда тяжелее. Каждый образованный человек без труда вспомнит имена писателей и художников, в чьем творчестве легко обнаружить панические нотки, но с большим удивлением узнает о том, что современный психолог обнаружил бы повышенную склонность к депрессии не только у таких авторов, как Эрнест Хемингуэй или Вирджиния Вульф, но даже и у тех, чье творчество отмечено верой в Бога и надеждой на лучшее, — например, у Чарльза Диккенса и Льва Толстого.
Подвержены творческие люди и большому числу различных фобий: например, Эдгар По и Николай Гоголь страдали одинаковым страхом — быть похороненными заживо. Шведские психологи решили проверить, не является ли связь между талантом и депрессивностью всего лишь расхожим стереотипом, и воспользовались для этого данными 1,2 млн пациентов психиатрических клиник и их родственников. Карточки пациентов включали упоминание их профессий, и психологи без труда составили статистику по распространенности среди представителей того или иного рода занятий различных психических недугов.
Выяснилось, что работники творческих профессий — в частности, писатели, фотографы и танцоры, гораздо чаще страдают тяжелыми заболеваниями — так, у них на 8% чаще, чем у других людей, диагностировалось биполярное аффективное расстройство личности. Кроме того, например, писатели на целых 121% чаще страдают от условий своей жизни, чем рядовые обыватели, и почти на 50% сильнее склонны к самоубийству.
Тот факт, что и среди родственников представителей творческих профессий психические недуги (шизофрения, аутизм, биполярное расстройство и даже анорексия) встречались чаще, чем среди прочих людей, позволил ученым сделать еще один важный вывод: и способность к творчеству, и упомянутые расстройства во многом обусловлены генетикой4.
1 J. Walczyka et al. «The Creativity of Lying: Divergent Thinking and Ideational Correlates of the Resolution of Social Dilemmas». Creativity Research Journal, 2008.
2 J. Mayer, T. Mussweiler «Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity». Journal of Personality and Social Psychology, 2011.
3 P. Silvia et al. «Cantankerous creativity: Honesty–Humility, Agreeableness, and the HEXACO structure of creative achievement». Personality and Individual Differences, 2011.
4 S. Kyaga et al. «Mental illness, suicide and creativity: 40-year prospective total population study». Journal of Psychiatric Research. 2013.
Текст:Илья НосыревИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Страх смерти выливается в отрицание покоя»: о чем книга «Водомерка» — прочитайте отрывок
3 основные причины расстройств пищевого поведения
«Молодой человек больше прислушивается к блогеру по отношениям, чем ко мне»
Разговор со стулом: эффективная техника для выражения чувств и принятия решения
Не до сна? Названы 4 смертельные опасности работы по ночам
От любви до ненависти: 7 шагов, чтобы сохранить отношения — научные факты
«Мой мужчина умер. Я не знала, что он был зависим, но не могу простить себя за то, что не спасла его»
«Мужчина редко пишет первым, но всегда отвечает на мои сообщения»
«Почему творческих людей многие считают странными?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ПсихологияТворчество
Елизавета Н.
·
14,0 K
ОтветитьУточнитьСергей Росман
Психология
811
Я — врач функциональной диагностики в психиатрической больнице, разработал новый метод… · 9 авг 2021
Перечитал все ответы на поставленный вопрос и, как всегда, понял, что никто, в том числе и психологи, не понимают, о чём идёт речь. Поэтому и ответы вокруг да около. А исходить надо из главного — из того, как работает наш мозг и что является главным источником творчества. А главным источником творчества является механизм свободы воли, который располагается в лобных долях. Основным двигателем этого механизма является некоторая несогласованность между лобными отделами и всеми остальными, которая проявляется в несовпадении характеристик функционирования. И у каждого параметры этих несовпадений различны.
1 эксперт согласен
Александр Иванович Воронов
подтверждает
10 октября 2021
Браво ! ! ! В наших последних статьях есть лирическое отступление о причинах гениальности шизоидов. Читайте https:/… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Александр Сычевский
Психология
723
Психолог-консультант, клинический психолог, резидент научно-образовательного проекта… · 5 сент 2019 ·
Сначала нужно определиться, какого человека будем считать творческим. Давайте будем понимать творческого человека, как (1) человека, который зарабатывает на жизнь на какой-то условно творческой деятельности (фотографии, танце, живописи, актёрской игре, музыке), или (2) тратит на неё объективно значимую часть времени своей жизни. Ещё (3) можно назвать творческим… Читать далее
Глеб Симонов
22 марта 2020
У меня такое ощущение, что способность долго ходить вокруг столба с фотоаппаратом, видеть красоту математики и. .. Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Константин Подгородецкий
Психология
1,1 K
Психология общая, социальная, возрастная. Психология личности. · 3 янв 2021
Странными считают вовсе не творческих людей, это всего лишь фигура речи, породившая ложный, но устоявшийся стереотип. Странными считают людей, которые имеют взгляды, отличные от общепринятых, и, соответственно, способных совершать поступки, или даже осуществлять деятельность, отличную и непривычную для окружающих. Будет ли это как-то связано с творчеством? Совсем необяза… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Анастасия Седова
Музыка
327
Клинический психолог, педагог по вокалу, технике речи. · 30 янв 2020
Творческий — свободный от стереотипного мышления или действий. Творить — создавать. Соответственно, если человек что-то создаёт — это новое, а к новому большинство людей относятся с осторожностью , опаской. Вот вам и ответ — идёт такой создатель, песню поёт или скотчем ноги перемотал (ботинок порвался), как к нему о несётся большинство?
Для записи на консультацию переходите в телеграм или на сайт Б17
Перейти на t.me/AnastasiaS_ovaКомментировать ответ…Комментировать…
Первый
Анастасия Романова
72
Главный редактор интернет-медиа «Развилка». Пишем о людях, поиске себя, меняющейся… · 25 авг 2019 ·
razvilka_spb
Вообще на мой взгляд не существует людей творческих и не творческих. Скорее есть люди с ярко выраженным творческим началом, но потенциалом обладают определённо все. Творчество – это процесс конструирования нового, переосмысливания.
Новое большей частью людей воспринимается как нечто враждебное. Этому есть две причины. Первая: новое угрожает стабильности, подрывает… Читать далееКомментировать ответ…Комментировать…
Виктор Палыч Шестипалов
Психология
5,0 K
Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на комментарии. · 18 дек 2020
Во-первых «Творческих людей» могут считать как «странными» (ненашими) так и «понятными» (своими). Социализированные, это те, кто кроме «творческого» начала имеют еще и талант общения. Экстравертности. «Тусовщика», который понимает людей и умеет продавать им свой основной талант. Ну вроде импозантного мегатворческого поэта-песенника Ильи Резника. И действительно, есть м… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
301
Увлекаюсь интересным · 9 авг 2021
Если человек талантливый и своим увлечением не может заработать денег,значит не развился от лени и отсутствия времени,стрессов до уровня мастера . Странно ….такой пласт,глыба,талант — а результата нет.Вот эта безрезультатность и раздражает-Сизифов труд . Если человек прекрасно рисует, имеет худобразование, оформляет обалденно книги,матобеспечен — это не странный,а. С… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Владислав Малышев
47
Психолог. В основном компетентен в вопросах по психологии, философии. · 17 янв 2021
Странными называют тех, чье поведение, поступки отличаются от общепринятых в данном сообществе. Творить — значит делать что-то новое (по новому), необычное, не общепринятое, не так как остальные. Если вы, находясь в кафе, поставите пару вилок в стакан с горячим чаем — это будет выглядеть странно для окружающих. Но для эксцентричного физика это нормально — он использует… Читать далее
Виктор Палыч Шестипалов
17 января 2021
Написаны вроде правильные слова, но так трудно это читать (и понимать), как будто написано на иностранном языке. .. Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Юлия Лаврова
2
10 сент 2019
Способность замечать то,что незаметно для ординарных личностей,поэтому картины мира,выраженные в художественных произведениях разных жанров, у творческих богаче,шире,объемнее,оригинальнее,заманчивее,занятнее,увлекательнее.Это заставляет изумляться,замирать,открывать рты публику,ошарашивает непривычностью,рождает бурю эмоций и мыслей,сталкивает с платформы банальности,обы… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Nikolai Kadlubai
2
10 окт 2020
Отвечу, как художник, которых причисляют к странным людям. Художник-не баловень жизни: у него нет права жить без обязательст, на него возложен тяжкий труд, который часто превращается в крест. Художник должен знать, что любой его поступок, чувство, мысли образуют тончайший , неосязаемый, но прочный материал, из которого возникают его творения, а потому он свободен лишь… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…Учителя и начальники не ценят нестандартное мышление.
Иллюстрация Роба Доннелли
В Соединенных Штатах нас воспитывают, чтобы ценить достижения изобретателей и мыслителей — творческих людей, чьи идеи изменили наш мир. Мы чествуем известных творческих людей, величайших художников и новаторов от Ван Гога до Стива Джобса. Творческий взгляд на мир должен быть преимуществом, даже достоинством. Онлайн-биржи вакансий переполнены объявлениями о найме «идейных людей» и «нестандартных» мыслителей. Нас учат, что наш собственный творческий потенциал также будет отмечен, и что если у нас есть хорошие идеи, мы добьемся успеха.
«Мы думаем о творческих людях героически и прославляем их, но то, что мы прославляем, — это последствия», — говорит Барри Став, исследователь из бизнес-школы Калифорнийского университета в Беркли, специализирующийся на творчестве.
Став говорит, что большинство людей не склонны к риску. Он называет их удовлетворяющих . «Как бы мы ни праздновали независимость в западных культурах, существует огромное давление, чтобы соответствовать», — говорит он. Удовлетворители избегают встряски, даже если это означает отказ от правды или отвержение хорошей идеи.
Даже люди, которые говорят, что ищут творчества, негативно реагируют на творческие идеи, как показало исследование 2011 года, проведенное Пенсильванским университетом. Неопределенность — неотъемлемая часть новых идей, и большинство людей готовы на все, чтобы ее избежать. Пристрастие людей к определенности настраивает их против творческих идей и может мешать их способности даже распознавать творческие идеи.
Мой близкий друг работает в технологическом стартапе. Она очень творческий и умный человек, склонный к риску. Хотя ее компания изначально наняла ее из-за ее навыков решения проблем, она регулярно не может решить настоящие проблемы, потому что никто не слушает ее идеи. Я даже говорю: «Я буду работать». Просто дайте мне добро, и я сделаю это сама», — говорит она. «Но они этого не сделают, и поэтому система остается менее эффективной».
В документальном фильме Сентябрьский выпуск , Анна Винтур систематически отвергает идеи своего креативного директора Грейс Коддингтон, казалось бы, без всякой причины, кроме утверждения своей власти.
Это обычный и часто раздражающий опыт для творческого человека. Даже в якобы творческой среде, в творческих отделах рекламных агентств и на собраниях редакций журналов, я наблюдал, как людей с самыми интересными — самыми «нестандартными» — идеями игнорировали или высмеивали в пользу тех, кто повторяет устоявшееся решение.
«Все ненавидят, когда что-то действительно великолепно», — говорит эссеист и искусствовед Дэйв Хикки. Он известен своей резкой критикой мира искусства, особенно художественного образования, которое, по его мнению, узаконивает посредственность посредством систематического отказа от хороших идей. Искусство переживает то, что Хики называет «глупой фазой».
На самом деле, все, с кем я разговаривал, соглашались в одном: обычные идеи будут приняты с гораздо большей вероятностью, чем замечательные.
Став попросили внести свой вклад в книгу 1995 года о творчестве в корпоративном мире. Сытый по горло лицемерием, которое он видел, он назвал свою главу «Почему никто на самом деле не хочет творчества». Статья была обвинением того, как наша культура относится к новым идеям и творческим людям:
С точки зрения стиля принятия решений, большинство людей не соответствуют творческому идеалу… если они не несут ответственности за свои стратегии принятия решений, они склонны найдите легкий выход — либо не слишком тщательно обдумывая, либо моделируя выбор в соответствии с предпочтениями тех, кто будет их оценивать.
К сожалению, место, где умирают наши первые творческие идеи, — это место, которое должно быть наиболее открыто для них, — школа. Исследования показывают, что учителя в подавляющем большинстве случаев дискриминируют творческих учеников, отдавая предпочтение их более довольным одноклассникам, которые с большей готовностью следуют указаниям и делают то, что им говорят.
Даже если детям посчастливилось иметь учителя, восприимчивого к их идеям, стандартизированное тестирование и другие программы, такие как «Ни одного отстающего ребенка» и «Гонка к вершине» (программа, само название которой противоречит нелинейному творческому мышлению), гарантируют, что детский разум не на «неправильном» пути, хотя достижения взрослых гораздо сильнее связаны с их творчеством, чем с их IQ. По иронии судьбы, даже когда детей учат достижениям самых новаторских умов мира, их собственные творческие способности подавляются.
Весь этот негатив нелегко переварить, а социальное неприятие может быть болезненным в той же степени, что и физическая боль. Но во всем этом отказе есть проблеск надежды. Исследование Корнелла доказывает, что социальное неприятие на самом деле не вредит творческому процессу и даже может ему способствовать. Исследование показывает, что если у вас есть подозрение, что вы, возможно, не принадлежите к этому месту, факт отказа подтверждает вашу интерпретацию. Эффект может освободить творческих людей от необходимости приспосабливаться и позволить им преследовать свои интересы.
Возможно, для некоторых людей боль отказа подобна боли подготовки к марафону — тренировка ума на выносливость. Исследования показывают, что вам это понадобится. По-настоящему творческие идеи принимаются очень долго. Чем лучше идея, тем больше времени это может занять. Даже работы лауреатов Нобелевской премии обычно отвергались их коллегами в течение длительного периода времени.
Большинство людей согласны с тем, что выдающиеся творческие личности отличаются своей стойкостью. Хотя иногда творчество очень полезно, оно не приносит счастья. Став говорит, что успешный творческий человек — это тот, «кто может выдержать давление конформизма и быть невосприимчивым к социальному давлению».
Жить творчески — это выбор. Вы должны взять на себя обязательство перед собственным разумом и возможностью того, что вас не примут. Вы должны отпустить удовлетворение людей, часто даже себя.
- Образование
- Психология
10 противоположных черт характера очень творческих людей
Крис СмитКрис — соучредитель Prolifiko, тренер по продуктивности, писатель и консультант по контенту.
Психолог и автор бестселлера Flow Михай Чиксентмихайи считает, что творческие люди не такие, как мы. Но он также не верит в идею творческого гения. У очень творческих людей нет особого ума, но у них есть более сложные личности, основанные на серии из 10 противоположных черт характера.
За его последнюю книгу Творчество, психология открытий и изобретений Чиксентмихайи (произносится как шесть центов-михай) и его команда взяли интервью 91 очень творческие люди, пытающиеся выяснить, что заставляет их мозг работать.
Его интервью варьировались от лауреатов Нобелевской премии ученых и изобретателей до авторов, художников и драматургов, которые посвятили свою жизнь созданию оригинальных и очень часто новаторских произведений.
Что-нибудь особенное?
В начале книги он рассматривает вопрос о том, есть ли что-то уникальное в этих людях. Он спрашивает, есть ли что-то в очень творческих людях, что делает их такими, какие они есть. Есть ли у них какое-то особое качество, которого нет у остальных?
Чиксентмихайи не имеет ничего общего с идеей, что его 91 собеседник просто творческие гении, что их мозг устроен иначе, чем у других. Хотя он приходит к выводу, что очень творческие люди, похоже, обладают схожими наборами черт характера — и что эти черты часто противоположны друг другу.
>> Подробнее: Попробуйте противоположное: противоречивые подходы к продуктивности письма
Противоречивые крайности
Он пишет: «Если бы мне пришлось выразить одним словом то, что отличает их личности от других, это была бы сложность … Они содержат противоречивые крайности – вместо того, чтобы быть «индивидуумом», они представляют собой множество. Подобно белому цвету, включающему в себя все оттенки спектра, они имеют тенденцию объединять в себе всю гамму человеческих возможностей».
Согласно Чиксентмихайи, у большинства людей черты характера расположены где-то на одном конце спектра. Например, вы либо в целом агрессивный человек и быстро заводитесь, либо вы более пассивный и спокойный человек. У вас могут быть периоды в жизни, когда вы более или менее расслаблены, но в целом вы находитесь в том или ином состоянии.
>> Подробнее: Как найти время для письма – 4 способа найти время в плотном графике
10 противоположных черт характера
Высокотворческие люди, считает Чиксентмихайи, способны одновременно сдерживать в себе эти «противоречивые крайности». Они не колеблются между разными настроениями как таковыми — они могут вполне счастливо работать на обоих концах спектра с одинаковой интенсивностью.
В ходе своего исследования Чиксентмихайи и его команда разработали то, что они называют «десятью измерениями сложности», в которых излагаются противоположные черты характера, свойственные высокотворческим людям.
1. Высокотворческие люди, как правило, имеют огромное количество физической энергии, но они также нуждаются в серьезном отдыхе. У них есть способность концентрироваться на своем проекте целыми днями, как лазер, но затем им нужно дать сбой, прежде чем они сгорят.
2. Они часто очень умны, но в то же время могут быть совершенно наивными. Есть доказательства того, что, хотя творческие люди могут иметь высокий IQ, они также, как правило, имеют более низкую эмоциональную зрелость, чем большинство людей. Короче говоря, они как супер-умные дети.
3. Очень творческие люди, как правило, очень ответственные, целеустремленные и дисциплинированные люди, но в то же время они также склонны к совершенно безответственному и беззаботному подходу к жизни и своей работе.
4. Творческие люди то фантазируют, то глубоко укореняются в реальности. Они, как правило, не производят работу, которая просто «причудлива» по своей природе — они производят оригинальную работу, основанную на здравом мышлении.
5. В то время как большинство людей, как правило, в основном интроверты или экстраверты, высоко творческие люди часто действуют на обоих крайних концах шкалы интровертов-экстравертов. Они жаждут чужого внимания и требуют изоляции и одиночества в равной степени.
6. Высокотворческие люди обычно очень скромны и горды одновременно. Хотя они полностью осознают свой талант, они также знают, что «стоят на плечах гигантов», и чувствуют себя униженными этим.
7. У большинства людей преобладают мужские или женские наклонности, но у высокотворческих людей есть и то, и другое. Тесты показали, что молодые творческие девочки, как правило, более властны и напористы, в то время как молодые талантливые мальчики менее агрессивны.
8. Высокотворческие люди, как правило, уважают традиции, но также имеют бунтарский характер. Самые продуктивные творческие люди знают правила и понимают, как им соответствовать, но обычно они одержимы их нарушением.
9. Творческие люди очень страстны и очень объективны – они часто одновременно чувствуют привязанность и отстраненность от своей работы. В то время как страсть поддерживает их интерес к работе, объективность делает их лучше.
10. Творческий процесс вызывает крайнюю радость и эмоциональную суматоху. В то время как творческие люди ежедневно борются со своим проектом, они также сообщают о том, что испытывают огромное чувство потери, если им когда-либо мешают работать над ним.
>> Подробнее: Убедительная сила плана «когда-тогда» сделает вас более продуктивным
Сдержки и противовесы
Чиксентмихайи не утверждает, что его список из десяти сложных пар символов является в каком-либо смысле окончательным — на самом деле он считает его довольно произвольным. Он также не говорит, что каждый высокотворческий человек обладает одними и теми же десятью парами. Он предполагает, что высокотворческие люди, как правило, с большей вероятностью имеют противоположные наборы пар персонажей — и что они более экстремальны.
Его результаты также показывают, что одна экстремальная черта личности нуждается в другой, чтобы держать ее под контролем, и именно это сочетание противоположностей делает творческих людей не только очень оригинальными, но и очень продуктивными.
Черты творческого характера
Если вы хотите совершенствоваться и расти как писатель или художник, одна только страсть не обязательно поможет — если ваша страсть не контролируется вашей объективностью.