6. Витальные, социальные, идеальные потребности человека
Классификация потребностей по Симонову П. В.
1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.
2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным.
3. Идеальные потребности, наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.
7. Системная психофизиология
Системная психофизиология — область психофизиологии, рассматривающая системные процессы в ЦНС как основу поведения и психики.
В более узком понимании системная психофизиология рассматривается как развитие теории функциональной системы П. К. Анохина применительно к изучению физиологических основ психики. Задачей
системной психофизиологии является изучение закономерностей
формирования и реализации систем,
составляющих индивидуальный опыт, их
таксономии, динамики межсистемных
отношений в поведении и деятельности.
Структура индивидуального опыта
описывается как набор функциональных
систем (элементов структуры индивидуального
опыта, сформированных в процессе
индивидуального развития) и межсистемных
отношений, складывающихся при формировании
и актуализации систем. В качестве единицы
структуры индивидуального опыта
(«состояние
субъекта поведения»
по В.Б. Швыркову) рассматривается набор
систем разного «
8.
Методы психофизиологических исследованийПсихофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.
Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.
За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии. Среди них:
Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ) — регистрация радиально ориентированных источников тока, позволяющая строить динамические карты распределения плотности тока на поверхности скальпа, отражающие локализацию активности нейронов. Метод расчета эквивалентных диполей дает возможность определять локализации активности нейронов в глубине мозга в фоне и при работе со стимулами.
Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ) — бесконтактная регистрация магнитных полей на поверхности скальпа, отражающих протекание тангенциальных токов в нервных клетках коры головного мозга человека, позволяющая расчитывать интенсивность и локализацию источников тока, формируя в динамике карты активности нейронов.
Транскраниальная магнитная стимуляция мозга, позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.
Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, дающий возможность строить динамические карты распределения частотных составляющих, отражающих разные уровни активации мозга.
Структурная магнитно-резонансная томография – получение изображений анатомических особенностей мозга человека, на которые накладываются данные о локализации очагов активности, получаемые на основе МЭГ и ЭЭГ.
Функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая в сочетании со структурной томографией мозга получать карты деоксигинации гемоглобина, отражающие локальную активацию нервных клеток во время психической деятельности.
Магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая в сочетании со структурной томографией получать динамические карты распределения биологически активных веществ в мозге человека.
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) в сочетании со структурной томографией позволяет строить карты распределения локального кровотока, отражающего уровень активности нервных клеток и их вовлеченность в психические процессы и функции.
Многоканальная электромиография, позволяющая строить карты вовлечения в реакции мышечных единиц различных участков лица и тела для контроля за эмоциональными состояниями.
Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ-регистрацией, обеспечивающая контроль за уровнем функционального состояния.
Потребности человека, или из чего складывается счастливая жизнь
Автор: Дмитpий Анатoльeвич Жyкoв, доктор биoлoгических наук, стapший научный сотpyдник лабоpaтории сравнительной гeнeтики поведения Института физиoлогии им. И.П. Пaвлoва РАН (Санкт-Петербург).
Различные формы поведения людей обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт или серия актов. Например, говорят о пищевом, исследовательском, половом, агрессивном и т. д. поведении. Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные. Рассмотрим каждую из них и узнаем, что лежит в основе практически любых потребностей и форм поведения людей.
Название этой группы потребностей произошло от латинского vitalis — жизненный. Среди них выделяют три подгруппы: самосохранения, самовоспроизводства и самоподдержания.
Потребности в самосохранении способствуют сохранению физической целостности организма: любой организм нуждается в поступлении питательных веществ и воды. При дисбалансе диеты возникают потребности в отдельных компонентах нормального питания («хочется мяса»). Кроме того, любой организм стремится избежать механических повреждений и следовательно всего, что может их причинить — будь то клыки хищника, град или движущийся автомобиль.
Потребность в самовоспроизведении часто называют половой. Это не совсем точно. В отношениях люди удовлетворяют сразу несколько потребностей. Поэтому половую потребность легко разложить на несколько витальных и социальных потребностей.
Потребности в самоподдержании организма связаны с сохранением его функциональной целостности и поддержанием работоспособности. И животные, и человек нуждаются в постоянном раздражении сенсорных систем — зрения, слуха и т. п. Для удовлетворения сенсорной потребности имеет значение не информационная нагрузка, а количество и разнообразие раздражений органов чувств.
Животное, которому во время опыта разрушают структуры мозга, где расположены сенсорные входы, впадает в состояние, неотличимое от глубокой потери сознания. У первых космонавтов возникали психические расстройства, вызванные отсутствием привычной сенсорной информации, обусловленной гравитацией. Известно, что однообразные кварталы новостроек повышают утомляемость, ухудшают настроение, вызывают тягостные ощущения в груди и животе и т. п. именно из-за своей монотонности. У человека, вынужденного постоянно находиться в такой среде, возникает дефицит сенсорного притока.
По сути, потребность в информации — это развитие потребности в сенсорном притоке. Люди, которые пришли посмотреть на носорога, удовлетворяют тем самым потребность в информации. Преподаватели, которые могут сравнивать, отмечают, что кадеты военных училищ значительно более любознательны и прилежны, чем ученики обычных школ, гимназий и лицеев. Вероятно, дело в том, что казарменный режим ограничивает и сенсорный, и информационный приток. Поэтому подростки, запертые значительную часть недели в стенах училища, жадно интересуются и такими предметами, которыми им не придется непосредственно заниматься в их будущей профессиональной деятельности, например биологией.
Обе потребности (в сенсорном притоке и в информации) биологически обоснованы тем, что постоянный сбор сведений об окружающей среде — жизненно необходимое условие выживания каждого человека и животного. Эта потребность лежит в основе их исследовательского поведения, а ее величина колеблется внутри каждого вида. И среди людей, и среди любых видов животных есть особи, которые быстро теряют интерес к предмету, если он не связан с едой, безопасностью и прочими насущными проблемами.
В то же время и среди кошек, например, и среди людей есть такие, которые могут подолгу заниматься вещами, не имеющими биологической значимости. Правильнее будет сказать, не имеющими актуальной биологической значимости. Неизвестно, как изменятся условия существования и какие свойства вещей окажутся важными для выживания. Поэтому определенная часть сообщества должна заниматься ерундовыми, с точки зрения большинства, исследованиями, про которые говорят, что они «не имеют практического значения».
Иногда выделяют потребность в двигательной активности. Действительно, все люди тяжело переносят неподвижность. Однако эта потребность состоит из информационной и сенсорной, так как в мышцах находятся рецепторы, посылающие в центральную нервную систему информацию о сокращении мышц и взаимном положении конечностей. Таким образом, во время утренней зарядки мы не только «разминаем» мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но еще и активируем ЦНС потоком нервных импульсов от рецепторов, находящихся в мышцах и внутренних органах.
Жизненная необходимость в движении недавно была показана в экспериментах на мышах, имевших свободный доступ к алкоголю. Его потребление было нулевым. В домашние клетки были установлены «беличьи колеса», в которых мыши бегали по несколько часов в сутки. Потребление алкоголя оставалось нулевым. После того как колеса убрали, мыши, лишенные ежедневной порции движения, стали пить алкоголь. Его потребление служит показателем психического неблагополучия. Следовательно, ежедневное движение благоприятно сказывается на состоянии психики, а лишение возможности двигаться ухудшает самочувствие.
Потребность в эмоциях биологически определяется их ролью в организации поведения. Обычно она неочевидна, так как человек, который ведет активную социальную или хотя бы только трудовую жизнь (например, лесник), испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты человека ограничиваются вследствие выхода на пенсию, болезни и т. п. В быту основным источником эмоций для таких людей становится телевизор. Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении взрослых животных и людей.
Легко заметить, что три названные выше потребности самоподдержания тесно связаны друг с другом. Ограничение сенсорного и информационного притока ведет к эмоциональным расстройствам. Писатели XIX в. (например Николай Лесков и Анатоль Франс) неоднократно отмечали дурной нрав монахов и монахинь. То же самое можно наблюдать и сегодня в замкнутых коллективах (во время дальних экспедиций, в гарнизонах и закрытых учебных заведениях) или в дачных поселках, заполненных пенсионерами («Уймите вашу кошку, которая пугает нашу собаку»). В условиях сенсорного и информационного голода любое, даже незначительное, событие приобретает яркую эмоциональную окраску, неадекватную значению этого изменения в окружающей среде. Психологический дискомфорт в условиях информационного голода может легко переходить в психические расстройства.
Четвертая потребность самоподдержания — гедонистическая, или потребность в приятных ощущениях. Козьма Прутков совершенно справедливо отметил: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». Беседа с другом удовлетворяет информационную потребность и социальные потребности. Еда — это не только удовлетворение потребности в энергии и строительном материале для организма, но и получение удовольствия в результате вкусовых ощущений. Особенно эффективно гедонистическая потребность удовлетворяется с помощью сладкого.
К этой группе относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего — с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически все, что мы делаем, мы делаем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.
Социальной самоидентификацией человек спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.
У каждого человека существует потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Все поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе идентификации себя с определенной группой: семьей, конкретным государством, народом, трудовым коллективом, болельщиком футбольной команды, группой в социальных сетях и т. д.
Иногда сообщества формируются по случайным, малозначимым признакам. Это может быть одинаковая фамилия, если она редкая или если ее носит некий выдающийся человек. Или общая болезнь или даже цвет волос. Важно, что объединение в сообщество улучшает психическое самочувствие людей. В рассказе Вадима Шефнера «Фиалка молчаливая» людей с переломами правой ноги помещали в одну палату, а с переломами левой — в другую. Так поступали для того, «чтобы у больных была общая тема для разговоров».
В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для человека, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.
Часто социальная идентификация подчеркивается некими атрибутами. Понятие «честь мундира» было равнозначно понятию «честь полка». Особенности одежды были жестко регламентированы в сословном обществе. Многие вещи человек делает только потому, что «так принято» в том обществе, членом которого он себя считает. Вести себя определенным образом только потому, что «так принято», и является удовлетворением этой потребности.
Например, греки и римляне не носили штанов. Это не всегда удобно, к примеру больным приходилось обматывать тканью голени и бедра. Но использовать такую практичную вещь, как штаны, они считали невозможным, поскольку для них это было признаком варварства. В современном европейском обществе особенности поведения, в том числе и выбор костюма, тоже играют огромную роль для удовлетворения потребности в социальной самоидентификации.
Человек считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. За неимением другой группы люди считают себя членами той, какая есть. Например, одно из существующих определений понятия «родственники» звучит так: это группа совершенно посторонних людей, которые периодически собираются выпить и закусить по поводу изменения их количества.
В самом деле, отвечая на вопрос: «Перечислите 20 человек, общение с которыми доставляет вам наибольшее удовольствие», испытуемые упоминают не больше двух родственников, причем это, как правило, члены семьи. Анализ описания испытуемыми отношения к родственникам показывает, что в большинстве случаев эти люди воспринимаются ими как чуждые им личности с другими интересами, другой системой ценностей, другим стилем жизни и другим чувством юмора. Тем не менее, общаясь с родственниками на свадьбах, поминках и юбилеях, человек испытывает душевный подъем в силу того, что при этом удовлетворяется его потребность в социальной самоидентификации.
Патриотизм чаще всего основан на самоидентификации людей как членов метафизических, т. е. не имеющих материальных объектов, могущих служить символом единения, сообществ. Классический пример влияния субъективных категорий на вполне материальное развитие событий — переименование улиц в блокадном Ленинграде. Действительно, боевые действия велись успешнее людьми, которые живут в городе, где есть Невский проспект, Садовая улица и Дворцовая площадь, чем жителями города с проспектом 25-го Октября, улицей 3-го июля и площадью Урицкого.
Чтобы удовлетворить потребность в социальной самоидентификации, человек должен определить, какая из социальных групп в данный момент для него наиболее важна. Поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе самоидентификации как члена определенной группы: члена семьи, гражданина того или иного государства, представителя нации, члена трудового коллектива, болельщика футбольной команды и т. д. Обычной является смена самоидентификации. Человек бессознательно ассоциирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом (приятнее болеть за чемпиона, а не за вечного середнячка).
Кроме того, очень важно, насколько комфортно чувствует себя человек в данном сообществе. Однажды в Германии библиотекарша услышала, как возле копировальной машины я по-русски отсчитываю вполголоса страницы и заговорила со мной. Она уехала из Чехословакии в начале 1970-х гг. (после оккупации 1968 г.) и среди прочего сказала удивившую меня вещь: «Мы вас (русских) так ненавидели, а сейчас нам так вас не хватает». Можно сделать вывод, что этой женщине так и не удалось интегрироваться в немецкое общество. Она идентифицирует себя как «жителя стран социалистического содружества».
Потребность в дружелюбных отношениях — одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных — это так называемые скучивание и взаимная чистка.
Некоторые социальные потребности трансформируются в искусственные, что наиболее ярко проявляется в ценах на предметы искусства. Картина может висеть десятилетиями, пока какой-нибудь эксперт не обнаружит, что ее написал не никому не известный художник, а знаменитый. Цена полотна тут же увеличится в сотни раз. Ни художественная, ни историческая ценность предмета искусства не изменилась, но теперь люди готовы платить за него огромные деньги. В основе этого феномена лежит их потребность в тщеславии.
Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья человека, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей — человеческого общества, социума.
Психические расстройства детей, лишенных по той или иной причине возможности удовлетворять социальные потребности, доказывают жизненную важность последних. Примером могут быть так называемые нефрустрированные дети, которых воспитывают, не отказывая им ни в какой просьбе и ничего не запрещая. Когда они вырастают, у них возникает целый ряд когнитивных и эмоциональных расстройств. Это объясняется тем, что в детстве они были лишены возможности удовлетворять естественную для ребенка потребность «следования за лидером».
Идеальные потребности есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, к идеальным потребностям, которые отличают человека от животного, Аристотель отнес «стремление к познанию». Надо отличать его от потребности в информации, которая проявляется у животных в исследовательском поведении. Даже лабораторная крыса, живущая в одной и той же клетке несколько месяцев, периодически обходит все стенки, интенсивно шевеля вибриссами.
Человеку же свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира. Например, домашняя кошка старается получить еду. Эмпирическим путем она быстро устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу живущего с ней человека. Но откуда берется рыба, а тем более вареная рыба — такими вопросами кошка не озабочена.
Поскольку потребность в познании обнаруживается далеко не у всех людей, то иногда к отличающим человека от животного потребностям относят потребность не в познании, а в самопознании: как сказал Хилон Лаконский, «познай самого себя».
В остальных потребностях, которые принято относить к идеальным, как правило, можно выделить компоненты, являющиеся другими потребностями. Например, потребность в религии определяется, в частности, потребностью в социальной самоидентификации, т. е. в принадлежности к определенному ограниченному сообществу людей, которое отличается от других человеческих сообществ рядом внешних признаков. Кроме того, в религиозных чувствах присутствует и реализация потребности подчинения лидеру, на котором лежит ответственность за все происходящее.
Атеисты же вынуждены признать, что все неприятности, которые с ними случаются, происходят по их собственной вине. По крайней мере, человек является соучастником подавляющего числа происшествий, приносящих ему огорчения. Не злые люди, не роковое стечение обстоятельств и, конечно же, не божий промысел повинны в бедах и несчастьях человека, а только он сам. Такой вывод принять непросто. Поэтому постоянно возникают и будут возникать самые разные системы мироощущений, выполняющие главную функцию религии — перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства.
К идеальным иногда также относят потребности, не увеличивающие жизнеспособность самой особи или сообщества, к которому она принадлежит. В частности, идеальными считаются информационная и социальные потребности, если они доминируют над потребностями самосохранения.
Первое, что вспоминается — это пирамида Маслоу. В ее основании лежат потребности в еде и питье, а на самой вершине находится идеальная потребность, которую Абрахам Маслоу назвал потребностью в самореализации.
В первом приближении такая схема справедлива. Однако основное уточнение связано с многообразием человеческих личностей. У одних людей есть сильная потребность в накоплении витальных ресурсов (денег), у других — потребность лидировать, для чего надо деньги широко тратить. У третьих же преобладает потребность оставаться незамеченными.
Кроме того, отнюдь не всегда витальные потребности доминируют над социальными. Тургенев вспоминал, что однажды был приглашен на обед Белинским. Хозяин усадил гостя и завел беседу. Время шло, и наконец Тургенев спросил: «А что нынче к обеду?» На это Белинский воскликнул: «Не понимаю, как можно есть и пить, если не решен еще вопрос: есть ли Бог!»
Набор основных потребностей и их иерархия у каждого человека индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.
Наконец, соотношение потребностей конкретного человека постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую — происходит смена доминирующих мотиваций.
Представление о соотношении потребностей у каждого человека свое, оно отражает мировоззрение конкретной личности. Например, отрицание социальных потребностей характерно для античной школы циников, самым известным представителей которой был Диоген, утверждавший: «Все, что естественно, то не безобразно». В современном понимании «цинизм» — это отрицание идеальных потребностей и альтруизма, который относится к социальным потребностям.
В заключении нашего краткого экскурса в потребности людей необходимо подчеркнуть, что в реальном — а не в модельном — поведении люди всегда удовлетворяют целый ряд потребностей. Пожалуй, единственный случай, когда человек удовлетворяет одну-единственную потребность, это когда он торопится в туалет. Это поведение определяется социальной потребностью уединяться при отправлении естественных надобностей.
Научитесь жить счастливо и насыщенно, составив свой учебный план при обучении по индивидуальной программе.
Изучите сегодня
Также смотрите
Иерархия основных потребностей Маслоу
Во всем мире люди делают одни и те же вещи совершенно по-разному. Хотя поведение рас и культур различно, основные потребности, которые они удовлетворяют, очень похожи. Авраам Маслоу — психолог, изучавший эти потребности.
Большая часть работ Маслоу была посвящена тому, как люди добиваются от себя лучшего. Он исследовал продуктивных, уравновешенных и счастливых людей. Сначала он изучал знаменитых, таких как Линкольн, а затем и малоизвестных. Он нашел общие черты во всем. Это были любовь к жизни, творчество, высокая энергия, чувство юмора и хорошие отношения в их жизни. Люди с такими характеристиками самодостаточны. Маслоу назвал их самореализованными: то есть они используют весь свой потенциал.
Маслоу обнаружил, что у всех людей есть пять уровней потребности в удовлетворении, и самореализовавшиеся люди постоянно удовлетворяют все пять из этих потребностей. Маслоу рассматривал эти потребности в иерархии; список идей, ценностей или объектов от низшего к высшему.
УРОВЕНЬ 1: Физические потребности выживания
Первая и самая основная из всех потребностей связана с физическим выживанием. Это потребность в еде, питье, крове, сне и кислороде. Если человек не может удовлетворить эту основную потребность выживания, она доминирует над его интересами и заботами. Человек, который замерз, болен или голоден, не будет очень заинтересован в общении, учебе или работе.
УРОВЕНЬ 2: Требования физической безопасности
Как только потребности физического выживания удовлетворены, возникает новый набор потребностей. Потребности физического выживания все еще существуют, но регулярно удовлетворяя эти потребности, человек осознает следующий уровень потребности человека – физическую безопасность. Это потребность чувствовать себя в мире в безопасности: чувствовать себя в безопасности от личной опасности и угроз; лишение на Уровне 2 приводит к страху.
УРОВЕНЬ 3: Потребность в любви и принадлежности
Как только потребности в физическом выживании и безопасности регулярно удовлетворяются, начинает проявляться потребность в любви, привязанности и принадлежности. Потребности уровня 3 вытекают из того факта, что люди общительны и нуждаются в отношениях с другими. Маслоу утверждает: «Человек… будет жаждать нежных отношений с людьми в целом ради места в группе».
Семья или принадлежность – потребность принадлежать к группе, семье, религии, городу или классу.
Принятие и понимание – потребность чувствовать себя хорошо и знать, что другие принимают вас таким, какой вы есть.
Любовь и привязанность – потребность как получать, так и дарить любовь.
Близость – потребность делиться сокровенными мыслями с другими близкими и заботливыми способами.
Обделенные на этом уровне люди кажутся скучающими и безрадостными, даже если они хорошо справляются с выбранными задачами. У них есть чувства одиночества, боли, печали, разлуки и никчемности.
УРОВЕНЬ 4: Потребности в самооценке
За некоторыми исключениями, люди в нашем обществе нуждаются в том, чтобы чувствовать свою ценность и что-то считать. Это называется потребностью в уважении. Это степень самоуважения и уважения со стороны других. Самоуважение включает потребность в уверенности, достижениях, независимости и свободе. Уважение со стороны других включает в себя признание, внимание и признательность.
УРОВЕНЬ 5: Самореализованный (самореализация)
Если удовлетворены первые четыре потребности, вероятно, разовьется новая: потребность в самореализации. Это значит стать тем, кем человек может быть: развить все аспекты – физический, социальный, эмоциональный и духовный. Среди характеристик самореализованных людей — осознание жизни, завершенность, радость, незабываемые моменты или периоды радости, единства и понимания.
6 Основные потребности человека – что это такое и как они влияют на ваш выбор
Все люди очень разные. Мы принадлежим к разным этническим группам, странам, происхождению, полу и системам убеждений. У нас разные интересы, карьера, хобби и образ жизни.
Однако, какими бы разными мы ни были, все мы разделяем одни и те же основные человеческие потребности.
Первоначальная концепция «основных потребностей человека» была написана гуманистическим психологом Абрахамом Маслоу. Он написал о том, что назвал «иерархией потребностей» в своей книге «Мотивация и личность». Идея заключалась в том, чтобы изучить психологию психически здоровых людей.
Иерархия потребностей Маслоу в следующем порядке:
- Психологические потребности
- Безопасность и защищенность
- Любовь и принадлежность
- Самоуважение
- Самоактуализация
- Определенность: потребность в безопасности, комфорте, постоянстве в определенных аспектах нашей жизни и стабильности.
- Разнообразие: потребность в разнообразии, вызовах, азарте и приключениях.
- Значение: потребность в одобрении, в ощущении себя желанным, в ощущении себя особенным и в том, что его услышали.
- Связь/Любовь: потребность в социальной сети, сообществе, привязанности и близости с другими.
- Рост: для интеллектуального, духовного, физического и эмоционального развития.
- Вклад: Необходимость использовать наше творчество, чтобы давать, служить и даже воспроизводить жизнь на физическом уровне.
5 Самоактуализация
6 Каждое подсознательное желание каждого человека эти потребности удовлетворены и что большая часть нашего существования уходит на удовлетворение каждой из этих потребностей.Каковы 6 основных потребностей человека?
Тони Роббинс, знаменитый успешный тренер, оратор и писатель, использовал иерархию потребностей Маслоу для создания того, что он называет «шестью основными человеческими потребностями».
Его концепция шести основных человеческих потребностей расширяет теорию Маслоу. Концепция шести основных человеческих потребностей объясняет, что у нас, как у людей, есть основные психологические потребности. Роббинс объясняет, что эти основные психологические потребности определяют каждое решение, которое мы принимаем в жизни.
Некоторые из этих потребностей удовлетворяются в детстве, а другими, возможно, пренебрегают. Это приводит к тому, что мы пытаемся удовлетворить эти потребности во взрослой жизни, иногда позитивно, а иногда негативно.
Эти 6 основных потребностей человека:
Как 6 основных человеческих потребностей влияют на выбор, который вы делаете
Эти 6 основных человеческих потребностей влияют на выбор, который вы делаете во взрослой жизни. Это особенно верно, если в детстве вы не получили того, в чем нуждались.
Когда нашими основными человеческими потребностями пренебрегают, мы склонны чрезмерно компенсировать это другой сферой своей жизни, чтобы функционировать в обществе.
Уверенность
Когда мы вырастаем без базовой потребности в уверенности, мы можем принимать решения, которые чрезмерно компенсируют и создают среду крайнего контроля.
Например, если в детстве вы были бездомным или постоянно переезжали из-за того, что ваши родители не имели постоянного дохода, возможно, у вас не развилась базовая потребность в уверенности. В результате, став взрослым, вы можете очень много работать, чтобы убедиться, что у вас есть место для жизни, еда и скопить все свои деньги.
Вы можете преуспевать в организованной структурированной среде и получать удовольствие от последовательных людей, то есть они делают то, что говорят, что собираются делать. Кроме того, вы можете избежать большого риска или избежать новых впечатлений, которые сильно отличаются от вашей повседневной жизни. Это может негативно повлиять на вторую базовую потребность в разнообразии, что может привести к общему дисбалансу в жизни.
Разнообразие
Будучи взрослыми, наша основная потребность в разнообразии побуждает нас пробовать новые вещи и стремиться к необычным впечатлениям.
Например, если вы выросли в очень консервативной семье или в сообществе, где все выглядели одинаково, в зрелом возрасте вы можете отправиться в кругосветное путешествие. Возможно, вы захотите встряхнуть свою жизнь, встречаясь с разными людьми, употребляя в пищу разные продукты и создавая новые традиции.
С другой стороны, возможно, вы выросли и до сих пор живете очень консервативной жизнью, похожей на ваше детство. Однако в этом сценарии вы можете чувствовать себя неловко или страдать от беспокойства, поскольку в вашей жизни недостаточно разнообразия. Сознательно вы можете знать, что что-то не так, но подсознательно вы можете не понимать, почему.
Значимость
Наличие здорового баланса значимости означает, что в детстве вы получали положительное подкрепление и одобрение со стороны родителей или опекунов. Возможно, вас хвалили за выполнение задач в разном возрасте, которые продемонстрировали ваш рост, сострадание, силу и общий интеллект.
Если вы не получили здорового баланса потребности в значимости, то во взрослом возрасте вы можете развить в себе склонность угождать людям. Вы можете чрезмерно отдавать свои ресурсы или время другим, даже если они не отвечают вам взаимностью. Это может привести к печали, депрессии и беспокойству.
Связь/Любовь
Наши 6 основных потребностей не только влияют на решения о том, как мы живем, но они также влияют на решения, касающиеся людей, которых мы допускаем в нашу жизнь.
Например, если мы выросли в семье, где к нам не проявляли любви и привязанности, у нас может отсутствовать базовая потребность в общении. Это, в свою очередь, может привести к тому, что мы будем встречаться или дружить с людьми, которые склонны к манипулированию, нарциссизму и жестокости, поскольку ваше отчаянное желание любить подсознательно позволит вам принять неподобающее поведение других.
Рост
Физический, умственный и эмоциональный рост может быть волнующим. Расширение — это секрет человеческого существования. Как люди, мы подсознательно желаем роста на каждом уровне нашей жизни и даже на физическом уровне посредством размножения.
Например, вы можете узнать, как увеличить свой доход за счет карьеры. Или вы можете расширить свое мышление, изучая новые духовные практики или личностное развитие. Вы также можете расширить свою семью за счет детей или усыновления. Возможно, вы захотите укрепить свое здоровье, развивая практику здорового образа жизни, основанную на качественном питании и физических упражнениях.
ВкладВклад заключается в том, чтобы знать, что мы используем свои творческие таланты и дары, чтобы изменить мир. Как люди, мы подсознательно желаем оставить наследие — оставить свидетельства того, что мы существовали иногда в большом или маленьком смысле.
Например, вы можете вырасти и захотеть стать художником или музыкантом или создать благотворительную организацию, которая помогает другим.
Идея состоит в том, что вы удовлетворяете потребность вносить свой вклад в мир и дарить свои дары другим.
Советы по удовлетворению 6 основных человеческих потребностей
Если вы знаете, что в вашей жизни может возникнуть дисбаланс из-за пренебрежения одной из 6 основных человеческих потребностей, попробуйте эти советы, чтобы вернуться на правильный путь .
Создайте больше стабильности
Если вам нужна уверенность, посмотрите, где вы можете создать больше стабильности.
Возможно, взгляните на свои финансы и посмотрите, нужно ли вам начать работать над своим бюджетом и выплачивать долги. Я настоятельно рекомендую книгу Дэйва Рэмси «The Total Money Makeover», чтобы вы могли приступить к работе с солидным бюджетом.
Если вы хотите навести порядок в своем расписании, попробуйте использовать планировщик календаря Simple Elephant на день, неделю и месяц для повышения производительности и постановки целей. Этот планировщик даст вам место для записи ваших целей, того, на чем вы хотите сосредоточиться, вашего ежемесячного расписания и еженедельного списка дел. Наличие надежного планировщика поможет вам сосредоточиться на задаче и добиться большей последовательности.
Измените режим тренировок
Существует так много способов внести разнообразие в свою жизнь. Вы можете начать больше путешествовать по новым местам, заняться новым хобби, попробовать новую тренировку или начать свой бизнес.
Чтобы внести больше разнообразия в свою жизнь, мне нравится добавлять в свой режим новую тренировку с помощью Beachbody on Demand.
Beachbody предлагает множество различных тренировок с разной продолжительностью, для начинающих, средних и продвинутых. Тренировки варьируются от танцев, станка, поднятия тяжестей, йоги и интервальных тренировок. Это простой, но эффективный способ внести разнообразие в свою жизнь, а также улучшить свое здоровье.
Используйте аффирмации и поговорите со специалистом
Понимание того, как утвердить себя, является важной частью формирования потребности в значимости. Попробуйте использовать аффирмации, чтобы напомнить себе о своей важности.
Например, читайте по 1 аффирмации каждый день утром, когда просыпаетесь. Это может быть так просто, как «Я люблю себя», или «Я достоин», или «Мне достаточно».
Значимость также может быть связана с детской травмой, о которой вы, возможно, не думали или не хотели столкнуться. В этом случае может быть полезно поговорить с лицензированным терапевтом или консультантом.
Onlinetherapy.com – отличная онлайн-программа, которая предлагает различные уровни терапии по разным ценам в зависимости от того, сколько внимания, по вашему мнению, вам может понадобиться. К нему также можно получить доступ, где бы вы ни находились.
Обсуждение проблем, связанных со значимостью или одобрением, может стать отличным шагом к тому, чтобы почувствовать, что вас видят, слышат и что вы особенный.
Практикуйте заботу о себе
Лучший совет для любви и связи — сначала убедитесь, что вы проявляете любовь к себе. Вливая заботу о себе в свою жизнь, вы открываете для себя больше любящих и добрых связей.
Вы также можете попробовать посетить сетевые мероприятия или общественные мероприятия в нерабочее время. Meetup.com – отличный онлайн-ресурс, с помощью которого вы можете связаться с различными заинтересованными группами в вашем сообществе и по всему миру.
Попробуйте воспользоваться этими советами, если вы хотите начать привлекать в свою жизнь больше связей, любви или значимой дружбы.
Изучите новый навык
Рост — это изучение чего-то нового и применение полученных знаний в жизни. Попробуйте записаться на новый онлайн-курс, который поможет вам развиваться в интересующей вас области.
Если вы знаете, что хотите достичь своих целей, обрести уверенность в себе и выйти из затруднительного положения, взгляните на мою 90-дневную программу индивидуального коучинга. Коучинг — это еще один способ развить себя лично и увидеть, в каких областях вам может понадобиться поддержка, чтобы вы могли двигаться вперед в жизни.
Суть в том, что вы должны быть готовы узнать что-то новое или расширить то, что вы уже знаете, чтобы открыть себя для умственного, физического и духовного роста.
Вклад в общество
Есть много способов поделиться своими дарами и талантами с миром. Волонтерская работа с местной благотворительной или некоммерческой организацией — отличный способ помочь.