18.12.2024

Почему человек тянется к творчеству: Почему люди тянутся к творчеству? ~ Поэзия (Прозаические миниатюры)

Что значит творчество для нас ⋆

Данный материал предназначен для воспитательной работы с детьми 7-10 лет, может быть использован педагогами дополнительного образования и учителями начальных классов.

Пенькова Л.А.,
педагог дополнительного образования
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования,
Тула

Я человек — Творца частица!
Как можно этим не гордиться!
Я человек! Рождён творить
И радость всем вокруг дарить!

— Дорогие ребята, как вы полагаете: каждый из вас творческий человек? Конечно, да! В каждом человеке от рождения заложена способность к творчеству! Выразить себя в творчестве могут все, только одним это удаётся делать более активно, другим менее.

Вы ошибаетесь, если утверждаете, что к творческим людям относятся лишь поэты, писатели, художники, музыканты и артисты. Творческим человеком можно стать в любом деле, и любой вид деятельности может стать творчеством.

Поэзия, изобразительное искусство, швейное дело, приготовление пищи и даже уборка помещения являются разными формами творчества. Существуют многочисленные способы, при помощи которых человек может выразить себя творчески. Не важно, какому виду творчества мы отдаём предпочтение. Главное, чтобы творчество дарило нам ощущение счастья. А это обязательно случается, если творить с душой, с увлечением, с вдохновением, с желанием принести своими действиями радость себе и окружающим. Следовательно, станет каждый из нас творческим человеком или нет, зависит только от нас самих, точнее от нашего подхода к делу.

К примеру, помогите маме вымыть посуду, только делайте это с хорошим настроением, аккуратно, можно даже напевать песенку при этом, и тогда превратитесь в настоящих творцов чистой посуды! Можете полить цветы, но не просто налить воды в цветочный горшок, и на этом дело завершить. Так себя творчески не выразишь! Вы поговорите с цветочком, подарите ему добрые слова. У него тоже есть сердечко, и оно тянется к ласке.

Погладьте цветочек, как вы гладите котёнка, протрите его листики. Он, в отличие от котёнка, не может сам умываться.

Вы почувствуете, как обрадуется цветок, он будет вам улыбаться. А позже вы увидите, как обрадуются ваши мамы! А от того, что вы подарили радость другим, ваше настроение станет лучше, то есть ваше внутреннее солнышко засияет ещё ярче!

Доброе отношение к другим людям — это тоже творчество! Можно быть талантливым и в этом! Творчество дарит нам радость и возможность открывать в себе новые грани наших способностей, помогает саморазвиваться. Оно очень полезно для всех нас.

Дорогие ребята, учитесь красиво думать, красиво говорить, красиво делать — это тоже творчество, и оно божественно!

Давайте с вами внимательно рассмотри буквы в слове

Т — В — О— Р — Ч — Е — С — Т — В — О

Среди них мы найдём те, которые составляют слово ТОРТ!

Творчество, на самом деле, такое же вкусное и сладкое, как торт! Когда человек занимается любимым делом, он получает удовольствие, его жизнь наполняется смыслом и радостью, а счастье и радость не могут обходиться друг без друга.

А ещё в слове ТВОРЧЕСТВО есть буквы, которые входят в состав слова РОСТ. Рост очень важен для нашего жизненного творческого пути.

Я имею в виду не рост вашего физического тела, оно у вас вырастет обязательно. Каждому человеку необходимо стремиться расти духовно, а это значит: учиться любить себя и других, учиться различать добро и зло, избегать зла, подружиться с добром на всю жизнь, чтобы дарить радость миру, быть благодарным, становится лучше и лучше во всех отношениях, то есть двигаться к совершенству.

Не забывайте, дорогие ребята, что каждый из вас — человек, который пришёл на планету Земля, чтобы делать её ещё ярче и светлее собой, своим творчеством и получать радость от своих творческих успехов!

Я человек! Я мир и свет!
Я радость творческих побед!

А теперь, дорогие друзья мы устроим праздник творчества, посвящённый успеху!

Нисколько не сомневаюсь в том, что каждый из вас уже достигал определённого успеха в своей жизни, и это заслуживает похвалы и уважения! Но человек не может останавливаться на достигнутых результатах, ему надо двигаться вперёд, потому что жизнь, как река, не стоит на месте.

Нам необходимо постоянно приобретать новые знания, умения, навыки, стремиться к самосовершенствованию, а значит, расти, расти духовно. Мне хочется, чтобы все вы были успешными и счастливыми, поэтому сегодня для вас откроются сокровища успеха! Успех с удовольствием подскажет вам, как с ним подружиться навсегда!

Без устремлённости вперёд человек не сможет достичь успеха!

Дорогие друзья, прямо сейчас каждый из вас сделает шаг на пути к успеху, все дела всегда начинаются с первого шага!

Встаньте, пожалуйста, в круг. Наш круг мы назовём «Солнце успеха!». Почему солнце? Потому что без солнца невозможна жизнь на Земле. Оно дарит нам жизнь, а значит: и все её события. Каждому из вас нужно назвать своё имя и сделать шаг вперёд со словами: «Иду к успеху!»

Пример: «Я Анастасия, иду к успеху!»

Анализ: замечательно, дорогие друзья! Мы и познакомились, и каждый сделал свой первый шаг к успеху!

Инструкция. Дорогие друзья! Успех передал для вас эту волшебную шкатулку. В ней находится самая ценное его сокровище — подсказка, как стать успешным человеком.

— Давайте достанем из волшебной шкатулки подсказку успеха. Кто желает её озвучить?

— Прочитай, пожалуйста, для всех выразительно и громко содержание подсказки.

(Подсказка успеха: Ставь перед собой цель и стремись её достичь!)

— Дорогие ребята, мы приходим на планету Земля, чтобы быть счастливыми, а значит успешными. Успеха может достичь любой человек, но для этого надо знать, из чего успех складывается. Главное — это твоя красивая и яркая цель, двигаться к которой необходимо постоянно и настойчиво.

Сейчас мы с вами на примере розы проследим: какой путь она проделывает до того момента, когда расцветёт, то есть достигнет своего высшего успеха.

Давайте вспомним, как появляется прекрасная царица цветов — роза.

Во-первых, чтобы вырастить красивые розы, в землю надо посадить именно семена роз. Никогда не взойдут розами семена сорняков. «Что посеешь, то и пожнёшь», — мудро говорит русская пословица.

Во-вторых, чтобы розочка порадовала нас своим очаровательным цветением, необходимо её вырастить, создавая благоприятные условия для её роста. Если розу не поливать, не удобрять, не беречь от вредителей, она погибнет. Своим бережным, заботливым, любящим отношением к ней мы даём ей жизнь и ведём её к успеху — цветению, благоуханию красоты цветка, источающего аромат счастья и наслаждения жизнью. Цветение розы — это и наш успех. Мы вместе с розой поэтапно, день за днём шли к её цветению. Во время этого пути к успеху мы не однажды натыкались на её шипы, но это не останавливало нас.

Трудности закаляют, делают сильнее, а преодоление их даёт человеку ощущение гордости за себя, уверенности в своих силах.

Дорогие ребята, сегодня каждый из вас вырастит свой цветок Успеха, станет творцом — цветоводом, проявит свои творческие способности в деле выращивания волшебного цветка Успеха.

Вы вырастите волшебный цветок на бумаге при помощи, карандашей или фломастеров (возможно сделать аппликацию на соответствующую тему).

Педагогом демонстрируется рисунок с поэтапным изображением роста цветка Успеха, символизирующего путь успеха

— Представьте себе, что семя цветка успеха — это ваше любое яркое желание. Цветение цветка Успеха — это цель, которую вы достигнете, когда ваш цветок вырастет и зацветёт.

Дорогие друзья, вырастить цветок успеха сможет каждый из вас самостоятельно, каждый сам и только сам.

Инструкция.

А сейчас на рисунке вы изобразите путь, по которому мы идём к успеху в своих делах на примере роста цветка Успеха. Представьте себе, что вы посадили семя Успеха на благодатную почву своей мечты.

  1. Нарисуйте семя успеха. Это будет обозначать, что вы его посадили.
  2. Далее покажите на рисунке, как это семя прорастает вначале маленьким росточком, головка которого еще касается земли.
  3. Затем покажите на рисунке, как этот крепкий, стремящийся к солнцу росток, начинает уверенно возвышаться над землей, каждый день прибавляя в росте.
  4. Наступает время, когда на стебле начинают расти листья.
  5. Затем формируется бутон цветка успеха.
  6. Рисуем вершину красоты цветка — его цветение.

— Молодцы! Вы достигли цели!

Вы нарисовали последовательность превращения семени цветка Успеха в цветущее чудо, достигшее высоты своего очарования.

Этот рисунок — тоже ваш определенный успех в творчестве изобразительного искусства и в достижении поставленной перед собой цели. В данном случае на бумаге вы смогли вырастить свой цветок Успеха.

По такому пути будет идти осуществление любой другой вашей красивой мечты. Не забывайте! Вырастить свой цветок Успеха в любом деле сможет только каждый сам!

Дорогие друзья, я предлагаю составить букет из всех ваших цветов Успеха. Он будет символизировать общий успех вашего коллектива, который состоялся, благодаря тому, что каждый из вас внёс свою лепту в коллективное дело.

Закончим нашу встречу словами: «Я верю в Успех!» Произнести эту фразу нужно всем вместе дружно, звонко, радостно!

— Замечательно!

И я верю в то, что каждый из вас всегда будет дружить с успехом! Я верю в вас, и вы обязательно верьте в себя!

Дорогие ребята, я заметила: с каким старанием, увлечением и любовью вы рисовали — растили — свой цветок Успеха, а это значит, что каждый из вас превратился в настоящего творческого человека.

Творчество делает нашу жизнь праздничной, помогает всем нам быть счастливыми и полезными окружающему миру, жить с ним в гармонии, то есть с благодарностью, в уважении, дружбе и любви.

Проблема обращения человека к творчеству. По Е. В. Гришковцу — Сочинения ЕГЭ

Проблема обращения человека к творчеству (И. П. Цыбулько – 2022. Вариант № 11)

Что делать человеку, почувствовавшему тягу к творчеству, испытывающему желание творить? Необходимо ли отказаться от следования «души прекрасным порывам» или нужно воспользоваться стремлением создать своё произведение? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е. Гришковца.

Раскрывая проблему обращения человека к творчеству, автор делится своими рассуждениями с читателем. Он утверждает, что в любом возрасте человек может ощутить внутри себя некий голос, который «тревожит, будоражит и зовёт куда-то в неведомое. Пушкин писал, что «любви все возрасты покорны», так и заниматься творчеством можно начать в любом возрасте, если чувствуешь в себе неудержимые позывы творить.
Писатель приводит множество конкретных примеров, которые имеют право на существование в реальной действительности. Вот вышедший на пенсию слесарь — инструментальщик или деревенская старушка неожиданно для окружающих берут в руки кисть и краски и начинают рисовать картины. Конечно, произведения дилетантов нельзя сравнивать с творениями подлинных художников, но эти картины наполнены искренностью и наивностью и обязательно найдут своего зрителя. Главное, что обратившиеся впервые к творчеству люди получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения.

Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что творчество необходимо каждому человеку, независимо от возраста. Каждый, кто чувствует в себе какие-либо способности, должен их реализовать, независимо от своей главной профессии или занятия.

Авторская позиция заключается в следующем: человеку, почувствовавшему тягу к творчеству, необходимо заняться творчеством, независимо от возраста и душевного состояния: «души прекрасные порывы» нельзя в себе душить».
Мне близка позиция автора. Действительно, нельзя пренебрегать своей тягой к прекрасному, стремлением создать что-то необычное, выразить себя с помощью искусства.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова брала уроки пения. Это был период её влюблённости в Андрея Болконского, и в ней жила потребность самовыражения через музыку и пение. Голос её ещё не был обработан, как у профессиональных певцов, но в нём звучала такая искренность, оно было наполнено таким вдохновением, что Николай, услышав пение сестры, забыл о своём огромном проигрыше.

В заключение хочу подчеркнуть занятия творчеством не только доставляют радость и удовольствие, но и помогают человеку выразить себя, приближают его к совершенству.


Текст


(1) Что делать человеку, который вдруг обнаружил в себе некую таинственную потребность и неудержимую тягу к творчеству? (2)Что делать тому, кто услышал внутри себя некий голос, который тревожит, будоражит и зовёт куда-то в неведомое.

(3)Призывает как минимум взять и срифмовать что-то, записать какое-нибудь впечатление, описать увиденное, почувствованное, пережитое…

(4)Такие позывы человек может ощутить в любом возрасте и в любом душевном состоянии, занимаясь делами, очень далёкими от всякого творчества. (5)Что же ему делать?

(6)Ответ простой: захотелось в зрелом возрасте начать писать, петь или танцевать надо садиться писать или искать соответствующий драмкружок, педагога по вокалу или студию танцев. (7)«Души прекрасные порывы» нельзя в себе душить.

(8) Вот только обольщаться и надеяться на значительные результаты не стоит.

(9) Вышедший на пенсию слесарь-инструментальщик или деревенская старушка могут неожиданно для окружающих и для себя самих взяться за кисти, краски и нарисовать десяток-другой картин, наивных и милых картин. (10)Они могут даже оказаться со своими полотнами на модной выставке в модной галерее, они могут сами стать на какое-то время модными. (11)С ними будут «носиться» хитрые галерейщики и арт-дилеры. (12)Однако к настоящей живописи поистине трогательные картинки вдруг ставших художниками пенсионеров будут иметь такое же отношение, как древние наскальные рисунки — к полотнам Рафаэля.

(13) И взявшаяся за живопись доярка, и кандидат экономических наук, засевший за литературу, и псевдопевец, горланящий песни под караоке, вспоминая, что когда-то пел в детском хоре и учился в музыкальной школе, по сути одинаковы.

(14) Все эти люди получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения. (15)Они получают ту радость, которую в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности получить не могут. (16)Они получают то самое сладкое удовольствие, которое знает всякий дилетант. (17)Никто, кроме дилетантов, не получает такого сладкого удовольствия от занятия тем, в чём ничего не смыслит, но чувствует свои большие в том способности

(18)Подлинный художник живёт искусством иначе. (19)Он живёт им тотально, понимая, что ничего другого не может, а главное, не должен делать, даже ради
процветания

(20)Разница между подлинным человеком искусства и тем, в котором неожиданно проснулся интерес к творчеству, или тем, кто с младых ногтей в свободное от. серьёзных дел* время был склонен к артистизму, такая же, как между настоящим спортсменом и физкультурником.

(21)Подлинный художник начинает чувствовать и даже знать о своей призван пости служению искусству с довольно раннего возраста. (22)У каждого свой путь к началу сознательной и постоянной творческой деятельности. (23)Многим и многим приходилось и приходится преодолевать сомнения и неверие близких, родных да и своё собственное в то, что можно посвятить жизнь искусству.

(24)Жизнь художника таинственна и непонятна людям конкретных и общественно полезных профессий. (25)Вхождение в жизнь искусством пугает своей непредсказуемостью и отсутствием внятных социально-бытовых ориентиров.

(26)Примеры же жизни и судеб больших художников хоть и притягательны, но почти всегда трагичны и явно неповторимы.

(27)Да и просто признание себе в том, что он может написать книгу, быть композитором и автором симфоний или автором настоящего кино, даётся настоящему художнику непросто. (28)Ведь тогда начинается самое сложное! (29)Тогда начинается испытание!

(30)Ну а те, кто решил вдруг пописать стихи или картины, потанцевать или попеть, научиться игре на каком-нибудь инструменте или поснимать кино. .. (31)Им не нужно проходить все эти испытания или переживания, страдания и сомнения. (32)Они решают заняться творчеством ради приключений, удовольствия или борясь со скукой. (33)Им всегда есть куда отойти, вернуться или спрятаться.

(34)Тот, кто взялся за творчество не ради всепоглощающего искусства, а ради интересного и увлекательного образа жизни, никогда не сделает ничего стоящего…

(35)Единственное, что у него может получиться, — это немного развлечься.

(36)Только тот, кто смог совершить первые самостоятельные шаги в искусстве, тот, кто познал тяжесть и мучительную суть этого пути, но пошёл дальше, — только тот сможет шагнуть в неведомое, туда, где до него никто не был. (37)Только настоящий художник может сделать это, опровергнув расхожее убеждение, что всё уже давно сказано, придумано, осмыслено и написано.

(По Е. В. Гришковцу)

Новое исследование показывает, почему одни люди более креативны, чем другие

Креативность часто определяют как способность выдвигать новые и полезные идеи. Как и интеллект, его можно считать чертой, которой в той или иной мере обладает каждый — не только творческие «гении» вроде Пикассо и Стива Джобса.

Это не просто ваша способность нарисовать картинку или разработать продукт. Нам всем нужно мыслить творчески в нашей повседневной жизни, будь то выяснение того, как приготовить ужин из остатков или создание костюма на Хэллоуин из одежды в вашем шкафу. Творческие задачи варьируются от того, что исследователи называют творчеством «маленькой буквы» — создание веб-сайта, изготовление подарка на день рождения или придумывание забавной шутки — до творчества «большой буквы»: написания речи, сочинения стихотворения или планирования научного эксперимента. .

Исследователи в области психологии и неврологии начали определять мыслительные процессы и области мозга, связанные с творчеством. Недавние данные свидетельствуют о том, что креативность включает в себя сложное взаимодействие между спонтанным и контролируемым мышлением — способность как спонтанно проводить мозговой штурм идей, так и преднамеренно оценивать их, чтобы определить, будут ли они действительно работать.

Несмотря на этот прогресс, ответ на один вопрос остается особенно неуловимым: что делает одних людей более творческими, чем других?

В ходе нового исследования мы с коллегами выяснили, можно ли частично объяснить способность человека к творческому мышлению связью между тремя сетями мозга.

Картирование мозга во время творческого мышления

В ходе исследования 163 участника прошли классический тест на «дивергентное мышление», называемый заданием альтернативного использования, в котором людям предлагалось подумать о новых и необычных способах использования объектов. Когда они завершили тест, они прошли фМРТ-сканирование, которое измеряет приток крови к частям мозга.

Задача оценивает способность людей отклоняться от общего использования объекта. Например, в ходе исследования мы показывали участникам на экране различные объекты, такие как обертка от жвачки или носок, и просили придумать творческие способы их использования. Некоторые идеи были более творческими, чем другие. Что касается носка, один участник предложил использовать его для согревания ног — обычное использование носка — в то время как другой участник предложил использовать его в качестве системы фильтрации воды.

Важно отметить, что мы обнаружили, что люди, которые лучше справились с этим заданием, также, как правило, сообщали о том, что у них было больше творческих увлечений и достижений, что согласуется с предыдущими исследованиями, показывающими, что задание измеряет общую способность к творческому мышлению.

После того, как участники выполнили эти задачи творческого мышления на фМРТ, мы измерили функциональную связь между всеми областями мозга — насколько активность в одной области коррелирует с активностью в другой области.

Мы также оценили их идеи по оригинальности: обычные варианты использования получили более низкие баллы (использование носка для согревания ног), в то время как необычные варианты использования получили более высокие баллы (использование носка в качестве системы фильтрации воды).

Затем мы сопоставили показатель креативности каждого человека со всеми возможными связями мозга (примерно 35 000) и удалили связи, которые, согласно нашему анализу, не коррелировали с показателями креативности. Остальные связи составляли «высокотворческую» сеть, набор связей, очень важных для генерации оригинальных идей.

Два рендеринга показывают доли мозга, которые связаны в высокотворческую сеть. Автор предоставил

Определив сеть, мы хотели посмотреть, сможет ли кто-то с более прочными связями в этой творческой сети хорошо выполнять задания. Поэтому мы измерили силу связей человека в этой сети, а затем использовали прогнозное моделирование, чтобы проверить, можем ли мы оценить показатель креативности человека.

Модели выявили значительную корреляцию между прогнозируемыми и наблюдаемыми показателями креативности. Другими словами, мы могли бы оценить, насколько творческими будут идеи человека, исходя из силы его связей в этой сети.

Далее мы проверили, можем ли мы предсказать способность к творческому мышлению в трех новых выборках участников, чьи данные о мозге не использовались при построении сетевой модели. Во всех выборках мы обнаружили, что можем предсказать — хотя и скромно — творческие способности человека, основываясь на силе его связей в этой же сети.

В целом, люди с более крепкими связями придумывали лучшие идеи.

Что происходит в «высокотворческой» сети

Мы обнаружили, что области мозга в «высокотворческой» сети принадлежат трем конкретным мозговым системам: сети по умолчанию, значимости и исполнительной сети.

Сеть по умолчанию — это набор областей мозга, которые активируются, когда люди заняты спонтанным мышлением, таким как блуждание ума, мечтание и воображение. Эта сеть может играть ключевую роль в генерации идей или мозговом штурме — обдумывании нескольких возможных решений проблемы.

Сеть исполнительного контроля представляет собой набор областей, которые активируются, когда людям нужно сосредоточиться или контролировать свои мыслительные процессы. Эта сеть может играть ключевую роль в оценке идей или в определении того, действительно ли идеи, полученные в ходе мозгового штурма, будут работать, и в изменении их в соответствии с творческой целью.

Сеть значимости представляет собой набор регионов, которые действуют как механизм переключения между сетями по умолчанию и исполнительными сетями. Эта сеть может играть ключевую роль в чередовании генерации идей и их оценки.

Интересной особенностью этих трех сетей является то, что они обычно не активируются одновременно. Например, при активации исполнительной сети сеть по умолчанию обычно деактивируется. Наши результаты показывают, что творческие люди лучше способны совместно активировать сети мозга, которые обычно работают по отдельности.

Наши результаты показывают, что творческий мозг устроен иначе и что творческие люди лучше задействуют системы мозга, которые обычно не работают вместе. Интересно, что результаты согласуются с недавними исследованиями фМРТ профессиональных художников, в том числе джазовых музыкантов, импровизирующих мелодии, поэтов, пишущих новые стихи, и визуальных художников, рисующих идеи для обложки книги.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, являются ли эти сети гибкими или относительно фиксированными. Например, приводит ли посещение уроков рисования к большей связности в этих мозговых сетях? Можно ли повысить общую способность к творческому мышлению, изменив сетевые подключения?

Пока эти вопросы остаются без ответа. Как исследователям, нам просто нужно задействовать наши собственные творческие сети, чтобы выяснить, как на них ответить.

Почему некоторые люди более креативны, чем другие?

  • Поделиться на Facebook

  • Поделиться в Twitter

  • Share на Reddit

  • Share на LinkedIn

  • .0017 Getty Images

    Следующее эссе перепечатано с разрешения The Conversation, интернет-издания, посвященного последним исследованиям.

    Креативность часто определяют как способность выдвигать новые и полезные идеи. Как и интеллект, его можно считать чертой, которой в той или иной степени обладает каждый, а не только творческие «гении» вроде Пикассо и Стива Джобса.

    Это не просто ваша способность нарисовать картинку или разработать продукт. Нам всем нужно мыслить творчески в нашей повседневной жизни, будь то выяснение того, как приготовить ужин из остатков или создание костюма на Хэллоуин из одежды в вашем шкафу. Творческие задачи варьируются от того, что исследователи называют творчеством «маленького С» — создание веб-сайта, изготовление подарка на день рождения или придумывание забавной шутки — до творчества «большого С»: написание речи, сочинение стихотворения или планирование научного эксперимента. .

    Исследователи в области психологии и неврологии начали определять мыслительные процессы и области мозга, связанные с творчеством. Недавние данные свидетельствуют о том, что креативность включает сложное взаимодействие между спонтанным и контролируемым мышлением – способность как спонтанно проводить мозговой штурм, так и преднамеренно оценивать их, чтобы определить, действительно ли они сработают.

    Несмотря на этот прогресс, ответ на один вопрос остается особенно неуловимым: что делает одних людей более творческими, чем других?

    В ходе нового исследования мы с коллегами выяснили, можно ли частично объяснить способность человека к творческому мышлению связью между тремя сетями мозга.

    Картирование мозга во время творческого мышления

    В ходе исследования 163 участника прошли классический тест на «дивергентное мышление», называемый заданием альтернативного использования, в котором людям предлагалось подумать о новых и необычных способах использования объектов. Когда они завершили тест, они прошли фМРТ-сканирование, которое измеряет приток крови к частям мозга.

    Задача оценивает способность людей  отклоняться  от общего использования объекта. Например, в ходе исследования мы показывали участникам на экране различные объекты, такие как обертка от жвачки или носок, и просили придумать творческие способы их использования. Некоторые идеи были более творческими, чем другие. Что касается носка, один участник предложил использовать его для согревания ног — обычное использование носка, — а другой участник предложил использовать его в качестве системы фильтрации воды.

    Важно отметить, что мы обнаружили, что люди, которые лучше справились с этим заданием, также, как правило, сообщали о том, что у них больше творческих увлечений и достижений, что согласуется с предыдущими исследованиями, показавшими, что задание измеряет общую способность к творческому мышлению.

    После того, как участники выполнили эти задания на творческое мышление с помощью фМРТ, мы измерили функциональную связь между всеми областями мозга — насколько активность в одной области коррелирует с активностью в другой области.

    Мы также оценили их идеи по оригинальности: обычные варианты использования получили более низкие баллы (использование носка для согревания ног), в то время как необычные варианты использования получили более высокие баллы (использование носка в качестве системы фильтрации воды).

    Затем мы сопоставили показатель креативности каждого человека со всеми возможными связями мозга (примерно 35 000) и удалили связи, которые, согласно нашему анализу, не коррелировали с показателями креативности. Остальные связи составляли «высокотворческую» сеть, набор связей, очень важных для генерации оригинальных идей.

    Определив сеть, мы хотели посмотреть, сможет ли кто-то с более прочными связями в этой творческой сети хорошо выполнить задания. Поэтому мы измерили силу связей человека в этой сети, а затем использовали прогнозное моделирование, чтобы проверить, можем ли мы оценить показатель креативности человека.

    Модели выявили значительную корреляцию между прогнозируемыми и наблюдаемыми показателями креативности. Другими словами, мы могли бы оценить, насколько творческими будут идеи человека, исходя из силы его связей в этой сети.

    Далее мы проверили, можем ли мы предсказать способность к творческому мышлению в трех новых выборках участников, чьи данные о мозге не использовались при построении сетевой модели. Во всех выборках мы обнаружили, что можем предсказать, хотя и скромно, творческие способности человека, основываясь на силе его связей в этой же сети.

    В целом, люди с более крепкими связями придумывали лучшие идеи.

    Что происходит в «высокотворческой» сети

    Мы обнаружили, что области мозга в «высокотворческой» сети принадлежат трем конкретным мозговым системам: сети по умолчанию, значимости и исполнительной сети.

     Сеть по умолчанию – это набор областей мозга, которые активируются, когда люди заняты спонтанным мышлением, таким как блуждание ума, мечтание и воображение. Эта сеть может играть ключевую роль в генерации идей или мозговом штурме — обдумывании нескольких возможных решений проблемы.

    Сеть исполнительного контроля – это набор областей, которые активируются, когда людям нужно сосредоточиться или контролировать свои мыслительные процессы. Эта сеть может играть ключевую роль в оценке идей или в определении того, действительно ли идеи, полученные в ходе мозгового штурма, будут работать, и в изменении их в соответствии с творческой целью.

    Сеть значимости — это набор регионов, который действует как механизм переключения между сетями по умолчанию и исполнительными сетями. Эта сеть может играть ключевую роль в чередовании генерации идей и их оценки.

    Интересной особенностью этих трех сетей является то, что они обычно не активируются одновременно. Например, при активации исполнительной сети сеть по умолчанию обычно деактивируется. Наши результаты показывают, что творческие люди лучше способны совместно активировать сети мозга, которые обычно работают по отдельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *