Гуманистическая психология: что это, плюсы и минусы
Плюсы и минусы > Психология > Гуманистическая психология: что это, плюсы и минусы
В настоящее время в психологии существуют несколько направлений теории личности: бихевиоральное научение, психодинамическая З. Фрейда, аналитическая К. Юнга, гуманистическая психология, индивидуальная А. Адлера, гуманистическая Э. Фромма, социокультурная К. Хорни, феноменологическая К. Роджерса. Рассмотрим, что изучает гуманистическая психология, историю возникновения, основополагающие положения, принципы этого направления, плюсы и минусы.
Что это такое
Как известно, развитие психологической науки началось с психоанализа. Основоположником психоанализа является выдающийся австрийский психолог, психиатр Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа давала возможность применять действенный метод психоанализа при лечении психических расстройств. До психоанализа в интеллектуальных психологических кругах было много приверженцев бихевиоризма
Группа ученых под руководством Абрахама Маслоу создала априори новую ветвь психологии. Маслоу выражал неодобрение существующим теориям за недалекое и токсичное мнение о человеке. Он считал, что психология в большей мере имела дело со слабыми местами человека, игнорируя сильные. Персонолог полагал, что необходимо изучать психологию радости, благополучия, психического здоровья, а не только неблагополучия, конфликтов, враждебности, стыда и других характеристик психологического нездоровья.
Абрахам МаслоуЭто направление было названо «третьей силой» в американской психологии. Оно противостояло как бихевиоризму, воспринимающего поведение человека подобно поведению стимул-реакции животных, так и психоанализу, критикуемого за преувеличение значения неосознанных человеческих влечений.
Таким образом, термин гуманистическая психология обозначает течение в современной психологии личности, ориентированное на изучение целостной неповторимой личности человека. Причем личность являет собой прямую возможность для самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманистическая психология:
Изучает ценность и смысл личности человека в ее самых высоких проявлениях:
- Развитии.
- Самореализации.
- Психическом здоровье.
- Творчестве.
- Свободе.
- Любви.
- Ответственности.
- Автономии.
- Межличностном общении.
Базируется на следующих положениях:
- Целостность человеческой личности. Единство органического и психического, сознательного и подсознательного, эмоций и мышления.
- Уникальность личности.
- Жизнь протекает в контексте человеческих отношений.
- Присутствует самосознание.
- Наличие выбора, творит свой собственный опыт.
- Обладает свободой, независимостью для реализации свободы и активной волей.
- Самым важным источником информации для человека является субъективный переживаемый опыт.
- Самореализация – обязательная часть человеческой сущности.
- Всегда присутствует креативность.
- Присутствует актуализируемый потенциал.
- В жизни есть ценности, цель и смысл. Человек устремлен в будущее.
- Природа человека добра или нейтральна.
Имеет принципы:
- Целостности.
- Позитивности.
- Развития.
- Активности.
- Акцент на психическом здоровье.
Плюсы
- Признание того, что человек может управлять своей психикой . Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
- Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.
- Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы
- Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле. Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.
- Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением. Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
- Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них.
Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.
Минусы
Кроме положительных сторон, выделяют и отрицательные:
- Чрезмерная субъективность. Полагаются только на собственную оценку своего опыта.
- Не существует точного способа оценки исследуемых свойств личности.
- Отрицание порочности природы человека.
- Крайний индивидуализм.
- Пренебрежение рациональным познанием.
Вывод
Применение гуманистических идей делает направление очень популярным. Существует много тренинговых групп как на Западе, так и в нашей стране. При желании можно найти подходящий вариант тренинга или личной терапии вживую или онлайн. Хочется отметить, что главной идеей гуманистической теории личности является то, что человек живет не для удовлетворения биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться.
Гуманистическая психология плюсы и минусы
Гуманная, или гуманистическая педагогика – это направление педагогики, в основе которого лежит ориентировка на личность, особенности и интересы ребенка в процессе воспитания. На сегодняшний день это направление является достаточно популярным, потому что сегодня стало известно о важности формирования личности именно в детском периоде.
Содержание
- О направлении
- Плюсы гуманистической педагогики
- Минусы гуманистической педагогики
- Итог
- Основные характеристики гуманистической психологии
- Интересные материалы:
О направлении
Основатель гуманистического подхода в педагогике – Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:
- Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
- Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
- Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.
Плюсы гуманистической педагогики
- Развитие личности. Когда в ребенке признают личность, он признает ее и сам в себе. Он отзывается на любовь взрослого, доверяет ему и учится у него хорошему. Он учится уважать себя и других, находить в любом человеке положительные стороны, адекватно воспринимать окружающий мир. Если ребенок с детства чувствует себя любимым и значимым, его личность развивается стабильно и гармонично.
- Формирование ответственности. С ранних лет ребенок чувствует, что он в ответе за свои слова, свой выбор и свои действия. Он знает, что словом можно подбодрить грустного товарища, успокоить плачущего малыша или призвать к ответственности хулигана. Ребенок, воспитанный по гуманистической системой, не нанесет умышленной обиды другу, не выбросит надоевшее домашнее животное и не выбросит мусор посреди улицы.
- Более высокая мотивация. Дети в общеобразовательной школе зачастую не хотят учиться потому, что информация для них – неинтересна. Если же образование учитывает интересы ребенка и идёт от его личности, то мотивация ребенка к обучению повышается: об интересном хочется узнавать больше и больше.
- Высокий уровень развития коммуникативных умений. Ребенок, обучающийся под влиянием гуманистической педагогики, умеет конструктивно высказывать своё мнение и правильно формулировать мысли. Кроме того, он умеет грамотно выстраивать диалог, доказывать свою точку зрения и договариваться.
- Широта и гибкость мышления. Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать навязываемую, с детства мыслит более широко, чем его сверстники, воспитывающиеся в других условиях. Кроме того, на спектр его взглядов положительно влияет и то, что учителя и другие педагоги ориентируются не на шаблонные требования к знаниям и умениям, а на интересы самого ребенка.
Минусы гуманистической педагогики
- В некоторых аспектах жизни человек, воспитанный в гуманистической педагогике, может оказаться неготовым к реальной жизни: взрослым не всегда приходится заниматься только тем, что им нравится и интересно. Иногда приходится выполнить работу и служебные необходимости вне зависимости от желания. С другой стороны, такие дети умеют быстро приспособиться к ситуации, поэтому, скорее всего, особенных трудностей у них не возникнет.
- Трудная работа для учителя. В авторитарном подходе всё просто: учитель говорит, дети делают то, что он сказал, педагог идёт по своей заданной и давно прописанной программе, вне зависимости от потребностей детей. В гуманистической педагогике необходимо отталкиваться от интереса детей. Но в классе – 30 человек, у каждого – свои образовательные желания, и чтобы реализовать потребности каждого, учителю приходится изрядно постараться. С другой стороны, талантливый педагог обычно неплохо с этим справляется.
- Отсутствие преемственности отрицательно влияет на личность. Например, если в школе воспитание гуманистическое, и ребенка здесь уважают, прислушиваются к нему, удовлетворяют его интересы, а дома – авторитарные родители, которым больше хочется, чтоб ребенок был «удобным», чем активным и любознательным, то может возникнуть конфликт. В первом варианте, в школе такой обучающийся может начать вести себя деструктивно, так как это место, где он может проявить себя, пусть даже негативно. Во втором – конфликт с родителями: ребенок имеет свою точку зрения, но он не вправе ее высказать. В обратном случае, когда учитель авторитарен, а родители – сторонники гуманной педагогики, также возникает масса трудностей. Важно, чтоб школа и семья действовали сообща.
- Не каждый авторитарный учитель готов перестроиться на гуманистическое направление. Человек, привыкший, что дети безоговорочно его слушаются и выполняют его указания, зачастую психологически не может «спуститься» на уровень ребенка и услышать его.
- Если образовательная организация работает с деструктивными детьми и подростками, то наладить образование в рамках гуманного подхода достаточно трудно: такие дети обычно имеют весьма неприятные взгляды, интересы и привычки, поэтому общаться с ними «на равных» получится не у каждого педагога. Тем не менее, если учителю это удается, то он достигает невероятных результатов: подростки с деструктивным поведением, когда начинают осознавать, что к их мнению и словам прислушиваются, «раскрываются» с лучшей стороны, и начинают развиваться как личности в более правильном русле.
Итог
Гуманистическая педагогика способна творить чудеса: дети, которых любят, слушают и понимают, развиваются гармоничными и творческими личностями. Они способны конструктивно разговаривать, отстаивать своё мнение, а также уважают любого человека, вне зависимости от его личностных особенностей.
Основные характеристики гуманистической психологии
Основные характеристики гештальтпсихологии
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура) возникла в начале ХХ в. в Германии. Основателями стала группа ученых, в которую входили Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Основные положения гештальтпсихологии следующие.
1. Исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения: свойства целого определяются самим целым.
2. Главный объяснительный принцип в психологии – целостность психологических структур и психических образований.
3. Методы исследования – феноменологическое описание содержания восприятия и переживания, выявление в сознании образных структур или целостностей; эксперимент.
4. Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуаций.
5. Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.
6. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс называется «переструктурированием гештальта» или «инсайтом», т.е. озарением.
Достоинства гештальтпсихологии состоят в том, что:
впервые стали разрабатываться проблемы восприятия, памяти, мышления;
в исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», константности, принцип «хорошей формы»;
исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного охватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.
Гуманистическая психология сформировалось в середине ХХ в. как направление, альтернативное бихевиоризму и психоанализу. Центром этого направления стали США, а представителями – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт.
Основные положения гуманистической психологии следующие.
1. Человек – это уникальная целостность, открытая миру и способная к совершенствованию.
2. Целостность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. Поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.
3. Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем необходимо изучать здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами.
4. Человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию, реализации. Следовательно, самое главное – «актуализация человеческого потенциала».
5. Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.
6. Человек – активное, творческое существо. Он свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за этот выбор. Жизнь – это единый процесс становления и бытия человека.
7. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые называются – чертами. Эти потребности или черты личности, делятся на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности.
К достоинствам гуманистической психологии относится исследование человека как уникальной, целостной личности, что предполагает индивидуальный подход при изучении каждого человека. Важным является и тот факт, что каждый человек может и должен развиваться и самоактуализироваться, так как он не является жертвой обстоятельств, приобретенных навыков (бихевиоризм) и переживаний детства (психоанализ). Недостатком гуманистической психологии является ее «уход» от экспериментальных методов, доказывающих состоятельность этой теории.
Гуманистический подход — таблица преимуществ и недостатков в A Level и IB Psychology
Преимущества
- Подчеркивает автономию и свободную волю при выборе поведения. Подход направлен на поиск альтернативного подхода к научной психологии (концентрируется на субъективном опыте людей и его значении, которое не может быть изучено в экспериментах)
- Это единственный подход в психологии, который ставит во главу угла субъективный опыт и смыслы человека
- Это не редукционизм. Индивидуум не рассматривается как продукт возбуждения нейронов или связей между стимулом и реакцией
- Это целостно — фокусирует внимание на личности в целом
- Клиент-центрированная терапия (CCT) поддерживает людей с проблемами и относится к ним с уважением – это рассматривается как недирективная форма терапии
- Просматривает человека как активного агента
- Продвигает идею личной ответственности
- Утверждает, что субъективные переживания важны и ценны
- Клиент-центрированная терапия используется сегодня психологами и консультантами в терапии
Недостатки
- Это слишком позитивно в отношении человеческого поведения — это означает, что предполагается, что люди по своей сути хороши и будут выбирать позитивный путь в своей жизни, однако свобода воли и выбор ограничены для некоторых людей
- Слишком много внимания уделяется субъективному опыту — трудно изучать
- Подход не научный- Не использует никаких строгих, объективных методов и не делает прогнозов, которые можно доказать или опровергнуть
- Акцент делается на сознательном осознании — это ограничивает рамки гуманистического подхода, поскольку он игнорирует вещи, находящиеся вне сознательного осознания
- Клиент-центрированная терапия имеет ограниченную помощь людям со сложными проблемами
- Трудно подделать
- Отсутствие эмпирической поддержки
Оценка
- Психология
- Подходы
- A2/A-level
- AQA
10 Сильные и слабые стороны гуманистического подхода
Гуманизм, гуманист и гуманист – это психологические термины, которые относятся к подходу к изучению человека в целом, а также его или ее уникальности. Эти термины упоминаются в психологии, чтобы иметь тот же подход. Гуманистический подход в некотором смысле называют феноменологическим, при котором изучение личности сосредоточено на субъективном опыте индивида.
Будет ли гуманистический подход благоприятным способом решения различных аспектов человеческого существования? Возможно, ряд сильных и слабых сторон может служить ориентиром для обоснования этого вопроса.
Список сильных сторон гуманистического подхода
1. Фокус на индивидуальном поведении
Вместо того, чтобы сосредоточиться на бессознательном поведении, генах и разуме среди прочего, он переключил свое внимание на отдельного человека или человека в целом.
2. Удовлетворяет представлениям большинства людей
Поскольку гуманистический подход ценит самореализацию и личные идеалы, он удовлетворяет представление большинства людей о смысле быть человеком. Это больше фокусируется на позитивной природе человечества и свободе воли, которая связана с изменениями.
3. Дополнительные сведения о поведении
Легче получить истинное понимание и полную информацию благодаря качественным данным, которые можно связать с поведением.
4. Индивидуалистические методы обучения
Это подчеркивает важность более идиографических и индивидуалистических методов обучения. Гуманизм также может быть благоприятен для различных профессий, включая криминалистику, историю и литературу, потому что гуманистическая мысль имеет основу, которая дает намёк во всём, что считается человеческим.
5. Личностно-ориентированное консультирование
Ненаправленный характер личностно-ориентированного консультирования позволит клиентам чувствовать себя более комфортно при общении с консультантами. Более того, клиенты считаются равными себе, поскольку они не претендуют на звание экспертов.
Список слабых сторон гуманистического подхода
1. Способствует разочарованию клиентов
Предоставление клиентам возможности думать самостоятельно может сбивать с толку тех, кто на это не способен. Точно так же их клиенты могут чувствовать разочарование, потому что им не будут предоставлены объяснения их проблем.
2. Оппозиция детерминистическим законам науки
Гуманистический подход поддерживает свободную волю, в которой сторонники имеют противоположные убеждения в детерминистских законах. Соответственно, детерминизм утверждает, что возможен только один ход событий, что противоречит существованию свободы воли.
3. Этноцентричность гуманистического подхода
Такой подход может быть предвзятым и ориентироваться только на западную культуру. В этом отношении можно сказать, что это повлияет на тех, у кого есть разные культуры, которым следует следовать и перенимать, даже если это противоречит их убеждениям.
4. Требуется опыт
Например, в классе очень важную роль в успехе гуманистического подхода играют способности учителя.