«Плохой хороший человек» (1973) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»
Кино
Каталог фильмов
Драма
Литература, экранизации
1973
97 мин
СССР
Начать просмотр
История создания фильма
Фильм Иосифа Хейфица моментально привлекает внимание своим названием. Размышляя об этом, Хейфиц писал: «Странно вроде бы звучит! Уверен, что прокатчики на афишах прибавят букву «и» — «Плохой и хороший», как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что речь идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «и». И он обошелся. Вслед за Хейфицем без этого «и» обходятся миллионы телезрителей, которые до сих пор любят и смотрят этот замечательный фильм.
Картина представляет собой вольную экранизацию повести Антона Чехова «Дуэль»: режиссер привнес очень много собственного отношения к первоначальному сюжету, ставя перед собой главную цель — сделать героев Чехова понятными и близкими современному читателю и зрителю. «Возможно, я и отошел кое в чем от автора, — вспоминал Хейфиц, — но фильм получился современным, а не академическим. Есть мир Чехова, живой сегодня, и мир, принадлежащий только литературоведению. Меня интересует первый. Второе: уже давно выяснено, что экранизация не повторение первоисточника».
Актерский состав
Возможно, смелый режиссерский взгляд на чеховское произведение и не стал бы столь популярен, если бы не тщательный подбор актеров. На одну из главных ролей он утвердил Олега Даля, и это утверждение было настоящей победой, так как на тот момент на «Ленфильме» действовал негласный запрет на съемки Даля в любых картинах после его хулиганской выходки в отношении директора киностудии.
Поняв, что его героя Ивана Лаевского должен сыграть именно Олег Даль, Хейфиц решил во что бы то ни стало переубедить директора. Он поехал к нему на дачу и долго с ним разговаривал. В конце концов директор возмущенно вскрикнул: «Знаете, или я, или Даль!» — на что Хейфиц тут же парировал: «Знаете, Даль!»
Пару Олегу Далю составил Владимир Высоцкий, и это была единственная картина, где они снялись вместе.
На одну из женских ролей претендовала Марина Влади, но Хейфиц предпочел ей Людмилу Максакову. Дополнили актерский ансамбль и другие актеры: Анатолий Папанов, Анатолий Азо и молодой Георгий Корольчук.
Съемки интерьеров проходили в павильонах «Ленфильма», где специально для картины были выстроены изысканные декорации, а натуру снимали в Крыму и на Кавказе. Во время съемок одного из эпизодов под Евпаторией в море вышел небольшой прогулочный катер, и из его громкоговорителей зазвучала запись песни Высоцкого. Так простые горожане выразили свою любовь к народному артисту. Высоцкий был тронут до слез.
Награды и призы
Картина вышла на экраны 10 декабря 1973 года. В 1974 году фильм «Плохой хороший человек» был отмечен призом «Харибда» на V Фестивале наций в Таормине (Италия) в категории «Лучший исполнитель мужской роли» (Владимир Высоцкий) и призом «Серебряная пластина» на X Международном кинофестивале в Чикаго (США) — «За высокие художественные достижения в экранизации произведений Антона Чехова» (Иосиф Хейфиц).
Информация для учителя.
Лекция о фильме «Плохой хороший человек»
«Плохой хороший человек» (Иосиф Хейфиц, 1973)
Лариса Бравицкая201611 мин
Лекторы: актриса Лариса Бравицкая, кинокритик Ольга Галицкая.
В ролях: Олег Даль, Георгий Корольчук, Владимир Высоцкий, Людмила Максакова, Анатолий Папанов
Режиссёр: Иосиф Хейфиц
Драма
Каталог фильмов
Фильмы
Семейное
100 фильмов для школьников
В подборках
«Ни единою буквой не лгу…»
Памяти Анатолия Папанова
Людмила Максакова
Смотрите также
Все фильмы
Проект «Сказки о золотых яблоках»
документальное202234 мин
Захожское сватовство: невестино приданое
документальное202220 мин
Жить!
202287 мин
Живые мемории. 10-я серия. Павел Зайцев
документальное202216 мин
Живые мемории. 9-я серия. Ольга Адамова-Слиозберг
документальное20229 мин
Живые мемории. 8-я серия. Петр Перцов
документальное202210 мин
Живые мемории. 7-я серия. Антон Туркул
документальное20228 мин
Живые мемории. 6-я серия. Василий Комарденков
документальное202214 мин
Живые мемории. 5-я серия. Александр Энгельгардт
документальное202211 мин
Живые мемории. 4-я серия. Анна Достоевская
документальное202210 мин
Живые мемории. 3-я серия. Александра Толстая
документальное202211 мин
Живые мемории. 2-я серия. Ариадна Тыркова-Вильямс
документальное202212 мин
Живые мемории. 1-я серия. Сергей Рахманинов
документальное202210 мин
Малые народы большой страны. Камчатский край
документальное202260 мин
Джазист
документальное2021
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
E-mail: [email protected]
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Плохой хороший человек… Часть первая — Муниципальное бюджетное учреждение
Странно вроде бы звучит!
Уверен, что прокатчики на афишах
прибавят букву «И» — «Плохой и хороший»,
— как будто речь идет о двух разных людях.
А ведь смысл в том, что дело идет об одном.
Мы обойдемся без соединительного «И».
— режиссер Иосиф Хейфиц
Переплелось в этой истории всё, что можно…. И название замечательного фильма по повести Антона Павловича Чехова «Дуэль» (имеющей сахалинский след, но это уже другая история) взято не случайно… Великий гуманист хорошо знал нашего «героя» и дал ему нелестную характеристику в книге «Остров Сахалин»: «Смотритель рыковской тюрьмы, господин Ливин, человек даровитый, с серьезным опытом, с инициативой, и тюрьма всем тем, что в ней есть хорошего, обязана главным образом ему. К сожалению, он имеет сильное пристрастие к розге, которое уже однажды было ознаменовано покушением на его жизнь. На него, как на зверя, с ножом бросился арестант, и это нападение имело гибельные последствия для нападавшего. Постоянная заботливость г. Ливина о людях и в то же время розги, упоение телесными наказаниями, жестокость, как хотите, сочетание ни с чем несообразное и необъяснимое. Капитан Венцель в гаршинских «Записках рядового Иванова», очевидно, не выдуман». (Цит. По Чехов А.П. «Остров Сахалин», СПб.; Авлонъ, Азбука-Аттикус, 2012, С.166 — Г.С.)
Честно, познакомившись с родственниками Федора Никифоровича Ливина (1845–1907) известного деятеля сахалинской каторги, я пытался найти его портрет, но… Потомки не склонны хранить память о «непростом» предке. Вот о его супруге, детях, о их судьбе и месте в истории страны мы долго и с удовольствием переписывались.
Добавьте к этому, что меня, как краеведа, очень интересовал новый источник сведений очень непростого периода истории родного Сахалина и твердая уверенность, что нельзя описывать прошлое только одной мрачной краской… Вспомнился булгаковский Иешуа:»Все люди добрые, злых людей не бывает» («Мастер и Маргарита» М.
Булгаков). Наверное, так оно и есть. Злых людей не бывает. Бывают несчастные люди в разной степени и в разных смыслах «… он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств. Интересно бы знать, кто его искалечил» (там же — Г.С.). В каждом злодее хоть какая-то человечность да есть, а так же есть корни совершаемого им зла, которые берут начало от общества…. И я окунулся в судьбу «злодея сахалинской каторги».Фотографии Ливина нет, но зато есть словесный портрет нашего героя данный его современниками … Дадим слово широко известному на рубеже веков журналисту и литератору Дмитрию Алексеевичу Иваненко. Цитируется по — Записки и воспоминания 1888-1908 г.г. Издание редакции «Полтавский голос». Полтава. Отделение электрич. типогр. Д. Н. Подземского, Петровская ул. соб. дом. 1909
«Как-то в редакцию «Губернских Ведомостей» зашел не высокий, худощавый старичок, с бритым подбородком, седыми усами — типичная наружность отставных военных, до капитана включительно, александровских (Второго) времен. Очень симпатичный, с мягкими, предупредительными манерами, чрезвычайно нервный и подвижной. Отрекомендовался: Ливин, — и предложил, не найду ли я интересным напечатать его записки об острове Сахалин. Я подумал, — ну, какое отношение имеет остров Сахалин к Губернским Ведомостям, — но стал расспрашивать автора записок, кто он собственно и как очутился в Полтаве.
Дмитрий Алексеевич Иваненко (1859-1943), журналист
Оказалось, что это бывший смотритель одной из Сахалинских тюрем и вообще один из высших бывших начальствующих лиц на Сахалине. Чем больше он говорил, тем с большим вниманием и любопытством я его стал слушать — и наша встреча одним разом не ограничилась. Ливин несколько раз заходил ко мне и на квартиру, и здесь, за стаканом чаю, я по целым часам слушал его рассказы о Сахалине и, вообще, о Сибирской жизни.
Рассказы его были полны живой увлекательности и глубочайшего интереса.
Как живая, словно в калейдоскопе, в ярких картинах, сценах и эпизодах, вставала передо мной жизнь Сахалина, в кандальных тюрьмах, на каторге, на поселении.
Оказалось, что всех этих осужденных на каторгу, которых я знал понаслышке или по газетным сообщениям, Ливин знал лично. Он, например, был дружен с известным Ландсбергом, бывшим гвардейским офицером, на кануне своей свадьбы с дочерью генерала Раевского (Тут Дмитрий Алексеевич не прав…Карл был в близких отношениях с младшей дочерью генерал-инженера Тотлебена Марией -Г.С.) убившим в Петербурге ростовщика Власова и осужденным на каторгу. Отбыв на Сахалине срок наказания, Ландсберг там же и остался, открыл торговлю, разбогател, женился.
Ливин положительно не мог нахвалиться Ландсбергом. Светски воспитанный, образованный, с манерами и характером истинно культурного человека, Ландсберг, по словам Ливина, явился на Сахалине, по общему признанию, светлым лучом, прорезавшим беспросветную каторжную тьму, окутывавшую неописуемую дикость нравов, звероподобное существование, на фоне непробудного пьянства и тупого разврата. Ландсберг был буквально единственным человеком, с которым можно было поговорить по человечески, он не пил, в карты не играл, все время проводил в работе, в канцелярии, куда поступил скоро по прибытии на каторгу. Как сапер, он руководил работами по постройкам, по уничтожению тайги и проч. Его все любили и уважали, и держал он себя с большим достоинством и вместе с тем предупредительностью. Ливин любил у него бывать, и они, по словам рассказчика, все время находились в дружеских отношениях.
Во время Русско-японской войны Ландсберг организовал дружину для обороны острова, и вообще действовал против японцев так успешно, что, по окончании войны, получил полную реабилитацию.
Ливин даже дал мне карточку Ландсберга, на которой он снят с женой и ребенком. Отмечу также и то, что, кажется, в 1908 году Ландсберг, в первый раз по отбытии наказания, выехал с Сахалина в Петербург и здесь умер от заражения крови, явившегося последствием укола пальца пером, которым он писал письмо.
Знал Ливин и знаменитую Соньку-Золотую ручку, и у меня мороз проходил по спине, когда он рассказывал, как ее наказывали плетьми за попытки к побегу с каторги, чтобы повидать своих дочерей.
Знал он и палача Комлева, и Полуляхова — убийцу семьи судебного следователя Арцимовича, — и многих других — и рассказывал о них без конца, — об их жизни на каторге, характер и проч.
Сам Ливин едва не погиб от руки одного из каторжан. Однажды, во время обеда заключенных, один из них бросился с ножом на Ливина, но Ливин уклонился от удара и нож только полоснул его по боку и сделал разрез. Ливин же успел выхватить револьвер и выстрелом убил наповал нападавшего. После этого он подал в отставку, приехал в Полтаву, купил на Кобыщанах дом, где и поселился.
С Ливиным на Сахалине виделся А. Чехов и В.Дорошевич (и тут Д. А. ошибается, поездка В. Дорошевича была в 1897 году, когда Ливин был уже в Полтаве- Г.С.) и, по его словам, он много содействовал тому и другому в их заботах по изучению острова, быта каторжан и вообще собиранию интересующих их сведений. Между прочим, Ливин указывал, как много неверного писали потом о Сахалине и Чехов и Дорошевич.
Одновременно с Ливиным прибыл в Полтаву и другой сахалинец — бывший смотритель одной из Сахалинских тюрем Фельдман, который одно время был смотрителем и Полтавской тюрьмы.
В своих записках о Сахалине Дорошевич упоминает и о Ливине и Фельдмане, причем рисует их необыкновенно жестокими и кровожадными, подвергавшими заключенных частым телесным наказаниям. Фельдман обиделся и притянул Дорошевича к суду за клевету, дело тянулось очень долго и, кажется, кончилось оправданием Дорошевича.
Ливин решительно отрицал приписываемую ему и его сослуживцу Фельдману жестокость.
Особенно подробно Ливин рассказывал и о своей романтической женитьбе и неудачной семейной жизни. По его словам, в Сибири, особенно восточной и в частности на Сахалине, был недостаток в красивых женщинах и «котировались» они очень высоко — и потому его жена, красивая и любящая роскошь, сразу стала центром общего внимания и ухаживания, при чем наибольшим успехом пользовались представители немецкой фирмы, завоевавшей восточную Сибирь, «Кунст и Альберт». (Агафья и сестру свою Александру «пристроила за германского купца 2-гильдии Каппенберга –Г.С.)
Кончилось тем, что жена уехала с одним из представителей фирмы в Петербург и начала с Ливиным бракоразводный процесс — в Полтавской консистории — по месту жительства мужа».
«Кунстъ и Альберсъ» имели торговую монополию и в Александровске на о. Сахалине. Каково было Федору Ливину (высшему тюремному начальству) каждый день отовариваться у своих недоброжелателей…
Забегая вперед, скажу…Ливин не простил жену до конца своих дней. И только после его смерти в 1907 году ,она смогла узаконить свой фактический брак…
Cherchez la femme (Шерше ля фам)
Вот и приоткрылась причина главной трагедии жизни чиновника… Если через четверть века после случившегося, незаживающая душевная рана Федора Ливина продолжала кровоточить. Может быть, именно этот факт биографии и поднял в молодом и перспективном чиновнике те жуткие качества характера, к которым он был предрасположен. Чтобы понять личную трагедию героя, нам нужно ознакомиться с его послужным списком…
«Ливин Федор Никифорович (1845-1907), сахалинский чиновник…
Смотритель (начальник) рыковской тюрьмы, из мещан. Православного вероисповедания. Образование получил в Псковском военном училище. На государственную службу поступил 18 мая 1859 г. , 22 декабря 1859 г. произведен в унтер-офицеры. В 1859-1872 гг. служил в телеграфном ведомстве (сначала в Санкт-Петербургском городском, а с 1862 г. – на амурском телеграфе). 18 декабря 1873 г. определен в штат Санкт-Петербургской полиции. 4 октября 1875 г. произведен в коллежские регистраторы. В 1878-1884 гг. служил в артиллерийском ведомстве (Санкт-Петербургском окружном артиллерийском складе, кронштадтской и Владивостокской крепостной артиллерии). 4 октября 1878 г. произведен в губернские, а 4 октября 1881 г. – в коллежские секретари.
В 1884-1893 гг. служил в тюремном ведомстве. Приказом по министерству внутренних дел с 16 июля 1884 г. назначен смотрителем дербинской (тымовской – Г.С.) тюрьмы. 4 октября 1884 г. произведен в титулярные советники. С 22 октября 1884 г. смотритель рыковской ссыльнокаторжной тюрьмы. 16 июля 1887 г. произведен в коллежские асессоры. 16 августа 1887 г. перемещен на должность смотрителя александровской тюрьмы. 19 ноября 1888 г. назначен и.д. смотрителя Мало-Тымовской тюрьмы. 7 ноября 1889 г. перемещен на должность смотрителя рыковской тюрьмы. 16 июля 1891 г. произведен в надворные советники. 29 февраля 1892 г. назначен смотрителем дуйской тюрьмы. 8 июля 1892 г. командирован к временному исправлению должности начальника корсаковского округа. (РГИАДВ. Ф.1133. оп.1. д.709. л.10-24).
С 1893 г. в отставке. (РГИАДВ. Ф.1133. оп.1. д.709). После ухода на пенсию поселился в Полтаве. В 1896 г. направил Приамурскому генерал-губернатору С.М. Духовскому записку, в которой рассказывал о многочисленных упущениях в работе сахалинской администрации и просил вновь принять его на службу. (Латышев В.М. -2005. С.12-14)
Итак, молодому офицеру из мещан в столицах «карьера не светила» и , как и многие молодые люди из низшего сословия, Федор кинулся «на ловлю счастья и чинов» на осваивавшийся Российской империей Дальний Восток. Примеров блестящих карьер в те времена было достаточно. А образование и, главное, амбиции у Ливина были не ординарные (ведь, не случайно от цепкого взгляда Антона Павловича Чехова не ускользнула даровитость Федора и его инициативность — Г. С.).
Вернемся в Николаевск-на-Амуре, где перспективный молодой человек Федор Ливин начинает свою карьеру сигналистом на телеграфе в неполных 17 лет. Николаевск тех лет это главный город российского Дальнего Востока. Близость начальства, перспективы роста…Но…
«Любовь нечаянно нагрянет…» Вспомните себя в этом возрасте.
Актовая запись № 3 из Метрической книги Михайло-Архангельской церкви 1864-1868 гг.
«15.02.1864
Жених Приморской области Восточной Сибири Амурскаго Николаевскаго
телеграфа сигналист Феодор Никифоров Ливин, православнаго вероисповедания, первым
браком, 26 лет (Думаю Федор приписал себе несколько лет «для солидности», на самом деле ему было только19(!)- Г.С.)
Невеста той же области Ново-Михайловскаго селения крестьянина Василия
Андреева Пашкеева дочь, девица Агафия, первым браком, православнаго
вероисповедания, (возраст – текст утрачен) (А вот тут, «возраст утрачен», я думаю, сознательно. По воспоминаниям родных Агафье на тот период едва исполнилось 12 лет (около 1852 г.р) — Г.С.)
Поручители: Михайловскаго селения крестьяне Павел Алексеев Соколов, Иван
Максимов Вершинин, Влас Косьянов Простакишин, Гордей Яковлев Упоров»
И пусть вас не обманывает принадлежность участников венчания к крестьянскому сословию. Агафья Васильевна (урожд. Пашкевич), была внучкой польского повстанца 1830 года Андрея Пашкевича сосланного в Сибирь с четырьмя сыновьями (Василий, Симеон, Прокопий и Зиновий)… Из благородного рода и с приличным, по тем временам образованием. А, уж, известная поговорка: «Нет на свете царицы краше польской девицы» точно про Агафью. Её отец Василий торговал овощами в Николаевске, а в 1865 году перебрался во Владивосток всей семьей Пашкеевых, ставшей гордостью Приморской столицы.
Не удивительно, что Агафья блистала и в провинции, и в столицах, где довелось служить те годы Федору (всего лишь губернскому секретарю, что приравнивалось к лейтенанту армии -Г. С.) Видимо, уже в те годы у Ливина сложился некий дискомфорт от «популярности» супруги, но Агафье первое время удавалось усыплять «бдительность» мужа, рожая ему одного за другим четырех детей…
В начале 80-х гг. от соблазнов высшего света Ливин с семьей перебираются вновь на Дальний Восток во Владивосток, ставший к этому времени столицей всего края. Федор служит во Владивостокской крепостной артиллерии по своей военной специальности, чины следуют согласно карьерной лестнице… Жизнь семьи налаживается. Они арендуют дом во Владивостоке, ведут городскую жизнь. И все бы хорошо, если б не роковой случай изменивший жизнь супругов. Что явилось причиной перевода Ливина на Сахалин в качестве тюремного смотрителя неизвестно. Но это явно было понижением. Есть предположения, что переводу поспособствовал будущий муж Агафьи Карл Гольденштедт, чей сын от первого брака Отто Карлович работал управляющим по тюремным делам города Владивостока.
Продолжение следует…
Григорий Смекалов, заведующий сектором краеведения
7 причин, почему хорошие люди совершают плохие поступки стремятся угодить.
Те, кто знает правила (правовые, социальные, моральные и экономические), изо всех сил стараются жить по ним и часто поощряют других поступать так же. Они считают себя хорошими людьми, и это восприятие часто подкрепляется их семьей, друзьями и коллегами.Как человек, который намеренно делает мало ошибок, когда они это делают, они быстро признаются в этом и стремятся возместить ущерб.
Тем не менее, иногда они ошибаются, и когда это происходит, ошибка часто велика. Как будто все меньшие ошибки, которые они могли совершить на этом пути, собраны в одну чудовищную ошибку. Они опустошены, огорчены и стыдятся своего поведения — вот что толкает их на терапию, чтобы выяснить, почему это могло произойти. Вот семь причин почему с историями для каждой.
- Больно. Хейли в шоке вышла из гостиничного номера. События предыдущей пьяной ночи только что вернулись в фокус. Она была за городом на деловой встрече, первой с момента рождения второго ребенка. Она остановилась в баре отеля, и одно привело к другому, в результате чего она изменила своему партнеру. Но когда действие алкоголя прошло, боль вернулась. Она чувствовала, что терпит неудачу на работе, как мать и как жена. Отчаянно пытаясь избежать боли, она обратилась к алкоголю и компании незнакомца, чьи ожидания были минимальными.
- Страх. Ральф отказался от порнографии после того, как его жена упрекнула его в этом. Увидев, как это причиняет ей боль, он охотно согласился воздерживаться последние десять лет. Но теперь он обнаружил, что поздно ночью разговаривает с женщиной, с которой познакомился через порносайт, чтобы договориться о встрече. Это произошло так быстро, но когда он отъезжал от дома, то поймал себя на том, что очнулся ото сна. Его страхи вернулись потоком паранойи. То самое, от чего он пытался убежать, теперь было более интенсивным, чем когда-либо. Убежденный, что все на дороге знают, что он делает, он тут же позвонил жене, и страх парализовал его, что привело к автомобильной аварии.
- Отсутствие безопасности. Наверное, я недостаточно хороша, — сердито выпалила Саманта после собрания, на котором было объявлено о повышении подчиненных сотрудников. Она ворвалась в свой кабинет, хлопнула дверью и начала бросать предметы. Во взрослой версии истерики Саманта намеренно так громко бушевала, чтобы другие могли слышать. Обычно тихое, дружелюбное и стремящееся угодить, ее поведение шокировало ее коллег. Но все те случаи, когда Саманте отказывали в получении награды, почета и даже прощальной речи, теперь выходили на поверхность в ярости гнева, которая маскировала ее глубоко укоренившуюся неуверенность в том, что она недостаточно хороша.
- Включение. Отчаявшись завоевать одобрение новой толпы друзей, Карл совершил кражу в игровом магазине. Они подначивали его некоторое время и даже показали ему, как легко это сделать. Но Карлу удалось противостоять их давлению, потому что он знал, что это неправильно. Тем не менее, он устал от одиночества и так сильно хотел поддерживать отношения с этой новой толпой, что оправдывал кражу игры. Но вместо того, чтобы чувствовать себя более вовлеченным, по иронии судьбы, он чувствовал себя более изолированным и даже никогда не играл в игру, которую украл.
- Исключение. Ларри был настолько поглощен своим самодовольным образом, что полностью упустил из виду иронию момента. Он сказал себе, что причина, по которой он идет в стриптиз-клуб, состоит в том, чтобы доказать, что это неправильно, и каким-то образом на него это не повлияет. Он шел туда, чтобы свидетельствовать перед другими и рассказывать им, как плохо то, что они там. Так стараясь доказать, что он отличается от другой группы людей, он стал таким же, как они. Как раз то, из чего он хотел быть исключенным, теперь он был включен.
- Вина. В течение многих лет Грейс хранила в себе тайну о том, что в детстве к ней приставали. Она винила себя за то, что осталась наедине с дядей, и взяла на себя большую часть ответственности за его действия. Но здесь она консультировалась со своим мужем по поводу ее неспособности заняться с ним сексом. В очередной раз она взяла на себя вину мужа за то, что тот изменял ей, и винила себя. Несмотря на то, что она простила своего мужа и хотела избавиться от измены, она носила с собой вину дяди и мужа, как если бы она принадлежала ей.
- Позор. Всегда защищая свое прошлое, Мэтт скрывал от всех, что в детстве подвергался физическому насилию. Стыд, который он чувствовал из-за жестокого обращения с матерью, был настолько сильным, что он делал все, чтобы скрыть его. Но как только он стал отцом, начали всплывать воспоминания. Он остановился, чтобы не ударить собственного ребенка линейкой так же, как его мать делала с ним. Вернувшись в реальность, Мэтт сломался, поняв, что у него есть такой же потенциал быть таким же жестоким, как и у его матери.
Никогда не поздно пойти другим путем. Если вы узнаете какие-то аспекты себя в любой из этих историй, еще не поздно выяснить почему и изменить ход своей жизни. Консультирование помогает. Вы можете исцелить и не дать одному плохому событию превратиться в серию необратимых ошибок.
Вы хороший человек, оказавшийся в плохой ситуации?
Пожизненное чувство стыда и неполноценности обычно сопровождает дистресс, вызванный ранней травмой. Дети не могут ощущать себя хорошими людьми в плохой ситуации. Неудача поддерживающей среды (семьи) переживается как несостоятельность самого себя. Более поздние мысли типа «со мной что-то не так» или «я недостойный или плохой» строятся на ранних ощущениях в теле «мне плохо». Простое понимание того, что ваш стыд отражает неудачу окружающей среды, с которой вы столкнулись, а не то, кем вы являетесь на самом деле, может помочь изменить сложившиеся на всю жизнь модели низкой самооценки, стыда и чувства никчемности и помочь вам увидеть себя в новом, более сострадательном свете. Перефразировано из книги «Исцеление травмы развития» с Лоуренсом Хеллером, доктором медицинских наук
Испытывали ли вы экстремальные подъемы, когда с вами происходило что-то хорошее, и экстремальные падения или дефляции, когда сталкивались с чем-то плохим или разочарованием? Вам кажется, что вы подпрыгиваете вверх и вниз в зависимости от внешних сил? Если дела идут очень хорошо, и вы достигаете своих целей, остается ли у вас ноющее чувство, что вы недостаточно? Чувствуете ли вы пустоту, которая не реагирует на то, насколько вы наполняете свою жизнь или даже на то, насколько счастливым вы кажетесь? Даже когда ваша уверенность растет, а ваши достижения накапливаются, замечаете ли вы, что боитесь, что неудача может скрываться прямо за следующим углом? Или вы чувствуете, что, как бы вы ни были успешны, вы просто дурачите всех, разыгрывая шараду уверенного в себе, состоявшегося человека; что ты фейк?
Если вы можете ответить на любой из этих вопросов, то здесь для вас может быть что-то полезное.
Обычно мы не осознаем дыхания, так как это непроизвольная деятельность тела. Но когда мы замедляемся и дышим осознанно, в дыхании можно наблюдать очень многое. Каждое дыхание ощущается по-разному. Один мелкий, другой может быть глубоким. Существует целый мир ощущений, сопровождающих каждый вдох. Обычно они живут на заднем плане нашей жизни. Наши мысли, которые говорят с нами, как слова внутри, также приобретают это «непроизвольное качество», особенно наши менее сознательные фоновые мысли. Они просто становятся воздухом, которым мы дышим, и мы не слышим их и не обращаем никакого внимания на ту власть, которую они имеют над нашей жизнью. Большую часть времени мы слишком заняты, чтобы слышать весь этот фоновый шум. Если мы научимся прислушиваться к этим мыслям на заднем плане, то узнаем следующее: внутри каждого из нас живет внутренний тиран. Это началось так рано в нашей жизни, что мы, возможно, еще даже не разговаривали. Это тот, кто побуждает нас быть совершенными и таким образом избегает болезненных упреков, которые мы перенесли в детстве. Часто это не наш собственный голос, а критический или резкий голос или голос нашей семьи или родителей. Это называется интроекция: бессознательное принятие идей или установок других. Мы все интроецируем худшие увещевания из наших семей, чтобы попытаться защитить себя от необходимости терпеть их снова. «Если я скажу это себе, то меня никогда не поймают за [чем бы то ни было] и мне придется снова терпеть это наказание».
Процесс раскопок этих сильных требований и фоновых мыслей не заставит их исчезнуть, хотя мы начинаем видеть, насколько они иррациональны, нереалистичны и обречены на провал. Какая-то часть нас знает, что нельзя ВСЕГДА быть добрым и всем угодить, но эта рациональная часть не побеждает, не заглушает голос тирана. Помимо сообщений, требующих совершенства, также есть сопутствующие убеждения, которые в основном бессознательны, но оказывают сильное влияние на наше мышление и действия. Но по мере того, как мы будем следить за этим процессом под поверхностью, мы начнем лучше контролировать эту внутреннюю борьбу и начнем находить больше внутренних связей с тем, что есть 9. 0045 настоящее добро внутри нас, которое не продиктовано внешними силами или нашим внутренним критиком.
Чем больше мы сознаем эти погребенные части себя, тем лучше мы познаем себя. Когда скрытые части становятся известными, они имеют гораздо меньше силы влиять на нашу жизнь.
Внутренний Критик
Поскольку внутренние критические слова интроецируются (буквально вкладываются в нас другими), они на самом деле чужие и не принадлежат нам. Эти ранние сообщения противоречат нашим нынешним здравым представлениям о том, кто мы есть на самом деле. Мы можем легко увидеть их ложность на интеллектуальном уровне и заменить их более разумными и точными оценками, но наша юная система убеждений удерживает нас в них. Та часть нас, которая знает лучше, наше взрослое логическое «я», включилась в процесс развития довольно поздно. Более примитивная часть нашего внутреннего ребенка уже твердо верит в сообщения, исходящие от наших родителей, какими бы оскорбительными или унизительными они ни были, например:
- Не показывайся никому.
- Не думай, что мужчина или женщина захотят тебя.
- Не позволяйте никому знать, что вы думаете.
- Не подпускай никого слишком близко.
- Не позволяйте никому уйти слишком далеко.
- Не увлекайтесь ничем.
- Не молчи.
- Не думайте, что вы важны.
- Не недооценивайте себя.
- Не будь высокомерным или гордым.
- Не будь просто красивой.
- Не умничай.
- Не будь настойчивым.
- Вы неадекватны, неэффективны, слабы, несостоятельны, обречены – не будьте.
Когда эти «нельзя» усваиваются, они могут стать жесткими, саморазрушительными установками. Эти критические голоса настолько укоренившиеся и коварные, потому что они исходят из нашей семьи. Наш инстинкт заключается в том, чтобы доверять своим семьям, поэтому страшно противоречить или бросать вызов этим ранним предписывающим голосам власти. Наше различение еще не сформировано, поэтому эти сообщения не вызывают возражений. (перефразировано с Танец теней — освобождение силы и творчества темной стороны, Дэвид Ричо.)
Навыки наблюдения
Вот несколько практических способов погрузиться в материал наших фоновых мыслей. Те внутренние голоса, которые контролируют нашу внутреннюю жизнь.
Наблюдайте за собой . Вы, вероятно, будете удивлены тем, сколько отрицательных суждений вы производите в течение дня.
Изучите, как вы реагируете, когда происходит что-то неприятное . Если вы переживаете разрыв отношений, или вас увольняют, или вы сильно поссорились с другом, что вы думаете об этом? Если вы чувствуете горечь и обиду — «Я так и знал. Вот так всегда получается. К черту его!» — вы можете быть уверены, что вера работает. Столь же хорошим признаком является то, что вы чувствуете жалость к себе: «Это всегда происходит со мной. Я так устала разочаровываться!» Изучите это в себе. Постарайтесь добраться до корня негативного чувства и как можно яснее определить убеждение.
Посмотрите на свои модели поведения . Если, например, вы считаете, что отношения никогда не сложатся, вы не будете стараться изо всех сил. Вы можете вообще избегать отношений или быть настолько осторожными, что у них никогда не будет шанса стать очень глубокими и в конечном итоге угаснуть. С другой стороны, вы можете вступить в отношения и очень скоро начать вести себя неприятно и затевать ссоры, в результате чего другой человек уйдет от вас. О чем говорит это поведение в отношении ваших представлений об интимных отношениях или о самом себе? Вы пассивны и равнодушны? Нетерпеливый и торопливый? Изучите свое повседневное поведение, чтобы увидеть, что вы можете узнать о своих мыслях и убеждениях.
Проанализируйте свои фантазии . Большинство людей лелеют одну или несколько фантазий, которые они постоянно используют, чтобы развлечься, успокоиться или утешить себя. Каковы ваши? Разыгрываете ли вы в уме сцены завоевания чьей-то вечной любви после долгих страданий? Вы мечтаете о том, чтобы совершить что-то героическое, что раз и навсегда завоюет уважение людей? Вы постоянно разыгрываете сцену расплаты с кем-то за причинение вам боли или предательство? Эти маленькие истории основаны на прочных фундаментальных убеждениях и предположениях о том, как устроен мир. Исследуйте эти фантазии и поработайте над тем, чтобы выразить словами лежащие в их основе убеждения.
Посмотрите свои семейные истории . У большинства семей есть стандартный набор, казалось бы, любимых историй, которые они вспоминают и рассказывают новым знакомым: «Да, Руфь была уродливой малышкой, но мы были очень рады ее заполучить». «Наш Джимми всегда был диким; он просто сводил с ума своего отца и меня, когда был маленьким». «Энди и Лиз никогда не могли ужиться — они были как масло и вода». С одной стороны, это могут быть милые анекдоты, которые скрепляют семью. Но они также могут быть мощными индикаторами скрытых негативных течений в семье и в вашей личной истории, которые, возможно, были невидимы для вас, когда вы были ребенком. Какие любимые истории и высказывания вашей семьи о себе? Как это связано с вашими убеждениями о себе?
Изучите случаи, когда вы испытываете глубокое чувство стыда . Вполне естественно время от времени испытывать угрызения совести из-за своих недостатков и недостатков. Нет ничего необычного в том, чтобы на мгновение разозлиться на себя после того, как вы сделали что-то неосознанное или неуместное. Однако если вы обнаружите, что испытываете глубокий, парализующий стыд из-за того, что вы сказали или сделали, это почти всегда указывает на убеждение, сформированное в очень раннем детстве. Это чувство внутренней неполноценности застывает как убеждение, которое может продолжать влиять на нас, взрослых, спустя годы.
Внимательно прочитав некоторые из приведенных выше примеров и понятий, потратьте некоторое время на то, чтобы прислушаться к себе. Посмотрите, улавливаете ли вы какие-либо слова, которые вы говорите, которых вы раньше не слышали, потому что они так далеко уходят на задний план того, кто вы есть, и каково это быть вами. Какие негативные, критические, осуждающие и позитивные, поддерживающие комментарии вы говорите себе? Потратьте на это некоторое время и придумайте несколько конкретных слов.
Какие изображения и визуальные эффекты сопровождают слова? Какая фантазия часто играет в вашей голове?
Никакие внешние достижения или внешнее признание не затрагивают критических внутренних голосов. Когда мы начинаем слышать эти голоса вслух и позволяем им по-настоящему узнать нас, мы подружаемся с давно потерянной частью себя. Когда мы приветствуем эти части дома и отчетливо слышим их, это похоже на приветствие старого друга после долгой разлуки.
Переключение Идентификация и принадлежность
По мере того, как мы более четко и осознанно слышим то, что говорим сами себе каждую минуту каждого дня, мы можем начать делать выбор. Этот голос действительно мой или, может быть, он принадлежит одному или обоим моим родителям? Мы можем представить тон этого голоса и все его наставления как массу энергии — как красную энергетическую массу на фотографии выше. Когда мы находим и чувствуем эту энергию в наших телах, мы можем собрать ее и буквально вернуть туда, где она принадлежит. Одна клиентка сделала это, и оба ее родителя (ныне покойные) сказали, что сожалеют (в ее уме) о том, чего она никогда не слышала при жизни. Это был момент исцеления.
Мы также можем найти более старую и мудрую часть себя и начать подвергать сомнению достоверность этих голосов.