7. Критические периоды развития организма. Понятие. Значение.
Учение о критических периодах развития было создано в 1921 г. К. Стоккардом и в дальнейшем значительно углублено и расширено П. Г. Светловым.
Индивидуальное развитие, по воззрениям П. Г. Светлова, состоит из небольшого числа этапов, каждый из которых начинается критическим периодом, за которым следуют этапы видимой дифференциации и роста.
Критические периоды характеризуются наиболее высокой чувствительностью к воздействиям вредных факторов внешней среды.
В ранних стадиях эмбрионального развития критические периоды относятся к развитию всего организма, позднее отрицательное влияние определенных факторов сказывается на формировании отдельных органов — тех, которые в данный момент претерпевают наиболее активные формообразовательные процессы. Внешние факторы, к которым организм (или отдельный орган) весьма чувствителен в определенные периоды, могут существенным образом влиять на его развитие. Различные воздействия в один и тот же период могут вызывать сходные отклонения.
Биологический смысл повышения чувствительности к внешним воздействиям в критические периоды заключается в обеспечении восприятия зародышем и его частями сигналов, ответом на которые являются определенные процессы индивидуального развития.
В критические периоды наблюдается неустойчивое равновесие развивающихся систем, когда старые механизмы регуляции уже себя исчерпали, а новые еще не достигли определенного уровня зрелости. Степень чувствительности при этом меняется: сначала она увеличивается, достигая максимума, затем снижается, то есть существует период максимальной готовности к формированию функциональной системы.
Наиболее высокой чувствительностью к повреждающим агентам обладают зародыши во время
имплантации (первый критический период), соответствующий 7—8-му дню эмбриогенеза, и
во время плацентации (второй критиеский период). Плацентация приходится на 3—8-ю неделю эмбриогенеза и совпадает с этапом формирования зачатков органов.
Повреждающие факторы внешней среды (химические агенты, в том числе лекарственные, радиация и др.) могут оказывать неодинаковое влияние на зародыши, находящиеся в разных стадиях развития: эмбриотоксическое или тератогенное. Эмбриотоксическое действие повреждающих факторов характерно для первого критического периода, тератогенное — для второго.
В период имплантации зародыш либо погибает (при повреждении многих бластомеров), либо дальнейший эмбриональный цикл не нарушается (при сохранности большого числа бластомеров, способных к полипотентному развитию). При поражении зародыша в период плацентации и органогенеза характерно возникновение уродств. При этом пороки развития образуются в тех органах, которые в момент действия повреждающих агентов находились в процессе активной дифференцировки и развития. У различных органов эти периоды не совпадают во времени. Поэтому при кратковременном действии тератогенного фактора формируются отдельные аномалии развития, при длительном — множественные.
В постнатальном развитии выделяют три критических периода.
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, интенсивно формируются речь и сознание. Вместе с этим повышаются и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высоких требований – к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. В этот период онтогенеза родителям и воспитателям необходимо принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40% смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходится на первые 4 года жизни ребенка.
Кризис 7 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди – учителя, школьные друзья. Меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и т. д. В этот период вновь необходимо особое, бережное отношение к ребенку со стороны учителей и родителей. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Следует также учесть, что на этот критический период приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения – важный фактор предупреждения транспортных трагедий.
Пубертатный кризис связан с половым созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции, с изменением в организме гормонального баланса. Обычно это происходит в 11–15 лет, то есть в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение.
Кризис 30 лет. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла или жизненный замысел вообще оказался неверным. Нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис — кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей». Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений.
Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.
8. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата в детском возрасте
Характер, интенсивность и продолжительность мышечной деятельности детей и подростков зависят от социальных условий: общения с окружающими людьми посредством речи, обучения и воспитания, особенно физического, участия в подвижных играх, спортивной и трудовой деятельности. Поведение детей и подростков в школе, вне школы, в семье, их участие в общественно полезной деятельности определяются социальными закономерностями.
Раздражение проприорецепторов, действие продуктов обмена веществ, которые образуются во время мышечной деятельности, и поступление в кровь гормонов в результате рефлекторного усиления функций желез внутренней секреции – все это изменяет обмен веществ и приводит к возрастным изменениям роста и развития организма в целом и отдельных его органов.
В первую очередь растут и развиваются те органы, которые несут наибольшую нагрузку при сокращениях скелетных мышц, а также те, мышцы которых больше функционируют.
Переломные периоды роста и развития в большой степени зависят от изменений характера тонуса скелетной мускулатуры и ее сокращений.
Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека своими размерами, пропорциями, строением и химическим составом. Развитие скелета у детей определяет развитие тела (например, мускулатура развивается медленнее, чем растет скелет).
С возрастом химический состав костей изменяется. Кости детей содержат больше органических веществ и меньше неорганических. Неорганические вещества в составе костей новорожденного составляют одну вторую веса кости, у взрослого – четыре пятых. У детей кости более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей также более пластичны.
В период внутриутробного развития у детей скелет состоит из хрящевой ткани. Точки окостенения появляются через 7–8 недель.
Новорожденный имеет окостеневшие диафизы трубчатых костей. После рождения процесс окостенения продолжается.
Так, переход от младенческого периода развития к преддошкольному (или ясельному) связан с освоением статической позы, ходьбы и началом овладения речью. Эта деятельность скелетных мышц вызывает изменения строения нервной системы и совершенствование ее функций, строения скелета и скелетной мускулатуры, регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличение объема и веса сердца, легких и других внутренних органов.
Прекращение грудного вскармливания, изменение консистенции и состава пищи и появление молочных зубов приводят к перестройке пищеварительного канала, изменениям его двигательной и секреторной функций и всасывания. Значительно возрастает уровень обмена веществ на 1 кг веса тела из-за участия тонуса и сокращений скелетных мышц не только в передвижении организма, но и в теплопроизводстве в состоянии покоя. С пяти месяцев до полутора лет, т. е. когда ребенок становится на ноги, происходит основное развитие пластинчатой кости.
К концу преддошкольного периода складываются механизмы бега, продолжают развиваться речевые функции.
В дошкольный период прекращается поддерживание относительного постоянства температуры тела в покое путем напряжения скелетной мускулатуры, с началом дошкольного возраста скелетная мускулатура в покое полностью расслабляется. Совершенствование функций головного мозга (особенно механизма торможения) приводит к снижению уровня обмена веществ на 1 кг веса тела, появлению тормозящего влияния нервной системы на сердечную и дыхательную деятельность, увеличению периода бодрствования и уменьшению периода сна.
В период перехода к младшему школьному возрасту происходит быстрое развитие мышц кистей рук, складываются простейшие трудовые и бытовые двигательные навыки, начинают вырабатываться мелкие точные движения рук. Изменения двигательной деятельности связаны с началом обучения в школе, особенно с обучением письму и простейшему труду.
При смене молочных зубов на постоянные происходит дальнейшая перестройка пищеварительного канала, что связано с потреблением пищи, соответствующей взрослому.
Переход к среднему школьному, или подростковому, возрасту характеризуется началом полового созревания, изменением функций скелетных мышц, усиленным их ростом и развитием, овладением двигательными навыками труда, физических упражнений. Происходит завершение морфологического созревания двигательного аппарата, почти достигшего достаточно совершенного уровня функционирования, свойственного взрослым. При этом практически заканчивается формирование двигательной зоны в головном мозге, частота пульса и дыхания уменьшается, происходит дальнейшее снижение относительного уровня обмена веществ, который тем не менее еще больше, чем у взрослого. Завершается смена молочных зубов на постоянные. Многие кости в человеческом организме закладываются не целиком, а отдельными частями, которые потом сливаются в единую кость. Например, тазовая кость сначала состоит из трех частей, сливающихся вместе к 14–16 годам.
Переход к юношескому возрасту характеризуется усиленным ростом мышц и образованием массивных мышечных волокон, резким увеличением их силы и существенным усложнением и расширением деятельности двигательного аппарата. Вес головного и спинного мозга почти достигает уровня взрослого человека. Начинается процесс окостенения сесамовидных костей. Общее окостенение трубчатых костей завершается к концу полового созревания: у женщин – к 17–21, у мужчин – к 19–24 годам. Из-за того, что у мужчин половое созревание заканчивается позднее, чем у женщин, они имеют в среднем более высокий рост.
Есть и еще одно доказательство зависимости роста и развития детей от деятельности скелетной мускулатуры: в тех случаях, когда вследствие заболевания (например, воспаления двигательных нервов) возникает ограничение движений, происходит задержка развития не только скелетной мускулатуры и скелета (например, развитие грудной клетки), но и резкое замедление роста и развития внутренних органов – сердца, легких и др. Дети, перенесшие полиомиелит и поэтому существенно ограниченные в движениях, отличаются от неболевших детей большей частотой сердцебиений и дыхательных движений грудной клетки. У детей, лишенных возможности совершать нормальную динамическую работу, наблюдается торможение работы сердца и дыхания, поэтому частота дыхания и сокращений сердца у них такая же, как у детей более младшего возраста.
Чем старше ребенок, тем больше в его костях плотного вещества, у маленьких детей больше губчатого вещества. К 7 годам строение трубчатых костей сходно с таковым у взрослого человека, однако между 10–12 годами губчатое вещество костей еще интенсивнее изменяется, его строение стабилизируется к 18–20 годам.
Чем младше ребенок, тем больше надкостница сращена с костью. Окончательное разграничение между костью и надкостницей происходит к 7 годам. К 12 годам плотное вещество кости имеет почти однородное строение, к 15 годам совершенно исчезают единичные участки рассасывания плотного вещества, а к 17 годам в нем преобладают большие остеоциты.
Срастание переломов и образование костной мозоли у детей происходит через 21–25 дней, у грудных детей этот процесс происходит еще быстрее. Вывихи у детей до 10 лет редки ввиду большой растяжимости связочного аппарата.
Рост и развитие отдельных мышечных групп происходят неравномерно. В первую очередь у грудных детей развиваются мышцы живота, несколько позже – жевательные мышцы. Мышцы ребенка в отличие от мышц взрослого человека бледнее, нежнее и эластичнее. К концу первого года жизни заметно увеличиваются мышцы спины и конечностей, в это время ребенок начинает ходить.
За период от рождения и до окончания роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В 12–16 лет (период полового созревания) из-за удлинения трубчатых костей интенсивно удлиняются и сухожилия мышц. В это время мышцы становятся длинными и тонкими, из-за чего подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15–18 лет происходит поперечный рост мышц. Их развитие продолжается до 25–30 лет.
У мышц новорожденного сухожилия развиты довольно слабо, и лишь к 12–14 годам устанавливаются мышечно-сухожильные отношения, которые характерны для мышц взрослого человека. Мышцы всех высших животных являются важнейшими рабочими органами – эффекторами.
В период внутриутробного развития мышечные волокна формируются гетерохронно. Мышцы эмбрионов содержат меньше белков и больше (до 80 %) воды. Развитие и рост разных мышц после рождения также происходят неравномерно. Раньше и больше начинают развиваться мышцы, обеспечивающие двигательные функции, которые чрезвычайно важны для жизни. Это мышцы, которые участвуют в дыхании, сосании, схватывании предметов, т. е. диафрагма, мышцы языка, губ, кисти, межреберные мышцы. Помимо этого, больше тренируются и развиваются мышцы, участвующие в процессе обучения и воспитания у детей определенных навыков.
У новорожденного есть все скелетные мышцы, но весят они в 37 раз меньше, чем у взрослого. Скелетные мышцы растут и формируются примерно до 20–25 лет, оказывая влияние на рост и формирование скелета. Увеличение веса мышц с возрастом происходит неравномерно, особенно быстро этот процесс идет в период полового созревания.
Наблюдается следующая закономерность роста и развития скелетных мышц в различные возрастные периоды.
Период до 1 года: больше, чем мышцы таза, бедра и ног, развиты мышцы плечевого пояса и рук.
Период с 2 до 4 лет: в руке и плечевом поясе проксимальные мышцы значительно толще дистальных, поверхностные мышцы толще глубоких, функционально активные толще менее активных. Особенно быстро растут волокна в длиннейшей мышце спины и в большой ягодичной мышце.
Период с 4 до 5 лет: развиты мышцы плеча и предплечья, недостаточно развиты мышцы кистей рук. В раннем детстве мышцы туловища развиваются значительно быстрее, чем мышцы рук и ног.
Период с 6 до 7 лет: происходит ускорение развития мышц кисти, когда ребенок начинает производить легкую работу и приучаться к письму. Развитие сгибателей опережает развитие разгибателей. Кроме того, у сгибателей вес и физиологический поперечник больше, чем у разгибателей. Мышцы пальцев, особенно сгибатели, которые участвуют в захвате предметов, имеют наибольший вес и физиологический поперечник. По сравнению с ними сгибатели кисти имеют относительно меньший вес и физиологический поперечник.
Период до 9 лет: увеличивается физиологический поперечник мышц, вызывающих движения пальцев, в то же время мышцы лучезапястного и локтевого суставов растут менее интенсивно.
Период до 10 лет: поперечник длинного сгибателя большого пальца к 10 годам достигает почти 65 % длины поперечника взрослого человека.
Период с 12 до 16 лет: растут мышцы, которые обеспечивают вертикальное положение тела, особенно подвздошно-поясничная, играющая важную роль в ходьбе. К 15–16 годам толщина волокон подвздошно-поясничной мышцы становится наибольшей.
Наблюдается следующая динамика изменения структуры скелетных мышц в зависимости от возраста.
1. В 2–3 года мышечные волокна в два раза толще, чем у новорожденных, они располагаются плотнее, количество миофибрилл увеличивается, а саркоплазмы – уменьшается, ядра прилегают к мембране.
2. В 7 лет толщина мышечных волокон в три раза толще, чем у новорожденных, и их поперечная исчерченность отчетливо выражена.
3. К 15–16 годам строение мышечной ткани становится таким же, как у взрослых.
Самые значительные изменения двигательной функции наблюдаются в младшем школьном возрасте. В соответствии с морфологическими данными нервные структуры двигательного аппарата ребенка (спинной мозг, проводящие пути) созревают на самых ранних этапах онтогенеза. В отношении центральных структур двигательного анализатора установлено, что их морфологическое дозревание происходит в возрасте от 7 до 12 лет. Кроме того, к этому времени достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата. Развитие же самих мышц и их рост продолжаются до 25–30 лет, чем и объясняется постепенное повышение абсолютной силы мышц.
Таким образом, можно сказать, что основные задачи школьного физического воспитания нужно успеть максимально полно решить за первые восемь лет обучения детей в школе, иначе будут упущены самые продуктивные возрастные периоды для развития двигательных возможностей детей.
Период 7-11 лет. Исследования показывают, что школьники в этот период обладают относительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети младшего школьного возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям, однако их следует постепенно приучать к сохранению статических поз, что положительно влияет на осанку.
Период 14–17 лет. Этот период характеризуется наиболее интенсивным ростом мышечной силы у мальчиков. У девочек рост мышечной силы начинается несколько раньше. Наиболее ярко эта разница в динамике развития мышечной силы проявляется в 11–12 лет. Максимальный прирост относительной силы, т. е. силы на килограмм массы, наблюдается до 13–14 лет. Причем к этому возрасту показатели относительной силы мышц мальчиков значительно превосходят соответствующие показатели у девочек.
Наблюдения показывают, что дети 7-11 лет имеют невысокий показатель выносливости к динамической работе, однако с 11–12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50–70 %, а к 16 годам – около 80 % выносливости взрослого человека.
В 7-10 лет ускоренными темпами развивается ловкость движений.
К 12–14 годам повышается меткость бросков, метания в цель, точности прыжков. В то же время, по некоторым данным, наблюдается ухудшение координации движений у подростков, связанное с морфофункциональными изменениями в период полового созревания.
Человеческий рост и развитие — StatPearls
Паланикумар Баласундарам; Индираприя Даршини Авулакунта.
Информация об авторе и организациях
Последнее обновление: 8 марта 2023 г.
Непрерывное обучение
Оценка роста и развития является важным элементом физического обследования пациента. Для любого диагностического обследования пациента необходимы хорошие практические знания и умение оценивать рост и развитие. Раннее распознавание задержки роста или развития помогает эффективному вмешательству в решение проблемы пациента. В этом упражнении рассматриваются различные аспекты человеческого роста и развития и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке детей на предмет задержки роста и развития.
Цели:
Описать стадии роста и развития.
Обзор факторов, влияющих на рост и развитие.
Описание методов измерения роста и стандартных инструментов скрининга для оценки развития.
Объясните, как межпрофессиональное сотрудничество и общение могут улучшить результаты лечения пациентов при оценке их физического развития.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
В контексте детского развития рост определяется как необратимое постоянное увеличение размеров, а развитие определяется как рост психомоторных способностей. Оба процесса сильно зависят от генетических, пищевых и экологических факторов. Оценка роста и развития является важным элементом физического обследования пациента. Часть хороших практических знаний и навыков оценки роста и развития необходимы для любого диагностического исследования пациента. Раннее распознавание задержки роста или развития помогает эффективному вмешательству в решение проблемы пациента.
Стадии роста и развития человека
Внутриутробная стадия: Проблемы со здоровьем плода могут отрицательно сказаться на постнатальном развитии. У одной трети новорожденных с задержкой внутриутробного развития может наблюдаться задержка постнатального роста.[1] Хороший перинатальный уход является важным фактором в поддержании здоровья плода и, косвенно, постнатального роста.
Постнатальная стадия: Процесс постнатального роста и развития происходит одновременно, но с разной скоростью. Рост происходит прерывистыми сальтаторными скачками на застойном фоне.[2] В человеческом росте и развитии выделяют пять важных фаз.
Младенческий возраст (новорожденный и до одного года)
Малыш (от года до пяти лет)
Детство (от трех до одиннадцати лет) — раннее детство от трех до восьми лет, среднее детство — от девяти до одиннадцати лет.
Подростковый или подростковый возраст (от 12 до 18 лет)
Совершеннолетие
Факторы, влияющие на рост и развитие
На рост и развитие положительно влияют такие факторы, как здоровье родителей и генетический состав, даже до зачатия.[3]
Генетические факторы играют основную роль в росте и развитии. Генетические факторы, влияющие на рост, существенны в подростковом возрасте.[4] Большое продольное когортное исследование 7755 пар близнецов в Нидерландах показало, что аддитивные генетические факторы преимущественно объясняют фенотипические корреляции роста и индекса массы тела между возрастами.
Здоровье плода играет очень важную роль в достижении роста и развития. Любой раздражитель или оскорбление во время внутриутробного развития вызывает адаптацию развития, которая приводит к необратимым изменениям во второй половине жизни.
После рождения факторы окружающей среды могут оказывать положительное или отрицательное влияние на рост. [6]
Социально-экономические факторы: Дети из высших социально-экономических классов выше, чем дети того же возраста и пола из низших социально-экономических групп. Урбанизация положительно повлияла на рост. В росте наблюдается вековая тенденция, когда дети вырастают выше и взрослеют быстрее, чем предыдущее поколение. Эта вековая тенденция в значительной степени наблюдается в развитых странах, таких как Северная Америка.
Характеристики семьи: Более высокий уровень образования в семье оказывает положительное влияние на рост. Неадекватная эмоциональная поддержка и неадекватные стимулы развития, включая обучение языку, могут привести к ухудшению роста и развития.
Созданная человеком среда значительно влияет на рост и развитие человека. Некоторые текущие исследования доказали связь загрязняющих веществ с половым созреванием, ожирением и функцией щитовидной железы.[7] Избыточное воздействие свинца в антенатальном периоде в значительной степени связано с низкой массой тела при рождении. Шумовое загрязнение из-за транспортных источников также связано с замедлением пренатального роста.
Питание
Недоедание играет пагубную роль в процессе роста и развития.
Дефицит микроэлементов может повлиять на рост и развитие.[8] Дефицит железа обычно влияет на психомоторное развитие и не влияет на рост. Дефицит цинка может вызвать задержку роста и развития. Селен, йод, марганец и медь также играют значительную роль.
Задержка роста или быстрое увеличение веса в раннем детстве влияет на здоровье в более позднем периоде жизни. Диета в раннем детстве тесно связана с вероятностью ожирения в более позднем возрасте. «Гипотеза раннего белка» показывает, что снижение поступления белка в младенчестве помогает добиться нормального роста и уменьшить ожирение в раннем детстве.[9] Эта концепция гипотезы раннего белка помогает улучшить продукты питания для детей.
Генетические факторы и факторы окружающей среды влияют на рост и развитие сложными взаимосвязанными путями. Генетические и экологические факторы риска не исключают друг друга. Пластичность — это способность определенного генотипа проявлять разнообразные фенотипы в ответ на разнообразные факторы окружающей среды.[10] Пластичность развития может происходить от эмбриональной стадии до подросткового возраста и может передаваться следующему поколению.
Роль опыта в раннем детстве: Неблагоприятный опыт в раннем детстве может препятствовать развитию. Глубокое пренебрежение в раннем детстве может ухудшить развитие. Дети, усыновленные в возрасте до шести месяцев, имеют сходное развитие по сравнению с их не усыновленными братьями и сестрами. Если дети, усыновленные после шести месяцев, имеют высокий риск когнитивных нарушений, поведенческих проблем, аутизма и гиперактивности.[11] Раннее вмешательство для детей с неблагоприятным опытом является основой здорового развития.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Измерение роста
Антропометрия является золотым стандартом, с помощью которого клиницисты могут оценивать статус питания. Основными антропометрическими показателями для детей в возрасте до 2 лет являются масса тела, длина тела, масса тела к длине тела и окружность головы. Основными измерениями, используемыми для детей старше двух лет, являются вес, рост, индекс массы тела (ИМТ) и окружность головы для возрастной группы 2-3 лет.
Длина или высота: Для детей младше двух лет или детей с тяжелым церебральным параличом длина является идеальным способом измерения роста. Длину измеряют, кладя ребенка на спину на измерительную доску для младенцев. Детям старше двух лет рост стоя измеряют ростомером после снятия обуви. Длина тела в положении лежа обычно на 1 см больше, чем в положении стоя. Длина и высота могут быть задокументированы с точностью до 0,1 см. Для детей с тяжелым церебральным параличом или деформациями позвоночника длина плеча, длина большеберцовой кости и высота колена могут быть полезны для оценки роста.[12]
Вес: Детей до года взвешивают на весах после снятия одежды, обуви, подгузников и документируют с точностью до 0,01 кг. Дети вне периода младенчества должны быть измерены без обуви, с небольшим количеством верхней одежды или без нее, и документально подтверждены с точностью до 0,1 кг.
Окружность головы или затылочно-лобная окружность: Окружность головы оценивается путем измерения наибольшей площади от выступающего участка сзади (затылка) до лобного выступа над надглазничным гребнем. Максимальный рост мозга приходится на первые три года жизни, поэтому окружность головы используется у детей до трех лет. Он измеряется как максимальный диаметр от надглазничного гребня до затылка и документируется с точностью до 0,01 см. Микроцефалия более чем на два стандартных отклонения ниже среднего. Макроцефалия более чем на два стандартных отклонения выше среднего.
Измерение ожирения:
Индекс массы тела (ИМТ) является полезным предиктором ожирения. ИМТ рассчитывается по формуле: вес (кг) / рост (м) в квадрате. ИМТ является единственным лучшим показателем для выявления избыточного веса или ожирения
< 5-го процентиля - недостаточный вес
5-й — 84-й процентили — нормальный
85-й — 95-й процентиль — избыточный вес
9-й — 9-й 8-й процентиль — ожирение
Более 99-го процентиля — тяжелое ожирение
Соотношение веса и длины тела является альтернативой индексу массы тела для прогнозирования ожирения менее чем за два года.
Самостоятельная оценка соотношения объема бедер и талии может помочь в измерении центрального ожирения.
Пропорции тела
Отношение верхнего сегмента к нижнему (U/L) составляет 1,7 при рождении, 1,3 в возрасте трех лет и достигает 1,0 в возрасте старше семи лет. Более высокое отношение U/L характерно для карликовости коротких конечностей.
Отношение размаха рук к росту является фиксированным соотношением для всех возрастов. Соотношение более 1,05:1 свидетельствует о синдроме Марфана.[14]
Половая зрелость: Стадию Таннера можно использовать для оценки половой зрелости.
Зрелость скелета: Костный возраст можно определить с помощью рентгенографии кисти и запястья в возрасте от 3 до 18 лет.
Стоматологическая оценка: Прорезывание молочных зубов начинается с центральных резцов в шесть месяцев. Ни один зуб к 13 месяцам не вызывает беспокойства. Прорезывание постоянных зубов начинается в возрасте шести лет и продолжается до 18 лет.
Скорость роста
Скорость роста различна на разных этапах жизни. Кроме того, разные ткани растут с разной скоростью на одном и том же этапе жизни. Лимфоидные ткани могут превышать размеры взрослого человека в возрасте шести лет. Девочки выше мальчиков в 12-14 лет, но позже они не вырастут выше своих сверстников-мальчиков. Скорость роста максимальна в младенчестве и подростковом возрасте. Окружность головы приближается к взрослому размеру к шести годам. Беспокойство вызывает препубертатная скорость роста менее 4 см в год. В период полового созревания скорость роста составляет 10-12 см в год у мальчиков и 8-10 см в год у девочек. Беспокойство вызывает препубертатная скорость набора веса менее 1 кг в год. Скорость набора веса наиболее высока в период полового созревания, до 8 кг в год.
Стадии развития
Развитие — это непрерывный процесс от новорожденного до взрослой жизни. Хотя рост прекращается после подросткового возраста, подростковый возраст не является концом развития. Каждый этап развития имеет новый набор проблем и возможностей.
Младенчество : Прогресс развития в цефало-каудальном направлении, а также от средней линии в латеральном направлении. Для достижения вехи развития может потребоваться трех-четырехмесячная вариация. Социальное развитие — это корковая функция, которая развивается раньше, чем двигательные навыки. Отсутствие социальной улыбки к четырем неделям вызывает беспокойство. При рождении младенец оснащен примитивными рефлексами. Некоторые примитивные рефлексы помогают нормальной физиологии младенцев. Сосательно-копательный рефлекс помогает неэффективному кормлению. Большая часть примитивного рефлекса исчезает, чтобы облегчить процесс зрелого развития. Например, хватательный рефлекс исчезает к шести месяцам, а у ребенка развивается зрелое развитие хватания в возрасте от 6 до 12 месяцев.
Раннее и позднее детство: В возрасте от 1 до 3 лет решающее значение имеют передвижение и речь. Лучшим предиктором когнитивной функции является язык. Мелкая моторика связана с навыками самопомощи. Наиболее распространенным развитием в раннем детстве является установление самоидентификации. Ребенок может вести самостоятельную жизнь к трем годам. На этом этапе раннего и позднего детства дети учатся навыкам независимого существования, таким как кормление, приучение к туалету и самостоятельное одевание. Навыки задавать вопросы развиваются в раннем детстве.
Подростковый возраст: Подростковый возраст характеризуется изменениями полового созревания, которые происходят у девочек на два года раньше, чем у мужчин. Изменения полового созревания оцениваются с использованием стадирования Таннера. Принятие нового тела и разлучение с домом, а также утверждение себя в качестве независимого взрослого в обществе являются серьезными проблемами в период полового созревания.
Психосоциальное развитие
Эриксон постулировал восемь стадий психосоциального развития.
Доверие и недоверие в младенчестве (< 1 года): Младенцы развивают доверие благодаря теплой реакции опекуна.
Самостоятельность и сомнения в младшей возрастной группе (от одного до трех лет): Дети чувствуют себя автономными, если опекуны поощряют независимость. В противном случае они будут сомневаться в своих силах.
Инициатива и чувство вины в дошкольном возрасте (от трех до шести лет): Играя с воображением, дети экспериментируют со своими амбициями. Если родители не будут поощрять их инициативу, дети будут чувствовать вину.
Трудолюбие и неполноценность в раннем школьном возрасте: В школе дети учатся работать в группе. У них будет чувство неполноценности, если окружение сверстников будет враждебным.
Идентичность и смешение ролей в подростковом возрасте: Самоидентификация является важным этапом развития в подростковом возрасте.
Близость и изоляция в раннем взрослом возрасте: Те, кто не может установить отношения или близость, склонны к социальной изоляции.
Генерация и застой в зрелом возрасте: Воспитание детей — лучший пример для подрастающего поколения.
Целостность эго и отчаяние в позднем взрослом возрасте: Люди, которые не удовлетворены тем, что они сделали в течение жизни, будут в отчаянии.
Клиническое значение
Понимание основных этапов нормального роста и развития важно для клинициста, обследующего педиатрических пациентов. Нелегко распознать аберрацию, если вы не знакомы с нормой. Используя диаграммы роста и проводя скрининг развития, часто проблемы в уходе можно выявить на ранней стадии.
Графики роста
Таблицы CDC включают детей, воспитанных в различных условиях питания в Соединенных Штатах. В диаграммах CDC нормальный диапазон находится между 5-м и 95-м процентилями.
Таблица роста ВОЗ описывает детей от рождения до пяти лет, выросших в оптимальных условиях окружающей среды. Нормальный диапазон выражается как показатель Z от -2,0 до +2,0, что соответствует 2 и 98 процентилям. Z-показатели — это количество стандартных отклонений от среднего значения.
Графики роста ВОЗ представляют собой стандарт роста, тогда как график роста CDC представляет собой эталон роста. Графики роста ВОЗ используются для детей в возрасте до двух лет, а графики роста CDC используются для детей старше двух лет.
При использовании диаграмм ВОЗ распространенность низкого роста и ожирения аналогична диаграммам CDC, но распространенность недостаточного веса была ниже, чем диаграммы CDC. [15][16]
Недоношенные дети
Во время пребывания в отделении интенсивной терапии новорожденных для всех недоношенных детей со сроком гестации менее 37 недель используются диаграммы роста недоношенных детей, такие как диаграммы роста Фентона. Диаграммы Фентона можно использовать с 22 недель гестационного возраста и до десяти недель после родов.
Таблицы ВОЗ полезны для мониторинга роста недоношенных детей в возрасте менее 37 недель после выписки. Корректированный постнатальный возраст используется до двух лет. Скорректированный возраст для недоношенных детей рассчитывается как фактический возраст в неделях — (40 недель — гестационный возраст при рождении в неделях).[17]
Скрининг развития
Только 20% детей с задержкой развития в Соединенных Штатах получают раннее вмешательство в возрасте до трех лет. Раннее вмешательство полезно для детей из групп высокого риска для улучшения их когнитивных и академических показателей. Менее 50 % клиницистов используют на практике только стандартизированные инструменты скрининга. Нехватка времени, отсутствие обучения являются существенными препятствиями в использовании инструмента скрининга развития. Опросник возраста и стадии (ASQ), оценка состояния развития родителями и опросник развития ребенка являются стандартными инструментами скрининга, используемыми на практике. Инструмент ASQ можно использовать до 66 месяцев. Инструмент PEDS можно использовать в возрасте до восьми лет. Вехи крупной и мелкой моторики оцениваются при каждом посещении ребенка в течение первых четырех лет. Стандартизированные оценки развития с использованием ASQ являются обязательными в 9 лет., 18 и 24 или 30 месяцев.[18]
Врач может проводить скрининг чаще, если существуют такие факторы риска, как недоношенность, воздействие свинца или низкая масса тела при рождении. Скрининг на аутизм необходимо проводить в возрасте 18 и 24 месяцев. Если инструмент скрининга выявляет задержку развития, ребенка необходимо направить к педиатру по развитию. Дети до трех лет с задержкой развития направляются в программы раннего вмешательства, а дети старше трех лет направляются в службы специального образования.
Красные флажки роста и развития
Настораживающими признаками моторного развития являются постоянное фистинг в течение более трех месяцев, сохранение примитивных рефлексов и перекатывания до двух месяцев и доминирование рук до 18 месяцев.
Отсутствие лепета к двенадцати месяцам, отсутствие отдельных слов к шестнадцати месяцам, отсутствие предложений, состоящих из двух слов, к двум годам, а также потеря языковых навыков являются тревожными сигналами.
Дети, чей рост или вес ниже 5-го процентиля, выше 9-го5-й процентиль или пересечение двух основных центильных линий требуют дополнительной оценки.
Улучшение результатов работы медицинской бригады
Медицинская бригада должна понимать этапы развития, которые проходят их пациенты в раннем детстве. Мы должны повысить осведомленность медицинских работников о важности стандартизированного мониторинга роста и надлежащего использования графиков роста. Кроме того, они нуждаются в адекватной подготовке для использования стандартных инструментов скрининга развития.
Каждый клиницист и медсестра, ведущие педиатрических пациентов, должны быть осведомлены о службе направления на раннее вмешательство для подходящих пациентов. Межпрофессиональное сотрудничество между клиницистами, практикующими врачами среднего звена и медсестрами может улучшить результаты лечения пациентов, поскольку задержки развития требуют немедленного вмешательства при обнаружении, а раньше всегда лучше. Дети до трех лет с задержкой развития направляются в программы раннего вмешательства, а дети старше трех лет направляются в службы специального образования.
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Делемарре-ван де Ваал HA. Факторы окружающей среды, влияющие на рост и половое развитие. Перспектива охраны окружающей среды. 1993 г., июль; 101 Приложение 2 (Приложение 2): 39–44. [Бесплатная статья PMC: PMC1519930] [PubMed: 8243404]
- 2.
Lampl M, Veldhuis JD, Johnson ML. Сальтация и застой: модель роста человека. Наука. 1992 30 октября; 258 (5083): 801-3. [PubMed: 1439787]
- 3.
Меррик Дж. Здоровье ребенка и развитие человека на протяжении всей жизни. Фронт общественного здравоохранения. 2013 19 марта; 1:1. [Бесплатная статья PMC: PMC3854993] [PubMed: 24350175]
- 4.
Желенкович А., Ортега-Алонсо А., Роуз Р.Дж., Каприо Дж., Ребато Э., Силвентойнен К. Влияние генетики и окружающей среды на рост с позднего детства до взросление: лонгитюдное исследование двух когорт финских близнецов. Am J Hum Biol. 2011 ноябрь-декабрь; 23(6):764-73. [В паблике: 21957002]
- 5.
Силвентойнен К., Бартелс М., Постхума Д., Эстурджи-ван Бурк Г.Ф., Виллемсен Г., ван Бейстервельдт Т.С., Бумсма Д.И. Генетическая регуляция роста и веса в возрасте от 3 до 12 лет: продольное исследование голландских детей-близнецов. Твин Рес Хам Генет. 2007 Апрель; 10 (2): 354-63. [PubMed: 17564525]
- 6.
Шелл Л.М., Галло М.В., Равенскрофт Дж. Влияние окружающей среды на рост и развитие человека: исторический обзор и тематическое исследование современных влияний. Энн Хам Биол. 2009 г.Сентябрь-октябрь; 36 (5): 459-77. [PubMed: 19626483]
- 7.
Шелл Л.М., Галло М.В., Денхэм М., Равенскрофт Дж. Влияние загрязнения на рост и развитие человека: введение. J Физиол Антропол. 2006 янв; 25 (1): 103-12. [PubMed: 16617215]
- 8.
Castillo-Durán C, Cassorla F. Микроэлементы в росте и развитии человека. J Pediatr Endocrinol Metab. 1999 сен-октябрь; 12(5):589-601. [PubMed: 10703530]
- 9.
Колецко Б. , Чурдакис М., Гроте В., Хельмут С., Прелл С., Рзехак П., Уль О., Вебер М. Регулирование раннего роста человека: влияние на долгосрочное здоровье. Энн Нутр Метаб. 2014;65(2-3):101-9. [PubMed: 25413647]
- 10.
Хохберг З. Пластичность развития в росте и созревании ребенка. Фронт Эндокринол (Лозанна). 2011;2:41. [Бесплатная статья PMC: PMC3364458] [PubMed: 22666215]
- 11.
Nelson CA, Zeanah CH, Fox NA. Как ранний опыт влияет на развитие человека: случай психосоциальной депривации. Нейр Пласт. 2019 14 января; 2019: 1676285. [Бесплатная статья PMC: PMC6350537] [PubMed: 30774652]
- 12.
Стивенсон Р.Д. Использование сегментарных измерений для оценки роста у детей с церебральным параличом. Arch Pediatr Adolesc Med. 1995 г., июнь; 149 (6): 658–62. [PubMed: 7767422]
- 13.
Сарриа А., Морено Л.А., Гарсия-Ллоп Л.А., Флета Дж., Морельон М.П., Буэно М. Индекс массы тела, кожная складка трицепса и окружность талии при скрининге ожирения у детей мужского пола и подростки. Акта Педиатр. 2001 г., апрель; 90(4):387-92. [PubMed: 11332928]
- 14.
Cipriano GF, Brech GC, Peres PA, Mendes CC, Cipriano G, Carvalho AC. Антропометрическая и костно-мышечная оценка пациентов с синдромом Марфана. Преподобный Брас Физиотер. 2011 авг-сен;15(4):291-6. [PubMed: 21971724]
- 15.
Рифас-Шиман С.Л., Гиллман М.В., Окен Э., Клейнман К., Таверас Э.М. Сходство диаграмм роста массы тела к длине тела CDC и ВОЗ в прогнозировании риска ожирения в возрасте 5 лет. Ожирение (Серебряная весна). 2012 июнь; 20 (6): 1261-5. [PubMed: 22158005]
- 16.
Груммер-Страун Л.М., Рейнольд С., Кребс Н.Ф., Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Использование диаграмм роста Всемирной организации здравоохранения и CDC для детей в возрасте 0–59 лет.месяцев в США. MMWR Recomm Rep. 2010 Sep 10;59(RR-9):1-15. [PubMed: 20829749]
- 17.
Руководство для медицинских работников по использованию новых диаграмм роста ВОЗ. Педиатр Здоровье ребенка. 2010 Февраль; 15 (2): 84-98. [PMC бесплатная статья: PMC2865941] [PubMed: 21286296]
- 18.
Липкин П.Х., Масиас М.М., СОВЕТ ПО ДЕТЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, РАЗДЕЛ ПО РАЗВИТИЮ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ. Содействие оптимальному развитию: выявление младенцев и детей раннего возраста с нарушениями развития посредством наблюдения за развитием и скрининга. Педиатрия. 2020 Январь; 145 (1) [PubMed: 31843861]
Периоды развития человека – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие
Перейти к содержимому
Лаура Оверстрит и Люмен Обучение
- Опишите основные периоды развития человека
Подумайте о продолжительности жизни и составьте список того, что вы считаете основными периодами развития. Сколько периодов или этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию часто разбивают продолжительность жизни на восемь этапов:
- Пренатальное развитие
- Младенчество и юность
- Раннее детство
- Среднее детство
- Подростковый возраст
- Раннее взросление
- Средняя взрослость
- Поздняя взрослость
Кроме того, к теме «Смерть и умирание» обычно обращаются после позднего взросления, поскольку в целом вероятность смерти увеличивается в более позднем возрасте (хотя существуют индивидуальные и групповые вариации). Смерть и умирание будут темой нашего последнего модуля, хотя это не обязательно этап развития, происходящий в определенном возрасте.
Список периодов развития отражает уникальные аспекты различных стадий детства и взрослой жизни, которые будут исследованы в этой книге, включая физические, когнитивные и психосоциальные изменения. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, когнитивные навыки и социальные отношения. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.
Пренатальное развитие Рисунок 1 . Эмбрион на 8 неделе развития. (Источник изображения: Jacopo Werther, CC BY 2.0) Происходит зачатие и начинается развитие. Существует три стадии внутриутробного развития: зародышевый, эмбриональный и плодный периоды. Формируются все основные структуры тела (рис. 1), и здоровье матери имеет первостепенное значение. Существуют различные подходы к родам, родам и родам с потенциальными осложнениями беременности и родов, а также риски и осложнения у новорожденных, а также достижения в тестах, технологиях и медицине. Влияние природы (например, генетики) и воспитания (например, питания и тератогенов, которые являются факторами окружающей среды во время беременности и могут привести к врожденным дефектам). Эволюционная психология, наряду с изучением близнецов и усыновлений, помогает нам понять взаимодействие факторов и относительное влияние природы и воспитания на человеческое развитие.
Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с множеством непроизвольных рефлексов и острым слухом, но плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего и говорящего малыша (рис. 2). Воспитатели аналогичным образом превращают свои роли из тех, кто управляет расписанием кормления и сна, в постоянно меняющихся гидов и инспекторов по безопасности для мобильных, энергичных детей. Развитие мозга происходит с удивительной скоростью, как и физический рост и развитие речи. Младенцы имеют свои собственные темпераменты и подходы к игре. Взаимодействие с основными опекунами (и другими) претерпевает изменения под влиянием возможной тревоги разлуки и развития стилей привязанности. Социальные и культурные проблемы сосредоточены вокруг грудного вскармливания или искусственного вскармливания, сна в кроватках или в постели с родителями, приучения к туалету и необходимости делать прививки.
Раннее детство Рисунок 3 . Раннее детство или дошкольные годы в возрасте от 2 до 6 лет наполнены невероятным ростом и изменениями. (Источник изображения: Pixabay, CC0)Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению, примерно в возрасте от 2 до 5 или 6 лет (рис. 3). В дошкольном возрасте ребенок занят изучением языка (с поразительным ростом словарного запаса), обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников могут первоначально быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, например, демонстрация того, сколько времени что-то займет, вытянув два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.
Среднее детство
Рисунок 4. Среднее детство охватывает большую часть того, что традиционно считается начальной школой, или возраст от 6 до 11 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)Возраст от 6 до 11 лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы (рис. 4). Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков и оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы участвуют в этом процессе, сравнивая учеников и публикуя эти сравнения через командные виды спорта, результаты тестов и другие формы признания. Мозг достигает своего взрослого размера к семи годам, но продолжает развиваться. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. Дети также начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками; однополая дружба особенно заметна в этот период.
Подростковый возраст
Рисунок 5. Подростковый возраст, или возраст примерно от 12 до 18 лет, характеризуется половым созреванием и половым созреванием, что сопровождается серьезными социально-эмоциональными изменениями. (Источник изображения: Alexis Brown на Unsplash) Подростковый возраст — это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание; время может варьироваться в зависимости от пола, когорты и культуры. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода (рис. 5). По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь. Исследования развития мозга помогают нам понять склонность подростков к риску и импульсивное поведение. Основная задача развития в подростковом возрасте связана с установлением собственной идентичности. Подростки обычно изо всех сил пытаются стать более независимыми от своих родителей. Сверстники становятся более важными, поскольку подростки стремятся к чувству принадлежности и принятия; смешанные группы сверстников становятся все более распространенными. Изучаются новые роли и обязанности, которые могут включать свидания, вождение автомобиля, подработку и планирование будущей учебы.
Раннее взросление
Рисунок 6. Ранняя взрослость, примерно в возрасте от 20 до 40 лет, может быть разделена на еще одну категорию «зарождающейся взрослости», поскольку между более молодыми людьми и теми, кому за 30, часто существуют глубокие различия. (Источник изображения: WOCinTech, CC BY 4.0)Поздние подростки, двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением (студентам, которым за тридцать или больше тридцати, может быть приятно услышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других (рис. 6). Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни. В последние десятилетия было отмечено (в США и других развитых странах), что молодым людям требуется больше времени, чтобы «взрослеть». Они дольше ждут, чтобы покинуть родительские дома, закончить формальное образование, начать работу/карьеру, выйти замуж и завести детей. Один психолог, Джеффри Арнетт, предположил, что существует новая стадия развития после подросткового возраста и до начала взрослой жизни, называемая «начинающейся взрослостью», от 18 до 25 (или даже 29 лет). ), когда люди все еще исследуют свою идентичность и еще не совсем чувствуют себя взрослыми. Когорта, культура, время в истории, экономика и социально-экономический статус могут быть ключевыми факторами, когда молодежь берет на себя роли взрослых.
Средняя взрослость
Рисунок 7. Средняя взрослость охватывает возраст от 40 до 65 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)Возраст от тридцати (или 40) до середины 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда начавшееся ранее физиологическое старение становится более заметным, период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично смотреть на возможности в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно (рис. 7). Называемые поколением сэндвичей, взрослые среднего возраста могут заботиться о своих детях, а также заботиться о своих стареющих родителях. Заботясь о других и о будущем, люди среднего возраста могут также сомневаться в собственной смертности, целях и обязательствах, хотя и не обязательно переживают «кризис среднего возраста».
Смотри: серия UP
В 1964 году исследователи и кинематографисты начали снимать увлекательный и знаковый документальный сериал, известный как серия UP. Британская команда «Мир в действии» из Гранады, вдохновленная иезуитским принципом «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится семь, и я дам вам мужчину», провела интервью с разнообразной группой семилетних детей со всей Англии. В первом фильме под названием «Семеро вверх!» они расспрашивали семилетних детей об их жизни, мечтах и страхах перед будущим. Майкл Аптед, исследователь оригинального фильма, возвращался, чтобы взять интервью у этих людей каждые семь лет с тех пор, в возрасте 14, 21, 28, 35, 42, 49 лет., 56 лет, а сейчас 63 года.
Это видео дает хороший обзор сериала (через призму анализа фильма, что делает его таким успешным и привлекательным). Сериал Up можно посмотреть на YouTube.
Вы можете просмотреть стенограмму «Some Kind of Connection — The Up Series» здесь (откроется в новом окне).
Поздняя взрослость Рисунок 8. Поздняя взрослость обычно считается в возрасте 65 лет и старше, но существуют невероятные различия в состоянии здоровья и образе жизни между «молодыми стариками» и «самыми старыми стариками», которым может быть далеко за 100 лет. (Источник изображения: PXhere, CC 0) Этот период продолжительности жизни, поздняя взрослость, увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах, по мере увеличения средней продолжительности жизни. Поздняя взрослость охватывает широкий возрастной диапазон с большим количеством вариаций, поэтому полезно разделить ее на такие категории, как «молодые-старые» (65-74 года), «старые-старые» (75-84 года). и «самый старый» (85+ лет; рис. 8). Молодые и старые похожи на взрослых среднего возраста; возможно, все еще работает, женат, относительно здоров и активен. Пожилые люди имеют некоторые проблемы со здоровьем и трудности в повседневной жизни; самые старые-старые часто немощны и нуждаются в длительном уходе. Однако здесь задействовано множество факторов, и лучший способ оценить разнообразие пожилых людей — это выйти за рамки хронологического возраста и изучить, переживает ли человек оптимальное старение (как у джентльмена, изображенного на рис. 8, у которого очень хорошее здоровье для его возраста и продолжает вести активную, стимулирующую жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушение старения (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста) .
Смерть и умирание
Рисунок 9. То, как люди думают о смерти, подходят к ней и справляются с ней, зависит от многих факторов. Фото любезно предоставлено Робертом Полом ЯнгомИсследование смерти и умирания редко получает то внимание, которого оно заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Такие факторы, как возраст, религия и культура, играют важную роль в отношении и подходах к смерти и умиранию. Существуют разные виды смерти: физиологическая, психологическая и социальная. Наиболее распространенные причины смерти зависят от возраста, пола, расы, культуры и времени в истории. Умирание и скорбь — это процессы, и они могут иметь общие стадии реакции на утрату (рис. 9).). Есть интересные примеры культурных различий в ритуалах смерти, траура и скорби. Концепция «хорошей смерти» описывается как включающая личный выбор и участие близких на протяжении всего процесса. Паллиативная помощь — это подход к поддержанию уровня комфорта умирающих, а хоспис — это движение и практика, включающая профессиональную и волонтерскую помощь и уход за близкими.