19.04.2024

Осмысленность восприятия в психологии это: Осмысленность. Что такое «Осмысленность»? Понятие и определение термина «Осмысленность» – Глоссарий

Содержание

Осмысленность. Что такое «Осмысленность»? Понятие и определение термина «Осмысленность» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Осмысленность – смысловая наполненность по отношению к явлениям и объектам окружающей действительности. В психологии, как правило, говорят о категории «осмысленность восприятия».

Восприятие человека базируется не только на чувственной природе, важную роль играет этап осмысления. Человеку (при условии, что у него нет психических отклонений) не составляет труда сказать сразу, какой предмет он увидел (воспринял). Эта возможность появляется у него благодаря осмысленности восприятия, которая в данном случае означает вовлеченность мышления и процесса осознания значения.

Показательный пример приводят А. Гельб и К. Гольдштейн при описании в клинических наблюдениях течения болезни одного из своих подопечных. Больной не мог целостно воспринимать объекты, однако видел их своеобразные замены. Так, например, вместо дворника на улице он видел длинную черту и хаотичные точки то в одном месте, то в другом. Несмотря на то, что у него не было четкой картины перед глазами, он все равно знал, что это дворник, поскольку видел эту «замену» в своем сознании ежедневно.

У больного сенсорные процессы протекали отдельно от мыслительных актов, что является причиной подобного искажения восприятия. Здоровые люди обладают способностью воспринимать объекты и явления осмысленно – за счет единства чувственного и логического. Еще один пример, который иллюстрирует этот процесс: человек может легко повторить за говорящим слова знакомой ему речи и значительно искажает слова, произнесенные на чужом для него языке.

< Ориентация

Ответственность >

Популярные термины

    Осмысленность

    «Самое трудное — найти смысл. Мы ищем его всю жизнь»

    Какими нас видит сегодня логотерапия? Ученица Виктора Франкла Элизабет Лукас — о влиянии экономических обстоятельств на психическое состояние людей, о преодолении душевных кризисов и особом духовном уровне в психотерапии.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Как восстановиться после развода: 7 советов психотерапевта — залечите раны
    • Закоренелые холостяки: как впустить в свою жизнь человека, если вы привыкли к одиночеству
    • «Парень моей дочки употребляет наркотики. Как ей помочь расстаться с ним?»
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя
    • Духовные практики как бегство от реальной жизни: почему это не работает
    • Как воспитать ребенка с безопасным типом привязанности: 7 главных шагов — попробуйте на практике
    • «Я боюсь всех людей, а после 24 февраля 2022 года меня пугают салюты и громкие звуки»
    • «Дочь попала под влияние секты. Она перестала ходить в церковь и подала на развод»

    Сегодня читают

    • Газлайтинг на работе: как распознать и защититься
    • 4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • «Дочь попала под влияние секты. Она перестала ходить в церковь и подала на развод»
    • «У дочери появился мужчина, и она перестала общаться со всеми, а я стала для нее абьюзером»
    • 2 приема, чтобы легко просыпаться рано утром — даже до восхода солнца

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Осмысленность восприятия. Основы общей психологии

    Осмысленность восприятия

    Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.

    Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет. Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

    Чувственное и смысловое содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.

    В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой материал речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно сделать, между тем как никаких трудностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще знакомом языке; знакомое значение слов помогает дифференцировать звуковую массу в нечто членораздельное. Чувственное содержание восприятия до известной степени перестраивается в соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением, выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стушевываются; в результате оно обобщается. В частности, осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обобщенное восприятие — восприятие фонем.

    Сама структура восприятия, которую гештальтпсихология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Это предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных качествах, на константности и трансформации цветов.

    Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения чувственного и смыслового содержания для нормального восприятия выступает в патологических случаях. При так называемой духовной слепотеили глухоте, при зрительнойили слуховой асимволикебольной воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.

    А.Гельб и К.Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений любопытный случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на опосредованных умозаключениях. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает.

    Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я его вижу ежедневно». — «Что вы видите?» — «Длинную черту. Затем что-то вижу — то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие, повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить». Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны — элементарные сенсорные процессы, с другой — надстраивающиеся над ними мыслительные акты. Но если эта теория так точно соответствует патологическому восприятию, то из этого с очевидностью следует, что она не соответствует восприятию нормальному.

    Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой — надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического.

    В психологии восприятия особенно рельефно выступает существенная для психологии в целом антитеза: с одной стороны, осмысленность отрицается вовсе, сводится к структуре и т. п.; с другой стороны, ее признание выражается в идеалистической концепции о «смыслах» и «значениях» как самодовлеющих сущностях, противостоящих объективной действительности. В противоположность первой точке зрения мы признаем осмысленность человеческого восприятия как специфическую его черту. В противоположность второй осмысленность восприятия определяется самим отношением его к объективной действительности.

    Осмыслить восприятие — значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие — значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к представлению и от него к мышлению. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

    Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия.

    Когда физик или химик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой-то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах. Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя «курса психологии» или «книги», налицо обобщенное восприятие.

    А.Гельбом и К.Гольдштейном собран большой клинический материал, который наглядно подтверждает, что восприятие, вовсе лишенное обобщенности, носит патологический характер. Тем самым косвенно на патологических примерах обнаруживается значение обобщения в нормальном восприятии человека.

    В частности, Гельб и Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять название цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему всегда как цвета определенных предметов, например голубой цвет — как цвет незабудки. Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно нормально; он различал все оттенки цветов. И тем не менее его отношение к цветам было своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу куски цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например цвет данного образца и одного из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное тожество их; иногда больной их отожествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости или насыщенности. Такая константность цвета, которая сохраняется в различных конкретных ситуациях при различной яркости, насыщенности и прочем, требует того, чтобы цвета различной яркости, насыщенности и прочее воспринимались как частные случаи такого-то цвета, объективно занимающего определенное место в спектре.

    У этого больного каждое цветоощущение было единичной данностью, которая не осознавалась им в своем обобщенном значении. У него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и т. д. цветов, к которому он мог бы отнести различные их оттенки. Это отсутствие обобщенности в восприятии и было источником всех отклонений в его обращении с цветами и причиной своеобразного нарушения у него речи, выразившегося в неспособности пользоваться общепринятыми названиями цветов.

    Опираясь на эти и аналогичные им факты, Гельб и Гольдштейн выдвинули положение о том, что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность». Обозначение обобщенного восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет, с категорией. За этим скрывается идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальности» восприятия утверждает примат логического над чувственным. Мы отвергаем эту идеалистическую концепцию категориальности восприятия и исходя из диалектического тезиса о единстве общего и единичного в восприятии человека. <…>

    Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.

    При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Значение восприятия (Смысл восприятия)

    Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

    39. Свойства восприятия

    39. Свойства восприятия Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и

    Преграды для восприятия

    Преграды для восприятия Дона Карлетта подчеркивала, что наше осознание привлекающего или раздражающего нас аспекта клиента имеет ключевое значение, поскольку в ином случае мы склонны восставать против этой характеристики или игнорировать ее, и наши способности

    АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ

    АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ Взяв за основу предыдущие рассуждения, перейдем к осмыслению некоторых фундаментальных аспектов восприятия, таких как узнавание, центрирование и подготовленность. УЗНАВАНИЕКак только установилась стабильная схема (или шаблон) восприятия, любой

    Историчность восприятия

    Историчность восприятия Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой

    Осмысленность существования

    Осмысленность существования У нас как на чудака смотрят на человека, ищущего «смысл жизни». Нашел чем мучиться! На самом же деле наличие ценностей, смысла, понимания «ради чего» жить — мощнейший источник жизненной энергии. Врачи и психологи, к сожалению, хорошо знают, что

    Структура восприятия

    Структура восприятия Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два основных вида: ожидания и

    Ловушки восприятия

    Ловушки восприятия Всякий человек «реагирует только на свой опыт, но его опыт – это совсем не то, что может обнаружить объективный сторонний наблюдатель, – это только то, что сам индивид там находит» [431]. В соответствии с этим положением его авторы Томас и Знанецкий

    Проблема восприятия

    Проблема восприятия Наша подруга рассказала о таком случае. Начальница собрала совещание и сообщила сотрудникам следующее: «Никто из вас не находится на грани нервного срыва, а это значит, что вы работаете недостаточно упорно».При всем желании трудно найти лучший пример

    Иллюзии восприятия

    Иллюзии восприятия Слово «иллюзия» происходит от латинского слова illudo, означающего «обманываю, насмехаюсь, разыгрываю». И действительно, еще с древних времен известно свойство нашей психики зачастую искаженно воспринимать внешний мир. Отдельные примеры иллюзорного

    Предвзятость восприятия

    Предвзятость восприятия Эмоции являются мощнейшими усилителями нашего восприятия. Они способствуют надежному закреплению созданного «интегрального образа» (по А. А. Ухтомскому), в который включена и наша собственная оценка события, в фонде памяти. Поэтому значение

    От восприятия к поведению

    От восприятия к поведению Одним из основных компонентов организации личности являются последовательности различных видов схем, которые действуют аналогично сборочной линии. Для простоты изложения эти структуры могут рассматриваться как действующие в логической

    Качество восприятия

    Качество восприятия Наряду с познавательным и эмоциональным аспектами, большой вклад в разнообразие осознанных сновидений вносит качество восприятия. Одни образы могут быть подернуты дымкой или лишены четких очертаний, другие — доводить до головокружения своим

    Самость: внутренняя сосредоточенность, духовная просветленность и осмысленность

    Самость: внутренняя сосредоточенность, духовная просветленность и осмысленность Гестия представляет архетип сосредоточенности. Она — безмолвная суть, источник осмысленной активности, внутренняя точка опоры, позволяющая женщине держаться на своих позициях среди

    Восприятие: определение, значение и примеры

    Это синее платье с черными полосками или белое платье с золотыми полосками? В 2015 году горячей темой стали споры о цвете «платья». Некоторые люди клялись, что видели платье с синими и черными полосками, а другие утверждали, что видели платье с белыми и золотыми полосками. Как могло случиться, что мы получаем одни и те же зрительные стимулы, но заявляем, что видим совершенно разные цвета? Это сводится к тому, как мы воспринимаем мир. Восприятие — это реальность!

    • Что такое восприятие?
    • Как работает обработка снизу вверх и сверху вниз?
    • Что такое восприятие глубины? Какие сигналы используются для восприятия глубины?
    • Что такое избирательное восприятие? Выборочное внимание? Избирательное невнимание?
    • Является ли восприятие реальностью?

    Определение восприятия

    Многие окружающие нас объекты не имели бы смысла, если бы наш мозг не систематизировал поступающую от них информацию. Этот процесс организации называется восприятие.

    Восприятие — это процесс, с помощью которого наш мозг упорядочивает сенсорные объекты и события, позволяя нам распознавать смысл.

    Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз

    При восприятии объектов вокруг нас наш мозг использует два типа обработки — снизу вверх и сверху вниз. Например, как только мы видим букву «Р», наш мозг сразу же идентифицирует ее как эту букву. Никакой дополнительной обработки не требуется, так как мозг уже имеет информацию для распознавания буквы из получаемой им визуальной информации. это называется обработка снизу вверх.

    Восходящая обработка — это когда мозг полагается на сенсорную информацию для восприятия и понимания мира.

    Восходящая обработка во время восприятия часто управляется данными и обычно происходит в режиме реального времени . В других случаях мозг должен использовать более высокий уровень умственной обработки для понимания сенсорной информации. Этот тип обработки называется обработкой сверху вниз .

    Обработка сверху вниз — это когда мозг использует более высокий уровень умственной обработки нашего предыдущего опыта и ожиданий, чтобы понимать и воспринимать новые стимулы.

    При нисходящей обработке мозг использует контекстуальные подсказки для понимания неизвестной сенсорной информации. Возьмем, к примеру, следующее изображение. Мы можем прочитать средний квадрат как «13» или «В». Это зависит от нашего восприятия, когда мы читаем сверху вниз или слева направо.

    Fg, 1 Квадраты с цифрами и буквами. StudySmarter Оригинал

    . фрагменты информации используются для понимания целого
    Переработка восходящей вверх Переработка сверху вниз
    Целое используется для понимания меньших фрагментов информации

    Как мы воспринимаем мир?

    Существует четыре типа восприятия: энергетика, разум, материя и сердце. Все они основаны на определенных принципах и репликах.

    Гештальт-принципы организации восприятия

    Гештальт-психология — это школа мысли, предполагающая, что мозг воспринимает целое, прежде чем воспринимать множество частей целого. Он был основан в 1912 году Максом Вертхаймером. Гештальт-психологи составили обширный список принципов восприятия гештальт-психологии. Некоторые из них:

    • Сходство (восприятие объединяет сходные объекты).

    • Близость (восприятие группирует объекты, находящиеся в проксимальной близости друг от друга).

    • Непрерывность (восприятие непрерывной линии, а не более мелких, разрозненных частей).

    • Закрытие (восприятие дополняет недостающую информацию, чтобы сформировать целое).

    Восприятие глубины

    Как мы можем увидеть, что коробка квадратная или что на нас мчится автомобиль? Способность нашего мозга воспринимать глубину позволяет нам видеть дальше двухмерных изображений, которые мы получаем каждым глазом. Эта способность называется восприятие глубины.

    Восприятие глубины — это способность просматривать и воспринимать зрительные образы в трех измерениях.

    Без восприятия глубины было бы сложно определить расстояние. Наш мозг использует визуальные сигналы от одного или обоих глаз для обработки восприятия глубины объекта или расстояния.

    Монокулярные сигналы

    Монокулярные сигналы восприятия относятся к трехмерной обработке, которую мозг выполняет только одним глазом.

    Монокулярные сигналы — это сигналы визуального восприятия, для которых требуется только один глаз.

    Сигналы монокулярного восприятия могут включать следующее:

    • Относительная высота (объекты, которые кажутся меньше и выше, находятся дальше).
    • Интерпозиция (перекрывающиеся объекты говорят нам, что дальше).
    • Линейная перспектива (параллельные линии сходятся дальше).
    • Градиент текстуры (текстура поверхности становится размытой на больших расстояниях).
    • Свет и тень (более светлые объекты кажутся ближе).

    Фг. 2 Tree alley, pixabay

    Бинокулярные сигналы

    Наши глаза смотрят на мир с двух разных точек зрения. Следовательно, некоторые сигналы восприятия глубины могут быть восприняты только обоими глазами.

    Бинокулярные сигналы — это сигналы визуального восприятия, требующие использования обоих глаз.

    Информация, которую мозг получает от обоих глаз, позволяет нам судить о расстоянии, сравнивая изображения от обоих глаз. Этот процесс называется диспаратность сетчатки. Сигналы бинокулярного восприятия также позволяют нам иметь постоянство восприятия . Например, если на вас движется автомобиль, изображение автомобиля становится больше. Однако вы считаете, что машина не увеличивается в размерах, а просто становится ближе.

    Перцептивное постоянство относится к нашей способности воспринимать, что движущиеся объекты неизменны в размере, форме и цвете.

    Избирательное восприятие

    Наш мозг избирательно относится к тому, на что мы обращаем внимание (избирательное внимание) и на что мы не обращать внимания (избирательное невнимание) при восприятии.

    Избирательное внимание

    Каждый момент мы получаем огромное количество сенсорной информации, влияющей на наше восприятие. Мозг ограничен в количестве информации, которую он может усвоить в один момент. Поэтому мы должны тщательно выбирать, на что направить свое внимание.

    Избирательное внимание — это процесс, который позволяет человеку сосредоточиться на определенном сенсорном входе, одновременно подавляя другую сенсорную информацию, которая не имеет отношения к делу или отвлекает.

    Вы когда-нибудь были на шумной вечеринке, но все же смогли встретиться со старым другом? Избирательное внимание позволяет вам сосредоточиться на восприятии вашего разговора, одновременно заглушая другие голоса в комнате. Это часто называют эффектом коктейльной вечеринки . Если бы наш мозг не мог участвовать в избирательном внимании, эти ситуации были бы слишком подавляющими, что лишило бы нас возможности достаточно сосредоточиться, чтобы вести разговор в этом сценарии.

    Вопреки распространенному мнению, мозг может сосредоточиться только на одной задаче за раз. Многозадачность — это миф. Если стимул явный и неожиданный, внимание можно легко отвлечь. Именно поэтому доказано, что текстовые сообщения во время вождения чрезвычайно опасны. Человек не может полностью сосредоточиться на вождении, одновременно отвечая на сообщение.

    В исследовании, проведенном Brasel and Gips (2011), исследователи поместили испытуемых на 28 минут в комнату с телевизором и доступом в Интернет. Они заметили, что испытуемые переключали свое внимание в среднем 120 раз.

    Избирательное невнимание

    С другой стороны медали, избирательное невнимание возникает, когда мозг может не обращать внимание на определенные стимулы, в то время как наше внимание направлено на что-то другое. Одним из примеров является слепота по невнимательности.

    Слепота по невнимательности возникает, когда зрительные стимулы не воспринимаются, потому что внимание направлено на что-то другое.

    Многие исследования проверяли это явление. Симонс и Шабри (1999) провел эксперимент, в ходе которого зрителей просили посчитать количество проходов, совершенных группой людей. На видео кто-то в костюме гориллы заходит в кадр на несколько секунд, бьет себя в грудь и уходит. Выяснилось, что половина участников даже не заметили гориллу. Зрители были слишком сосредоточены на поставленной задаче, чтобы подсчитывать количество проходов, и их мозг не воспринимал отвлекающий стимул, появлявшийся на экране.

    Правда ли, что «восприятие есть реальность»?

    Через нисходящую обработку восприятие становится реальностью нашего мозга. Принципы восприятия гештальт-психологии определяют, как мозг воспринимает целое, прежде чем воспринимать основные компоненты сенсорной информации. Кроме того, наш предыдущий опыт играет большую роль в нашем восприятии конкретного стимула.

    Набор перцепций

    Принципы восприятия гештальт-психологии представляют собой группу законов, которые в целом верны для большинства людей. Однако бывают ситуации, в которых наше восприятие отличается друг от друга из-за предрасположенности. это называется набор восприятия.

    Набор восприятия относится к умственной предрасположенности человека воспринимать вещи одним способом, а не другим.

    Наш предыдущий опыт может существенно повлиять на наше восприятие. Это то, что говорит нам, чего ожидать, и направляет наше восприятие в подобных ситуациях. Определенные ассоциации могут быть активированы посредством процесса, называемого праймингом, во время которого мы формируем наши предрасположенности к восприятию. Понятия, или схема, , которые мы формируем, используются для организации информации, которую мы получаем. Схемы могут принимать форму стереотипов или социальных ролей.

    Другие возможные факторы, влияющие на ваш набор восприятия, включают контекст, мотивацию или эмоции, которые мы можем испытывать в данный момент.

    Самовосприятие

    То, как мы воспринимаем себя или наше самовосприятие , может зависеть от того, что мы видим и испытываем извне. Однако иногда это может пойти в другом направлении, и наше самовосприятие может повлиять на то, как мы видим мир вокруг нас. Например, самовосприятие человека может влиять на то, что он видит в зеркале. У человека может быть небольшой шрам на лице, но его восприятие таково, что он намного больше, чем есть на самом деле. Это может зависеть от самовосприятия. Самовосприятие является субъективным восприятием и может играть важную роль в формировании отношения к образу тела (Cash, 2012).

    Фг. 3 Позитивное самовосприятие, freepik

    Восприятие — основные выводы

    • Восприятие — это процесс, с помощью которого наш мозг упорядочивает сенсорные объекты и события, позволяя нам распознавать смысл.
    • Восходящая обработка — это когда мозг полагается на сенсорную информацию, которую он получает, чтобы воспринимать и понимать мир, в то время как t нисходящая обработка — это когда мозг использует более высокий уровень умственной обработки по сравнению с нашим предыдущим переживания и ожидания для понимания и восприятия новых стимулов.
    • Восприятие глубины — это способность видеть и воспринимать зрительные образы в трех измерениях, а также оценивать расстояние.
    • Избирательное внимание — это процесс, который позволяет человеку сосредоточиться на определенном сенсорном входе, одновременно подавляя другую сенсорную информацию, которая не имеет отношения к делу или отвлекает, в то время как избирательное невнимание — это когда мозг может не обращать внимание на определенные стимулы в то время как наше внимание направлено на другое.
    • Как мы видим себя или наши самовосприятие может влиять на то, как мы воспринимаем окружающий мир.

    Значение, определение, характер и важность

    Статьей поделились:

    РЕКЛАМА:

    Прочтите эту статью, чтобы узнать о значении, природе и важности восприятия.

    Значение и определение восприятия:

    «Восприятие — это процесс, посредством которого информация из внешней среды отбирается, принимается, организуется и интерпретируется, чтобы сделать ее значимой для вас. Этот ввод значимой информации приводит к решениям и действиям».

    Несколько определений восприятия, данных разными авторами, объясняются ниже:

    ОБЪЯВЛЕНИЯ:

    «Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению».

    Согласно Джозефу Рейтцу, «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Изучение этих непрекращающихся процессов показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных — воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие».

    Проще говоря, мы можем сказать, что восприятие — это акт видения того, что можно увидеть. Но то, что видно, находится под влиянием воспринимающего, объекта и его окружения. Значение восприятия подчеркивает все эти три момента.

    Природа восприятия:

    Восприятие было объяснено Аджитом Сингхом следующим образом:

    ОБЪЯВЛЕНИЯ:

    «Восприятие относится к интерпретации сенсорных данных. Другими словами, ощущение включает в себя обнаружение присутствия стимула, тогда как восприятие включает в себя понимание того, что означает стимул. Например, когда мы что-то видим, зрительным стимулом является световая энергия, отраженная от внешнего мира, а сенсором становится глаз. Этот визуальный образ внешнего предмета становится восприятием, когда он интерпретируется в зрительной коре головного мозга. Таким образом, под зрительным восприятием понимается интерпретация образа внешнего мира, проецируемого на сетчатку глаза, и построение модели трехмерного мира».

    Из вышеприведенного объяснения становится ясно, что восприятие есть нечто большее, чем ощущение. Он соотносит, интегрирует и осмысливает разнообразные ощущения и информацию от многих органов тела, с помощью которых человек идентифицирует вещи и объекты, к которым относятся ощущения.

    Восприятие определяется как физиологическими, так и психологическими особенностями человека, в то время как ощущение мыслится только физиологическими особенностями. Таким образом, восприятие — это не только то, что человек видит глазами, это гораздо более сложный процесс, посредством которого человек избирательно поглощает или усваивает стимулы в окружающей среде, когнитивно организует воспринятую информацию определенным образом, а затем интерпретирует информацию, чтобы сделать оценка происходящего в окружающем мире.

    Восприятие является субъективным процессом, поэтому разные люди могут по-разному воспринимать одну и ту же среду в зависимости от того, какие конкретные аспекты ситуации они выбирают для выборочного восприятия, как они организуют эту информацию и как они ее интерпретируют, чтобы получить представление о предмете. ситуация.

    Важность восприятия:

    ОБЪЯВЛЕНИЯ:

    (i) Восприятие очень важно для понимания человеческого поведения, потому что каждый человек воспринимает мир и подходит к жизненным проблемам по-разному. Все, что мы видим или чувствуем, не обязательно совпадает с тем, что есть на самом деле. Это потому, что мы слышим не то, что действительно сказано, а то, что мы воспринимаем как сказанное. Когда мы что-то покупаем, это происходит не потому, что это лучшее, а потому, что мы считаем это лучшим. Таким образом, именно благодаря восприятию мы можем выяснить, почему один человек находит работу удовлетворительной, а другой может ею не удовлетворяться.

    (ii) Если люди ведут себя на основе своего восприятия, мы можем предсказать их поведение в изменившихся обстоятельствах, поняв их нынешнее восприятие окружающей среды. Один человек может рассматривать факты одним способом, который может отличаться от фактов, как их видит другой наблюдатель.

    (iii) С помощью восприятия можно определить потребности разных людей, потому что на восприятие людей влияют их потребности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *