Эксперимент и наблюдение – что это и отличия
Всем известно, что научные исследования и открытия используют не только технические составляющие. Для того чтобы узнать нечто новое, сделать открытие или начать изучение применяются такие элементы, как эксперимент и наблюдение. Не многие люди способны сразу объяснить, в чем состоят отличия между этими двумя терминами. Для того чтобы устранить пробел в знаниях и дать в случае необходимости определение для каждого из них, требуется сравнить эти понятия между собой.
Содержание
- Определение понятий
- Сравнение
- Выводы
Определение понятий
Для того чтобы провести эксперимент или наблюдение, необходимо проявить любопытство. Именно стремление человека лучше узнать об особенностях окружающего мира легко в основу зарождения научных дисциплин. Любознательность заставляет людей находить новые методы исследования. В ходе поисков и изучений используются такие методы, как эксперимент и наблюдение. Может показаться, что эти термины являются идентичными между собой, но на самом деле между ними имеются существенные отличия. Для того чтобы понять основные особенности, нужно для каждого термина дать определение.
Эксперимент представляет собой метод научного познания. В ходе его проведения выделяются определенные объекты. Затем они погружаются в искусственно созданную для них среду. За всеми происходящими после этого изменениями следят экспериментаторы. Основная цель проведения эксперимента – проверка выдвинутой гипотезы, поиск новых доказательств и фактов, которые могут найти ответы на научные вопросы. Пример эксперимента – подключение приборов в цепь с целью выявления особенностей их работы в сложных климатических условиях.
Наблюдение – метод познания. В ходе процесса наблюдатель изучает и познает исследуемый объект. Все интересные и значимые для науки факты фиксируются и отмечаются. В ходе наблюдения не происходит вмешательства в естественную для объекта среду.
Особенностью наблюдения является тот факт, что осуществлять его может любой желающий. Не потребуется иметь специального образования. В основе лежит визуальное восприятие, не предполагающее в большинстве случаев применения специального оборудования или технических средств. Пример наблюдения – изучение поведения птиц в осенний и летний период в лесах средней полосы.
Сравнение
Для того чтобы понять, в чем же состоят отличия между экспериментом и наблюдением, необходимо сравнить эти методики между собой. На основании приведенных определений становится понятно, что основное отличие связано со способом взаимодействия между человеком изучающим объект и самим предметом.
В случае выбора наблюдения в качестве основного метода, наблюдатель будет находиться на некотором удалении от объекта, который старается узнать. Вмешательства в естественную среду не производится.
Эксперимент предполагает, что объект будет извлечен из привычной для него среды и помещен в специально подготовленные для него условия, отвечающие поставленным целям и задачам науки.
Ликбез: что такое субъект и в чем его отличие от объекта.
Экспериментатор в ходе осуществления мероприятий будет активно влиять на условия, вмешиваться в ход событий направлять их так, как требует того имеющаяся гипотеза. Процесс наблюдения может быть спонтанным или спланированным, эксперимент всегда заранее подготавливается специалистами в выбранном направлении.
Экспериментатор ставит своей основной целью подтверждение уже имеющегося научного правила, теории или заключения, которые были сформулированы до начала проведения эксперимента. Все получаемые в ходе эксперимента данные необходимо фиксировать. Наблюдатель же получает информацию непосредственно в момент визуального контакта с объектом и при желании может записывать ее. В ходе мероприятия собираются новые сведения или подтверждаются уже имеющиеся.
Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой для посторонних вмешательств среде. Она является ограниченной, искусственной, созданной специально под объект и те условия, которые потребуется изучить.
Наблюдение же проводится в естественных условиях, они не будут изменены или подправлены под поставленные задачи. Экспериментаторы используют для работы специальные инструменты и оборудование. Они должны обладать определенными знаниями и умениями. Наблюдателю не потребуется быть специалистом в определенной научной дисциплине, чтобы получить интересующие его сведения.
Выводы
В ходе сравнения этих двух понятий удалось выяснить, что они имеют целый ряд отличий. Взаимодействие с объектом изучения в ходе наблюдения протекает без вмешательства. Человек находится на дистанции и не является непосредственным участником событий. Эксперимент предполагает, что ученый будет непосредственно влиять на условия, в которых находится объект.
Наблюдение не ставит перед собой определенных целей и задач, является средством для получения новой информации или подтверждения уже имеющихся сведений. Для эксперимента требуется искусственно созданная среда, в которой объект будет находиться в тех условиях, которые предусмотрены специалистами для получения подтверждения теоретическим знаниям.
Специальное оборудование для проведения эксперимента является необходимым. Оно составляет базу для исследования. Техническое оснащение в ходе наблюдения не требуется. Инструменты и оборудование не используется.
Наблюдение ставит своей целью фиксацию реальности, тех условий, в которых существует и развивается объект. В ходе эксперимента основной задачей является подтверждение тех знаний, которые были получены ранее в ходе теоретических исследований и изысканий.
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент. Психология труда
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент. Психология трудаВикиЧтение
Психология труда
Прусова Н В
Содержание
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент
Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.
Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.
Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.
Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эксперимент
Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает
2. Естественный эксперимент
2. Естественный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходят его рабочий день и трудовая деятельность.
Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института,3. Лабораторный эксперимент
3. Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать
Эксперимент с часами
Эксперимент с часами Перед тем как читать дальше, закройте, пожалуйста, правой рукой часы на левом запястье (если вы носите часы на правой руке, просто сделайте все наоборот). Я предполагаю, что вы носите эти часы уже довольно давно и ежедневно многократно смотрите на них,
Эксперимент: зеркало
Эксперимент с монеткой
Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся
Эксперимент «Свежесть»
Эксперимент «Свежесть» Пожалуйста, прочтите:1. Вы чувствуете себя свежо.2. Пока вы читаете эти строки, дышите размеренно и спокойно. С каждым вдохом сознательно вбирайте в себя новую энергию. Вы чувствуете себя очень хорошо. Энергия свежести с каждой буквой приятно
Эксперимент 1
Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю
Эксперимент 3
Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент
ЭКСПЕРИМЕНТ
ЭКСПЕРИМЕНТ Разденьтесь, как-нибудь, полностью — догола! И встаньте так, во всей своей красе, перед самым большим зеркалом в вашей квартире.Посмотрите на себя. Оставайтесь абсолютно спокойным…Посмотрите себе в глаза и произнесите тоном, не терпящим возражений: «Я —
Эксперимент
Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что
Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном
Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки — нет. Причина в
причинно-следственных связей — Как выявить естественные эксперименты?
$\begingroup$
Мотивация этого вопроса состоит в том, чтобы узнать, на что обращать внимание при принятии решения о том, можно ли использовать данные наблюдений для причинно-следственного вывода (в смысле Перла).
Википедия описывает естественный эксперимент:
Естественный эксперимент — это эмпирическое исследование, в ходе которого отдельные лица (или группы лиц) подвергаются экспериментальным и контрольным условиям, которые определяются природой или другими факторами, не зависящими от исследователей. Процесс, регулирующий воздействие, возможно, напоминает случайное распределение. Таким образом, естественные эксперименты являются наблюдательными исследованиями и не контролируются в традиционном смысле рандомизированного эксперимента (интервенционного исследования). Естественные эксперименты наиболее полезны, когда имело место четко определенное воздействие на четко определенную субпопуляцию (и отсутствие воздействия на аналогичную субпопуляцию), так что изменения в исходах можно правдоподобно отнести на счет воздействия. В этом смысле разница между естественным экспериментом и неэкспериментальным наблюдательным исследованием состоит в том, что первый включает сравнение условий, которые прокладывают путь для причинного вывода, а второй — нет.
Я нахожу это слишком расплывчатым, чтобы переводить его в действия или решения.
Этот пост дает похожее описание:
Разница в том, что естественный эксперимент — это наблюдательное исследование, в котором происходит так, что происходит что-то, что фактически является рандомизацией.
Таким образом, ключевой момент, по-видимому, заключается в том, было ли воздействие состояния случайным. В этом же посте приводится пример:
Хорошим чистым примером является изучение последствий внезапного получения большого количества денег путем сравнения победителей лотереи с репрезентативной случайной выборкой людей, купивших билеты на один и тот же розыгрыш. По сути, кто-то другой сделал рандомизацию за вас, и совершенно очевидно, что это не имело ничего общего с какими-то характеристиками людей, выиграли они или нет.
Что действительно, этот пример имеет рандомизацию явно по конструкции.
Фраза из вики, которая не совсем соответствует описанию выше:
Хотя игровые шоу могут показаться искусственными контекстами, их можно считать естественными экспериментами благодаря тому, что контекст возникает без вмешательства ученого.
Я не думаю, что невмешательства ученых будет достаточно, чтобы сделать вывод, что наблюдательное исследование является естественным экспериментом.
На что следует обратить внимание при принятии решения о том, была ли экспозиция в обсервационном исследовании «назначена случайным образом»?
- причинность
- обсервационное исследование
$\endgroup$
$\begingroup$
Рандомизация используется, потому что она разбивает лазейки на интересующий эффект. Важна не сама рандомизация, а отсутствие обходных путей . То есть нет смешивающих факторов, то есть общих причин, влияющих как на лечение, так и на эффект. (И никакой предвзятости отбора.)
Причинно-следственные процессы почти никогда полностью не наблюдаются, поэтому трудно быть уверенным в отсутствии обходных путей, если только вы не рандомизируете. Однако в естественных экспериментах мы можем утверждать, что черный ход:
- Маловероятно,
- Контролируется для (т. е. существует наблюдаемая ковариата, которую мы можем обусловить, чтобы заблокировать путь), или
- Слишком слабый, чтобы объяснить наблюдаемый эффект.
Одним из примеров, приведенных в Википедии, является исследование Джоном Сноу смертности от холеры среди клиентов компании Southwark and Vauxhall Waterworks и компании Lambeth Waterworks. Услуги водоснабжения не распределялись случайным образом, но арендаторы обычно были вынуждены использовать ту компанию, которая проложила трубы к их дому, и многие понятия не имели, какой компании они на самом деле платили. Два дистрибьютора обслуживали несколько разные районы, поэтому Сноу рассматривал смертность в тех районах, где они пересекались (с учетом возможного географического фактора). Наблюдалась поразительная разница в заболеваемости холерой между клиентами каждой компании, слишком большая, чтобы ее можно было объяснить другими различиями между двумя группами.
Если мы не уверены полностью ни в одном естественном эксперименте, мы можем использовать конвергентные доказательства, чтобы усилить доводы. Сам по себе эксперимент Southwark & Vauxhall vs Lambeth, возможно, недостаточен, чтобы показать, что холера передается через воду. Но в сочетании с другими природными экспериментами — например. смертность среди людей, которые пили из помпы Broad St Pump, по сравнению с другими помпами — у Сноу был сильный аргумент.
$\endgroup$
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.Природный эксперимент | обсервационное исследование
- Похожие темы:
- наблюдение
Просмотреть весь связанный контент →
естественный эксперимент , обсервационное исследование, в котором событие или ситуация, допускающая случайное или кажущееся случайным распределение субъектов исследования по разным группам, используется для ответа на конкретный вопрос. Естественные эксперименты часто используются для изучения ситуаций, в которых контролируемые эксперименты невозможны, например, когда интересующая экспозиция не может быть практически или этически назначена субъектам исследования. Ситуации, которые могут создать подходящие условия для естественного эксперимента, включают изменения политики, погодные явления и стихийные бедствия. Естественные эксперименты чаще всего используются в областях эпидемиологии, политологии, психологии и социальных наук.
Сравнение с планом контролируемого исследования
Ключевые особенности дизайна экспериментального исследования включают манипулирование и контроль. Манипуляция в данном контексте означает, что экспериментатор может контролировать, какие объекты исследования получают какие экспозиции. Например, субъекты, рандомизированные в лечебную группу эксперимента, обычно получают лечение препаратом или терапией, на которые направлен эксперимент, в то время как субъекты контрольной группы не получают никакого лечения или получают другое лечение. Контроль легче всего осуществляется путем случайного распределения, что означает, что процедуры, с помощью которых участники распределяются по условиям лечения и контроля, гарантируют, что каждый имеет равную вероятность включения в любую группу. Случайное распределение гарантирует, что индивидуальные характеристики или переживания, которые могут исказить результаты лечения, в среднем равномерно распределяются между двумя группами. Таким образом, можно манипулировать по крайней мере одной переменной, и единицы случайным образом распределяются по разным уровням или категориям управляемых переменных.
В эпидемиологии золотым стандартом дизайна исследования обычно считается рандомизированное контрольное исследование (РКИ). РКИ, однако, могут дать ответы только на определенные типы эпидемиологических вопросов и бесполезны при исследовании вопросов, для которых случайная выборка либо непрактична, либо неэтична. Большая часть эпидемиологических исследований опирается на данные наблюдений, что вызывает проблемы при выводе причинно-следственных связей из результатов. Основное допущение для вывода о причинно-следственной связи состоит в том, что средний результат группы, подвергшейся одному режиму лечения, представляет собой средний результат, который был бы у другой группы, если бы они подвергались такому же режиму лечения. Если лечение назначается не случайным образом, как в случае обсервационных исследований, предположение о том, что две группы взаимозаменяемы (как по известным, так и по неизвестным вмешивающимся факторам), нельзя считать верным.
В качестве примера предположим, что исследователя интересует влияние плохого жилья на здоровье. Поскольку нецелесообразно и неэтично распределять людей по разным жилищным условиям, этот вопрос трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если бы было принято изменение жилищной политики, такое как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которое позволило бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других таких же людей в их прежнем некачественном жилье, можно было бы использовать это изменение политики для изучения Влияние смены жилья на состояние здоровья. В другом примере, известном природном эксперименте в Хелене, штат Монтана, курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Позже следователи сообщили о 60-процентном снижении числа сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.
Естественные эксперименты как квазиэксперименты
Поскольку естественные эксперименты не рандомизируют участников в группы воздействия, предположения и аналитические методы, обычно применяемые к планам экспериментов, для них неприменимы. Скорее, естественные эксперименты — это квазиэксперименты, и их следует рассматривать и анализировать как таковые. Отсутствие случайного распределения означает, что множественные угрозы причинно-следственной связи, включая истощение, историю, тестирование, регрессию, инструментирование и созревание, могут повлиять на наблюдаемые результаты исследования. По этой причине естественные эксперименты никогда не смогут однозначно определить причинно-следственную связь в данной ситуации. Тем не менее, они являются полезным методом для исследователей, и при осторожном использовании они могут предоставить дополнительные данные, которые могут помочь в решении исследовательского вопроса и которые невозможно получить каким-либо другим способом.
Инструментальные переменные
Основным ограничением в выводе о причинно-следственной связи из естественных экспериментов является наличие неизмеренного смешения. Один класс методов, предназначенных для контроля искажений и ошибок измерения, основан на инструментальных переменных (IV). Несмотря на то, что они полезны в различных приложениях, достоверность и интерпретация оценок IV зависят от сильных предположений, правдоподобие которых необходимо учитывать в отношении рассматриваемой причинно-следственной связи.