Основоположник бихевиоризма
Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый ХХ века, сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь немногим профессионалам-психологам. Его книги, переведенные на русский язык много лет назад, пылятся невостребованными на полках научных библиотек. Наверное, сегодня следует восполнить этот пробел в нашей эрудиции и подробно рассмотреть научную биографию этого ученого. Тем более, что это небезынтересно и в практическом плане.
Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной, отец — напротив, человеком несерьезным и неверующим. Старший Уотсон много пил и увлекался другими женщинами. Кончилось тем, что, когда Джону было 13 лет, отец покинул семью.
По слухам, которые не опровергал и сам Уотсон, он в детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. В учебе он выполнял ровно столько, сколько требовалось для перехода в следующий класс. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Подростком он часто ввязывался в драки и даже заработал два привода в полицию.
Тем не менее в возрасте 16 лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником (!), как когда-то обещал матери. В 1900 г. он получил магистерскую степень. Но в том же году скончалась его мать, фактически освободив сына от давнего обета, которым он уже тяготился. Вместо Принстонской теологической семинарии, куда он ранее намеревался поступать, Уотсон отправился в Чикагский университет.
В ту пору, по воспоминаниям современников, он был “крайне честолюбивым юношей, озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке, но совершенно не имеющим понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшим от неуверенности из-за недостатка средств и умения вести себя в обществе” (в Чикаго Уотсон появился, имея за душой 50 долларов, и в годы обучения брался ради заработка за любую работу, побывав и официантом, и уборщиком).В Чикагском университете в ту пору сформировалась оригинальная научная школа во главе с Джоном Дьюи и Джеймсом Энджелом. Дьюи, крупнейший американский философ, более известен у нас как теоретик школьного дела, поскольку именно интерес к проблемам народного образования привел его в 20-е годы в Советскую Россию. (Позитивные отзывы о молодой советской педагогике не спасли, однако, американского гостя от последующей жесткой критики со стороны идеологически “подкованных” теоретиков советской школы).
Уотсон работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя и ассистента Энджела. Здесь он опубликовал свой первый заметный научный труд, посвященный поведению белых крыс (дрессировкой крыс он увлекался еще в юности). “Я никогда не хотел проводить опыты на людях, — писал Уотсон. — Мне самому всегда претило быть подопытным. Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции, которые даются испытуемым. В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато работая с животными, я чувствовал себя в своей тарелке. Изучая животных, я стоял обеими ногами на земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают, используя подопытных людей”.
Воспитанный в недрах Чикагской школы, Уотсон крепко впитал недоверие к интроспективной психологии и, следуя идеям прагматизма, наметил свой собственный путь в науке, на котором возможно было бы преобразование психологии в достаточно точную и практически полезную отрасль знания.
В 1908-1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем - кафедру экспериментальной сравнительной психологии в университете Дж. Хопкинса в Балтиморе, где широкий размах приобрели исследования поведения животных. Кстати, именно тот факт, что феномены поведения животных послужили Уотсону основой общепсихологических обобщений, стал краеугольным камнем критики его идей в советской науке (как будто учение Павлова не выросло из собачьих рефлексов!).
В университете Джонса Хопкинса Уотсон пользовался огромной популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологии знаком отличия.
В 1913 г. появилась первая программная работа Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста”, которая положила начало целому научному направлению, ставшему на многие годы доминирующим в психологии. В ней автор призвал отказаться от рассуждений о внутреннем мире человека, поскольку тот практически недоступен для наблюдения и изучения. Означало ли это конец психологии как науки о человеке? Вовсе нет. Если нельзя наблюдать “сознание”, “переживание”, и т.д., и т.п., то вполне возможно и необходимо наблюдать и изучать весь широчайший спектр человеческого поведения. Тем более, что именно поведение и представляет главный практический интерес во всех прикладных аспектах.
Так родился бихевиоризм — наука о поведении. Впоследствии его влияние распространилось на широкий круг наук о человеке — педагогику, социологию, антропологию и др., которые в англоязычной литературе с тех пор называют бихевиоральными (поведенческими) науками.
Центральным понятием новой психологии стало поведение. Которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды. Согласно идее Уотсона, наблюдая определенную реакцию, мы можем судить о вызвавшем ее стимуле и наоборот, зная характер стимула, можем предвидеть последующую реакцию. А это открывает широкие возможности не только для объяснения человеческих поступков, но и для управления ими. Манипулируя так называемым подкреплением (поощряя желательные реакции и наказывая за нежелательные), можно направлять поведение человека в нужное русло.
Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма высоко. В 1915 году он был избран президентом Американской Психологической Ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 году статья о созданном им научном направлении для первого издания Большой Советской Энциклопедии была заказана лично ему — пример в практике БСЭ исключительный.
Совершенно очевидно, что важнейшим прикладным аспектом бихевиоризма явилась педагогическая практика. Педагогическому воздействию на формирующуюся личность Уотсон придавал исключительное значение. Он писал:
Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору — врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков.
Даже современникам такая декларация казалась сильным преувеличением. И сегодня, наверное, следует согласиться с такой оценкой. Хотя нельзя не признать, что на протяжении десятилетий отечественная педагогическая мысль исходила из подобной посылки. Долгие годы считалось, что из любого ребенка можно воспитать Спинозу. А если это в большинстве случаев не удается, виной тому — недостаток приложенных воспитателем усилий.
Отдельные педагоги, считающие себя большими гуманистами, настаивают на этой точке зрения и поныне. При этом имя одного из главных теоретиков такого подхода, увы, не упоминается.Что же касается пресловутой дюжины младенцев, то злые языки утверждали, что столько испытуемых Уотсон никогда не имел и все свои теоретические выводы строил на основе опытов над одним-единственным младенцем - внебрачным сыном своей аспирантки Розалии Рейнер. А самые злые языки поговаривали, что отцом этого универсального испытуемого и является сам профессор Уотсон. Так оно и оказалось! Пятнадцать любовных писем Уотсона к Рейнер были перехвачены его женой, более того — с ее согласия опубликованы в газете “Балтимор Сан”. Забавно, что даже в этих страстных посланиях легко угадывается позиция бихевиориста. “Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности… — писал Уотсон. — Моя общая реакция на тебя только положительна.
Шумный бракоразводный процесс, который за этим последовал, скверно сказался на репутации Уотсона, и ему пришлось оставить научную и преподавательскую деятельность. (Сегодня в такое трудно поверить, однако давление общественной морали тех лет действительно было настолько серьезным.) Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда больше не смог получить академической должности — ни один университет не осмеливался пригласить его из-за его репутации.
Следующий шаг Уотсона легко поймет любой современный гуманитарий: вынужденный оставить науку, ученый занялся рекламным бизнесом. В 1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на годовой оклад в 25 тысяч долларов, что вчетверо превышало его прежние академические заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он через три года стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 г.
Приложенные к такой специфической сфере деятельности, как реклама, его идеи об управлении поведением оказались удивительно эффективны. Уотсон настаивал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться произвести впечатление средствами оригинальных образов. “Для того, чтобы управлять потребителем, необходимо лишь поставить перед ним эмоциональный стимул…” Согласитесь, ведь действует!
После 1920 г. контакты Уотсона с миром науки стали лишь косвенными. Он уделял много времени и сил популяризации своих идей, читал публичные лекции, выступал на радио, печатался в популярных журналах — таких, например, как “Космополитэн”. Это, несомненно, способствовало расширению его известности, хотя в научном мире авторитета не прибавляло.
Единственным официальным контактом Уотсона с академической наукой явилась серия лекций, прочитанная им в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Эти лекции послужили основой его будущей книги “Бихевиоризм” (1930), в которой он изложил свою программу оздоровления общества.
В 1928 г. Уотсон совместно с Рейнер опубликовал книгу “Психологический уход за ребенком”. Книга была с энтузиазмом воспринята родителями, жаждавшими научных рекомендаций по воспитанию. Хотя характер этих рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, по мнению Уотсона, родителям не следует демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств, дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое детей Уотсона от второго брака воспитывались именно по этой модели. Один из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом психоаналитиков.
Жизнь Уотсона круто изменилась в 1935 году, когда умерла его жена. Будучи на 20 лет старше ее, он был психологически не готов к такому событию и оказался совершенно сломлен. Он изолировал себя от всяких общественных контактов, стал затворником, уединившись в деревянном фермерском домике, который напоминал ему дом его детства. Он продолжал писать, но уже ничего не публиковал. Содержание этих рукописей не известно никому: незадолго до своей смерти в 1958 году Уотсон сжег все свои записи.
Источник: «Век психологии: имена и судьбы»
Что Это Такое? (Определение, Основная Идея)
Одна из значительных областей в психологии, бихевиоризм — это порождение 20 века. Он зародился в прошедшем столетии как теоретическое исследование о поведении людей и животных, но спустя время перешёл в область практических исследований, превратившись в сильный инструмент психологии. Благодаря новым знаниям люди стали достигать высот в экономической, политической и других социальных сферах.
Краткое содержание:
Что такое бихевиоризм в психологии?
▪️Традиционно начнём с понятия бихевиоризм в психологии кратко и понятно, это значит «поведение», в переводе с английского языка (behavior). Задача данного направления — исследование человеческого поведения в разных ситуациях, при взаимодействии с другими членами общества.
▪️День каждого человека начинается с пробуждения и последующих действий. Каждую минуту с нами происходят разные ситуации и мы реагируем на них тоже определённым образом. Случается так, что в аналогичных обстоятельствах многие ведут себя совершенно по-разному. Бихевиоризм — это в психологии исследование данного вопроса. Почему так происходит и каким образом можно манипулировать поведением одной личности или целого сообщества — цель бихевиоризма.
▪️Согласно постулатам данного движения оно отрицает человеческое сознание как отдельный элемент и связывает его с нашими реакциями на обстоятельства. Иными словами, все мысли взаимосвязаны с физической активностью. Эта идея даже стала причиной революции в психологии. Многие годы влияние бихевиоризма было заметно в Америке. Оно повлияло на научные представления того времени. Основная мысль состояла в том, что в первую очередь нужно изучать не сознание, а рефлекторное поведение.
🎬 Бихевиоризм в психологии
Кто является основоположником бихевиоризма?
Согласно историческим записям, основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон (США).
Основоположник бихевиоризма отвергал важность сознания и считал его изучение вопросом второстепенным. Он предлагал наблюдать за поведением, считая, что эмоции и чувства не объективны. Данная теория интересовала и наших учёных. Павлов, Сеченов и Бехтерев также активно интересовались темой, но окончательно идею сформулировал именно основатель бихевиоризма Уотсон.
Великий учёный, Иван Павлов был одним из тех, кто задал направление будущему разделу психологии. Он посвятил жизнь изучению рефлексов и создал целую науку. Подробнее в статье эксперимент «Собака Павлова». Некоторые идеи, которые позже использовали бихевиористы были озвучены ещё в 19 веке. Э. Торндайк стал первооткрывателем «закона эффекта». Суть опытов заключалась в том, что животные искали выход из лабиринтов и получали награду. Постепенно они осваивали заученный маршрут и безошибочно решали задачу.
Позже закономерности поведения исследовали и другие учёные. Б.Ф. Скиннер основал радикальный бихевиоризм, в основу которого легло утверждение, что побуждения и мысли находятся под тем же контролем что и внешнее поведение.
В целом Бихевиоризм совмещает несколько областей: методологию, философию и психологию. Его возникновению способствовало то, что психология оказалась бессильна в некоторых случаях и в ней не находилось объяснения некоторым явлениям. Он «привязал» нерациональную науку (на тот момент психологию) к материализму. Именно поэтому поначалу идеи встретили холодно и с недоверием, но постепенно бихевиоризм завоевал весь мир.
Сначала идеи, озвученные Уотсоном и Скиннером показались чрезмерно циничными, поскольку опускали человека до «интеллектуально развитого животного», которое всё ещё живёт по диким законам природы. Ещё один минус этой философии в том что она игнорирует самоопределение, творческое начало и сознание. Все мысли, фантазии и мечты не имеют связи с реальностью и их изучение почти невыполнимо.
Основные положения бихевиоризма
Главная задача состоит в изучении животного и человеческого поведения. Что означает данное понятие? Совокупность эмоций, ощущений и настроения в конкретных обстоятельствах. Поведение может быть стандартным или нестандартным. На него оказывают воздействие несколько факторов:
● Мотивы;
● Социальные общественные нормы и правила;
● Инстинкты и подсознание;
● Самоконтроль.
Всё это изучает бихевиоризм, его основные идеи приведены ниже:
Самоконтроль поступков на сознательном уровне. Это высшая степень развития человека. Мало кто способен держать под неусыпным контролем своё поведение, оценивать ситуацию, делать выбор между вариантами. Чаще всего люди действуют рефлекторно, подвергаются общему эмоциональному воздействию (эйфория, паника, страх, радость) или отдаются во власть собственных эмоций и теряют контроль над поведением. Поэтому умение сохранять холодный рассудок является очень важным и ценным навыком.
Теория бихевиоризма в психологии отдаёт предпочтение также подсознательным программам, особенно в первые годы после появления на свет. В раннем детстве сознание едва развивается и за выживание отвечают врождённые инстинкты. Ещё один источник получения рефлекторной информации, это копирование более старших людей. Следуя их примеру, ребёнок получает готовый алгоритм действий, позволяющий выжить в потенциально опасном мире.
Принципы бихевиоризма не обходят стороной и социальные нормы. Этот фактор мы усваиваем уже в более старшем возрасте. Они также нужны для выживания и получения материальных и моральных благ. Готовая модель поведения позволяет «слиться с толпой» и стать «своим» в конкретном сообществе. То же самое происходит у животных, но на более примитивном уровне. В отличие от них мы можем сознательно вести себя в социуме.
С позиции сторонников бихевиоризма психика не является чем-то абстрактным, она тесно взаимосвязана с физиологическими реакциями на происходящее вокруг. Они также полагают, что за поведение отвечают лишь поступки, вызванные разными стимулами, а ментальные и чувственные аспекты не значимы.
Бихевиористическое направление в психологии отдаёт предпочтение внешнему воздействию и реакциям, как ответу физического тела на действие со стороны. Оно бывает позитивным или негативным. Между причиной и следствием есть мотивация, которая склоняет чашу весов в ту или другую сторону. Вследствие чего происходит закрепление модели поведения, и именно она превращается в рефлекс. Бихевиористский подход рассматривает человека, как результат процесса «причина-следствие», точнее наше поведение.
Концепция бихевиоризма довольно логична и не уделяет внимания внутренним мотивам из-за трудности их изучения и определения. Согласно ей имеет значение лишь видимая сторона. Исследователи ставят перед собой задачи по предсказанию реакций на определённые раздражители и вывести закономерности поведения, в том числе вычислить по реакции причины. До этого момента считалось что такое сделать невозможно. Методы бихевиоризма позволили продвинуться в этом направлении и опровергнуть данную теорию.
Кроме того, были открыты способы манипулирования поведением, причём часто это происходит из корыстных побуждений.
Одним из примеров служит современный маркетинг, который успешно использует принципы бихевиоризма. Это можно наблюдать в любом супермаркете или онлайн-магазине. Чем дольше наука изучает поведение, тем изощреннее и тоньше становятся инструменты для манипулирования сознанием и подсознанием.
Основатель направления, Скиннер, отрицал свободу воли, однако не имел веры в предопределённость. Он полагал, что человек имеет выбор и может сделать его, опираясь на прежний опыт и стремясь к определённым целям. Желание человека достичь цели определяет его поступки.
Некоторые направления бихевиоризма:
● Методологический. Это наиболее классический вариант, который опирается на теорию того, что значение имеет лишь внешнее поведение, а эмоционально-мысленные проявления малозначимы и никак не влияют на наши реакции.
● Радикальный. Именно его основателем стал Скиннер. Он полагал, что ментально-чувственные проявления равнозначны поступкам. По мнению исследователя, они также отвечают за контроль, как и внешние воздействия.
● Теоретический. Это направление уделяет внимание мыслительной деятельности и чувственно-эмоциональной сфере. Также принимает во внимание и современные методы изучения человеческой природы, давая больше свободы в выборе способов для изучения человеческого поведения.
● Психологический. Его применяют психологи, а также психотерапевты в своей работе. В частности, его принципами пользуются воспитатели, учителя, дефектологи и профессионалы в коррекционной педагогике.
Представители бихевиоризма
✔️ Предпосылки для появления бихевиоризма были в исследованиях И.П. Павлова. Он выяснил, что безусловные рефлексы отвечают за поведение, однако его возможно корректировать с помощью условных, новых рефлексов и создавать другие модели поведения (животных).
✔️ Самые значимые представители бихевиоризма в психологии это Дж. Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Уотсон был одним из первопроходцев в данной области. В годы учёбы он занимался изучением мозга животных, вывел закономерности в поведении, обозначил причинно-следственную связь между раздражителем и результатом. Именно он сделал заявление, что люди ведут себя аналогично зверям. Так он снял с человека статус «венца природы», проигнорировав то, что отличает нас от животных. Впоследствии он успешно применил свои знания в маркетинге и рекламе.
Он противопоставил традиционной теории о людях схему, объясняющую поведение всякого живого существа, включая людей: раздражитель-ответ. Это явление было возможно измерить и обосновать, поэтому у теории нашлись сторонники. Уотсон считал, что вполне реально предсказывать и манипулировать поведением практически любого человека. В виде механизма он использовал обучение по схеме Павлова.
✔️ Если Павлов проводил свои исследования на животных, то Уотсон наблюдал за людьми и, в частности, за младенцами. Он выяснил, что существует базовый набор рефлексов, обеспечивающих выживание в первые дни и месяцы жизни: любовь, страх, агрессия. Психолог сделал вывод, что они являются основой, и именно на неё «записываются» остальные поведенческие отклики. Как именно происходит этот процесс он не выяснил. Его психологические эксперименты посчитали аморальными и подвергли жестокой критике.
✔️ Скиннер подошёл к вопросу более скрупулёзно. Он заслужил статус одного из величайших знатоков психологии прошлого века. С позиции критиков он проводил свои исследования на грызунах и птицах, изучая лишь примитивные рефлексы и обучая их простейшим трюкам. Для прочих животных его методы оказались бесполезны. Так бихевиористы потерпели некоторое поражение, мощное теоретическое обоснование сильно пошатнулось в глазах научного сообщества. Впрочем, эта неудача принесла плоды. Учёные выяснили, что мозг, сознание и генетическая предрасположенность тоже оказывают влияние на поведение людей и даже животных.
✔️ Ещё один представитель науки, Э. Бернейс, стал тем, кто объединил бихевиоризм с фрейдизмом. Зигмунд Фрейд приходился ему дядей, и он успешно применил знания своего близкого родственника на практике. Он стал крупным специалистом в области рекламы и «отцом пиара». Сначала эти теории находились во враждебных лагерях, отдавая предпочтение лишь одной из двух частей человеческой природы, внутренней или внешней. Бернейс же применил в своей работе способы проникнуть в подсознание и стимулировать человека «изнутри».
Кроме трудов своего дядюшки, он уделил внимание изысканиям академика Павлова и сделал свои выводы согласно им, человек ведёт себя определённым образом под влиянием мыслей, эмоций, ощущений, чувств, мировоззрения, воспитания, культурных особенностей и так далее. Но эти процессы отвечают на внешние стимулы, значит, ими можно манипулировать. Например, побудить массы покупателей приобретать то, что им не нужно.
Сейчас эти методики успешно применяют маркетологи, рекламщики и политтехнологи. Более того, существует руководство, как противостоять их влиянию, но оно не слишком популярно среди обывателей. Эти деятели активно манипулируют массами людей, принуждая их поступать определённым образом. Они вынуждают «хотеть» то, чего не хотелось, даже не задумываясь.
✔️ Ещё один представитель бихевиоризма, Торндайк, ввёл понятие оперантного поведения. Это результат проб и ошибок. Он причислял себя к коннексионистам, но применял теоретическую базу бихевиористов. Подопытными Торндайка также были крысы и голуби. Он выяснил, что на поведение оказывает давление, то есть поиск решения проблемы. Однако его теория противоречила главному постулату бихевиористов о внешних факторах, и он был исключён из списка основоположников.
Заключение
Бихевиоральное направление в психологии имеет свои сильные и слабые стороны. Для прошлого века это была прогрессивная, даже революционная теория, но сейчас она не выдерживает критики. Поскольку было проведено множество исследований на головном мозге и современные методы далеко шагнули в области изучения нервной системы, примитивная схема «причина-следствие» нашла опровержение во многих аспектах.
Бихевиористская теория всё ещё успешно применяется в маркетинге, рекламе, политических технологиях, но несостоятельна как отдельная наука. Она стала частью психологии и служит лишь её вспомогательным инструментом.
Постепенно бихевиоризм стал менее актуален, поскольку его постулаты и представления оказались примитивны по отношению к такому сложному явлению, как психология.
Личность в бихевиоризме приравнивается к животному состоянию, то есть, практически отсутствует или является примитивной. Поведение зависит исключительно от внешних стимулов (подачек или наказания), что противоречит другим, более поздним исследованиям. Насколько мы сейчас знаем, это не так. На наше поведение влияет множество факторов, не только рефлексы.
То, что применимо к животным, не слишком подходит для человека и может применяться только в узкой сфере. Например, в маркетинге. Исследования в области психологии продолжаются, и сейчас также появляются новые научные направления в этой науке, частично или полностью опровергающие постулаты бихевиоризма.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Мы в телеграм канале! Присоединяйся!
История психологии — бихевиоризм и гуманизм — общая психология
Перейти к содержанию
Психологические основы
Цели обучения
- Дать определение бихевиоризму и вкладу Павлова, Уотсона и Скиннера в психологию
- Объясните основные принципы гуманизма и вклад Маслоу в психологию
Поведенческая психология
Ранние работы в области поведения проводил русский физиолог Иван Павлов (1849 г.).–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.
Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа была сделана в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».
Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).
Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.
Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).
В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм.Маслоу, Роджерс и гуманизм
— это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.
Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).
Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).
Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).
Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.).
Лицензии и атрибуты (Щелкните, чтобы развернуть)Контент с лицензией CC, совместно используемый ранее
- История психологии. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-2-history-of-psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
License
General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Бихевиоризм — Энциклопедия Нового Света
Бихевиоризм — это подход в психологии, основанный на предположении, что поведение, как человека, так и животного, может быть исследовано с научной точки зрения и понято без обращения к внутренним психическим состояниям. Три основные фигуры привели к развитию этого подхода: Иван Павлов, Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер. Их исследования создали теории обучения, полностью основанные на реакциях или «ответах» организма (человека или животного) непосредственно на стимулы в окружающей среде посредством процессов кондиционирования. Это был важный поворотный момент в психологии как научной дисциплине, который привел к обширным исследованиям в области сравнительной психологии и экспериментальной психологии, которые предоставили ценные данные о том, как животные и люди учатся соответствующим реакциям на внешнюю среду.
Содержание
- 1 Определение
- 1.1 Ключевые понятия
- 2 Основоположники бихевиоризма
- 2.1 Джон Б. Ватсон
- 2.1.1 Методологический бихевиоризм
- 2.2 Б. Ф. Скиннер
- 2.2.1 Связь с языком
- 2.1 Джон Б. Ватсон
- 3 Бихевиоризм в философии
- 4 Критика бихевиоризма
- 5 Наследие
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Хотя такие теории больше не считаются адекватными для объяснения всех форм обучения и поведения, тем не менее, методологии, разработанные в ходе таких исследований, продолжают использоваться в многочисленных исследовательских программах, которые значительно расширили понимание человеческой природы.
Определение
Бихевиоризм был разработан с мандатом, что только наблюдения, которые удовлетворяют критериям научного метода, а именно, что они должны быть воспроизведены в разное время и независимыми наблюдателями, должны быть допустимыми в качестве доказательства. Это фактически отвергло интроспекцию, основной метод психологов, последовавших за экспериментальной психологией Вильгельма Вундта, доминирующей парадигмой в психологии в начале двадцатого века. Таким образом, бихевиоризм можно рассматривать как форму материализма, отрицающую какое-либо самостоятельное значение психических процессов. Похожий подход можно найти в политической науке, известной как «бихевиорализм».
Бихевиористская школа мысли существовала одновременно с психоаналитическим движением, зародившимся благодаря работам Зигмунда Фрейда, который также был сторонником механистического взгляда на человеческую природу, но рассматривал разум, особенно бессознательное, как арену, на которой исключительно человеческая произошли мероприятия.
Одно из предположений, которых придерживаются многие бихевиористы, состоит в том, что свобода воли — это иллюзия. В результате бихевиоризм диктует, что любое поведение определяется комбинацией генетических факторов и окружающей среды либо посредством классического, либо оперантного обусловливания. Его главными вдохновителями были Иван Павлов, исследовавший классическое обусловливание, Джон Б. Уотсон, который ввел термин «бихевиоризм» и стремился ограничить психологию экспериментальными методами, и Б. Ф. Скиннер, который стремился обосновать бихевиоризм, проводя исследования оперантного обусловливания.
Ключевые понятия
- Обучение: Изменение поведения, связанное с результатом опыта.
- Экономия: Принцип, который утверждается в философии науки, человек всегда должен выбирать самое простое объяснение.
- Стимул: Все, что может повлиять на окружающую среду и тем самым повлиять на поведение человека.
- Ответ: Любая реакция на раздражитель. Для бихевиористов реакция ограничивается любым измеримым поведением.
- Рефлекс: Необученная реакция, вызываемая определенными раздражителями.
- Добровольный ответ: Ответ, который человек может контролировать.
- Классическое обусловливание: Исследование обучения, которое фокусируется на рефлекторных реакциях.
- Оперантное обусловливание: Исследование обучения, которое фокусируется на изменениях произвольных реакций в результате их последствий.
- Радикальный бихевиоризм: Позиция, принятая Уотсоном и Скиннером, которые заявили, что изучение внутренних процессов невозможно изучать объективно и они не имеют отношения к пониманию поведения человека.
- Модификация поведения: Применение принципов обусловливания для изменения поведения человека.
- Эквипотенциальность: Идея о том, что принципы состояния должны применяться ко всем формам поведения и ко всем видам.
- Этология: Изучение поведения животных в их естественной среде обитания.
- Видоспецифичное поведение: Иногда называемое инстинктами, это поведение, характерное для определенного вида.
Основатели бихевиоризма. . В то время это был существенный разрыв с преобладающей структуралистской психологией, которая использовала метод интроспекции и считала изучение поведения устаревшим.
Уотсон, в отличие от многих своих коллег, изучал приспособление организмов к окружающей среде. В частности, его интересовало определение конкретных стимулов, которые заставляли организмы реагировать. На подход Уотсона большое влияние оказала работа русского физиолога Ивана Павлова, открывшего феномен классической обусловленности в своем знаменитом исследовании пищеварительной системы собак. Уотсон принял модель Павлова, подчеркнув физиологические реакции и роль стимулов в формировании условных реакций. По этой причине Уотсона можно назвать психологом «стимул-реакция» (СР).
Методологический бихевиоризм
Теория Уотсона убедила большинство академических исследователей в важности поведенческих исследований. В частности, в области сравнительной психологии это согласовывалось с предупреждением, сделанным каноном Ллойда Моргана против некоторых более антропоморфных работ, таких как работа Джорджа Романеса, в которой психические состояния свободно приписывались животным. . Подход Уотсона охотно подхватили такие исследователи, как Эдвард Л. Торндайк, изучавший способность кошек убегать из коробок с головоломками. Однако большинство психологов заняли позицию, которую сейчас называют «методологическим бихевиоризмом»: они признавали поведение либо единственным, либо наиболее эффективным методом объективного наблюдения в психологии.
Среди известных бихевиористов двадцатого века, придерживавшихся этой позиции, были Кларк Л. Халл, назвавший свою позицию «необихевиоризмом», и Эдвард С. Толмен, разработавший многое из того, что впоследствии стало когнитивистской программой. Толмен (1948) утверждал, что крысы составляли «когнитивные карты» лабиринтов, которые они научились проходить, даже в отсутствие вознаграждения, и что связь между стимулом и реакцией (S->R) опосредована третьим компонентом — организмом. (С->О->Р).
Методологический бихевиоризм остался позицией большинства психологов-экспериментаторов. С ростом интереса к познанию животных с 1980-х годов и более неортодоксальными взглядами, такими как аргумент Дональда Гриффина (1976) о том, что животные обладают сознательным разумом, подобным человеческому, менталистический язык все чаще стал использоваться даже в дискуссиях по психологии животных, в сравнительной психологии и этологии. Однако даже обсуждение сознания никоим образом не противоречит позиции методологического бихевиоризма.
Б. Ф. Скиннер
Б. Ф. Скиннер, проводивший экспериментальную работу в области сравнительной психологии с 1930-х по 1950-е гг., оставался самым известным теоретиком и представителем бихевиоризма до своей смерти в 1990 г. Скиннер разработал особый вид бихевиористской философии, который получил название «радикальный бихевиоризм». Ему приписывают создание новой версии психологической науки, названной поведенческим анализом или «Экспериментальным анализом поведения» (EAB) после изменений в подзаголовке к его 1938 работа, Поведение организмов: экспериментальный анализ поведения.
В то время как EAB отличается от других подходов к поведенческим исследованиям по многочисленным методологическим и теоретическим аспектам, радикальный бихевиоризм отличается от методологического бихевиоризма прежде всего тем, что принимает трактовку чувств, состояний ума и самоанализа как существующих и поддающихся научной обработке. Однако радикальный бихевиоризм останавливается перед идентификацией чувств как причин поведения. Среди других различий был отказ от рефлекса как модели любого поведения и защита науки о поведении, дополняющей физиологию, но независимой от нее.
Эта философская позиция укрепилась благодаря успеху ранней экспериментальной работы Скиннера с крысами и голубями, изложенной в его книгах «Поведение организмов» (1938) и Графики подкрепления (1957, совместно с К. Б. Ферстером). Особое значение имело его открытие «оперативной реакции», которая, как известно, запомнилась благодаря тому, что стало известно как «ящик Скиннера». Оперантный ответ отличается от рефлекторного тем, что он состоит из класса структурно отличных, но функционально эквивалентных ответов. Например, в то время как крыса может нажимать на рычаг левой, правой лапой или даже хвостом, все эти различные реакции воздействуют на мир одинаковым образом и приводят к общему результату, а именно к нажатию рычага. . Таким образом, операнты можно рассматривать как ряд ответов, которые достигают сходных целей или последствий.
Эмпирическая работа Скиннера расширила более ранние исследования обучения методом проб и ошибок такими исследователями, как Торндайк и Гатри. Скиннер также наблюдал влияние различных режимов подкрепления на скорость оперантных реакций животных. Он добился выдающихся успехов в обучении животных неожиданным реакциям, большому количеству ответов и демонстрации множества эмпирических закономерностей в поведении. Эти выводы придали некоторую достоверность его радикальному концептуальному анализу.
Отношение к языку
Когда Скиннер переключился с экспериментальной работы на философские основы науки о поведении, его внимание переключилось на человеческий язык. В его книге « Verbal Behavior » (1957) изложена теория функционального анализа вербального поведения. Книга подверглась резкой критике со стороны лингвиста Ноама Хомского (1959). Скиннер подробно не ответил; но позже он утверждал, что «[Хомский] не знает, о чем я говорю, и по какой-то причине не может этого понять» (Скиннер 1972).
Для бихевиористского анализа человеческого поведения важно не столько усвоение языка, сколько взаимодействие между языком и явным поведением. В эссе, опубликованном в его книге 1969 года « непредвиденные обстоятельства подкрепления», Скиннер высказал мнение, что люди могут конструировать лингвистические стимулы, которые затем приобретают контроль над их поведением так же, как внешние стимулы. Возможность такого «инструктивного контроля» над поведением означала, что непредвиденные обстоятельства подкрепления не всегда будут оказывать такое же влияние на поведение человека с той же надежностью, как у различных изученных животных.
Бихевиоризм в философии
Во многих отношениях бихевиоризм является как психологическим, так и философским движением. Основная предпосылка радикального бихевиоризма состоит в том, что изучение поведения должно быть эмпирической наукой, такой как химия или физика. Бихевиористы стремились создать дисциплину, которая отказалась бы от всех гипотетических и субъективных внутренних состояний изучаемых ими организмов.
В рамках аналитической философии существуют подходы, которые назвали себя или были придуманы другими как бихевиористские. В логическом бихевиоризме (которого придерживаются, например, Рудольф Карнап и Карл Гемпель) значением психологических утверждений являются условия их проверки, которые состоят в совершаемом явном поведении. Куайн использовал тип бихевиоризма, на который повлияли некоторые идеи Скиннера, в своей собственной работе над языком. Гилберт Райл защищал особую разновидность философского бихевиоризма, изложенную в его книге 9.0197 The Concept of Mind, , в котором его центральным утверждением было то, что случаи дуализма часто представляют собой «ошибки категорий» и, следовательно, что они на самом деле являются неправильным пониманием использования обычного языка.
Дэниел Деннет также признал себя бихевиористом (Bennett 1993). Иногда утверждалось, что Людвиг Витгенштейн защищал бихевиористскую позицию, и между его философией, логическим бихевиоризмом и радикальным бихевиоризмом есть важные области совпадения. (Например, аргумент «жук в ящике», в котором Витгенштейн сослался на концепцию, согласно которой кто-то воображает, что у каждого есть ящик с жуком внутри. Никто не может заглянуть внутрь ящика пыльника, и каждый утверждает, что знает, что такое жук, только путем изучения своих собственных. Витгенштейн предположил, что в такой ситуации слово «жук» не может быть названием вещи, так как каждый может воспринимать жука по-разному; жук «выпадает из рассмотрения как не относящийся к делу».) Однако Витгенштейн не был бихевиористом, и его стиль письма достаточно эллиптичен, чтобы допустить ряд интерпретаций. Математика Алана Тьюринга также иногда считали бихевиористом, но он сам этого не идентифицировал.
Критика бихевиоризма
Бихевиоризм можно критиковать как чрезмерно детерминистский взгляд на человеческое поведение — игнорируя внутренние психологические и психические процессы, бихевиоризм чрезмерно упрощает сложность человеческого поведения. Некоторые даже утверждают, что строгая природа радикального бихевиоризма по существу определяет человека как механизм без свободы воли.
Бихевиористский подход также подвергался критике за его неспособность объяснить обучение или изменения в поведении, которые происходят в отсутствие воздействия окружающей среды; такие явления сигнализируют о наличии внутреннего психологического или психического процесса.
Наконец, исследования этологов показали, что принципы обусловливания не являются универсальными, что противоречит заявлению бихевиористов об эквипотенциальности принципов обусловливания.
Бихевиоризм был разработан в противовес интроспективному подходу, который полагался прежде всего, если не полностью, на внутреннюю саморефлексию сознательной умственной деятельности. Хотя радикальный бихевиоризм может быть весьма ограничен в своей объяснительной силе, тем не менее, он сыграл важную роль, позволив психологии развить научное стремление к знаниям о человеческой природе и поведении.
Тем не менее связь между стимулом и реакцией не является простой, прямой, причинно-следственной связью. Факторы помимо стимула участвуют в определении реакции. Действия происходят на основе цели, а цель определяется разумом субъекта. Таким образом, более полное понимание человеческого поведения должно включать как внешние действия тела, так и внутреннюю жизнь разума.
Наследие
Несмотря на такую критику бихевиоризма, изучение оперантного и классического обусловливания в значительной степени способствовало пониманию человеческого поведения в психологии. Хотя бихевиоризм больше не был авторитетным голосом, он был доминирующей силой в североамериканской психологии в течение значительного периода двадцатого века.
Естественным следствием бихевиоризма является поведенческая терапия, метод изменения неадекватных реакций человека на определенные раздражители. Он включает в себя самые основные методы изменения человеческого поведения, такие как поощрение и наказание, подкрепление и даже биологическая обратная связь с использованием методов обусловливания. Развитие жизненных навыков часто находится в центре внимания. Хотя такие формы модификации поведения основаны на бихевиоризме, они используются психотерапевтами, родителями и лицами, осуществляющими уход за инвалидами, как правило, без какой-либо основополагающей бихевиористской философии.
Бихевиоризм развился как реакция на интроспективный подход, не способный объяснить психические процессы. Во многих отношениях бихевиоризм проложил путь к новой, научно обоснованной психологии, которая значительно продвинула понимание человеческого поведения.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Baum, W.M. 2005. Понимание бихевиоризма: поведение, культура и эволюция . Блэквелл.
- Беннетт, Дэниел К. 19 лет93. Сообщение: среды нет. Философия и феноменологические исследования. 53(4): 889-931.
- Хомский, Ноам. 1959. «Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера». Язык . 35 (1): 26-58.
- Ферстер, С. Б. и Б. Ф. Скиннер. 1957. Графики подкрепления. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Гриффин, Дональд Р. 1976. Вопрос о сознании животных. ISBN 0865760020.
- Латталь К.А. и П.Н. Гнаться. 2003. Теория поведения и философия. Пленум.
- Миллс, Джон А. 2000. Контроль: история поведенческой психологии. Издательство Нью-Йоркского университета.
- Плотник, Род. 2005. Введение в психологию. Томсон-Уодсворт. ISBN 0534634079.
- Рахлин, Х. 1991. Введение в современный бихевиоризм, 3-е издание. Нью-Йорк: Фримен.
- Скиннер, Б. Ф. 1938. Поведение организмов. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Skinner, BF 1945. «Оперативный анализ психологических терминов» Psychological Review . 52: 270-277, 290-294.
- Скиннер, Б. Ф. 1953. Наука и поведение человека. ISBN 00292
.
- Скиннер, Б. Ф. 1957. Вербальное поведение. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Skinner, B.F. 1969. Непредвиденные обстоятельства подкрепления: теоретический анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Скиннер, BF 1972. «Меня неправильно поняли…». В журнале Центр . март-апрель стр. 63.
- Скиннер, Б.Ф. 1981. «Отбор по последствиям». В Science 213: 501-514.
- Скиннер, Б.Ф. 2002. За гранью свободы и достоинства . Издательство Хакетт.
- Staddon, J. 2001. Новый бихевиоризм: разум, механизм и общество. Филадельфия: Psychology Press.
- Tolman, EC 1948. «Когнитивные карты у крыс и людей». Психологический обзор . 55: 189-208.
- Watson, JB 1913. Психология с точки зрения бихевиористов. В Психологический обзор . 20: 158-177.
- Уотсон, Дж. Б. 1919. Психология с точки зрения бихевиориста.
- Уотсон, Дж. Б. 1924. Бихевиоризм.
- Цурифф, Г.Э. 1985. Бихевиоризм: концептуальная реконструкция. Издательство Колумбийского университета.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 17 января 2022 г.
- Книги и журнальные статьи о бихевиоризме.
- Фонд Б. Ф. Скиннера.
- Кембриджский центр поведенческих исследований.
- Классика истории психологии.
- Статья в Стэнфордской философской энциклопедии.
- Международная ассоциация анализа поведения.
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии с Энциклопедия Нового Света стандартов. Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.