27.11.2024

Основные виды мировоззрения: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Основные типы мировоззрения

Основные типымировоззрения:

Ведущие исторические

  1. Мифологическое

  2. Религиозное

  3. Философское

  4. На современном этапе развития мировоззрения

    Обыденное
  5. Научное

  6. Гуманистическое

Мифологическое мировоззрение — основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру.

Миф— особый способ описания, объяснения и усвоения мира при помощи наглядно-чувственных образов, которые воспринимаются людьми как подлинная реальность. // В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью.

Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозноемировоззрение — основано на вере в сверхъестественные силы.

Религия— это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь. // Она распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Религия в большей степени, чем миф задает дистанцию между земной, человеческой и священной, божественной реальностью.

Философскоемировоззрение — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Его основные черты — логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. // Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.

От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Обыденное мировоззрение — опирается на здравый смысл и житейский опыт. Формируется стихийно в ходе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение егопотребностей;

Научное мировоззрение — основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения.

Гуманистическоемировоззрение — основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Часто его стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Философское мировоззрение— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Его основные черты — логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.

Функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, а также зачатки научного знания и обыденное знание.

Философия отличается:

  • от мифологии— высокой ролью разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность;

  • от религии— допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и новым мышлением, обыденными методами познания и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззрения.

2. Основные виды мировоззрения

Собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но качественная харак-теристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, общественных групп, а также представителей различных политических течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и дает возможность сознательного управления ими. Оно является объективно верным. Но поскольку наука развивалась постепенно, постольку научное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении древнегреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрождения и т. д. Нередко под научным мировоззрением понимают Определенные естественно-научные концепции мироздания, научную картину мира, например гелиоцентрическую или механическую.
Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии предпринимают попытки опираться не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожалению, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей, в частности.
А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, ему, как и взрослому, необходимы утешение, душевное очищение, ему тоже свойственны интуитивные предчувствия. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?
Здесь следует исходить из того, что религия представляет собой мощный пласт человеческой культуры. Поэтому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь представление о Библии и Коране, о присущих им образах, идеях, как и об образах и идеях буддизма и других религий, так как они оказывают огромное воздействие на развитие культуры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции – свободомыслии и атеизме. Государство должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас главным образом светская и отделена от религии, ее задача – формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся представление о научной картине мира и правильно истолковывать роль религии в обществе.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти внешние, несущественные признаки зачастую составляют основу знаний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя утверждать, что это мировоззрение не дает человеку возможности правильно понимать окружающий его мир. Есть множество примеров того, когда человек, не владеющий глубоко научными знаниями, довольно верно рассуждает об окружающих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.
Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как показывает практика, люди с религиозным и обыденным мировоззрением верно служат родине, совершают вы-соконравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось выше, должна способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, используя для этого обучение и воспитание. Поэтому в дальнейшем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Главная страница =>педагогика=>оглавление

65 Примеры мировоззрения (2023)

Мировоззрение — это система убеждений, которая формирует восприятие, ценности и действия человека. Это якорь, на котором мы можем жить так, чтобы он соответствовал нашей основной системе убеждений.

Существует четыре типа мировоззрения. К ним относятся: мировоззренческие, идеологические, религиозные и философские. В каждой из этих категорий мы можем выделить примеры мировоззрений, таких как оптимизм, либертарианство, монотеизм и стоицизм.

Список мировоззрений, обсуждаемых в этой статье

Примеры мировоззрений

1. Мировоззрения установок

Мировоззрение установок – это общая предрасположенность человека. Его можно рассматривать как основные черты личного характера человека, которые имеют тенденцию быть достаточно последовательными, чтобы их можно было рассматривать как личность человека.

Примеры установочных мировоззрений включают оптимизм, пессимизм, сострадание, задумчивость и склонность к приключениям.

Наиболее распространенная метафора, которую мы используем при изучении мировоззрения установок, — это метафора «стакан наполовину полон» и «стакан наполовину пуст». Эта метафора заставляет нас думать о двух людях, смотрящих в один и тот же стакан воды. Один человек говорит: «Этот стакан наполовину полон». Они оптимисты, потому что размышляют о том, что имеют. Другой человек говорит: «Этот стакан наполовину пуст». Они пессимисты, потому что размышляют о том, чего им не хватает.

При оценке эффективности работы работодатель часто ссылается на мировоззрение человека. Они могут говорить о своей трудовой этике, оптимизме или сотрудничестве как о вещах, которые представляют ценность для команды.

Точно так же в школьных табелях учителя могут отражать дружелюбие, устойчивость или мышление учащегося.

List of Attitudinal Worldviews
Optimism Ambitiousness Tolerance Work Ethic
Pessimism Compassion Friendliness Cautiousness
Resilience Respect Skepticism Thoughtfulness

2. Идеологическое мировоззрение

Идеологическое мировоззрение – это мировоззрение, основанное на ценностях и идеалах человека. Они проистекают из личного представления о том, как мир должен быть устроен как политически, так и экономически.

Примеры идеологических мировоззрений включают капитализм, социализм, коммунизм, социал-демократию, либертарианство, аграрность и тоталитаризм.

Эти идеологические взгляды могут лежать в основе того, как вы голосуете, и вашего представления о том, какими правами и свободами должны обладать люди. Например, социалист может быть больше сосредоточен на социальном равенстве и обеспечении того, чтобы люди получали образование и медицинское обслуживание, в которых они нуждаются, независимо от их дохода.

Напротив, капиталисты могут больше заботиться о том, чтобы у людей была свобода начать свой бизнес и заработать богатство для себя и своей семьи.

Интересно, что в идеологических мировоззрениях присутствует гендерный уклон. Если бы мы посмотрели на кривую распределения, то увидели бы, что женщины ближе к коммунитарным мировоззрениям, а мужчины ближе к индивидуалистическим мировоззрениям.

Список идеологических мировоззрений
Individualism Collectivism Authoritarianism Neoliberalism
Capitalism Anarchism Totalitarianism Environmentalism
Socialism Libertarianism Constitutionalism Localism
Communism Agrarianism Глобализм Прогрессизм
Республиканизм Монархизм Плюрализм Популизм
Технократия Прогрессивизм Сохранял Демократию
. 3,0031 Демократия. 9003. 3,0031. СИЛЕРИЙСКИЙ СИЛЕР. Даже люди, не верящие в бога или неуверенные, могут быть отнесены к обладающим религиозным мировоззрением (агностицизм и атеизм).

Мы также можем разделить религиозные мировоззрения на несколько ключевых типов, включая монотеизм, политеизм и атеизм.

Большинство основных мировых религий являются монотеистическими, включая христианство, исламизм, мормонизм, католицизм и иудаизм.

Люди с твердой верой в организованную религию могут обратиться к своим основополагающим текстам (например, Библии, Корану и т. д.), чтобы сформировать свое мировоззрение. Через эти тексты они развивают убеждения о морали, о том, как жить хорошей жизнью, об отношениях между полами и даже о том, что и когда есть!

Список религиозных мировоззрений
Christianity Sikhism Islamism Buddhism
Hinduism Mormonism Catholicism Protestantism
Jainism Daoism Judaism Atheism

4.

Philosophical Worldviews

Философское мировоззрение относится к вашим убеждениям по фундаментальным вопросам, таким как природа существования, истина, знание и социальные отношения.

В то время как философские взгляды на мир похожи на религиозные и идеологические мировоззрения и основаны на них, ваша философия, как правило, представляет собой набор эпистемологических убеждений, основанных на критических рассуждениях и систематических и рациональных исследованиях.

Философские мировоззрения также часто основываются на школах мысли, возникающих в результате академических исследований, таких как плюрализм, моральный релятивизм, марксизм, постмодернизм и интеллектуальный консерватизм.

Например, философия стоицизма основана на школе мысли, восходящей к Древней Греции. Это философское мировоззрение учит, что люди должны изменить то, что они могут, и принять то, что они не могут изменить. Он побуждает к личным размышлениям о том, как развивать мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

List of Philosophical Worldviews
Pluralism Moral Relativism Marxism Postmodernism
Conservativism Classical Liberalism Existentialism Humanism
Moral Absolutism Secularism Stoicism Утилитаризм
Детерминизм Конфуцианство Структурализм Материализм

Влияние культуры на мировоззрение

Хотя нам нравится думать, что мы используем личный интеллект и свободное мышление, чтобы прийти к нашему мировоззрению, правда состоит в том, что наше мировоззрение очень сильно зависит от нашей культуры.

Например, подавляющее большинство людей, выросших в исламских семьях, во взрослом возрасте становятся мусульманами; то же самое и с христианством. В то время как небольшие изменения происходят от поколения к поколению, существует четкая передача мировоззрений от поколения к поколению.

Точно так же мы можем видеть, что такие общества, как Соединенные Штаты, в высшей степени индивидуалистичны, тогда как общества в Скандинавии более коммунитарны по своей природе. Простое знакомство с мировоззрением через семью, друзей и средства массовой информации может коренным образом повлиять на ценности, которые мы сознательно принимаем во взрослой жизни.

Это не значит, что у вас нет свободы выбора; скорее, это означает, что на социологическом уровне некоторые мировоззрения более прочно закреплены в одних культурах, чем в других, демонстрируя влияние вашего ситуативного контекста на то, как вы воспринимаете мир вокруг себя.

Ваше мировоззрение? – Как это определить

Большинство людей с самого начала имеют приблизительное представление о своем мировоззрении. Если вы не можете сформулировать свое мировоззрение прямо сейчас, вам следует начать с вопросов.

Эти вопросы могут включать такие вопросы, как:

  • Какими словами вы бы описали свою личность? (Установочные мировоззрения)
  • Каковы ваши основные убеждения, когда дело доходит до политики и экономики? (Идеологические мировоззрения)
  • Что вы думаете о Боге и духовности? (Религиозные мировоззрения)

Вы также можете много читать, чтобы лучше понять мир, если вы чувствуете, что вам нужно быть более информированным, прежде чем заявить о своем мировоззрении. Обычная книга, которую читают люди, — это «Выбор Софи », вымышленная книга о девушке, которая открывает для себя свое мнение о философии.

Точно так же вы можете посещать занятия по мировым религиям и политике, чтобы лучше понять, каковы ваши основные системы убеждений.

Заключение

Мировоззрение человека представляет собой глубоко укоренившийся набор убеждений, которые формируются рядом факторов, включая семью, культуру, религию и образование. Он также может меняться со временем. Большие события в жизни, такие как рождение ребенка, могут потрясти фундаментальную систему убеждений человека и заставить его переосмыслить все свое мировоззрение.

Точно так же многие люди не знают, каково их личное мировоззрение. Для таких людей саморефлексия, консультации с людьми, которыми они восхищаются, и изучение целого ряда философских и религиозных взглядов могут помочь им развить личную систему убеждений.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

Browse the Site


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по изучению темы

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Prission и учебные навыки.

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *