как работает наша оперативная память? — T&P
Профессор педагогической психологии в Политехническом университете Виргинии Питр Дулитл рассказал TED о свойствах человеческой оперативной памяти и трех стратегиях, которые помогут увеличить ее мощность. T&P выделили из его речи самое главное.
Оперативная память — такая часть нашего сознания, которой мы пользуемся ежесекундно, в любое время дня и ночи. Ее нельзя выключить — если это случается, человек впадает в кому. Оперативная память позволяет нам фиксировать текущий опыт и хранить небольшой объем информации. Она позволяет нам обращаться к долговременной памяти, доставать оттуда то, что нам необходимо вспомнить, добавить, осмыслить для решения приоритетной на данный момент задачи. Благодаря ей мы можем успешно поддерживать диалог, рассказывать, где мы были и что делали, решать задачи, анализировать информацию. Слушая чей-то доклад мы можем оценивать его интересность и задавать вопросы, переосмыслять его.
Проблема в том, что объем оперативной памяти жестко ограничен. Нам приходится справляться с потоком информации и пытаться найти в нем смысл с помощью оперативной памяти размером с горошину. Она ограничена в своей мощности, длительности, в фокусе. Иногда мы приходим в комнату, уже позабыв, зачем мы туда шли. Тогда в поисках причины мы возвращаемся обратно. Мы можем забыть ключи, сумку или даже машину. Одновременно наша оперативная память сохраняет четыре вещи на протяжении от 10 до 20 секунд пока мы с ними что-то не сделаем — обработаем их, зафиксируем, обсудим с кем-то еще.
Чтобы увеличить ее мощность, можно применять несколько стратегий. Во-первых, спрашивайте себя иногда, что вообще происходит в данный момент? Все ли на местах? Согласен ли я с тем, что слушаю? Как я могу это применить? Не откладывайте это на потом, даже на десять минут, практикуйте это регулярно. В промежутках записывайте, фиксируйте это, снова возвращайтесь к своим заметкам.
Во вторых, визуализируйте и думайте прогрессивно. Мы имеем предрасположенность к картинкам, использованию собственного воображения, и должны брать от этого максимум. Часто нам кажется, что мы должны связать новые знания с предшествующими. Но вместо этого мы можем пропустить всю нашу перспективу через фильтр новой информации, и тогда она становится более насыщенной.
В третьих, нам нужно структурировать наши знания и опыт. Мы постоянно создаем новые смыслы. Чтобы понять их, нам самим приходится прибегать к структуризации и фиксированию. Также нам нужно всеми путями помогать другим справляться с обработкой смыслов — задавать вопросы, предоставлять распечатки организационных структур или наводящие картинки. В конце концов, все мы раньше были в чем-то новичками.
Полностью посмотреть лекцию Питера Дулитла об оперативной памяти можно на сайте TED.
Узнать больше
Alexey Pavperov
Теги
#память
#мозг
#восприятие
6 761
Память человека. Виды памяти и их особенности
Память – это способность мозга запоминать разные виды информации. От нее зависит многое – обучаемость, способность работать в режиме многозадачности. Потому чем лучше вы запоминаете, тем выше работоспособность, эффективность обучения.
В зависимости от различных внешних факторов память может улучшаться или ухудшаться. Ее также можно тренировать, чтобы постоянно поддерживать мозг в тонусе.
В этом материале рассмотрим, какие виды памяти есть у человека. Также ответим на вопрос о том, что нужно делать для улучшения способности к запоминанию.
Основная классификация видов памяти у человека
Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Часто можно услышать о том, что есть всего два вида памяти у человека. Ученые выделяют больше и для этого создана специальная классификация:
- По продолжительности сохранения материала. Одна информация нужна нам для выполнения текущих задач, в то время как другая пригодится только для текущей работы. Потому по продолжительности запоминания выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память.
- По характеру психической активности. Мозгу нужно постоянно сохранять большой объем сведений и получает он их не только вербально. Ученые выделяют двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную память.
- По характеру целей деятельности. Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно.
Так можно описать виды памяти у человека кратко. Каждый требуется в разных ситуациях. Одни позволяют нам получать навыки для выполнения работы, различных видов деятельности. Другие используются как защитные механизмы, которые не позволяют нам нанести вред своему здоровью или повторить одну и ту же ошибку много раз.
Далее мы более подробно ответим на вопрос о том, какие виды памяти имеются у человека и чем они отличаются.
Долговременная память
Нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.
Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.
Кратковременная память
Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.
После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.
Оперативная память
Многие ошибочно говорят о том, что это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, оперативная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.
При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.
Двигательная память
При помощи такого механизма человек может запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимся ходить в детстве или выполнять различные действия руками.
Образная память
Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образном запоминании используется несколько видов памяти:
- Зрительная.
- Вкусовая.
- Осязательная.
- Слуховая.
- Обонятельная.
Именно так человек не только формирует картину мира вокруг себя, но и может связать несколько образов. К примеру, глядя на розу мы сразу представляем ее аромат. Это результат того, что несколько форм запоминания работают в связке и создают четкий ассоциативный ряд.
Эмоциональная память
Позволяет нам запоминать наши чувства и эмоции. Это важный механизм, который служит катализатором или тормозом при повторении определенных действий. С раннего возраста человек учится повторять то, что приносит ему удовольствие и остерегаться действий с негативной эмоциональной окраской.
Словесно-логическая память
Содержит мысли человека, существующие с привязкой к нашему языку. Это позволяет разговаривать, формулировать предложения на том языке, который вы выбираете для общения с собеседником.
Произвольная и непроизвольная формы запоминания
С этой классификацией все просто. Произвольно человек запоминает что-то, потому что у него есть цель сделать это. Но мозг может закрепить какую-то информацию и непроизвольно. Именно по этой причине иногда мы весь день не можем отделаться от случайно услышанной где-то песни, хотя могли и не обратить на нее особого внимания.
Что влияет на память
На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов. К ним относится наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.
Ученые активно проводят эксперименты, которые призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают нормализовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.
Как улучшить способность запоминать
Многие виды памяти у человека можно улучшить, если выполнять правильные действия. К ним относятся такие, как:
- Специальные упражнения, использование методов мнемоники.
- Соблюдение режима сна, регулярный отдых.
- Стабилизация рациона, прием витаминных комплексов по совету врача.
- Занятия спортом, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе.
Также не стоит забывать о наборе методов мнемоники, которые позволяют увеличить объем как кратковременной, так и долговременной памяти.
Рабочая память: как вы помните об этом «в краткосрочной перспективе
» на Facebook
Share в Twitter
Share на Reddit
Share на Linkedin
. Электронная почта
Версия для печати
Следующее эссе перепечатано с разрешения The Conversation, интернет-издания, посвященного последним исследованиям.
Когда вам нужно запомнить номер телефона, список покупок или набор инструкций, вы полагаетесь на то, что психологи и нейробиологи называют рабочей памятью. Это способность удерживать и обрабатывать информацию в уме в течение коротких промежутков времени. Это для вещей, которые важны для вас в настоящий момент, а не через 20 лет.
Исследователи считают, что рабочая память играет центральную роль в функционировании мозга. Он коррелирует со многими более общими способностями и результатами, такими как интеллект и успеваемость, и связан с основными сенсорными процессами.
Учитывая ее центральную роль в нашей психической жизни и тот факт, что мы осознаем по крайней мере часть ее содержимого, рабочая память может стать важной в нашем стремлении понять само сознание. Психологи и нейробиологи сосредотачиваются на разных аспектах, изучая рабочую память: психологи пытаются наметить функции системы, а нейробиологи больше внимания уделяют ее нейронным основам. Вот снимок того, где сейчас находится исследование.
Сколько у нас оперативной памяти?
Возможности ограничены — мы можем держать в уме только определенное количество информации в любой момент времени. Но исследователи спорят о природе этого предела.
Многие предполагают, что рабочая память может хранить ограниченное количество «элементов» или «фрагментов» информации. Это могут быть цифры, буквы, слова или другие единицы измерения. Исследования показали, что количество битов, которые могут храниться в памяти, может зависеть от типа предмета — вкусов предлагаемого мороженого и цифр числа «пи».
Альтернативная теория предполагает, что рабочая память действует как непрерывный ресурс, общий для всей запоминаемой информации. В зависимости от ваших целей разные части запоминаемой информации могут получать разное количество ресурса. Нейробиологи предположили, что этим ресурсом может быть нейронная активность, при этом разные части запомненной информации имеют различное количество активности, связанной с ними, в зависимости от текущих приоритетов.
Другой теоретический подход вместо этого утверждает, что предел емкости возникает из-за того, что разные элементы будут мешать друг другу в памяти.
И, конечно же, воспоминания со временем угасают, хотя повторение информации, находящейся в рабочей памяти, похоже, смягчает этот процесс. То, что исследователи называют поддерживающей репетицией, включает в себя мысленное повторение информации без учета ее значения — например, просмотр списка продуктов и запоминание продуктов просто как слов, независимо от того, какой едой они станут.
Напротив, детальное повторение включает в себя придание информации смысла и связывание ее с другой информацией. Например, мнемотехника облегчает детальную репетицию, связывая первую букву каждого элемента списка с некоторой другой информацией, которая уже хранится в памяти. Кажется, что только тщательное повторение может помочь консолидировать информацию из рабочей памяти в более прочную форму, называемую долговременной памятью.
В визуальной области репетиция может включать движения глаз, при этом визуальная информация привязана к пространственному положению. Другими словами, люди могут посмотреть на местонахождение запомненной информации после того, как она ушла, чтобы напомнить им, где она была.
Оперативная память по сравнению с долговременной памятью
Долговременная память характеризуется гораздо большей емкостью памяти. Информация, которую он содержит, также более долговечна и стабильна. Долгосрочные воспоминания могут содержать информацию об эпизодах из жизни человека, семантике или знаниях, а также более неявные типы информации, например, как использовать объекты или двигать тело определенным образом (двигательные навыки).
Исследователи уже давно рассматривают рабочую память как ворота в долговременное хранилище. Достаточно отрепетировать информацию в рабочей памяти, и память может стать более постоянной.
Неврология проводит четкое различие между ними. Он считает, что рабочая память связана с временной активацией нейронов в головном мозге. Напротив, считается, что долговременная память связана с физическими изменениями в нейронах и их связях. Это может объяснить кратковременный характер рабочей памяти, а также ее большую восприимчивость к прерываниям или физическим потрясениям.
Как рабочая память меняется в течение жизни?
Показатели тестов рабочей памяти улучшаются на протяжении всего детства. Его способность является основной движущей силой когнитивного развития. Результаты оценочных тестов неуклонно повышаются в младенчестве, детстве и подростковом возрасте. Затем производительность достигает пика в молодом взрослом возрасте. С другой стороны, рабочая память является одной из когнитивных способностей, наиболее чувствительных к старению, и эффективность этих тестов снижается в пожилом возрасте.
Считается, что увеличение и уменьшение объема рабочей памяти в течение жизни связано с нормальным развитием и деградацией префронтальной коры головного мозга, области, ответственной за высшие когнитивные функции.
Мы знаем, что повреждение префронтальной коры вызывает дефицит рабочей памяти (наряду со многими другими изменениями). А записи активности нейронов в префронтальной коре показывают, что эта область активна в течение «периода задержки» между моментом предъявления стимула наблюдателю и моментом, когда он должен дать ответ, то есть время, в течение которого он пытается вспомнить Информация.
Некоторые психические заболевания, включая шизофрению и депрессию, связаны со снижением функционирования префронтальной коры, что можно выявить с помощью нейровизуализации. По той же причине эти заболевания также связаны со снижением способности к рабочей памяти. Интересно, что у пациентов с шизофренией этот дефицит более заметен при выполнении зрительных, а не вербальных задач на рабочую память. В детстве дефицит рабочей памяти связан с трудностями с вниманием, чтением и речью.
Рабочая память и другие когнитивные функции
Префронтальная кора связана с широким спектром других важных функций, включая личность, планирование и принятие решений. Любое ухудшение функционирования этой области, вероятно, повлияет на множество различных аспектов познания, эмоций и поведения.
Важно отметить, что многие из этих префронтальных функций считаются тесно связанными с рабочей памятью и, возможно, зависящими от нее. Например, планирование и принятие решений требуют, чтобы мы уже «имели в виду» соответствующую информацию, чтобы сформулировать курс действий.
Теория когнитивной архитектуры, называемая Теорией глобального рабочего пространства, опирается на рабочую память. Это предполагает, что информация, временно удерживаемая «в уме», является частью «глобального рабочего пространства» в уме, которое связано со многими другими когнитивными процессами, а также определяет, что мы осознаем в любой данный момент. Учитывая, что эта теория предполагает, что рабочая память определяет то, что мы осознаем, более глубокое понимание этого может стать важной частью разгадки тайны сознания.
Улучшение рабочей памяти
Есть некоторые свидетельства того, что рабочую память можно тренировать с помощью интерактивных заданий, таких как простые игры для детей, которые задействуют память. Было высказано предположение, что это обучение может помочь улучшить баллы по другим типам заданий, например, связанным со словарным запасом и математикой. Есть также некоторые свидетельства того, что тренировки для улучшения рабочей памяти могут улучшить производительность детей с особыми заболеваниями, такими как СДВГ. Однако в обзорах исследований часто делается вывод о том, что преимущества недолговечны и зависят от обучаемой задачи.
Кроме того, улучшения, обнаруженные в некоторых из этих исследований, могут быть связаны с изучением того, как более эффективно использовать ресурсы рабочей памяти, а не с увеличением ее объема. Надежда на такое обучение заключается в том, что мы сможем найти относительно простые задачи, которые улучшат производительность не только в самой задаче, но и перенесут ее в ряд других приложений.
Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочитайте оригинальную статью.
ОБ АВТОРАХ
Алекс Бурместер — научный сотрудник в области восприятия и памяти в Нью-Йоркском университете.
Читать дальше
Рабочая память и внешняя память
Когда люди используют веб-сайты или другие пользовательские интерфейсы, частой причиной трудностей является то, что они забывают информацию из предыдущего шага, даже если она потребуется на более позднем этапе для выполнения их задачи. Это не потому, что пользователи особенно забывчивы. И не потому, что они не утруждают себя вниманием — хотя никогда не совершайте ошибку, предполагая, что выяснить, как использовать ваш сайт, — это самая важная вещь в мире. Нет, причина, по которой люди забывают информацию посреди задачи, заключается в том, что пользовательский интерфейс требует от них держать в рабочей памяти больше, чем может вместить их мозг.
Предположим, кто-то попросил вас сложить в уме числа 353 и 489. Как бы вы это сделали? Некоторые могут попытаться мысленно выстроить числа, а затем добавить соответствующие цифры для единиц, десятков и сотен соответственно. Другие могут преобразовать одно из чисел в «простое» число (например, 300 или 500), а затем добавить его к другому числу (например, прибавив 11 ко второму числу и вычитая 11 из первого, чтобы получить 342+500).
Каким бы ни был метод, есть вероятность, что задача будет сложной. Чтобы решить ее, мы должны иметь много информации: не только точные числа, которые нужно сложить, но и промежуточные продукты сложения. Эта задача трудна, потому что нагружает нашу рабочую память .
Определение: Рабочая память человека может быть представлена как буфер или блокнот, в котором разум хранит информацию, относящуюся к текущей задаче.
Буфер оперативной памяти имеет ограниченную емкость — представьте его как коробку для яиц с небольшим количеством слотов. Если задача требует хранения слишком большого количества информации в рабочей памяти, нам нужно освободить некоторые из занятых слотов, чтобы освободить место для этой информации. То, что удалено из рабочей памяти, на самом деле все еще может быть необходимо для завершения задачи, и в конечном итоге мы можем усерднее работать над восстановлением этих данных; в результате нам может потребоваться больше времени, чтобы выполнить задачу или сделать ошибки.
Концепция рабочей памяти была впервые проиллюстрирована в знаменитой серии экспериментов, проведенных психологами Аланом Баддели и Грэмом Хитчем из Стерлингского университета в Шотландии. В этих экспериментах участникам давали от 1 до 6 цифр, чтобы они запомнили их при выполнении другого задания, где им нужно было определить, соответствует ли предложение порядку предъявления двух букв. Чем больше цифр людям приходилось хранить в памяти, тем хуже было выполнение второго задания. Эксперимент показал, что часть рабочей памяти участников была занята хранением цифр, поэтому у них было меньше слотов, доступных для второго задания. (Этот процесс примерно подобен )
Связь с кратковременной памятью
Рабочая память и кратковременная память связаны между собой, а иногда даже в психологии используются взаимозаменяемо. Однако технически они совершенно разные. Концепция рабочей памяти ориентирована на задачи: ее можно рассматривать как «интерфейс» между различными процессами (например, восприятием, вниманием, памятью), подчиненными более крупной задаче.
Напротив, кратковременная память просто представляет мозговой процесс, который позволяет нам хранить информацию (например, слова, предложения, понятия) в течение короткого промежутка времени. Наиболее известно, что это связано с разбиением на фрагменты и магическим числом Миллера 7, которое представляет приблизительную емкость кратковременной памяти, основываясь на наблюдении, сделанном Джорджем Миллером еще в 1919 году.58 мы можем запомнить около 7 «фрагментов» информации в течение короткого промежутка времени.
Рабочая память и взаимодействие с пользователем
В нашей области распространенной концепцией, хорошо связанной с рабочей памятью, является концепция
Но как узнать объем оперативной памяти наших пользователей? Хотя рабочая память имеет ограниченный объем, ее точный объем будет варьироваться от человека к человеку. Образование и IQ обычно положительно коррелируют с объемом рабочей памяти, тогда как возраст влияет на него отрицательно. Если мы нацелимся на специализированную аудиторию (например, на экспертов), мы сможем получить довольно хорошее представление о возможностях рабочей памяти ее членов. Но для широкой публики размер рабочей памяти будет довольно разным.
Хотя объем рабочей памяти зависит от человека, вполне вероятно, что многие члены вашей проектной группы обладают значительно большим объемом памяти, чем представители вашей целевой аудитории. Наверняка у многих разработчиков большая рабочая память из-за самоотбора: программирование настолько сложно, что люди, скорее всего, преуспеют в нем, если смогут удерживать много материала в своей рабочей памяти во время кодирования. В результате ваши коллеги могут подумать, что определенный поток задач прост — потому что он не перегружает их собственную рабочую память — но у большинства реальных пользователей возникнут большие трудности, потому что у них заканчивается рабочая память при попытке выполнить задачу. Как всегда, вы не пользователь.
Хороший пользовательский интерфейс полезен для всех, а не только для тех, у кого большой объем оперативной памяти. Таким образом, общая хорошая практика проектирования заключается в том, чтобы
Внешняя память
Легко сказать: «ограничьте нагрузку на оперативную память», но одни задачи, естественно, сложнее других. Как мы можем помочь пользователям обойти ограничения рабочей памяти? В нашем исходном примере сложения мы не можем изменить задачу; дополнение, что это такое. Но мы можем упростить задачу — предоставив ручку и бумагу, чтобы люди могли записывать числа и промежуточные продукты в задаче, не сохраняя их в рабочей памяти. Бумага действует как физический блокнот, «фальшивая» рабочая память.
Определение: Внешняя память относится к любому инструменту или функции пользовательского интерфейса, которая позволяет пользователям явно сохранять и получать доступ к информации, необходимой во время выполнения задачи.
То же самое с веб-задачами. Дополнить оперативную память формой внешней памяти — виртуального блокнота, где пользователи могут хранить всю необходимую им информацию, не фиксируя ее во внутренней памяти.
Примером задачи с высокой потребностью в оперативной памяти является чтение сложного отрывка на мобильном телефоне. Наши исследования показывают, что для достижения одинакового уровня понимания на маленьком экране и на большом экране пользователи должны проводить больше времени на мобильных устройствах — вероятно, из-за более высоких требований к оперативной памяти. Экран служит естественной внешней памятью — если люди что-то забыли, они могли бросить взгляд и вернуться к концепции из предыдущего абзаца.
Типичным примером веб-задачи с высокой нагрузкой на оперативную память является сравнение элементов: пользователь должен взвесить все за и против нескольких вариантов и выбрать лучший. Сравнивая отели, обувь или страховые планы, сравнение включает в себя запоминание доступных вариантов и определение оптимальной комбинации вариантов. Такие инструменты, как сравнительные таблицы, представляют собой форму внешней памяти — они позволяют пользователям выбирать набор интересующих элементов и явно сравнивать их плюсы и минусы, выстроенные друг с другом, в удобной для просмотра таблице.
Иногда пользователи создают собственные средства внешней памяти. Например, мы можем использовать электронную таблицу, файл или веб-заметку, чтобы отслеживать интересные летние лагеря для наших детей, места, которые можно увидеть во время отпуска, или статьи, которые нужно прочитать.
Заключение
Различные задачи имеют разные требования к рабочей памяти. Дизайнеры должны понимать, какую информацию пользователи должны будут хранить в своей рабочей памяти, когда они пытаются достичь своих целей на веб-сайте, и предоставлять функции пользовательского интерфейса, которые действуют как внешняя память, чтобы помочь им разгрузить это бремя и выполнить задачу быстрее.
Узнайте больше о рабочей памяти и внешней памяти на наших курсах по психологии и взаимодействию человека с компьютером для дизайнеров.