09.04.2025

Обыденное мировоззрение это: 5. Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение — Студопедия

Поделись  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3

Глава 1 Мировоззрение ………………………………………………………………………………5

Глава 2Исторические типы мировоззрения…………………………………………………..

2.1Обыденное мировоззрение ………………………………………………….7

2.2 Мифологическое мировоззрение ……………………………………….……8

2.3 Религиозное мировоззрение ………………………………………………..12

2.4 Философское мировоззрение ……………………………………………..15

Заключение ………………………………………………………………………………………………20

Список использованной литературы ………………………………………………………….21

Интернет ресурсы ………………………………………………………….….21

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной контрольной работы «Мировоззрение и его исторические типы», поможет нам понять, как всё появилось, откуда начинаются истоки всего, что сейчас есть на земле: человек, наука, искусство, экономика, политика и т.

д. Первоистоком всего на земле является МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

 Философия это только один из типов мировоззрения.

 Целью написания данной работы является раскрытие основных исторических типов мировоззрения. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:

· дать понять сущность мировоззрения;

· раскрыть типы мировоззрения.

При написании данной контрольной работы были использованы такие учебники, как: История философии: учебник для высших учебных заведений/под ред., В.П.Кохановского, В.П. Яковлева — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 736с.; Основы философии: Учеб. пособие/В.Н.Калмыков-Мн.:Выш.шк., 2003. — 541с.; Философия: учебник для высших учебных заведений/под ред., В.П.Кохановского — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 — 576с.

 Объектом данной работы является понятие мировоззрения и его основных типов.

 При написании работы были использованы такие методы научного познания как — логический, научный, источниковедческий, хронологический, сравнительный.

При работе над контрольной работой автор получил знания о сущности мировоззрения, узнал основания и условия возникновения мировоззрения и его исторических типов. Автор приобрёл способность самостоятельно работать с источниками литературы, выделять главное и делать выводы, приобрёл навык в конспектировании.

Данная контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении автор рассмотрел актуальность темы, цели, задачи, освещённость темы в литературе, определил объект и предмет исследования, рассмотрел учебную значимость написания данной контрольной работы и структуру работы.

В основной части раскрыта сущность понятия « мировоззрение», раскрыты типы мировоззрения их возникновение и значимость в эволюции человечества.

В заключении сделаны выводы по работе в целом.

В списке использованной литературы и интернет ресурсов автор указал перечень источников литературы, которые послужили теоретической и методологической основой для написания данной контрольной работы.

Объём данной контрольной работы — 22 страницы.

Глава.1 Мировоззрение

Мы живём уже в 21 веке и видим, как возросла динамика социальной жизни, удивляя нас глобальным переменами во всех структурах политики, культуры, экономики. Люди потеряли веру в лучшую жизнь: устранение нищеты, голода, преступности. С каждым годом преступность всё возрастает, становится всё больше нищих. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому будет отведено достойное место, перешла в нереальность, в разряд утопий и фантазий. Неопределённость поставила человека перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми. В этой ситуации и раскрываются проблемы мировоззрения.

   На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные — предельно общие.

 — Как устроен мир?

 — Каково место человека в мире?

— Что такое сознание?

— Что есть истина?

— Что такое философия?

— В чём счастье человека?

Это мировоззренчиские вопросы и основные проблемы.

Мировоззрение — это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.

Существует три формы Мировоззрения:

1. Мироощущение: — эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.

2. Мировосприятие: — формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.

3. Миропонимание: — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное и теоретическое.

Существует три исторических типа мировоззрения — это мифологическое, религиозное, обыденное, философское, но об этом мы поговорим более подробно в следующей главе.

 

 

 

Глава 2 Исторические типы мировоззрения

Обыденное мировоззрение

 Мировоззрение людей существовало всегда, и это проявлялось и в мифологии, и в религии и философии, и науке. Обыденное мировоззрение — это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения.

Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения. [8]

Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.                                                                                

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.



2. Основные виды мировоззрения

Собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но качественная харак-теристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, общественных групп, а также представителей различных политических течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и дает возможность сознательного управления ими. Оно является объективно верным. Но поскольку наука развивалась постепенно, постольку научное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении древнегреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрождения и т.д. Нередко под научным мировоззрением понимают Определенные естественно-научные концепции мироздания, научную картину мира, например гелиоцентрическую или механическую.
Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии предпринимают попытки опираться не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожалению, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей, в частности. А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, ему, как и взрослому, необходимы утешение, душевное очищение, ему тоже свойственны интуитивные предчувствия. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?
Здесь следует исходить из того, что религия представляет собой мощный пласт человеческой культуры. Поэтому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь представление о Библии и Коране, о присущих им образах, идеях, как и об образах и идеях буддизма и других религий, так как они оказывают огромное воздействие на развитие культуры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции – свободомыслии и атеизме. Государство должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас главным образом светская и отделена от религии, ее задача – формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся представление о научной картине мира и правильно истолковывать роль религии в обществе.
Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти внешние, несущественные признаки зачастую составляют основу знаний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя утверждать, что это мировоззрение не дает человеку возможности правильно понимать окружающий его мир. Есть множество примеров того, когда человек, не владеющий глубоко научными знаниями, довольно верно рассуждает об окружающих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.
Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как показывает практика, люди с религиозным и обыденным мировоззрением верно служат родине, совершают вы-соконравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось выше, должна способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, используя для этого обучение и воспитание. Поэтому в дальнейшем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Главная страница =>педагогика=>оглавление

Здравый смысл Определение и значение

  • Основные определения
  • Викторина
  • Сопутствующее содержание
  • Примеры
  • Британский
  • Культура

Показывает уровень сложности в зависимости от уровня сложности.

[ kom-uhn sens ]

/ ˈkɒm ən ˈsɛns /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: здравый смысл / здравый смысл / здравый смысл / здравый смысл на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

здравое практическое суждение, независимое от специальных знаний, обучения и т.п.; нормальный родной интеллект.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение здравого смысла

1525–35; перевод латинского sēnsus commūnis, сам перевод греческого koinḕ aísthēsis

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ·ly, здравомыслящий, наречие

Слова, близкие к здравому смыслу

обычная соль, обычная школа, обычная ругань, обычная печать, здравый смысл, здравый смысл, реализм здравого смысла, общее место пикетирования, общее запас, обычная сера, обычное время

Dictionary. com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022 г.

Слова, связанные со здравым смыслом

практичность, остроумие, ум, чувство, рассудительность, мудрость, сообразительность, рациональность, логика, хладнокровие, опыт, сообразительность, здравый смысл, разум, здравомыслие, остроумие, уравновешенность, рассудительность, рассудительность

Как использовать здравый смысл в предложении

  • Не сжигайте дом дотла, а получайте от него удовольствие Немного здравого смысла и немного практики, и вы удивитесь, почему вы никогда не готовили на гриле вечность.

    Не бойтесь бройлеров|Элазар Зонтаг|11 февраля 2021|Пожиратель

  • Я думаю, что вполне логично, что избиратели номер один, о которых, вероятно, больше всего заботится каждый генеральный директор, — это их сотрудники.

    Социальные цели бизнеса — это не мимолетная политическая игра|Алан Мюррей|8 февраля 2021 г.|Fortune

  • Каждый сделанный им выбор основывался на мужестве, здравом смысле и журналистской честности.

    Мартин Барон, исполнительный редактор, руководивший драматическим расширением Washington Post, объявляет о выходе на пенсию|Пол Фархи|27 января 2021 г.|Washington Post

  • Используйте здравый смысл при нормировании сигналов выстрела, но не скупитесь на свисток.

    Как выжить три дня в дикой природе|Кит Маккаферти/Field & Stream|26 января 2021 г.|Popular-Science и необходимо сделатьПо мере того, как новая администрация вступает в должность, есть надежда, что развертывание вакцинации будет пронизано как здравым смыслом, так и безотлагательностью.

    Как исправить выпуск вакцины — Выпуск 95: Побег|Мелани Э. Мозес|20 января 2021|Наутилус

  • Но отдайте должное Королевству за его чувство милосердия: удары плетью будут наноситься только по 50 за раз .

    В защиту богохульства|Майкл Томаски|9 января 2015|DAILY BEAST

  • Это может быть весело и может приносить им деньги, пока перенасыщение не разрушит наше чувство иронии и не уничтожит рынок для нее.

    Тролли и мученичество: Je Ne Suis Pas Charlie|Артур Чу|9 января, 2015|DAILY BEAST

  • Другие крупные новостные агентства приняли такое же решение, прикрываясь неуместным чувством мультикультурности.

    Почему мы поддерживаем Charlie Hebdo — и вы должны тоже|Джон Авлон|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Электронное письмо, похоже, было довольно распространенной попыткой получить личную информацию от широкого круга невольных жертв.

    Sony подверглась второму взлому?|Шейн Харрис|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • И вымогательство имеет гораздо больше смысла до того, как история попадет в новостную ленту, а не после.

    Филисия Рашад и культ Косби Трутерс|Стерео Уильямс|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Постоянное чувство легкого равновесия следует развивать с помощью упражнений на равновесие.

    Выразительный голос Культура|Джесси Элдридж Саутвик

  • Возможно, в этом детском страдании часто есть нечто большее, чем ощущение бездомности и отверженности.

    Children’s Ways|Джеймс Салли

  • Гладкий голый хвощ — обычное растение, особенно по берегам ручьев и бассейнов.

    Как узнать папоротники|S. Леонард Бастин

  • Я хотел бы попросить вас представить его переведенным на все языки, общим материалом для понимания во всем мире.

    Спасение цивилизации|H. Г. (Герберт Джордж) Уэллс

  • Таким образом, в каком-то смысле новый выпуск имеет достаточную расширяемость для обычных нужд.

    Чтения по деньгам и банковскому делу|Честер Артур Филлипс

Британский словарь определений здравого смысла

здравый смысл


существительное

простое обычное здравый смысл; здравый практический смысл

прилагательное здравый смысл, здравый смысл

вдохновленный или демонстрирующий здравый практический смысл

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Культурные определения здравого смысла

Здравый смысл


(1776) Брошюра Томаса Пейна, призывающая Соединенные Штаты провозгласить независимость от Великобритании. немедленно. Написанный в живом и остром стиле, «Здравый смысл» оказал огромное влияние и помог убедить многих американцев в том, что они могут успешно вести войну за свою независимость.

Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Системный мыслитель – Здравый смысл не так уж и здрав

Джон, 14 лет, и еще один подросток передавали футбольный мяч туда-сюда в молодежном лагере. Так как мы были внутри, а в зале заседаний были другие люди и хрупкое оборудование, я попросил их выйти с мячом на улицу. Они охотно подчинились. Джон вернулся ко мне позже. Он спросил: «Знал бы кто-нибудь со здравым смыслом не бросать туда?» Какой необычный вопрос, подумал я.

Вопрос застрял у меня. На следующее утро я спросил Джона: «Что такое здравый смысл и почему, по-твоему, тебе его не хватает?»

У Джона не было хорошего ответа, но он сказал, что ему часто говорят использовать здравый смысл. Поэтому, когда я попросил его и его друга вынести мяч на улицу, он подумал, не было ли это еще одним примером его недальновидности. Затем у нас с Джоном состоялась глубокая дискуссия о здравом смысле, восприятии, накопленных знаниях, опыте и способах, которыми люди развивают мудрость.

Мешает решению проблем

Здравый смысл, на мой взгляд, это просто совокупность наших знаний и опыта, применяемых на практике. Я помню менеджера, который, анализируя серьезную ошибку, допущенную сотрудником, сказал: «Это просто здравый смысл. Любой должен знать лучше, чем . . . ». Большинство из нас могли бы закончить предложение, основываясь на каком-то происшествии, которое мы либо наблюдали, либо принимали участие.

Но здравый смысл может быть не таким здравым, как мы думаем. Это варьируется от человека к человеку, потому что ни у кого из нас нет одинаковых знаний и опыта. Группа должна прилагать много согласованных, преднамеренных и комплексных усилий для выработки общего пула суждений. Если команда или ее лидеры реагируют на проблему, говоря: «Это просто здравый смысл…», они, вероятно, никогда не смогут адекватно определить и устранить ее причины.

Лучшее объяснение идеи здравого смысла как препятствия для решения проблем, которое я встречал, содержится в книге Дина Л. Гано под названием «Анализ первопричин Аполлона: новый способ мышления» (Apollonian Publications, 19).99). Гано говорит, что, поскольку то, как каждый человек воспринимает мир, уникально, представление о здравом смысле как о лекарстве от проблем не приведет нас к хорошим решениям. Вот как работает восприятие, согласно Гано:

Мы получаем данные от органов чувств. У всех нас есть пять чувств, но у каждого они развиты по-разному. Среда, в которой мы живем и работаем, создает определенные нейронные связи в нашем мозгу и приводит к изменению остроты наших чувств. Со временем каждый человек воспринимает мир по-своему и, в свою очередь, создает свое собственное восприятие реальности.

Мы обрабатываем данные, которые мы получаем, чтобы формировать знания. Как только мы получаем определенные данные, мы разделяем их на категории — сортируем, расставляем по приоритетам и сохраняем (или забываем). У каждого человека есть разные виды знаний, основанные на их приоритетах, интересах и опыте.

Мы разрабатываем стратегии решения проблем. По мере того, как каждый человек систематизирует знания, он или она разрабатывает стратегии действий в различных ситуациях. Ребенок плачет, когда голоден. Если ребенка кормят после плача, он снова использует эту стратегию. В какой-то момент, если плач не сработает, ребенок разработает другую стратегию. Если я менеджер, который кричит на людей, а они делают то, что я хочу, то я буду использовать эту стратегию снова и снова.

Пока наши цели достигаются при заданном подходе, мы сохраним его. Как говорится в старой поговорке, если единственный инструмент, который у вас есть, это молоток, весь мир покажется вам гвоздем. Каждый из нас использует «лучшие» известные нам стратегии, основанные на нашем уникальном опыте.

Мы делаем выводы и модели. Активный ум всегда открыт новым возможностям. Мы обнаруживаем, что вещи не всегда происходят так, как раньше (даже когда мы этого хотим). Таким образом, мы учимся по-другому реагировать и меняем свои выводы о том, как действовать в подобных обстоятельствах в будущем. Каждый из нас адаптируется в своем собственном темпе, исходя из наших собственных обстоятельств.

Вот некоторые из причин, по которым нельзя воспитать в людях здравый смысл — его просто не существует в том виде, в котором мы думаем. Вместо того, чтобы ругать тех, кто действует не так, как мы могли бы ожидать в данной ситуации, нам нужно потратить время на то, чтобы понять их точку зрения. Кто знает, возможно, мы даже найдем общий язык в том, что имеет смысл для всех нас.

Вопросы для отдельных лиц и групп

  1. Каково ваше определение здравого смысла?
  2. Сколько у вас здравого смысла и откуда вы его взяли?
  3. Какие признаки «здравого смысла» вы видите в своей организации?
  4. Какие стратегии и тактики вы могли бы использовать, чтобы заставить группу развить здравый смысл?

Чарльз Алдей () является основателем и главным консультантом Alday Consulting Services, Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *