28.04.2024

Обязанности в семье как распределить: как распределить обязанности в семье

как распределить обязанности в семье

Должен ли муж помогать по дому? А ребёнок? Ответ, как правило, положительный. Только не всегда понятно, как это организовать в рамках современной семьи. Как попросить родных вам помочь и как реагировать на то, что не сделано? В новой статье рассказываю, как обсудить обязанности в семье с мужем и ребёнком.

С мужем

Если мужчина (глава семейства) освобождается от бытовых вопросов, он показывает определенный пример своим детям. Вырастая, мальчики из такой семьи отказываются от любых домашних обязанностей, называя это «женским делом». А девочки, наоборот, склонны всё брать на себя, как это делала их мама. Таких семей в нашей культуре много, но давайте посмотрим, что происходит при справедливом распределении обязанностей. 

Семья — это сообщество близких людей, которые сообща справляются с внешними обстоятельствами, давая друг другу необходимую поддержку. И даже если внешне кажется, что отношения не всегда строятся гладко (много взаимного недовольства или общения на повышенных тонах), то когда доходит до дела, в большинстве случаев члены семьи не бросают друг друга.  

Быт — это такой же внешний фактор, как и любое другое испытание. Только он присутствует в жизни каждый день. И вполне логично разделить это испытание между всеми членами семьи. Конечно, распределение обязанностей должно быть справедливым и с точки зрения занятости каждого члена семьи, и с точки зрения его объективных способностей. Поэтому важно открыто проговорить, что будет делать каждый из вас, какая помощь каждому из вас нужна, а с чем вы спокойно справитесь самостоятельно.

Например, мужчины часто с удовольствием берут на себя приготовление еды. Нет, не всей, но отдельных блюд. Мало того, они делают это с удовольствием и любовью, и получается у них прекрасно. Такие вещи, как уборку, стирку и работы в огороде тоже можно распределять между вами. Здесь уж у кого к чему душа лежит, тот ту работу себе и выбирает. 

С ребёнком

Ребёнок — тоже часть семьи, и совершенно нормально, что с определённого возраста он совершенно по-взрослому отвечает за какую-то часть быта. Это может быть или поход в магазин, или мытье посуды 2 раза в неделю после ужина, или даже приготовление десерта на семейный праздник. Всё зависит от уклада семьи, от её традиций и материального положения. 

Но есть набор правил, которые универсально работают. Независимо от того, что поручается ребёнку.

1. То, что делает ребёнок, действительно нужно семье.

Совсем не работают приёмы, когда мы просим делать ребёнка то, что никому не надо. Например, мыть полы накануне прихода домработницы или ходить в магазин за сметаной, когда такую же мама может привезти из супермаркета вместе с остальными продуктами. Дети очень чётко чувствуют надобность своей деятельности. И если мы искусственно придумываем обязанности, «чтобы что-то делал», они считывают игру и затея не удаётся.

2. То, что делает ребёнок, никто другой за него делать не будет.

Для того, чтобы ребёнок серьёзно относился к своим обязанностям, важно, чтобы он нёс полную ответственность за свои действия. Например, если он не купил молоко, то наутро никто не побежит в магазин, чтобы было из чего варить кашу. Просто все останутся без завтрака. Если не помыл посуду, мама не сделает это за него. Просто будет невозможно помыть фрукты, набрать воду в лейку, или не всем хватит тарелок на ужин. И ему придётся отвечать перед другими членами семьи, почему так получилось. 

3. То, что делает ребёнок, должно быть ему по возрасту. 

Например, ухаживать за младшими детьми шестилетнему ребенку не по силам. Хотя раньше в крестьянских семьях именно так и было. Но вспомните сказку «Гуси-лебеди». Катастрофа произошла именно потому, что старшая сестра была сама ещё совсем ребёнком и не могла уследить за братом. Сегодня же ситуация выворачивается наизнанку. Достаточно взрослые дети (14-15 лет) имеют в зоне ответственности лишь самые простые обязанности: собрать портфель на завтра и убрать одежду с пола в шкаф. Конечно, этого недостаточно для того, чтобы почувствовать себя нужным полноправным членом семьи. 

Что же в итоге

Бывает, что дети без особого рвения выполняют домашние обязанности. Совсем маленького ребенка ещё греет мысль, что он делает что-то важное и нужное для семьи. Подросток же сосредоточен в основном на себе, поэтому воспринимает просьбы взрослых как помеху его интересам. Однако учиться жить в коллективе и быть полезным, делать что-то для других не потому что нравится, а потому что нужно — это наиважнейшая часть семейного воспитания. И домашние обязанности, закрепленные за каждым членом семьи — от мала до велика — дают прекрасный опыт ответственности, тайм менеджмента и превалирования «надо» над «хочу».  

Ценность вклада каждого — это участие в создании общего для семьи уюта. И дети, и взрослые учатся ответственности перед остальными членами семьи за свои действия. Потому что если они не выполнили свою часть домашней работы, то никто это не сделает за них. Совместный быт даёт прекрасный опыт семейной взаимовыручки и поддержки. Не всегда есть силы и желание заниматься домашней работой. Но важно, чтобы каждый видел ценность своего вклада: то, что он делает, приносит ощутимую пользу близким, улучшает атмосферу в семье и даёт возможность находить время и силы для совместного отдыха.  

КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАНОСТИ В СЕМЬЕ? / Статьи / ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ

Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com

ОТНОШЕНИЯ

Вам надоело тащить на себе весь груз домашней работы? Вы просто физически не успеваете наводить порядок, готовить еду, да ещё и зарабатывать деньги?ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ считает, что вам срочно необходимо привлечь к домашним делам всю семью!

Притча « Распределение обязанностей»

«Я больше не могу! Мои обязанности ― это горы, которые я уже не в состоянии сдвинуть с места. По утрам мне надо будить тебя, отдавать распоряжения по хозяйству, выбивать ковры, смотреть за детьми, ходить на базар за покупками, к вечеру готовить твой любимый плов да ещё баловать тебя ночью». Так говорила жена своему мужу. Обгладывая куриную ножку, муж сказал только: «А что тут особенного. Все женщины делают то же, что и ты. Тебе не на что жаловаться. Пока я работаю, ты отсиживаешься дома». «Ах, ― продолжала причитать жена, ― если бы ты стал хоть немножко помогать мне». Движимый великодушием, муж согласился, наконец, на такое предложение: жена будет отвечать за всё, что происходит в доме, а он ― за всё то, что вне дома. Распределив так свои обязанности, супруги долгое время жили в мире и согласии.

Столетие назад в семейных обязанностях всё было просто и ясно: мужчины были добытчиками, а женщины вели домашнее хозяйство. Но сегодня всё изменилось, и современные женщины посвящают работе не меньше времени, чем их мужья. Выполнять самостоятельно все дела по дому они катастрофически не успевают.

Проблема, как распределить обязанности в семье, не меньше волнует и те пары, в которых женщины вообще не работают, а занимаются только домашним хозяйством и воспитанием маленьких детей. Ведь в доме, в котором живёт малыш, различные хлопоты имеют свойство никогда не заканчиваться.

Правильное распределение обязанностей ― это залог спокойной семейной обстановки и домашнего уюта. Подходить к этому вопросу нужно очень серьёзно, а решать его ― совместно.

Семейный совет

Для того, чтобы распределить домашние обязанности, сначала необходимо собраться всей семьёй на совет. Созывать такое собрание специально вовсе не обязательно, можно просто поднять вопрос во время ужина.

Делегирование своих обязанностей ― это нормальная вещь в бизнес-процессах, так почему бы не взять на вооружение советы бизнес-тренеров и не применить их в быту.

Какие обязанности стоит делегировать?

— Те, которые домашним под силу. Например, пятилетний ребёнок вполне в состоянии убирать за собой игрушки, а муж ― вымыть посуду.

— Те, которые находятся в зоне их интересов. Почему бы мужу самому не убирать за собой компьютер, а ребёнку ― не складывать учебники и не поливать цветы в своей комнате?

— Те, которые вам не нравятся. Ну да, вы тоже живой человек и можете ненавидеть, скажем, утюжить вещи. Если в доме есть взрослый ребёнок или муж, который в состоянии справиться с тем, от чего вас воротит, пусть помогает!

Воспользуйтесь «методом Киплинга»:

— Какая цель у этой задачи, для чего её нужно сделать?

— Почему именно вы или тот человек, которому вы доверяете, должны это делать?

— Каким именно способом можно решить эту задачу?

Если вы ответите на эти вопросы, ни у вас, ни у домашних не останется никаких неясностей.

— Скажем, кормить рыбок регулярно надо для того, чтобы они не издохли (с этим вряд ли кто-то поспорит!).

— А у вас нет времени этим заниматься, более того ― аквариум находится в детской, десятилетний малыш может, встав с утра, позаботиться о питомцах.

— А чтобы он об этом не забыл, приклейте весёлый стикер с напоминанием на самом видном месте.

С того момента, как вы всё оговорили и закрепили за каждым из членов семьи обязанности, их выполнение ― на его совести. Имейте в виду, что первый месяц вам придётся время от времени напоминать домашним о них. Но когда всё привыкнут, проблем с бытом у вас значительно поубавится!

Поскольку вопрос распределения дел между всеми домочадцами больше всего волнует мать семейства, именно ей и следует заняться организацией его решения.

Сделать это проще и правильнее помогут следующие советы:

— Необходимо составить список всех дел, с которыми без особого труда справится любой взрослый член семьи. К таковым, например, относятся стирка с использованием стиральной машины, сушка белья, выгуливание собаки, мытьё посуды, вынос мусора, чистка напольных ковров пылесосом. Эти дела могут быть поручены детям старшего школьного возраста. Следует подчеркнуть в этом списке те дела, из-за которых чаще всего возникают споры. Как правило, ни один из членов семьи не хочет мыть посуду, полы, выносить мусор. Решить вопрос о том, как распределить обязанности по дому, вызывающие больше всего проблем, можно с помощью графиков дежурств. Тогда неприятную работу все будут делать по очереди.При подготовке к домашнему собранию женщине также следует написать список обязанностей, которые она безоговорочно возьмёт на себя. Это должны быть такие дела, которые требуют определённых умений и опыта: например, готовка, штопка прохудившихся вещей, проверка у детей домашних заданий по определённым предметам, ручная стирка деликатных вещей, уход за комнатными растениями и т. д.

Как распределить обязанности по дому, если есть маленький ребёнок

Маленький ребёнок ― это бесконечная стирка, глажка и уборка. Стоять у этого конвейера бессменно практически нереально. Поэтому некоторую часть домашних дел должен выполнять супруг, даже несмотря на то, что он проводит на работе почти весь день. Жена должна разъяснить молодому отцу, что на его плечи в этот непростой период будет возложена масса дел.

Вопрос о том, как распределить обязанности в семье в данном случае, правильно начинать рассматривать со списка дел, которые можно доверить и поручить новоиспечённому папе с учётом того, что дома он бывает только по вечерам и в выходные дни.

Любой папа вполне может справиться с такой простой обязанностью, как прогулка с коляской на свежем воздухе. Взяв на себя задачу ежедневно гулять с малышом по вечерам, папа убьёт сразу двух зайцев: позволит маме спокойно сделать что-то по дому и сам немного отдохнёт. Вполне ощутимую помощь своей супруге, постоянно занятой малышом, мужчина окажет, если будет покупать в магазине все необходимые продукты по списку. Довольно приятной обязанностью мужчины в семье является купание ребёнка. Малышей после года папа вполне сможет купать без маминой помощи. Если мужчина хорошо умеет готовить, пусть делает это хотя бы время от времени. Некоторые папы просто мастерски переодевают малышей, укладывают их спать, играют с ними. Выполняя все эти приятные обязанности каждый день, мужчина здорово помогает супруге, которая в это время может заняться глажкой, приготовлением ужина или мытьём посуды. Поскольку права и обязанности всех членов семьи должны быть равными, то маме-домохозяйке время от времени необходимо устраивать выходной от всех домашних дел. В такой выходной день она может пойти на встречу с подругами, в массажный кабинет, в парикмахерскую и т. д. Пока её не будет дома, за крохой присмотрит муж.

Запомните!

От правильности распределения обязанностей в семье зависит многое, в том числе и прочность отношений в ней. Поэтому всем тем женщинам, которые пытаются самостоятельно тянуть на своей спине бремя домашнего хозяйства, психологи рекомендуют срочно сбросить с себя непосильную ношу и призвать на помощь своих близких. Ведь семья именно для того и создаётся, чтобы её члены помогали друг другу во всём.


Читать также:

МОГУТ ЛИ ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ ЖИТЬ ДРУГ БЕЗ ДРУГА ?

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ?

ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ПООЩРЯТЬ ЭГОИЗМ У РЕБЁНКА?


Разделение обязанностей по уходу за детьми и работе по дому с вашим партнером

Могут ли два родителя разделить обязанности по дому и семье поровну? Если вы готовы потратить время на разговоры о том, что нужно каждому члену семьи (а также о том, что нужно делать по дому), вы можете подойти довольно близко. Используйте приведенные ниже советы, чтобы начать выяснять, кто что должен делать.

Работайте вместе

Все члены семьи получают пользу, когда родители работают вместе, чтобы поддерживать дом и очаг. Дети также получают положительный пример для подражания: они видят, что и мужчины, и женщины важны для семейной жизни.

Работа по дому неизбежна, и идеального разделения труда может и не быть. Но когда родители сотрудничают, честно общаются и работают вместе, все выходят вперед.

Переосмыслите свои цели

Как современной паре удается поддерживать баланс дома – готовить ужин, стирать, кормить и купать детей – и при этом находить время друг для друга и для себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, подумайте, чего именно вы оба хотите и в чем нуждаетесь. Вместо того, чтобы стремиться к прямому разделению труда 50 на 50, попытайтесь найти способ просто сбалансировать нагрузку и сделать так, чтобы вы оба чувствовали себя счастливыми, продуктивными и ценными.

Перечислите свои обязанности

Ведите еженедельный журнал всего, что вы делаете по дому и для семьи. Пусть ваш партнер сделает то же самое. Затем сравните списки.

  • Как каждый из вас относится к пунктам в вашем списке?
  • Вы хотите что-нибудь изменить?
  • Есть ли какая-нибудь задача, которая вам крайне не нравится?
  • Можешь обменять его на другую работу?

Это упражнение может открыть вам глаза: не удивляйтесь, если у одного человека список очень длинный, а у другого нет. Имея в руках списки, попробуйте перераспределить обязанности и найти компромиссы. Может быть, вы согласитесь по очереди выполнять особо сложные задания.

И оставайтесь гибкими даже после того, как вы разделили обязанности по взаимному согласию. Будьте готовы помогать друг другу, когда можете, или даже время от времени меняйтесь работой по дому, чтобы понять, чем занимается ваш партнер.

Реклама | страница продолжается ниже

Перечислите потребности вашего ребенка

Вам обоим нужно приспособиться к идее делать что-то по расписанию вашего ребенка, а не по своему собственному. Начните говорить о разделении труда еще до рождения ребенка. Составьте список всех задач, связанных с уходом за ребенком, от подгузника до выбора ухода за ребенком.

Если вам трудно составить список, посоветуйтесь с друзьями и членами семьи, которые недавно стали родителями. Поговорите о том, как вам следует разделить эти новые задачи (и следует ли вам по-другому разделить работу, которую вы выполняли до рождения ребенка).

В первые дни жизни новорожденного, например, многие пары обнаруживают, что из-за того, что мама часами кормит грудью, папа в конечном итоге дежурит по подгузникам.

Предвидеть и сообщать

Крайне важно, чтобы вы говорили друг другу, что вы хотите и в чем нуждаетесь. Старайтесь выражаться четко и конкретно, без упреков.

Например, когда вам нужна помощь, скажите партнеру, чего именно вы хотите («Можешь поиграть с ребенком, чтобы я приготовила ужин?»), а не то, что ты чувствуешь в данный момент. («Я должен делать здесь все!»). Если вы ссоритесь из-за домашних обязанностей, выделите некоторое время — когда вы оба спокойны — чтобы выяснить, в чем заключается настоящая проблема и как найти решение.

Составьте расписание

С новорожденным в доме так много дел, помимо всех других домашних дел, которые никуда не денутся. Но немного спланировав и пообщавшись, вы сможете вместе взяться за новые обязанности.

Какую работу ты любишь делать? Какие работы вы ненавидите? Вы жаворонок? Сова?

Помня о своих предпочтениях, вы и ваш партнер можете составить график домашних обязанностей. Может быть, один из вас сможет позавтракать утром, а другой принять ванну вечером. Или попробуйте дни и выходные: один из вас готовит ужин и убирает по вторникам и четвергам, другой работает по понедельникам и средам, а вы заказываете еду на вынос по пятницам.

Спать по очереди по выходным или вставать с ребенком посреди ночи.

И продолжайте говорить об этих договоренностях, чтобы вы могли быть гибкими и вносить изменения, если это необходимо. Поддержание открытого диалога помогает вам справляться с ситуациями по мере их возникновения.

Кто не спал всю ночь с ребенком или кто плохо себя чувствует? Кто только что проторчал всю ночь, чтобы уложиться в срок? Выясните, у кого есть энергия и способность позаботиться о вещах, и поменяйте ночи или работу по дому.

Как только вы поймете, что все эти задачи подлежат обсуждению, вы будете поражены тем, насколько разумнее становится жизнь.

Избавьтесь от традиционных ожиданий

Чтобы по-настоящему разделить нагрузку, вам и вашему партнеру, возможно, придется немного покопаться в себе, чтобы изучить собственные мотивы и страхи.

Легко вернуться к безопасным (но ограничивающим) традиционным ролям. Но это может оставить одного родителя обиженным, а другого оставить в дураках.

Как мать, вы хотите, чтобы ваш партнер играл равную роль в воспитании детей, а затем чувствуете угрозу из-за его вмешательства? Как отец, вы хотите участвовать, но чувствуете себя невежественным без образца для подражания и парящего партнера? Попробуйте поговорить друг с другом об этих чувствах, чтобы вы могли забыть о них.

И даже если ваша семья придерживается традиционных моделей поведения — например, один из родителей работает вне дома больше часов, чем другой, и в результате берет на себя меньше домашних и детских обязанностей — все равно важно обсудить это решение и убедиться, что вы оба хорошо себя чувствуете. Если один из родителей возмущается участием другого (или его отсутствием), страдают все, включая вашего ребенка.

Поделись временем с малышом

Новоиспеченный отец часто чувствует себя оторванным от связи матери и младенца и неуверенным в своей новой роли. Если он чувствует, что ему нечего привнести, он может не так много делать дома. В этой ситуации проигрывают все.

Одно решение: декретный отпуск. Новые отцы могут иметь право на оплачиваемый отпуск, частично оплачиваемый отпуск или неоплачиваемый отпуск. Или они могут использовать отпуск. Если у вас получится, то отпуск папы может помочь вам вместе понять, как быть семьей.

Имейте в виду, что отпуск по уходу за ребенком не обязательно брать сразу после рождения ребенка, и что вам может понадобиться дополнительная помощь после первого месяца или около того, когда ребенок бодрствует дольше в течение дня.

Подготовьте место для двух экспертов

У матерей и отцов разные стили воспитания, и эти различия являются важным подарком для каждого ребенка. Но иногда родителям трудно уважать и ценить эти различия.

Вместо того, чтобы критиковать своего партнера за то, как он одевает ребенка, просто примите и уважайте то, что он одевает, купает или кормит ее не так, как вы. Если вы постоянно критикуете усилия своего партнера, он будет более неохотно помогать с ребенком.

Подумай о найме помощника

Это роскошь, которую могут себе позволить лишь немногие. Но если вы можете позволить себе нанять кого-нибудь для уборки дома раз в неделю или два раза в месяц, это действительно может иметь значение. Вместо того, чтобы убирать ванную, вы можете почитать ребенку или поиграть с ним, а также провести время со своим партнером.

Отпустить совершенство

Если вы думаете, что сможете поддерживать свой дом в соответствии со стандартами для дошкольников, вы, вероятно, ведете безнадежную битву. Ваш дом не должен быть безупречным всю неделю. У многих родителей уровень стресса снижается, когда они отказываются от попыток содержать свой дом в чистоте.

Обсудите со своим партнером минимальный уровень чистоты, который вы оба можете терпеть, а затем вместе сделайте все возможное, чтобы поддерживать его на этом уровне. Отложите большие уборки на выходные или на услуги по уборке дома.

Наградите себя

Если вы согласитесь работать вместе, вы сможете играть вместе позже. Попробуйте такие сценарии: «Если ты поведешь ребенка в парк в субботу утром, я потрачу это время на оплату счетов. Тогда у нас будет свободное время до конца дня».

3 совета по распределению обязанностей дома

3 совета по распределению домашних обязанностей

Ни для кого не секрет, что разделение домашних обязанностей способствует более счастливому браку и дому. Исследование, проведенное в 2007 году, показало, что 62% людей, состоящих в браке, считают, что совместное выполнение домашних обязанностей является для них «очень важным». По сравнению с историческими данными, эта категория продемонстрировала самый высокий процентный прирост, увеличившись на 15% по сравнению с 47% в 1990 году. долга в других сферах жизни.

Учитывая важность разделения обязанностей для счастливой семьи, вот три совета, которые вам нужно знать, чтобы сделать это разделение труда реальностью!

Список, оценка и делегирование всех домашних задач

Когда вы на работе, ваш начальник, скорее всего, отслеживает ваше время и усилия с помощью системы управления задачами. Они делают это, потому что хотят видеть, куда уходит время и энергия их сотрудников. Если команда не максимизирует результат, они переключаются и делегируют полномочия до тех пор, пока все не добьются успеха.

В семье никто не должен быть «боссом», но вы все — команда, а ваш дом — это «бизнес» в том смысле, что вы вкладываете в него время и деньги и ожидаете результатов. Поэтому составьте список всех домашних задач, оцените, сколько времени займет каждая из них, и делегируйте все задачи, стремясь, чтобы предполагаемое время для всех сторон было как можно более справедливым.

Например, может быть, стирка займет у него 60 минут раз в неделю, а уборка дома пылесосом займет у нее час. Такое разделение было бы справедливым. Или, может быть, дети возьмут на себя стирку, а теперь папа сможет косить траву. Есть способы разделить обязанности так, чтобы они были справедливы для всех.

Составьте список всего, оцените время и делегируйте полномочия для равномерного ожидания. Sortifyd позволяет создавать списки и делиться ими со всей семьей в приложении, поэтому каждый из вас может добавлять ежедневные задачи в эти списки и делиться оценками того, сколько времени потребуется для каждой из них для балансировки нагрузки.

Часто пересматривайте свой список дел

Конечно, со временем разделение труда, которое у вас когда-то было, может больше не иметь смысла. Может быть, дети выросли, и они могут взять на себя больше ответственности. Или, возможно, бабушка и дедушка стареют и не могут помогать по дому, как раньше.

Пересматривайте свои общие обязанности так часто, как это необходимо, чтобы сделать их справедливыми и равноправными. Список дел Sortifyd упрощает пересмотр этих задач. Если это будет полезно, каждый месяц посвящайте некоторое время общему расписанию Sortifyd, чтобы обсудить, что каждый из вас думает о разделении труда и любых необходимых изменениях. Помните, что вы все в одной команде, работающей над достижением общей цели — если кто-то заметит несоответствие, гораздо лучше обсудить его и решить как можно раньше, чем позволять ему гноиться.

Поменяться местами дома

Часто мы обретаем сочувствие и признательность к другим, когда меняемся с ними местами. Как только вы разделите обязанности, попробуйте время от времени меняться местами. Посмотрите на свое общее расписание и списки дел в Sortifyd и попробуйте время от времени «брать на себя» задачи друг друга. Например, человек, который обычно готовит обед, может для разнообразия присмотреть за ребенком. Или, может быть, ваши дети уже достаточно взрослые, чтобы готовить ужин!

Вы не только сочувствуете друг другу, но и повышаете устойчивость всей команды. Используя аналогию с бизнесом, вы бы не хотели, чтобы один член команды, обладающий всеми знаниями, выполнял роль. Вам нужен кто-то, кто мог бы быть подстраховкой в ​​крайнем случае. Попробуйте взять на себя обязанности других членов семьи. Вы узнаете, справедливо ли распределение обязанностей!

Сделайте свой дом счастливым, разделив обязанности

Самые счастливые дома — это те, где все члены семьи разделяют обязанности и ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *