09.05.2024

Наслаждение есть начало и конец счастливой жизни: удовольствие есть начало и цель счастливой жизни

удовольствие есть начало и цель счастливой жизни

Эпикур (Επίκουρος, 341 до н.э. – 270 до н. э.) — греческий философ, основатель философской школы, основатель эпикуреизма.

Родился Эпикур на острове Самос, отец его был учителем на этом острове и принадлежал к старому аристократическому афинскому роду.

В 18 лет Эпикур приехал в Афины, для прохождения военной службы (служил эфебом). В это время произошли важные события, которые повлияли на жизнь Эпикура. Умер Александр Македонский и афиняне потеряли часть своих гражданских прав. Македонцы удалили Самос от Афинского господства и выгнали афинских граждан из острова.

Родители Эпикура бежали в Колофон (Κολοφών), в Малую Азию. Эпикур, после окончания службы поехал к своим родителям и жил там до 20 лет, затем переехал в Митилини (остров Лесбос).

В возрасте 32 лет он основал свою первую философскую школу в Митилини, а потом в Лампсакосе (Λάμψακος).

В 307/6 году до н.э., в возрасте 34 лет Эпикур купил землю в Афинах между Дипилон (Δίπυλον) и Академией Плаона, куда перенёс свою философскую школу.

Место, где расположилась школа, было в саду, вскоре философскую школу Эпикура, стали называть «Садом Эпикура».

Здесь философ жил и учил 35 лет, следуя тихой и скромной жизни.

По Эпикуру, философия — это искусство, которое делает нашу жизнь счастливой. Он говорил и писал просто, на это у него были свои причины: «Если ты можешь и хочешь помочь как можно большим людям, нужно лечение, которое ты предлагаешь, а что бы быть врачом души, нужно, что бы все тебя понимали». Поэтому он излагал свои мысли просто и доступно.

Философия Эпикура была в том, чтобы освободить человека от страстей души и сделать жизнь счастливой.

Эпикур умер в возрасте 71 год, свою философскую школу он завещал своим ученикам.

Философия Епикура распространилась по всему греческому и римскому миру и повлияла на бесчисленное множество людей.

Эпикуреизм — учение, основанное на философских идеях Эпикура, который призывал стремиться человеку к удовольствию и наслаждениям: «удовольствие есть начало и цель счастливой жизни».

Жизнь в идеале достигается за счет отсутствия боли, страха и переживаний, в окружении друзей. Мы хотим жить вечно, в то же время мы боимся, потому что мы умрем. Желание вечности не оставляет нас, чтобы радоваться, что мы живем сейчас, в этой жизни. 

Но как исчезнут эти страхи?

Вот здесь надо применить житейскую мудрость, философию, трезвый ум, медитацию. Это освободит человека от переживаний и страхов, тщетных надежд  и поможет понять истинную природу своих желаний и удовольствий. Сократ считал, что знания нужны для добродетели, так и Эпикур считал, что знание необходимо для счастья и блаженства. Мораль и счастье человека, должны быть основаны на теории, что «без знания природы невозможно достичь плоды удовольствия». 

Говоря об удовольствиях, Эпикур имел ввиду не вульгарные удовольствия, не гастрономические оргии, он говорил о достижениях душевного спокойствия, главным образом, направленные на устранение физической боли и психических расстройств. Достижение душевного спокойствия опирается на отдельные фундаменты.

Каждый человек должен направить свои желания в рамках своих физических потребностей. Дружба, свобода, мысли, еда являются абсолютно необходимым для счастья человека и наоборот, не обязательно — слава, власть, большие дома, симпозиумы.

Даже боль, если иногда помогает в завоевании душевного спокойствия, приобретает положительное значение. 

Основные принципы учения Эпикура заключаются в следующем: со смертью приходит конец не только тела, но и души, боги не могут поощрять или наказывать людей, вселенная это бесконечное и вечное — все, что произошло в мире происходит в конечном итоге на основе движения и взаимодействия атомов, движущихся в пустом пространстве.

Известный тетрафармакос (τετραφάρμακος) четверолекарствие, т. е. четыре «начала», предложил Эпикур людям:

O θεός δεν εμπνέει φόβο                  бог не внушает страх

ο θάνατος δεν φέρνει ταραχή           смерть не несёт беспокойства

το αγαθό αποκτιέται εύκολα              благо достигается легко

και το κακό υποφέρεται εύκολα         плохое можно пережить

Завоевание счастья достижимо в этой жизни, для этого не нужно много вещей — нужно понять природу, иметь хороших друзей, стараться делать добро, искать удовольствия в прошлом (приятные воспоминания), в будущем (уверенность, что не случится).

Весточка от хорошего друга, закат и рассвет солнца, запах свежеиспеченного хлеба, любимая музыка, хорошая книга — могут служить поводом испытать положительные эмоции.

Позитивные эмоции помогут быть устойчивыми перед лицом невзгод жизни. 

Эпикур цитата: Удовольствие — это начало и конец счастливой жизни.

—  Эпикур

Древнегреческая философия

Последнее обновление 3 ноября 2022 г.

Темы
жизнь, удовольствие, конец, начать, начало, жизни

Эпикур
68Древнегреческий философ -341 — -269 до н.э.

Похожие цитаты

„Без женщин начало нашей жизни было бы лишено поддержки, середина — удовольствий и конец — утешения.“

—  Себастьян-Рош Николя де Шамфор французский писатель, мыслитель, моралист 1741 — 1794

Артур Шопенгауэр даёт эту фразу эпиграфом в своём труде «О женщинах», ссылаясь на авторство французского писателя Виктора де Жуи
Ошибочно приписываемые

„Без женщины наша жизнь была бы: в начале — беззащитна, в середине — без удовольствия, в конце — без утешения.

—  Артур Шопенгауэр немецкий философ 1788 — 1860

„Конец — это только начало…“

—  Никита Александрович Быченков 1986 — 2014

Название сетевого дневника

„У каждой жизни есть начало и конец. Есть они и у дела вашей жизни.“

—  Марк Кубан 1958

„Старость- это конец начала.“

—  Михаил Сафарбекович Гуцериев российский предприниматель, меценат 1958

„Начало жизни написано акварелью, конец — тушью.“

—  Дон-Аминадо русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат 1888 — 1957

„Сумерки – конец начала.
И начало без конца.“

—  Михаил Сафарбекович Гуцериев российский предприниматель, меценат 1958

„Смерть это ещё не конец, это только начало!“

—  Ditryh Right

„Каждый предел — это начало и конец.“

—  Джордж Элиот английская писательница 1819 — 1880

„Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.“

—  Конфуций древний мыслитель и философ Китая -551 — -479 до н. э.

„В фильме должно быть начало, середина и конец, но не обязательно в этом порядке. Как и в жизни.“

—  Жан-Люк Годар франко-швейцарский кинорежиссёр, актёр, сценарист и кинопродюсер, стоявший у истоков французской новой волны в кинемато… 1930

„Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.“

—  Вольтер французский философ-просветитель XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник 1694 — 1778

„Для женщины первый поцелуй – конец начала, для мужчины – начало конца.“

—  Элен (Хелен) Роуленд

„Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру.“

—  Франсуа де Ларошфуко французский писатель 1613 — 1680

«Максимы и моральные размышления»

„Концов счастливых не бывает. Если счастливый, это не конец.“

—  Михаил Михайлович Жванецкий русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений 1934

Ещё мысли

„Вселенная так устроена, что не только сама она бессмертна, но бессмертны и её части в виде живых блаженных существ. Нет начала и конца Вселенной, нет начала и конца также жизни и её блаженству.“

—  Константин Эдуардович Циолковский учёный, философ-космист, писатель-фантаст 1857 — 1935

„У преступления всегда есть начало и конец, а у расследования только начало“

—  Александр Криони

„Где начало того конца, которым оканчивается начало?“

—  Козьма Петрович Прутков литературная маска Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых 1803 — 1863

„Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.“

—  Фаина Георгиевна Раневская советская актриса театра и кино 1896 — 1984

„Не бойтесь конца. Вы были бы удивлены, потому что в каждом конце есть новое начало.“

—  Шеннон Лето американский рок-музыкант 1970

Never fear the end. You’d be suprised, because at every end there is a new beginning.

Связанные темы

  • Жизнь
  • Удовольствие
  • Конец
  • Начать
  • Начало
  • Жизни

Простая и счастливая жизнь.

Философская мысль

Раздел 4: Как надо жить

Эпикур

Эпикур — Меноекею: Приветствую.

Пусть никто не медлит с философствованием, пока он молод, и не утомляется философствовать, когда он стар, ибо никто ни не достиг возраста, ни вышел из возраста для наслаждения душевным здоровьем. И человека, который говорит, что время философствования еще не пришло или уже прошло, можно сравнить с человеком, который говорит, что время счастья еще не пришло или уже прошло. Так и юноше, и старцу следует философствовать, первому, чтобы, старея, быть молодым в благословениях из-за благодарности за то, что было, второму, чтобы быть молодым и старым в одно и то же время из-за бесстрашия с которым он смотрит в будущее. Поэтому мудрый план состоит в том, чтобы практиковать то, что способствует счастью, поскольку, обладая счастьем, мы имеем все, а не обладая им, мы делаем все, чтобы его иметь.

БОГИ

Практикуйте и изучайте заповеди, к которым я постоянно призывал вас, считая их азбукой хорошей жизни. Во-первых, полагая божественное существо блаженным и нетленным, как всеобщее представление о нем намечается в уме нашем, не связывать с ним ничего несовместимого с нетлением или чуждого блаженству. И культивируй всякое помышление о нем, могущее сохранить вместе с нетлением его блаженство. Потому что есть боги, ибо знание их очевидно. Однако они не таковы, как многие полагают, потому что люди не согласуют свои представления о них со своими верованиями. И не тот человек, который хотел бы отменить богов толпы, нечестив, но человек, который связывает верования толпы с богами; ибо мнения толпы о богах — не врожденные идеи, а ложные предположения. Согласно их рассказам, злые люди получают самые большие обиды и унижения, а также выгоды.

БОГИ, БЕЗРАВНОСТНЫЕ К ЗЛОМУ

[Рассказы эти ложны, ибо боги, будучи исключительно преданы добродетелям, которые становятся самими собой, чувствуют сродство к себе подобным и считают все, что не таково, чуждым.

СМЕРТЬ

Приучите себя к мысли, что смерть для нас ничто, потому что все добро и зло заключено в сознании, а смерть есть потеря сознания. Следовательно, правильное понимание того факта, что смерть для нас ничто, делает приятной смертность жизни не тем, что добавляет бесконечное время, а тем, что убирает стремление к бессмертию, ибо нечего бояться, живя тому, кто искренне ухватился за жизнь. идея о том, что нечего бояться, когда не живешь.

Так глуп человек, который говорит, что боится смерти не потому, что она причинит ему боль, когда придет, а потому, что она причинит ему боль в будущем; ибо ничто из того, что не вызывает беспокойства, когда оно присутствует, не имеет права причинять нам боль в предвкушении. Поэтому смерть, самое страшное из зол, для нас ничто по той прекрасной причине, что, пока мы живем, ее нет здесь, а когда она здесь, мы не живем. Так что это ничто ни для живых, ни для мертвых, потому что живых это не касается, а мертвых уже нет.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Но множество людей то избегают смерти, как величайшего из зол, то выбирают смерть, как избавление от зол жизни. Мудрец, однако, не просит четверти жизни и не боится не жить, ибо он не находит недостатков в жизни и не считает дурным то, что ее нет. Как и в случае с едой, он всегда выбирает не самую большую порцию, а самую приятную; поэтому со временем он выбирает не самый длинный отрезок, а самый приятный.

И тот, кто говорит юноше «Хорошо жить», а старику «Хорошо умереть», простодушен не только из-за удовольствия быть живым, но и по той причине, что искусство хорошо жить и хорошо умирать это одно и то же. И гораздо хуже тот, кто говорит: «Хорошо было бы никогда не родиться или, родившись, пройти со всей скоростью через врата ада», ибо если он говорит это по убеждению, то почему не простится? жизни? Потому что этот путь открыт для него, если он твердо решился на него. Если же он говорит в насмешку, то он шутит в том, что не одобряет пустяков.

БУДУЩЕЕ

Что касается будущего, то мы должны иметь в виду, что оно не совсем вне нашего контроля, но и не вполне в нашей власти, так что мы не должны ни ждать, что оно будет полностью в нашей власти, ни отчаиваться, что оно будет совершенно вне нашего контроля.

ЖЕЛАНИЯ

Что касается желаний, то мы должны учитывать, что некоторые из них естественны, а некоторые воображаемы; а из естественных желаний одни необходимы, а другие только естественны; а из необходимых желаний одни необходимы для счастья [имеется в виду дружба], другие — для удобства тела [одежда и жилище], третьи — для самой жизни [голод и жажда].

Потому что правильная оценка желаний позволяет нам соотнести каждое решение выбрать или избежать с испытанием здоровья тела и спокойствия души, ибо это цель счастливой жизни. Ибо для этого мы делаем все, чтобы не чувствовать ни боли, ни страха. Когда это благо находится в нашем владении, всякая суматоха души утихает, и творению не к чему стремиться вперед, как к чему-то недостающему или чему-то дополнительному, чего следует искать, посредством чего благо души и тела достигнет полноты. Ибо только тогда мы нуждаемся в удовольствии, когда из-за отсутствия удовольствия мы чувствуем страдание; и наоборот, когда мы больше не чувствуем боли, мы больше не чувствуем потребности в удовольствии.

НАЧАЛО И КОНЕЦ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

И по следующей причине мы говорим, что удовольствие есть начало и конец счастливой жизни: потому что мы признаем удовольствие первым благом и сродни с нами, и к этому мы прибегаем как к канону, судя о каждом благе по реакции . И по той причине, что удовольствие есть первое благо и одно с нами по природе, мы не выбираем всех удовольствий, но в то или иное время отказываемся от многих удовольствий, когда вследствие этих удовольствий следует страдание, которое перевесит их; и многие страдания мы верим, что они предпочтительнее удовольствий, когда удовольствие, которое перевешивает их, приходит к нам после долгого перенесения этих страданий.

Следовательно, всякое удовольствие хорошо, потому что оно едино с нами, но не всякое удовольствие следует выбирать; по тем же самым рассуждениям всякая боль есть зло, но не всякая боль такова, чтобы ее всегда можно было избежать.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Правильная процедура, однако, состоит в том, чтобы сопоставить их друг с другом и тщательно изучить преимущества и недостатки; ибо мы относимся к добру при определенных обстоятельствах как к злу и, наоборот, ко злу как к добру.

САМОДОСТАТОЧНОСТЬ ИЛИ ДОВОЛЬНОСТЬ МАЛЕНЬКИМ

И самодостаточность мы считаем великим благом не для того, чтобы мы могли жить на скудость при любых обстоятельствах, но чтобы мы могли довольствоваться малым, когда у нас нет изобилия, будучи искренне убеждены, что больше всего наслаждается роскошью тот, кто менее всего чувствует потребность в этом; что каждый естественный аппетит легко удовлетворяется, но неестественный аппетит трудно удовлетворить; и что простая пища приносит удовольствие, равное удовольствию роскошной диеты, когда вся боль, возникающая в нужде, устранена; и что хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда нуждающийся в них подносит их к своим губам.

Таким образом, приучение к простой и недорогой пище не только способствует прекрасному здоровью, но и делает человека неуклонным перед неизбежными жизненными невзгодами; и это лучше настраивает нас на времена изобилия, которые наступают после периодов скудости, и делает нас бесстрашными перед лицом Фортуны. Поэтому, когда мы говорим, что наслаждение есть цель, мы не разумеем наслаждений блудников и тех, которые состоят в высокой жизни, как думают некоторые люди, или не понимающие нас и держащиеся иных взглядов, или умышленно искажающие нас; но мы имеем в виду свободу от боли в теле и смятения в душе. Ибо не затянувшиеся попойки и пирушки, не половые утехи с мальчиками и женщинами, не редкие блюда из рыбы и прочего — все деликатесы, которые несет роскошный стол, — порождают счастливую жизнь, а трезвый расчет, отыскивающий причины. за каждый выбор и уклонение и изгоняет ложные мнения, источник большей части смятения, овладевающего душами людей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИЧИНА

Источником всех этих добродетелей является практический разум, величайшее благо всех — и потому более драгоценное, чем сама философия, — научающий нас невозможности жить с удовольствием, не живя по разуму, чести и справедливости, и, наоборот, жить по к разуму, чести и справедливости без удовольствия; ибо добродетели одной природы с приятной жизнью, и наоборот, приятная жизнь неотделима от добродетелей.

ОПИСАНИЕ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

«Потому что кто, по-вашему, находится в лучшем положении, чем человек, который благочестиво верит в богов и неизменно не боится смерти; и включил в свой расчет конец жизни, предопределенный природой; а что касается до крайних вещей, то добро различает, что ими легко наслаждаться в полной мере и легко добывать, в то время как крайние вещи злые либо кратки по продолжительности, либо кратки по страданию.

Он упразднил Необходимость, которую некоторые мыслители вводят как владычицу всех вещей, ибо лучше было бы подписаться под мифами о богах, чем быть рабом Судьбы физиков, ибо первая предполагает надежду на милосердие через поклонение, но последнее предполагает, что Необходимость неумолима.

Что касается Фортуны, то он не считает ее богиней, как полагает множество, ибо бог ничего не делает наугад; он также не считает ее непостоянной причиной, поскольку не предполагает, что она причиняет людям добро или зло, чтобы повлиять на счастье жизни; тем не менее он верит, что отправные точки для великого добра или зла исходят от нее, думая, что лучше хорошо спланировать и потерпеть неудачу, чем плохо спланировать и добиться успеха, ибо в жизненном поведении лучше, чтобы здравый смысл потерпел неудачу, чем неверный рассудок. процветать случайно.

ДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ

Итак, медитируй днем ​​и ночью об этих заповедях и о других, которые сопровождают их, будь то сам или в компании другого, подобного тебе, и никогда твоя душа не будет в смятении ни во сне, ни наяву, но ты будешь жить подобно бог среди людей, ибо человек никоим образом не похож на смертное существо, живущее среди бессмертных благ.

  1. Почему Эпикур советует своему ученику игнорировать богов?
  2. Как Эпикур понимает истинное счастье? Чем оно отличается от других представлений о счастье других философов, поп-культуры, вашей семьи или религии происхождения и т. д.?
  3. Как нам противостоять аспектам жизни, которые мы находим неприятными?
  4. Какую роль в благополучной жизни Эпикура играет практический разум?
  5. Если бы вы были эпикурейцем, как бы изменились ваши взгляды и поведение?

 

Эпикур, «Письмо к Меноцею», в «Жизнеописаниях выдающихся философов». Диоген Лаэртский. Р. Д. Хикс. Кембридж. Издательство Гарвардского университета. 1972 (впервые опубликовано в 1925 г.). 187–93, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=urn:cts:greekLit:tlg0004.tlg001.perseus-eng1:10.1.

Работа находится в общественном достоянии.

Эпикур и его взгляды на счастье

Эпикур считается крупной фигурой в истории науки и философии. Он утверждал, что мы должны сопоставлять веру только с эмпирическими данными и логикой, и отстаивал научную точку зрения на атомизм , согласно которой все факты в макроскопическом мире обусловлены конфигурацией атомов или неделимых элементов в микроскопическом мире. В этике он известен тем, что выдвинул теорию гедонизм , согласно которому удовольствие является единственной внутренней ценностью. Однако, как мы увидим, его взгляд на удовольствие далек от стереотипного. Для Эпикура самая приятная жизнь та, в которой мы воздерживаемся от ненужных желаний и достигаем внутреннего спокойствия ( ataraxia ), довольствуясь простыми вещами и предпочитая философские беседы с друзьями погоне за физическими удовольствиями, такими как еда. , выпивка и секс.

Эпикур – немного предыстории

Представьте себе пышный сад со свежими фруктами и овощами. Фигуры в рясах проходят взад и вперед по дорожкам, время от времени останавливаясь, чтобы завязать друг с другом приятную беседу о науке, философии и искусстве. В одном углу менестрель играет гармоничные аккорды на своей лире. В другой идет дискуссия о свободе воли: учитель объясняет, что нет причин бояться богов и что люди имеют полную свободу выбирать свой собственный жизненный путь и обретать счастье здесь и сейчас. Прохладный ветер дует, когда человек вдыхает средиземноморский океанский воздух среди красоты природы и общения друзей и семьи. Если вы вообразили все это, вы представили себе «Сад удовольствий» Эпикура, место, где он и его ученики собирались в погоне за достижением максимально приятной жизни в этом мире.

Эпикур провел большую часть своей ранней жизни на острове Самос, афинском поселении у Эгейского полуострова. Он учился в Афинах и, изучив философию Платона, Аристотеля и Демокрита, в конце концов вернулся туда, чтобы основать свою собственную школу «Сад», которая привлекла множество приверженцев. Эпикур считается крупной фигурой в истории науки и философии. Он утверждал, что мы должны соизмерять веру только с эмпирическими данными и логикой, и отстаивал научную точку зрения атомизм , согласно которому все факты в макроскопическом мире обусловлены конфигурацией атомов или неделимых элементов в микроскопическом мире. В области этики он известен тем, что выдвинул теорию гедонизма , согласно которой удовольствие является единственной внутренней ценностью. Однако, как мы увидим, его взгляд на удовольствие далек от стереотипного. Для Эпикура самая приятная жизнь та, в которой мы воздерживаемся от ненужных желаний и достигаем внутреннего спокойствия (9).0097 ataraxia ), довольствуясь простыми вещами и предпочитая философские беседы с друзьями погоне за физическими удовольствиями, такими как еда, питье и секс.

Верный своей философии, Эпикур утверждал, что провел последние несколько дней жизни в удовольствиях, несмотря на всю физическую боль, в которой он находился. Как он пишет в своем Письме к Идоменею:

счастливого дня мне, который также является последним днем ​​моей жизни. Ибо меня поразила болезненная неспособность мочиться, а также дизентерия, настолько сильная, что ничего нельзя добавить к жестокости моих страданий. Но веселость моего ума, которая исходит от воспоминаний обо всех моих философских размышлениях, уравновешивает все эти недуги. И я прошу вас позаботиться о детях Метродора, достойным преданности, проявленной юношей ко мне и к философии.

Здесь мы видим один из приемов Эпикура для обретения счастья даже в самой несчастной ситуации: вместо того, чтобы зацикливаться на боли, вспомните один из тех моментов в прошлом, когда вы были наиболее счастливы. Благодаря достаточной тренировке ума вы сможете достичь такой яркости воображения, что сможете снова пережить эти переживания и это счастье. Эту идею хорошо иллюстрирует Виктор Франкл, венский психиатр, который провел четыре года в различных концентрационных лагерях, включая Освенцим. Франкл пишет, что одной из немногих вещей, которые могли дать ему ощущение счастья, было воображение образа его любимой жены и участие в воображаемом разговоре с ней. Как он пишет: «Мой разум цеплялся за образ моей жены, представляя его со сверхъестественной остротой. Я слышал, как она мне отвечала, видел ее улыбку, ее откровенный и ободряющий взгляд. Реально это было или нет, но ее взгляд был тогда более сияющим, чем солнце, которое только начинало всходить». (Франкл 1984, с. 57).

Эпикур – Счастье есть удовольствие

Хотя мы утеряли большинство трактатов Эпикура об этике и счастье, его основные идеи очень ясно изложены в его справедливо известном Письме к Меноцею . Он начинает с утверждения, знакомого по Платону и Аристотелю: все мы желаем счастья как самоцели, а все остальные желаемы как средства для достижения счастья. Но что такое счастье? Эпикур дает прямое определение под влиянием Аристиппа, ученика Сократа и основателя киренейской школы философии:

«Удовольствие — наше первое и родственное благо. Это исходная точка всякого выбора и всякого отвращения, и мы всегда к ней возвращаемся, поскольку делаем чувство правилом, по которому судим о всякой хорошей вещи».

Затем Эпикур утверждает, что есть два добровольных убеждения, которые больше всего делают нашу жизнь несчастной или полной боли. Во-первых, это вера в то, что боги накажут нас за наши плохие поступки, а во-вторых, что смерти нужно бояться. Оба этих убеждения вызывают страх и тревогу и совершенно не нужны, поскольку основаны на выдумках. Хотя боги действительно существуют, будучи совершенными и вечными, они не имеют прямого отношения к человеческим делам. Таким образом, нам не нужно бояться какого-либо наказания от них, и нам не нужно проводить время в трудоемких актах благочестивого поклонения. Что касается смерти, он указывает, что как только разумный опыт подходит к концу, ощущение боли исчезает. Таким образом, страх смерти совершенно беспочвен. В самом деле, он странно звучит как мастер дзэн, когда пишет: «Смерть бессмысленна для живых, потому что они живы, и бессмысленна для мертвых… потому что они мертвы».

Эпикур делает важное различие между необходимыми и ненужными желаниями. Необходимые желания — это те, которые необходимы для достижения счастья, например, желание избавиться от телесной боли или желание достичь состояния внутреннего спокойствия. Он пишет, что «конец всех наших действий состоит в том, чтобы быть свободными от боли и страха, и как только это достигается, буря души подавляется». Только когда мы испытываем боль, мы чувствуем потребность искать удовольствия, потребность, которая неизбежно приводит к еще большей боли. Чтобы избавиться от этого цикла боль-удовольствие-боль, нам нужно развивать образ мышления, в котором нет боли. Таким образом, целью является не позитивное стремление к удовольствию, как это было у Аристиппа. Цель скорее состоит в достижении нейтрального состояния, которое лучше всего можно описать как «спокойствие ума» или даже «пустоту», если использовать буддийское выражение. Греческое слово, которое Эпикур использует для обозначения этого состояния, равно 9. 0097 ataraxia , что буквально означает «свобода от беспокойства».

Далее Эпикур отмечает, что нам нужна мудрость, чтобы видеть, какие удовольствия действительно приятны, а какие страдания необходимы для получения удовольствия. Некоторые удовольствия приводят к еще большей боли, например, употребление большого количества алкоголя, поэтому мудрый человек будет избегать их. С другой стороны, определенные боли, такие как печаль, могут привести к признанию жизни или состраданию, которые являются очень приятными состояниями. Поэтому нам следует избавляться не от всех отрицательных эмоций, а только от тех, которые приводят к ненужной боли. Это, кстати, тоже один из основных выводов, которые излагает позитивный психолог Эд Динер в своем последнем исследовании эмпирических основ счастья.

Эпикур – Отвержение от внешнего

Еще один из основных выводов недавних исследований счастья касается ограниченной роли внешних условий в обеспечении счастья. Было обнаружено, что доход, женитьба, привлекательная внешность и даже выигрыш в лотерею лишь незначительно влияют на продолжительное счастье. Эпикур предвосхищает это своим заявлением о том, что величайший секрет счастья заключается в том, чтобы быть как можно более независимым от внешних вещей. Довольство простыми вещами в жизни гарантирует, что вы никогда не будете разочарованы. Если вы вложите свой запас в ненужные удовольствия, такие как дорогостоящие предметы роскоши и еда, вы будете 1) расстроены, когда потеряете эти вещи, 2) будете стремиться их получить, и 3) будете постоянно подталкиваться к большей роскоши и, следовательно, к большему беспокойству и разочарованию.

В соответствии с этим мнением, Эпикур осуждает «грубый гедонизм», который делает упор на физические удовольствия, и вместо этого утверждает, что философское стремление к мудрости с близкими друзьями является величайшим из удовольствий;

«Когда мы говорим, что наслаждение есть цель и цель, мы не имеем в виду наслаждения блудного сына или наслаждения чувственности, как это понимается по неведению, предубеждению или умышленному искажению. Под удовольствием мы подразумеваем отсутствие боли в теле и беспокойства в душе. Не непрерывное чередование пьянок и кутежей, не половая похоть, не наслаждение рыбой и прочими лакомствами роскошного стола производят приятную жизнь. Это довольно трезвое рассуждение, поиск оснований для выбора и уклонения и изгнание тех верований, которые ведут к смятению души».

Исходя из этой концепции счастья, именно философ является самым счастливым из всех людей, поскольку он предпочитает устойчивые удовольствия знания временным и изменчивым удовольствиям тела. Эпикур завершает свое письмо, говоря, что если кто-то будет следовать этим заповедям, он станет «богом среди людей», поскольку он достигнет бессмертного состояния, даже находясь в смертном теле. Как он пишет:

«Упражняйся в этих заповедях день и ночь как сам, так и с единомышленником; тогда никогда, ни наяву, ни во сне ты не будешь тревожиться, но будешь жить как бог среди людей. Ибо человек теряет всякое подобие смертности, живя среди бессмертных благословений».

Обратите внимание на то, что Эпикур уделяет особое внимание следованию заповедям «с единомышленниками». В соответствии с Аристотелем, Эпикур видит незаменимую ценность дружбы как решающего мотиватора на пути к собственному истинному счастью. Проблема в том, что чаще всего другие люди мешают нашему счастью, создавая ложную конкуренцию за ненужные удовольствия. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы удалиться из обычного общества и создать особую коммуну, где вы взаимодействуете только с теми единомышленниками, искателями мудрости. Создавая это видение, Эпикур, несомненно, повлиял на многих мыслителей-утопистов, от Мора до Маркса, которые связывали свои надежды на счастье с полным изменением социальных отношений, формирующих ткань того, кем мы являемся как человеческие существа.

Заключение

Эпикур делает следующие утверждения о человеческом счастье:

  • Счастье — это удовольствие; все дела нужно делать ради приятных ощущений, связанных с ними
  • Ложные убеждения производят ненужную боль; среди них, что боги нас накажут и что смерти надо бояться
  • Желания бывают нужные и ненужные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *