26.11.2024

Направляют поведение людей позволяют его контролировать: Социальные нормы. Виды социальных норм

Социальные нормы. Виды социальных норм

Норма в буквальном переводе с латыни означает «руководящее начало», «правило», «образец».

Социальная норма — это правило поведения человека в обществе; граница (мера) возможного и должного, выражающая объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать, т.е. с помощью этих норм функционирование людей, социальных групп и всего общества в целом приобретает упорядоченный характер.

Социальные нормы вырабатываются самим обществом и различными социальными группами, с помощью них человек включается в систему общественных отношений и получает возможность взаимодействовать с обществом.

Отличие социальных норм от каких-либо других состоит в том, что социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, при этом, не устанавливая правил обращения с природными и искусственными объектами.

Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает наличие трех условий: знание социальной нормы и ее осознание; мотив и само действие, поведение.

Существует большое количество социальных норм. Среди основных видов социальных норм следует знать:

  • обычаи,
  • традиции,
  • мораль,
  • право.

Обычай — одобренный обществом образ массовых действий, которые рекомендуется выполнять (празднование Дня города и др.).

Традиция — ценности, нормы, образцы поведения, общественные установки, унаследованные от предшественников (встречи выпускников учебного заведения и др.).

Нормы морали — правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.п.

Правовые нормы — формально закрепленные правила поведения, установленные и поддерживаемые институтами государства (законы, указы президента).

Социальные ценности и нормы — это основополагающий фактор социального поведения. Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы — некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма — это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.


Помимо названных видов норм следует также знать такие, как:

  • Привычки (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; может быть групповой, например, спать лёжа, и индивидуальной, например, пить кофе утром, Быть вредной, например, пьянство и курение и полезной (бегать по утрам)
  • Манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты).

Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

  • Этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах), 

Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной
культуры.

  • Обряд — разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. 

В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а
относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. 

  • Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. 
  • Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. 

Ритуал наделен символическим значением.

  • Нравы — особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. 

Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. 

  • Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). 

Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.

  • Мода и увлечения. Увлечение — кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
  • Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.д. 

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи используют термин «ценностные ориентации». Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

  • Верования — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
  • Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Социальные нормы в зависимости от критериев бывают:

по субъекту: общечеловеческие, общества, групповые, коллективные.

по объекту: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д.

по способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

по функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

по форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие, или нормы-ожидания и нормы-правила.

Итак, с помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, например, к определенной сфере деятельности и т.п. Масштаб действия социальной нормы определяется рамками признающей их группы или организации или способом институционализации.

Мораль — совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. (Этика — наука о морали)

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Признаки морали:

  • всеобщность
  • добровольность

Функции морали:

  • познавательная
  • регулятивная
  • воспитательная
  • мотивационная
  • прогностическая
  • аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

 − моральные нормы — должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

 − моральные ценности (ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.)

 Существует 7 фундаментальных ценностей:

  • польза — экономика
  • господство-политика
  • справедливость — социальная сфера
  • истина
  • красота
  • добро — духовная сфера
  • свобода — все сферы

Основные категории морали:

Добро — положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним — зло.

Добродетель — совокупность положительных качеств и поступков. Антоним — порок.

Долг — осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

Стыд — осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.

Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.

Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.


Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Слово «норма» происходит от лат. «norma» — «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые входят в него. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его регулировать, контролировать и оценивать. С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом.

  • Правила, предписания, требования и ожидания соответствующего поведения, а также через соотносимые с ними эталоны – образцы
  • Регулируют социальные взаимодействия всех видов
  • Выступают абстрактной моделью социальных взаимодействий
  • По отношению к индивиду – мера поведения
  • Со стороны общества – масштаб оценки этого поведения

По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяются на:


  • Обычаи и традиции — правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившихся как устойчивые нормы; исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.)

  • Моральные нормы — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, долге, чести и достоинстве (несут в основном оценочную нагрузку: хорошо — плохо, справедливо — несправедливо)

  • Правовые нормы — общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством (например, в гражданском законодательстве есть нормы, закрепляющие право собственности или другие вещные права)

  • Политические нормы — общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства (находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах)

  • Религиозные нормы — разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру (в качестве примеров можно рассматривать ежедневные молитвы, соблюдение церковных праздников, постов, проведение определенных жизненных событий (крещение, венчание, похороны) по церковным канонам и т.

    д.)

  • Эстетические нормы — правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному и безобразному (пример: считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами)

  • Нормы этикета — правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т.п., конкретный пример — мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице)

  • Деловые обыкновения — правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную деятельность людей (например, принято, что студенты/ ученики приветствуют преподавателя стоя)

  • По способу образования

    социальные нормы можно разделить следующим образом:

  • стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали)
  • образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права)

Основные социальные нормы:

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом — все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают

позитивными (поощрение), либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения. Их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников).

Санкции:


  • Позитивные санкции – это награда или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам, и, следовательно, стимуляция следования нормам

  • Негативные санкции – это наказание, направленное на то, чтобы исключить отклоняющееся поведение, или, по крайней мере, уменьшить его вероятность.
  • Формальные – публичное поощрение или наказание со стороны официальных организаций, применяемые в соответствии с определенными правилами.

Наряду с высшим контролем со стороны общества, важнейшую роль играет внутренний контроль или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, усвоенные индивидом. Имеет значение и совесть, т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

Социальное поведение:

  • Внешнее проявление деятельности, в которой проявляются конкретная позиция человека, его социальные установки, т.е. такая система действий людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека.
  • Регулируется системой социальных норм, характерной ля данной социальной системы, и установок, выработанных для себя личностью в результате усвоения этих норм и ценностей

Не всегда поведение людей соответствует социальным нормам.

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего от человека ждет общество, называется отклоняющимся.


Девиантное (отклоняющееся) поведение — несоответствие поведения официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам, и, следовательно, его несогласованность с ожиданиями общества.

Виды отклоняющегося поведения:


  • Абсолютные отклонения – нарушения норм, справедливых абсолютно для всех без исключения членов общества

  • Относительные отклонения – действия или поведение, не соответствующее ожиданиям лишь некоторых социальных индивидов или некоторых социальных групп

В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения. Так, Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явление, как социальная аномия.

Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, характеризуемое разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашаемыми целями и невозможности их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации. Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система состоит из двух основополагающих элементов. Первый – цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй – социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения определяются, согласно Р. Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он называет 5 типов подобной социальной адаптации: 

Варианты адаптации индивида к общественным условиям:


  1. Конформизм
  2. Новаторство
  3. Ритуализм
  4. Ретризм
  5. Мятеж 

Девиантное поведение может быть негативным и позитивным. Есть и формы девиации, которые не приносят обществу ни вреда, ни пользы.

Виды отклонений:

  • Позитивные

  • Негативные

  • Не приносящие обществу ни вреда, ни пользы

Под социальным контролем понимается система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Социальный контроль является способом саморегуляции социальной системы, обеспечивающим упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов. При помощи социального контроля посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному поведению и поддерживается социальная стабильность.

Социальный контроль:

  • Способ саморегуляции социальной системы
  • Система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения

Существуют различные формы социального контроля: принуждение, влияние общественного мнения, регламентация в социальных институтах, групповое давление. Однако эффективность любой из этих форм обеспечивается наличием общих ценностей, стабильности общества и социальных групп.

В зависимости от источника социального контроля выделяют две его разновидности:

Виды социального контроля:

  • Внешний социальный контроль
  • Внутренний социальный контроль

Источники: источник 1, источник 2, источник 3, источник 4, источник 5, учебник.


Подписаться на: Комментарии к сообщению (Atom)

Самоконтроль | Psychology Today

Импульсивность, сила воли, истощение эго

Отзыв от Psychology Today Staff

Самоконтроль — или способность управлять своими импульсами, эмоциями и поведением для достижения долгосрочных целей — это то, что отличает людей от остального животного царства. Самоконтроль в первую очередь коренится в префронтальной коре — центре планирования, решения проблем и принятия решений, который у человека значительно больше, чем у других млекопитающих.

Богатство нервных связей в префронтальной коре позволяет людям планировать, оценивать альтернативные действия и, в идеале, избегать делать то, о чем они позже пожалеют, вместо того, чтобы немедленно реагировать на каждый возникающий импульс.

Содержимое
  • Оставайтесь под контролем
  • Сила воли как конечный ресурс
  • Как регулировать свое поведение

Оставайтесь под контролем

Способность регулировать свои эмоции и поведение является ключевым аспектом исполнительной функции, набора навыков, которые позволяют человеку планировать, контролировать и достигать целей. Ведутся споры о том, в какой степени самоконтроль является врожденным индивидуальным отличием от приобретенного навыка. Большинство экспертов считают, что люди, склонные к более низкому уровню самоконтроля, все же могут культивировать здоровые привычки и принимать контрмеры для контроля своего поведения.

Изменяется ли самоконтроль?

Представление о самоконтроле как о устойчивой черте не всегда верно. Уровень самоконтроля человека имеет тенденцию увеличиваться и уменьшаться в течение дня, предполагая, что самоконтроль меньше похож на умственную способность, такую ​​как интеллект, а больше на колеблющийся ресурс в зависимости от физической энергии.

Как избежать искушения?

Всегда избегайте ситуаций, в которых вы знаете, что столкнетесь с искушением. Например, если у вас есть соблазн съесть нездоровую пищу, держитесь подальше от ресторанов быстрого питания и не утруждайте себя походом в отделы с закусками или выпечкой в ​​супермаркете. Главное избегать триггеров.

Что повышает самоконтроль?

Самообладание — это не самоограничение и уж точно не наказание. Но часто речь идет о переопределении того, что доставляет вам удовольствие, чтобы контролировать деструктивное поведение. Речь идет о том, чтобы взять власть над своими действиями и научиться игнорировать сиюминутные импульсы, какими бы сильными они ни были.

Сила воли как конечный ресурс

Способность к самоконтролю часто называют силой воли. Это позволяет людям направлять свое внимание, несмотря на наличие конкурирующих стимулов, и лежит в основе всех видов достижений, от школы до работы. Это приносит пользу и отношениям.

В науке ведутся серьезные споры о том, является ли сила воли исчерпаемым ресурсом. Некоторые исследования показывают, что тренировка силы воли требует затрат умственной энергии. Эта концепция, называемая истощением эго, является одним из возможных объяснений того, почему люди более склонны тянуться к печенью с шоколадной крошкой, когда чувствуют себя переутомленными.

Однако в последнее время ученым не удалось воспроизвести некоторые исследования, лежащие в основе концепции истощения эго. Лучшее понимание того, почему люди поддаются одним импульсам, но способны успешно сопротивляться другим, имеет решающее значение для помощи людям, страдающим зависимым поведением, импульсивностью и расстройствами пищевого поведения.

Что такое зефирный тест?

В начале 1970-х годов психолог Уолтер Мишель провел то, что сейчас известно как зефирный тест; он обнаружил, что дети, которых оставили одних в комнате с тарелкой с зефиром, могли сопротивляться съедению леденца, чтобы в будущем получить в награду две конфеты, позже продемонстрировали многочисленные положительные жизненные результаты. Примечательно, что у этих детей и меньше проблем с поведением, и более высокие оценки, чем у тех, кто не смог отложить удовлетворение в тесте.

Предсказывает ли зефирный тест успех?

Знаменитый тест может на самом деле не отражать самоконтроль, что бросает вызов давнему представлению о том, что тест делает именно это. Существует соблазн чрезмерно обобщать и делать поспешные выводы о том, как дать детям конкурентное преимущество. Вместо этого некоторые исследователи предпочитают более внимательно изучать различные факторы, влияющие на развитие.

Как вы можете обрести больше самоконтроля?

Человек, считающий самообладание ограниченным ресурсом, с большей вероятностью поддастся искушению. Кроме того, когда мы воспринимаем задачу как требующую усилий, мы хуже владеем собой. Это может означать, что вы можете получить больше контроля, просто изменив точку зрения.

Как регулировать свое поведение

Будь то искушение – наркотики, еда или пролистывание Twitter вместо работы, у каждого есть сферы жизни, в которых он хотел бы проявить немного больше силы воли. Как человек может развить этот критический навык? Недавние исследования указывают на использование вознаграждений, рутины и практик осознанности как на возможные способы выработки лучших привычек и регулирования поведения в долгосрочной перспективе.

Другой подход заключается в развитии осознания триггеров, которые подрывают самоконтроль. Виды и запахи, исходящие от пекарни по соседству, когда человек проходит мимо, могут ослабить решимость поддерживать здоровую диету, но выбор другого маршрута, избегающего пекарни, может укрепить ее. Укрепление силы воли не всегда может быть легким, но это может значительно улучшить здоровье, производительность на работе и качество жизни.

Почему некоторые люди лучше сопротивляются искушению?

Хорошие привычки более эффективны, чем сильная сила воли. Люди с лучшим самоконтролем полагаются на хорошие привычки больше, чем на силу воли, что приводит к лучшему прогрессу в достижении наших общих целей.

Как укрепить самоконтроль?

Люди, , которые думают о том, «почему» они что-то делают, способны проявлять больший самоконтроль и дольше упорно работать над задачей, чем те, кто думает о том, «как» что-то сделать. Когда мы знаем цель, к которой стремимся, а не средства ее достижения, мы с большей вероятностью отложим кусок пирога и настроим волю 9.0003

мощность.

Повышают ли некоторые черты характера силу воли?

Исследователи обнаружили, что при определенных обстоятельствах гордость повышает самоконтроль. Но в других обстоятельствах гордость дает людям право потакать своим желаниям. Разница зависит от источника гордыни. Самоконтроль усиливается, когда гордость проистекает из чувства собственного достоинства.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Теория запланированного поведения


Теория запланированного поведения (TPB) началась как теория обоснованного действия в 1980 году, чтобы предсказать намерение человека вести себя определенным образом в определенное время и в определенном месте. Теория была предназначена для объяснения всех видов поведения, над которыми люди имеют возможность проявлять самоконтроль. Ключевым компонентом этой модели является поведенческое намерение; на поведенческие намерения влияет отношение к вероятности того, что поведение приведет к ожидаемому результату, и субъективная оценка рисков и преимуществ этого результата.

TPB успешно используется для прогнозирования и объяснения широкого спектра поведения и намерений, связанных со здоровьем, включая курение, употребление алкоголя, использование медицинских услуг, грудное вскармливание и употребление психоактивных веществ, среди прочего. В TPB утверждается, что поведенческие достижения зависят как от мотивации (намерения), так и от способностей (поведенческий контроль). Он различает три типа убеждений — поведенческие, нормативные и контрольные. TPB состоит из шести конструкций, которые в совокупности представляют фактический контроль человека над поведением.

  1. Отношения. Это относится к степени, в которой человек положительно или неблагоприятно оценивает интересующее его поведение. Это влечет за собой рассмотрение результатов выполнения поведения.
  2. Поведенческое намерение. Это относится к мотивационным факторам, влияющим на данное поведение, при этом чем сильнее намерение совершить действие, тем больше вероятность того, что поведение будет выполнено.
  3. Субъективные нормы. Это относится к убеждению о том, одобряют или не одобряют поведение большинство людей. Это связано с убеждениями человека о том, считают ли его сверстники и важные для него люди, что он или она должны участвовать в таком поведении.
  4. Социальные нормы. Это относится к обычным кодексам поведения в группе или людях или в более широком культурном контексте. Социальные нормы считаются нормативными, или стандартными, в группе людей.
  5. Воспринимаемая сила — это относится к воспринимаемому присутствию факторов, которые могут способствовать или препятствовать выполнению поведения. Воспринимаемая сила способствует воспринимаемому поведенческому контролю человека над каждым из этих факторов.
  6. Воспринимаемый поведенческий контроль — это относится к восприятию человеком легкости или сложности выполнения интересующего поведения. Воспринимаемый поведенческий контроль варьируется в зависимости от ситуаций и действий, в результате чего человек по-разному воспринимает поведенческий контроль в зависимости от ситуации. Эта конструкция теории была добавлена ​​позже и привела к переходу от теории разумного действия к теории запланированного поведения.

Существует несколько ограничений TPB, в том числе следующие:  

  • Предполагается, что человек приобрел возможности и ресурсы для успешного выполнения желаемого поведения, независимо от намерения.
  • Он не учитывает другие переменные, влияющие на поведенческие намерения и мотивацию, такие как страх, угроза, настроение или прошлый опыт.
  • Хотя в нем учитываются нормативные воздействия, он по-прежнему не принимает во внимание экологические или экономические факторы, которые могут повлиять на намерение человека выполнить какое-либо поведение.
  • Предполагается, что поведение является результатом линейного процесса принятия решений, и не учитывается, что оно может меняться с течением времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *