Как рассказать о своих слабых сторонах и не лишиться шанса на оффер
На интервью такой вопрос задают по нескольким причинам:
- работодатели ценят в кандидатах самокритичность — задавая такой вопрос, они хотят понять, насколько вы критично относитесь к своим навыкам, опыту, личным качествам, способны ли к самоанализу и пониманию зон для своего развития;
- иногда интервьюеру нужно оценить, можете ли вы говорить на не очень комфортные темы, насколько уверенно себя ведете в таких ситуациях;
- так как слабые стороны есть у всех, работодателям важно понимать, насколько именно ваши слабые стороны могут помешать вам выполнять обязанности, которые предполагает вакансия.
Чтобы не испортить положительное впечатление, нужно понимать, что можно говорить о своих слабых сторонах, а о чем лучше умолчать.
Не стоит говорить о тех своих отрицательных качествах и недостатках, которые могут негативно сказаться на выполнении ваших обязанностей. Например:
- секретарю, делопроизводителю, бухгалтеру лучше не говорить о недостаточной внимательности к деталям;
- бизнес-тренеру не стоит говорить о нелюбви к публичным выступлениям и презентациям;
- менеджеру проектов не нужно говорить о неспособности работать в условиях многозадачности и сжатых сроков.
Кроме того, работодатели отрицательно оценят стандартные заготовки: «я перфекционист и трудоголик», «сильно увлечен работой и нет времени на отдых», — а также качества, которые могут помешать выполнять работу на высоком уровне на любой должности: «я не очень пунктуальна», «мне сложно соблюдать дедлайны», «я не люблю, когда меня критикуют».
И конечно, не стоит говорить о том, что у вас нет недостатков: помните, что способность к самоанализу — очень важное качество, которое ценят в соискателях.
Расскажите честно работодателю о том, каких навыков у вас нет (или они недостаточно сильные), какого опыта у вас не хватает, чтобы выполнять вашу работу на более высоком уровне. Вместе с этим расскажите о том, что вы понимаете, как над этим работать и, возможно, уже начали это делать.
Несколько примеров:
- «Мне не приходилось готовить много презентаций в PowerPoint, поэтому мне есть чему поучиться, чтобы делать презентации более интересными».
- «У меня есть трудности с делегированием задач, важные задачи стараюсь делать самостоятельно, но начала работать над этим — стараюсь всё больше задач передавать команде».
- «Я не работал с Tableau, но работал с другими аналитическими инструментами, поэтому уверен, что быстро изучу новую для себя программу».
Если вы знаете, что у вас не хватает каких-то навыков или опыта, указанного в вакансии, вы можете сказать об этом на интервью как о своей слабой стороне. Но обязательно добавьте, что вы знаете, как этот навык быстро освоить, и что у вас были аналогичные примеры в прошлом.
Также можно рассказать о своих качествах, которые негативно влияют на вашу работу, но вы понимаете, как это влияние снизить:
- «Я — “сова”, утром мне сложно выполнять задачи, требующие высокой концентрации и внимательности, но я научился распределять свое рабочее время так, что утром выполняю рутинные операции, а во второй половине дня — более сложные и творческие».
- «Я не люблю считать, но так как в работе мне иногда приходится работать с цифрами, я научился использовать Excel на необходимом для меня уровне».
- «Я не очень комфортно себя чувствую во время публичных выступлений, но я стараюсь развивать этот навык на выступлениях перед более маленькой аудиторией и уже начинаю чувствовать себя более уверенно».
Можно рассказать о достаточно «безобидных» слабых сторонах, которые, скорее всего, никак влияют на успешность вашей работы, например:
- «Во мне не очень сильны лидерские качества» (при условии, что вы не претендуете на управленческую роль).
- «У меня не развиты навыки продаж» (конечно, если вы пришли устраиваться не на должность, напрямую связанную с продажами).
При рассказе о своих слабых сторонах оставайтесь спокойным и уверенным, не извиняйтесь и не смущайтесь. Слабые стороны есть у всех, и очень важно, что вы о них знаете, умеете о них говорить и понимаете, как над ними работать. Кроме того, говорите честно о своих слабых сторонах. Любые попытки придумать работодатель быстро обнаружит, и это может быть причиной отказа в приеме на работу.
Теперь вопрос о ваших слабых сторонах не застанет вас врасплох. Еще до собеседования продумайте ответ на него, это поможет вам создать положительное впечатление о себе и получить желаемую работу.
Еще о том, как проходить собеседования
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
↩ Назад к полезным статьям
Какие у вас слабые стороны? Что отвечать, если на собеседовании задают этот вопрос
26 октября 2021Работа и учёба
Можно быть честным, а можно чуть-чуть схитрить. У каждой стратегии есть свои плюсы и минусы.
Поделиться
0Всё вроде бы идёт хорошо, и тут HR или руководитель вдруг просит: «Расскажите о своих слабых сторонах». Это может ввести в ступор, ведь на собеседовании принято себя хвалить, иначе кто захочет нанять сотрудника с недостатками. В чём здесь подвох?
Паниковать не стоит. Это стандартный вопрос. Есть несколько способов ответить на него и остаться в выигрыше.
Почему работодатель задаёт этот вопрос
Он хочет узнать вас получше
Большую часть собеседования вы рассказываете, какой вы хороший, профессиональный, компетентный и ответственный. Но нанимателю важно знать и о ваших слабых сторонах, чтобы понимать, насколько они критичны и сможете ли вы в итоге сработаться.
Он хочет посмотреть, как вы оцениваете себя
Умение видеть свои недочёты и работать над ними имеет очень важное значение и говорит о вашей адекватности. Гораздо приятнее иметь дело с человеком, который способен к самокритике и росту, чем с тем, кто уверен, что со всех сторон хорош и расти ему не нужно. По этим же причинам вас могут попросить рассказать и о профессиональных неудачах, которые вас в прошлом постигли.
Как реагировать на вопрос о недостатках
Есть несколько стратегий.
1. Быть максимально честным
То есть прямо и без обиняков перечислить все основные зоны роста. Такой вариант уместен, если вам важно, чтобы работодатель получил о вас полное представление, прежде чем сделать выбор. И если ваши слабые стороны не касаются базовых навыков, которые требуются для желаемой должности, то есть когда дефицит компетенций и умений не слишком критичен.
Например, переводчику лучше не говорить о том, что он слабо владеет нужной языковой парой. Как и няне о том, что она плохо ладит с детьми. Правда, и устраиваться на такую позицию будет не слишком логично и честно, но это уже другой вопрос.
Зато можно сказать о том, что у вас нет какого‑то специфического опыта. Или вы, например, не владеете одной из программ, которую используют в компании. Или вам не хватает каких‑то «гибких» навыков: лидерских качеств, коммуникабельности, умения быстро принимать решения и так далее. Опять же, если для работодателя они не входят в список принципиально важных требований.
Вот ещё парочка примеров:
- «У меня не всегда получается удерживать дисциплину в классе. Несколько раз мне попадались очень трудные и конфликтные ученики и возникали неприятные ситуации».
- «Я занимался книжной иллюстрацией, а в создании иллюстраций для сайтов и СМИ у меня пока мало опыта».
- «Я не эксперт в коммуникации. Иногда мне нелегко погасить конфликт или договориться с человеком».
С одной стороны, этот подход очень рискованный: вы можете сболтнуть лишнего и сами себя закопать на собеседовании. С другой — есть шанс, что работодатель, наоборот, оценит вашу честность и прямоту и вы со всеми своими минусами покажетесь ему более цельным и внушающим доверие кандидатом.
2. Фильтровать информацию
Эта стратегия подойдёт тем, кому очень нужна работа и кто не готов сразу раскрыть перед работодателем все карты. Или для тех, кто считает себя идеальным кандидатом и просто не знает, что ответить на вопрос о слабых местах.
В таких случаях можно перечислить пару‑тройку недостатков, имеющих к вам отношение, но выбрать наиболее «безопасные» и незначительные. Возможно, даже такие, которые скорее относятся к достоинствам.
Например, сказать, что вы перфекционист и в своём желании довести результат до совершенства иногда перегибаете палку и становитесь слишком требовательным к остальным членам команды. Или признаться, что вы очень дотошный и задаёте множество вопросов.
Вот несколько вариантов для вдохновения:
- «Мне не хватает уверенности, чтобы отстаивать свою позицию».
- «Мне трудно отвлечься от работы и соблюдать баланс».
- «Мне стоило бы подтянуть навыки деловой переписки, это не самое любимое моё занятие».
- «Я боюсь выступать публично, в том числе на планёрках и совещаниях».
- «Я становлюсь раздражительным, если коллеги ведут себя безответственно и срывают сроки».
- «У меня пока не сильно развиты лидерские качества» (при условии, что вас берут не на руководящую позицию).
- «Я много на себя беру и не решаюсь делегировать задачи».
- «Я недостаточно хорошо знаком с Power Point, мои презентации могли бы быть и покрасивее».
Тут важно помнить о двух моментах. Во‑первых, не стоит выдумывать и приписывать себе качества, которых у вас нет.
Во‑вторых, серьёзные пробелы в ваших знаниях и навыках работодатель всё равно обнаружит, и довольно скоро. Если это не что‑то, чему можно научиться за несколько недель, лучше признаться ещё на собеседовании, тогда вы с руководителем не окажетесь в дурацкой ситуации.
Что ещё стоит учесть
Не впадайте в ступор
Заранее подготовьте и, если нужно, отрепетируйте ответ. Собеседование — это всегда волнительно, но HR или руководитель рассчитывает, что вы не станете молчать или в панике пытаться подобрать нужные слова.
Оставайтесь позитивным
Не нужно извиняться, посыпать голову пеплом, использовать самоуничижительные формулировки. «Я не могу», «я не умею», «я плохо делаю» лучше заменить более конструктивными и оптимистичными вариантами:
- «Моя зона роста — это…»
- «Мне стоит больше работать над…»
- «Мне нужно развиваться в…»
- «Моё внимание сейчас сосредоточено на…»
Не увлекайтесь
Перечислять все‑все свои недостатки и подробно, с примерами, описывать, как именно они проявляются, не лучшая идея. Достаточно выбрать парочку слабых мест и о каждом сказать несколько слов, не вдаваясь в подробности.
Не говорите, что у вас нет недостатков
К излишне самоуверенным людям, которые не способны к самокритике, обычно относятся очень настороженно.
Говорите о том, как вы работаете над собой
То, что вы признаёте свои слабые стороны, — это уже хорошо. Но ещё лучше — показать, что вы стремитесь к самосовершенствованию.
Расскажите, что вы делаете, чтобы прокачать недостающие навыки и качества, что планируете предпринять, каких результатов уже достигли.
- «Мне стоит больше внимания уделать презентациям. Я уже неделю хожу на курсы».
- «Моя зона роста — коммуникации. Я читаю статьи на эту тему, стараюсь больше общаться с разными людьми».
Читайте также 🧐
- Что отвечать на собеседовании, когда просят рассказать о себе
- «У меня так в резюме написано?» Что нельзя говорить на собеседовании
- Как подготовиться к самым распространённым вопросам на собеседовании
5 фраз, из-за которых вы выглядите слабым
Крид Брэттон в сериале NBC «Офис»
NBC | Getty Images
Эй, я не уверен, есть ли у вас сейчас время, но было бы здорово, если бы вы могли прочитать мою последнюю колонку. Это нормально?
…сказал самый слабый коммуникатор.
Уверенность — мощный инструмент, позволяющий добиться уважения и добиться цели. Сегодня мир движется быстро, и люди принимают решения в мгновение ока. Одно слово или фраза могут оттолкнуть нас или повлиять на то, как мы относимся к человеку, отправившему нам сообщение.
Что еще хуже, читатели могут сделать вывод о значении, даже если это не то, что мы хотели. Это похоже на то, когда мы пытаемся использовать сарказм в электронном письме — очень часто шутка оказывается полным провалом, потому что получатель не понимает, что мы шутим.
Вот почему каждое слово имеет значение, а детали всегда имеют значение.
Когда вы пишете электронные письма и разговариваете с клиентами и коллегами, удалите эти пять слов/фраз из своего лексикона. Они заставляют вас выглядеть слабым.
1. «Просто»
«Я просто хочу спросить вас…»
«Это займет минуту…»
«Я просто говорю…»
Слаб, слаб, слаб. «Просто» — это маленькое слово с большим смыслом. Каждый раз, когда мы используем «просто», это предполагает, что мы зря тратим чье-то время. Нет, если ты хочешь сказать что-то важное, скажи это.
Ну, в любом случае… это просто совет по написанию.
Видишь, как это звучит? Слабый.
Идем дальше.
2. «Извините»
Не извиняйтесь сразу. В большинстве случаев вы не сделали ничего плохого. «Извините» больше похоже на «Извините, что беспокою вас» или «Извините, что отнял у вас время».
Конечно, если ты облажался, то да… скажи «Извини».
Но если у вас есть ценная информация, которую можно отправить по электронной почте или произнести вслух, дерзайте. Уважайте себя и ту ценность, которую вы вносите в разговор.
3. «Я не уверен, что ты можешь, но…»
Такой низкий тон. Как будто другой человек НАСТОЛЬКО важен и НАСТОЛЬКО занят, что вам нужно встать на колени и просить о помощи.
Как насчет «Хотите ли вы…»?
Гэри Коул в роли Билла Лундберга в «Офисном пространстве»
Источник изображения: 20th Century Fox
Оставайтесь на равных с человеком напротив вас. Ты не хуже (или лучше). С глазу на глаз — вот как надо играть.
4. «Ненавижу беспокоить вас, но…»
Подобно третьему: «Ненавижу беспокоить вас, но…» означает, что другой человек имеет всю власть в отношениях. Даже если вы стажер, новый сотрудник или на несколько лет младше кого-то в компании, вы имеете полное право гордо встать и сказать: «Когда у вас будет минутка, я хотел бы узнать ваше мнение о…»
И позвольте мне сказать вам, что многие руководители бизнеса могут «внезапно» найти 15 минут в своем плотном графике, если кому-то интересно их мнение. Может быть, даже 30 минут или час.
5. «Надеюсь, все в порядке»
Не отказывайтесь от авторитета в разговоре — у вас такие же права на территорию. Вместо этого выберите «Спасибо за внимание» или «Я ценю помощь».
Надеюсь, вам понравился мой совет. Если нет, извините за беспокойство!
…сказал блогер, которого ты не уважаешь.
Ваши слова задают тон. Используйте их с умом.
Дэнни Рубин — автор книги «Подождите, как мне написать это письмо?» и «Подождите, как мне продвигать свой бизнес?» Чтобы узнать больше советов по общению, следите за ним в Твиттере: @DannyHRubin.
Понравилась эта история? Нравится CNBC Make It на Facebook.
Don’t miss: 8 punctuation mistakes that make you look dumb
Want to sound more confident? Избегайте этих 11 слов и фраз, из-за которых вы выглядите слабым. Но это то, что делают многие из нас, когда мы общаемся таким образом, что кажемся менее уверенными, менее решительными и менее уверенными в себе.
Но есть эффективное решение: замените слабые слова и фразы на те, которые сделают вас более профессиональным и способным.
Вот что, по мнению психологов, лингвистов, рекрутеров и генеральных директоров, вам следует избегать, если вы хотите добиться успеха, а также простые замены, которые будут иметь большое значение в том, как вас воспринимают:
1. «Имеет ли это смысл?»
Что сказать вместо: «Что ты думаешь?» или «Мне бы хотелось, чтобы вы высказались по этому поводу».
Если вы спросите «Это имеет смысл?» после того, как вы закончили делиться мыслью, вы немедленно производите впечатление, что вы не уверены в себе, что ваша идея может быть неполной.
Вместо того, чтобы искать подтверждение или одобрение, вы должны спросить у слушателя или читателя их мнение о вашей идее.
2. «Может, стоит попробовать…»
Что сказать вместо: «Давайте попробуем…» или «Хорошо бы попробовать…»
До середины 1920-го века «может быть» было написано двумя словами — «может» и «быть», — из чего ясно, что оно буквально относится к чему-то, что могло бы произойти, а может и не произойти.
Это довольно размыто, когда вы применяете это к своим собственным идеям или предложениям. Либо вы верите в то, о чем говорите, либо нет.
3. «Я думаю, что это было бы…»
Что сказать вместо этого: «Я думаю, что это было бы…»
Это незначительное различие, но верное: «Я думаю» звучит слабее, чем « я верю», и несколько более сомнительно, как будто вы что-то говорите может сработать , но вы не уверены.
«Верю» ставит вас во главе мысли и дает спокойную уверенность. И даже если вы совсем не уверены, никто не должен об этом знать!
4. «Я не уверен, но…» или «Я не уверен, но…»
Что сказать вместо : Что бы вы ни собирались сказать после «но»
Вы не не нужно добавлять отказ от ответственности. Точно так же, если вы начнете предложение со слов «Я знаю, что это может быть глупый вопрос, но…» или «Я не хочу показаться назойливым, но…», вы подрываете себя.
Это простое правило, которое стоит повторить: не унижайте себя. Всегда.
5. «Я просто хотел потрогать базу…»
Что сказать вместо : «Я хотел потрогать базу…»
Сколько раз вы начинали письмо со слов «Просто хотел спросить ты, если…»? Проблема в данном случае в том, что «просто» — это смягчитель — почти извинение, как будто вы говорите «ненавижу вас беспокоить, но…»
Для этого есть время и место, но деловое общение обычно нет.
6. «Излишне говорить…»
Что сказать вместо : Ничего
«Излишне говорить» состоит из длинной цепочки ироничных фраз, в которых вы начинаете тему, говоря, что не собираетесь скажи что-нибудь, но потом все равно скажи. Так зачем это делать?
7. «По-моему…»
Что сказать вместо : Ничего
Перейдем к делу и удалим ненужные, слабые вступления. Тот, кто слушает вас или читает то, что вы написали, знает, что это ваше мнение или ваша вера. Вот почему ты говоришь им то, что говоришь им!
8.
«Чего бы это ни стоило…»Что сказать вместо : Ничего
Это еще одно вступление, которое звучит так, как будто вы не уверены в том, что говорите. И если вы не убеждены в своей точке зрения, почему кто-то еще должен быть убежден?
9. «Извините»
Что сказать вместо этого : «Извините»
Можно извиниться, если вы сделали что-то не так и вам нужно признать это, но слишком много людей бросают «извините». «и в конечном итоге ослабить свой имидж. Зачем говорить «Извините, что беспокою вас», если простое «Извините» короче, резче и менее самоуничижительно?
Психологи предполагают, что люди склонны считать тех, кто злоупотребляет фразой «извини», неэффективными и неуверенными в себе. Если вам нужно больше убедительности, имейте в виду, что с 13 века слово «извините» использовалось для обозначения «несчастный» или «бесполезный».
Еще одно похожее, которого следует избегать: «Ненавижу спрашивать, но…» Просто спросите!
10.
«[X] был разработан для увеличения [X]».Что сказать вместо : «Я развил [X], чтобы увеличить [X]».
«Я разработал [X] для увеличения [X]» звучит более уверенно, поскольку использует активный залог вместо пассивного залога.
В пассивном залоге субъект что-то сделал с этим; с активным субъект совершает действие. Итак, если вы создали новую маркетинговую кампанию для повышения узнаваемости бренда, почему бы не использовать активный голос и заранее не получить за это признание?
11. «… если вы понимаете, что я имею в виду»
Что сказать вместо : Ничего
Мы видели так много людей, заканчивающих предложения фразой «если вы понимаете, что я имею в виду» или ее укороченной -twin «Знаете, что я имею в виду?» Если вы один из них, остановитесь сейчас. Это фраза-наполнитель, которая ничего не значит и на самом деле раздражает многих людей.
В том же духе избегайте начинать предложения с пышных фраз, таких как «Важно отметить, что…».