27.11.2024

Наглядно действенное мышление примеры: Мышление и деятельность — виды и приемы

Содержание

Мышление и деятельность — виды и приемы

Сегодня вы узнаете больше о мышлении с точки зрения обществознания и немного — с точки зрения психологии. В этой статье мы поговорим о том, как мышление связано с деятельностью человека, какие у него бывают виды и при чём тут Шерлок Холмс.

Что такое мышление

В статье «Деятельность человека» мы уже говорили о её 4 основных видах, в т. ч. об учении. Там мы разобрались, что познавательная деятельность помогает людям осваивать новые знания и навыки, которые нужны для жизни. Её высшая ступень, то, что выделяет человека из остального животного мира — это мышление.

Мышление в обществознании— это вид деятельности, в ходе которой человек представляет объективный мир в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Всё это — рациональные формы познания. С их помощью мы можем применять уже усвоенные знания, чтобы познавать мир вокруг. Так человек узнаёт новое об объектах и явлениях, которые нельзя познать другим, чувственным методом. Например, потрогать его.

Вместо этого человек пользуется информацией, которой владеет, чтобы прийти к выводам и решить нужную задачу. Первое, что ему для этого нужно, — знать важные для дела понятия.

Понятие — это мысль, в которой субъект фиксирует все важные признаки вещей.

Вы хорошо знакомы с этим термином — так можно назвать каждое определение, которое вы встречаете в учебнике. Но одних понятий мало, чтобы прийти к выводу. Важно разбираться в свойствах предметов и явлений, чтобы сопоставлять их друг с другом. Это делают с помощью суждений.

Суждение — это мысль, которая подтверждает или отрицает что-либо о предметах познания.

Суждения — это про связи предметов, явлений и их качеств. Они помогают нам узнать, как один объект взаимодействует с другим, и поможет ли это решить задачу. В результате такого анализа человек приходит к умозаключению.

Умозаключение — это рассуждение, в итоге которого субъект приходит к новому суждению — выводу.

Этот вывод и будет конечным продуктом мышления. Он поможет решить задачу либо окажется неподходящим, и тогда человек начнёт цепочку мышления с начала. Но уже будет пользоваться другими переменными — понятиями и суждениями. И так пока он не достигнет цели.

Давайте кратко разберёмся, как работает этот вид деятельности — мышление.

Пример № 1.

Денис нашёл в гараже оголённый провод под напряжением. Тот лежал прямо посреди пола, поэтому Денис решил его убрать подальше к стене, чтобы никто случайно не прикоснулся к нему. Проблема в том, что он не знает, где находится щиток, чтобы отключить электричество. Взгляд Дениса падает на железные щипцы и резиновые перчатки. Какой из этих двух вещей можно воспользоваться, чтобы безопасно поднять оголённый провод?

Чтобы выяснить это, Денис начинает размышлять. Из курса физики он знает, что такое железо, металл, резина и электрический ток. Всё это — понятия, которые ему пригодятся. Он также помнит, что все металлы хорошо проводят ток. А железо, из которого сделаны щипцы, относится к металлам. Это ключевые суждения, которые помогли Денису прийти к выводу: если взять провод щипцами, его ударит током, потому что железо — хороший проводник.

Первый вывод состоялся, но он не помог решить задачу. И Денис приступил к другим суждениям: резина — диэлектрик, т. е. вообще не проводит электричество. А перчатки как раз сделаны из резины. Значит, если надеть их, можно не бояться удара током. Денис сможет взять провод руками или щипцами и безопасно перенести его. Главное — не позволять проводу коснуться частей тела, которые не защищает резина. Задача решена!

Как видно из этого примера, у процесса мышления есть 3 этапа. Мы изобразили их на схеме ниже. Сохраняйте её: эта структура мыслительной деятельности может пригодиться на уроках.

Особенности мышления

Теперь разберёмся, как отличить мышление от любой другой познавательной деятельности. В этом вам помогут его особенности — каждую из них мы разобрали в таблице ниже.

Особенности мышления
ОсобенностьСущность
Носит социально-исторический характерЧтобы решить проблему, субъект пользуется знаниями и чувственным опытом, которые другие люди получали ранее
ОпосредованноЧтобы получить знания об объекте, субъект опирается на личный чувственный опыт и знания, которые сам получил раньше
Связано с языкомЧтобы выражать мысли и работать с суждениями, люди используют язык и речь
Выражает обобщённое отражение действительностиВо время мышления субъект пользуется обобщениями, чтобы связывать качества предметов, которые он познаёт
Проявляется в проблемной ситуацииНа мышление субъекта толкает нерешённая задача, которая создаёт для него проблему
Носит индивидуальный характерСубъект вовлекает в мышление стороны своей личности

Проверьте себя

Опираясь на пример № 1, сами придумайте ситуацию, которая проиллюстрировала бы процесс мышления. Не забывайте сверяться со схемой этапов!

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Типы мышления

Мышление, как и любая другая деятельность, бывает разным. И что интересно, его типы неодинаково проявляются у людей разного возраста. Всего принято выделять 3 вида мышления:

По их названиям уже можно примерно понять, чем они отличаются. Но мы разберём их более подробно и рассмотрим на примерах.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление — это тип мышления, при котором человек познаёт мир через действия с объектом познания.

Его основа — преобразующая деятельность. Т. е. человек физически изменяет что-либо вокруг себя, чтобы решить задачу.

Давайте проиллюстрируем это мышление на примере ранних этапов развития человечества. У древних людей ещё не было таких точных знаний об объектах, как у нас сейчас. Для любой задачи они пробовали в действии несколько разных предметов, чтобы понять их свойства. И в конце выбирали тот, что подходил лучше всего. Так, например, они выяснили, что сухие ветки горят лучше тех, что были сломаны только что.

Также психологи говорят, что наглядно-действенным мышлением обладают все дети до 3 лет. В этом возрасте они познают мир через действия. Например, сравнивают предметы, складывают их и узнают качества. Часто даже ломают игрушки, чтобы узнать, что у них внутри и как они работают.

Но это не значит, что взрослому человеку не присуще такое мышление. В сознательном возрасте мы тоже пользуемся им, когда не знаем, к чему точно могут привести действия. Разберёмся на примере.

Пример № 2.

Аня переехала в новую квартиру и столкнулась с проблемой. На кухне обнаружилась новая модель духовки, с которой ей никогда не приходилось сталкиваться. И никакой инструкции.

Аня примерно понимает, какие функции может выполнять духовка. Но что делают конкретные кнопки — не знает. Поэтому она проверяет их опытным путём: нажимает, чтобы разобраться, для чего они нужны. Это пример наглядно-действенной мыслительной деятельности у взрослых.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление — это тип мышления, при котором человек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображении.

В отличие от наглядно-действенного мышления здесь уже не нужно что-то делать физически. Всё происходит внутри нашей головы.

Этот вид характерен для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Им не обязательно что-то трогать или проверять в действии — к этому времени ребёнок уже получил достаточно чувственного опыта. Теперь он может перебирать эти знания в голове, чтобы ярко представлять сущность объектов познания.

То же самое могут и взрослые люди. Давайте рассмотрим пример.

Пример № 3.

Иван затеял ремонт дома — захотел обновить обои. Он выбрал несколько вариантов в интернете и теперь может мысленно примерить их на стены в квартире. Так он поймёт, подойдут они к интерьеру или нет. Это пример наглядно-образного вида мышления у взрослых.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление — это абстрактный тип мышления, при котором человек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образах.

Понимаем, звучит сложно. Но всё станет ясно, если вы попробуете представить гордость как конкретный объект. Или тревогу. Или привязанность. У вас не выйдет, потому что эти явления нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Но всё же мы понимаем, что они означают. И пользуемся ими в жизни.

Как и при наглядно-образном мышлении, в процессе участвует только головной мозг. Но и представлять что-либо человеку тоже не нужно. Чтобы решить задачу, мы оперируем особыми инструментами в голове. С некоторыми из них вы уже знакомы: это понятия, суждения и умозаключения. Но психологи выделяют и другие виды:

  • теории;

  • гипотезы;

  • методы и т. д.

Пример словесно-логического мышления — это ответ школьника у доски на любом из уроков. В это время ученик пользуется известными ему понятиями и сводит их между собой, чтобы решить задачу. Например, подбирает нужную теорему на математике.

Пример № 1 про Дениса и оголённый провод тоже показывает, как работает словесно-логическое мышление. Если это необходимо, вернитесь к нему, чтобы разобрать процесс уже с новой точки зрения.

Типы мышления: сводная таблица

В этом разделе мы поговорили о 3 основных типах мышления. А теперь — собрали для вас всё самое важное о них в таблице ниже. Пользуйтесь ею на уроках или для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Типы мышления
ТипСущностьПример
Наглядно-действенноеЧеловек познаёт мир через физические действия с объектом познания Ребёнок раскладывает игрушки по цветам, пробует их на вкус.
Взрослый делает перестановку дома: пробует ставить диван то к одному, то к другому углу.
Наглядно-образноеЧеловек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображенииРебёнок представляет дерево с помощью воображения, чтобы потом нарисовать его.
Взрослый выбирает в магазине цвет плитки для ванной и представляет результат.
Словесно-логическоеЧеловек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образахРебёнок решает задачу по физике.
Взрослый анализирует объём продаж на работе.

Методы мышления

Человек может по-разному оперировать понятиями и суждениями, чтобы прийти к выводу. В этом ему помогают особые методы или приёмы мышления. В этой статье мы рассмотрим лишь 5, но в обществознании их гораздо больше. Первый из них — анализ.

Анализ — это метод мышления, при котором человек делит целое на части, из которых оно состоит.

Это необходимо, чтобы узнать, как устроено это самое целое. Так, ученик в классе раскладывает число на множители, а диетолог считает сочетание белков, жиров и углеводов в порции пасты.

Синтез — это метод мышления, при котором человек объединяет части в единое целое.

Синтез — это то же самое, что анализ, только наоборот. При этом важно понимать, что эти два процесса действуют сообща. Здесь подойдёт пример, который мы уже разбирали раньше: ребёнок сначала разбирает машинку на радиоуправлении, а потом собирает снова. И всё это затем, чтобы понять, как она работает.

Сравнение — это метод мышления, при котором человек сопоставляет объекты или явления по их качествам для решения одной и той же задачи.

Чтобы проиллюстрировать этот процесс, можно вспомнить о сухих и свежих ветках для костра, которые сравнивали древние люди.

Индукция — это метод мышления, при котором человек движется от частного к общему, чтобы прийти к умозаключению.

При этом важно понимать, что часто такое умозаключение не достоверно на все 100%, а лишь показывает вероятность. А потому индуктивные выводы всегда важно проверять.

Допустим, некий человек говорит вам, что все кошки, которых он видел в жизни, были рыжими.

А значит, все кошки на Земле — тоже рыжие. В этом случае человек сделал общий вывод из частного случая. Но оказался неправ, ведь кошки бывают разного окраса.

Дедукция — это метод мышления, при котором человек движется от общего к частному, чтобы прийти к умозаключению.

В отличие от индукции, при дедуктивных рассуждениях мы с самого начала движемся от достоверных общих фактов, а в выводе только уточняем истину. Поэтому умозаключения, которые человек получает с помощью дедукции, на 100% справедливы. Конечно, если изначальный факт действительно был фактом.

Например, мы знаем, что зимой в Сибири всегда холодно. Это достоверное суждение общего характера. От него мы можем прийти к частному — зимой 2023 года в Сибири тоже будет холодно.

Это интересно

Дедукцию как приём мышления принято связывать с Шерлоком Холмсом — знаменитым героем произведений Артура Конан Дойля. О том, что гениальный сыщик пользовался методом «от общего к частному» слышал почти каждый.

А как вам тот факт, что в рассуждениях этого персонажа индукция встречается гораздо чаще? Например, при первой встрече с доктором Ватсоном, Шерлок заявляет, что тот — военный врач, который был ранен в Афганистане. И вот как он объясняет догадку о ранении:

«Был ранен в левую руку — держит её неподвижно и немнож­ко неестест­венно».

Если это дедуктивное рассуждение, то Холмс имеет в виду, что все, кто был ранен в руку, держат её неподвижно и неестественно. И это спорно: ранение могло быть лёгким и быстро зажить. А дедуктивный метод, как мы помним, любит острые факты, а не предположения.

С другой стороны — это обычная черта для индукции. Шерлок мог предположить, что неподвижная и неестественная рука всегда означает только ранение. И это тоже лишь догадка, но такой подход их терпит. Значит, перед нами именно индукция.

Всех примеров в одной статье не описать, а потому советуем прочесть хотя бы одну книгу из цикла, чтобы убедиться в этом самим.

Проверьте себя

А теперь — к вопросам для самопроверки. Давайте выясним, удалось ли вам как следует разобраться в мышлении и его приёмах с точки зрения обществознания.

Задание № 1

Одна из особенностей мышления — личный характер такой деятельности. В статье мы объяснили это тем, что субъект вовлекает черты своей личности в этот процесс. Как вы это поняли? Приведите пример, как именно черты характера и другие особенности личности могут отражаться на мышлении человека.

Задание № 2

Прочитайте описание ситуации ниже и определите тип мышления, который человек использует в ней.

Трёхлетний ребёнок играет на полу в гостиной. Внезапно он замечает плюшевого мишку на полке шкафа. Он пробует дотянуться до него, но у него не получается, — полка слишком высоко. Тогда ребёнок подтаскивает стул к шкафу, залезает на него и достаёт игрушку.

Задание № 3

Вспомните методы мышления, которые мы разобрали в конце статьи. Придумайте хотя бы по одному примеру, чтобы проиллюстрировать каждый из этих процессов. Это могут быть ситуации из жизни, сцены из литературы или кинематографа, исторические события и т. д.

Советуем включить тему «Мышление и деятельность человека» в ваш план подготовки к ЕГЭ по обществознанию — на экзамене иногда встречаются вопросы по ней. Или готовьтесь вместе с преподавателем, с которым точно не упустите ничего важного. Например, на курсах обществознания в Skysmart. На уроках вы разберётесь в сложных темах, узнаете больше о структуре экзамена и научитесь справляться со стрессом. И всё это — по вашему индивидуальному плану. До встречи на бесплатном вводном занятии!

Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека. Описание и примеры наглядно действенного мышления

Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека. Описание и примеры наглядно действенного мышления

«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.

Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни , судьбы, если хотите…

Сегодня на психологическом сайте http://сайт , вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу .

Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека

Как я мыслю, так я и живу (или существую) . Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление , и ты изменишь свою жизнь

Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.

Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам .

Наглядное и образное мышление

Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.

Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…

Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…

Практическое или предметное, действенное мышление

Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.

У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).

Словесно-логическое мышление

По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.

У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.

Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.

И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т. к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.

Абстрактное мышление

Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…

Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.

Профессиональное и научное мышление

Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.

Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?

Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.

Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…

Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (

Всестороннее, глубокое, многогранное познание мира невозможно без высшего познавательного процесса – мышления. В психологии различают несколько видов мышления, отличающихся, в первую очередь, по содержанию: абстрактное, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Помимо этого, существуют и такие, главная особенность которых заключается в характере задач: теоретическое и практическое, а то, что включает в себя некую оригинальность мышления, классифицируется на: творческое и репродуктивное.

Формирование наглядно-образного мышления

Суть наглядно-образного мышления состоит в решении поставленных задач посредством представления, образов (последние хранятся в оперативной и кратковременной памяти). В наиболее простой форме оно проявляется у ребенка дошкольного возраста и младшего школьного (4-7 лет). В этот период происходит переход от наглядно-действенного до рассматриваемого нами вида мышления. Малышу уже не требуется, как раньше, для познания нового объекта потрогать его руками. Главным становится умение отчетливо его воспринимать, представлять.

Важно отметить, что этот вид мышления присутствует у архитекторов, модельеров, поэтов, парфюмеров, художников. Его главная особенность заключается в том, что человек воспринимает объект с точки зрения его многогранности, умело сочетает необычные свойства предмета.

Исследование наглядно-образного мышления

Швейцарский психолог Пиаже проводил эксперименты, благодаря которым удалось сделать вывод относительно того, что дети мыслят наглядными образами, не руководствуясь при этом понятиями. Так, группе детей в возрасте 7 лет демонстрировали два шарика, что были сделаны из теста и имели одинаковый объем. Малыш, рассмотрев детально предметы, утверждал, что они одинаковые. Далее исследователь на глазах у всей аудитории превращал один из шариков в лепешку. Дети, в свою очередь, видели, что шар просто изменил свою форму, к нему не прибавили ни единого кусочка, но, несмотря на это, они придерживались мнения, что экспериментатор увеличил количество теста в приплюснутом шарике.

Психологи это объясняют тем, что детям этого возраста несвойственно орудовать определенными понятиями, чтобы объяснить случившееся. В большинстве случаев их мышление зависит от их . Так, когда малыши смотрят на шар, изменившийся в форме и занимающего на поверхности стола больше места, они считают, что к этой лепешке прибавили теста. Это обусловлено их мышлением в виде наглядных образов.

Как развить наглядно-образное мышление?

Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает личности быть нацеленной на результат, стремиться к достижению запланированного, позволяет быть ориентированной в собственных поступках. Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом из нас. Тот, у кого развито образное мышление, способен мыслить быстрее, чем те, у кого доминирует абстрактная

Будучи теснейшим образом связанным со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности но сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. В онтогенезе развитие мышления идет по пути все большего обобщения признаков и объединения их в более крупные классы. Снижение или искажение процесса обобщения свидетельствует о патологическом изменении мышления.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.

Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно, только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.

Допонятийное и понятийное мышление

В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка. Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичные, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.

Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2-3 ле) до наглядно-образного (до 6-7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления — понятийное , или словесно- логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.

Теоретическое и практическое мышление

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.

Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей.

Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения копыту. Основной фактор успешного решения задач — полнота и надежность исходной информации. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы , которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческим — литераторам, поэтам, художникам, архитекторам, модельерам и т.д.

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности : постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.

Наглядно-образное мышление

Процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).

Наглядно-действенное мышление

Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность , осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами, так называемый «ручной интеллект». Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.

В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу.

Объектом умственной деятельности человека являются познавательные задачи, которые имеют разное содержательное основание и обуславливают разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении.

В зависимости от этого различают три основных вида мышления:

– характерно тем, что при решении задач используются предметно-практические процедуры, — действия с предметами. Генетически это наиболее ранняя стадия развития мышления – в филогенезе и онтогенезе (младший возраст) оно свойственно и взрослым.

Наглядно-действенное мышление это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывает по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя.

Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

«В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик».

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать наглядный материал.

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от существенных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое . В психологии, например, долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и в силу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощением теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, но только не интеллектуальной операцией. В результате сложилась альтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли.

С другой стороны, если вопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, что практическое мышление — это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть даже время для подобных проверок. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное ) и воспроизводящее (репродуктивное ). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестны ему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

Рис.2. Основные виды мышления

Что такое ? Обычно оно рассматривается как форма мышления, оперирующая образами. Наглядно-действенное мышление оперирует предметами и действиями с этими предметами (предметы мы имеем в наглядной данности). Абстрактно-логическое мышление оперирует понятиями. Наглядно-образное, повторимся, оперирует образами.

В случае наглядно-действенного мышления основным результатом является действие. Например, мы методом проб и ошибок определили, какая отвертка лучше подходит для закручивания шурупа, ею и закручиваем. Иногда результатом наглядно-действенного мышления является новый предмет: мы, например, из спичечного коробка, спички и бумажки сделали кораблик. Основным результатом абстрактно-логического мышления являются суждения и понятия (новые или откорректированные). Например, мы в ходе своих исследований выяснили (получили новое суждение), что некоторые коты имеют белый цвет. Таким образом, понятие «коты» немного изменилось, теперь в него входит подмножество «белые коты».

Основным же результатом наглядно-образного мышления, как несложно догадаться, являются образы. Увидев стоящего к нам лицом человека, мы, с помощью некоторых ухищрений в своем воображении, можем представить, как этот же человек выглядит сзади. В результате будет получен новый образ. Если мы видим открытку, разрезанную на несколько частей, то в своем воображении можем попробовать ее восстановить. Если это удастся, то будет получен новый образ. Если женщина собирается на работу и ей хочется показаться в новом виде, она может открыть шкаф или комод, разложить много имеющихся вещей, скомбинировать их у себя в голове. В итоге также будет получен новый образ.

Новые образы получаются не только путем комбинации уже имеющихся образов. Новый образ может быть получен путем трансформации имеющегося. Разглядывая какой-либо дом, можно представить себе, как он будет выглядеть, если к нему добавить еще один этаж и покрасить красной краской. Наблюдая какого-либо известного артиста в роли, например, Гамлета, можно попробовать представить, как он будет выглядеть в роли деда Мазая. Поэтому все упражнения, способы развития наглядно-образного мышления можно разделить на две группы:

Комбинационные,

Трансформационные.

Общая идея комбинационных упражнений — дать в качестве стимульного материала набор каких-то образов и попросить из этих образов составить что-то принципиально новое. Исходные образы могут быть самыми разными: от схематических элементов до фотографий или сложных фигур. Можно, например, в качестве исходных образов использовать символы: буквы, цифры, математические знаки.

Задачи ставятся двояко. Можно четко охарактеризовать конечный образ. Например: «Вот перед вами набор, состоящий из букв, цифр и математических знаков. Как из них можно составить фигурку человека?» Самый простой вариант здесь будет: голова это буква «О» или нолик, туловище с руками — плюсик, ноги — буква «Л». Другой вариант постановки задачи — дать полную свободу. Пусть испытуемый сам попробует сделать то, что ему хочется, что у него получается.

К комбинационным относятся и задачи, в которых надо восстановить пропущенный элемент. Типичный пример — использование для развития наглядно-образного мышления . Тренировка здесь происходит за счет того, что испытуемый у себя в голове комбинирует разные образы, элементы этих образов.

Общая идея трансформационных упражнений — дать в качестве стимульного материала какой-то один законченный образ и попросить изменить его таким образом, чтобы получилось что-то новое.

Можно использовать задачи со спичками, в которых из одной фигуры требуется получить другую. Можно, например, дать фотографию фотомодели или обычной женщины и спросить, как можно было бы улучшить ее внешность.

Можно делать упражнения на скорость: выдать участникам группового тренинга листы с нарисованными на них буквами «Ш» или иными простыми фигурками, в количестве 20 единиц, задача — как можно быстрее дорисовать к этим буквам новые элементы, так, чтобы получились узнаваемые образы. У одного человека все образы должны быть разными. Потом проводится обсуждение и легкая критика: насколько узнаваемые и оригинальные получились образы. Буква «Ш», например, легко дорисовывается до окна с форточкой. У многих участников тренинга этот образ, скорее всего будет. Если кто-то дорисовал эту букву, например, до пианино, этого человека можно похвалить.

Разумеется, очень хорошо развивается наглядно-образное мышление в процессе рисования. Если на групповом тренинге занялись изобразительной деятельностью, то важно поставить правильную задачу — чтобы на рисунке был получен новый, оригинальный образ. Можно тематически сузить рисунок: попросить нарисовать несуществующее животное, дом своей мечты, автомобиль будущего.

Подытоживая, можно выделить две основные мишени в развитии наглядно-образного мышления:

Развитие стремления к созданию новых образов,

Раскрепощение фантазии.

Visual Thinking: The Ultimate Guide

Вы когда-нибудь слышали фразу: «Изображение стоит тысячи слов?» Некоторые считают, что это означает, что слова не могут описать то, что они видят. Если вы тот, кто думает подобным образом, вы, вероятно, мыслите визуально. Приблизительно 60-65% населения мыслят образно, так что есть неплохие шансы, что вы являетесь частью этой группы.

Что значит быть визуальным мыслителем?

Кто-нибудь когда-нибудь говорил, что вы мыслите визуально? Визуальный мыслитель — это тот, кто извлекает пользу из визуальной информации. Они считают, что визуальные эффекты намного легче передать, обработать и запомнить.

Случалось ли вам когда-нибудь просить кого-нибудь указать вам дорогу куда-то, а затем просто тупо смотреть на него в конце указаний? Вероятно, вам было трудно визуализировать путь, который они описывали. Скорее всего, вы потянулись к карте, чтобы увидеть нужный вам путь. Это признак визуального мышления.

Вот еще несколько признаков того, что вы мыслите визуально.

  • Вам сказали, что у вас фотографическая память.
  • Визуализация 3D-объектов для вас не составит труда.
  • Вы очень визуально мечтаете.
  • Вы не можете запомнить имена людей, но всегда помните их лица.
  • Вы великий художник или думаете, что могли бы им стать.
  • Вы любите графики и инфографику, потому что они наглядно отображают информацию.
  • Ваша цифровая информация, такая как Instagram, прекрасно организована.
  • Вам нужна работа, которая позволит вам проявить творческий подход.
  • Вам трудно выражать свои мысли словами.
  • Вы хотите стать изобретателем.

По сути, если вы обнаружите, что видение вещей облегчает их понимание, чем то, что вам объясняют, вы мыслите визуально. Визуальное мышление также считается отличным способом осмысления окружающего мира.

Стратегии визуального мышления

Когда дело доходит до использования визуального мышления в повседневной жизни, вы можете задать несколько наводящих вопросов.

Что происходит?

На что бы вы ни смотрели, на картину или действие, происходящее перед вами, начните с вопроса себе, что происходит. Какие вещи вы замечаете? Попробуйте определить, что именно происходит.

Почему ты так говоришь?

Когда вы думаете, что имеете представление о том, что происходит, начните спрашивать себя, почему вы так думаете. Например, носят ли люди одежду определенного стиля? Они все говорят на одном языке? Есть ли что-то, что привязывает вас к вам? Оценка ваших рассуждений о том, почему вы думаете, что что-то происходит, поможет вам понять, что происходит на самом деле.

Что еще можно найти?

Вы провели предварительное исследование места происшествия, но, вероятно, еще остались вещи, которые вы не заметили. Итак, достаньте свое метафорическое увеличительное стекло и еще раз взгляните на сцену.

Постарайтесь сосредоточиться на областях, которые ваш мозг не обязательно будет рассматривать в первый раз. Ваши глаза естественно привлекают очевидные вещи, но вы должны намеренно искать менее очевидные вещи. Проверьте углы и области, на которые вы не обратили особого внимания, и вы будете удивлены тем, что обнаружите.

Заключение

Визуальное мышление довольно распространено в мире. Они лучше понимают, что они испытывают, с помощью картинок и визуализаций, а не объяснений.

Если вы думаете, что можете мыслить визуально, вы можете использовать несколько наводящих вопросов, которые помогут вам понять, что вы видите. Во-первых, начните с того, что спросите, что происходит. Затем проследите за этим, спросив себя, почему вы считаете, что это то, что происходит. Наконец, вы должны бросить себе вызов, чтобы взглянуть на вещи, которые вы проигнорировали в первый раз, чтобы получить полную картину происходящего.

В MindManager мы можем помочь вам выразить свое визуальное мышление. Загрузите MindManager сегодня.

Нужно скачать MindManager?

Узнать больше

3 Навыки визуального мышления, чтобы стать блестящим писателем

Гектор зевает и делает большой глоток кока-колы.

Он просматривает веб-страницы, просматривает статьи, чтобы поделиться ими в Twitter и Facebook.

Но, чувак, некоторые из этих статей оооочень скучны.

Почему, Гектор недоумевает, почему так много статей такие скучные? Что не так со всеми этими писателями?

Есть ли способ стать лучше, более привлекательным писателем?

Да!

Когда вы применяете свои естественные навыки визуального мышления, вы можете очаровать своих читателей и заставить их цепляться за ваши слова.

Поясню…

Что такое визуальное мышление?

Визуальное мышление включает в себя больше, чем рисование слов словами.

Исследование, проведенное когнитивистом Марией Кожевниковой, посвящено второму набору навыков визуального мышления: способности распознавать закономерности и пространственное восприятие. Я думаю об этом наборе навыков как о навыках создания карт.

Навыки визуального мышления — рисование картинок и создание карт — могут помочь нам улучшить качество письма и привлечь читателей. Без необходимости становиться опытными художниками.

Визуальное мышление естественно даже для писателей. Недавние исследования ученых из Гарварда показывают, что даже когда мы пытаемся мыслить словами, образы все равно всплывают в нашем сознании.

Долгое время мы воспринимали наш мир визуально, поэтому, возможно, язык является дополнением.

~ Питер Руэлл, штатный писатель Гарварда

Более того, визуальное мышление может даже повысить вашу креативность.

Хотя многое еще неясно в отношении того, как мы думаем, нарративные исследования указывают на то, что творчество возникает, когда встречаются визуальное и вербальное мышление. Это меня не удивляет. Я часто обнаруживал, что, когда я застреваю в писании, рисование (или каракули) может вывести меня из застревания.

Хотите использовать визуальное мышление, чтобы улучшить свое письмо?

1. Составьте план путешествия

Как деловой писатель, вы являетесь наставником для своего читателя.

Вы говорите ему, что понимаете его проблемы, объясняете, как их решить, и побуждаете его выполнять ваши советы.

Каждое сообщение в блоге, например, представляет собой описание маршрута. Вы ведете своих читателей от сложной ситуации с помощью четких уроков к приятному месту назначения.

Бизнес-тренер, например, может помочь читателям проверить идеи для своего бизнеса — она выводит их из состояния замешательства, когда в их голове крутится слишком много идей, к ситуации, когда они взволнованы возможностью проверить одну конкретную идею. А дизайнер интерьеров может помочь читателям разобраться в цветовых схемах, чтобы они могли чувствовать себя более уверенно, выбирая краску и ткани для своей новой гостиной.

Карта помогает авторам не сбиться с пути:

Некоторые писатели любят подробные карты. Перед тем, как начать писать, они рисуют такое подробное описание маршрута, они уже написали черновой вариант.

Другие писатели любят путешествовать без карты. Они начинают писать и видят, чем они заканчивают. Только после того, как они написали свой первый черновик, они рисуют карту, чтобы проверить, имеет ли смысл маршрут в их написании.

Многие писатели занимают промежуточное положение. Им нравится карта, но она не нуждается в подробностях. Они записывают список вопросов или пунктов, чтобы спланировать свое письмо.

Неважно, являетесь ли вы составителем подробных карт или свободным исследователем. Оба метода написания работают — только убедитесь, что на каком-то этапе вы создаете свою карту:

  1. Представьте своего читателя — какую проблему вы ему помогаете решить?
  2. Визуализируйте пункт назначения — какие чувства вызывает у вашего читателя прибытие туда?
  3. Представьте себе шаги, которые должен пройти ваш читатель от того места, где он находится сейчас, до того места, где он мог бы быть.
  4. Представьте, что ваш читатель следует вашему совету — какую ошибку он может совершить? Когда он сопротивляется вашим предложениям?

Планируя свое путешествие, ваш контент остается на правильном пути, и вы даете читателям четкое представление о направлении. Вместе вы отправитесь в солнечное место.

2. Превратите свою карту в комикс

Для составления карты путешествия требуется один набор навыков визуального мышления — понимание того, как складывается общая картина.

Но чтобы заинтересовать читателей, вам также необходимо рисовать в их воображении яркие картинки.
Чтобы нарисовать яркие образы в сознании читателя, представьте себя создателем комиксов. Как бы вы визуализировали свой пост в блоге? Какие картинки вы бы нарисовали?

Например, в начале этого поста я набросал письменное задание с несколькими яркими деталями:

Гектор зевает и делает большой глоток кока-колы.

Он просматривает Интернет в поисках статей, которыми можно поделиться в Твиттере и Фейсбуке.

Но, чувак, некоторые из этих статей оооочень скучны.

Чтобы нарисовать яркие образы в сознании вашего читателя:

  • Представьте своего читателя в начальной сцене — с чем он борется? Что он при этом чувствует? Как его действия выражают его чувства?
  • Проиллюстрируйте каждый свой совет примером, чтобы читатели получили конкретное представление о том, как реализовать ваш совет сообщение в блоге становится общим и скучным. А без четкой карты ваши читатели теряются.

    Итак, вам нужны оба набора навыков визуального мышления, чтобы заинтересовать читателей.

    3. Используйте метафоры для объяснения абстрактных тем

    Метафоры сравнивают две разные темы, и они особенно полезны для сравнения абстрактных и конкретных идей.

    Например, представьте, что вы бизнес-тренер, и один из ваших клиентов не может отказаться от многозадачности. Рон Фридман объясняет это так:

    Предположим, что каждый раз, когда у вас на кухне заканчивается какой-то предмет — оливковое масло, бананы, салфетки, — вы инстинктивно бросаете все и мчитесь в магазин. Сколько времени вы бы потеряли? Сколько денег вы бы потратили на бензин? Что произойдет с вашей продуктивностью?

    Мы все признаем неэффективность такого подхода. И все же, что удивительно, мы часто работаем таким же расточительным образом.

    (…) Многозадачность, как показали многие исследования, — это миф. (…) каждый раз, когда мы переключаем внимание, мы как будто идем в магазин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *