23.11.2024

Мнемотехника для школьников младшего возраста занятия: Мнемотехника для детей

Мнемотехника для детей

2007

Мнемотехника — это прием, который позволяет легко запоминать информацию. Всем знакомое с детства «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — для запоминания цветов радуги — и будет самым распространенным примером мнемотехники. 

​Мнемотехника для детей — в чем польза и когда её использовать?

Для школьника и студента способность быстро запомнить большой объем информации — как суперприз в лотерее: доклады, стихи, рефераты, выступления на школьных мероприятиях, олимпиады — готовиться к ним становится гораздо легче. Но помимо этих явных плюсов, существуют и скрытые: 

  • Мнемотехника основывается на ассоциациях, поэтому при её использовании развивается ассоциативное мышление.  
  • Мнемотехника задействует разные виды мышления, в том числе и логическое, а также воображение.
  • Увеличивается словарный запас, связность мысли.
  • Появляется интерес к учебе: когда вместо часа на запоминание основного плана текста и его пересказа, ребенок укладывается в 10 минут — сложно не радоваться этому.

Мнемотехника основывается на запоминании информации благодаря ассоциациям, поэтому можно смело начинать занятия с 2-3 лет. Уже в детском саду ребенок способен пересказать в чем смысл «Курочки Рябы» благодаря картинкам — это одна из техник: использование мнемотаблиц (картинок). Мнемотаблицы эффективны для малышей из-за того, что в этом возрасте их память наглядная: они запоминают то, что видят. Поэтому с детьми сложно выучить то, что не подкрепляется наглядно. Чем старше становится ребенок, тем больше способов запоминания можно задействовать. 

​ Мнемотехника: 3 основных способа запоминания

    1.

Мнемотаблицы. Способ подходит для малышей и младших школьников, когда объем информации не такой большой, как в средних классах. Способ подойдет для урока литературы и работы с текстом, запоминания стихотворений и песен на уроках музыки и т.д. Мнемотаблицы — это схемы с расположенными на них символами (рисунками, буквами и т.д.), идущие в определенном порядке.
Как заниматься с ребенком? Начинайте занятия с известных малышу сказок. Распечатайте картинки или возьмите их из детской книжки, разложите в хаотичном порядке, и попросите малыша собрать их в правильной последовательности. Если ребенок не справляется, помогите наводящими вопросами. После этого попросите пересказать сюжет сказки, опираясь на изображения. Со временем усложняйте задания: более длинные тексты, более запутанные сюжеты, хорошо, чтобы ребенок сам придумывал и рисовал картинки, которые потом помогут ему при перессказе текста.
При заучивании стихотворений на каждую строчку должна приходится одна картинка-образ.
Также мнемотаблицы подойдут для заучивания больших текстов, в данном случае текст разбивается на план и каждому его пункту придумывается 1 большая картинка-ассоциация. Внутри этой картинки может заключаться смысл всего пункта. 
   

2. Стихотворения/рифмовки. Этот способ отлично подходит при заучивании правил, порядка действий и т.д. Сами по себе стихотворения — уже один из приемов мнемотехники, который основывается не только на ассоциации, но и на слухе. 
Примеры из правил русского языка:

Долго ели тОрты
Не налезли шорты!

Такие приемы используются не только в русском языке, но распространены и в других дисциплинах, например, в геометрии:
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!

В данном способе необязательно использовать уже существующие стишки-запоминалки, можно придумывать и свои.
   

3. Метод Римской Комнаты или Метод Цицерона. Принято считать, что Цицерон никогда не пользовался никакими записями во время своих выступлений, и произносил речь исключительно по памяти. Секрет прост: Цицерон гуляя по собственному дому, «привязывал» к вещам темы своего доклада. Это чем-то напоминает адаптированный метод «крестик на руке, чтобы не забыть». Так вот, когда Цицерон выступал, он мысленно возвращался в свой дом и по его образу и ассоциациям, восстанавливал план своего рассказа. 
Метод Цицерона отлично подойдет школьникам при защите рефератов, докладов или при пересказе какого-либо исторического события, биографии писателя. 
Суть: ребенок должен закреплять образы к месту, хорошо ему знакомому. Например, его спальня или же школьный кабинет. Выбираем 1 стену, смотрим что на ней расположено (идем либо сверху вниз, либо справа налево): шкаф с книгами, картина, доска, указка, цветок. К каждому предмету по порядку и привязываем план своего рассказа (или материала, который хотите запомнить).

Шкаф с книгами — дата рождения и смерти писателя, его семья — каждая книга — отдельный человек: мама, папа, брат, сестра; картина — детство писателя и т.д. 

Мнемотехника с ее способами запоминания подойдет для детей и взрослых, поможет отлично подготовиться к выступлению или просто запомнить стихотворение, а также поможет увеличить объем памяти, словарный запас, логичность речи. 

Также в развитии памяти дошкольников и младших школьников помогут наши онлайн-занятия.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Мнемотехника: упражнения и техники запоминания

15.02.2022

В современном мире на нас со всех сторон обрушиваются огромные массивы информации, которую нужно уметь запомнить для успешной учебы, работы или для жизни. Кажется, что нужно иметь супер-память, чтобы все запомнить.

Проблема запоминания не нова, она беспокоила человечество с древних времен. Еще в Древней Греции были придуманы методики эффективного запоминания информации, они получили название мнемотехника или мнемоника. С помощью несложных приемов можно развить способности к запоминанию и расширить объем памяти.

Содержание:

  • Что такое мнемотехника?
  • Зачем детям нужна мнемоника?
  • Как мнемотехника помогает во взрослей жизни?
  • Приемы мнемотехники для запоминания
    • Сторителлинг
    • Прием цепочки
    • Метод Цицерона
    • Рифмование

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника – это технология запоминания на основе ассоциаций. Суть мнемоники в том, что абстрактным понятиям присваивают визуальные картинки, звуковые или тактильные представления в памяти.

Например, многим детям (да и взрослым) сложно выучить наизусть названия падежей. Однако фразу «Иван рубил дрова, Варвара топила печку» даже малыши запоминают буквально за одно-два повторения. Первая буква в каждом из слов в считалке соответствует названию падежа.

Еще один пример – запоминание иностранных слов методом созвучий. Суть техники в том, что к иностранному слову подбирают созвучное русское и запоминают образ.

Мнемонические ассоциации каждый человек строит индивидуально, они могут казаться нелепыми и непонятными для окружающих. Но это совершенно неважно, ассоциация должна быть образной и яркой для ее автора, чтобы нейроны в мозгу сформировали четкие связи.

Зачем детям нужна мнемоника?

В младшей и средней школе у ребенка еще только формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому лучше всего он усваивает знания на практических примерах. При этом школьнику приходится выучить огромное количество абстрактных понятий, с которыми он ни разу не сталкивался в жизни.

Мнемотехника упрощает процессы запоминания, облегчая и упрощая школьную учебу. Ассоциативное запоминание способствует развитию память и внимательность, стимулирует фантазию и воображение, расширяет словарный запас. С помощью приемов мнемоники можно учить любые предметы, от математики, физики и химии до истории и иностранного языка.

Как мнемотехника помогает во взрослей жизни?

Ассоциации помогают легко запоминать цифры в номерах телефонов, пин-коды платежных карт, фамилии и лица людей, дни рождения родственников, друзей и знакомых. С их помощью можно держать в голове рабочие поручения и список дел, отказавшись от блокнотов и органайзеров.

Приемы мнемотехники для запоминания

Мнемотехнические методы и приемы довольно просты в освоении. Их могут использовать как взрослые, так и дети, никаких возрастных ограничений не существует.

Рассмотрим самые распространенные приемы ассоциативного запоминания. Более подробно о мнемонических техниках можно прочитать в книгах по тренировке памяти и запоминания.

Сторителлинг

Главная идея метода сторителлинга состоит в том, что нужно составить забавную историю из абстрактных понятий. Мини-рассказ намного легче запомнить, чем отдельные слова, которые не связаны между собой. Можно составить не рассказ, а стихотворение, его еще проще запомнить и воспроизвести.

Техника историй развивает фантазию и воображение, для запоминания не требуется предварительная подготовка. Однако метод подходит для не слишком больших объемов информации, поскольку в длинном рассказе легче что-то перепутать или забыть какое-то слово.

Прием цепочки

Суть метода состоит в попарном соединении образов и плетении цепочки из этих пар. Техника подходит для запоминания списка дел, перечня покупок, последовательности действий в той или иной ситуации.

Метод Цицерона

Древнегреческий философ придумал метод мнемокомнат, которым активно пользовался при подготовке к очередному выступлению. Он размещал в своем воображении комнаты и наполнял их ключевыми моментами из будущей речи. По мере выступления он обходил помещения по заданному маршруту и легко воспроизводил даты, имена и аргументы.

Суть этой техники в том, что нужно привязать запоминаемые объекты к знакомым предметам из комнаты. Прием лучше всего подходит для запоминания выступления, доклада или другого большого объема произвольной текстовой информации. Однако с ходу использовать методику не получится, нужны регулярные тренировки.

Рифмование

Попробуйте запоминать телефонные номера и другие последовательности чисел, сочиняя рифмы. Стишок намного легче воспроизвести по памяти, чем просто набор цифр. Этот метод отлично работает в школьном обучении, если нужно запомнить суть абстрактных понятий.

10 мнемонических приемов, которые запомнит каждый школьник

Вашему ребенку нужна помощь, чтобы запомнить Великие озера или планеты по порядку? Как часто вы повторяете «30 дней в сентябре, апреле, июне и ноябре. У всех остальных 31, кроме февраля, мой дорогой сын. У него 28, и это нормально, но в високосный год у него 29?» Вы, наверное, даже не представляете, как часто используете мнемонические приемы!

Мнемонические приемы лучше всего описываются как средства запоминания или приемы запоминания. Проще говоря, мнемонические стратегии обеспечивают простые способы запоминания вещей. Официальное определение мнемоники — это изучение и разработка систем помощи и улучшения памяти. Мы знали еще в 1967 из исследования Джеральда Р. Миллера о том, что мнемоника увеличивает память. Он обнаружил, что студенты, которые регулярно использовали мнемонические устройства

, увеличили результаты тестов до 77%! Девять типов мнемонических систем: музыкальная мнемоника, мнемоника имен, мнемоника слов, мнемоника моделей, мнемоника организации нот, мнемоника рифм, мнемоника изображений, мнемоника соединения и мнемоника правописания.

Хотите, чтобы ваш ребенок в начальных классах забавно запоминал содержание урока? Ей понравится изучать эти десять мнемонических трюков, охватывающих несколько тем. Используйте эти мнемонические приемы, чтобы помочь учащимся запомнить некоторые основные факты.

География

  • Если вы подумаете о сооружениях, которые находятся рядом с ними, у вас будет отличный ключ к названиям Великих озер: используйте слово ДОМА, которое означает Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее. . Это пример мнемоники имени.
  • Вот совет, который поможет учащимся запомнить направление долготы (относительно широты): В отличие от слова «широта», в слове «долгота» есть буква N, обозначающая север, напоминающая вам, что долгота идет на север и юг. Это пример мнемоники соединения.
  • Попробуйте выучить эту песню, чтобы запомнить названия 50 штатов США в алфавитном порядке. Это пример музыкальной мнемотехники.

История

  • Английский король Генрих VIII был печально известен количеством женщин, на которых он женился, и их порой насильственными концами! Вот стишок, который поможет вам вспомнить, что случилось с каждой из жен короля Генриха: развелась, обезглавила, умерла; Разведен, обезглавлен, выжил.
  • Вот еще один стишок, который поможет вам вспомнить, когда Колумб основал Америку: В 149 г.2, Колумб плыл по синему океану. Это пример рифмованной мнемоники.

Языкознание

  • Чтобы запомнить, что такое синоним, используйте его первую букву в качестве подсказки. И слова синоним, и то же самое начинаются с буквы S: синоним — это слово, которое означает то же самое, что и другое слово. Это пример мнемоники соединения.
  • Используйте аналогичный трюк, чтобы запомнить антоним слова. Антоним начинается с «муравей», как и «анти», что также означает противоположное: антоним — это слово, которое означает противоположное другому слову. Опять же, это пример мнемоники соединения.
  • В английском языке 7 сочинительных союзов: F or, A nd, N or, B ut, O r, Y et,

    6 So 9.0006 So 9.

Математика

  • Вспоминать шаги деления в дольки — это семейный проект! Только подумайте об этих членах семьи: папа, мама, сестра, брат, Ровер. Они представляют собой процесс длинного деления: Разделить, Умножить, Вычесть, Снизить, Остаток. Это пример мнемоники слов.
  • Вот забавная фраза-напоминание для букв и значений римских цифр (в порядке их значений): Я ценю ксилофоны, как коровы копают молоко, что означает I=1, V=5, X=10, L= 50, C=100. , Д=500, М=1000. Это еще один пример мнемоники слов.
  • Порядок операций для математики: P арентез, E экспонент, M умножение, D ivide, A dd и S вычитание = Пожалуйста, извините, извините.

Музыка

Когда вы учитесь читать ноты, вы можете запомнить, какие ноты какие, с помощью этих двух приемов:

  • Ноты в промежутках на скрипичном нотоносце так же просты, как нос на вашем F-A-C-E!
  • Дети, которые ведут себя прилично, всегда могут определить ноты на линиях нотного стана, потому что они знают, что каждый хороший мальчик заслуживает удовольствия.

Наука

  • Чтобы вспомнить цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый — подумайте об этом кратком уроке истории: Ричард Йоркский дал битву напрасно или имя «Рой Г. Бив. Этот метод использует первую букву каждого слова для облегчения запоминания и является примером мнемонического устройства имени.
  • Назвать планеты нашей Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и, возможно, Плутон — поможет одна из этих аппетитных фраз: Моя очень образованная мать только что подала нам девять пицц (включая Плутон) или Моя очень взволнованная мать только что подала нам начос (без Плутона). Опять же, этот метод использует первую букву каждого слова для облегчения запоминания и является примером мнемонического устройства слова.

Правописание

  • Подумайте об этих двух связанных определениях, когда вы хотите знать, использовать ли правописание «директор» или «принцип»: Директор вашей школы — ваш PAL. Принцип — это ПРАВИЛО, которому он хочет, чтобы вы следовали. Каждое слово заканчивается теми же буквами, что и его определение. Это пример орфографической мнемоники.
  • «Десерт», существительное, означающее что-то сладкое после обеда, и «пустыня», глагол, обозначающий отказ от кого-то или чего-то, звучат одинаково. Чтобы отличить их друг от друга, помните: нам всегда нужны секунды сладкого — вот почему в слове «десерт» две буквы S. Когда все от кого-то убегают, этот человек один — и поэтому у «пустыни» есть только один S.
  • Иногда полезно использовать мнемонику, чтобы запомнить, как пишется новое слово дня, как показано ниже:
  • Арифметика: A R at I n T he H ouse M ay E at T he I ce C ream
  • Помните «I перед e кроме после c или когда звучит как a в соседнем и весовом»? Это пример орфографической мнемоники в сочетании с рифмовой мнемоникой.
  • Проще говоря, многие дети изучают азбуку, напевая песенку про азбуку. Это пример музыкальной мнемотехники.

Источники:

Хейден, К. (2014, 27 мая). Помощь учащимся в запоминании: список полезных мнемонических приемов. Получено 11 ноября 2014 г. из Bright Hub Education

Карим, К. (1 января 2014 г.). Трюки с памятью. Получено 11 ноября 2014 г. из Let Kids Lead

Понравилась эта статья?