Мнемотехника для детей
2007
Мнемотехника — это прием, который позволяет легко запоминать информацию. Всем знакомое с детства «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — для запоминания цветов радуги — и будет самым распространенным примером мнемотехники.
Мнемотехника для детей — в чем польза и когда её использовать?
Для школьника и студента способность быстро запомнить большой объем информации — как суперприз в лотерее: доклады, стихи, рефераты, выступления на школьных мероприятиях, олимпиады — готовиться к ним становится гораздо легче. Но помимо этих явных плюсов, существуют и скрытые:
- Мнемотехника основывается на ассоциациях, поэтому при её использовании развивается ассоциативное мышление.
- Мнемотехника задействует разные виды мышления, в том числе и логическое, а также воображение.
- Увеличивается словарный запас, связность мысли.
- Появляется интерес к учебе: когда вместо часа на запоминание основного плана текста и его пересказа, ребенок укладывается в 10 минут — сложно не радоваться этому.
Мнемотехника основывается на запоминании информации благодаря ассоциациям, поэтому можно смело начинать занятия с 2-3 лет. Уже в детском саду ребенок способен пересказать в чем смысл «Курочки Рябы» благодаря картинкам — это одна из техник: использование мнемотаблиц (картинок). Мнемотаблицы эффективны для малышей из-за того, что в этом возрасте их память наглядная: они запоминают то, что видят. Поэтому с детьми сложно выучить то, что не подкрепляется наглядно. Чем старше становится ребенок, тем больше способов запоминания можно задействовать.
Мнемотехника: 3 основных способа запоминания
1. Мнемотаблицы. Способ подходит для малышей и младших школьников, когда объем информации не такой большой, как в средних классах. Способ подойдет для урока литературы и работы с текстом, запоминания стихотворений и песен на уроках музыки и т.д. Мнемотаблицы — это схемы с расположенными на них символами (рисунками, буквами и т.д.), идущие в определенном порядке.
Как заниматься с ребенком? Начинайте занятия с известных малышу сказок. Распечатайте картинки или возьмите их из детской книжки, разложите в хаотичном порядке, и попросите малыша собрать их в правильной последовательности. Если ребенок не справляется, помогите наводящими вопросами. После этого попросите пересказать сюжет сказки, опираясь на изображения. Со временем усложняйте задания: более длинные тексты, более запутанные сюжеты, хорошо, чтобы ребенок сам придумывал и рисовал картинки, которые потом помогут ему при перессказе текста.
При заучивании стихотворений на каждую строчку должна приходится одна картинка-образ.
2. Стихотворения/рифмовки. Этот способ отлично подходит при заучивании правил, порядка действий и т.д. Сами по себе стихотворения — уже один из приемов мнемотехники, который основывается не только на ассоциации, но и на слухе.
Примеры из правил русского языка:
Долго ели тОрты
Не налезли шорты!
Такие приемы используются не только в русском языке, но распространены и в других дисциплинах, например, в геометрии:
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!
В данном способе необязательно использовать уже существующие стишки-запоминалки, можно придумывать и свои.
3. Метод Римской Комнаты или Метод Цицерона. Принято считать, что Цицерон никогда не пользовался никакими записями во время своих выступлений, и произносил речь исключительно по памяти. Секрет прост: Цицерон гуляя по собственному дому, «привязывал» к вещам темы своего доклада. Это чем-то напоминает адаптированный метод «крестик на руке, чтобы не забыть». Так вот, когда Цицерон выступал, он мысленно возвращался в свой дом и по его образу и ассоциациям, восстанавливал план своего рассказа.
Метод Цицерона отлично подойдет школьникам при защите рефератов, докладов или при пересказе какого-либо исторического события, биографии писателя.
Суть: ребенок должен закреплять образы к месту, хорошо ему знакомому. Например, его спальня или же школьный кабинет. Выбираем 1 стену, смотрим что на ней расположено (идем либо сверху вниз, либо справа налево): шкаф с книгами, картина, доска, указка, цветок. К каждому предмету по порядку и привязываем план своего рассказа (или материала, который хотите запомнить).
Мнемотехника с ее способами запоминания подойдет для детей и взрослых, поможет отлично подготовиться к выступлению или просто запомнить стихотворение, а также поможет увеличить объем памяти, словарный запас, логичность речи.
Также в развитии памяти дошкольников и младших школьников помогут наши онлайн-занятия.
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Мнемотехника: упражнения и техники запоминания
15.02.2022
В современном мире на нас со всех сторон обрушиваются огромные массивы информации, которую нужно уметь запомнить для успешной учебы, работы или для жизни. Кажется, что нужно иметь супер-память, чтобы все запомнить.
Проблема запоминания не нова, она беспокоила человечество с древних времен. Еще в Древней Греции были придуманы методики эффективного запоминания информации, они получили название мнемотехника или мнемоника. С помощью несложных приемов можно развить способности к запоминанию и расширить объем памяти.
Содержание:
- Что такое мнемотехника?
- Зачем детям нужна мнемоника?
- Как мнемотехника помогает во взрослей жизни?
- Приемы мнемотехники для запоминания
- Сторителлинг
- Прием цепочки
- Метод Цицерона
- Рифмование
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника – это технология запоминания на основе ассоциаций. Суть мнемоники в том, что абстрактным понятиям присваивают визуальные картинки, звуковые или тактильные представления в памяти.
Например, многим детям (да и взрослым) сложно выучить наизусть названия падежей. Однако фразу «Иван рубил дрова, Варвара топила печку» даже малыши запоминают буквально за одно-два повторения. Первая буква в каждом из слов в считалке соответствует названию падежа.
Еще один пример – запоминание иностранных слов методом созвучий. Суть техники в том, что к иностранному слову подбирают созвучное русское и запоминают образ.
Мнемонические ассоциации каждый человек строит индивидуально, они могут казаться нелепыми и непонятными для окружающих. Но это совершенно неважно, ассоциация должна быть образной и яркой для ее автора, чтобы нейроны в мозгу сформировали четкие связи.
Зачем детям нужна мнемоника?
В младшей и средней школе у ребенка еще только формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому лучше всего он усваивает знания на практических примерах. При этом школьнику приходится выучить огромное количество абстрактных понятий, с которыми он ни разу не сталкивался в жизни.
Мнемотехника упрощает процессы запоминания, облегчая и упрощая школьную учебу. Ассоциативное запоминание способствует развитию память и внимательность, стимулирует фантазию и воображение, расширяет словарный запас. С помощью приемов мнемоники можно учить любые предметы, от математики, физики и химии до истории и иностранного языка.
Как мнемотехника помогает во взрослей жизни?
Ассоциации помогают легко запоминать цифры в номерах телефонов, пин-коды платежных карт, фамилии и лица людей, дни рождения родственников, друзей и знакомых. С их помощью можно держать в голове рабочие поручения и список дел, отказавшись от блокнотов и органайзеров.
Приемы мнемотехники для запоминания
Мнемотехнические методы и приемы довольно просты в освоении. Их могут использовать как взрослые, так и дети, никаких возрастных ограничений не существует.
Рассмотрим самые распространенные приемы ассоциативного запоминания. Более подробно о мнемонических техниках можно прочитать в книгах по тренировке памяти и запоминания.
Сторителлинг
Главная идея метода сторителлинга состоит в том, что нужно составить забавную историю из абстрактных понятий. Мини-рассказ намного легче запомнить, чем отдельные слова, которые не связаны между собой. Можно составить не рассказ, а стихотворение, его еще проще запомнить и воспроизвести.
Техника историй развивает фантазию и воображение, для запоминания не требуется предварительная подготовка. Однако метод подходит для не слишком больших объемов информации, поскольку в длинном рассказе легче что-то перепутать или забыть какое-то слово.
Прием цепочки
Суть метода состоит в попарном соединении образов и плетении цепочки из этих пар. Техника подходит для запоминания списка дел, перечня покупок, последовательности действий в той или иной ситуации.
Метод Цицерона
Древнегреческий философ придумал метод мнемокомнат, которым активно пользовался при подготовке к очередному выступлению. Он размещал в своем воображении комнаты и наполнял их ключевыми моментами из будущей речи. По мере выступления он обходил помещения по заданному маршруту и легко воспроизводил даты, имена и аргументы.
Суть этой техники в том, что нужно привязать запоминаемые объекты к знакомым предметам из комнаты. Прием лучше всего подходит для запоминания выступления, доклада или другого большого объема произвольной текстовой информации. Однако с ходу использовать методику не получится, нужны регулярные тренировки.
Рифмование
Попробуйте запоминать телефонные номера и другие последовательности чисел, сочиняя рифмы. Стишок намного легче воспроизвести по памяти, чем просто набор цифр. Этот метод отлично работает в школьном обучении, если нужно запомнить суть абстрактных понятий.
10 мнемонических приемов, которые запомнит каждый школьник
Вашему ребенку нужна помощь, чтобы запомнить Великие озера или планеты по порядку? Как часто вы повторяете «30 дней в сентябре, апреле, июне и ноябре. У всех остальных 31, кроме февраля, мой дорогой сын. У него 28, и это нормально, но в високосный год у него 29?» Вы, наверное, даже не представляете, как часто используете мнемонические приемы!
Мнемонические приемы лучше всего описываются как средства запоминания или приемы запоминания. Проще говоря, мнемонические стратегии обеспечивают простые способы запоминания вещей. Официальное определение мнемоники — это изучение и разработка систем помощи и улучшения памяти. Мы знали еще в 1967 из исследования Джеральда Р. Миллера о том, что мнемоника увеличивает память. Он обнаружил, что студенты, которые регулярно использовали мнемонические устройства
Хотите, чтобы ваш ребенок в начальных классах забавно запоминал содержание урока? Ей понравится изучать эти десять мнемонических трюков, охватывающих несколько тем. Используйте эти мнемонические приемы, чтобы помочь учащимся запомнить некоторые основные факты.
География
- Если вы подумаете о сооружениях, которые находятся рядом с ними, у вас будет отличный ключ к названиям Великих озер: используйте слово ДОМА, которое означает Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее. . Это пример мнемоники имени.
- Вот совет, который поможет учащимся запомнить направление долготы (относительно широты): В отличие от слова «широта», в слове «долгота» есть буква N, обозначающая север, напоминающая вам, что долгота идет на север и юг. Это пример мнемоники соединения.
- Попробуйте выучить эту песню, чтобы запомнить названия 50 штатов США в алфавитном порядке. Это пример музыкальной мнемотехники.
История
- Английский король Генрих VIII был печально известен количеством женщин, на которых он женился, и их порой насильственными концами! Вот стишок, который поможет вам вспомнить, что случилось с каждой из жен короля Генриха: развелась, обезглавила, умерла; Разведен, обезглавлен, выжил.
- Вот еще один стишок, который поможет вам вспомнить, когда Колумб основал Америку: В 149 г.2, Колумб плыл по синему океану. Это пример рифмованной мнемоники.
Языкознание
- Чтобы запомнить, что такое синоним, используйте его первую букву в качестве подсказки. И слова синоним, и то же самое начинаются с буквы S: синоним — это слово, которое означает то же самое, что и другое слово. Это пример мнемоники соединения.
- Используйте аналогичный трюк, чтобы запомнить антоним слова. Антоним начинается с «муравей», как и «анти», что также означает противоположное: антоним — это слово, которое означает противоположное другому слову. Опять же, это пример мнемоники соединения.
- В английском языке 7 сочинительных союзов: F or, A nd, N or, B ut, O r, Y et,
6 So 9.0006 So 9.
Математика
- Вспоминать шаги деления в дольки — это семейный проект! Только подумайте об этих членах семьи: папа, мама, сестра, брат, Ровер. Они представляют собой процесс длинного деления: Разделить, Умножить, Вычесть, Снизить, Остаток. Это пример мнемоники слов.
- Вот забавная фраза-напоминание для букв и значений римских цифр (в порядке их значений): Я ценю ксилофоны, как коровы копают молоко, что означает I=1, V=5, X=10, L= 50, C=100. , Д=500, М=1000. Это еще один пример мнемоники слов.
- Порядок операций для математики: P арентез, E экспонент, M умножение, D ivide, A dd и S вычитание = Пожалуйста, извините, извините.
Музыка
Когда вы учитесь читать ноты, вы можете запомнить, какие ноты какие, с помощью этих двух приемов:
- Ноты в промежутках на скрипичном нотоносце так же просты, как нос на вашем F-A-C-E!
- Дети, которые ведут себя прилично, всегда могут определить ноты на линиях нотного стана, потому что они знают, что каждый хороший мальчик заслуживает удовольствия.
Наука
- Чтобы вспомнить цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый — подумайте об этом кратком уроке истории: Ричард Йоркский дал битву напрасно или имя «Рой Г. Бив. Этот метод использует первую букву каждого слова для облегчения запоминания и является примером мнемонического устройства имени.
- Назвать планеты нашей Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и, возможно, Плутон — поможет одна из этих аппетитных фраз: Моя очень образованная мать только что подала нам девять пицц (включая Плутон) или Моя очень взволнованная мать только что подала нам начос (без Плутона). Опять же, этот метод использует первую букву каждого слова для облегчения запоминания и является примером мнемонического устройства слова.
Правописание
- Подумайте об этих двух связанных определениях, когда вы хотите знать, использовать ли правописание «директор» или «принцип»: Директор вашей школы — ваш PAL. Принцип — это ПРАВИЛО, которому он хочет, чтобы вы следовали. Каждое слово заканчивается теми же буквами, что и его определение. Это пример орфографической мнемоники.
- «Десерт», существительное, означающее что-то сладкое после обеда, и «пустыня», глагол, обозначающий отказ от кого-то или чего-то, звучат одинаково. Чтобы отличить их друг от друга, помните: нам всегда нужны секунды сладкого — вот почему в слове «десерт» две буквы S. Когда все от кого-то убегают, этот человек один — и поэтому у «пустыни» есть только один S.
- Иногда полезно использовать мнемонику, чтобы запомнить, как пишется новое слово дня, как показано ниже:
- Арифметика: A R at I n T he H ouse M ay E at T he I ce C ream
- Помните «I перед e кроме после c или когда звучит как a в соседнем и весовом»? Это пример орфографической мнемоники в сочетании с рифмовой мнемоникой.
- Проще говоря, многие дети изучают азбуку, напевая песенку про азбуку. Это пример музыкальной мнемотехники.
Источники:
Хейден, К. (2014, 27 мая). Помощь учащимся в запоминании: список полезных мнемонических приемов. Получено 11 ноября 2014 г. из Bright Hub Education
Карим, К. (1 января 2014 г.). Трюки с памятью. Получено 11 ноября 2014 г. из Let Kids Lead
Понравилась эта статья?
Поделиться на Facebook
Поделиться на TwitterПоделиться на Pinterest
ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ
Тренировки, игры, приемы и приемы для улучшения памяти
Размышляя обо всем, чему дети должны научиться за тринадцать лет обучения в школе, может показаться ошеломляющим осознание огромного количества информации, которую они должны усваивать и сохранять только для того, чтобы окончить среднюю школу! Для маленьких детей задача обучения может быть особенно сложной, поскольку они формируют основу, на которой будет строиться все будущее обучение, впитывая огромное количество фактов и навыков во всем, от математики до правописания!
Одной из стратегий, помогающих маленьким ученикам усваивать и запоминать информацию, является тренировка мнемонической памяти. Вспомните начальную школу: помните ли вы какие-нибудь стишки или джинглы, которые помогали вам выучить? Многие современные родители с любовью вспоминают известную песню «Conjunction Junction», представленную в «Schoolhouse Rock». Эта песня — всего лишь один из примеров мнемонического приема, который использовался для помощи детям в изучении грамматики.
Storytime-advertising-container
Чтобы получить лучшее представление о том, как использовать мнемотехнику для улучшения памяти, присоединяйтесь к нам, и мы обсудим, что это такое, как это помогает, и различные методы, которые можно использовать, чтобы помочь детям учиться и процветать в школе.
Adsense-container
Проще говоря, использование мнемоники помогает нам устанавливать связи между тем, что мы хотим запомнить, с тем, что мы уже хорошо знаем. Мнемонические приемы — это уловки, которые учащиеся могут использовать, чтобы вспомнить недавно выученные факты или информацию. Мнемонические стратегии используют слуховые, вербальные или акустические сигналы, чтобы помочь нам сохранить информацию, поскольку мы полагаемся на ранее изученную информацию, чтобы вспомнить недавно усвоенные факты.
Преимущества для детей, использующих мнемонические приемы, довольно просты: они могут быстрее и с большей готовностью вспоминать факты и информацию, на изучение которых в противном случае им потребовалось бы больше времени. Согласно исследованию 2017 года, дети, которые используют мнемонические приемы, «запоминают в 2–3 раза больше фактической информации», и учащимся тоже нравится их использовать! Еще одним преимуществом является то, что мнемонические стратегии универсальны и могут использоваться в ряде предметов в рамках учебной программы, помогая им запоминать математические факты, а также грамматические правила и многое другое!
Наконец, существует множество различных мнемонических стратегий, которые можно использовать в зависимости от темы и контекста. В зависимости от того, что нравится вашему ребенку или что он, скорее всего, запомнит больше всего, найдите метод, который лучше всего подойдет.
Мнемонические техники для улучшения памяти
На этом этапе вам может быть интересно узнать о различных типах мнемонических приемов и о том, как их можно использовать для определенных предметов и/или тем. Давайте рассмотрим следующие мнемонические стратегии, чтобы увидеть, как они могут помочь вашему ребенку:
Подумайте о числах, которые большинство взрослых запоминают легче всего. К ним, вероятно, относятся адреса, номера телефонов и номера социального страхования. Как люди, наша способность запоминать цепочки чисел общеизвестно слаба, но что делает перечисленные выше так легко запоминаемыми? Ответ заключается в том, что они сгруппированы в небольшие, разумные куски.
Психологи давно признали, что взрослые с трудом запоминают группы чисел, но становится намного легче, когда они разбиты на группы по два, три или четыре. Что делает телефонные номера такими легкими для запоминания, так это то, что каждый раздел, включая код города, разделен дефисами. Вместо того, чтобы запоминать одну большую группу из 10 цифр, мы запоминаем три цифры кода города, еще три цифры, известные как код центрального офиса, за которыми следуют оставшиеся четыре цифры. Точно так же все номера социального страхования состоят из трех цифр, дефиса, двух цифр, дефиса и четырех оставшихся цифр.
Итак, что это значит для обучения вашего ребенка? Используйте этот метод, чтобы научить вашего маленького ученика запоминать длинные цепочки чисел. В течение всей жизни дети должны запоминать множество чисел, от номеров своих счетов до номеров студенческих билетов и формул для уроков математики. Используйте эту стратегию фрагментации и с другими предметами, помимо чисел. Дети могут объединять факты, чтобы улучшить память и в других предметных областях!
Ранее мы упоминали известную песню «Conjunction Junction», которая представляла собой мелодию из «Schoolhouse Rock», которую многие родители, которые сами были детьми в 70-х, 80-х и 9-х годах,0, скорее всего, помнят. Эта мелодия особенная, потому что она научила поколения маленьких учащихся назначению и функциям союзов в грамматике, предлагая детям запоминающуюся мелодию для пения. Музыка является таким эффективным средством обучения, потому что мы запоминаем больше, когда связываем понятия с музыкой. Дети, как правило, легко запоминают слова в музыкальных текстах, что делает обучение с помощью песен прекрасным вариантом для обучения таким вещам, как математические факты, правила грамматики или даже о штатах и городах на уроках общественных наук!
Превращать идеи в песни не только полезно, но и весело, делая их еще более запоминающимися! Чтобы использовать эту мнемоническую технику, послушайте нашу веселую песенку с числами, которая поможет детям запомнить счет до 1000: названы с использованием акронимов, в которых каждая буква представляет слово, составляющее его имя. Акронимы также особенно полезны для запоминания фактов в школе. Если мы сможем создать броское имя, в котором каждая буква представляет факт, дети уже на пути к запоминанию концепции.
Например, учителя словесности часто используют аббревиатуру: «FANBOYS». Каждая из этих букв представляет собой сочинительный союз в грамматике. Буква «F» означает слово «для», а «A» означает «и» и так далее. На практике, когда студенты пишут и хотят соединить два предложения запятой, все, что им нужно сделать, это вставить ФАНБОЙ. Пока дети могут запомнить аббревиатуру, они могут легко вспомнить, какие слова выбрать для использования в качестве координирующих союзов.
Акронимы могут быть полезной стратегией в различных классах и предметах, от ELA до естественных наук! Свяжитесь с учителями вашего ребенка, чтобы узнать, использовались ли какие-либо аббревиатуры в классе, или найдите их самостоятельно, чтобы помочь вашему ребенку в любом предмете или теме, которые он / она считает сложными!
Сочини рифму
При изучении орфографических правил многие из нас помнят поговорку: «I перед E, кроме C!». Это пример запоминающегося стихотворения, которое может помочь детям (и взрослым!) вспомнить важные факты или правила. На самом деле, это вообще было причиной того, что детские стишки были изобретены: чтобы они были воспитательными или преподали нравственные уроки.
В современных классах учителя могут придумывать стишки, чтобы помочь детям запомнить факты, которые они должны запомнить по любому заданному предмету. Стихи обычно короткие, максимум несколько предложений. Рифмы очень похожи на музыкальные мнемоники в том смысле, что они имеют запоминающийся ритм и звучание. Ищите обучающие стишки на YouTube или создавайте новые вместе с ребенком.
Акростихические мнемоники похожи на словесные игры, в которые мы играем, чтобы запомнить понятия с помощью броских предложений, которые представляют что-то еще, что мы пытаемся использовать. Один популярный акростих, который используют многие учителя математики, предназначен для того, чтобы помочь детям запомнить порядок операций.
Аббревиатура – PEMDAS, но детям нелегко ее запомнить, поскольку она не образует никаких узнаваемых слов. Вместо этого учителя составляют предложение, в котором первая буква каждого слова представляет операцию. В этом случае предложение звучит так: «пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли». В этом случае «p» обозначает круглые скобки, «e» — показатели степени и так далее. Создание предложений с буквами акростиха — еще один способ запомнить сложную для усвоения информацию. Или посмотрите пример предложения с буквой акростиха, которое поможет детям запомнить названия планет:
Человеческий мозг заполнен миллионами маленьких цепей, в которых нейроны связаны друг с другом, передавая информацию от одного нейрона к другому. Таким образом, имеет смысл только то, что наш мозг превосходно устанавливает связи, когда мы думаем и обрабатываем информацию. Когда дело доходит до памяти, иногда мы можем усваивать информацию быстрее, если связываем вновь полученную информацию с ранее полученными знаниями.