Лекция 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества — Студопедия
1. Понятие мировоззрения.
2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы.
3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
1. Для того чтобы изучать философию необходимо, прежде всего, понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она вообще необходима людям, какова ее роль в функционировании общества? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?
Известный немецкий философ Г.В.Ф. Гегель как-то заметил, что человек рождается дважды. Первое рождение связано с фактом начала его биологического существования, второе является духовным становлением, когда человек обретает свое видение мира в попытке ответить на вопросы о происхождении мира, его становлении, границах, существовании Бога и смысле человеческой жизни. Подобные вопросы принято называть мировоззренческими. Их особенность состоит в том, что любой человек, даже не склонный к общим размышлениям все равно ставит и отвечает на них. Другой вопрос, – каким образом он отвечает. Характер ответов на мировоззренческие вопросы формирует определенную матрицу понимания окружающей реальности.
Принято считать, что сам термин «мировоззрение» был введен в научный оборот во второй половине XVIII в. Его происхождение восходит к немецкому слову Weltanschauung, что в буквальном переводе означало «взгляд на Вселенную». Естественно, что развитие представлений о мировоззрении началось задолго до употребления указанного термина. Древнейшими эквивалентами мировоззрения были понятия «мудрость», «высшее знание».
Природа мировоззренческих вопросов коренится в целостности и единстве окружающего человека мира, его взаимосвязанности, с которой человеку необходимо каким-то образом соотнести свою жизнь, свои представления в условиях конечности своего существования. Человек смертен и эта мысль, постоянно присутствует во всех аспектах его жизни. При этом, осознание своей смертности происходит на фоне «вечности» природы, ее цикличности. Это означает, что возникает потребность увидеть себя, свою жизнь в рамках чего-то более целостного, единого, вечного и абсолютного. Стремление целостно охватить свою жизнь диктует необходимость целостного осмысления окружающего мира.
В современной литературе мировоззрениерассматривается как система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Иными словами мировоззрение есть способ целостного освоения человеком окружающего мира и самого себя через осознание своего места в окружающем мире.
2.Чтобы понять какое-либо явление – необходимо помимо всего прочего понять его структуру и характер взаимосвязей образующих его элементов. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность, принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.
Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению профессора А.А. Радугина,[13] традиционно выделяют четыре основных компонента:
— Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
— Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают бóльшими запретительными свойствами.
— Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
— Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировоспри
Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения.
Стр 1 из 21Следующая ⇒Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения.
Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. Компоненты мировоззрения: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы. Структура мировоззрения: Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) Миропонимание.Основано на познавательной, практической деятельности человека.
Бывают: мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Мировоззрение более широкое понятие, чем философия. Философия– это теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение.
Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.
Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (Были и другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.
К источникам философии можно отнести:
• народное творчество в целом (мифы и т.д.)
• накапливающийся опыт
«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения» (Гегель)
Основные концепции происхождения Философии:
Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа.
Мифология— I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе з
Религиозное мировоззрение и его роль в жизни человека :: SYL.ru
Что такое мировоззрение, и каким оно бывает
Мировоззрение — это система устойчивых взглядов индивида на окружающий мир и явления, происходящие в нем. Оно приобретается в течение всей жизни осознанно либо стихийно, может меняться. На основе видения мира и полученного опыта
формируются принципы, убеждения, идеалы, цели, то есть то, что отличает зрелую самодостаточную личность. Любое мировоззрение включает в себя три компонента: мироощущение (эмоционально — чувственная составляющая), миропонимание (рационально — теоретический уровень) и мировосприятие (сформировавшиеся на основе предыдущих двух компонентов ценностные установки). Согласно классификациям психологов, мировоззрение бывает житейским (обыденным), религиозным, научным, мифологическим и философским. Каждое из них имеет свои плюсы и минусы и не претендует на роль единственно правильного. В этой статье более подробно мы разберем только религиозное мировоззрение. Оно является наиболее спорным в современном мире.Основные черты религиозного мировоззрения
Как становится ясно из названия, данный вид восприятия реальности знаменателен тем, что вещи и явления, происходящие в мире, воспринимаются через призму религии и веры в божественное Провидение. Религиозное мировоззрение обладает рядом
отличительных черт:1. Личность верующего тесно связана с Богом, любой поступок трактуется на основании религиозных предписаний.
2. Вера ценится выше знания, так как только она является единственным путем к спасению.
3. Цель жизни человека — познание истины (или достижение прозрения) через служение Богу и соблюдение его заповедей.
4. Мир делится на физический (видимый) и духовный (ментальный), где живут злые и добрые сущности, которые невидимы для человека, однако напрямую влияют на его жизнь.
5. Религия практична, то есть «вера без дел мертва».
6. Зачастую религиозное мировоззрение идет вразрез с общепризнанными научными теориями, которые отрицают существование Бога. Например, в таких фундаментальных вопросах, как сотворение мира и эволюция человека.
7. Религия может быть не только моно- (христианство, иудаизм), но политеистичной (синтоизм).
8. В отличие от мифологического мировоззрения, в религии присутствует четкое разделение на субъект и объект, присутствует более четкая систематизация понятий.
Религиозное мировоззрение и его роль в жизни общества
Реакция современного светского общества на различные вероисповедания
неоднозначна. С одной стороны, специфика религиозного мировоззрения такова, что оно ставит под сомнения многие научные истины и вступает с ними в конфликт. Многие ученые резко высказываются против религии, она же, в свою очередь, призывает людей взглянуть на мир по-иному и понять, что есть вещи, которые существуют, несмотря на то, что мы в них не верим. Несмотря на это, существует несомненный плюс религиозного воспитания: пропаганда высоконравственного образа жизни и мыслей, что способствует поддержанию здоровой моральной атмосферы в обществе. Как сказал представитель одной из христианских общин: «Светский гуманизм, столь распространенный в наше время, под маской человеколюбия оправдывает наши самые низшие страсти и пороки. И лишь вера в Бога способна возвысить человека над своей греховной природой, указывая путь к истине».Обществознание. Теория. Мировоззрение. |
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
Структура мировоззрения:
- знания,
- духовные ценности,
- принципы,
- идеалы,
- убеждения.
Формы мировоззрения.
- Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
- Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
- Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.
Пути формирования мировоззрения:
- стихийный,
- осознанный.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
- окружение человека, социальная среда;
- социальные условия и государственное устройство.
Формы мировоззрения.
- Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы.
- Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
- Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.
- Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека.
- Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
- Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.
В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.
Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:
- оптимистическое,
- пессимистическое.
Гуманистическое мировоззрение
Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
Уровни мировоззрения:
- обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
- рациональное (или теоретическое) – возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.
Роль мировоззрения в жизни человека.
- даёт ориентиры и цели в жизни,
- показывает методы познания и деятельности,
- формирует истинные ценности жизни и культуры.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
ТОП 10: | ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 16Следующая ⇒ 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия 2. Специфика философского познания . 3. Философия как мировоззрение 4.Философия как методология Цель философии с самого начала заключалась в том, чтобы дать общее понимание вселенной, которое могло бы обеспечить основу для понимания жизни, что-то, на чем можно построить рациональное искусство существования человека и общества. Поскольку он касался не какой-то отдельной части бытия, а существования в целом, он не мог составлять предмет какой-либо конкретной науки. Это был предмет философии — науки об исходных принципах существования мира, человечества и познания.Предметом философского познания является не только вселенная и ее самые общие законы, существующие сами по себе, но также, в частности, отношения между человеком и вселенной. Философское познание действительности так же старо, как и сам социально развитый и рационально мыслящий человек. Это вполне понятно, поскольку сам факт существования человека в самые отдаленные времена предполагает достаточно развитое любопытство, способность ставить и решать не только чисто практические вопросы повседневной жизни, но и проблемы, связанные с мировоззрением. Первоначальной формой мировоззрения была мифология, вообразимое и в основе своей фантастическое, обобщенное отражение явлений, в котором определенная общая идея мыслится в персонифицированной, символической, чувственно-конкретной, пластически яркой и гипертрофированной форме, как в сказке. Но если сказку считают чистой выдумкой, то миф рассматривается как нечто реальное. Вся сущность мифологического сознания состоит в том, что обобщенные образы мыслятся содержательно, то есть как нечто одушевленное материальное, телесное.Мифологическое сознание, характерное для всех народов мира на племенной стадии, было синкретическим; он синтезировал всю духовную культуру — первые проблески науки, художественное понимание бытия, религиозные и философские взгляды. Мировоззрение не существует само по себе, отдельно от конкретных исторических личностей, социальных групп, классов и партий. Так или иначе, отражая определенные явления действительности, он выражает их ценностные ориентации, их отношение к событиям социальной жизни. Основной вопрос философии — это вопрос об отношении мышления к бытию. Он предполагает признание существования объективного, т.е. независимого от человеческого сознания, реальности и субъективной, духовной реальности — представлений, мыслей, идей — и определенной связи между ними. Что первично — материя или сознание? Что генерирует что? Имеет ли значение на определенном этапе развития свой самый прекрасный цветок — причину? Или мировой дух создает материальный мир? Или, может быть, они вечно сосуществовали как самостоятельные равные субстанции и каким-то образом взаимодействуют? Таков первый аспект основного вопроса философии. Его второй аспект сводится к следующему. Может ли человек и человечество в целом познать объективные законы мира силой своего собственного сознания? Или мир непознаваем? При рассмотрении первого аспекта, подразумеваемого в основном вопросе философии, мыслитель неизбежно попадает в один из двух лагерей: материализм или идеализм (или дуализм), тогда как при рассмотрении второго аспекта вопроса он занимает позицию либо в пользу фундаментального возможность познания мира или в пользу агностицизма, то есть отрицание этой возможности. Основными направлениями философской мысли были и остаются материализм и идеализм. Объяснение мира из самого мира — методологический принцип материализма. Он утверждает, что связи между идеями в головах людей отражают и трансформируют связи между явлениями в мире. Идеализм в целом связан со стремлением поднять дух до максимальной степени. Говоря с таким почтением к духовному, к идее, Гегель полагал, что даже преступная мысль злодея более велика и достойна восхищения, чем все чудеса света.В обычном понимании идеализм ассоциируется с удаленностью от земных интересов, постоянным погружением в чистые мысли и преданностью несбыточным мечтам. Идеализм делится на две основные формы: объективную и субъективную. Объективные идеалисты, начиная с древних и кончая современниками, признают существование реального мира вне человека, но верят, что мир основан на разуме, что им правят некие всемогущие идеи, которыми все руководствуется.Реальность считается рациональной, а разум интерпретируется как субстанция, основа мироздания. Таким образом одухотворяются все вещи и процессы. Согласно субъективному идеализму, мир не существует отдельно от нас, помимо наших чувственных восприятий: существовать — значит существовать в восприятии! А то, что мы считаем отличным от наших ощущений и существующим отдельно от них, состоит из разнообразия нашей субъективной чувственности: цвет, звук, формы и другие качества — это всего лишь ощущения, а совокупность таких ощущений формирует вещи.Это означает, что мир, так сказать, соткан из того же субъективного материала, из которого состоят человеческие сны. Методология — это система принципов и общих способов организации и структурирования теоретической и практической деятельности, а также теория этой системы. Генетически методы уходят в далекое прошлое, когда наши далекие предки приобретали, обобщали и передавали новым поколениям свои умения и средства воздействия на природу, формы организации труда и общения.С появлением философии методология стала особой целью познания и может быть определена как система социально одобренных правил и стандартов интеллектуальной и практической деятельности. Эти правила и стандарты должны были соответствовать объективной логике событий, свойствам и законам явлений. Методологический принцип детерминистского объяснения мира является организующим принципом соответствующих физических, биологических и социальных теорий. После проверки социальной практикой эти теории, в свою очередь, могут выполнять методологическую функцию, то есть служить руководящим принципом в дальнейших исследованиях. Существует несколько классификаций методических знаний. Одним из самых популярных является разделение методологии на предметную и формальную. Формальные аспекты методологии связаны с анализом научного языка, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологией системы знаний и так далее.Именно при разработке этого комплекса проблем возник вопрос о логической структуре научного знания и развитии методологии науки как самостоятельной области знания. Метод — это конкретизированная методология. Посредством метода конкретной науки он достигает исследовательского стола. Конкретные науки, специфические по отношению к философии, могут, в свою очередь, быть методологическими по отношению к более узким областям их специфической области знания.Например, общая биология объединяет ботанику, зоологию и другие более узкие дисциплины с общими методами исследования. Опираясь на философию, общая биология решает методологические проблемы, относящиеся ко всем разделам биологической науки. Этот принцип можно найти и в других науках. Современная система методов в науке столь же разнообразна, как и сама наука. Мы говорим, например, об экспериментальном методе, методе обработки эмпирических данных, методе построения научных теорий и их проверки, методе изложения научных результатов, т.е., классификация методов на основе классификации этапов исследовательской деятельности. По другой классификации методы делятся на философские, общенаучные и частнонаучные. Еще одна классификация опирается на разные методы качественного и количественного исследования действительности. Различие между методами, зависящими от форм причинности — детерминистским и вероятностным, — имеет большое значение в современной науке.Например, в биологии диалектика рассматривается через призму общенаучных методов (системный анализ, принципы саморегуляции и т. Д.), В конкретных исследовательских проектах — через применение специальных научных методов и систем методов (электронная микроскопия, метод помеченные атомы и т. д.). Тот или иной метод позволяет узнать только отдельные аспекты объекта исследования. Чтобы понять все существенные аспекты объекта, должна быть взаимодополняемость методов.Вся система методологических знаний обязательно предполагает мировоззренческую интерпретацию основы исследования и его результатов. Следует подчеркнуть, что общая методология всегда работает в мозгу каждого ученого, но, как правило, остается в тени, как интеллектуальный фон ищущего ума. Эта неясность иногда бывает настолько полной, что ученый может даже отрицать, что он действует в соответствии с какой-либо философской методологией, и настаивать на том, что он вообще свободен от какой-либо философии.Но это всего лишь иллюзия сознания. Обязательное чтение:
Дополнительное чтение:
Лекция 2. Философия Древнего Востока (Философия Древней Индии и Древнего Китая) 1. Истоки философского мышления в Древней Индии. 2. Гетеродоксальные и православные системы-даршаны. Индийская философия (или, на санкрите, даршаны) относится к любой из нескольких традиций философской мысли, которые возникли на Индийском субконтиненте, включая индуистскую философию, буддийскую философию и философию джайнов. Индийские мыслители считают его практической дисциплиной, и ее целью всегда должно быть улучшение человеческой жизни. Основные индуистские ортодоксальные (астика) школы индийской философии — это те, которые были систематизированы в средневековый период брахманико-санскритской схоластики, и они берут древние Веды (самые старые священные тексты индуизма) в качестве источника и авторитетных священных писаний: Санкхья — старейшая из ортодоксальных философских систем, и она постулирует, что все в действительности происходит от пуруши («я», или души, или разума) и пракрити (материи, творческой силы, энергии).Это дуалистическая философия, хотя между собой и материей, а не между разумом и телом, как в западной дуалистической традиции, и освобождение происходит с осознанием того, что душа и диспозиции материи (устойчивость, активность и тупость) различны. Школа йоги, изложенная Патанджали во 2 веке до нашей эры. Йога-сутры , принимает психологию и метафизику санкхьи, но является более теистическим, с добавлением божественной сущности к двадцати пяти элементам реальности санкхьи.Относительно краткие Йога-сутры разделены на восемь аштанга (ступеней), напоминающих Благородный Восьмеричный Путь буддизма, цель которых — успокоить ум и достичь кайвальи (уединения или непривязанности). Школа Ньяи основана на Сутрах Ньяи , написанных Аксападой Гаутамой во II веке до нашей эры. Его методология основана на системе логики, которая впоследствии была принята большинством индийских школ, во многом так же, как логика Аристотеля повлияла на западную философию.Его последователи верят, что получение достоверных знаний (четыре источника которых — восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство) — единственный способ избавиться от страданий. Ньяя разработал несколько критериев, по которым полученные таким образом знания можно было считать достоверными или недействительными (в некотором смысле эквивалентными западной аналитической философии). Школа Вайшешика была основана Канадой в 6 веке до нашей эры и носит атомистический и плюралистический характер. Основа философии школы состоит в том, что все объекты в физической вселенной сводятся к конечному числу атомов, и Брахман рассматривается как фундаментальная сила, которая вызывает сознание в этих атомах.Школы вайшешики и ньяи со временем объединились из-за их тесно связанных метафизических теорий (хотя вайшешика принимал только восприятие и умозаключения как источники достоверного знания). Основная цель школы Пурва Мимамса — истолковать и установить авторитет Вед . Это требует безоговорочной веры в Вед, и регулярного выполнения ведических огненных жертвоприношений, чтобы поддерживать всю деятельность вселенной.Хотя в целом мимамсы принимают логические и философские учения других школ, они настаивают на том, что спасение может быть достигнуто только в том случае, если они действуют в соответствии с предписаниями Вед. Позже школа изменила свои взгляды и начала преподавать доктрины Брахмана и свободы, позволяя освободить душу от ограничений посредством просветленной деятельности или избавиться от них. Школа Веданты или Уттара Мимамса концентрируется на философских учениях Упанишад (мистические или духовные размышления в Ведах ), а не на Брахманах (наставлениях для ритуалов и жертвоприношений).Веданта фокусируется на медитации, самодисциплине и духовной связи, а не на традиционном ритуализме. К основным инославным школам (настикам), не признающим авторитета Вед , относятся: Карвака, также известная как Локаята, представляет собой материалистическую, скептическую и атеистическую школу мысли. Его основателем был Карвака, автор сутр Бархаспатья в последних веках до нашей эры, хотя оригинальные тексты были утеряны, и наше понимание их основано в значительной степени на критике идей со стороны других школ.Еще в 5 веке Садданити и Буддхагхоша связали локаятов с витандами (или софистами), а термин чарвака впервые был записан в 7 веке философом Пурандарой, а в 8 веке — Камаласилой и Харибхадрой. Как жизненно важная философская школа, Карвака, кажется, вымерла где-то в 15 веке. Буддизм — это нетеистическая система верований, основанная на учении Сиддхартхи Гаутамы, индийского принца, позже известного как Будда, в V веке до нашей эры.В. Буддизм проповедует Благородный Восьмеричный Путь к прекращению страдания, а его философские принципы известны как Четыре Благородные Истины (Природа страдания, Происхождение страдания, Прекращение страдания и Путь, ведущий к прекращению страдания). Буддийская философия широко занимается проблемами метафизики, феноменологии, этики и эпистемологии. Основные постулаты джайнской философии были установлены Махавирой в 6 веке до нашей эры, хотя джайнизм как религия намного старше.Основным принципом является анекантавада, идея о том, что реальность воспринимается по-разному с разных точек зрения и что ни одна из точек зрения не является полностью истинной (аналогично западной философской доктрине субъективизма). Согласно джайнизму, только Кевалис, те, кто обладает бесконечным знанием, могут знать истинный ответ, а все остальные знают только часть ответа. Он подчеркивает духовную независимость и равенство всей жизни, с особым упором на ненасилие, и утверждает, что самоконтроль жизненно важен для достижения осознания истинной природы души.Джайнская вера подчеркивает непосредственные последствия поведения человека. Принципы древнеиндийской философии и современной индийской политической философии: Arthashastra , приписываемый маурьянскому министру Чанакье в 4 веке до нашей эры, является одним из самых ранних индийских текстов, посвященных политической философии, и в нем обсуждаются идеи государственного управления и экономической политики. Во время борьбы Индии за независимость в начале 20 века Махатма Ганди популяризировал философию ахимсы (ненасилия) и сатьяграхи (ненасильственного сопротивления), на которые повлияли учения индуистской Бхагавад-гиты , а также Иисус, Толстой, Торо и Раскин. Обязательное чтение:
Дополнительное чтение:
1. Становление и особенности философии Древнего Китая. 2. Сотня школ мысли — время расцвета китайской философии. Древнекитайская философия относится к любой из нескольких школ философской мысли в китайской традиции, включая конфуцианство, даосизм, легализм и мохизм. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Известно, что ранняя династия Шан (ок. 1600 г. до н.э. — 1046 г. до н.э.) основывалась на цикличности, наблюдении за циклами дня и ночи, времен года, луны и т. Д. философии и сразу же отличить ее от более линейного западного подхода.В это время поклонялись и богам, и предкам, а также приносились в жертву люди и животные. Во время последующей династии Чжоу (1122 г. до н.э. — 256 г. до н.э.) была введена концепция Небесного Мандата, согласно которой Небеса благословят власть справедливого правителя, но будут недовольны неразумным правителем и отменит Мандат. «И Цзин» (или «Книга перемен» ) традиционно был составлен мифической фигурой Фу Си в 28 веке до нашей эры.C., хотя современные исследования предполагают, что он, скорее всего, датируется концом IX века до нашей эры. В тексте описывается древняя система космологии и философии, присущая древним китайским культурным верованиям, основанная на идеях динамического баланса противоположностей, эволюции событий как процесса и признании неизбежности изменений. Он состоит из ряда символов, правил манипулирования этими символами, стихов и комментариев и иногда рассматривается как система гадания. Примерно в 500 г. до н. , Мохизм и законничество). Во время династии Цинь (также известной как имперская эра), после объединения Китая в 221 г. до н.э., легализм стал преобладать за счет школ мохизма и конфуцианства, хотя династия Хань (206 г. до н.э.C.-A.D. 220) принял даосизм, а затем конфуцианство в качестве официальной доктрины. Наряду с постепенным параллельным введением буддизма, эти две школы оставались определяющими силами китайской мысли вплоть до 20 века. Основными школами древнекитайской философии являются: Конфуцианство. Эта школа была разработана на основе учений мудреца Конфуция (551-479 до н.э.) и собрана в Аналектах Конфуция г. Это система морального, социального, политического и квазирелигиозного мышления, влияние которой также распространилось на Корею и Японию.Основные конфуцианские концепции включают в себя рен (человечность или человечность), чжэнмин (аналогично концепции Небесного Мандата), чжун (верность), сяо (сыновняя почтительность) и ли (ритуал). Он ввел Золотое правило (по сути, относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам), концепцию Инь и Ян (две противостоящие силы, которые постоянно находятся в конфликте друг с другом, что приводит к постоянному противоречию и изменению), идею меритократии и примирению противоположностей для достижения некой золотой середины, сочетающей лучшее из обоих. Конфуцианство не обязательно рассматривается как религия, позволяющая быть даосом, христианином, мусульманином, синтоистом или буддистом и при этом исповедовать конфуцианство. Возможно, самым известным конфуцианцем после самого Конфуция был Мэн Цзы (или Мэн-цзы) (372 — 289 до н.э.) Даосизм. Иногда также пишется даосизм, даосизм — это философия, которая позже также превратилась в религию. Дао буквально означает «путь» или «путь», хотя чаще используется как метафизический термин, описывающий течение вселенной или силу, стоящую за естественным порядком.Три драгоценности Дао — это сострадание, умеренность и смирение. Даосское мышление сосредоточено на у вэй («бездействие»), спонтанности, гуманизме, релятивизме, пустоте и силе мягкости (или гибкости). Природа и духи предков являются обычным явлением в популярном даосизме, хотя обычно существует также пантеон богов, часто возглавляемый Нефритовым Императором. Самый влиятельный даосский текст — «Дао Дэ Цзин» (или «Даодэцзин» ), написанный примерно в 6 веке до нашей эры. Лао-цзы (или Лао-цзы), а второстепенный текст — IV век до н.C. «Zhuangzi» , названный в честь автора. Символ Инь и Ян важен в даосской символике (как и в конфуцианстве), как и восемь триграмм и зигзаг с семью звездами, который представляет созвездие звезды Большой Медведицы. Легализм — это прагматическая политическая философия, главный девиз которой — «установи четкие строгие законы или вынеси суровое наказание», а ее основной принцип — один из принципов юриспруденции. Согласно легализму, правитель должен управлять своими подданными в соответствии с Законом (законом или принципом), Шу (методом, тактикой, искусством или государственным искусством) и Ши (законностью, силой или харизмой).При Ли Си в 3 веке до н.э. форма легализма по существу превратилась в тоталитарную идеологию в Китае, что отчасти привело к ее последующему упадку. Школа натуралистов или «Школа Инь-Ян» была философией эпохи Воюющих Государств, которая синтезировала концепции Инь-Ян и Пяти Элементов; Цзоу Янь считается основателем этой школы. Его теория пыталась объяснить вселенную с точки зрения основных сил в природе: дополнительных агентов инь (темный, холодный, женский, отрицательный) и ян (светлый, горячий, мужской, положительный) и пяти элементов или пяти фаз (вода, огонь, дерево, металл и земля).В первые дни эта теория была наиболее тесно связана с состояниями Янь и Ци. В более поздние периоды эти эпистемологические теории приобрели значение как в философии, так и в народных верованиях. Эта школа была впитана в алхимические и магические аспекты даосизма, а также в китайскую медицину. Самые ранние сохранившиеся записи этого есть в текстах Ма Ван Дуй и Хуан Ди Ней Цзин. Моизм был основан Мози (ок. 470–390 до н. Э.). Он способствует всеобщей любви с целью взаимной выгоды, так что все должны любить друг друга одинаково и беспристрастно, чтобы избежать конфликтов и войн.Мози был категорически против конфуцианского ритуала, вместо этого делая упор на прагматическом выживании посредством земледелия, укрепления и государственного управления. Несмотря на то, что они были популярны во второй половине династии Чжоу, многие моистские тексты были уничтожены во время последующей династии Цинь, и в конце концов они были полностью вытеснены конфуцианством во время династии Хань. Обязательное чтение: 1. Slingerland, E., 2003, Confucius: Analects , Indianapolis: Hackett. 2.Айвенго, Филип Дж. И Брайан В. Ван Норден, ред., 2000, Чтений по классической китайской философии , Seven Bridges Press. (Частичный перевод.) 3. Джонстон, Ян, тр., 2010, The Mozi: A Complete Translation , New York: Columbia University Press. (Полный перевод.) 4. Эймс, Роджер и Холл, Дэвид. (2003). Даодэцзин: «Делая эту жизнь значимой», философский перевод . Нью-Йорк: Ballantine Books. 5.Энциклопедия китайской философии, Антонио С. Куа (редактор), Routledge, 2003. 6. Введение в китайскую философию, Карин Лай, Cambridge University Press, 2008. 7. Введение в классическую китайскую философию, Брайан В. Ван Норден (Индианаполис: Hackett Publishing, 2011). 8. Айвенго, П. Дж., 2000, Конфуцианское моральное самосовершенствование , Индианаполис: Hackett. 9. Фрейзер, Крис, 2012, «Истина во влажной диалектике», Journal of Chinese Philosophy , 39 (3): 351–68 10.Робинс, Дэн, 2010, «Поздние моисты и логика», История и философия логики , 31 (3): 247–285 Дополнительное чтение: 1. Мо, Бо (редактор) (2006), Философия Дэвидсона и китайская философия: конструктивное взаимодействие, , Бостон: Brill. 2. Шун, Квонг-лой (2009), «Изучение конфуцианской и сравнительной этики: методологические размышления», Journal of Chinese Philosophy, , 36: 455–478. 3.Сим, май (2007 г.), Пересмотр морали с Аристотелем и Конфуцием , Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета. 4. Слингерленд, Эдвард (2003), Действие без усилий: У-Вэй как концептуальная метафора и духовный идеал в раннем Китае , Оксфорд: Oxford University Press. 5. Ван Норден, Брайан (2007), Этика добродетели и консеквенциализм в ранней китайской философии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 6. Ю, Цзиюань (2007), Этика Конфуция и Аристотеля , Нью-Йорк: Рутледж. 7. Айвенго, Филип Дж. (2002). Даодэцзин Лаоцзы . Нью-Йорк: Пресса семи мостов. 8. Кон, Ливия и Рот, Гарольд, ред. (2002). Даосская идентичность: история, происхождение и ритуалы . Гонолулу: Гавайский университет Press. |
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Арт. №: 3883
DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.13.05Цитировать
Скопируйте ссылку вручную или выберите одну из ссылок, чтобы импортировать данные в Менеджер библиографии.
«РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОГО МИРОВОЗНАНИЯ». Российский лингвистический вестник №1 (13), (2018): 15. Пн. 19. марта 2018.
Неудачина Л.В. (2018). Российский лингвистический вестник , №1 (13), 15-17. http://dx.doi.org/10.18454/RULB.13.05
Неудачина Л.В. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / Л.В. Неудачина // Русский лингвистический вестник. — 2018. — № 1 (13). — С. 15–17. DOI: 10.18454 / RULB.13.05
Импорт
Неудачина Л.В. 1
1 Старший преподаватель, кандидат филологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет
РОЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
Ключевые слова: картина мира, языковая картина мира, культура, лингво-культурное сообщество.
Страницы: 15 — 17
Неудачина Л.В. 1
1 Старший преподаватель, кандидат филологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОГО МИРА
Аннотация В статье рассматриваются понятия «мировоззрение» и «языковое мировоззрение» в контексте культурного контекста. Языковая личность рассматривается с точки зрения лингвистики культуры как члена общества и культуры.Известно, что человек вырастает в сформированной им самим культуре, и в процессе познания внешнего мира это отражается и сохраняется в его сознании. В связи с этим в статье исследуется роль культуры и ее влияние на отражение внешнего мира в сознании индивида, связи и взаимодействия языка и культуры.Ключевые слова: мировоззрение, языковое мировоззрение, культура, лингвокультурное сообщество.
Страницы: 15 — 17
Почта авторов / Автор Email: milasha83 @ mail.ru
Введение
Сегодня в современной науке должным образом признана роль языковой личности как члена определенного лингвокультурного сообщества. Поэтому всплеск интереса к таким научным подходам, как лингвистика культуры, социолингвистика, когнитивная лингвистика, этнопсихолингвистика, оправдан. Человек исследуется в единстве «человек — язык — сознание — культура». Язык и культура неделимо связаны и взаимодействуют друг с другом, поскольку язык не только сохраняет культурные ценности, созданные на протяжении многих веков, но и передает накопленное богатство традиций и обычаев из поколения в поколение.
В силу того, что человек является членом определенного лингвокультурного сообщества, в его сознании отражается внешний мир, созданный членами этого лингвокультурного сообщества. Следовательно, информация о восприятии внешнего мира этим лингвокультурным сообществом отражается и сохраняется в сознании человека. В процессе восприятия новой информации из внешнего мира мировоззрение развивается в сознании человека. Понятия «мировоззрение» и «языковое мировоззрение» исследуют такие исследователи, как Вежбицкая А.[1], Воронцова Т. [2], Гачев Г. [3], Колшанский В. [4], Красных В. [5], Кубрякова Е. [6], Никитина С., Постовалова В. [8], Греймас А.Дж., Джонсон-Лэрд П., Яковлева Э., Уфимцева Н. и многие другие.
Метод
В статье рассматриваются подходы лингвокультурологии и их анализ, исследуются культурно-языковые взаимодействия. То есть влияние культуры на мировоззрение человека и его языковое мировоззрение.
Обсуждение
Понятие «мировоззрение» предполагает исследование индивидом представлений о внешнем мире.Если внешний мир — это взаимодействие между человеком и окружающей средой, то мировоззрение — это результат обработки информации об окружающей среде и человеке. В. Постовалова рассматривает понятие «мировоззрение» как «идеальное, концептуальное образование, имеющее двойственную природу: необъективизированное как часть сознания, воли или жизнедеятельности и объективированное как результат сознания, воли или жизнедеятельности. в частности в виде знаков, текстов (включая искусство, архитектуру, социальные структуры, язык) [8, с.66]. Следовательно, воспринимая и проводя первичную когнитивную обработку информации, индивид классифицирует и помещает ее в определенное место в своем мировоззрении, формируемом в процессе социализации в рамках определенной культуры.
Индивидуальное мировоззрение формируется не только через простое восприятие внешнего мира, контакты с реальностью во время различных видов презентативной и познавательной деятельности и практики, но главным образом через язык — понимание наблюдаемых явлений и в ходе научно-теоретического познания, изучение различных закономерностей познания. реальный мир, представленный в научной, справочной и художественной литературе.Индивид может понимать внешний мир и себя благодаря своему языку, который сохраняет социальный и исторический опыт. Основную часть мировых знаний индивид получает не через взаимодействие с присутствующей средой, а через получение опыта общества в результате общения с его членами. Как справедливо отметила В. Постовалова, язык «не отражает мир, он его представляет». Он имеет двоякое мировоззрение: познание отражает внешний мир, а язык уточняет познание, адаптирует полученные знания к коммуникативным условиям.Следовательно, языковое мировоззрение является частью «внутреннего уровня мировоззрения» [8, с. 67].
Многие исследователи, исследующие мировоззрение человека, в частности языковое мировоззрение и его функции, высказывают иное мнение по этому поводу. В. Маслова считает, что языковое мировоззрение «формирует определенное отношение человека к внешнему миру, регулирует его поведение и выявляет его отношение к миру» [7, с. 65]. Однако мы не можем согласиться с этим мнением, так как само мировоззрение, скорее, имеет дело с такими функциями.А языковое мировоззрение следует рассматривать как особую физическую форму, в которой мировоззрение сохраняется и реализуется. Другими словами, языковое мировоззрение — это «второстепенный, идеальный мир в языковой форме» [4, С.18].
Термин «языковое мировоззрение» традиционно применяется в исследованиях языковых культурных моделей. Он отражает восприятие внешнего мира представителями определенной культуры. Другими словами, находясь в рамках определенной культуры, индивид воспринимает и перенимает явления культуры: обычаи, традиции, образ жизни, навыки, идеи, то есть восприятие внешнего мира или мировоззрение, существующее в обществе.Поскольку процесс познания внешнего мира осуществляется через язык, а затем человек живет и развивается в течение своей жизни во взаимном взаимодействии, проводимом языком страны, где он растет, поэтому он принимает лингвистическое мировоззрение этого языкового сообщества. . Следовательно, языковое мировоззрение этого сообщества имеет специфические черты культуры, внутри него формируется.
В этой связи очень важно упомянуть доктрину лингвистического детерминизма, гипотезу лингвистической относительности Сепира-Уорфа.Согласно этой гипотезе, люди, говорящие на разных языках и живущие в разных культурах, по-разному воспринимают мир. Мы сегментируем информацию из внешнего мира, выражаем ее в терминах и определенным образом распределяем смыслы, потому что мы — участники соглашения, подразумевающего систематизацию. Соглашение эффективно для языкового сообщества и закреплено в модельной системе нашего сознания. [10].
Концепция исследования Уорфа основана на утверждениях и соображениях Сепира о связи между языком, культурой и познанием.Б. Уорф попытался наполнить формулу Сепира содержанием и применить ее для исследования своего языкового материала. Таким образом, возникла гипотеза Сепира-Уорфа, известная как теория лингвистического детерминизма. Заявление Сапира по этому поводу Б. Уорф взял в качестве эпиграфа к своей статье. Люди живут не только в объективированном мире и не только в социальном мире, как их обычно считают, на них значительно влияет язык, являющийся средством общения для этого общества. Мы видим, слышим и воспринимаем различные явления определенным образом в основном из-за того, что языковые средства и правила нашего общества подразумевают эту форму выражения [10].
Согласно языку мнений Уорфа, навязывание индивидам определенного мировоззрения определяет нормы их познания и, следовательно, их поведение. Другими словами, язык определяет нормы познания и поведения, контролирует формирование логических категорий и целостных представлений, проникает во все стороны общественной и индивидуальной жизни. Фактически, говоря о языковом влиянии, Б. Уорф подразумевает влияние множества грамматических значений, рассматриваемых с точки зрения особенностей их выражения и сегментации i.е. учитывает только одну сторону языка, в частности семантическую.
Интересно отметить, что у Э. Сапира и Б. Уорфа разные подходы к связи языка и познания. Например, Э. Сапир говорит о параллельных процессах познания и языковой деятельности, а не о влиянии языка на познание, как утверждает Уорф. Э. Сапир указывает, что язык можно рассматривать лишь как внешнюю сторону познания [12].
Результаты
Принимая во внимание вышесказанное, языковое мировоззрение общества, развивающегося в рамках одной страны, и ее культура отличаются от другого общества и его языкового мировоззрения.Поэтому, на наш взгляд, утверждение, определяющее тот факт, что в мире столько же культур, сколько наций, является разумным. Лингвистическое мировоззрение отличается от мировоззрения в силу особенностей культур, лежащих в основе их языков [9]. В мировоззрении каждого народа существует базовая система презентативных смыслов и социальных стереотипов. Другими словами, в ходе разговора информанты разных языков опираются на разные языковые мировоззрения.
Выводы
В заключение следует отметить, что человек, обладающий языковым сознанием как носитель определенной культуры, познает внешний мир через язык.Язык является прямым выражением человеческой культуры и тесно с ней связан. В процессе познания внешнего мира индивид, являющийся членом культуры, приобретает собственную систему ценностей и идей, принятых в этой культуре. Следовательно, у каждого народа или лингвокультурного сообщества есть свое национальное мировоззрение, которое формирует специфическое отношение к миру, природе и другим людям, определяет нормы языкового поведения в любой ситуации [11]. В этом отношении языковое мировоззрение выступает как артикулированный результат духовного наследия человечества в рамках определенной культуры.Лингвистическое мировоззрение представляет собой систематическое целостное представление внешнего мира различными языковыми средствами. Поэтому несомненно, что мировоззрение и языковое мировоззрение лингвокультурного сообщества «отмечены» культурой этого сообщества и его деятельностью. Как справедливо отмечает А. Вежбицкая: «… язык изначально определяет определенное мировоззрение своих информантов, и у каждого языка есть свое» [1, с. 5-6].
Список литературы / Ссылки:
- Вежбицкая А.Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. — М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
- Воронцова Т. И. Концептуальная картина мира текста баллады (на материале английских и шотландских баллад) / Т. И. Воронцова. — СПб .: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2002. — 152 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. — М.: Советский писатель, 1988. — 234 с.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский.- М.: Наука, 1990. — 108 с.
- Красных В.В. Жанры речи сквозь призму многомерности бытия человека говорящего / В. В. Красных, С. В. Мкртычян, И. С. Шевченко и др. // Международный научный журнал Жанры речи. — 2015. — №1. — С. 9-14.
- Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке / Е. С. Кубрякова. — М .: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
- Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. — М .: Академия, 2001. — 183 с.
- Постовалова В.И. Существует ли языковая картина мира? / В. И. Постовалова и др. // Язык как коммуникативная деятельность человека: Сб. науч. трудов МГПИИЯ. Вып. 284. — 1987. — С. 65-72.
- Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: История. Персоналии. Идеи. Результаты / Е. В. Рахилина // Семиотика и информатика.– 1998. — Вып. 36. — С. 274-322.
- Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Уорф // Новое в лингвистике. — 1960. — Вып.1. — С. 135-183.
- Язык — культура — этнос.- М .: Наука, 1994. — 233 с.
- Сапир Э. Язык: введение в изучение речи / Э. Сапир. — Fairford: Echo Library, 2006. — 148 с.
Список литературы на английском / Ссылки на английском языке:
- Вежбицка А. Язык. Культура. Познание [Язык. Культура. Познание] / А. Вежбицка — М .: Русские слова, 1996. — 416 с.
- Воронцова Т. И. Концептуальная картина мира текста баллады (на материале английских и шотландских баллад) / Т.И. Воронцова– СПб .: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2002. — 152 с.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. — М .: Советский писатель, 1988. — 234 с.
- Колшанский, Г. В. Объективная картина мира / Г. В. Колшанский. — М.: Наука, 1990. — 108 с.
- Красных В. В. Жанры речи сквоз призму многомерности бытия человека говорящего / В.Красных В.В., Мкртычян С.В., Шевченко И.С. и др. // Международный научный журнал Жанры Речи. — 2015. — №1. — С. 9-14
- Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке / Э.С. Кубрякова. — М .: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
- Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. — М .: Академия, 2001.- 183 с.
- Постовалова В.И. Сущестует ли языковая картина мира? [Есть ли языковое мировоззрение?] / В. И. Постовалова и др. // Язык как коммуникативная деятельность человека. Вып. 284. — 1987. — С. 65-72.
- Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: История. Персоналии. Результат. Идеи [Когнитивная семантика: История. Лица. Идеи. Результаты] / Рахилина Е.В. // Семиотика и информатика.- 1998. — Вып. 36. — С. 274-322.
- Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Уорф // Новое в зарубежной лингвистике. — 1960. — Вып.1. — С.135-183.
- Язык — культура — этнос [Язык — культура — этнос]. — М .: Наука, 1994. — 233 с.
- Сапир Э. Язык: введение в изучение речи / Э. Сапир. — Fairford: Echo Library, 2006.- 148 с.
Это произведение доступно по — Этот материал доступен по лицензии Creative Commons «Атрибуция» 4.0 Всемирная .