Тест Сакса Леви. Методика незаконченные предложения. (Метод SSCT).
Методика (метод) незаконченные предложения позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям. Все предложения теста можно объединить несколько групп, отражающих отношение личности к семье, межличностным отношениям, отношениям между мужчиной и женщиной и самовосприятию.
Тест был разработан Джозефом М. Саксом и С. Леви в 1950 годах (Sacks sentence completion test, SSCT), относится к проективной диагностике, является вариацией техники словесных ассоциаций. Методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий.
Тестируемому предлагается 60 незаконченных предложений, которые он должен дописать по своему усмотрению. SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут, возраст испытуемых от 20 до 60 лет.
Тест Сакса Леви Незаконченные предложения:
Инструкция:
На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение.
Незаконченные предложения Сакса Леви:
1. Думаю, что мой отец редко _________
2. Если все против меня, то _________
3. Я всегда хотел _________
4. Если бы я занимал руководящий пост _________
5. Будущее кажется мне _________
6. Мое начальство _________
7. Знаю, что глупо, но боюсь _________
8. Думаю, что настоящий друг _________
9. Когда я был ребенком _________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является _________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _________
12. По сравнению с большинством других моя семья _________
13. Лучше всего мне работается с _________
14. Моя мать и я _________
15. Сделал бы все, чтобы забыть _________
16. Если бы мой отец только захотел _________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы _________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы _________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством _________
20. Надеюсь на _________
21. В школе мои учителя _________
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь _________
23. Не люблю людей, которые _________
24. Когда-то _________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек) _________
26. Супружеская жизнь кажется мне _________
27. Моя семья обращается со мной как с _________
28. Люди, с которыми я работаю _________
29. Моя мать _________
30. Моей самой большой ошибкой было _________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец _________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том _________
33. Моим скрытым желанием в жизни является _________
34. Мои подчиненные _________
35. Наступит тот день, когда _________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _________
37. Хотелось бы мне перестать бояться _________
38. Больше всех люблю тех людей, которые _________
39. Если бы я снова стал молодым _________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) _________
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь _________
42. Большинство известных мне семей _________
43. Люблю работать с людьми, которые _________
44. Считаю, что большинство матерей _________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если _________
46. Думаю, что мой отец _________
47. Когда мне начинает не везти, я _________
48. Больше всего я хотел бы в жизни _________
49. Когда я даю другим поручение _________
50. Когда буду старым _________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _________
Методика «Незаконченные предложения» для выявления суицидальных намерений подростков
МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»Цель: выявление отношений к родителям, братьям, сестрам, к детской формальной и неформальной группам, учителям, к своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей. Конфликтов и значимых переживаний. Психологу следует дословно фиксировать ответы испытуемого.
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
1. Думаю, что людей больше…
2. Ребенок в семье…
3. Мы любим маму…
4. Бываем среди детей, но…
5. Мой брат/сестра…
6. Я достаточно ловкий, чтобы…
7. Завтра я…
8. Отцы иногда…
9. Дети с которыми я играю…
10. Чтобы наш папа…
11. Мои близкие думают обо мне, что я…
12. Если бы мой брат/сестра…
13. Мои друзья меня часто…
14. Я хочу, чтобы у меня не было…
15. Больной ребенок…
16. Я думал, что мама чаще всего…
17. Наступит день, когда…
18. Если бы не было школы…
19. Я весь трясусь, когда…
20. Когда думаю о школе…
21. Если все ребята знали, как я боюсь…
22. Был бы очень счастлив, если бы я…
23. Я хочу жить, потому что…
24. Я самый слабый…
25. В будущем я хотел бы…
26. Мой учитель/учительница/учителя…
27. Когда я закончу школу (учебное заведение)
28. Всегда мечтаю…
Интерпретация:
1. Отношение к маме 3, 16
2. Отношение к отцу 8, 10
3. Отношение к братьям, сестрам 5, 12
4. Отношение к семье 2, 11
5. Отношение к ровесникам 4, 9, 13
6. Отношение к учителям и школе 23, 18, 26
7. Отношение к людям в целом 1
8. Отношение к собственным способностям 6, 24
9. Негативное переживание, страхи 14, 19, 21
9. Отношение к болезни 15
10. Мечты и планы на будущее 22,25, 28
11. Суицидальные установки 7, 17, 23, 27
Методика «Незаконченные предложения»
Бланк методики «Незаконченные предложения»
Метод «незаконченных предложений»
Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно — аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.
Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция
Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.
Ключ
N п/п |
Группы предложений |
№№ заданий |
|||
1 |
Отношение к отцу |
1 |
16 |
31 |
46 |
2 |
Отношение к себе |
2 |
17 |
32 |
47 |
3 |
Нереализованные возможности |
3 |
18 |
33 |
48 |
4 |
Отношение к подчиненным |
4 |
19 |
34 |
49 |
5 |
Отношение к будущему |
5 |
20 |
35 |
50 |
6 |
Отношение к вышестоящим лицам |
6 |
21 |
36 |
51 |
7 |
Страхи и опасения |
7 |
22 |
37 |
52 |
8 |
Отношение к друзьям |
8 |
23 |
38 |
53 |
9 |
Отношение к своему прошлому |
9 |
24 |
39 |
54 |
10 |
Отношение к лицам противоположного пола |
10 |
25 |
40 |
55 |
11 |
Сексуальные отношение |
11 |
26 |
41 |
56 |
12 |
Отношения к семье |
12 |
27 |
42 |
57 |
13 |
Отношение к сотрудникам |
13 |
28 |
43 |
58 |
14 |
Отношение к матери |
14 |
29 |
44 |
59 |
15 |
Чувство вины |
15 |
30 |
45 |
60 |
Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:
- «+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
- «+1» — положительное отношение;
- «0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
- «-1» — отрицательное отношение;
- «-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.
Пример. Отношение к семье — утверждения 12, 26, 42, 57.
Ответы испытуемого и их экспертная оценка:
- (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
- (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
- (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
- (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).
Таким образом сумма баллов по шкале «Отношение к семье» составит: +2+1-1+1=+3
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Бланк методики «Незаконченные предложения»
Методика незаконченных предложений Сакса — Сиднея
Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.
История создания
Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.
Процедура проведения
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция:
Прочитайте предложенные вам предложения и запишите первую пришедшую вам в голову мысль.
Текст
Отношение к прошлому
1. Когда я был (а) ребенком…
2. Когда-то я…
3. Если бы снова стать ребенком…
4. Моим самым живым воспоминанием детства является…
Отношение к будущему
5. Будущее кажется мне…
6. Надеюсь на…
7. Наступит тот день, когда…
8. Когда я буду старым (ой)…
Жизненные цели
9. Я всегда хотел(а)…
10. Я мог(ла) бы стать счастливым(ой), если бы…
11. Моим скрытым стремлениям в жизни…
12. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…
Отношение к отцу
13. Думаю, что мой отец редко…
14. Если бы мой отец только захотел…
15. Я хотел (а) бы, чтобы мой отец…
16. Думаю, что мой отец…
Отношение к матери
17. Моя мать…
18. Моя мать и я…
19. Считаю, что большинство матерей…
20. Я люблю свою мать, но…
Отношение к друзьям и знакомым
21. Думаю, что настоящий друг…
22. Не люблю людей, которые…
23. Больше всего люблю людей, которые…
24. Когда меня нет, мои друзья…
Отношение к семье
25. По сравнению с большинством других семей моя семья…
26. Моя семья обращается со мной…
27. Большинство известных мне семей…
28. Когда я был(а) ребенком, моя семья
Отношение к мужчинам (женщинам)
29. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
30. Считаю, что большинство девушек (юношей)…
31. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…
32. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…
Отношение к половой жизни
33. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
34. Супружеская жизнь мне кажется…
35. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
36. Моя половая жизнь…
Отношение к школе и учителям
37. Наш директор школы…
38. В школе мои учителя…
39. Когда ко мне приближается мой классный руководитель…
40. Люди, превосходство которых над собой я признаю…
Отношение к подчиненным
41. Если бы я занимал(а) руководящий пост…
42. Если кто-нибудь работает над моим руководством…
43. Мои одноклассники…
44. Когда я даю другим поручение…
Отношение к товарищам и одноклассникам
45. Лучше всего мне работается…
46. Люди, с которыми я учусь…
47. Люблю работать с людьми, которые…
48. Люди, которые учатся или работают со мной…
Страхи и опасения
49. Знаю, что глупо, но боюсь…
50. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь…
51. Хотелось перестать бояться…
52. Мои опасения не раз заставляли меня…
Сознание вины
53. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…
54. Моей самой большой ошибкой было…
55. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым, если…
56. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…
Отношение к себе
57. Если все против меня, то…
58. Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы…
59. Моя небольшая слабость заключается в том…
60. Когда мне начинает не везти, я…
Обработка и интерпретация данных
Для каждой группы предложений вводится характеристика«отсутствие конфликта» (—) и «наличие конфликта» (+), если предложение содержит отрицательный смысл. Потом подсчитывается общее количество минусов, если из четырех предложений три или четыре высказывания имеют отрицательную окраску, то конфликт налицо.
МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В современной классификации проективных методов обследования личности метод незавершенных предложений (МНП) находится среди тех, которые основаны на дополнении (требуется завершить предложенный рассказ, предложения и т.п.). Существуют разнообразные варианты МНП, построенные на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В основе всех этих методик лежит положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. он проецирует свои особенности на свои ответы.
МНП представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, предложенного впервые Ф.Гальтоном и развитого впоследствие К.Юнгом, Э.Крепелином, В.Вундтом, А.Р.Лурия и др.
Впервые для изучения личности МНП был применен А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Наиболее известны методики завершения предложений, разработанные Дж.Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Ронде (1957).
МНП более информативен, чем тест словесных ассоциаций, потому что обследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и разнообразие ответов.
Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.
По оценкам зарубежных специалистов, валидность и надежность МНП достаточно высоки (Р.Ватсон, 1978).
Достоинства:
1) МНП достаточно прост по технике реализации;
- является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. Одни предназначены для выявления мотивов и потребностей индивида, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т.п., третьи — для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика может быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться. Благодаря этому имеются значительные возможности изучения с помощью МНП как нормальных, так и клинических случаев;
3) заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта испытуемого;
4) пригоден для индивидуального и группового использования.
Сфера применения: для исследований в школе, промышленности, клинике и др.
Общие характеристики МНП: исследование, в котором используется конкретный вариант МНП, может проводиться в устной или письменной формах. Это определяется видом вербального ответа испытуемого: он может быть устным или письменным. К устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды). В этом случае и начальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения МНП возможна только в рамках индивидуального, а не группового обследования. Письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом начальные части предложений могут предъявляться: 1) устно и письменно — 2) на специальных бланках или 3) на отдельных карточках. При работе с группой традиционно используются 1) и 2) способы, в случае индивидуального исследования — любой из трех перечисленных.
Независимо от формы применения (письменной или устной) исследования, существенной характеристикой последнего являются временные показатели. В случае группового эксперимента для каждого испытуемого фиксируется время, в течение которого он справился с работой в целом. Это представляется возможным, поскольку все испытуемые приступают к работе одновременно, по команде экспериментатора.
При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, а не при использовании бланка.
Использование различных вариантов МНП в возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа растет вместе с возрастом, причем выразительный “скачок” в его величине возникает между 10 и 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.
У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого испытуемого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования является выражением повышенной утомляемости испытуемого.
Испытуемые: дети, взрослые, престарелые; испытуемые обоих полов; здоровые и больные.
Цель: выявление отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.
Инструкция: “Прочитайте эти незаконченные предложения. Завершите их письменно первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его и займитесь им позже. Будьте правдивы. Это задание необходимо для тренировки вашей памяти и внимания.”
Таким образом, независимо от варианта МНП инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания.
Порядок проведения МНП: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке рядом или под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, т.к. позволяет наблюдать за всей ситуацией обследования в целом.
Материал для проведения МНП: в отечественной психологии в основном используются два варианта МНП.
Первый из них — сокращенный вариант Rayne — Ronde — состоит из 20 фраз, очень простых по содержанию.
1. Моя специальность…
2. Моя семья…
3. Боюсь…
4. Деньги…
5. Моя мечта…
6. Работа…
7. Мои сны…
8. Бороться…
9. Больше всего люблю…
10. Дома…
11. Моя голова…
12. Дети…
13. Меня беспокоит…
14. Смерть…
15. Мой вид…
16. Друзья…
17. Если б я мог…
18. Мои планы…
19. Скрываю…
20. Когда мыслю…
Гораздо более широко распространенным является вариант Saks — Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева (1969, 1971). Первоначально он использовался в целях исследования личностных отношений больных неврозами и психозами. Данный вариант МНП состоит из 64 незавершенных предложений с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения. Каждая из них соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.п. Первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе. Например, предложение, соответствующее сфере “отношение к будущему”, начинается: “Будущее кажется мне…”; соответствующее сфере “отношение к подчиненным” — “Если кто-нибудь работает под моим руководством…”; соответствующее сфере “отношение к матери” — “Моя мать…”
Метод незаконченных предложений
1. Думаю, что мой отец редко…
2. Если все против меня, то…
3. Я всегда хотел (-а)…
4. Если бы я занимал (-а) руководящий пост…
5. Будущее кажется мне…
6. Мое начальство…
7. Знаю, что глупо, но боюсь…
8. Думаю, что настоящий друг…
9. Когда я был (-а) ребенком…
10. Идеалом мужчины для меня является…
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…
12. По сравнению с большинством других семей моя семья…
13. Лучше всего мне работается с…
14. Моя мать…
15. Сделал (-а) бы все, чтобы забыть…
16. Идеалом женщины для меня является…
17. Если бы мой отец только захотел…
18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы…
19. Я мог (-ла) бы быть очень счастливым (-вой), если бы…
20. Если кто-нибудь работает под моим руководством…
21. Надеюсь на…
22. В школе мои учителя…
23. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь…
24. Не люблю людей, которые…
25. Когда-то я…
26. Считаю, что большинство юношей…
27. Супружеская жизнь кажется мне…
28. Моя семья обращается со мной как…
29. Люди, с которыми я работаю…
30. Моя мать и я…
31. Моей самой большой ошибкой было…
32. Считаю, что большинство девушек…
33. Я хотел (-а) бы, чтобы мой отец…
34. Моя наибольшая слабость заключается в том…
35. Моим скрытым стремлением в жизни…
36. Мои подчиненные…
37. Наступит тот день, когда…
38. Когда ко мне приближается мой начальник…
39. Хотелось бы мне перестать бояться…
40. Больше всего люблю людей, которые…
41. Если бы я снова стал (-а) молодым (-дой)…
42. Считаю, что большинство мужчин…
43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
44. Большинство известных мне семей…
45. Люблю работать с людьми, которые…
46. Считаю, что большинство матерей…
47. Когда я был (-а) моложе, то чувствовал (-а) себя виноватым (-той), если…
48. Считаю, что большинство женщин…
49. Думаю, что мой отец…
50. Когда мне начинает не везти, я…
51. Больше всего я хотел (-а) бы в жизни…
52. Когда я даю другим поручение…
53. Когда я буду старым (-рой)…
54. Люди, превосходство которых над собой я признаю…
55. Мои опасения не раз заставляли меня…
56. Когда меня нет, мои друзья…
57. Моим самым живым воспоминанием детства является…
58. Мне очень не нравится, когда мужчины…
59. Моя половая жизнь…
60. Когда я был (-а) ребенком, моя семья…
61. Люди, которые работают со мной…
62. Я люблю свою мать, но…
63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…
64. Мне очень не нравится, когда женщины…
Ответы испытуемого отражают существующую у него систему отношений к семье, представителям своего и противоположного пола, сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудникам, друзьям, отцу, матери, переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.
Ключ:
1) отношение к отцу — 1, 17, 33, 49;
2) отношение к себе — 2, 18, 34, 50;
3) жизненные цели — 3, 19, 35, 51;
4) отношение к подчиненным — 4, 20, 36, 52;
5) отношение к будущему — 5, 21, 37, 53;
6) отношение к начальству и учителям — 6, 22, 38, 54;
7) страхи и опасения — 7, 23, 39, 55;
8) отношение к друзьям и знакомым — 8, 24, 40, 56;
9) отношение к прошлому — 9, 25, 41, 57;
10) отношение к мужчинам — 10, 26, 42, 58;
11) отношение к сексуальной жизни — 11, 27, 43, 59;
12) отношение к семье — 12, 28, 44, 60;
13) отношение к сотрудникам — 13, 29, 45, 61;
14) отношение к матери — 14, 30, 46, 62;
15) сознание вины — 15, 31, 47, 63;
16) отношение к женщинам — 16, 32, 48, 64.
Названные сферы отношений могут быть объединены в тематические группы:
1) тема представления о себе — страх,
сознание вины,
отношение к себе;
2) тема семейных отношений — отношение к отцу,
отношение к матери,
отношение к семье;
3) тема отношений со своим и
противоположным полом — отношение к мужчинам,
отношение к женщинам,
отношение к сексуальной жизни;
4) тема отношений с другими людьми — отношение к друзьям,
отношение к сотрудникам,
отношение к подчиненным,
отношение к начальству;
5) тема временной перспективы личности — отношение к прошлому,
отношение к будущему,
жизненные цели.
Обработка данных: предполагает традиционно качественный и количественный анализ.
Качественный анализ весьма разнообразен и определяется тремя моментами: 1) содержанием личностной проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом; 3) конкретным вариантом используемых незаконченных предложений.
Информативным признаком выступают временные показатели, зафиксированные во время работы испытуемого.
При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:
* нейтральное, оцениваемое как “0”;
* положительное, оцениваемое как “+”;
* отрицательное, оцениваемое как “-”.
Внутри двух последних возможны дополнительные градации. Так, по отношению к данному варианту МНП Saks — Sidney применяются такие оценки:
* +2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильное положительное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;
* +1 — положительное отношение;
* 0 — нейтральный по смыслу ответ — отношение не выражено или непонятен его эмоциональный знак;
* -1 — отрицательное отношение;
* -2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильное отрицательное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту.
Например, начало предложения следующее: “По сравнению с большинством других семей моя семья…” Варианты завершения:
1. “плохая”, “недружная”, “несчастливая”, “распалась” (-2).
2. “не очень хорошая”, “нервная”, “менее дружная” (-1).
3. “не хуже и не лучше”, “такая же” (0).
Начало предложения: “Будущее кажется мне…” Варианты завершения:
1. “очень мрачным”, “плохим”, “печальным”, “страшным” (-2).
2. “не очень светлым”, “туманным” (-1).
3. “неясным”, “неизвестным”, “как настоящее” (0).
При этом вербальные отказы (ответы типа “не знаю”, “не думал”) и поведенческие отказы (пропуск предложения, отсутствие его завершения) всегда оцениваются как -2.
Некоторые предложения в своей первой части содержат не только указание на объект, но и включают в себя положительную или отрицательную позицию по отношению к данному объекту. Например: “Мне очень не нравится, когда мужчины…”, “Больше всего люблю людей, которые…”. Количественная оценка завершения подобного предложения определяется следующим обстоятельством — усиливает, увеличивает или снижает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию (особенно отрицательную). Например, в сфере “отношение к себе” начало предложения следующее: “Если все против меня, то…” Варианты завершения:
1. “это ужасно”, “мне очень плохо”, “ я умру” (-2).
2. “я огорчаюсь”, “мне грустно” (-1).
3. “то кто же за?”, “то я за” (0).
4. “я не расстраиваюсь”, “я не огорчаюсь”, “я плевал на это” (+1).
5. “я все равно стою на своем”, “отстаиваю свое” (+2).
Или: в сфере “отношение к мужчинам” начало предложения следующее: “Мне очень не нравится, когда мужчины…” Варианты завершения:
1. “негодяи”, “отвратительны” (-2).
2. “курят”, “не держат слова” (-1).
3. “обыкновенные” (0).
4. “слишком разговорчивые”, “болтливые” (+1).
5. “много смеются”, “шутят” (+2).
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до -8, может быть нулевой.
Всего таких показателей 16 — в соответствии с количеством сфер.
Количественная обработка данных может сопровождаться графическим выражением в виде профиля. При этом целесообразнее располагать сферы на горизонтальной оси не случайно, а по тематическим группам (см. выше). В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и между отдельными темами. Так, например, высокие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются, как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в будущем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных оценках соответствующей сферы.
Представляется удобным совместить на одном графике вместе с индивидуальным профилем и кривую динамики среднего латентного времени для каждой сферы (подсчитывается как среднее арифметическое для соответствующих 4-х предложений). Известно, что эмоционально-значимые предложения даже при формальном положительном соответствии ответа началу предложения сопровождаются задержкой, существенным удлинением латентного периода.
+6
+4
отношение отношение отношение отношение отношение
-2 к отцу к матери к семье к мужчинам к женщинам
-4
-6
Литература.
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. — С. 50-51.
2. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.
3. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. — М., 1991. — С. 31-40.
4. Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. — М., 1996. — С. 31-34.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: МЕТОДИКА «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
МЕТОДИКА «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Эта весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойствах ребенка.
Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро.
Инструкция для ребенка. Мы с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову.
Эксперимент идет в быстром темпе.
1. Мой детский сад…
2. Мой друг…
3. Если меня наказывают, то…
4. Я играю чаще всего…
5. Мои сны…
6. Боюсь…
7. Моя мечта…
8. Моя мама и я…
9. Сделал бы все, чтобы забыть…
10. Не люблю, когда меня…
11. Плачу, когда…
12. Когда меня спрашивают…
13. Мой папа и я…
14. Когда смотрю «ужасы» в кино…
15. Когда я один дома…
16. Моя воспитательница…
17. Когда меня мама ругает…
18. Больше всего люблю…
19. Когда прихожу в детский сад…
20. Когда бывает темно…
21. Когда мой папа…
22. Ребята в детском саду…
23. Когда меня спрашивают на занятии…
24. Когда моя мама…
25. Когда все ругаются…
26. Когда я выхожу играть во двор…
27. Я всегда хотел…
28. Меня беспокоит…
29. Скрываю…
30. Старшие ребята…
Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
Порядковый номер предложения
1. Отношение к отцу
2. Отношение к матери
3. Отношение к себе
4. Отношение к сверстникам
5. Отношение к детскому саду
6. Страхи и опасности
13, 21
8, 24
3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29
2, 22, 26, 30
1, 16, 9, 23
5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28
Эта методика проста по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА
ДЕТСКОГО САДА МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение по плану:
1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) активно действует;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечание воспитателя:
а) говорит, что больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) не слушает и поступает по своему. Бурно реагирует на замечания;
в) выслушивает молча;
г) молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях;
а) быстро с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большой уверенностью.
4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего и др.):
а) легко ориентируется, проявляет активность;
б ) активен, отмечается повышенная возбудимость;
в) спокойно рассматривает окружающее;
г) робок, растерян.
Для наблюдений по этому плану можно использовать следующий его вариант (в соответствующих графах ставить + или –).
Вариантыреакции
Пункты плана наблюдений
1
2
3
4
А
Б
В
Г
Примечание. Если обнаруживается, что большинство случаев реакции ребенка типа А, то можно говорить о преобладании у него черт сангвинического темперамента, типа Б – холеристического, типа В – флегматического и типа Г – меланхолического.
План наблюдения и оформления таблицы заносится в контрольную работу, делаются выводы, даются рекомендации по подходу к детям с учетом их индивидуально-топологических особенностей.
Тест незаконченных предложений Сакса-Леви SSCT
Как появилась методика Сакса-Леви и в чем заключается суть теста
Тест незаконченных предложений создали Джозеф Сакс и Сидней Леви в 1950 году. В английском варианте метод называется SSCT (Sack’s Sentence Completion Test). Благодаря тесту становится возможным определение характера взаимоотношений человека с окружающим миром (семьей, партнерами, коллегами, начальством, подчиненными, друзьями и т.д.) и самим собой, выявление поведенческих особенностей индивида.
Данная методика является вариантом техники словесных ассоциаций, но уменьшает количество самих ассоциаций, давая возможность качественнее определять тон, контекст, качество установок, специфические области внимания или объекты, отражая общую площадь поведенческого мира тестируемого.
«Изначально МЕТОД использовали в работе с учениками старших классов и взрослыми, но сейчас широко применяют и в повседневной практике в работе с детьми дошкольного возраста…»
Анкету адаптируют для детей, добавляя или убирая вопросы. Метод актуален в клинической психологии, реабилитационных мероприятиях.
Данная проективная психологическая методика относится к аддитивным. Ее суть заключается в 60 незаконченных предложениях, которые поделены на 15 основных групп (но в процессе выполнения теста вы не видите разбивку по группам). Тестируемому нужно закончить предложения так, как кажется верным в данный конкретный момент – без длительных раздумий и невнятных описаний.
Каждая из групп характеризует систему отношений в семье человека, его отношения с представителями противоположного и своего пола, родителями, особенности интимной близости, взаимодействие с подчиненными, коллегам, вышестоящим руководством. Отдельные группы демонстрируют испытываемые тестируемым опасения и страхи, чувство вины, деструктивные эмоции, отношение к прошлому и будущему, жизненные цели и стремления, достижения и ошибки.
«Каждая ГРУППА ПРЕДЛОЖЕНИЙ характеризуется по одному и тому же принципу – система определяется как положительная, безразличная, отрицательная»
Это дает возможность выявить у тестируемого больные места, определить точки для работы, найти дисгармоничные системы отношения и действовать в этом поле. Актуально, на моя взгляд, как для психолога в работе с пациентами, так и для неспециалиста для личного самосовершенствования.
Результаты теста Сакса-Леви позволяют составлять психологический портрет человека, выявлять положительные, нейтральные, отрицательные установки в разных сферах личной и общественной жизни, взаимодействии с собой и миром. Тест дает возможность выявлять психические расстройства.
Так, в советской патопсихологии эту методику использовал Г.Г. Румянцев, который продемонстрировал ее важное значение для реабилитационных мероприятий и утверждал, что тест дает возможность определять характеристики, свойственные больным шизофренией.
Как проводить тест Сакса-Леви и интерпретировать результаты
Тест можно проводить в устной или письменной форме (я рекомендую в письменной, чтобы потом наглядно было видно ответы и можно было их проанализировать, а не вспоминать). Тестируемому предложено 60 незаконченных предложений, которые нужно завершить 1-2-3 словами (или больше, но завершить мысль в предложении, а не начинать новое).
«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ может быть выполнена с использованием количественного и качественного метода оценки»
При количественном методе оценивают эмоциональную окраску каждого ответа по такой шкале: четко выраженное положительное отношение (+2), умеренно положительное (+1), нейтральное (0), умеренно отрицательное (-1), ярко выраженное отрицательное (-2).
Таким образом, результаты в каждой из 15 групп (по 4 вопроса на группу) могут варьироваться в диапазоне от +8 (если все ответы демонстрируют положительное отношение) до -8 (все показывают отрицательное отношение). Так удается определить сферы, в которых преобладает положительный опыт и выявить те, где главенствуют отрицательные установки.
В итоге для каждой из 15 сфер (групп вопросов) выводят суммарный показатель, характеризующий в общем всю сферу. Такой метод оптимален в случае, если ответы тестируемого неразвернутые и короткие, не позволяют сделать какие-то подробные выводы, но дают возможность определить общую картину.
Качественный метод анализа ответов обращает внимание на каждое из 60 предложений, помогает выявить конфликты и проблемы, конкретные точки и скрытые чувства, эмоции, чтобы потом прорабатывать все это. Качественный анализ – это содержательный метод интерпретации, который выполняется для диагностики возможных причин сфер с отрицательным индексом, служит разным целям исследования.
Выполняем тест Сакса-Леви: инструкция
Итак, перед вами список из 60 незаконченных предложений. Возьмите лист бумаги и приступайте: пишем номер предложения и слова, которыми мы его заканчиваем. Можно сделать проще – распечатать бланк и дописать все. Завершать предложения нужно первым, что приходит в голову – не анализируя и не раздумывая.
Тест Сакса-Леви «Неоконченные предложения» — закончить каждую строку 1-3 и более словами:
1. Думаю, что мой отец редко…
2. Если все против меня, то…
3. Я всегда хотел…
4. Если бы я занимал руководящий пост…
5. Будущее кажется мне…
6. Мое начальство…
7. Знаю, что глупо, но боюсь…
8. Думаю, что настоящий друг…
9. Когда я был ребенком…
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…
12. По сравнению с большинством других, моя семья…
13. Лучше всего мне работается с…
14. Моя мать и я…
15. Сделал бы все, чтобы забыть…
16. Если бы мой отец только захотел…
17. Думаю, я достаточно способен, чтобы…
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы…
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством…
20. Надеюсь на…
21. В школе мои учителя…
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь…
23. Не люблю людей, которые…
24. Когда-то…
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)…
26. Супружеская жизнь кажется мне…
27. Моя семья обращается со мной как с…
28. Люди, с которыми я работаю…
29. Моя мать…
30. Моей самой большой ошибкой было…
31. Я хотел бы, чтобы мой отец…
32. Моя наибольшая слабость заключается в…
33. Моим скрытым желанием в жизни является…
34. Мои подчиненные…
35. Наступит тот день, когда…
36. Когда ко мне приближается начальник…
37. Хотелось бы мне перестать бояться…
38. Больше всех люблю тех людей, которые…
39. Если бы я снова стал молодым…
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
42. Большинство известных мне семей…
43. Люблю работать с людьми, которые…
44. Считаю, что большинство матерей…
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если…
46. Думаю, что мой отец…
47. Когда мне начинает не везти, я…
48. Больше всего я хотел бы в жизни…
49. Когда я даю другим поручение…
50. Когда буду старым…
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю…
52. Мои опасения не раз заставляли меня…
53. Когда меня нет, мои друзья…
54. Моим самым живым воспоминанием детства является…
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…
56. Моя половая жизнь…
57. Когда я был ребенком, моя семья…
58. Люди, которые работают со мной…
59. Я люблю свою мать, но…
60. Самое худшее, что мне случилось совершить – это…
Результаты теста – группы и ответы:
1. Отношение к отцу – 1, 16, 31, 46
2. Отношение к себе – 2, 17, 32, 47
3. Нереализованные возможности – 3, 18, 33, 48
4. Отношение к подчиненным – 4, 19, 34, 49
5. Отношение к будущему – 5, 20, 35, 50
6. Отношение к вышестоящим лицам – 6, 21, 36, 51
7. Страхи и опасения – 7, 22, 37, 52
8. Отношение к друзьям – 8, 23, 38, 53
9. Отношение к прошлому – 9, 24, 39, 54
10. Отношение к лицам противоположного пола – 10, 25, 40, 55
11. Личная жизнь – 11, 26, 41, 56
12. Отношения в семье – 12, 27, 42, 57
13. Отношение к сотрудникам – 13, 28, 43, 58
14. Отношение к матери – 14, 29, 44, 59
15. Чувство вины – 15, 30, 45, 60
Пример интерпретации результатов:
13. Отношение к коллегам на работе и в школе – оценка -4
Пункты:
13. На работе я лучше всего лажу ни с кем. 0
28. Люди, с которыми я работаю, меня раздражают. -2
43. Люблю работать с людьми, которые ни с кем не хочу работать. 0
58. Люди, которые работают со мной, ненавидят меня. -2
Заключительная интерпретация: Не может найти общего языка с коллегами и ненавидит их.
Сама оценка ни о чем не говорит, но в общем анализ ответов в группе предложений может рассказать о многом, согласитесь. Казалось бы, всего 4 предложения, но как ярко видно проблемы и конфликты, с которыми необходимо работать.
Вне кабинета специалиста, как мне кажется, количественный метод интерпретации результатов не актуален, а вот качественный – очень даже хорош. Просто проанализировать предложения и ответы, в соответствии с группами и сферами. И понять себя чуть-чуть лучше. L
YOU MIGHT ALSO LIKE
незаконченных предложений 1 | Учите английский сегодня
ТЕМЫ РАЗГОВОРА
Незаконченные предложения — средний уровень
Список незаконченных предложений, с которых можно начать разговор
изучающие английский язык.
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — средний уровень Попросите учащихся предложить окончание следующих предложений и объясните свой выбор.
Эти предложения можно использовать для индивидуальных занятий, телефон уроки, парная работа или группы.
- Мне нравятся люди, которые ………………………………………….. ………………………………………..
- Когда я путешествую, я обычно ………………………………………….. ……………………………..
- Самые интересные люди, которых я знаю, ………………………………………….. …………
- Если я доживу до 100 лет, я буду …………………………………………… ………………………………..
- В свободное время я ………………………………………….. ……………………………………….
- О чем я сожалею больше всего, так это ………………………………………….. ……………………………………
- В отпуске для меня важно ………………………………………………… ……..
- У меня никогда не было возможности ………………………………………….. ……………….
- В аэропортах не хватает ………………………………………….. ………………………..
- Лучший способ расслабиться — это ………………………………………….. ……………………………….
- Меня часто разочаровывают ………………………………………….. …………………………..
- Больше всего меня раздражает ………………………………………….. ………………….
- Если бы у меня было время, я бы ………………………………………….. ………………………………..
- Было бы неплохо, если бы ………………………………………….. ……………………………..
- Я никогда не забуду тот день, когда ………………………………………….. ………………………..
- Некоторые люди ведут себя так, как будто ………………………………………….. ………………………………….
- Жизнь может быть веселее, когда ………………………………………….. …………………………..
- Люди должны остановиться ………………………………………….. ……………………………………..
- Внешний вид важен, но по моему мнение ………………………………………….. …….
- Что хорошо в изучении английского языка, так это …………………………………………… ……………
см. Также:
Незаконченные предложения — продвинутый уровень
Незаконченные предложения — дело
Вернуться к Ресурсы для учителей
Обратите внимание, что на этом сайте используется написание британского английского.
политика в отношении файлов cookie
.
Основные формы речи — введение в языкознание
Основные формы речи
§ 251. Литературные языки, обладающие письменным языком, реализуются в речи как устно, так и письменно. Другими словами, существуют две основные формы речи — устная и письменная, которые различаются внешними признаками, то есть способом реализации и восприятия, и особенностями внутреннего, собственно языка.
Устная форма речи — это звучащая устная речь, воспринимаемая на слух.Это первичный по происхождению и обязательный для каждого языка, а для неписьменных языков это единственно возможный язык. Устная форма литературной речи используется в театральных, кино-, радио- и телепрограммах, в образовательном процессе, в научных дискуссиях, в повседневном общении грамотных, образованных людей, на собраниях, встречах, производственных собраниях и т. Д. Для формы речи характерны многие языковые особенности, характерные для разговорного стиля: обилие упрощенных синтаксических конструкций, неполных, незаконченных предложений, частое употребление вопросительных, мотивационных предложений, экспрессивных слов и выражений, разговорных и пословичных элементов, глагольных форм первого и второе лицо и т. д.В устной речи распространен неполный стиль произношения, т.е. нечеткое, неосторожное произношение звуков, характерное для быстрой речи и приводящее к их сокращению, сокращению; крайне редко употребляемая терминологическая и абстрактная лексика, причастия и наречия; Широко распространены такие приемы, как повторение, повторение, улавливание слов собеседника, различные вспомогательные средства общения — жесты, мимика, интонация.
Письменный — форма речи, реализуемая с помощью специальных знаков письма, изображаемая на бумаге, пергаменте, бересте, холсте, на стенах зданий, на поверхности камней и других конкретных предметах и воспринимаемая визуально. или на ощупь.Эта форма речи вторична, позже по своему происхождению, по сравнению с устной формой речи; он формируется на основе устной формы речи, сохраняя основные языковые особенности последней. Основная сфера использования письменной литературной речи — книги, журналы, газеты, различные документы, официальные письма, а также неформальная переписка образованных людей. Будучи вторичным по происхождению, письмо «перестает быть просто перестановкой устного», к настоящему времени оно приобрело «решающее значение для развития языков в целом», играет «ведущую роль в формировании единой литературной нормы. различных специфических языков и, в частности, современного русского литературного языка ».Важнейшими особенностями письменной речи, по сравнению с устной, являются: ясность и ясность, полнота и правильность построения предложений (что объясняется особыми условиями написания, достаточным временем для размышлений, исправлений, дополнений), частое употребление. сложных предложений разного типа, обилие причастных и наречных движений, преобладание форм глаголов от третьего лица, более тщательный подбор лексических, фразеологических средств, наличие актуальных книжных слов и фразеологии.
Некоторые лингвисты склонны рассматривать устные и письменные формы речи (или формы языковой реализации) как разные языки. Сравните следующее высказывание Ж. Вандриса (неудачно сформулированное или недостаточно квалифицированно переведенное на русский язык): «У французов письменный язык и устный язык настолько далеки друг от друга, что можно сказать: во французском никогда не говорят так, как пишут, и редко пишут так, как пишут. они говорят .Эти два языка (выделенных мной — ВН) отличаются, кроме разницы в порядке слов, еще и разным расположением слов ».
В дополнение к вышеупомянутым основным формам речи, переходная, промежуточная форма речи, устная форма воспроизведения письменной речи или «форма устного воспроизведения письменных и печатных текстов», иногда также называемая озвученная письменная речь или устная публичная речь. Устная форма воспроизведения письменной речи (озвученная письменная речь, или устная публичная речь) реализуется в публичных выступлениях — лекциях, докладах, докладах и т. Д. Это своеобразное сочетание особенностей рассмотренных выше основных форм речи, устной и написано.Своеобразие этой формы речи обусловлено тем, что тексты таких выступлений обычно готовятся в письменной форме с учетом требований письменной речи, но реализуются, воплощаются устно, с использованием элементов устной речи. Таким образом, основой данной формы речи является письменная речь, которая в процессе реализации несколько видоизменяется: вносятся некоторые уточнения, пояснения, допускаются повторения отдельных слов и выражений; можно упростить и сократить сложные синтаксические конструкции.Выявлены особенности произношения и ударения.
.Определение и примеры Aposiopesis
Определение Aposiopesis
Aposiopesis происходит от греческого слова, которое означает «замолчать». Это риторический прием, который можно определить как фигуру речи, в которой говорящий или писатель резко прерывается, а высказывание остается незавершенным. Это как если бы говорящий не желает высказывать то, что присутствует в его уме, из-за того, что его одолевают страсть, волнение или страх. В литературе это означает оставить предложение незавершенным, чтобы читатель мог определить его собственное значение.
Типы апозиопесиса
Примеры апозиопесиса можно классифицировать по следующим типам:
- Эмоциональный апозиопес — Этот тип апозиопезиса используется в условиях конфликта между эмоциональными всплесками говорящего и окружающей средой, которая не реагирует . Обычно автор или оратор делает паузу в середине предложения.
- Расчетный апозиопесис — Этот тип апозиопезиса основан на конфликте отсутствующей мысли и ее противодействующей силы, которая отвергает суть этой мысли.Следовательно, удаляется идея, которая явно выражена впоследствии.
- Уважающий аудиторию апозиопес — Он основан на устранении мыслей, неприятных для читателей или оскорбительных для аудитории.
- Transitio-aposiopesis — удаляет идеи из конечной части речи, чтобы сразу заинтересовать аудиторию последующим разделом.
- Эмфатический апозиопес — Он избегает использования полного высказывания, чтобы представить идею как большую и действительно невыразимую.
Некоторые формы апозиопесиса
- Иногда слово используется для обозначения чего-то совершенно отличного от его буквального значения. Как в этом примере: «Самая глубокая зима в кошельке лорда Тимона; то есть можно добраться достаточно глубоко и найти немногое »( Тимон Афинский, , Уильям Шекспир).
- Иногда слово используется для обозначения чего-то, чье настоящее имя не используется, например, «Подлокотник стула».
- Иногда парадоксальное утверждение используется для создания нелогичных натянутых метафор.Например: «Взять оружие против моря неприятностей».
- Abusio — это подтип апозиопесиса, который возникает в результате комбинации двух метафор.
Примеры апозиопесиса в литературе
Пример № 1: Король Лир (Уильям Шекспир)
Король Лир:
«Я отомщу вам обоим
Что весь мир будет — я сделаю такие штуки —
Какие еще, не знаю; но они будут
Ужасы земли! »
Шекспир прекрасно использовал эту технику, чтобы показать настроение своих персонажей.Здесь он используется, когда король Лир злится на своих злых дочерей. Он не может объявить наказание, но не выдерживает и залился слезами.
Пример № 2: Ulysses (Джеймс Джойс)
«Теперь все тихо о Хоут. Далекие холмы кажутся. Где мы. Рододендроны. Я дурак , наверное, , Он получает сливы, а я сливы. Где я пришел в ».
В этом отрывке Джойс намеренно сделал паузу дважды, чтобы произвести драматический эффект.Идея осталась незавершенной. Этот перерыв также производит впечатление нежелания продолжать. Незавершенные мысли выделены жирным шрифтом.
Пример № 3: Генрих IV (Уильям Шекспир)
Hotspur:
«О, я мог пророчествовать,
Но эта земная и холодная рука смерти
Лежит на моем языке. Нет, Перси, ты пыль,
И еда для —Принц Хэл:
«Червям, храбрый Перси, прощай, великое сердце!»
Шекспир славился использованием эмоциональных пауз или мгновений внезапной тишины в монологах.Незаконченная мысль в этом отрывке обозначена длинным тире (-). Это поворотный момент в пьесе, когда персонаж резко останавливается.
Пример № 4: Приключения Тома Сойера (Марк Твен)
«Она выглядела озадаченной на мгновение, а затем сказала, не яростно, но все же достаточно громко, чтобы мебель могла услышать:
‘Хорошо , Я лежу, если я тебя обнял Я — ‘
Она не закончила, потому что к этому времени она наклонялась и колотила метлой под кроватью, и ей нужно было дышать, чтобы акцентировать удары .Она воскресила ничего, кроме кошки … »
В этом отрывке есть два примера апозиопезиса. Сначала писатель делает паузу: «Держись, я…», а затем в конце отрывка: «Только кошка». Оба предложения оставлены неполными.
Пример № 5: Юлий Цезарь (Уильям Шекспир)
«О суд! ты убежал от жестоких зверей,
И люди потеряли рассудок. Потерпи меня,
Мое сердце там в гробу с Цезарем,
И я должен остановиться, пока оно не вернется ко мне … »
И снова Шекспир использует апозиопесис в монологе, произнесенном Антонием на похоронах Цезаря.Энтони произносит эмоциональную речь; следовательно, он не может закончить свою мысль. Это дает прекрасное драматическое воздействие.
Функция апозиопеса
Цель апозиопезиса — создать драматический или комический эффект. Писатели или ораторы используют его всякий раз, когда хотят выразить идеи, которые слишком сложны для завершения. Некоторые драматурги используют эту технику, чтобы диалоги казались искренними и реалистичными. Но наиболее эффективное использование апозиопезиса наблюдается тогда, когда читатели успешно выясняют недостающие мысли, оставленные писателем незаконченными.
.Введение: На этой странице содержится основная информация о структуре (синтаксисе) и типах предложений. Он также включает примеры типичных проблем с предложениями на письменном английском языке. Студенты ESL, которые понимают информацию на этой странице и следуют советам, имеют больше шансов хорошо писать. [Примечание для учителей / студентов продвинутого уровня] Определение: Лингвисты не могут прийти к единому мнению о том, как определить слово предложение .Для этой веб-страницы предложение будет означать: ‘ последовательность слов, первое слово которых начинается с заглавной буквы, а за последним словом следует конечный знак препинания (точка / точка, вопросительный или восклицательный знак. ) ‘. На основе этого определения некоторые предложения, написанные студентами ESL (действительно, всеми авторами), будут правильными, а другие предложения будут проблематичными. Хорошие читатели (например, учителя английского!) Могут быстро увидеть разницу между правильным и проблематичным предложением. |
Предмет / сказуемое: Все предложения о чем-то или о ком-то. Что-то или кто-то, о котором идет речь в предложении, называется субъектом предложения. В следующих предложениях испытуемые показаны красным. Обратите внимание на то, что тема часто, но не всегда, является первым в предложении.
|
Предикат содержит информацию о ком-то или чем-то, что является субъектом. Приведенные выше примеры предложений снова показаны, на этот раз с предикатом, отмеченным зеленым.
Пройдите тест на предмет и сказуемое. |
Простой субъект / предикат: Как видно из приведенных выше примеров предложений, как подлежащее, так и предикат могут состоять из многих слов.Простое подлежащее — это главное слово в подлежащем, а простой предикат — это главное слово в предикате. Простым подлежащим всегда является существительное / местоимение , а простым сказуемым всегда является глагол . В следующих предложениях простое подлежащее показано красным, а простое сказуемое — зеленым.
Из последних трех приведенных выше примеров предложений вы заметите, что простые подлежащие и простые предикаты могут состоять из более чем одного слова. |
Совет: Чтобы писать сильные, четкие предложения, вы должны знать, о ком или о чем вы пишете (тема) и что вы хотите сказать о них или о нем (сказуемое). Ваше письмо будет более интересным, если тема не будет первым делом в каждом написанном вами предложении. Пройдите тест для определения простых предметов и предикатов. |
Типы предложений: Один из способов классифицировать предложения — по содержащимся в них предложениям.(Предложение — это часть предложения, содержащего подлежащее и сказуемое.) Вот 4 типа предложений:
|
|
|
|
Совет: Текст, состоящий в основном из коротких простых предложений, может быть неинтересным или даже раздражающим при чтении. Письма, состоящие в основном из длинных и сложных предложений, обычно трудно читать. Поэтому хорошие писатели используют самые разные типы предложений. Они также иногда начинают сложные (или составно-сложные) предложения с зависимого предложения, а не с независимого предложения. В следующих примерах зависимое предложение выделено красным:
Примечание: предложения также можно разделить на категории в соответствии с их функциями. [Подробнее] Примечание. Независимые статьи также называются основными статьями и . Зависимые предложения также называются подчиненными предложениями . Пройдите тест, чтобы определить типы предложений.Пройдите тест, чтобы определить типы предложений. |
Проблемные «предложения»: Чтобы написать правильное предложение, вы должны хорошо понимать, что такое предложение. Учащиеся, которые этого не понимают или не проявляют должного внимания, часто включают в свои записи проблемные предложения. Носители английского языка так же склонны писать проблемные предложения, как и студенты ESL. Существует три основных типа проблемных предложений:
|
|
Пройдите тест, чтобы определить проблемные предложения. |
Общий совет: Если вы не уверены, написали ли вы хорошее и правильное предложение, спросите своего учителя! И помните: чем больше вы читаете по-английски, тем лучше вы становитесь писателем. Это связано с тем, что хорошее письмо дает вам модели структуры предложений на английском языке, которые окажут положительное влияние на вашу письменную работу. Примечание: Хорошее письмо — это не только цепочка разнообразных, правильно построенных предложений. Предложения также должны вести от одного к другому, чтобы текст был связным, а идеи автора — связными. Чтобы получить информацию об этих двух важных концепциях, перейдите на страницу «Языковые слова для учителей, не владеющих языком» и щелкните Cohesion . Щелкните, чтобы просмотреть собранные советы по написанию на этой странице. В Индексе письма на этом веб-сайте есть ссылки на другие упражнения по идентификации и построению предложений. Щелкните для итогового теста информации на этой странице. |