27.11.2024

Материальной основой темперамента является: Пособие «Основы общей и медицинской психологии» Часть 3

Теории темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

2. Корсакова Н. К. Клиническая нейропсихология / Н.К. Корсакова. -М., 2006. — 460 с.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2008.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. — М., 2007. — 528 с.

6. Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга / А.Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е.Д. Хомской. — М., 2004.

7. Лурия А.Р. Высшие психические функции человека и проблема их локализации систем / А.Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е.Д. Хомской. — М., 2004.

ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

© Грушева О.А.*

Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск

В данной работе рассматриваются теории темперамента, его типы и классификация, компоненты определяющие темперамент. А так же компоненты, свойства темперамента, типы телосложения и их связь с темпераментом.

Ключевые слова: темперамент, холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник, сенситивность, реактивность, активность, пикник, астеник, атлетик, диспластик.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо [1].

Объект исследования: темперамент как индивидуальное свойство личности.

Предмет: теории темперамента.

* Студент кафедры Психологии.

Цель: изучить основные теории темперамента.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав.

Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ И.Кант в конце ХУШ в. рассматривает темперамент только как психические свойства.

У Вундта (конец XIX в.) темперамент — это соотношение скорости и силы «душевных движений». В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается представление об их количестве. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера личности) [3].

Впервые изучением специфических физиологических механизмов, стоящих за наблюдаемыми психологами вариациями поведения, занялся Иван Петрович Павлов. Ученый заинтересовался связями между функционированием нервной системы и поведением [2]. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

— Общая активность психической деятельности и поведения человека.

— Двигательная, или моторная, активность.

— Эмоциональная активность.

Компоненты темперамента это активность и эмоциональность.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов его деятельности, характеризует особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняется в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того как центральная нервная система приобретает специфические человеческие формы).

Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами: сенситивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия, эмоциональна возбудимость [2, 5].

Существует много теорий темперамента [6]. Древнейшими из них являются гуморальные теории, так же существует нейродинамические и конституциональные теории темперамента, описание в данной работе.

Гуморальные теории, связывают темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматическое единство индивида, то есть единство души и тела. Надо отметить, что Гиппократ был материалистом, поэтому объяснял психосоматическое единство материальной основой — смесью «соков» в организме индивида [1].

В XX веке также пытались установить связь телосложения и свойств личности. Все конституциональные теории основываются на двух положениях, называемых «конституциональной гипотезой»: во-первых, телосложение и поведение значимо связаны друг с другом, во-вторых, эта связь имеет «конституциональную» природу, т.е. скорее всего основанную на наследственности. Эрнст Кречмер заметил, что в зависимости от типа сложения человек, оказывается, склонен к одному из психиатрических заболеваний [3].Он выделил основные группы психических качеств, которые, по его мнению, и составляют основное содержание темперамента [2, 3]. Это психо -стезия, фон настроения, психический темп, общий двигательный темп или психомоторную сферу. А с точки зрения морфологии Э. Кречмер выделил четыре психосоматических типа, пикник, астеник, атлетик, диспластик [3].

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент — это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. УШелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

— Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы).

— Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань).

— Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань) [3, 4].

Основу для разработки действительно научной нейродинамической

теории темперамента создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека [2]. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обла-

дающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: Силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.

— Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы -темперамент сангвиника;

— Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) — темперамент флегматика;

— Сильный, неуравновешенный, подвижный — темперамент холерика;

— Слабый, неуравновешенный — темперамент меланхолика.

Рассмотренные выше теории темпераментов не согласованны между

собой и отличаются одна от одной.

Накопленные факты показывают, что в большинстве теорий исследователи как будто привязаны к конечному числу типов, которое равняется четырем. Это нельзя назвать случайным совпадением. Условие, что число типов должно равняться четырем, никаким образом не вытекает ни из одного подхода, приведенного выше. Как справедливо отмечал В. Д. Небылицын, древность научной теории еще не говорит о ее правильности [6, 7]. По всей видимости, вопрос о количестве типов (ли групп?) к настоящему времени в приведенных выше теориях еще не получил удовлетворительного ответа, хотя для построения научной теории темпераментов он имеет принципиальное значение.

В настоящее время актуальной является нейродинамическая теория.

Список литературы:

1. Выготский Л. Психология / Лев Выготский. — М.: Апрель Пресс; М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 106 с.

2. Гилева О.Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента / О.Б. Гилева // Вопросы психологии. — 2000. — N 4. — С. 73-75.

3. Кречмер Э. Строение тела и характер / Перевод с немецкого. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

4. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. — М., 2000.

5. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1994.

6. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М., 1996.

7. Небылицын В.Д. Темперамент // Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. — М., 1996.

Темперамент ребенка. Как понять и как общаться?

 

Темперамент – основа поведения

 

Присмотревшись внимательнее к своему ребенку, Вы заметите, что он отличается от других детей. Часто родители сравнивают своего малыша с его сверстниками и переживают, что он еще не умеет так хорошо говорить, как соседский Петя; плачет чаще, чем старшая сестричка; у него много страхов или, наоборот, ничего не боится; часто просто неуправляем, не то, что спокойная девочка, живущая напротив. Сравнивая детей, родители забывают, что каждый малыш уже с рождения индивидуален.

Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от ТЕМПЕРАМЕНТА. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве.  

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама – холерик, малыш – флегматик), это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании, т.к мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т.д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у малыша комплекс неполноценности. 

В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип. 

Итак, четыре типа темперамента. 

Сангвиник

 

 

Ребенка-сангвиника отличает выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но малыш быстро утешается, не злопамятен. Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ему интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Добрый, не жадный. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать своего малыша то, что он не захочет сам. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Малыш склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться; находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен.

Обычно быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой. Печалится редко, легко поднять ему настроение. Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве). 

 

Холерик

 

 

Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет (достать Вашу любимую вазу с полки или простроить башню из кубиков) При этом проявит удивительную изобретательность. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, которая очень развита. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; выразительная мимика. Основное настроение—жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; может быть несдержан. Легко приходит в ярость, но быстро успокаивается, не злопамятен.

В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам воспитателей в детском саду: малыш неусидчив, много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Со сверстниками часто ссорится, даже дерется, доказывая свою правоту силой, а не разумными доводами. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. Спит мало, просыпается рано; в еде неразборчив, ест «на лету», «кусочничает». При воспитании маленького холерика от Вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Дома должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Такому ребенку необходимо большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. Полезны занятия спортом, подвижный образ жизни. Учите ребенка проигрывать, думать над своими поступками. Читайте книги и истории о героических поступках, где воля и спокойствие творят чудеса.
Ругать, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других!!! 

 

Меланхолик

 

 

Малыш-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. Например, несколько минут назад малыш увлеченно рисовал, и вот уже горько плачет. Из-за чего? Может, рисунок не получился или карандаш сломался. Малышу нетрудно найти повод для огорчения. Плачет часто, долго и горько. С трудом включается в игры других детей, пугается чужих, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого малыша часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности.

Засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать; утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, не любит спорт, соревновательные игры. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречается именно у меланхоликов. Во время адаптации к детскому саду часто наблюдается регресс в развитии (ребенок «скатывается» назад, забывает многие умения и навыки). Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей. При воспитании такого ребенка главное – такт и терпение. Он очень медленно учится, потому что боится нового, везде ему мерещатся трудности и опасности, при возникновении проблем сразу опускает руки. Вместо того, чтобы переживать, что малыш упадет с горки, Вам придется уговаривать его залезть туда. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Они не публичные люди, отказываются выступать на утренниках, отвечать у доски. Любое замечание, плохая оценка приводят ребенка в отчаяние.
Поэтому вам придется постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; приучайте к критике постепенно, ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите малыша за другие достижения или просто за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь. Помните, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для Вашего ребенка, от этого он может даже заболеть. У малыша в семье должен быть человек (мама, папа, бабушка или домашнее животное), которому он мог бы полностью довериться, постоянно получать от него тепло и внимание. 

 

Флегматик

 

 

Малыш-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить.

Малыш двигается мало, может целый день просидеть в одиночестве, играя с любимой машинкой. Не стоит его беспокоить, он вряд ли согласится на предложение поболтать или поиграть в другую игру. У флегматика несколько любимых игрушек, он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается. Ест много, не привередлив. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, когда начинаете посещать детский сад или просите поздороваться с тетей на улице. Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых в семье правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Если Вы собираетесь идти гулять, заранее предупредите ребенка, будьте готовы к тому, что он станет медленно одеваться, торопить бесполезно, лучше выделите побольше времени. Вообще, ребенок-флегматик все делает медленно, в том числе и учится. Он не находчив, с трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое. В то же время он очень настойчив, энергичен, даже упрям, может долгое время работать не утомляясь.
Главное – не ограничивать ребенка во времени, не торопить. Флегматик тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с энергичностью холерика. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Хорошо развита долговременная память, т.е. долго помнит выученные стихи, песенки, новое учит долго и с трудом. Дети считают его скучным, но с удовольствием играют с флегматиком в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери) Родителям полезно развивать творческую фантазию (творите вместе, сочиняйте), приветствуются занятия вышиванием, музыкой, лепкой, рисованием. Не слишком рано отправляйте спать на ночь, не давайте пересыпать днем, пусть ребенок больше двигается, занимайтесь закаливанием. 

 

Темперамент – Что это такое? — Лучший уход за детьми — Penn State Extension

Темперамент — это эмоциональный и поведенческий стиль реакции ребенка на мир, и исследователи обнаружили, что на него влияют девять черт.

Темперамент – что это такое?

Темперамент – это эмоциональный и поведенческий стиль реакции ребенка на окружающий мир. Свой стиль темперамента ребенок проявляет с самого рождения. Исследователи Александр Томас и Стелла Чесс обнаружили, что на темперамент влияют девять характеристик темперамента: активность, регулярность, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность, настроение, отвлекаемость, продолжительность концентрации внимания и сенсорный порог. Каждая черта имеет ряд уровней, и реакции темперамента будут различаться в зависимости от силы каждой черты. Эти черты объединяются, чтобы создать уникальный темперамент ребенка, а темперамент ребенка будет влиять на то, как другие взаимодействуют с ним, как он реагирует эмоционально и как он реагирует на новые ситуации. Зная темперамент ребенка, вы можете оценить, как ребенок может действовать, и сможете более целенаправленно планировать действия, создающие конструктивную ситуацию для ребенка. Наблюдайте за каждым ребенком и оценивайте уровни всех девяти черт темперамента, чтобы вы могли распознать и понять стиль каждого ребенка.

Идеи для реагирования на темпераменты

  • Занятие – Дайте детям время для движения в течение дня и предоставьте детям выбор. Пусть активный ребенок отойдет от круга, если у него есть шевеления. Выделите место на игровой площадке для детей, чтобы они могли сидеть и играть за столом на свежем воздухе.
  • Регулярность . Включите в свой график постоянное время для рутинных дел, но добавьте некоторую гибкость в рутину. В качестве перекуса, вместо группового перекуса за один раз, разложите закуски на длительный период и разрешите детям есть в любой момент в течение периода перекуса.
  • Первоначальная реакция – Подготовьте детей к знакомству с новыми людьми и новым занятиям. Присоединяйтесь к колеблющимся детям или оставайтесь рядом с ними, чтобы обеспечить им чувство безопасности.
  • Адаптивность – Сообщите детям о предстоящих изменениях и обсудите, что произойдет. Будьте готовы реагировать на нежелание детей и давать детям дополнительное время для перехода.
  • Интенсивность – Если ребенок шумный, создайте места и занятия, которые позволят ребенку быть шумным. Организуйте пространства и занятия так, чтобы не мешать или не затмевать более спокойные занятия и зоны.
  • Настроение – Узнайте, что нравится детям. Для детей, которые склонны к негативу, используйте лайки, чтобы поднять настроение. Если ребенок часто жалуется на уборку, а вы знаете, что он любит динозавров, во время уборки притворяйтесь динозаврами. Или спрячьте любимую игрушку динозавра, за которой ребенок может охотиться во время уборки.
  • Отвлекаемость — Ограничьте отвлекающие факторы в окружающей среде, посмотрев, где и когда вы настраиваете действия. Вместо того, чтобы заниматься манипулятивными действиями, когда школьники приходят из школы, выполняйте действия позже с дошкольниками во время выполнения домашних заданий школьного возраста.
  • Настойчивость/концентрация внимания – Предлагайте занятия различной продолжительности и сложности. Для более активного занятия попробуйте разбить его на два или три занятия, если это возможно.
  • Сенсорный порог – Учитывайте интенсивность сенсорных раздражителей. Измените интенсивность, ища альтернативные материалы или адаптируя материалы. Используйте теплую воду в грунтовых водах или дайте ребенку надеть перчатки, чтобы рисовать пальцами. Для переходных сигналов используйте дождевую палку вместо звонка или приглушите свет вместо того, чтобы включать и выключать свет.

Черты темперамента

Черта Определение Диапазон Характеристики
Деятельность Уровень энергии и количество движений. энергичный против малоподвижного образа жизни Активные дети предпочитают быть в движении и могут испытывать трудности сидеть в течение более длительного времени. Малоподвижные дети предпочитают стационарную деятельность и могут быть медлительными. движущийся.
Регулярность Естественные закономерности и графики биологических функций (напр. сон, выделение, еда). предсказуемый и переменный Дети с регулярным поведением будут развиваться предсказуемо расписания. Дети с нерегулярные шаблоны не разрабатывают графиков и могут занять больше времени для завершения некоторые развивающие задания, например, приучение к туалету.
Начальная реакция Реакция на новых людей и ситуации. открытый или колеблющийся Дети, которые открыто отвечают, пойдут к новым людям и исследуют новые игрушки и окружение. Нерешительные дети будут сторониться новых людей и будут неудобно в новых условиях.
Адаптивность Способность приспосабливаться к изменениям. аккомодирующий и устойчивый Дети с высокой степенью адаптации примут изменения в распорядке дня, деятельности, окружающей среды. Дети, которые не адаптируются, будут сопротивляться изменениям и могут стать расстраиваюсь, когда сталкиваюсь с изменениями.
Интенсивность Эмоциональная реакция на события. буйный против вялого Интенсивные дети эмоциональны в своих ответах, позитивны и отрицательный. Менее интенсивный дети могут не проявлять особых эмоций или казаться отстраненными.
Настроение Типичное эмоциональное мировоззрение. положительных и отрицательных Детям с позитивным настроем легче угодить и ухаживать быть более ровным в своих взаимодействиях с другими. Дети с негативным поведением их труднее утешить или угодить, и они могут быть неприятными в общении.
Отвлекаемость Способность к концентрации. внимательный против рассеянного Дети, которые могут сосредоточиться, лучше способны блокировать окружающий шум и деятельность. Дети, которые не могут хорошо сосредоточиться, могут быть легко обеспокоены другим шумом и активность.
Настойчивость – Внимание Пролет Возможность оставаться с активностью. погруженный против незаинтересованного Настойчивые дети останутся с занятием и могут быть внимательны в течение длительного времени. Детям с короткой концентрацией внимания будет трудно оставаться с расширенные или многоступенчатые действия.
Сенсорный порог Реакция на сенсорные раздражители. (например, текстура, прикосновение, яркость, объем, вкус, аромат) невозмутимый против раздраженного Дети с высоким сенсорный порог более комфортны с сенсорным опытом и могут не замечать сенсорные раздражители. Дети с низким сенсорным порогом больше подвержены сенсорным нарушениям. раздражители и могут быть возбуждены сенсорными переживаниями.

Ресурсы – Шкалы оценки темперамента:
  • Центр психического здоровья детей младшего возраста – «Инструмент для изучения темперамента младенцев».
  • Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения – «Континуум темперамента» (рабочая записка № 23).

СОВЕТЫ 14-6

Скачать публикацию

Темперамент – что это такое? (PDF)

Подробнее о статье

Заголовок

Темперамент – что это такое?

Эта публикация доступна в альтернативных СМИ на запрос.

У вас нет товаров в корзине.

Знакомство с четырьмя темпераментами > Блог > The Rose Garden — Buffalo, NY

«Есть четыре времени года, четыре элемента (земля, огонь, вода и воздух) и четыре основных темперамента, присущих людям. Гиппократ определили их, чтобы лучше понять индивидуальные различия и то, как они влияют на то, как люди реагируют на исцеляющие процедуры. Педагогам и родителям необходимо знать что-то о них, чтобы понимать и удовлетворять потребности наших детей. Это также помогает нам в стремлении на протяжении всей жизни понимание себя и наших отношений с другими

Я познакомлю вас с темпераментами и предложу, если вы хотите узнать больше, просмотреть книги Штайнера или Anthroposophic Press, чтобы найти материалы для чтения по этой теме. Учителя Вальдорфа используют эту информацию, чтобы адаптировать свои уроки для детей, которых они обучают, а также для того, чтобы улучшить их понимание людей, с которыми они сталкиваются. С эскизом, который я предоставляю, можно упростить темпераменты, когда на самом деле люди полны нюансов. Пусть эта картинка станет началом вашего понимания, чем-то, на чем можно будет основываться.

Четыре темперамента: холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник. Конечно, каждый темперамент может быть в равновесии или нет, и то, как мы их воспринимаем, сильно различается в зависимости от того, есть ли равновесие. Темпераменты не бывают хорошими или плохими, и со зрелостью и саморазвитием мы стремимся, чтобы каждый темперамент стал целым. С другой стороны, дети, как правило, проявляют больше одного темперамента, и поэтому мы можем легко определить их сильные стороны и то, что нужно усилить или сбалансировать. В нашей жизни также есть время, когда каждый из темпераментов представлен наиболее сильно; например, детство — это время сангвинизма, поэтому даже у ребенка с холерическим темпераментом в детстве будет сильный сангвинический компонент.

Темперамент холериков отличается страстностью, они могут быть великими лидерами или, если они неуравновешены, диктаторами. Холерический темперамент представлен огнем и сезоном лета. Холерики ориентированы на действия и любят добиваться цели, вкладывая в достижение много энергии и сердца, часто ища вызовы. Ребенок с холерическим темпераментом обладает сильной волей и обычно достаточно активен; они склонны быть экстравертами. Обычно в жизни человека период, когда холерические наклонности наиболее выражены, приходится на юность.

Если холерик ассоциируется с действием и летом, то меланхолик ассоциируется с глубоким размышлением, землей и сезоном осени. Они могут быть очень сострадательными и великими гуманистами, если не зацикливаются на жалости к себе и чрезмерной субъективности. Меланхолики имеют богатую внутреннюю жизнь и обычно интроверты. Маленькие дети с меланхолическим темпераментом, как правило, уделяют много внимания физическим и эмоциональным травмам и могут быть задумчивыми. Они также могут проводить много времени, тихо играя сами по себе. В целом, люди, как правило, становятся более меланхоличными, когда достигают зрелости, более глубоко обдумывая вещи и следя за несправедливостью.

При рассмотрении фельгматика подумайте о сезоне зимы и стихии воды. Флегматик любит комфорт, а ребенок с флегматичным темпераментом тоже с удовольствием спокойно сидит и играет, любит поесть и поспать. Они, как правило, интроверты и очень проницательны. Распорядок очень важен для фельгматиков, и они обычно уравновешены, хотя могут быть очень упрямыми, если их подтолкнуть. Время жизни, имеющее в целом флегматичный характер, — это старость. Иногда мы встречаем маленьких детей, которые напоминают стариков в молодых телах; у них обычно фелгматический темперамент.

Наконец, сангвинический темперамент связан с сезоном весны и стихией воздуха. Представьте себе бабочку, порхающую с одного цветка на другой, и вы получите картину сангвинического темперамента. Существует тенденция быть веселым, легко отпускать вещи и любить перемены и разнообразие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *