Первая теория темперамента, разработанная ещё Гиппократом, опиралась на физиологические характеристики соотношения четырёх базовых жидкостей, которые по предположению гениального врача определяли работу человеческого организма. Впоследствии все теории темперамента так или иначе рассматривали вопрос взаимосвязи темперамента и физиологических характеристик, полагая существенной роль именно физиологии в формировании темперамента. Сегодня наиболее серьёзно рассматриваются концепции, рассматривающие темперамент как комплекс особенностей нервной системы, которая является управляющей для всего организма. |
Название | Внешние признаки | Особенности речи | Специфика общения |
Холерический | Подвижные глаза, губы образуют прямую, взгляд охватывает все пространство, в котором находится. | Быстрая реакция на заданный вопрос, как и общий темп ответа. | В разговоре с несколькими собеседниками стремится поддерживать зрительный контакт со всеми, спешно принимает решения. |
Сангвинический | Уголки рта приподняты вверх, угол зрения широкий. | Часто переключается с одной темы на другую, разговаривает бегло. | Старается удерживать взором каждого участника полилога. |
Флегматический | Смотрит как бы вглубь себя, губная линия ровная, прямая. | Медленная, длинные паузы в разговоре. | Взгляд направлен только на того, к кому непосредственно обращается флегматик.![]() |
Меланхолический | Глядит скорее внутрь себя, чем на окружающих, уголки губ опущены. | Темп средний, в голосе звучит неуверенность. | Поддерживает зрительный контакт лишь с тем, с кем говорит в настоящий момент. |
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Учение Гиппократа о темпераментах
По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).
По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.
Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.
Сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики
Четыре типа темперамента
- Сангвиники – люди востока (для Гиппократа восток связан с Малой Азией). Климат самый здоровый – теплый, сухой, местность – цветущая равнина. Поэтому и люди востока «прекраснейшие на вид» по телосложению. У этих людей преобладает кровь – sanguis (лат.). Они приятны в обхождении, приветливы, жизнерадостны.
- Холерики – люди севера. Гиппократ имел в виду горную страну, скорее всего Македонию. Климат здесь холодный и сухой, местность – горная, дикая. «Там увидишь ты людей твердых и тощих, с хорошо расчлененным телом, сильных и волосатых, они от природы энергичны и предприимчивы. По душевным свойствам – это люди гордые, упорные, им более свойственна резкость, чем мягкость, они способны к искусствам и военным делам». У этих людей в теле преобладает желтая желчь – chole (греч.).
- Флегматики – люди юга. Климат здесь теплый, но сырой, местность – равнина, но тоже сырая, парная, воды стоячие, затхлые; все это расслабляет человека и делает его сырым, рыхлым; по темпераменту они кажутся «вялыми и сонливыми», в искусствах они неуклюжи, не имеют тонкости», они «слабы душой и неспособны переносить труды».
Из всех влаг в их теле преобладает слизь – phlegma (greч.).
- Меланхолики – это люди запада. По климату и местности Гиппократ сравнивал их страну с осенью. Их темперамент хмурый, нагоняющий тоску, но в то же время упорный в этих своих свойствах. В их телесных жидкостях преобладает черная желчь – melaina chole (греч.).
Связь темперамента и типа заболевания
Гиппократ на основе собственных многочисленных наблюдений сделал предположение о связи темперамента и типа заболевания. Так, флегматики — люди влажные, изобилующие холодной слизью, желудок их часто расстраивается. В холодный и дождливый сезон года у них происходит накопление слизи в мозгу. У флегматиков могут быть плевриты, пневмонии и всякие горячки.
Холерики имеют сухие, твердые и здоровые головы, у них крепкие желудки. Поскольку в их организме преобладает желчь, они склонны ко всем болезням, называемым «острыми»: к нагноительным заболеваниям, к «разрывам жил» (в носу, мозгу), к сильным и острым страданиям глаз и т. д.
Сангвиники мало расположены к болезням.
Зависимость темперамента от времени года, возраста и политического строя
Политический строй и общественные установки влияют на природу человека, несколько трансформируя ее. Возраст, и времена года способствуют изменению темперамента.
- «Зимою увеличивается в человеке количество слизи, так как она из всех элементов, существующих в теле, наиболее «подходит природе зимы, будучи весьма холодна». Гиппократ
- «Организм остается здоровым при оптимальном соотношении соков, нарушение этого соотношения (дискразия) ведет к болезни». Гиппократ
Понятие
Cлово «,темперамент», возникло от латинского «,temperamentum»,, что в переводе значит «,соотношение частей»,.
Темперамент , это система индивидуальных особенностей нашей психики, идентифицирующих поведение и внутреннее состояние.
Он закладывается в нас с момента его зачатия. Это то, что практически невозможно изменить, хотя он не передаётся по наследству и не является набором генетических факторов.
Это сформировавшиеся установки, которые прочно укоренились в сознании, и теперь с их помощью человек станет индивидом.
До сих пор сложно сказать, что влияет на его формирование. Наследственность в этом плане не играет никакой роли: частенько в паре с похожими темпераментами рождается ребёнок с разнящимися установками поведения.
Темперамент неразрывно связан с нервной системой (НС). То, как человек реагирует на окружающую среду, насколько он спокоен или, наоборот, импульсивен, какие эмоции у него возникают , это всё его проявление. Вот только всё описанное , психологическая его основа. А есть ещё и физиологическая.
Развитие идей Гиппократа
Учение оказало большое влияние на представления медиков и психологов последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».
Развитие идей Гиппократа предпринято многими медиками, физиологами и психологами. Наиболее интересные исследования представлены трудами Э. Кречмера, У. Шелдона, Г. Айзенка, И.П. Павлова, Я. Стреляу, Л.Н. Собчик, В.П. Русаловым, В.Д. Небылицыным, Т.Ф. Базылевич и др.
Исследования Э.Кречмера и У.Шелдона. Презентация.
Исследования Г. Айзенка, И.П. Павлова, Я. Стреляу.
Методика Яна Стреляу
Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою классификацию темпераментов
.
Основываясь на данных своего теста, Стреляу определил, что свойства нервной системы (Павлова) могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия-интроверсия, невротизм, тревожность.
Им была создана концепция темперамента — регулирующая теория темперамента
(RTT). Темпераменту (реактивности и активности) определена важная роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой, в этом и заключается смысл RTT.
Стреляу считал, что свойства темперамента «… возникая на основе определенных анатомофизиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды…» (Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982).
Литература
- Гиппократ. «Избранные книги». М., Биомедгиз, 1936.
- Гиппократ. «Сочинения». М.-Л., Медгиз, 1944, т.II-III.
- Гусев И.С. Гиппократ. Донецк: Донеччина. 1995. ISBN 5-86938-095-2
- Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. СПб., 1840.
- Козлов А. М., Косарев И. И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины: Уч.пособие. М.: I ММИ. 1983.
- Жак Ж. Гиппократ. / Пер. с фр. (Серия «След в истории»). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
- Петров Б.Д. «Гиппократ». Клинич.медицина, 1990, №9, с. 116-119.
Темперамент ребенка. Как понять и как общаться?
Темперамент – основа поведения
Присмотревшись внимательнее к своему ребенку, Вы заметите, что он отличается от других детей. Часто родители сравнивают своего малыша с его сверстниками и переживают, что он еще не умеет так хорошо говорить, как соседский Петя; плачет чаще, чем старшая сестричка; у него много страхов или, наоборот, ничего не боится; часто просто неуправляем, не то, что спокойная девочка, живущая напротив. Сравнивая детей, родители забывают, что каждый малыш уже с рождения индивидуален.
Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от ТЕМПЕРАМЕНТА. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве.
Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама – холерик, малыш – флегматик), это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании, т. к мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т.д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у малыша комплекс неполноценности.
В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип.
Итак, четыре типа темперамента.
Сангвиник
Ребенка-сангвиника отличает выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но малыш быстро утешается, не злопамятен. Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ему интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Добрый, не жадный. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать своего малыша то, что он не захочет сам. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Малыш склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться; находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Обычно быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой. Печалится редко, легко поднять ему настроение. Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве).
Холерик
Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет (достать Вашу любимую вазу с полки или простроить башню из кубиков) При этом проявит удивительную изобретательность. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, которая очень развита. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; выразительная мимика. Основное настроение—жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; может быть несдержан. Легко приходит в ярость, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам воспитателей в детском саду: малыш неусидчив, много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить.
Меланхолик
Малыш-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. Например, несколько минут назад малыш увлеченно рисовал, и вот уже горько плачет. Из-за чего? Может, рисунок не получился или карандаш сломался. Малышу нетрудно найти повод для огорчения. Плачет часто, долго и горько. С трудом включается в игры других детей, пугается чужих, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого малыша часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать; утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, не любит спорт, соревновательные игры. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречается именно у меланхоликов.

Флегматик
Малыш-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить. Малыш двигается мало, может целый день просидеть в одиночестве, играя с любимой машинкой. Не стоит его беспокоить, он вряд ли согласится на предложение поболтать или поиграть в другую игру. У флегматика несколько любимых игрушек, он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается.

Темперамент – Что это такое? — Лучший уход за детьми — Penn State Extension
Темперамент — это эмоциональный и поведенческий стиль реакции ребенка на мир, и исследователи обнаружили, что на него влияют девять черт.
Темперамент – что это такое?
Темперамент – это эмоциональный и поведенческий стиль реакции ребенка на окружающий мир. Свой стиль темперамента ребенок проявляет с самого рождения. Исследователи Александр Томас и Стелла Чесс обнаружили, что на темперамент влияют девять характеристик темперамента: активность, регулярность, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность, настроение, отвлекаемость, продолжительность концентрации внимания и сенсорный порог. Каждая черта имеет ряд уровней, и реакции темперамента будут различаться в зависимости от силы каждой черты. Эти черты объединяются, чтобы создать уникальный темперамент ребенка, а темперамент ребенка будет влиять на то, как другие взаимодействуют с ним, как он реагирует эмоционально и как он реагирует на новые ситуации. Зная темперамент ребенка, вы можете оценить, как ребенок может действовать, и сможете более целенаправленно планировать действия, создающие конструктивную ситуацию для ребенка. Наблюдайте за каждым ребенком и оценивайте уровни всех девяти черт темперамента, чтобы вы могли распознать и понять стиль каждого ребенка.
Идеи для реагирования на темпераменты
- Занятие – Дайте детям время для движения в течение дня и предоставьте детям выбор.
Пусть активный ребенок отойдет от круга, если у него есть шевеления. Выделите место на игровой площадке для детей, чтобы они могли сидеть и играть за столом на свежем воздухе.
- Регулярность . Включите в свой график постоянное время для рутинных дел, но добавьте некоторую гибкость в рутину. В качестве перекуса, вместо группового перекуса за один раз, разложите закуски на длительный период и разрешите детям есть в любой момент в течение периода перекуса.
- Первоначальная реакция – Подготовьте детей к знакомству с новыми людьми и новым занятиям. Присоединяйтесь к колеблющимся детям или оставайтесь рядом с ними, чтобы обеспечить им чувство безопасности.
- Адаптивность – Сообщите детям о предстоящих изменениях и обсудите, что произойдет. Будьте готовы реагировать на нежелание детей и давать детям дополнительное время для перехода.
- Интенсивность – Если ребенок шумный, создайте места и занятия, которые позволят ребенку быть шумным.
Организуйте пространства и занятия так, чтобы не мешать или не затмевать более спокойные занятия и зоны.
- Настроение – Узнайте, что нравится детям. Для детей, которые склонны к негативу, используйте лайки, чтобы поднять настроение. Если ребенок часто жалуется на уборку, а вы знаете, что он любит динозавров, во время уборки притворяйтесь динозаврами. Или спрячьте любимую игрушку динозавра, за которой ребенок может охотиться во время уборки.
- Отвлекаемость — Ограничьте отвлекающие факторы в окружающей среде, посмотрев, где и когда вы настраиваете действия. Вместо того, чтобы заниматься манипулятивными действиями, когда школьники приходят из школы, проделайте эти действия с дошкольниками позже, во время домашних заданий школьников.
- Настойчивость/концентрация внимания – Предлагайте занятия различной продолжительности и сложности. Для более активного занятия попробуйте разбить его на два или три занятия, если это возможно.
- Сенсорный порог – Учитывайте интенсивность сенсорных раздражителей. Измените интенсивность, ища альтернативные материалы или адаптируя материалы. Используйте теплую воду в грунтовых водах или дайте ребенку надеть перчатки, чтобы рисовать пальцами. Для переходных сигналов используйте дождевую палку вместо звонка или приглушите свет вместо того, чтобы включать и выключать свет.
Черты темперамента
Черта | Определение | Диапазон | Характеристики | |
---|---|---|---|---|
Деятельность | Уровень энергии и количество движений. | энергичный против малоподвижного образа жизни | Активные дети предпочитают быть в движении и могут испытывать трудности сидеть в течение более длительного времени. Малоподвижные дети предпочитают стационарную деятельность и могут быть медлительными. движущийся. | |
Регулярность | Естественные закономерности и графики биологических функций (напр.![]() | предсказуемый и переменный | Дети с регулярным поведением будут развиваться предсказуемо расписания. Дети с нерегулярные шаблоны не разрабатывают графиков и могут занять больше времени для завершения некоторые развивающие задания, например, приучение к туалету. | |
Начальная реакция | Реакция на новых людей и ситуации. | открытый или колеблющийся | Дети, которые открыто отвечают, пойдут к новым людям и исследуют новые игрушки и окружение. Нерешительные дети будут сторониться новых людей и будут неудобно в новых условиях. | |
Адаптивность | Способность приспосабливаться к изменениям. | аккомодирующий и устойчивый | Дети с высокой степенью адаптации примут изменения в распорядке дня,
деятельности, окружающей среды.
Дети, которые не адаптируются, будут сопротивляться изменениям и могут стать
расстраиваюсь, когда сталкиваюсь с изменениями.![]() | |
Интенсивность | Эмоциональная реакция на события. | буйный против вялого | Интенсивные дети эмоциональны в своих ответах, позитивны и отрицательный. Менее интенсивный дети могут не проявлять особых эмоций или казаться отстраненными. | |
Настроение | Типичное эмоциональное мировоззрение. | положительных и отрицательных | Детям с позитивным настроем легче угодить и ухаживать быть более ровным в своих взаимодействиях с другими. Дети с негативным поведением их труднее утешить или угодить, и они могут быть неприятными в общении. | |
Отвлекаемость | Способность к концентрации. | внимательный против рассеянного | Дети, которые могут сосредоточиться, лучше способны блокировать окружающий шум и деятельность. Дети, которые не могут хорошо сосредоточиться, могут быть легко обеспокоены другим шумом и активность. | |
Настойчивость – Внимание Пролет | Возможность оставаться с активностью.![]() | погруженный против незаинтересованного | Настойчивые дети останутся с занятием и могут быть внимательны в течение длительного времени. Детям с короткой концентрацией внимания будет трудно оставаться с расширенные или многоступенчатые действия. | |
Сенсорный порог | Реакция на сенсорные раздражители. (например, текстура, прикосновение, яркость, объем, вкус, аромат) | невозмутимый против раздраженного | Дети с высоким сенсорный порог более комфортны с сенсорным опытом и могут не замечать сенсорные раздражители. Дети с низким сенсорным порогом больше подвержены сенсорным нарушениям. раздражители и могут быть возбуждены сенсорными переживаниями. |
- Центр психического здоровья детей младшего возраста – «Инструмент для изучения темперамента младенцев».
- Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения – «Континуум темперамента» (рабочая записка № 23).
СОВЕТЫ 14-6
Скачать публикацию
Темперамент – что это такое? (PDF)
Подробнее о статье
Заголовок
Темперамент – что это такое?Эта публикация доступна в альтернативных СМИ на запрос.
У вас нет товаров в корзине.
Знакомство с четырьмя темпераментами > Блог > The Rose Garden — Buffalo, NY
«Есть четыре времени года, четыре элемента (земля, огонь, вода и воздух) и четыре основных темперамента, присущих людям. Гиппократ определили их, чтобы лучше понять индивидуальные различия и то, как они влияют на то, как люди реагируют на исцеляющие процедуры. Педагогам и родителям необходимо знать что-то о них, чтобы понимать и удовлетворять потребности наших детей. Это также помогает нам в стремлении на протяжении всей жизни понимание себя и наших отношений с другими
Я познакомлю вас с темпераментами и предложу, если вы хотите узнать больше, просмотреть книги Штайнера или Anthroposophic Press, чтобы найти материалы для чтения по этой теме. Учителя Вальдорфа используют эту информацию, чтобы адаптировать свои уроки для детей, которых они обучают, а также для того, чтобы улучшить их понимание людей, с которыми они сталкиваются. С эскизом, который я предоставляю, можно упростить темпераменты, когда на самом деле люди полны нюансов. Пусть эта картинка станет началом вашего понимания, чем-то, на чем можно будет основываться.
Четыре темперамента: холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник. Конечно, каждый темперамент может быть в равновесии или нет, и то, как мы их воспринимаем, сильно различается в зависимости от того, есть ли равновесие. Темпераменты не бывают хорошими или плохими, и со зрелостью и саморазвитием мы стремимся, чтобы каждый темперамент стал целым. С другой стороны, дети, как правило, проявляют больше одного темперамента, и поэтому мы можем легко определить их сильные стороны и то, что нужно усилить или сбалансировать. В нашей жизни также есть время, когда каждый из темпераментов представлен наиболее сильно; например, детство — это время сангвинизма, поэтому даже у ребенка с холерическим темпераментом в детстве будет сильный сангвинический компонент.
Темперамент холериков отличается страстностью, они могут быть великими лидерами или, если они неуравновешены, диктаторами. Холерический темперамент представлен огнем и сезоном лета. Холерики ориентированы на действия и любят добиваться цели, вкладывая в достижение много энергии и сердца, часто ища вызовы. Ребенок с холерическим темпераментом обладает сильной волей и обычно достаточно активен; они склонны быть экстравертами. Обычно в жизни человека период, когда холерические наклонности наиболее выражены, приходится на юность.
Если холерик ассоциируется с действием и летом, то меланхолик ассоциируется с глубоким размышлением, землей и сезоном осени. Они могут быть очень сострадательными и великими гуманистами, если не зацикливаются на жалости к себе и чрезмерной субъективности. Меланхолики имеют богатую внутреннюю жизнь и обычно интроверты. Маленькие дети с меланхолическим темпераментом, как правило, уделяют много внимания физическим и эмоциональным травмам и могут быть задумчивыми. Они также могут проводить много времени, тихо играя сами по себе. В целом, люди, как правило, становятся более меланхоличными, когда достигают зрелости, более глубоко обдумывая вещи и следя за несправедливостью.
При рассмотрении фельгматика подумайте о сезоне зимы и стихии воды. Флегматик любит комфорт, а ребенок с флегматичным темпераментом тоже с удовольствием спокойно сидит и играет, любит поесть и поспать. Они, как правило, интроверты и очень проницательны. Распорядок очень важен для фельгматиков, и они обычно уравновешены, хотя могут быть очень упрямыми, если их подтолкнуть. Время жизни, имеющее в целом флегматичный характер, — это старость. Иногда мы встречаем маленьких детей, которые напоминают стариков в молодых телах; у них обычно фелгматический темперамент.
Наконец, сангвинический темперамент связан с сезоном весны и стихией воздуха. Представьте себе бабочку, порхающую с одного цветка на другой, и вы получите картину сангвинического темперамента. Существует тенденция быть веселым, легко отпускать вещи и любить перемены и разнообразие.