Краткое изложение теории Маслоу, теория мотивации личности
В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.
Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.
Пирамида Маслоу
Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.
Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.
- Органические (физиологические): голод, жажда, сон.
- Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
- Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
- Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
- Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.
Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту. Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков. Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.
Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.
- Физиологические.
- Потребности в безопасности.
- Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
- Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
- Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
- Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
- Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.
В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).
Самоактуализация
Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:
- адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
- принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
- умение следовать своим желаниям;
- спонтанность действий, естественность и простота;
- способность фокусироваться на задаче;
- потребность в уединении;
- независимость;
- способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
- мистичность, могут находиться в высших состояниях;
- демократичность;
- способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
- чувство юмора.
Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.
Гибкость теории Маслоу
Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.
Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно. Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить. Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.
Применение теории Маслоу
Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.
Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.
- Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
- Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
- Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.
Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.
Недостатки теории Маслоу
Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения. Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны. Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.
Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить, насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.
Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти. Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением. Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.
Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.
В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.
Теория личности Маслоу
Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции — о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.
Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества.
Теория личности Маслоу не менее активно выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.
В отличие от психоаналитиков которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, в теории личности Маслоу, считается, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.
Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 — историческими личностями, среди которых были А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности — стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности — семья, дружба;
потребность в уважении — самоуважение, признание; потребность в самоактуализации — развитие способностей.
Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу — это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.
Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности
Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
Работа «Мотивация и личность» представляет собой сборник записей о своей деятельности одного из самых выдающихся психологов XX столетия – Абрахама Маслоу, и более всего книга будет интересна людям, интересующимся его идеями. Как правило, это психологи, педагоги, представители социальных наук, бизнесмены и те, для кого важно как можно больше знать о силах, движущих действиями людей.
Несмотря на то, что публикация первого издания книги «Мотивация и личность» состоялась в далёком 1954 году, даже спустя более 50 лет представленная в ней информация сохраняет свою актуальность. Исследование, которому посвящена книга, было личной инициативой учёного и проводилось им из чистого любопытства и в стремлении разрешить волновавшие его в то время задачи нравственного, этического и научного характера.
Об Абрахаме Маслоу
Абрахам Маслоу – один из наиболее знаменитых и выдающихся американских психологов, являющийся основателем гуманистического направления в психологии. Также он считается автором пирамиды потребностей (пирамиды Маслоу) – особой иерархической диаграммы, отображающей потребности людей. Модель иерархии потребностей, разработанная этим учёным, стала активно применяться в экономической науке, т.к. имеет огромное значение в моделировании теорий мотивации и поведения потребителей. Маслоу прошёл путь от непризнанного и вызывающего насмешки преподавателя в колледже до главы Американской ассоциации психологов и человека, обладающего огромным авторитетом в области психологии.
Краткое содержание книги «Мотивация и личность»
Книга состоит из предисловия, введения, четырёх частей, включающих в общей сложности 18 глав, и послесловия.
Введение
Абрахам Маслоу явился тем человеком, который нашёл в себе силы и смелость, чтобы прислушаться к себе и поверить в позитивный потенциал человечества. В книге «Мотивация и личность» рассматриваются вопросы, которые оказали сильнейшее воздействие на формирование позитивной и целостной точки зрения на природу человека. А особое внимание уделяется таким вопросам как самоактуализация, выбор и ценности.
Часть 1. Теория мотивации (Главы 1-6)
В первой главе рассматривается гуманистическая критика теорий мотивации, относящихся к бихевиористскому направлению, подчёркивается важность исследования личности как единого целого. Закладывается фундамент для гуманистической теории мотивации.
Во второй главе Маслоу представляет созданную им иерархию потребностей, интегрируя одновременно с этим философию гуманизма, фрейдизма и бихевиоризма. Потребности человека могут быть представлены в иерархическом порядке, что и отражается в пирамиде Маслоу.
Следующая глава посвящена исследованию сущности иерархии потребностей. Во всех деталях рассматривается удовлетворение потребностей, его последствия, взаимосвязь с обучением, становлением характера, психическим здоровьем и другими феноменами.
В четвёртой главе автором пересматривается теория инстинкта, объясняющая поведение человека с биологической точки зрения. Инстинкты являются основой всех действий человека, однако Маслоу указывает на то, что на его действия воздействует и среда и наследственность, а влияние инстинктивной составляющей крайне незначительно.
Пятая глава рассматривает вопросы различий между различными уровнями потребностей в иерархии Маслоу. Изначально должны удовлетворяться низшие потребности, т.к. это доставляет человеку счастье и развивает его, и только в последнюю очередь – высшие. Иерархия потребностей позволяет точно сопоставить поведение человека с его мотивацией, а также с поведением любых других животных.
В шестой главе автор рассматривает психологические интересы более широко, а именно: исследует экспрессию и артистизм, которые так упорно игнорировались бихевиористами.
Часть 2. Психопатология и соответствие норме (Главы 7-10)
В седьмой главе Маслоу исследует фрустрацию, которая приводит к возникновению патологий, и фрустрацию, не представляющую угрозы. Согласно автору, фрустрация не всегда опасна, и негативные психические состояния могут оказывать даже позитивное воздействие. Точно так же и ряд конфликтов может иметь положительные последствия.
Восьмая глава посвящена рассмотрению вопроса, можно ли считать инстинктивной склонность к агрессивному поведению. Маслоу указывает на то, что наличие положительного окружения сводит агрессивные проявления практически к нулю. Рассматривая агрессивное и любое другое поведение, необходимо учитывать характер человека, влияние культуры и особенности ситуации.
В девятой главе автор устанавливает связь психотерапии с классическими концепциями экспериментальной психологии, например, угрозой, проступком и удовлетворением потребности. Маслоу приходит к выводу, что базовые потребности (потребность в безопасности, самоуважении, любви, принадлежности) можно удовлетворить только при помощи межличностного контакта. Добрые взаимоотношения – гарантия успешной психотерапии.
В главе десятой рассматриваются основные характеристики понятия психологической нормальности, её статистические, социальные и культурные нормы. Согласно Маслоу, психическое здоровье связано с самоактуализацией и удовлетворением других потребностей.
Часть 3. Самоактуализация (Главы 11-13)
Одиннадцатая глава книги рассматривает самоактуализирующихся людей. Автор раскрывает подробности своего новаторского исследования самоактуализации и применяемых им методов. Кстати, люди, для которых важна самоактуализация, отличаются, как правило, тонким восприятием, спонтанностью, отчуждённостью, независимостью, пиковыми переживаниями, чувством юмора и креатинвостью.
В двенадцатой главе речь идёт о важности исследования любви, взаимосвязи любви и секса. Маслоу обращает внимание на то, что любовь может стать незаменимым помощником для преодоления границ своего Эго и изначально обладает альтруистической природой.
И как раз в тринадцатой главе обсуждаются вопросы креативности: сравниваются показатели креативности людей творческих профессий с креативностью самоактуализирующихся людей, исходящей из глубин личности. Креативность рассматривается здесь, как склонность выполнять любые действия творческим и оригинальным способом, а сами креативные люди всегда видят мир под новым необычным углом.
Часть 4. Методология гуманитарных наук (Главы 14-18)
В четырнадцатой главе рассматриваются вопросы, обусловленные гуманистическим подходом к психологии, а также новые подходы к мотивации, научению, восприятию, интеллекту, теории личности, социальной психологии и т.д.
В пятнадцатой главе Маслоу предлагает свою интерпретацию науки, обусловленную психологической точкой зрения. Учёный – это человек, поведение которого основано на психологических принципах и определено ролью, которую играют в науке страхи, мечты, надежды и ценности. Наука также не является единственным путём к истине, а к научным взглядам должны быть добавлены взгляды творческих людей.
Шестнадцатая глава продолжает тему предыдущей – в ней говорится о том, что многие научные проблемы, особенно проблемы психологии, завязаны на том, что излишнее внимание уделяется средствам. Это ведёт к тому, что технике, аппаратуре и инструментарию придаётся излишнее значение, несмотря на которое научные методы не способны открыть ничего нового.
В семнадцатой главе Маслоу определяются отличительные черты разных типов мышления – обладая одним, человек лишь распределяет всё по категориям, а обладая вторым – мыслит шаблонами, т.е. так, как привык. И то и другое приводит к неспособности осмысления происходящего, а методы, использующиеся для решения проблем и задач, оказываются попросту неактуальными.
Последняя глава рассказывает о холистическом подходе к психологии. Сложное поведение не может быть совокупностью простых элементов, и даже изучая отдельное проявление личности, необходимо изучать часть целого, а не нечто самостоятельное. Здесь же говорится о концепции «личностного синдрома» — систематизированном и структурированном комплексе разных элементов личности.
Заключение
Абрахам Маслоу говорил, что у всех нас есть возможность исследовать бессознательное и предсознательное, рациональное и иррациональное, здоровое и больное, техническое и творческое, абстрактное и конкретное вне зависимости от психоза, невротического поведения и других идей фрейдовского психоанализа. И именно это призывал и призывает делать Абрахам Маслоу своим фундаментальным трудом. Наверняка взгляды этого неординарного человека на психологию и человеческий потенциал «зацепят» вас, заставят о многом поразмыслить и многое пересмотреть.
Теория личности А. Маслоу
Самым большим недостатком психоанализа, считал Маслоу, является тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. Главной его идеей была мысль о том, что человек, не стремясь к равновесию со средой, наоборот, хочет взорвать это равновесие, потому что оно является смертью для личности. Основой развития человека и общества в целом, является самоактуализация, т.е. стремление к развитию, к личностному росту.
Так же активно теория личности Маслоу выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, свойственному бихевиоризму.
Исследовать человеческую природу необходимо, считает Маслоу, но изучать надо её лучших представителей, только так можно исследовать границы человеческих возможностей и понять истинную природу человека.
Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическую психологию лучше рассматривать как движение, поскольку она не является строго организованной теоретической системой. Взгляды сторонников этого движения, имеющие широкий спектр, определенные фундаментальные концепции на природу человека все-таки разделяют. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. На развитие гуманистического подхода к личности свое влияние оказали такие известные психологи, как Э.Фромм, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.Франкл и др.
Готовые работы на аналогичную тему
Экзистенциалистский взгляд на человека
Свое начало он берет из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека. Этот человек существует в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что человек не существует вне мира и мир не имеет значения без людей, в нем живущих. Они подчеркивают идею о том, что каждый человек ответствен за то, кто мы и чем становимся – это первый принцип экзистенциализма. Таким образом, они полагают, что каждому человеку брошен вызов – наполнить жизнь смыслом в этом абсурдном мире. С их точки зрения, люди испытывают боль отчаяния, одиночество, тревогу, потому что сознают, что в ответе за свою судьбу.
Свобода выбора, данная людям, вовсе не означает, что они будут действовать в своих собственных интересах, и вовсе не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Экзистенциальная философия апеллирует к гуманистической психологии, т.к. полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, следовательно, гуманистическая психология принимает ответственного человека в качестве основной модели.
«Я есть мой выбор» – говорил Сартр. Гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма важную концепцию – это концепция становления, в которой всегда находится человек. Человек, отказывающийся от становления, означает, что он отказывается расти и создать достойную жизнь, полную смысла. Экзистенциалисты называют это предательством, поэтому, естественно, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.
Единственная «реальность», утверждают экзистенциалисты, известная кому-либо, это реальность субъективная, но не объективная.
Индивид как единое целое
В основе гуманистической позиции Маслоу, наиболее фундаментальным тезисом является то, что каждого человека необходимо изучать как единое, уникальное, организованное целое. Он понимал, что психологи длительное время сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, а не на человеке в целом, поэтому его теория изначально развивалась как протест против таких теорий.
Маслоу считал, что организм человека всегда ведет себя не как набор дифференцированных частей, а как единое целое. На весь организм будет влиять то, что случается в какой-то его части. Ученый считает, что мотивация влияет не только на отдельные части организма, она влияет на человека в целом. Центральной характеристикой личности для него выступает непременное единство и общность.
Внутренняя природа человека
Помещая внутреннюю природу в свою конструкцию самоактуализирующейся личности и человека как таково, Маслоу говорит о том, что внутренняя природа человека выражена не так сильно и ярко как у животных. Она легко становится жертвой привычки, давления цивилизации и неадекватного отношения, потому что слаба и уязвима.
В отличие от животных, человек может действовать и наперекор и вопреки своей собственной природе. Внутренняя природа человека, чтобы стать действенной и активной, нуждается в осознании и санкции со стороны более высокой личностной инстанции и Маслоу выделяет особый тип сознания. Функция этого типа сознания заключается в рефлектировании человеком собственной внутренней природы. Основой этого внутренне присущего человеку сознания является бессознательное и предсознательное восприятие собственной природы, судьбы, способностей, призвания к жизни.
Таким образом, внутренняя природа это не та, которая действует «сама по себе» и «для себя». Это та природа, которая напоминает человеку о себе очень скромно и не всегда различимыми голосами-импульсами.
Природа, к которой надо прислушиваться и которую можно игнорировать, она природа скорее по своему генезису, а не по статусу.
Если характеризовать внутреннюю природу в нравственных категориях, то она, согласно Маслоу, или нравственно нейтральна или являет в человеке «добро». При игнорировании, подавлении, разрушении внутренней природы в жизни человека появляется «зло». В каждом человеке от природы заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Маслоу всю жизнь придерживался такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество.
Творческий потенциал человека
Самая значительная концепция гуманистической психологии это признание приоритета в человеке творческой стороны. Первым, кто указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой у людей, был Маслоу. Способность к творчеству заложена в каждом человеке и не требует специальных талантов или способностей. Творчество, являясь универсальной функцией человека, ведет ко всем формам самовыражения, например, творческими могут быть бизнесмены, продавцы, программисты и даже профессора. Самоактуализация это путь реализации творческого потенциала личности, это постоянный труд человека над собой.
Самоактуализированные люди обладают следующими чертами:
- Стремление к реализации своего творческого потенциала;
- Доброжелательность;
- Не враждебное, философское чувство юмора;
- Адекватная самооценка;
- Опыт внешних переживаний.
Самоактуализация занимает свое место в иерархии потребностей и Маслоу выделил пять основных их групп:
- Потребность жизнеобеспечения;
- Потребность в безопасности;
- Потребность социальных контактов;
- Потребность в признании;
- Потребность в самоактуализации.
Первые четыре группы потребностей можно полностью удовлетворить, а пятая потребность может свой личный потенциал реализовывать очень долго.
Чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, по мнению Маслоу, все предыдущие группы потребностей у него должны быть удовлетворены, в противном случае, вся активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.
Иерархия потребностей по Маслоу представлена на рисунке
В концепции иерархии потребностей Маслоу ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Он сделал предположение, что средний человек свои потребности удовлетворяет в следующей степени:
- Физиологические – 85%;
- Безопасность и защита – 70%;
- Любовь и принадлежность – 50%;
- Самоуважение – 40%;
- Самоактуализация – 10%.
Теория по Маслоу «Мотивация и Личность»
Теория мотивации по Абрахаму Маслоу, тщательно описанная в его трудах «Мотивация и Личность», нашла широкое применение в сфере управления персонала, в искусстве продвижения товаров, в психологии.
Любопытно то, что в свое время, когда сам автор презентовал свое видение на движущие силы в каждом человеке – его теория воспринялись интеллектуальной элитой в штыки. Однозначного мнения до сих пор нет. Кто-то, теорию мотивации по Маслоу ставит краеугольным камнем в своей практической деятельности, а кто-то до сих пор не доверяет ей…
Краткая суть данной теории изложена в статье: пирамида потребностей по Маслоу, ниже можете скачать оригинал «Мотивация и личность», в котором вы ни разу не встретите само даже слово «Пирамида» (но мысли о иерархии потребностей – прослеживается весьма наглядно). Автор уделил 16 лет на изучение потребностей человека, несмотря на всеобщую критику авторитетов в области психологии, и несколько раз переосмысливал свои труды…
По этому сделать ужимку, консистенцию из его трудов, и все это сжать в одну статью – очень сложно.
Для визуального представления его теории и понимания сути — достаточно понять его сверх краткую версию в виде пирамиды, ссылка выше…
Но все же попытаюсь, во первых, списком вывести самые важные тезисы из его теории мотивации, во вторых, оглашу очень интересные мысли А. Маслоу.
Теория мотивации по Маслоу
Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями, итак, ниже сами потребности от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых:
1. Физиологические потребности
Физиологические потребности выражены в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека в целом.
В большинстве (но не всегда), это мотивация на удовлетворение голода, жажды, потребность во сне … и др.
Прежде всего, человек стремится удовлетворить именно эти потребности. Т.к. они первостепенны, он не будет думать о любви, пока очень голоден, пока организм для своей нормальной жизнедеятельности не удовлетворит физиологические потребности.
Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворенны, будут направлены полностью на их удовлетворение. Затронута будет вся психология личности в целом. Так такой человек целью своей жизни сделает именно эту потребность. Но как только он ее удовлетворит, произойдет смещение его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности…
2. Потребность в безопасности
Это следующий уровень потребности после удовлетворения физиологических потребностей.
Желания личности (все усилия разума) будут направлены на обеспечения охраны своей жизни и интересов.
Обычно, сюда относят: саму потребность в безопасности человека в целом (защита от невзгод связанные с жизнедеятельностью), в желании к стабильности и постоянству (свободе от страхов и тревог), потребность в структуре, порядке, законе… и др. (базируются, отчасти, как и первая потребность – на так называемых – инстинктах самосохранения)
Доминировать над всеми остальным потребностями будет только в самых критических ситуациях, когда личность осознает высокую степень опасности, как угрозу для своей жизни.
3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности)
Это следующий уровень желания личности (его мотивации) после удовлетворения потребности в безопасности.
Цели в жизни такого человека: не быть одиноким, быт любимым и воспринятым обществом. Быть понятым им, найти родственную душу, или свою половинку (хотя этот случай в себе может содержать и другие потребности). Желание принадлежать группе, нации …
Маслоу о социальных потребностях высказывается как о стадных инстинктах – лежащих в основе этой потребности.
Если она не будет удовлетворена, то может привести к плачевным психологическим травмам и последствиям… А если происходит успешное ее удовлетворение – появляется уверенность личности в своих силах, в своей значимости…
4. Потребность в самоактуализации
Удовлетворив все вышеперечисленные потребности, человек ищет ту среду и деятельность в которой он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от способностей и талантов других людей. Это и есть самоактуализация.
У каждой личности это может происходить по разному. Кто-то жаждет достижения огромных высот, а кому-то и малого достаточно. Некоторая связь наблюдается с интеллектом самой личности. Чем этот человек более интеллектуален – тем более претенциозные его желания, тем уникальней потребности в самоактуализации.
Желание, тяга к свободе, демократии – это проявления такой потребности. Ибо только в свободной среде, со свободой слова, дела – можно достаточно гибко проявить себя.
5. Потребность в познании и понимании
По другому можно выразить – как любопытство и желание ее удовлетворить, желание к систематизации и обобщению информации. Следующая ступень после удовлетворения потребностей, выше перечисленных.
С одной стороны любопытство – это желание найти новую информация, которая помогла бы удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Такое познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.
С другой стороны, процесс обучения и принятие нового — сам по себе не связан с другими потребностями, эмоционально насыщен, вызывающий душевные чувствительные переживания.
Если раннее описанные потребности: может наступить в определенный момент — момент насыщения, то потребность в познании и понимании – не ограничена как по времени, так и по достижению.
6. Эстетические потребности
Мало изученная потребность, по другому, потребность в красоте и правильности, правде, истины… Четко отделить ее от других потребностей весьма проблематично. На ее существование указывают косвенные улики.
Маслоу: Мотивация и личность, интересные мысли из его трудов
Интересных мыслей довольно много, саму книгу можете скачать ниже. Но самые интересные мысли в контексте блога об успехе стоит озвучить.
Человек никогда не поймет потребности других людей, если сам ранее их никогда не испытывал. (кто вырост в достатке пищи, может быть крайне жесток к бедным людям, испытывающие крайнюю нужду к еде).
Удовлетворив потребность, особенно нижнию, акцент внимания человека смещается к желанию удовлетворить более высокую потребность, при этом к недавно удовлетворенной потребности сам человек может уже испытывать от апатии (равнодушия) до брезгливого отношения (отвращения).
Человек ценит, то что может удовлетворить его насущные потребности, и перестает ценить, что уже удовлетворено, но на каком-то этапе может произойти реверс – возвращение к старой потребности (не ценим, что имеем, а потерявши — плачем)
Все положительные ценности человека (доброта, щедрость, благо, взаимопомощь.. и т.д.) на самом деле – являются базовыми первостепенными потребностями человека.
А. Маслоу «Мотивация и личность»(2-е издание) скачать или купить.
11.2. Теория мотивации и управления А. Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли.
А. Маслоу родился в Бруклине. Получив психологическое образование, первоначально занимался изучением социального поведения приматов. Докторская степень по психологии была присуждена А. Маслоу в университете штата Висконсин. Преподавательскую карьеру начал в Бруклинском колледже, впоследствии стал профессором социальной психологии и деканом факультета психологии в Университете Брандейса. В 1967–1968 гг. занимал пост президента Американской психологической ассоциации.
Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).
Теории А. Маслоу сформировались под влиянием достижений различных научных дисциплин: антропологии, биологии, клинической психологии и психоанализа. По мнению многих ученых, главный вклад исследователя в управленческую науку связан с разработкой теории иерархии потребностей, известной как пирамида потребностей.
Теория мотивации. А. Маслоу сформулировал новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.
В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности.
Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней)[408]:
1. Физиологические потребности. Они необходимы для ежедневного существования человека (потребности в еде, питье, сне, одежде, жилище и т. п.). Их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребностей более высокого уровня, но только при условии их неудовлетворенности[409].
2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Она включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне. Эта потребность более отчетливо проявляется у детей, а у взрослых носит, как правило, скрытый характер. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в критической ситуации.
3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности). Для человека характерно стремление к принадлежности к определенной социальной группе и взаимодействию с другими людьми, входящими в нее. Этого уровня А. Маслоу первоначально определял только как потребность в любви, а позднее добавил и потребность в социализации.
4. Потребность в признании (престижные потребности). Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность. Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе.
5. Потребности в самоактулизации (духовные потребности). Духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.
Если предшествовавшие перечни потребностей подразумевали, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Схематично иерархия базовых потребностей представлена на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу
Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.
В отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д.
А. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.
Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, однако только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д.
А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека:
1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно;
2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию;
3) существует иерархия потребностей.
Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В отличие от предшествующих теорий мотивации, в которых физиологические потребности являлись отправной точкой мотивации, у А. Маслоу они представляются относительно изолированными и используются в качестве «каналов» для других, более высоких или сложных потребностей. Хотя неудовлетворенная потребность и играет первостепенную роль, но после ее удовлетворения она уже не может доминировать, а существует только потенциально, с акцентом на движение вперед – к более высоким потребностям[410]. При этом все потребности функционируют циклически: повторяются через определенный промежуток времени.
Потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней – в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.
Высшая потребность человека – самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1 % населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности.
Изучая мотивацию развития личности, А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям[411]:
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализированных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.
2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.
4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решение фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.
5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.
6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.
7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.
8. Мистические переживания и высшие переживания. Ощущение исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.
9. Чувство идентификации с человечеством в целом.
10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким, становиться его частью. Характерно отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.
12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.
13. Философское чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.
14. Креативность. Эта черта понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, она не зависит от того, чем занимается человек, и появляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализированные люди не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.
Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. А. Маслоу не идеализирует подобную личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.
Концепция иерархии потребностей А. Маслоу послужила основой многих моделей мотивации труда. В соответствии с его учением, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.
Концепция просвещенного менеджмента. На основе дневниковых записей А. Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление». В России она была переиздана под названием «Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.
Автор отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.
А. Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики[412]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.
• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.
• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.
• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.
• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.
• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошей командной работе, дружбе, коллективном духе, общности интересов и любви.
• Наличие синергизма. Синергизм А. Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культура с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.
• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только работников, но и управленцев.
• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.
• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.
• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации.
Однако, как замечает А. Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.
По мнению А. Маслоу, его теория эупсихического управления соответствовало концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» Д. Макгрегора и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управления должно было способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним А. Маслоу относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости[413]. По сути, он стремился к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии New Age («Новая эра»)[414].
В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Он исходил из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. А. Маслоу писал, что «по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как всё большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки»[415].
А. Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.
А. Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По мнению исследователя, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все
свои базовые потребности, добиться признания и уважения.
Теория лидерства. А. Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли[416]. Он выделял D-лидерство – стремление к власти над другими людьми – и В-лидерство (руководство второго уровня, или функциональное лидерство) – стремление к власти, которая может позволить решить задачу. В D-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, D-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.
В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознано, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.
С понятием В-лидерства связано понятие В-власти, т. е. власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии А. Маслоу вводит понятие В-последователя – работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.
Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру, примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, А. Маслоу подчеркивает наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т. д.
По мнению А. Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации»[417]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям А. Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.
Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Однако его концепции мотивации, иерархии потребностей, принципов управленческой политики содержат ряд спорных и дискуссионных моментов.
Основные положения теории иерархии потребностей не получили подтверждения в научных исследованиях. Критики его теории мотивации указывают на следующие моменты:
• отсутствие эмпирических подтверждений;
• отсутствие четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей;
• недостаточный учет индивидуальных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т. д.;
• невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей;
• сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации, основанной исключительно на теории иерархии
потребностей;
• недостаточный учет влияния организационных, социальных, экономических и политических факторов на поведение индивида;
• распространение на всё общество результатов клинических исследований невротиков.
Несмотря на это, с момента опубликования концепции мотивации в 1943 г. и примерно до 1970-х гг. А. Маслоу считался ведущим теоретиком в области мотивации, а большинство более поздних теорий мотивации в той или иной степени также основывались на его идеях.
_____________________________________________________________________________________________________________________
[408] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.
[409] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 510.
[410] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 509.
[411] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 224–252.
[412] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 53–82.
[413] Там же. С. 164.
[414] Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. С. 66.
[415] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 121.
[416] Там же. С. 219–228.
[417] Там же. С. 145.
Выходные данные учебного пособия:
История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»
3. Гуманистические теории развития личности
Абрахам Маслоу
(1908–1970). Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.
Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции – о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии. Исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал А. Маслоу, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.
Существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;
потребность в безопасности – стабильность, порядок;
потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
потребность в уважении – самоуважение, признание;
потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу – это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.
Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».
Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом он выделяет два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б – стремление к знаниям и Д – стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.
В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.
Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.
Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.
Карл Роджерс
(1902 – 1987). Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, автор клиент-центрированного подхода в психотерапии.
Самоактуализация, по К. Роджерсу, это актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является, по своей природе. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала – только создать соответствующие условия.
Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, и считал, что существуют определенные формы развития, способствующие склонности человека к осуществлению своих врожденных возможностей. По его мнению, при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Некоторые существенные признаки определяют тенденцию к актуализации как «один центральный источник энергии в организме человека». Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к Я, имеет еще большее значение. Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности.
Во-вторых, тенденция к актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в ходе которого осуществляется его личностный потенциал. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!
Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции к актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно «зациклился» на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и расквашивает нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.
Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в соответствии с организмическим оценочным процессом: «Самый простой пример – это ребенок, который ценит пищу, пока голоден, и испытывает к ней отвращение, когда насыщается; в какой-то момент он оценивает стимуляцию, а вскоре оценивает только остальное; он удовлетворяется диетой, которая в конечном итоге максимально интенсифицирует его развитие».
Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.
Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.
7
Разница между теорией мотивации Маслоу и Герцберга (со сравнительной таблицей)
Мотивация подразумевает процесс побуждения людей действовать для достижения желаемых целей. Это то, что побуждает человека продолжать уже начатое действие. В этом контексте Абрахам Маслоу , известный психолог, выделил элементы теории мотивации в классической статье, выпущенной в 1943 году. Его теория основана на человеческих потребностях и их удовлетворении.
С другой стороны, Фредерик Херцберг — американский психолог, который придумал концепцию улучшения работы и двухфакторную теорию мотивации, основанную на вознаграждениях и стимулах. Он попытался пролить больше света на понятие трудовой мотивации.
Прочтите эту статью, чтобы узнать о различиях между теорией Маслоу и Герцберга о мотивации.
Содержание: Теория Маслоу против теории Герцберга
- Таблица сравнения
- Определение
- Ключевые отличия
- Заключение
Таблица сравнения
Основа для сравнения | Теория иерархии потребностей Маслоу | Двухфакторная теория Герцберга |
---|---|---|
Значение | Теория Маслоу — это общая теория мотивации, в которой утверждается, что стремление удовлетворить потребности является наиболее важным фактором мотивации. | Теория мотивации Герцберга утверждает, что на рабочем месте существуют различные факторы, вызывающие удовлетворение или неудовлетворенность работой. |
Природа | Описательная | Предписывающая |
Опирается на | потребности и их удовлетворение | Вознаграждение и признание |
Порядок потребностей | Иерархический | Без последовательности |
Основная концепция | Неудовлетворенные потребности стимулируют людей. | Удовлетворенные потребности регулируют поведение и производительность. |
Подразделение | Потребности в росте и дефиците. | Гигиенические факторы и факторы мотивации. |
Мотиватор | Неудовлетворенные потребности | Только потребности высшего порядка |
Определение теории Маслоу
Абрахам Маслоу был американским психологом, который представил популярную «теорию иерархии потребностей» о мотивации. Теория подчеркивает стремление удовлетворить потребности людей, работающих в организации.
Теория делится на две категории, то есть потребности роста и потребности дефицита, которые далее подразделяются на пять потребностей внутри каждого человека, представленных в форме пирамиды. Теория основана на предпосылке, что человеческие потребности находятся в правильной последовательности, при этом психологическая потребность находится внизу, а потребности самоактуализации — на верхнем уровне. Другие потребности, например, потребности в безопасности, социальные потребности и потребности в уважении, находятся посередине.
Он предполагает, что потребности более высокого уровня не могут развиваться, пока потребности более низкого уровня не будут удовлетворены.Поскольку потребности людей безграничны, когда одна потребность удовлетворяется, ее место занимает другая. Более того, неудовлетворенная потребность является мотиватором, определяющим поведение человека.
Определение теории Герцберга
Фредерик Герцберг был бихевиористом, который в 1959 году разработал теорию под названием «Двухфакторная теория мотивации или теория мотивации-гигиены».
Герцберг и его сотрудники провели интервью с 200 людьми, включая инженеров и бухгалтеров.В этом опросе их спросили о компонентах работы, которые делают их счастливыми или несчастными, и из их ответов было ясно, что именно рабочая среда вызывает несчастье или неудовлетворенность.
Согласно теории, гигиенические факторы необходимы для поддержания разумного уровня удовлетворенности сотрудников. Фактически такие факторы не приводят к удовлетворению, но их отсутствие вызывает неудовлетворенность, поэтому их называют неудовлетворяющими. Во-вторых, работе присущи мотивационные факторы, поэтому увеличение этих факторов приведет к повышению уровня удовлетворенности, а снижение не вызывает неудовлетворенности у сотрудников.
Ключевое различие между теорией мотивации Маслоу и Герцберга
Основные различия между теорией мотивации Маслоу и Герцберга можно резюмировать следующим образом:
- Теория Маслоу — это общая теория мотивации, которая утверждает, что стремление удовлетворить потребности является основной переменной в мотивации. Напротив, теория мотивации Герцберга показывает, что на рабочем месте существуют некоторые переменные, которые приводят к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.
- Теория Маслоу описательна, тогда как теория, выдвинутая Герцбергом, проста и предписывает.
- В основе теории Маслоу лежат человеческие потребности и их удовлетворение. С другой стороны, теория Герцберга полагается на награду и признание.
- Согласно теории Маслоу, существует правильная последовательность потребностей от низших к высшим. Наоборот, в случае теории Герцберга такой последовательности не существует.
- Теория Маслоу утверждает, что неудовлетворенные потребности человека действуют как стимулятор.В отличие от этого теория Херберга показывает, что удовлетворенные потребности определяют поведение и производительность человека.
- Потребности человека делятся на две категории: потребности выживания / дефицита и потребности роста согласно Маслоу. Напротив, в модели Герцберга потребности человека подразделяются на факторы гигиены и факторы мотивации.
- Согласно теории Маслоу, любая неудовлетворенная потребность человека служит мотиватором. В отличие от Герцберга, только потребности более высокого уровня считаются мотиватором.
Заключение
Две модели, разработанные двумя экспертами, направлены на упрощение мотивационного процесса, который доказал, что мотивация является важным фактором повышения уровня производительности сотрудников. Теория Герцберга — это дополнение к теории Маслоу. Они не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.
.Мотивация и личность Авраама Х. Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу интуитивно кажется мне полезной моделью психологического развития. Менее очевидно, что именно подразумевается под вершиной пирамиды: самоактуализация. У меня не хватило терпения или сосредоточенности, чтобы прочитать всю эту книгу, которая временами казалась мне расплывчатой и запутанной. Но меня очень заинтересовала глава под названием «Самореализующиеся люди: исследование психологического здоровья».В первой главе «Психологический подход к науке» Маслоу утверждает, что у ученых есть человеческие мотивы для того, что они делают, и их истина не обязательно более достоверна, чем чья-либо другая.Итак, книга начинается с отказа от концепции научной объективности. В главе о «самореализующихся людях» «кейсы» — это люди, с которыми беседовал автор, а также исторические личности: Линкольн в последние годы жизни, Томас Джефферсон, Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Аддамс, Уильям Джеймс, Швейцер, Олдос. Хаксли и Спиноза.
Ниже приведены характеристики самореализующихся людей, согласно «исследованию» Маслоу этих «случаев».
У них более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.Они когнитивно способны воспринимать объективную реальность. Они понимают реальный мир природы, а не просто верят в то, во что они или другие хотят, чтобы они верили. Им не угрожает неизвестное, они открыты для открытий и защищены собственным невежеством.
Они практикуют принятие себя, других и природы. Они не виноваты, не обеспокоены и не стыдятся; они стоически принимают грехи, слабости и пороки человеческой природы. Им комфортно со своей животной природой — есть, спать, заниматься сексом.Им не противна (буквально) реальность, например сопли, фекалии, рвота, кровь. Они не защищаются. Они не играют в интеллектуальные игры. Они не пытаются произвести впечатление на других. Они принимают свои собственные недостатки. Тем не менее, они по-прежнему плохо относятся к устранимым недостаткам, порокам, вредным привычкам и к тому, что люди и мир не такие, какими должны быть.
Их поведение отличается непосредственностью, простотой и естественностью. У них нетрадиционные мысли, но не обязательно действия. Легкую мантию условностей можно отбросить, но они бунтуют только ради причины.Они следуют своему собственному нетрадиционному этическому кодексу. Они осознают свои собственные субъективные желания и способны контролировать их. Они не просто мотивированы. У них есть мета-мотивация к развитию. «Для них мотивация — это просто рост характера».
Они практикуют центровку проблем. Они сосредоточены на проблемах вне себя, основываясь на философских убеждениях в универсальных ценностях; они не эгоцентричны.
У них есть качество отстраненности и потребность в уединении.Они могут казаться отчужденными и наслаждаться одиночеством. Они сдержанны, спокойны, безмятежны, объективны, достойны перед лицом неудач и самодисциплинированы. Они принимают собственное мнение; они не пешки пропаганды. Они проявляют свою свободную волю больше, чем другие.
Они демонстрируют автономию и сохраняют независимость от культуры и окружающей среды. У них есть желание быть активными агентами. Их движет мотивация роста, поэтому они сохраняют спокойствие в плохих обстоятельствах. Они считают, что хорошая жизнь внутренне-индивидуальна, а не основана на социальном статусе.Они действуют независимо от мнения других, даже хорошего мнения, потому что по-настоящему заботятся только о саморазвитии и внутреннем росте.
У них постоянная свежесть признательности. Ежедневный жизненный опыт может быть захватывающим, захватывающим и экстатическим. Их субъективный опыт богат, потому что они наслаждаются реальностью. Они часто испытывают чувство благодарности, благодарности за свои благословения и удачу.
У них есть мистические / пиковые переживания. У них есть трансцендентный / религиозный опыт, в котором происходит потеря себя, в том числе во время сексуальной кульминации.
Они чувствуют «gemeinschaftsgefühl», искреннее желание помочь человечеству. Они испытывают человеческую любовь, братскую, братскую любовь. Но для обычного человека они могут вести себя как старший брат. Они могут быть чужими для обычного человека, потому что мало кто их действительно понимает.
У них более глубокие и глубокие межличностные отношения, но только с некоторыми людьми, которые сами также являются самореализованными типами людей. Они добрые, терпеливые и сострадательные, но враждебно относятся к тем, кто этого заслуживает.
Они придерживаются демократической структуры характера. Они могут дружить с другими независимо от класса, образования, политических убеждений, расы или цвета кожи. У них есть смирение, чтобы понять, что им может быть полезно общение с людьми любого типа. Их элитарность — для людей с хорошим характером.
Они различают средства и цели, а также добро и зло. Они строго этичны и придерживаются определенных моральных стандартов. Они религиозны в том смысле, что они хорошие, или даже благочестивые, хотя могут быть атеистами.Они воспринимают повседневные моменты как цель, а не как средство.
У них философское, враждебное чувство юмора. У них есть спонтанный юмор, присущий ситуации, и они смеются над человеческими условиями.
Проявляют креативность. В них проявляется оригинальность и изобретательность, а не гений Моцарта; скорее, как раскованная наивность ребенка, который действует и делает вещи с характером и личностью, а не обычным образом.
Они демонстрируют сопротивление инкультурации и выходят за рамки любой конкретной культуры.Обычно не имеет значения, какие обычаи используются. Они пожимают плечами в соответствии с условностями, но понимают, что это не моральные проблемы. Действуют прямолинейно и честно. Они не радикальны; они интеллектуальны и реалистично избегают бесполезных жертв и неэффективной борьбы, но все же работают над улучшением мира. Они наслаждаются жизнью и хорошо проводят время; они добродушны. Они не этноцентричны; они граждане мира. Американские самореализованные люди демонстрируют американский характер, но не националисты.
Думаю, многие люди с большим уважением относятся к людям, обладающим такими чертами характера. Я мог бы согласиться с тем, что такой человек добродетелен, но я не уверен, что такой человек обязательно более психически здоров. Это больше походило на мнение Маслоу о типе человека, который с большей вероятностью реализует свой телеологический человеческий потенциал, чем на описание психического здоровья. Я не уверен, на чем можно было бы заключить, что человек, лишенный этих характеристик, каким-то образом невротичен или психически болен.Но, возвращаясь к тому, что Маслоу написал в первой главе, я думаю, что он действительно сочетает естественные и социальные науки с гуманитарными науками, особенно с философией, чтобы создать теорию того, как действует полностью развитый человек. Возможно, она не является научно обоснованной, но я лично считаю ее привлекательной.
.