06.04.2025

Манипулятор человек кто такой: Кто такой манипулятор: определение понятие в психологии

Содержание

Кто такой манипулятор: определение понятие в психологии

Содержание

  • Признаки манипуляторов
  • Почему люди становятся манипуляторами
  • №1 – Недоверие
  • №2 – Бессилие
  • №3 – Власть
  • №4 – Боязнь трудностей
  • №5 – Мнение окружающих
  • Другие причины
  • Типы манипуляторов
  • №1 – Диктатор
  • №2 – Хамелеон
  • №3 – Аферист
  • №4 – Хулиган
  • №5 – Доброжелатель
  • №6 – Судья
  • №7 – Защитник
  • Как уберечь себя?

Манипулятор – опасная личность, которая воздействует на других людей. Распознать такого человека непросто, так как он отлично разбирается в психологии и знает, как использовать окружающих.

Но есть признаки, с помощью которых можно распознать манипулятора и уверенно ему противостоять.

Признаки манипуляторов

Чтобы своевременно распознать такого человека, необходимо знать его типичные фразы, характерные жесты и психологический портрет:

  1. Торопит отношения. За считанные дни заполняет собой все пространство и втирается в доверие.
  2. Контролирует каждый шаг. Сам выбирает блюда, фильмы, одежду и даже хобби своей жертвы.
  3. Изолирует жертву от других людей. Главная цель манипулятора – сократить круг общения партнера до одного себя.
  4. Играет на чувствах. Нежность и забота резко сменяются тотальным контролем и неуправляемой ревностью.
  5. Зло шутит и высмеивает партнера.
  6. Вызывает чувство вины. Из-за этого жертва начинает злиться на себя и постоянно находится в стрессовом состоянии.
  7. Пренебрегает своим партнером. Манипулятора не волнует, что думает и чувствует человек.
  8. Наказывает. Это выражается отсутствием внимания, бойкотом, слезами, истериками или обидой.
  9. Постоянно на взводе. Даже незначительная мелочь способна вывести манипулятора из себя и спровоцировать конфликт.
  10. Открыто шантажирует или угрожает.
  11. Не устраивает скандал первым. Он ждет, чтобы это сделал партнер, — для этого манипулятор специально выводит человека из себя.

Манипуляция человеком

Не только поведение, но и внешние факторы выдают манипулятора. Такой человек всегда производит хорошее впечатление, красиво говорит, смотрит прямо в глаза и не выделяется из толпы.

Нередко манипулятор нарушает личное пространство человека, чтобы завоевать его: постоянно берет за руку, незаметно касается или трогает за плечо

Почему люди становятся манипуляторами

Психологи не дают точного ответа на этот вопрос. Однако специалисты выявили несколько причин, почему люди становятся манипуляторами.

№1 – Недоверие

Такая личность постоянно находится в конфликте с самим собой, так как не знает, что от себя ожидать. Подобное поведение постепенно переносится на других людей. Как только в жизни манипулятора появляется важный человек, он всеми силами старается привязать его к себе: отсутствие у партнера свободы и тотальный контроль дают ему спокойствие на какое-то время.

№2 – Бессилие

Пассивный манипулятор знает о своем бессилии, поэтому постоянно вызывает жалость к себе. В силу мягкости характера другие люди начинают сострадать и выполнять желания манипулятора.

№3 – Власть

Активный манипулятор стремится получить неограниченную власть над одним человеком или несколькими людьми. Он использует беспомощность окружающих, заставляя их подчиниться своей воле. В результате люди начинают думать, чувствовать и действовать в угоду манипулятору.

Власть манипулятора

№4 – Боязнь трудностей

К этой категории относится личность, которая боится принимать ответственные решения и менять свою жизнь.

Основная задача такого манипулятора – избежать трудностей

Самостоятельно он не может этого сделать, поэтому для решения проблем использует того, кто находится рядом.

№5 – Мнение окружающих

Такой человек обычно имеет заниженную самооценку и старается во всем получить одобрение окружающих, так как напрямую зависит от их мнения. В большинстве случаев такой манипулятор может испытывать неприязнь или даже ненавидеть людей, но свои истинные чувства он никогда не покажет. Такая личность может льстиво улыбаться и говорить комплименты, чтобы в глазах окружающих быть «хорошим».

Другие причины

Психологическая манипуляция – сложный механизм, который нельзя объяснить одной причиной. Психологи выделяют следующие мотивы подобного поведения:

  1. Желание поиграть чувствами окружающих. Это помогает убедиться в собственной состоятельности и превосходстве над другими.
  2. Рыночные отношения. Манипулируя людьми, часто удается спасти свой бизнес от банкротства и остаться конкурентоспособным.
  3. Семейные отношения. Такую модель поведения человек мог наблюдать в детстве и перенять ее.

Манипуляция в семейных отношениях

Типы манипуляторов

Изучив поведение и привычки, психологи выявили несколько типов манипуляторов.

Данные ниже характеристики помогут потенциальным жертвам своевременно распознать таких людей и разорвать пагубную связь

№1 – Диктатор

Такой личности свойственно доминантное поведение:

  • управляет жертвой и подчиняет ее себе;
  • признает в качестве авторитета только себя;
  • имеет завышенную самооценку;
  • преувеличивает собственную значимость и силу.

№2 – Хамелеон

Этот тип является противоположностью Диктатора. Главное оружие хамелеона – пассивное поведение, чрезмерная чувствительность и лесть. На первый взгляд он может показаться слабым и беззащитным, однако его нельзя недооценивать. Хамелеон умело втирается в доверие и использует любую ситуацию с выгодой для себя.

Манипулятор-хамелеон

№3 – Аферист

Такому манипулятору свойственны обман, хитрость и ложь. Отличительные черты:

  • разводит людей на деньги, после чего исчезает;
  • просчитывает каждое действие наперед;
  • не имеет постоянного места жительства;
  • поддерживает контакты только ради выгоды;
  • имеет проблемы с законом.

№4 – Хулиган

Главные инструменты манипуляции – агрессия и жестокость. Может спокойно использовать физическую силу, так как это единственный способ самоутвердиться за счет других. При этом такой манипулятор замечает в окружающих только плохие качества и негатив.

№5 – Доброжелатель

Такой манипулятор опаснее Хулигана. Сначала он обезоруживает жертву своей заботой и любовью, а потом пользуется ею. Доброжелателя не волнуют чувства других людей, а его цели всегда корыстны. При этом жертва не сможет отказать ему и будет выполнять каждую его прихоть.

№6 – Судья

Он постоянно недоволен и злится, когда окружающие нарушают его правила. Такой манипулятор всегда сомневается, критикует и не доверяет людям. Он цепляется к любой мелочи и не терпит оправданий. Судья может проверять телефон жертвы или шарить по ее карманам, чтобы найти доказательства обмана.

Манипулятор-судья

№7 – Защитник

Такой манипулятор является полной противоположностью Судье. В момент знакомства он производит исключительно положительное впечатление: старается поддержать, утешить и защитить человека. Увы, это и есть его главное оружие.

Со временем он начнет убеждать жертву, что только он понимает ее, а другие обижают и несправедливо обходятся с ней

Как уберечь себя?

Противостоять такому человеку непросто, однако психологи нашли эффективные способы. Для этого необходимо выявить, к какому типу относится манипулятор и действовать следующим образом:

  1. Диктатор. Ему нужно показать, что вы являетесь полноценной личностью, которая может постоять за себя.
  2. Хамелеон. Такого человека нельзя опекать и обращать внимание на его лесть и обиды – он должен научиться принимать решения и справляться со своими трудностями.
  3. Аферист. С ним просто лучше не связываться.
  4. Хулиган. От такого человека нужно уходить в том случае, если вы не можете ему противостоять.
  5. Доброжелатель. Ему нельзя доверять. Манипулятора необходимо вывести на чистую воду и раскрыть его корыстные цели.
  6. Судья. Самая действенная тактика против агрессора – в ответ предъявить ему претензии и обвинить во всех смертных грехах.
  7. Защитник. Чтобы не попасть под его опеку, нужно сразу же прекратить контакт.

Манипулятор – опасный человек, который способен разрушить жизнь окружающих. Чтобы не попасться в ловушку, психологи рекомендуют избегать таких людей. Если манипулятор раскрыл себя не сразу, а спустя время, общение с таким человеком лучше прервать. В противном случае манипулятор превратит жизнь в настоящий ад.

Дополнительную информацию о манипуляторах вы узнаете, посмотрев видео:

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты… но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

Портрет «кукловода»

В народе говорят: чтобы защититься от врага, нужно хорошо знать его в лицо. То же самое можно сказать и о таком явлении, как манипуляция. Обычно ее определяют как скрытое управление поведением человека для достижения собственных целей. Манипулятор сознательно, а порой и неосознанно применяет обманные трюки для того, чтобы нейтрализовать или подчинить себе волю «объекта». Сокрытие истинных чувств и намерений, отношение к другим людям как к неодушевленным предметам материального мира – вот отличительные черты манипулятора. Для него важна не истинная суть вещей и событий (его это просто не интересует), а то, чтобы эти вещи и события были преподнесены и истолкованы в его пользу. Воздействуя на человека, манипулятор использует такие болевые точки «жертвы», как порядочность, обязательность, добросердечность. Вот почему тем, кто старается жить правильно, так трудно распознать, перестроиться и сразу дать отпор.

Противостоять манипуляции нелегко. Но сделать это обязательно нужно! В противном случае можно стать заложником чужой воли, автоматически выполняющим любую установку расчетливого «кукловода». А ведь Создатель наделил нас (людей) свободой выбора, свободой воли. Светлые силы не посягают на нее. Применяя манипуляцию, человек становится проводником зла в этот мир и рано или поздно, но дорого за это расплачивается.

Как действуют манипуляторы? По-разному:

  • Есть такие, кто управляет людьми с помощью активных методов. Активный манипулятор демонстрирует свое превосходство в отношениях, играет роль решительного и предприимчивого человека. Он давит на собеседника, используя при этом свой социальный статус (например, статус начальника или родителя).
  • В противоположность активному пассивный манипулятор
    в силу своих психологических особенностей напрочь лишен какого-либо напора. Наоборот, он притворяется беспомощным и недалеким, разыгрывает из себя вечно обиженного. Тем самым манипулятор вынуждает контактирующего с ним человека пожалеть его, совершить в его пользу то или иное действие.
  • Можно еще выделить так называемого соревнующегося манипулятора. Для него жизнь – постоянное соревнование, вечная борьба, в которой он может либо победить, либо проиграть, а окружающие люди – потенциальные соперники. Методы соревнующегося манипулятора варьируются: он владеет и активными, и пассивными.

Связанный материал

Эмоциональный шантаж

№ 08 / 2022

Методы манипуляции

Сама по себе манипуляция многолика. И не всегда поддается стопроцентной «диагностике». Однако выделить ее основные признаки все же возможно. Попытаемся это сделать.

И чтоб никто не догадался…

Тайный умысел – пожалуй, главный признак манипуляции. Как мы уже говорили, манипулятор действует таким образом, чтобы как можно надежнее скрыть от вас то, ради чего он собственно и затевает свою игру. Чтобы вы ни в коем случае не поняли, что вас хотят использовать. Манипулятор будет плести паутину: играть роль агрессора (активный метод) или жертвы (пассивный метод) ровно до тех пор, пока вы сами, как бы по своей воле, не преподнесете ему на блюдечке то, к чему он так стремится. Открыто попросить и потом поблагодарить за помощь – это не его метод.

Пример 1

В службе ДОУ настоящий аврал. Сотрудники готовят копии документов к налоговой проверке. Все завалены работой и от усталости буквально падают с ног. В этой ситуации ни у кого и мысли не возникнет о том, чтобы взять отгул на день-другой, а уж тем более проситься в очередной отпуск. Все равно начальник не отпустит и никакие аргументы тут не помогут.

Но одной из сотрудниц отпуск нужен, как говорится, позарез: муж наконец-то выполнил обещание и купил долгожданный тур по Европе. И тогда женщина начинает вести свою игру. На работе она грустит, ни с кем не разговаривает, украдкой плачет. На расспросы коллег не реагирует. Так продолжается какое-то время, пока руководитель не приглашает ее в свой кабинет для того, чтобы выяснить причину перемен, произошедших с ней. Женщина, особенно не откровенничая, объясняет свое поведение семейными неурядицами. И тогда руководитель (ценя подчиненную как толкового и исполнительного работника) по собственной инициативе предлагает ей немного отдохнуть, придти в себя, а для этого сходить в отпуск недели на две. Что и требовалось ловкой притворщице!

Использование принципа последовательности

Стремление людей всегда и во всем быть последовательными (порой даже вопреки собственным интересам) – хорошая приманка для манипулятора. Ну кто хочет иметь репутацию непостоянного и ненадежного партнера? А именно таким и представляется в глазах общественности человек, у которого слово расходится с делом. Отсюда вывод: если вы что-то сказали, то обязательно должны это делать. Даже если впоследствии ситуация изменилась и ваше прежнее решение теперь не кажется вам таким уж удачным.

Манипуляторы этим активно пользуются. Главный их аргумент при этом: «Ну ты же обещал! Я на тебя надеялся!» В результате человек вопреки здравому смыслу и личной выгоде покорно (или возмущаясь при этом), но все же выполняет «заказ» манипулятора.

Игра на интересе

Следующий признак манипуляции – использование деликатной информации о жертве. Делясь с коллегами подробной информацией о себе, о своих интересах и планах, вы становитесь крайне уязвимы для действий недобросовестного партнера. Играя на слабостях человека, на его желаниях и потребностях, манипулятор подчас с легкостью может добиться нужного ему результата. Как в приведенной ниже ситуации.

Пример 2

Сотрудник одной из московских компаний (назовем его К.) крайне нуждался в улучшении жилищных условий: в небольшой однокомнатной квартире на окраине города вместе с ним проживало еще три человека – жена, ребенок и престарелая теща. Личная неустроенность коллеги была достоянием всего коллектива. К. часто и довольно охотно обсуждал в курилке свои бытовые трудности.

Знал о проблемах подчиненного и его непосредственный начальник. И решил на этом сыграть. Однажды во время разговора с подчиненным он как бы невзначай сказал, что собирается «выбить» для него у руководства компании кредит на покупку жилья. Обрадованный сотрудник не знал, как и благодарить босса! Однако вскоре после этого на «осчастливленного» работника буквально потоком посыпались различные просьбы начальника: «А не согласились бы Вы нам помочь с подготовкой отчета?», «Очень надеемся на Ваше участие в благотворительной акции», «Вы не будете возражать, если мы перенесем Ваш отпуск на ноябрь?» и т. п. Ну как тут отказать? Конечно, подчиненный не возражал и выполнял все, о чем его просили. Вот и получается: человек реально еще ничего не получил (да и вряд ли получит), а уже чувствует себя в долгу перед руководителем, чувствует себя обязанным на «добро» отвечать добром.

Пример 3

Если хотят помочь, то помогают. Вот прямо противоположная реальная история!

Частная компания за более чем десятилетний срок выросла до размеров холдинга с заметной долей на рынке. Руководитель и основной владелец бизнеса узнал, что один из водителей ищет способ занять денег, чтобы решить свой квартирный вопрос. И надо же было случиться такому совпадению, что этот сотрудник на тот момент оказался самым долго работающим, таким не вымершим единственным «динозавром», еще помнящим былые времена, когда бизнес начинали делать «на коленке», да и Новый год приближался – решался вопрос о его корпоративном праздновании. Руководитель отказал ему в займе, но (!) во время празднования корпоративного Нового года при всех подарил ему недостающую сумму на квартиру со словами благодарности за честный труд и вклад в общее дело.

Как вы думаете, как это подействовало на всех присутствующих, как повысило их лояльность к родной компании? От добра добра не ищут (его не выторговывают), сначала дарят сами и потом получают плоды.

Пример 4

Сотрудник в неформальном разговоре с сослуживцем поделился, что никогда не может отказать человеку в том случае, если тот обращается к нему вежливо, деликатно, пусть и чисто внешне демонстрируя любовь и уважение. А отпор может давать только в случае агрессивного поведения. Эту слабость характера коллеги берет на вооружение недобросовестный сослуживец. С тех пор, желая получить какую-либо выгоду для себя, он обращается к товарищу с позиции ласкового родителя, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Жертва манипуляции, страдая внутренне, «ведется» на подобную тактику и обреченно, через силу, выполняет просьбы манипулятора.

Эксплуатация порядочности

Зачастую при манипуляции активно используются положительные характеристики потенциальной жертвы. Такие, как ответственность, принципиальность, добросовестность. Давя на совесть человека, манипулятор буквально загоняет его в угол, и последнему ничего не остается, кроме как действовать в интересах манипулятора.

Ставка на признательность

Чувство признательности глубоко укоренилось в сознании человека. Если в нашей жизни кто-то сделал нам что-то хорошее, доброе, подразумевается, что мы должны оказать человеку ответную любезность. Например, если нам преподнесли подарок, одолжили денег или поделились урожаем с дачных грядок, то нам непременно следует позаботиться об ответных действиях (иначе душа себя чувствует обязанной). В противном случае можно прослыть неблагодарным. А кому же этого хочется? Вот и получается, что принцип признательности фактически стал неотъемлемой частью человеческой культуры.

И эту установку на обмен любезностями часто и активно используют манипуляторы. При этом они строго дозируют размер подарка и «отдарка». Ежедневно оказывая коллеге пустяковую услугу (например, закрывая по его просьбе форточку в офисе или покупая в обед пирожки в местном буфете), они тут же просят взамен о любезности куда большего масштаба (например, подежурить вместо себя, «прикрыть» от начальства отсутствие на работе или поменяться отпусками на невыгодных для жертвы условиях). Человек под воздействием подобной манипуляции попадает в неудобное положение: вроде и делать то, о чем его просят, не хочется, в то же время и отказать неудобно… Но что ж тут неудобного, если с вами поступают нечестно?!

«…не должно сметь свои суждения иметь»

«Отсылка к авторитету» – также явный признак манипуляции. Слово «авторитет» означает власть, влияние. В обществе признается обязанность безусловного подчинения кому-то сильному, могущественному, умному, иными словами, авторитетному. Во многих областях жизни авторитет действительно играет решающую роль. Например, в государственной сфере, в сфере науки, искусства. Ну кто станет оспаривать авторитет Николая Коперника или, допустим, Карла Юнга? Силу авторитета прекрасно понимает манипулятор, программируя очередную жертву на выгодное (удобное) для себя действие или бездействие.

Пример 5

А., рядовой сотрудник службы ДОУ, приходит к своему непосредственному руководителю с конкретными предложениями по улучшению работы отдела. Пообщавшись с бывшим однокурсником, ныне работающим в другой компании аналогичного профиля деятельности, А. узнал, как можно решить наболевшие проблемы своей организации и сколько реально это стоит (одно дело, услышать цифры от разработчика СЭД и совсем другое – от заказчика, уже осуществившего внедрение, – это ценнейшая информация), А. уже провел первичное «маркетинговое исследование» и сформулировал конкретные предложения по автоматизации.

Но у руководителя нет ни времени, ни желания разбираться в проектах не в меру активного подчиненного. И вместо того чтобы внимательно ознакомиться с материалами, он, слегка пробежав по ним глазами, снисходительно роняет: «Ерунда, Иван Иванович так не считает и Петр Петрович выступает против этого». Зная, что Иван Иванович и Петр Петрович непререкаемые авторитеты, подчиненный чувствует себя пристыженным. Он покидает кабинет начальника и навсегда гасит в себе реформаторские порывы.

Признаки «неискренности» манипулятора

Выше мы определили отправные точки, используя которые манипулятор добивается поставленных целей.

На конкретных примерах увидели, как работают его технологии.

А теперь зададимся таким вопросом: как распознать в человеке манипулятора, как понять, искренне ли общается с вами ваш собеседник? Или в его намерения входит использовать вас в качестве пешки в заранее продуманной «шахматной партии»? Чтобы безошибочно ответить на этот вопрос, нужно быть по меньшей мере прирожденным психологом. Не каждому такое под силу. Но все же и обычный человек, не наделенный тонким чутьем «душеведа», в ряде случаев вполне может распознать манипуляцию. Например, если общение связано с нарушением норм этикета, с изменением ранее установленных стереотипов, с появлением у него чувства дискомфорта, вины, состояния глубокой внутренней опустошенности.

Связанный материал

Эмоциональный шантаж

№ 08 / 2022

Нарушение этикета

Следует отметить, что манипулятор всегда обращается к человеку в самый неподходящий момент: когда вы разговариваете по телефону, спешите успеть на рейсовый автобус и т. п., т.е. когда ваш ресурс на обдумывание и принятие решения относительно его просьбы невелик. При этом манипулятор может извиняться, просить прощения за то, что обратился к вам не вовремя… но все же он будет это делать. Тем самым он ставит вас в неудобное положение и буквально вынуждает согласиться на его просьбу: вы готовы отдать все, только бы он оставил вас в покое.

Еще один распространенный прием: манипулятор просит вас сделать доброе дело для третьего человека прямо в присутствии третьего человека, чтобы вам было сложно отказать. В результате манипулятор сделал «добро» вашими руками, не поинтересовавшись вашими обстоятельствами и намерениями (плевать он на них хотел), он решил сделать это «добро» за ваш счет, а не сам. Чувствуете разницу?

Изменение стереотипов

А вот другой сигнал, внешне свидетельствующий о возможной манипуляции. Допустим, вы давно знаете человека. Ваши отношения определены, предсказуемы и стереотипны. Встречаясь в коридоре, вам иногда приходится перебрасываться с коллегой двумя-тремя словами. Обычно это утреннее приветствие или вечернее прощание. И вдруг в один из дней поведение человека резко меняется. Он, радостно улыбаясь (как будто сто лет вас не видел), идет навстречу, а поравнявшись с вами, с чувством пожимает руку. При этом вы чувствуете некоторую наигранность в его действиях, едва уловимую фальшь. Такая перемена в поведении коллеги должна служить предупредительным знаком: возможно, сослуживец просто готовит почву для того, чтобы что-то получить от вас.

Гиперболизация просьбы

Внешне это выглядит так: сотрудник просит руководителя о какой-то совершенно незначительной услуге. Например, отпустить его на час раньше с работы или предоставить положенный отгул. Но при этом оговаривается, что если последний не пойдет ему навстречу, то случится нечто ужасное: он не сможет проводить в аэропорт жену, а это равносильно разрыву семейных отношений. Преувеличивая значимость просьбы, сотрудник-манипулятор таким образом давит на совесть руководителя и подталкивает его к принятию нужного для себя решения.

Конечно, обычно сложно разобраться, где ложь, а где правда. Но иногда человек обладает дополнительной информацией (кроме услышанной от просящего), и тогда сопоставив, кое-что можно понять.

Синдром «вампиризма»

Распознать, что в отношении вас применяется скрытое управление, можно и по другим субъективным признакам. Вдруг, совершенно непонятно почему, во время разговора у вас появляется чувство вины или внезапно возникшей опасности. А с ним и потребность загладить эту вину или избежать возможной угрозы. Это результат действия манипулятора, подготовившего почву для психологической обработки жертвы.

Бывает и так, что в период общения у вас ухудшается самочувствие. Постепенно тяжелеет голова, становятся ватными ноги. Ощущение такое, что вас лишили энергии, жизненной силы. Буквально выкачали все соки. Что происходит? Их действительно «выкачивают», и ваш организм дает вам понять, что происходит. Доверяйте своим ощущениям, особенно если они систематически возникают при общении с конкретным «персонажем». Тело первым реагирует на психологическое давление, тогда как голова еще не вполне осознает, что происходит на самом деле.

Как только жертве становятся понятными цели манипулятора (собственно, она с этого момента и перестает быть жертвой), все соматические явления начинают исчезать. Помните, манипуляция жива ровно до того момента, пока ее истинные цели не осознаются объектом манипуляции!

Берем Щит и Меч в свои руки!

Итак, мы определили характерные черты и признаки манипуляции. А теперь посмотрим, каким образом можно защитить себя, обезопасить от этого неприятного явления.

Пассивная защита

Эта форма защиты применяется тогда, когда человек не знает, как ответить манипулятору или когда не хочет окончательно портить с ним отношения. В этом случае достаточно будет действовать следующим образом:

  • например, поменять тему разговора или проигнорировать слова манипулятора, просто сделать вид, что не расслышали их;
  • можно притвориться «тугодумом», который никак не возьмет в толк, что же от него хотят;
  • помогает и такая уловка: вначале согласиться с манипулятором, затем задать уточняющий вопрос, тем самым побуждая его продолжить речь и выигрывая время для обдумывания ответа.

Пример 6

Директор просит подчиненного выполнить работу, которая не входит в обязанности последнего. На что сотрудник отвечает: «Да, хорошо. Я сделаю. Только скажите, кому я должен передать то задание, которое вы поручали мне вчера?» То есть подчиненный ставит руководителя перед выбором: директор должен определиться, чем именно заниматься подчиненному в ближайшее время. И начальнику ничего не остается, кроме как внести ясность в этот вопрос. Тогда как его первоначальной целью было нагрузить сотрудника «по полной программе».

При пассивной защите очень важно сохранять спокойствие. В противном случае манипулятор почувствует вашу уязвимость. И тогда он будет стремиться во что бы то ни стало пробить брешь в обороне и заставить плясать под свою дудку.

Как сохранить внешнее спокойствие при общении с манипулятором? Можете взять на вооружение следующие приемы:

  • Как правило, основная часть негативной информация воспринимается человеком через слух. Поэтому при общении с манипулятором сконцентрируйтесь не на том, что он говорит, а на его внешности и на окружающей обстановке
    . Пусть манипулятор продолжает «стараться», вещать все что угодно. Вы же, чтобы абстрагироваться от его внушения, постарайтесь внимательно рассмотреть и запомнить детали обстановки и лица собеседника, словно это для вас имеет наиважнейшее значение. Такой «уход» поможет вам сохранить самообладание.
  • А еще хорошо помогает следующий прием. Мысленно уменьшите рост раздражающего вас человека: представьте его карликом или тараканом, которого при желании вы сможете безжалостно раздавить. Пусть, хотя бы и мысленно, но насладитесь тем, как «даете сдачи».
  • И, наконец, последнее: в диалоге с манипулятором держите паузу. Никогда не спешите с ответом. Это позволит вам успокоиться и взять себя в руки.

Активная защита

Теперь об активной защите. Она используется в ситуациях, когда, как говорится, нечего терять и можно не бояться открытого конфликта.

Главное в использовании активной защиты – определенный психологический настрой: следует прямо, открыто и решительно говорить манипулятору о том, что вы думаете. При этом либо расставлять все точки над «i», задавая противнику открытые вопросы типа: «Говорите прямо, что от меня требуется», либо перейти к контрманипуляции1. То есть сделать вид, что ты не осознаешь, что тобой манипулируют, и начать ответную игру, впоследствии завершив ее «лобовым ударом», который напрочь лишит манипулятора психологического превосходства.

Пример 7

Приближается конец квартала. Нужно готовить плановый отчет, но сотрудница не спешит приступать к рутинной, неинтересной работе. Она как можно дольше оттягивает неприятный момент. Жалуется руководителю на депрессию, головную боль, плохое самочувствие (пассивная манипуляция), как бы надеясь, что проблема рассосется сама собой.

Начальник вначале не торопит подчиненную, сочувствует ей, входит в ее положение. Но потом, когда сроки работы поджимают да и хитрость подчиненной становится очевидной, он меняет политику.

Однажды утром, зайдя в свой кабинет, девушка видит такую картину. За ее рабочим столом сидит начальник и разбирает папки, в которых содержится информация для отчета. А затем вносит данные в программу компьютера. Сотрудница от неожиданности буквально лишается дара речи. Но окончательно ее добивает вопрос руководителя: «Ну, так Вы будете выполнять свои обязанности? Или мне для этих целей искать нового сотрудника?» Надо ли говорить о том, что подобный «выстрел» попадает в десятку и сотрудница безоговорочно приступает к подготовке отчета.

Пример 8

Позволим себе в этой статье привести один пример на «нерабочую» тему, уж больно он наглядный. Представьте ситуацию: муж принес домой премию.

Еще когда она только замаячила на горизонте, жена убедила его, что ей просто необходима новая шубка, старая-то «совсем износилась», прямо в люди выйти неудобно. Он легко на это согласился: милую любит да и прикидывает, что не вся премия уйдет на покупку – на воплощение его «мечты» в уменьшенном формате еще останется.

Но после получения премии жена делает следующий шаг: вечером за ужином сочувствует неожиданным обстоятельствам в жизни своей матери, все это обсуждается в красках целый вечер, и в присутствии мужа и еще нескольких родственников она обещает (не посоветовавшись прежде с мужем), что, конечно же, они это все так не оставят и помогут. Мужу остается либо прямо за столом стать для всех «плохим» и жадным, либо смолчать и потом выполнить обещанное женой.

Что делает умный муж? После ужина, когда остается с милой наедине, говорит: «Конечно же, мы поможем твоей маме. Только вот на шубку останется меньше». И ту сумму, которая нужна на решение «маминой проблемы», вычитает из выделенной на шубку, которая на глазах превращается… в очень хороший пуховичок! Чтоб впредь манипулировать им было неповадно… А шубку он все равно купил, только с другой премии 🙂

Мы рассказали (пусть и в общих чертах) о том, что представляет собой такое явление, как манипуляция, и как можно от нее защититься. Очень надеемся, что эта информация поможет вам в жизни. В заключение дадим еще несколько советов:

  1. Никогда не начинайте психологическую атаку первым. Не забывайте о том, что в любом случае худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Сделайте так, чтобы манипулятор понял, что он разоблачен, целей своих не добьется и продолжать дальнейшую игру не в его интересах.
  3. Не записывайте каждого встречного в манипуляторы. Далеко не все окружающие люди хотят попользоваться вашей добротой. Будучи излишне подозрительным вы можете напрочь лишить себя радости общения.
  4. И главный совет: придерживайтесь в жизни ассертивного поведения – и тогда никакой манипулятор вам не страшен. Философия ассертивного поведения основана на предположении, что многие люди забыли или не знают о том, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности – отстаивать свои права без нарушения прав других людей. Основные черты, характерные для такого поведения, можно сформулировать в виде неких внутренних установок:
    – Я имею право быть самим собой и не подстраиваться под других.
    – Я имею право говорить «да» или «нет».
    – Я имею право открыто выражать свои чувства и убеждения.
    – Я имею право менять свое мнение.
    – Я имею право сказать «Я не понимаю».
    – Я имею право не брать на себя ответственность за проблемы других людей.
    – Я имею право просить о чем-то других.
    – Я имею право быть нелогичным, принимая решения.
    – Я имею право, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились.
    – Я имею право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их.

А все вместе эти установки сводятся к уважению. Тотальное уважение – это одновременно уважение к себе и к окружающим. Первое избавляет вас от притязаний манипуляторов, второе – от того, чтобы самому скатиться до таких действий. Уважение всегда бесстрашно.

Мнение эксперта

Страх – это корень агрессии. Все войны в мире происходят от страха людей, который искусно используют военные лидеры. Будь в самих лидерах меньше страха, войн можно было бы избежать. А ведь чтобы заключить мир, нужно куда больше мужества, нежели чтоб начать войну. Но если ты боишься, ты становишься агрессивным. Даже маленькие животные становятся агрессивными, если испытывают страх: если маленькая мышка достаточно сильно испугается, она кинется на вас.

Таким образом, страх – это корень всего, что неправильно в нашей жизни.

Страх также прячется за нашим желанием иметь больше денег, больше того, больше этого… потому что мы боимся, что без этих составляющих не сможем двигаться дальше. Если же преодолеть страх и жить без боязни, мы начинаем понимать, что больше не живем из чувства жалости к себе, а живем с чувством самодостаточности. И если у нас появится это бесстрашное отношение, мы начнем жить радостно.

Вот почему в молитве, обращаясь к нашему Небесному Отцу, мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Т.е. буквально «хлеб на сегодня» – давайте не волноваться о завтрашнем дне, давайте думать о хлебе сегодняшнем, и это принесет нам много радости. Если уже сейчас мы начинаем переживать из-за того, что будет завтра – мы на неправильном пути. И это главное, что я хочу сказать: «Не бойтесь».

(Полное интервью Девида Раста и других участников Международного конгресса по трансперсональной психологии и духовности в Москве см. на сайте http://dattamedia.ru в разделе «Фильмы», далее – видео «О главном»)

Как распознать манипулятора

Манипуляция — это попытка получить контроль над ситуацией. Манипулятор может прибегать к различным тактикам, чтобы получить желаемое. Изучение контрольных знаков может помочь вам защитить себя.

Услышать слово «нет» или ощутить потерю контроля может быть не очень весело. Некоторым людям это труднее пережить, чем другим. Таким образом, иногда человек может прибегать к скрытым или закулисным стратегиям для достижения желаемого результата — это известно как тактика манипуляции.

Манипуляции существуют в спектре, и иногда они могут быть незаметными и трудными для обнаружения, но все равно могут вызывать у вас чувство «отключения».

Манипуляция — это поведение, выходящее за границы, как средство попытки получить контроль или власть в межличностном взаимодействии, — говорит Лорен Масопуст, лицензированный брачный и семейный терапевт из Розвилля, Калифорния.

Манипуляции могут быть:

  • просоциальными или полезными для отношений
  • антиобщественными или вредными для отношений

Чтобы квалифицировать поведение как манипуляцию, важно знать уровень развития человека, объясняет Масопуст.

Например, у малышей еще нет слов, чтобы описать свои чувства, поэтому они могут устроить истерику, пытаясь удовлетворить свои потребности. «На самом деле это не является неподходящим для развития», — говорит Масопуст. «Однако со временем люди узнают, что это неэффективно, и разрабатывают более тонкие способы решения социальных проблем».

Для подростков она добавляет, что просоциальный пример манипуляции будет выглядеть как ложь во спасение, чтобы помочь своему другу сохранить лицо или сохранить свое положение в социальной группе.

Однако к зрелому возрасту многие взрослые избавляются от манипулятивных тенденций и вырабатывают более тонкие способы достижения своих целей, такие как напористость и установление здоровых границ, объясняет Масопуст.

Она добавляет, что некоторые люди, пережившие разрыв отношений или травматические инциденты, могут научиться прибегать к таким действиям, как манипуляция, агрессия или обман, чтобы удовлетворить свои потребности.

«Такое поведение обычно является попыткой человека сохранить власть или контроль в отношениях, хотя он может и не осознавать ущерб, который наносит другим», — говорит Масопуст.

Существует ли манипулятивный тип личности?

Нет. Нет такого типа личности, который можно было бы назвать «манипулятивным».

Манипулирование считается поведением, которое происходит в спектре, при этом некоторые стратегии являются более серьезными или вредными, чем другие.

В некоторых случаях тактика манипулирования может носить патологический характер, то есть повторяться неоднократно, в течение длительного времени и в разных обстоятельствах, таких как работа, учеба и личные отношения.

Эта модель поведения может быть симптомом лежащего в основе расстройства личности, такого как нарциссическое расстройство личности (НПЛ), или других психических заболеваний.

Было ли это полезно?

Манипуляции не всегда легко обнаружить. На самом деле, иногда это может быть незаметно, поскольку кто-то может показаться вам доброжелательным, говорит Филлипс.

«Например, люди с антисоциальным расстройством личности могут показаться очень обаятельными, но их цель может заключаться в том, чтобы контролировать вас или причинить вам вред», — говорит он.

Некоторые признаки манипулятора могут включать:

  • постоянное чрезмерное внимание, любовь и лесть
  • настойчивость, несмотря на границы
  • давление времени (чтобы заставить вас действовать)
  • несоответствие между словами и действиями
  • вы чувствовать вину , стыд или вообще «отключение» от этого человека

Стратегия DARVO, используемая манипулятивными людьми

Возможно, вам будет полезно ознакомиться с «DARVO». Это один из способов, которым манипулятор может переложить вину, запутав детали случившегося и того, кто может быть виноват.

Это работает следующим образом:

  • D: отрицание поведения и
  • A: нападение на вас с помощью
  • R: обращение вспять
  • 90 013 В: потерпевший и
  • О: правонарушитель roles

Например, чтобы остаться на работе, кто-то может сказать своему руководителю: «Я не сдал проект с опозданием. Я замечаю, что ты иногда забывчив; Бьюсь об заклад, вы забыли сказать мне дату родов на нашей встрече на прошлой неделе.

Было ли это полезно?

Манипуляции могут проявляться во многих формах, но главной целью всех видов, скорее всего, является ощущение силы, контроля или ресурсов.

Некоторые распространенные тактики манипулирования могут включать:

  1. принудительный контроль: контроль над своим графиком, деньгами или связями
  2. изменение правил: усложнение достижения «финиша»
  3. 9003 2 эмоциональный шантаж: угроза разглашения информации или отказ от вас, если вы не подчинитесь
  4. газлайтинг: отрицание или преуменьшение того, что вы видите, слышите, чувствуете или знаете ограничить доступ к своему ближайшему окружению или сообществу
  5. ложь: опускание части правды или создание ложной информации
  6. бомбардировка любовью: захлестывание вас лестью и вниманием
  7. пассивная агрессия : косвенное выражение гнева, например двусмысленные комплименты
  8. проекция: обвинение вас в том, что они делают
  9. молчаливое обращение: игнорирование ваших попыток общения
  10. клеветническая кампания: плохо говорят о вы за спиной у других
  11. триангуляция: привлечение третьей стороны, чтобы попытаться убедить вас что-то сделать
  12. запуск вашей неуверенности: оскорбления или оскорбления, замаскированные под шутки

Что касается причин постоянного манипулятивного поведения, у каждого могут быть свои истории и мотивы.

Постоянная модель манипуляций часто может формироваться в детстве, говорит доктор Ли Филпс, психотерапевт и сертифицированный сексолог и семейный терапевт из Вирджинии и Нью-Йорка.

Например, если кто-то рано узнает, что не может удовлетворить свои потребности напрямую, ему, возможно, придется найти другие способы чувствовать себя в безопасности эмоционально, физически и т. д.

«Если манипулятор вырос в семье, где царят конкуренция и конфликты, это может сохраниться и во взрослой жизни», — объясняет он. «Если их бросил родитель или опекун, они могут жаждать внимания во взрослом возрасте и могут манипулировать, чтобы добиться этого».

Некоторые психические расстройства и стили межличностного общения могут быть связаны с постоянным манипулятивным поведением (хотя манипулятивным поведением можно заниматься и без него).

Примеры могут включать:

  • антисоциальное расстройство личности (АСРЛ): использование фальшивой личности, чтобы попасть в свой круг
  • пограничное расстройство личности (ПРЛ): отчаянные усилия, чтобы избежать покинутости
  • созависимость: использование стратегий для «управления» окружающими вас людьми расстройство личности (НРЛ): использование внешнего вида для получения признания
  • стиль ненадежной привязанности: использование расставания как проверки чьей-либо лояльности
  • нарциссическое расстройство личности (НРЛ): использование проекции для перекладывания вины на себя
  • Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ (SUD): использование предлога для приобретения средств на покупку психоактивных веществ

Да, манипуляция может быть формой психологического и эмоционального насилия.

«Жертва манипулятора часто сомневается в собственном здравомыслии и считает себя проблемой. Из-за жестокого обращения человек часто живет в страхе и сообщает, что постоянно ходит по яичной скорлупе», — говорит Филлипс.

Исследования показывают, что эмоциональное манипулирование может привести к:

  • тревога
  • депрессия
  • повышенный стресс
  • снижение удовлетворенности жизнью
  • низкая самооценка
  • социальная изоляция

цель, например контроль или конкретный желаемый результат .

Если вы обнаружите, что прибегаете к манипуляциям в отношениях, вам может помочь когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), говорит Филлипс.

Если вы стали объектом манипуляций или подверглись нарциссическому насилию, настоятельно рекомендуется обратиться за профессиональной поддержкой.

Признаки, причины и как вести себя

Изменение повествования, защита и добавление драматических деталей могут быть признаками патологического лжеца. Но не всегда.

Патологическая ложь — также известная как pseudologia fanta , мифомания и болезненная ложь — это навязчивая модель рассказывания людям вещей, которые, как вы знаете, не соответствуют действительности.

Настойчивая ложь может быть настолько сильным побуждением, что его трудно преодолеть, подобно тому, как человеку с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) бывает трудно остановить принуждение.

Патологическая ложь — устоявшаяся, но спорная концепция в психологии, хотя она не является диагнозом психического здоровья в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание, редакция текста (DSM-5-TR).

В клинических условиях патологическая ложь может рассматриваться как ситуационное явление или симптом психического расстройства. Но при ограниченных исследованиях эксперты обычно изучают поведение в контексте других моделей мышления и поведения.

Считается ли случайная ложь патологией?

Нет, большинство людей время от времени врут и это не показатель патологии. Патологическое означает, что поведение может быть связано или вызвано проблемами со здоровьем.

Если ложь и приукрашивание являются обычным явлением и трудно поддаются контролю, такое поведение можно считать патологическим, но важен контекст.

Исследование, проведенное в 2020 году, определило патологическую ложь как постоянную ложь пять или более раз в течение 24 часов, каждый день в течение более 6 месяцев.

Было ли это полезно?

Если вы склонны к патологической лжи, вы можете:

  • лгать без разбора на самые разные темы
  • говорить неправду о незначительных событиях
  • не бояться быть пойманным прочь ложь
  • продолжать лгать, даже столкнувшись с правдой

«Это признак того, что кто-то постоянно рассказывает истории об экстремальных, ненормальных или маловероятных событиях, в которые он был вовлечен», — говорит доктор Кайл Зренчик, терапевт из Миннетонка, Миннесота. «Например, подружиться со знаменитостями, стать свидетелем похищения, выиграть крупную награду или потерять обоих родителей в детстве».

Возможно, вы разговариваете с патологическим лжецом, если замечаете:

  • обширные и непрошенные детали
  • красочные, фантастические, драматические повествования
  • повторяющиеся изменения в рассказе
  • признаки беспокойства во время разговора
  • уклонение от вопросов или предоставление расплывчатых ответов
  • ваши воспоминания о событиях отличаются от их воспоминаний (ощущение газлита)
  • они «разговаривают», но не «ходят пешком» (слова и действия несовместимы)
  • они пересказывают историю, которая произошла с вами, и выдают ее за свою собственную
  • ваша интуиция подсказывает вам, что с их историями что-то не так

«Одно исследование показало, что около 13% людей считают себя патологическими лжецами», — говорит Зренчик.

Причина патологической лжи не установлена, так как исследования ограничены.

«Исследователи все еще пытаются определить, отличается ли мозг патологического лжеца от мозга человека, который является «нормальным лжецом», — говорит Зренчик.

Некоторые психические расстройства могут быть связаны с патологией лжи. К ним относятся:

  • антисоциальное расстройство личности (АСЛР): склонность лгать ради статуса, ресурсов или сочувствия прокси: может лгать, чтобы казаться больным, или чтобы кто-то, находящийся на их попечении, выглядел больным мнение других о них

Для некоторых патологическая ложь также может быть связана с детской травмой. По словам доктора Нэнси Ирвин, лицензированного клинического психолога из Лос-Анджелеса, это могло быть разработано как механизм выживания, чтобы помочь кому-то удовлетворить свои потребности.

«Обычно они растут в среде, где рано усвоили, что недостаточно хороши, что быть несовершенным человеком неприемлемо», — говорит она. «Они, скорее всего, подвергались насилию, но, безусловно, эмоционально пренебрегали и подвергались резкой критике».

Верят ли патологические лжецы своей лжи?

Да, патологические лжецы часто верят в собственную ложь, по словам Зренчика.

«Можно предположить, что вера существует не на бредовом уровне, а потенциально из-за повторения и частоты лжи. Лжецу это может показаться правдой, потому что это история, которую он рассказывал себе и другим бесчисленное количество раз», — говорит он.

Было ли это полезно?

Постоянная ложь может сбить с толку, разочаровать и травмировать, но есть способы справиться с этим.

Старайтесь оставаться приземленными в своем чувстве реальности

Когда кто-то часто лжет и верит в то, что говорит, это может выглядеть искренне честно, говорит Зренчик.

«У вас может возникнуть соблазн подвергнуть сомнению то, что вы считаете правдой, давая другому человеку презумпцию сомнения. Вместо этого твердо придерживайтесь того, что, как вы знаете, является правдой, и позвольте другому человеку не согласиться», — говорит он.

Постарайтесь скорректировать свои ожидания

Если возможно, постарайтесь отказаться от любых ожиданий, что вы заставите их увидеть правду или признать, что вы правы, а они не правы, — говорит Ирвин. Вы можете быть очень разочарованы.

«Они могут мыслить иначе, чем вы. «Истина» может быть для них чуждым понятием. Единственное, что может иметь значение, — это «победа», например спор, судебный процесс или разногласие», — говорит она. «Они могут жить в мире своей собственной реальности или правды, а это как раз то, что им нужно в данный момент: партнер, достижение, сделка».

Попробуйте установить здоровые границы

Если вы чувствуете, что вам лгут, можно ограничить общение. С хладнокровием и спокойствием попытайтесь объяснить, что вы чувствуете. «Пусть они знают, чего вы стоите, и установите границы собственного самоуважения», — говорит Ирвин. «Но делайте это, не ожидая просветить или изменить их и побудить их говорить правду».

Попробуйте быть готовым к конфронтации

Если ситуация накалится, не бойтесь отступить, говорит Ирвин. Хотя это относится не ко всем, «если вы попытаетесь предъявить им доказательства и доказательства фактов, они могут возмутиться, оскорбиться и напасть на вас словесно. Они могут даже ругать вас перед другими и избегать вас».

Постарайтесь убедить их обратиться за поддержкой

Даже если они признаются во лжи, они могут не осознавать, как часто они лгут, или рассматривать это как свидетельство более серьезной проблемы, говорит Зренчик. Это может помочь побудить патологических лжецов работать с терапевтом, хотя вы, возможно, не захотите предлагать это в качестве наказания за ложь, объясняет он. «Вместо этого предложите им это как способ лучше понять, кто они такие и как они пришли к такому поведению».

Попробуйте узнать о языке тела и «говорит»

Возможно, вам будет полезно посмотреть видео о распознавании лжи от менталиста и гипнотерапевта Бедроса «Паучка» Аккеляна на канале YouTube «The Behavioral Arts».

Советы от автора

Однажды я встречалась с человеком, который лгал по несколько раз в день, от мелких подробностей до травмирующих саг, которых так и не было. Это было разрушительно. По моему опыту, вам может быть полезно:

  • записывайте важные разговоры
  • решительно расспрашивайте детали, которые не складываются
  • не принимайте близко к сердцу (это не о вас)
  • ограничьте общение, когда вы чувствуете, что вам лгут
  • работайте с Терапевт, знакомый с расстройствами личности
  • , прочитал «Когда твой любовник — лжец» и «Перестань заботиться о пограничном человеке или нарциссе»

Было ли это полезно?

Каждый может изменить свое поведение, говорит Зренчик, если он:

  • осознают свои модели поведения
  • имеют достаточную мотивацию для изменения
  • практикуют новый набор моделей поведения

три из этих необходимых компонентов», — объясняет он. «Часто они не мотивированы к изменению, не признают существование проблемы, не ищут и не практикуют новое поведение».

Патологическая ложь — это модель, которая становится очевидной в различных ситуациях и темах и сохраняется с течением времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *