06.05.2024

М рокича ценностные ориентации: Недопустимое название — Psylab.info

Ценностные ориентации личности и ценности по методике диагностики Рокича

На чём строится твоя жизнь? Что в ней самое главное? Как называется тот самый фундамент, на котором ты строишь свой дом? Ответ один – ценности. То, что является кирпичиками в основе твоего дома (мыслей, чувств, поступков), всё это твои ценности. И у каждого человека они разные.

Разобраться в этой теме поможет методика М. Рокича, который в своих работах рассматривает ценностные ориентации. Те убеждения, благодаря которым ты регулируешь свою жизнь. Но давай остановимся подробнее, а что такое «ценности».

В этой статье:

Понятие ценностейЧто такое «Ценностные ориентации»О важности методики ценностных ориентацийДля чего ещё полезна методика Рокича

Новости СМИ2

Понятие ценностей

Ценность – это общее представление о благах и способах получения их. На базе которых человек осуществляет свою деятельность, строит планы и цели.

М. Рокич выделил два типа ценностей:

  • Терминальные

Данный вид убеждений говорит о том, что есть какая-то конечная цель в жизни человека, к которой важно стремиться.

  • Инструментальные

Существует убеждение, что есть определённые правила, как правильно себя нужно вести и какой личностью быть.

Также существует классическое деление ценностей на:

  • Ценности-цели
  • Ценности-средства

Что такое «Ценностные ориентации»

Ориентирование на ценности может многое сказать о человеке, о его внутреннем развитии и сформированности. О том, насколько личность является зрелой, целостной, внутренне устойчивой. И, готов ли человек нести ответственность за собственную жизнь.

Милтон Рокич разработал целую методику, которая так и называется «Ценностные ориентации». Она представлена в виде опросника, который показывает ценностно-смысловые сферы личности.

Как проходит сама методика:

  • Участнику опроса выдаётся два списка. В котором прописано по восемнадцать ценностей
  • Написаны они могут быть как карточках, так и на бумаге
  • Ценности написаны в алфавитном порядке
  • Испытуемому нужно расставить для себя эти ценности в ранговой последовательности
  • Использование карточек, на каждой из которых написана одна ценность, для испытуемого легче, так он может сосредоточиться сильнее и разложить карточки друг за другом

Милтон Рокич: иерархия ценностей

  • Лучше проводить с одни человеком за раз, но есть вариант и групповой диагностики

Примеры фраз, указанных в опроснике:

  • Жизненная мудрость
  • Материально обеспеченная жизнь
  • Наличие хороших и верных друзей
  • Непримиримость к себе и недостаткам других

И другие.

Обработка результатов опроса будет носить качественный характер. Сейчас этот опросник можно пройти в интернете, но важно помнить, что полноценные результаты вы сможете при консультации с психологом. Для специалиста данная методика может стать отправной точкой в работе с тобой, а не единственным ключевым моментом.

Поэтому занимать интерпретацией самостоятельно не стоит.

О важности методики ценностных ориентаций

Как уже было сказано выше, у каждого человека есть свой набор ценностей. Но правильнее будет отметить, что ценности в жизни (их названия) одинаковы, а вот степень их выраженности в жизни каждого разная. Так, например, духовность или спорт, как ценность могут быть у кого-то не на первом месте. При этом у спортсменов или религиозных людей – эти ценности будут в приоритете.

Что касается методики в целом и тех ценностей, которые в ней отражены, их можно поставить в некую иерархию, а также в сгруппированные блоки.

Если рассмотреть терминальные ценности, то можно выделить такие блоки как:

  • Свобода
  • Счастье
  • Семейное благополучие
  • Внутренняя гармония и другие.

Что касается инструментальных ценностей, то здесь можно выделить следующие блоки:

  • Жизнерадостность
  • Исполнительность
  • Любовь
  • Независимость
  • Интеллект и другие.

Когда испытуемый выбирает выражения, которые написаны на бумаге, он тем самым начинает группировать их в подсистемы, которые уже могут рассказать о его мировоззрении.

На базе данной методики можно определить на сколько человек живёт в осознанной позиции. Какая роль у него сейчас преобладает (родитель, ребёнок, взрослый). Есть ли в этой ситуации отсутствие баланса в жизни и к чему стремится испытуемый?

Для чего ещё полезна методика Рокича

Есть совершенно другая диагностическая модель, ты о ней, наверное, знаешь – это колесо баланса. Которое будет очень эффективно составить на базе методики Рокича. Потому что последний опросник помогает тебе выделить свои основные ценности, а на базе них сферы жизни. Всё то, что для тебя важно.

Другим моментом может быть, направленность методики для изучения направления человека в работе. При помощи методики можно также выделить сильные качества человека (честность, коммуникабельность, педантичность и другие). Для чего можно использовать методику:

  • На консультациях по профориентации
  • При исследовании мотивации человека
  • Изучении стремления к карьерному росту
  • При рассмотрении одного коллектива, как единой системы и другое.

Ещё хотелось бы отметить, что данная методика, а точнее новый взгляд на свои ценности, может помочь тебе грамотнее выстроить отношения с другими людьми. Даже при выборе спутника жизни, ты ориентируешь и на его ценности. Поэтому совет психолога: вместе со своим избранником ты можешь пройти данный опрос и посмотреть на ваши точки соприкосновения.

Данную методику можно пройти со многими близкими людьми. Даже со своими детьми, когда они будут в том возрасте, когда уже понимают, что такое ценности. Это даст тебе понять, об одном и том же ли вы говорите? Понимаешь ли ты, как мама, с какими ценностями живёт твой ребёнок и в каком направлении развивается. Это поможет снизить градус напряжения, если такой есть, в подростковом возрасте. А также, ты сама раскроешься перед ребёнком с новой стороны.

Как ты видишь, опросник может помочь во многих сферах жизни.

Важно помнить о том, что данная методика Рокича не всегда может иметь правдивые результаты, даже интерпретированные психологами.

Связано это с тем, что респондент может быть не всегда искренен при выполнении задания. Многим из нас хочется иногда показаться лучше, чем есть на самом деле. Поэтому, помимо теста работа должна вестись более масштабно.

Опросник Рокича можно проходить раз в несколько лет или в моменты кризисных этапов в жизни. Потому что твои ценности и приоритеты могут меняться. И возможно, в какой-то момент жизни, ты просто держишься за старые ценности, которые в настоящий момент не являются твоим ориентиром.

А видеть ориентиры в жизни, как колышки, которые ты вбиваешь, очень важно. Потому что уже от них ты можешь выстраивать новые цели и планы, а следовательно, менять свою жизнь.

zo — Психологическая диагностика


 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                         "Ценностные ориентации"                            
                                (М. Рокич).                                 
  
      Система ценностных ориентаций определяет содержательную  сторону  на- 
 правленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, 
 к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро  мотивации  жиз- 
 ненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".         
      Наиболее распространенной в настоящее время является методика  изуче- 
 ния ценностных ориентации М. Рокича,  основанная  на  прямом  ранжировании 
 списка ценностей.                                                          
      Адаптация теста на русском языке проводилась А.
 Гоштаусом, А.А. Семе-   новым, В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР).                                                В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета  психологии  МГУ   проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможнос-   тей методики изучения ценностных ориентаций.                                        М. Рокич различает два класса ценностей:                                     - терминальные - убеждения в том, что конечная  цель  индивидуального   существования стоит того, чтобы к ней стремиться;                                 - инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или   свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.                     Это деление соответствует традиционному делению  на  ценности-цели  и   ценности-средства.                                                                Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в  каждом),  либо   на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках.
 В списках  испы-   туемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает   по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более  надеж-   ные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных,  а  затем  набор   инструментальных ценностей.                                                       Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их  груп-   пировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям.  Так,  на-   пример, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профес-   сиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные  ценности   могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности  де-   ла; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические  цен-   ности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это  да-   леко не все возможности субъективного структурирования системы  ценностных   ориентации. Психолог должен попытаться уловить  индивидуальную  закономер-   ность.
 Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить   несформированность у респондента системы ценностей или даже  неискренность   ответов.                                                                          Инструкция для работы с карточками:                                          "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением цен-   ностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как прин-   ципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей  жизни.  Работайте  не  спеша,   вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".              Инструкция для работы с таблицами:                                           "Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая  для  Вас   наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите  вторую  по   значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же   со всеми оставшимися ценностями. Наименее  важная  останется  последней  и   займет 18 место.
 Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный  результат  должен   отражать Вашу истинную позицию".                                                    Литература:                                                                  Психодиагностическая серия. Выпуск 5.  Методика  изучения  ценностных   ориентаций. - М.: "СМЫСЛ", 1992.- 17с.                                              Примечание к компьютерной версии.                                            При тестировании испытуемый присваивает  ранг  №1  наиболее  значимой   ценности, №2 - следующей и т.д. При  таком  присвоении  числовых  значений   тестовым показателям графическое отображение результатов тестировании  бу-   дет выглядеть перевернутым, т.е. наиболее значимой ценности будет соответ-   ствовать наименьший подъем графика.                                               С визуальной точки зрения наиболее высокому показателю  должна  соот-   ветствовать наболее высокая точка графика. Поэтому в данной программе чис-   ловые значения графика получаются путем  преобразования  исходных  рангов:   19 - ранговый показатель.
 Таким образом, наиболее значимой ценности  будет   соответствовать 18 баллов, а наименее значимой - 1.                               С математической точки зрения в соответствии с правилам ранжирования,   числовые значения рангов будут выглядеть аналогично, поэтому  в  файл  для   статистической обработки данных также записываются преобразованные  значе-   ния первичных тестовых показателей.                                                                        ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                                                                   ----                                                           ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                                  Методика: Ценностные ориентации.                                             Ф.И.О:______________________________                                         Доп. данные:________________________                                                                   ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                                                               Диаграмма:                                               *                                                                         18 ┼────────────────────────────────────────▄▄─────────────                  16 ┼                                        ██       ██ ▄▄                   14 ┼    ██                      ▄▄          ██       ██ ██                   12 ┼────██──────────────────────██─▄▄─██────██───────██─██─                  10 ┼ ▄▄ ██ ██                   ██ ██ ██    ██       ██ ██                    8 ┼ ██ ██ ██       ██          ██ ██ ██    ██ ▄▄    ██ ██                    6 ┼─██─██─██─▄▄────██─██───────██─██─██────██─██────██─██─                   4 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██    ██ ██    ██ ██                    2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ __ ██ ██                    1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                      Ат Бт Вт Гт Дт Ет Жт Зт Ит Йт Кт Лт Мт Нт От Пт Рт Ст                                          Tестовые показатели:                                                                                    Ранг Балл                              Ат.
 Активная деятельная жизнь        -  9   10                               Бт. Жизненная мудрость               -  4   15                               Вт. Здоровье                         -  8   11                               Гт. Интересная работа                - 13    6                               Дт. Красота природы и искусства      - 16    3                               Ет. Любовь                           - 10    9                               Жт. Материально обеспеченная жизнь   - 12    7                               Зт. Наличие хороших и верных друзей  - 15    4                               Ит. Общественное признание           - 14    5                               Йт. Познание                         -  5   14                               Кт. Продуктивная жизнь               -  7   12                               Лт. Развитие                         -  6   13                               Мт. Развлечения                      - 17    2                               Нт.
 Свобода                          -  1   18                               От. Счастливая семейная жизнь        - 11    8                               Пт. Счастье других                   - 18    1                               Рт. Творчество                       -  2   17                               Ст. Уверенность в себе               -  3   16                                               ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                                                            Диаграмма:                                               *                                                                         18 ┼────────────────▄▄─────────────────────────────────────                  16 ┼                ██    ██    ▄▄                                           14 ┼                ██    ██    ██          ▄▄ ██                            12 ┼────────────────██────██────██────██─▄▄─██─██──────────                  10 ┼                ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ▄▄                       8 ┼    ▄▄    ██    ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██                       6 ┼────██────██────██────██────██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─                   4 ┼ ▄▄ ██    ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                    2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                    1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                      Аи Би Ви Ги Ди Еи Жи Зи Ии Йи Ки Ли Ми Ни Ои Пи Ри Си                                          Tестовые показатели:                                                                                            Ранг Балл              Аи.
 Аккуратность                                     - 15    4               Би. Воспитанность                                    - 11    8               Ви. Высокие запросы                                  - 17    2               Ги. Жизнерадостность                                 - 10    9               Ди. Исполнительность                                 - 16    3               Еи. Независимость                                    -  1   18               Жи. Непримиримость к недостаткам в себе и других     - 18    1               Зи. Образованность                                   -  2   17               Ии. Ответственность                                  - 14    5               Йи. Рационализм                                      -  3   16               Ки. Самоконтроль                                     -  8   11               Ли. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов  -  6   13               Ми. Твердая воля                                     -  7   12               Ни.  Терпимость                                       -  5   14               Ои. Широта взглядов                                  -  4   15               Пи. Честность                                        - 12    7               Ри. Эффективность в делах                            -  9   10               Си. Чуткость                                         - 13    6                                            ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                                              ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                                       1. Свобода (самостоятельность,  независимость  в  суждениях  и          поступках).                                                                       2. Творчество (возможность творческой деятельности). я                       3. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода  от  внут-          ренних противоречий, сомнений).                                                   4. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, дос-          тигаемые жизненным опытом).                                                        5. Познание (возможность расширения своего образования, круго-          зора, общей культуры, интеллектуальное развитие).                                 6. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и  духов-          ное совершенствование).                                                           7. Продуктивная жизнь (максимально полное использование  своих          возможностей, сил и способностей).                                                8. Здоровье (физическое и психическое).                                      9. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщен-          ность жизни).                                                                    10. Любовь (духовная и физическая близость  с  любимым  челове-          ком).                                                                            11. Счастливая семейная жизнь.                                               12. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных за-          труднений).                                                                       13. Интересная работа.                                                       14. Общественное признание  (уважение  окружающих,  коллектива,          товарищей по работе).                                                            15. Наличие хороших и верных друзей.                                         16. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в при-          роде и в искусстве).                                                             17. Развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровожде-          ние, отсутствие обязанностей).                                                   18. Счастье других (благосостояние, развитие и  совершенствова-          ние других людей, всего народа, человечества в целом).                                           ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                                        1. Независимость (способность действовать самостоятельно,  ре-          шительно).                                                                         2. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).                   3. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать об-          думанные, рациональные решения).                                                  4. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения,  уважать          иные вкусы, обычаи, привычки). я                                                  5. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать              другим их ошибки и заблуждения). я                                                6. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.                          7. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать  перед          трудностями).                                                                     8. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).                              9. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность  в  рабо-          те).                                                                             10.  Жизнерадостность (чувство юмора).                                        11. Воспитанность (хорошие манеры).                                          12. Честность (правдивость, искренность).                                    13. Чуткость (заботливость).                                                 14. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).              15. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать  в  порядке          вещи, порядок в делах.                                                           16. Исполнительность (дисциплинированность).                                 17. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие  при-          тязания).                                                                        18. Непримиримость к недостаткам в себе и других.                        

Методика Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы

Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Его действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется определенной совокупностью причин. Основываясь на них и их значениях, человек совершает действие. Исследование ценностей каждого человека — очень увлекательный процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.

Что такое ценности?

Ценности – это определенные взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На совокупности ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои действия. Объясняется это очень просто — у них есть определенные значения, влияющие на поведение. Но эти приоритетные взгляды сохраняются на подсознательном уровне. Их трудно объяснить и понять объективно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти правильное решение. Они могут стать методом изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Изучение ценностных ориентаций

Поскольку речь шла о ценностях каждого человека, следует уделить особое внимание изучению данного вопроса. Изучением этой сферы занимался известный американский психолог Милтон Рокич. Несмотря на то, что он начал свою карьеру психиатром, вскоре его увлекла сфера социальных отношений и ценностей. Главным достижением является разработанный метод Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.

Методика

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокич настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но индивидуальные тесты считаются более качественными и точными.

Респонденту дается два списка значений по 18 баллов в каждом. Они могут быть на листах или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все значения и напротив каждого поставить свой порядковый номер, в соответствии со своей системой ценностей. Чем значительнее указанное значение — тем выше его ранг.

Стоит отметить, что каждая группа значений, состоящая из 18 элементов. Это не просто набор каких-то приоритетов. Первая карта — это список терминальных ценностей, вторая — список инструментальных ценностей. После того, как испытуемый проставил порядковый номер, он должен передать две карточки в порядке важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей для него важнее.

Важно! Во время теста решение человека о важности категории может измениться. Не берите сразу результаты – дайте время прочитать и обдумать написанное. Считается, что последний вариант самый точный.

Тестовый материал

Первая карта — терминальное значение. Ознакомимся с ними:

  1. Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
  2. Мудрость и жизненный опыт, свидетельствующие о зрелости личности.
  3. Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
  4. Увлекательная работа.
  5. Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
  6. Любимый человек, полный понимания и любви.
  7. Финансовая независимость и предоставление денежных средств для удовлетворения своих потребностей и желаний.
  8. Долгая и верная дружба.
  9. Признание общества, всеобщее уважение.
  10. Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
  11. Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
  12. Полное и всестороннее развитие.
  13. Приятная жизнь, удовольствие и отсутствие обязательств.
  14. Независимость и свобода в поступках и мыслях.
  15. Дом, семья.
  16. Добро для других, самопожертвование.
  17. Возможность творческой самореализации.
  18. Внутренняя сила, уверенность в своих силах, душевное спокойствие и умиротворенность.

Рассмотрим инструментальные значения:

  1. Порядок и аккуратность во всем.
  2. Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
  3. Амбициозность, большие запросы.
  4. Способность радоваться жизни.
  5. Ответственность и оперативность.
  6. Способность принимать самостоятельные решения.
  7. Жажда постоянного совершенствования себя и окружающих.
  8. Широкий кругозор, образование, интеллект.
  9. Чувство долга, умение давать и выполнять обещания.
  10. Логика, рационализм, здравый смысл.
  11. Способность подчиниться воле.
  12. Храбрость.
  13. Уверенность в сложных ситуациях.
  14. Терпимость, терпимость к другим, умение прощать.
  15. Способность принимать точку зрения другого человека.
  16. Искренность и честность.
  17. Способность продуктивно работать.
  18. Умение заботиться.

Ответ на тест

Очень проста в анализе «Ценностные ориентации» Рокича. Интерпретация результатов теста означает выявление факторов, которые заставили человека рассортировать значения таким образом. После этого главная задача понять, по каким причинам он сделал именно так, что его подстегнули. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил больше всего. Например, это могут быть ценности семейной ячейки, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.

Анализ результатов


Обработка метода Рокича «Ценностные ориентации» должна быть постепенной. Специалист должен уловить в своих ответах индивидуализм человека. Для этого следует провести вдумчивый, неторопливый анализ. Необходимо вывести определенные закономерности, которые присущи этому человеку. Метод Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный пошаговый анализ.

Особые случаи

Если затраченное время и усилия не дают определенных результатов, то дело в другом. Аналогичная ситуация при анализе результатов тестирования может свидетельствовать о том, что респондент является несформированной личностью. Это может быть ребенок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его система ценностей претерпевает множество изменений, она только формируется. Проверять таких людей бессмысленно. Им желательно пройти испытание, когда они определятся, они достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неверные результаты, о которых никому не скажешь. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только к сформировавшимся личностям.

Еще одной причиной невозможности анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый — закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришел на тестирование, если он отвечает неправду. Скорее всего, у него есть какие-то предрассудки, и он решил доказать себе или кому-то еще, что психология не заслуживает уделяемого ей внимания. Жаль, что вместе, чтобы развиваться и совершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.

Преимущества методики

Главным достоинством метода Рокича «Ценностные ориентации» является его универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Еще это очень удобно — материал для теста готов, нужно только раздать его респондентам, а потом провести тщательный анализ. Важным показателем является экономия в процессе проведения, обработки и анализа результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, потому что для этого нужно найти спонсоров. А методика изучения ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.

Методика очень гибкая. Списки значений и инструкции для теста могут быть изменены. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек зрения.

Недостатки методики

Основным и очень существенным недостатком данной методики является ее открытость. Человек понимает, что его будут проверять. И, к сожалению, многие респонденты реагируют не на то, что они думают на самом деле, а на то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Это парализует возможность анализа каждого человека как отдельного и неповторимого. Образ человека общий, неточный и расплывчатый. Это очень существенный недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на тестирование. Перед тем, как начать говорить с аудиторией, стараясь донести до нее важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают на правду. Но все же остается определенный процент тех, кто проходит тестирование, кто хочет казаться «правым» в глазах общественности.

Есть также люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они реагируют на неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.

Общее впечатление

Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест добровольный и мотивированный. Кроме того, необходим установленный контакт между психологом и респондентом. Это не должны быть деловые или официальные отношения.

Чтобы хоть как-то снизить влияние негативных сторон техники, следует постоянно пересматривать инструкцию к тесту. Можно и нужно вносить поправки, которые помогли бы испытуемому раскрыться. Это поможет психологу сделать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.

Методика изучения ценностных ориентаций Рокича неприменима к отбору людей ни в какую систему, ни при обследовании. Однако проба Рокича остается актуальной и на сегодняшний день.

Подводя итоги, можно сказать, что описанный метод Рокича «Ценностные ориентации» имеет существенные достоинства и недостатки. Его активно используют в различных сферах. Ценности каждого человека являются важным критерием при приеме на работу или в других ситуациях.

Значение и проявления ценностных ориентаций молодежи в структуре социальной компетентности

Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Мердеева Татьяна, Баженова Наталья

Автор, ответственный за переписку

Мердеева Татьяна

Доступно на сайте с сентября 2018 г.

DOI
10. 2991/ictppfms-18.2018.20Как использовать DOI?
Ключевые слова
ценностные ориентации, социальная компетентность, молодежь, социальные угрозы и опасности
Реферат

Изучить значение и проявления ценностных ориентаций молодежи в структуре социальной угроза или опасность, проведена диагностика ценностных ориентаций молодежи (студентов Биробиджанского медицинского колледжа, Биробиджанского колледжа культуры и искусств) М. Рокича. Исследование также включало анализ анкет студентов для выявления их чувствительности к социальным угрозам и опасностям. Исследование показало, что среди терминальных ценностей молодежи наиболее важными оказываются здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей. Среди инструментальных ценностей первое место занимают аккуратность, воспитанность, образованность, ответственность и жизнерадостность. Эти фундаментальные ценности студентов являются частью структуры социальной компетентности современной молодежи, влияющей на ее поведение в ситуации социальной угрозы или опасности. Выполняя регулятивную функцию поведения, ценностные ориентации позволяют учащимся правильно вести себя и избегать ситуации общественной опасности или угрозы

Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018)
Серия
Достижения в области социальных, образовательных и гуманитарных исследований
Дата публикации
Сентябрь 2018 г.
ISBN
10.2991/ictppfms-18.2018.20
ISSN 9015 7
2352-5398
DOI
10.2991/ictppfms-18.2018.20How использовать DOI?
Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *