13.04.2025

Лонгитюдный метод исследования в психологии это: Что такое лонгитюдный метод исследования и кто его основоположник

Лонгитюдное исследование | это… Что такое Лонгитюдное исследование?

Лонгитюдное исследование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты (когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет.[1][2][3][4][5]

Содержание

  • 1 История и особенности исследования
    • 1.1 В России
    • 1.2 В зарубежных странах
    • 1.3 Преимущества исследования
    • 1.4 Недостатки метода
  • 2 Литература
  • 3 Примечания

История и особенности исследования

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А.  Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени.[3]

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведенно во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы..[1]

В зарубежных странах

За рубежём лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей. [3]

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта.[1]

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане).[3]

Недостатки метода

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам

[1][3] :

  1. Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
  2. Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
  3. «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
  4. Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
  5. Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
  6. Возникновение эффекта Хоуторна

Литература

  • Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study. Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das engl. Abstract dazu.
    • Liste der Einzel-Publikationen aus der Studie (1978—2005)
  • Diekmann, Andreas (2006):
    Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen.
    Rowohlt, Hamburg
  • Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
  • Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
  • Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5
    • О.  В. Терещенко Лонгитюдное исследование // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко., 2003 г.
    • Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге) // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
    • Лонгитюдное исследование // О.Филатова. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
    • Лонгитюдное исследование // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
    • Лонгитюдное исследование (Краткий словарь психологических терминов) // Морозов А. В. Управленческая психология. — М.:Академический проект, 2006. — 288 с. ISBN 5-8291-0670-1
  2. 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер.
    с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
    • Лонгитюдное исследование // Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. Реана А. А. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. ISBN 5-93878-029-2
  3. 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия
  4. 1 2 3 Лонгитюдное исследование // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  5. 1 2 Лонгитюдное исследование // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд.
     — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

Лонгитюдное исследование и его особенности

Наблюдение — эффективный метод познания, позволяющий изучить явление. Он активно используется в психологии, и лонгитюдные исследования являются ярким примером такого подхода.

Содержание:

  • 1 Определение
  • 2 Особенности
  • 3 Цели
  • 4 Виды
  • 5 Преимущества


Определение

Лонгитюдное исследование — длительное постоянное изучение индивида или группы. Используется оно в социологии и психологии для того, чтобы определить характерные особенности и изменения, происходящие со временем. Такое исследование периодически подвергается критике из-за сложности реализации и сопутствующих затрат, особенно на повторное изучение.

Особенности

Лонгитюдные исследования всегда проводятся на длительном отрезке времени. Их цель — зафиксировать изменения в поведении человека или группы лиц, как правило, в контексте возрастной психологии. Впервые метод использовали Уильям Штерн и Александр Гвоздев. Специалисты изучали возрастные изменения, происходящие с ребёнком по мере его развития, а в последующем спектр применения значительно расширился. Для изучения обычно используется достаточно чёткая схема, процесс строго регламентируется.

Цели

Лонгитюдное исследование как метод используется для того, чтобы изучить объект и его изменения на протяжении длительного времени или оценить влияние внешних факторов на становление психики. Для этого экспериментальная группа тщательно изучается ещё перед началом исследования. Затем психологи и социологи выявляют события, способные повлиять на психоэмоциональное состояние, и пытаются установить корреляцию.

Изучение (например, опросы, тесты или интервью) происходит и в процессе, и по завершению исследования. Таким образом подтверждают теории или получают материалы для дальнейших изучений. В целом психологи могут преследовать и иные цели, подбирать альтернативные или дополнительные методы изучения и по-разному интерпретировать результаты.

Виды

Этот тип психо-социологического исследования можно классифицировать следующим образом:

  1. по длительности;
  2. по используемым методам;
  3. по целям.

По длительности:

  1. Ускоренное исследование набирает экспериментальную группу из людей разного пола и возраста.
  2. Кратковременное исследование изучает человека в небольшой промежуток времени, как правило, с характерными скачками роста (например, дети до 3 лет).
  3. Долгосрочное исследование, в ходе которого за группой наблюдают в течение длительного времени.

Схема методологии также предполагает разные подходы. Например, перспективный подход изучает группу или отдельное лицо только до определённого возраста. Ретроперспективный метод ориентируется на особенности личности в прошлом.

Пожалуй, больше всего подвидов исследования есть в классификации целей. Помимо основной причины, лонгитюд могут проводить, чтобы вычислить нормативные особенности, изучить человека в контексте его семьи.

Преимущества

Основное преимущество метода заключается в его информативности. Изучая относительно большую группу людей на протяжении длительного периода, можно получить исчерпывающие данные. Это касается таких неизмеряемых категорий, как личностные ориентиры, ценности, мотивация, приоритеты. Более того, устанавливается взаимосвязь между человеком, его психикой и средой, в которой он живёт. Можно удачно определять факторы, более или менее влияющие на развитие.

Любое исследование, основанное на наблюдении, требует внимательности и способности концентрироваться. Эти навыки требуют постоянного развития, а если их не тренировать, то они постепенно ухудшаются. Когнитивные тренажеры Викиум отлично развивают память, внимание и концентрацию и позволяют держать мозг в тонусе.

Продольные исследования: определение и пример

Некоторые области психологии заинтересованы в изучении долгосрочных последствий определенных явлений. Психология развития, например, фокусируется на объяснении того, как люди развиваются с течением времени. Например, Пиаже теоретизировал четыре стадии развития, но как они исследовались в исследованиях?

Необходимо провести специальное исследование для проверки изменений определенных психологических характеристик во времени — лонгитюдное исследование.

  • Это объяснение познакомит вас с лонгитюдными исследованиями.
  • Во-вторых, в объяснении будут применяться лонгитюдные исследования психологии.
  • Далее мы рассмотрим, как лонгитюдное исследование разрабатывается.
  • Затем будет приведен пример лонгитюдного исследования.
  • Наконец, будут подведены итоги сильных и слабых сторон лонгитюдных исследований.

Продольное исследование Исследование

При проведении исследования вам может понадобиться выяснить, как что-то развивается в течение нескольких лет. Например, исследователи могут задаться вопросом, как события в детстве влияют на человека во взрослом возрасте.

Точно так же фармацевтические компании могут быть заинтересованы в оценке того, как определенные лекарства влияют на людей в долгосрочной перспективе. Эти две исследовательские концепции могут быть изучены с помощью лонгитюдных исследований.

Лонгитюдное исследование относится к методу исследования, при котором люди тестируются в течение длительного периода времени. Период, в течение которого участники тестируются, может варьироваться от месяцев до лет.

Рис. 1. Изображение, напоминающее старение человека, и возможные точки тестирования в лонгитюдном исследовании.

Одной из основных причин, по которой в психологии используются лонгитюдные исследования, является установление долгосрочных последствий различных явлений.

В психологии развития лонгитюдные исследования могут помочь исследователям в установлении хода процесса развития.

Продольные исследования также широко используются при оценке определенного типа терапии или эффектов конкретного лекарства. Вообще говоря, лонгитюдные исследования практичны при изучении изменений, происходящих с течением времени.

Продольные исследования в психологии

Хотя термин «продольные» относится к исследованиям, в которых исследуются процессы/явления, которые развиваются с течением времени, в рамках этой формы метода исследования существует несколько подтипов.

Различные типы лонгитюдных исследований зависят от:

  • Выборки.

Продольное исследование: когортное исследование

Когортное исследование представляет собой форму лонгитюдного исследования группы людей с общими характеристиками. Часть процесса разработки когортного исследования включает определение когорт, которые затем будут сравниваться.

Исследователям может быть интересно узнать, как коэффициент интеллекта может меняться с возрастом. Чтобы изучить это, они могут определить три когорты и сравнить их.

Когорты или группы могут возникать в зависимости от возраста. Например, первая когорта может включать лиц в возрасте 10-20 лет, вторая когорта может включать участников в возрасте 21-40 лет, а третья когорта может состоять из лиц в возрасте 41-60 лет.

Существует две формы продольных когортных исследований: ретроспективные и проспективные.

Ретроспективные исследования представляют выборку участников, которые уже подвергались воздействию определенных явлений.

Это означает, что процесс происходит естественным образом.

Примером лонгитюдного когортного ретроспективного исследования является то, что оно может исследовать последствия пренатального воздействия алкоголя и последующей алкогольной зависимости.

Как видно из примера, исследователи не манипулируют потреблением алкоголя беременными женщинами. Вместо этого они будут искать участников, подвергавшихся пренатальному воздействию алкоголя, и измерять их текущие модели потребления алкоголя.

Иными словами, в проспективных исследованиях участников не испытывали явлений или исходов, но в некоторых случаях могут быть уязвимы для изучаемых переменных.

Исследователи планируют и начинают исследование, прежде чем определить четкую гипотезу для проверки. Проспективный дизайн исследования может фиксировать результаты в группе с общими характеристиками.

Британское когортное исследование 1970 года является примером лонгитюдного когортного проспективного исследования. Исследование следило за жизнями около 17 500 участников, родившихся в одну и ту же неделю в Англии и Уэльсе.

В 1970 году у исследования не было четкой цели, но на протяжении многих лет с использованием собранных данных проверялись различные гипотезы.

Продольное исследование: групповое исследование

Панельное исследование представляет собой форму лонгитюдного исследования группы людей в течение длительного времени. Выборка исследования также называется панелью.

Панель определяется в начале процесса исследования и используется в течение определенного периода времени.

Панельные исследования обычно изучают убеждения, отношения и мнения людей, которые меняются с течением времени.

Дизайн лонгитюдного исследования

Планирование лонгитюдного исследования ничем особо не отличается от планирования других исследований. Давайте рассмотрим этапы разработки лонгитюдного исследования.

Во-первых, исследователи определяют интересующие их явления. В случае лонгитюдного исследования это было бы чем-то вроде установления влияния трудностей с чтением в детстве на выбор карьеры во взрослой жизни.

Цель исследования и гипотеза определят параметры, которым должны соответствовать участники. В случае приведенного выше примера одним из параметров будет наличие у участников трудностей с чтением в детстве.

Во-вторых, исследователи решают, как и какой тип данных они будут собирать, что зависит от того, какой подход используется в лонгитюдном исследовании:

После того, как это будет определено, исследователь устанавливает методы сбора данных, которые он будет использовать. В дополнение к тому, как часто и через какие промежутки времени будут собираться данные.

Примером лонгитюдного исследования является исследование влияния материнской депривации на последующие отношения. Гипотетическая цель исследования состоит в том, чтобы определить, являются ли неблагоприятные последствия материнской депривации продолжительными с течением времени.

Исследователи могут решить собирать данные анкет, интервью и психометрических тестов у всех участников каждые два года в течение десяти лет.

Чтобы гарантировать достоверность исследования, исследователи должны использовать одни и те же запланированные методы сбора данных и следовать одному и тому же протоколу каждый раз при сборе данных. Им необходимо записывать все собранные данные из исследовательских нужд.

Завершающим этапом лонгитюдного исследования является анализ и отчет о результатах.

Пример лонгитюдного исследования в психологии

Примером лонгитюдного исследования в психологии является Британское когортное исследование 1970 года. Первоначально исследование началось с набора более 17 000 детей, родившихся в одну и ту же неделю в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. В ходе исследования были собраны данные участников разного возраста на протяжении всей их жизни.

Исследование было направлено на выявление таких факторов, как работа полиции, индивидуальные различия и психическое здоровье, а также их долгосрочное влияние на всю жизнь. Он предоставил жизненно важную информацию о социальной мобильности, образовании и возможностях, обучении и трудоустройстве.

В исследовании использовался ряд методов сбора данных, таких как:

  • Личные интервью (включая интервью с родителями).

  • Анкеты для самостоятельного заполнения.

  • Когнитивные тесты.

  • Медицинские осмотры.

  • Психологические тесты.

  • Сбор информации об образовании.

    В исследовании использовались первичные и вторичные источники для сбора данных.

Из этого исследования психологи могут узнать о долгосрочных последствиях определенных черт, болезней или переживаний. Исследователи также могут использовать это, чтобы определить, какие факторы следует исследовать в экспериментальных условиях.

Предположим, что лонгитудинальное когортное исследование выявило, что люди, живущие в определенном районе, имеют более низкие показатели IQ, чем другие. В этом случае можно провести дополнительное расследование, чтобы определить, не вызывает ли политика в этом регионе неравенство в доступе к образованию и достижениям.

Сильные и слабые стороны лонгитюдных исследований

К сильным сторонам лонгитюдных исследований относятся следующие: общее благосостояние.

Например, исследователи могут определить, влияет ли качество привязанности к основному опекуну на последующие отношения, или определить, являются ли эффективными вмешательствами фармакология и когнитивно-поведенческая терапия.

  • Лонгитюдные исследования представляют собой крупномасштабные исследования. Исследователи могут определить множество переменных, которые могут повлиять на предмет, который интересует исследователя. Таким образом, лонгитюдное исследование предоставляет подробную информацию о явлении.

недостатков лонгитюдного исследования:

  • Исследователям необходимо набрать большую выборку при проведении лонгитюдного исследования. Если нет, то трудно сделать вывод о том, значимы ли закономерности и выводы результатов, что приводит к необобщаемым результатам.

  • Поскольку исследование занимает длительный период, вероятность того, что участники выбывают из него, возрастает. Когда это происходит, непросто сравнивать результаты по временным точкам исследования, что влияет на надежность и достоверность исследования.



Лонгитюдное исследование – основные выводы

  • Лонгитюдное исследование используется, когда исследователи хотят протестировать одних и тех же участников в течение длительного времени. Этот метод обычно собирает данные от участников через равные промежутки времени на протяжении всего расследования.
  • Важность лонгитюдных исследований в психологии заключается в том, что они могут помочь исследователям увидеть долгосрочные эффекты лекарств и вмешательств, узнать порядок событий, происходящих с течением времени, и распознать изменения, происходящие с течением времени.
  • Это разные типы лонгитюдных исследований: когортное исследование и панельное исследование.
  • Сильные стороны лонгитюдных исследований заключаются в меньшей вероятности того, что систематическая ошибка припоминания повлияет на результаты исследования. Он также может предоставить подробную информацию, которую невозможно найти за короткое время. Это также может помочь исследователям определить, что им следует исследовать и исследовать дальше. Он также имеет экономические и социальные преимущества.
  • Слабые стороны лонгитюдных исследований заключаются в том, что они отнимают много времени и являются дорогостоящими, для того, чтобы результаты были значимыми, необходима большая выборка, и существует высокая вероятность того, что участники выбывают из исследования.

Продольные исследования — IResearchNet

Продольные исследования включают сбор и анализ сопоставимых данных более чем в один момент времени. Точное количество моментов времени и интервал между моментами времени зависят от характера исследования. Продольный дизайн желателен для многих исследований, поскольку он позволяет оценить изменения с течением времени. История методов исследования в промышленной/организационной психологии показывает растущую важность лонгитюдных планов (хотя они все еще относительно редки) и достижения в связанных с ними аналитических методах. Выборка опыта — это один из методов лонгитюдного исследования, при котором людей просят сообщить об определенных аспектах их повседневного опыта через частые промежутки времени (которые могут быть более одного раза в день). Эта форма лонгитюдного исследования стала более распространенной в промышленной/организационной психологии в последние годы из-за ее потенциала для улавливания динамического характера рабочего опыта.

Лонгитюдные исследования

Определяющей характеристикой лонгитюдных исследований является то, что они исследуют, как данные изменяются во времени. Это контрастирует с перекрестными исследованиями, в которых данные собираются и анализируются только в один момент времени, чтобы получить единый снимок изучаемых переменных. Исследования, в которых перекрестный сбор данных повторяется с течением времени, например, когда опрос повторно проводится в организации, считаются лонгитюдными только в том случае, если в ходе анализа сравниваются данные из разных моментов времени (а не изучаются данные из каждого момента времени в изоляция).

Данные могут быть собраны с течением времени из одной и той же выборки или из разных выборок в лонгитюдных исследованиях. Сохранение одной и той же выборки может быть затруднено с практической точки зрения, но это позволяет исследователю определить, как люди меняются с течением времени, и исключает возможность того, что выявленные изменения объясняются различиями между выборками, а не изменениями во времени. Продольные данные могут быть количественными, качественными или и теми, и другими. Существует множество методов сбора лонгитюдных данных, но используемые меры должны быть постоянными во времени, чтобы выявленные изменения нельзя было отнести к изменениям в приборах. Существует множество методов анализа лонгитюдных данных, включая анализ временных рядов, лонгитюдное многоуровневое моделирование и моделирование скрытых переменных. Обычно исследования, в которых проводится выборка большого количества равноотстоящих друг от друга моментов времени (анализ временных рядов), предлагают наибольший потенциал для выявления причин и характера последствий.

Типы лонгитюдных исследований

Можно выделить пять основных типов лонгитюдных исследований:

  1. Исследование тенденций сравнивает разные группы из одной и той же совокупности в разные моменты времени. Он может предоставить информацию о чистом изменении, но не об индивидуальном изменении.
  2. Панельное исследование отслеживает одних и тех же людей через фиксированные промежутки времени в течение периода времени, который часто охватывает многие годы.
  3. В когортном исследовании проводится выборка лиц из определенной группы (например, возрастной группы или группы занятости) через фиксированные промежутки времени в течение определенного периода времени. Обычно это форма панельного исследования, но оно становится исследованием тенденций, если в каждый момент времени наблюдается новая выборка. Можно одновременно наблюдать за несколькими когортами и сравнивать их во времени, что может быть полезно для разделения эффектов созревания и внешних воздействий. Например, сравнение разных возрастных когорт, измеренных в один и тот же момент времени, и тех же возрастных когорт, измеренных в разные моменты времени, может помочь отличить изменения, которые обычно происходят по мере старения людей, от изменений, происходящих в результате смены занятости. Если когорта подвергалась лечению или вмешательству, исследование также является квазиэкспериментом, потому что люди не были случайным образом распределены по сравниваемым группам.
  4. Интервенционное исследование, которое также является формой квазиэксперимента, исследует влияние естественного вмешательства (например, выхода на пенсию) или вынужденного вмешательства (например, программы предотвращения стресса) путем сравнения данных, собранных в группе на один или несколько раз, как до, так и после вмешательства. Одновременный сбор данных из группы сравнения или контрольной группы, которая не подвергалась вмешательству, может помочь установить, были ли изменения результатом вмешательства.
  5. В ходе выборочного исследования опыта получают отчеты от одних и тех же лиц во многих случаях через частые промежутки времени. Его отличает сосредоточенность на непосредственном опыте людей в их естественной среде и высокая частота сообщений.

Ретроспективные исследования, в которых участники вспоминают аспекты своей истории жизни или недавнего прошлого, иногда также называют лонгитюдными, но это не совсем точно, поскольку, хотя они охватывают периоды времени, они обычно не включают выборку в реальном времени в более чем один момент времени. В подлинно лонгитюдных ретроспективных исследованиях участники в последовательные моменты времени сообщают о своем опыте, начиная с последнего момента времени. Однако проспективные исследования часто предпочтительнее, потому что они менее подвержены проблеме воспоминаний.

Преимущества и недостатки

Лонгитюдные исследования выгодны в ситуациях, когда исследователь хочет (а) сосредоточиться на изменении или моделях изменений; (б) измерить продолжительность эффекта; (c) исследовать причинно-следственные процессы, включая спящие или отсроченные эффекты; (г) раздельное созревание и внешние воздействия; или (e) установить последствия вмешательства.

Однако с лонгитюдными исследованиями связан и ряд недостатков. Во-первых, может быть сложно удерживать участников между временными точками — например, они могут уйти с работы или больше не захотят участвовать. Таким образом, размеры выборки со временем обычно становятся меньше, и изменения в результатах могут на самом деле отражать это отсев (или смертность), а не истинное изменение, если люди систематически выбывают из исследования. Во-вторых, существует вероятность реактивности, то есть на ответы может повлиять предыдущее участие, или респонденты могут фактически измениться в результате участия. В-третьих, лонгитюдные исследования имеют практические недостатки, поскольку для их завершения требуется больше времени и ресурсов. Наконец, хотя лонгитюдные исследования в некоторой степени направлены на рассмотрение того факта, что психологические процессы разворачиваются во времени, они по-прежнему опираются на выбор дискретных моментов времени; поэтому необходимо сделать вывод о том, что происходит между этими временными точками. Выборка опыта менее подвержена этой проблеме, потому что она использует частые временные точки.

Выборка опыта

Термин «метод выборки опыта» (ESM) был придуман в конце 1970-х годов Михаем Чиксентмихайи для описания техники получения субъективных отчетов о текущем опыте людей путем подачи им сигналов в случайное время в их естественной среде (с использованием биперов, для пример). Теперь этот термин используется в более широком смысле для обозначения любого исследовательского метода, который включает в себя сбор субъективных отчетов об эпизодических переживаниях людей в частых случаях в течение их повседневной жизни. Этот метод также известен под другими названиями, включая дневниковые методы, временную выборку и экологическую мгновенную оценку.

Интервал между точками отбора проб в ESM варьируется от исследования к исследованию, но в большинстве случаев используется либо несколько точек отбора проб в течение каждого дня, либо график один раз в день. При разработке исследования ESM исследователи должны найти баланс между частотой выборки, продолжительностью исследования и временем, необходимым для выполнения измерений, чтобы не предъявлять чрезмерных требований к участникам. Интенсивный характер выборки опыта означает, что исследования обычно включают меньший размер выборки и меньшее количество показателей, чем исследования перекрестного опроса, но количество моментов времени способствует статистической мощности и надежности метода.

Выборка опыта использует множество средств, чтобы сигнализировать участникам о необходимости ответить (пейджеры, телефонные звонки, сообщения электронной почты и сигналы тревоги карманного компьютера) и для сбора данных (бумажные дневники, телефонные интервью, онлайн-опросы и программы для карманных компьютеров). Компьютеризированные устройства имеют определенные преимущества для передачи сигналов и сбора данных — например, они могут записывать точное время, когда участники отвечают, и обеспечивают большую эффективность обработки данных. В исследованиях ESM можно использовать различные форматы измерения для записи мыслей, действий и чувств респондентов. Анализ данных ЭСМ осложняется тем, что наблюдения не являются независимыми.

Типы исследования выборки опыта

Существует три основных типа исследований выборки опыта:

  1. В исследованиях, основанных на сигнале, респонденты сообщают о своем текущем опыте всякий раз, когда их побуждает сигнал, посылаемый через квазислучайные интервалы. Эта процедура сводит к минимуму проблемы с памятью, но может пропустить важные низкочастотные события. Этот тип исследования соответствует первоначальному замыслу ESM.
  2. В исследованиях, основанных на интервалах, сигнал посылается через регулярные фиксированные интервалы, и респонденты сообщают о своем опыте с момента последнего сигнала. Эта процедура охватывает все события, но опирается на память респондентов о них.
  3. В исследованиях, зависящих от событий, респонденты сообщают о своем опыте всякий раз, когда происходит заранее заданное событие (например, рабочая встреча, конфликт). Эта процедура подробно исследует выбранные события, но менее поддается анализу временных рядов.

Преимущества и недостатки

Выборка опыта предлагает четыре явных преимущества для исследований. Во-первых, метод позволяет глубоко изучить повседневный опыт в естественной среде, что придает ему высокую экологическую достоверность. Во-вторых, выборка опыта подходит для изучения того, как разные люди реагируют на разные повседневные события и ситуации. В-третьих, выборка опыта позволяет исследователям изучать внутренние процессы и временной характер их переживаний (например, сколько времени требуется людям, чтобы оправиться от негативных событий на работе). Наконец, использование оценки в режиме реального времени при выборке опыта уменьшает проблему искажений памяти, присущих глобальным ретроспективным отчетам.

Тем не менее, как и все методы исследования, выборка опыта также имеет ряд недостатков. Высокая частота отчетности, требуемая от участников, означает, что метод может вызвать систематическую ошибку отбора в выборке исследования (например, исследование потребностей во времени на работе будет скомпрометировано, если добровольно участвовать будут только люди с избытком времени). По той же причине этот метод также является интрузивным, повышает риск реактивности и привыкания в ответах и ​​склонен к пропуску данных. Несмотря на эти проблемы, выборка опыта становится признанным методом в производственной/организационной психологии из-за ее способности обращаться к временным изменениям в психологическом опыте работы.

Ссылки:

  1. Аллигер, Г. М., и Уильямс, К. Дж. (1993). Использование методологии выборки опыта в зависимости от сигнала для изучения работы в поле: обсуждение и иллюстрация изучения восприятия задачи и настроения. Психология персонала, 46, 525-549.
  2. Болджер, Н., Дэвис, А., и Рафаэли, Э. (2003). Дневниковые методы: Запечатлеть жизнь, как она проживается. Ежегодный обзор психологии, 54, 579-616.
  3. Кук, Т. Д., и Кэмпбелл, Д. Т. (1979). Квази-эксперимент: дизайн и анализ полевых настроек. Чикаго: Рэнд МакНалли.
  4. Чиксентмихайи, М., и Ларсон, Р. (1987). Валидность и надежность метода выборки опыта. Журнал нервных и психических заболеваний, 175, 526-536.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *