27.04.2024

Латеральное мышление это: Латеральное мышление: что это и как развить

Содержание

Латеральное мышление: что это и как развить

Креативность — самый востребованный «гибкий навык» 2020 года по версии LinkedIn. Но чтобы придумывать новое, нужно смотреть на ситуацию с разных сторон и доверять случайности. Рассказываем, как это сделать

Что такое латеральное мышление

Латеральное мышление — умение придумывать творческие решения, рассматривая проблему с разных сторон, даже самых неочевидных.

Термин ввел психолог Эдвард де Боно в книге «Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач» 1967 года.

Эдвард де Боно противопоставляет латеральное мышление логическому. С помощью логического мышления мы делаем обоснованный вывод из предпосылок, которые у нас есть. Опираемся на доказательность, рациональность и рассудительность. По мнению автора, логическое мышление не подходит для придумывания новых идей, потому что ограничивает само себя терминами, определениями, паттернами и историческими авторитетами.

С точки зрения Эдварда де Боно, потребность мыслить латерально возникла именно из-за ограничений логического мышления:

«Логика — это инструмент, помогающий углублять и расширять ямы, чтобы сделать их в целом лучше. Если же яма вырыта не там, где требуется, никакие ухищрения и улучшения не перенесут ее на нужное место. И хотя это ясно любому землекопу, продолжить расширять старую яму гораздо легче, чем начать рыть новую где-то еще. Вертикальное мышление — это углубление той же ямы; латеральное — попытка копать в разных местах».

Латеральное мышление помогает преодолеть логические границы за счет кардинальной перемены точек зрения на проблему или предмет. При этом оба типа мышления дополняют друг друга. С помощью приемов логического мышления можно развить и углубить идею, которую придумали с помощью приемов мышления латерального.

Например, Гумпэй Ёкои не был одаренным инженером и первоначально устроился в Nintendo наладчиком конвейера для игральных карт. Зато он был очень наблюдательным: мысль о создании портативной игровой консоли появилась у Ёкои, когда он заметил, как бизнесмен играет со своим калькулятором. Так сначала появилась приставка Game & Watch, а позже Game Boy — самая продаваемая игровая приставка XX века.

А некоторые ученые нарочно заставляли своих студентов использовать латеральное мышление. Например, ученики лауреата Нобелевской премии по физике Льва Ландау вспоминали, что профессор запрещал им пользоваться стандартными подстановками Эйлера для вычисления интегралов. За их использование профессор мог даже прогнать студента с экзамена.

Как развить латеральное мышление

Научиться этому типу мышления может практически любой. Чем больше практиковаться, тем легче будет преодолевать границы прямой логики.

Главный принцип латерального мышления: любое конкретное отношение к ситуации или предмету — только одно из множества других вариантов. Вот как его развить.

Рассмотреть проблему с трех и более точек зрения. Этот принцип лежит в основе авторского метода Эдварда де Боно «Шесть шляп». Каждая шляпа — способ нарушить привычное для мозга состояние мышления, возможность посмотреть на один и тот же вопрос с разных позиций: фактов, эмоций, преимуществ, недостатков и ресурсов для творчества. Шестую «шляпу» используют, чтобы поставить цель размышления и подвести итоги.

Чтобы пользоваться методом, можно просто перечислить разные позиции для обдумывания

Изменить или перевернуть исходную задачу. Это упражнение помогает сломать привычные мыслительные конструкции. Главное — оторваться от оригинала. И чем дальше отрыв, тем более нестандартными могут быть предложения. Например, можно представить, что официанты не должны быть вежливыми с посетителями, в рекламном ролике не показывают сам продукт, а HR не собеседуют кандидатов на должность.

Отыскать более простые и понятные аналоги задачи. Аналог — это похожее или полностью совпадающее. Вам нужно придумать решение для аналога, а потом вернуться к первоначальной задаче и сравнить, какие решения из аналогии к ней подойдут.

Например, ситуацию в экономике, когда стоимость актива сильно отличается от реальной, сравнивают с надуванием мыльного пузыря. Его можно надуть до огромных размеров, но никто не может предсказать, когда он лопнет. А лопнет он обязательно, ведь это мыльный пузырь. Возможно, аналогия поможет понять, как избежать раздувания пузыря, чтобы он не лопнул.

Сфокусироваться на разных частях задачи. Иногда, чтобы решить задачу, наш мозг акцентирует внимание только на одной ее части, хотя путь к решению лежит в другой. Например, вместо того, чтобы думать о вещи целиком, подумать о ее свойствах: цвете, размере, поверхности, весе — или о ее части.

В качестве примера — задача от Эдварда де Боно.

Ростовщик поставил должнику условие: если дочь должника вытянет из мешочка черный камень, она выйдет за него замуж, а долг будет прощен. Если белый — останется с отцом, но долг все равно будет снят. Если девушка не будет участвовать в лотерее, должник отправится в долговую яму. Девушка заметила, как ростовщик наклонился к придорожным камням и положил в мешочек два черных камешка.

С точки зрения обычной логики, у дочери три варианта действий: отказаться от жребия и посадить отца в яму, вытянуть камень, зная исход, или обвинить ростовщика в мошенничестве и потребовать, чтобы он заменил камни.

Решение задачи в том, чтобы перестать думать о самом жребии и сосредоточиться на камнях внутри. Девушка вытащила один, не дав на него взглянуть, и как бы случайно уронила к остальным камням у дороги. Камешек тут же затерялся среди других. Тогда она попросила вытащить тот камень, что остался в мешочке. Ростовщик, конечно же, вытащил черный, но возмущаться не смог — тогда он бы признался в обмане.

Бросить вызов общепринятым решениям. Это трудно упражнение. Здесь нужно пойти против мнения большинства — дать отвергнутой идее шанс и подумать, на чем она базируется и к чему приведет.

В маркетинге это может быть отвергнутая целевая аудитория, в разработке — вычеркнутая функция в приложении. Вопрос, который можно задать себе или группе: «Почему это делают только так, есть ли другой способ?»

Например, представим, что мы открываем фитнес-клуб. Наша целевая аудитория — молодежь 25–35 лет. На людях от 35 до 45 лет мы пока не фокусируемся, но для разминки думаем, почему мужчины и женщины среднего возраста могут нам подойти. Возможно, мы ошиблись, когда сразу их отвергли. Можно придумать специальные программы или систему скидок, чтобы заполнить залы, когда молодежи в зале нет. Даже если идея не пригодится, она будет запасной.

Добавить к условиям задачи предмет из другого контекста. Когда мы думаем одновременно о задаче и новом предмете, мозг автоматически пытается логически связать их между собой. Поэтому ищите предметы, которые есть под рукой, и подумайте, как их применить в решении задачи.

Например, можно использовать шпильку для волос, чтобы починить бардачок в автомобиле: отверстие там маленькое и просто так его не открыть, а шпилька будет в самый раз.

Или возьмите любое слово из описания задачи, а второе выберите наугад: в журнале, словаре, статье. Если нужно «продать новую партию кружек», случайным словом может быть «огонь». Это возможная идея для рекламного ролика — макросъемка фарфора в огне, или часть слогана. А может, сами стенды с новинками будут красного или оранжевого цвета — об этом стоит подумать.

Заставить случай работать на себя. Самый простой способ — прогуляться в людных местах или там, где много разных предметов. А уже дома организуйте мозговой штурм — это когда вы придумываете идеи, но не критикуете их. Вспомните, какие находки с прогулки можно применить к решению задачи, чтобы усилить идеи. Подумайте, как можно сделать по-другому, есть ли альтернатива, и что будет, если — без плана и цели.

Главное о латеральном мышлении

  1. Латеральное мышление помогает смотреть на проблему с разных точек зрения и благодаря этому придумывать необычные решения.
  2. Чтобы развить придуманное с помощью латерального мышления, нужно хорошо развитое логическое мышление. Они дополняют друг друга.
  3. Научиться мыслить латерально может любой человек, если: переворачивает ситуацию наоборот, рассматривает один и тот же случай с разных позиций, подвергает сомнению принятые утверждения и нормы, оставляет место случайности.

Что почитать по теме

  1. Эдвард де Боно «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач»
  2. Эдвард де Боно «Гениально! Инструменты решения креативных задач»
  3. Филип Котлер «Латеральный маркетинг»
  4. Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид
  5. Поощрение и вдохновение: как удержать инноваторов в своей компании
  6. Как применять дизайн-мышление во всех сферах жизни

Урок 1. Латеральное мышление

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.

Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Существует множество попыток описать творческое мышление человека. Однако построить единый тренинг, помогающий научиться креативу, на основе всех известных концепций просто невозможно. В данном тренинге будет использована наиболее популярная и удобная в практическом применении схема латерального мышления, адаптированная Филипом Котлером и Фернандо Триас Де Бесом. Эта схема во многом пересекается с другими концепциями, и, если вы захотите освоить ТРИЗ, синектику или теорию 6 шляп, полученные в этом курсе лекций знания вам обязательно пригодятся.

Что такое латеральное мышление

Латеральный (лат. lateralis — боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.

В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию.

Процесс латерального мышления

Каким образом можно сместить или перенаправить мышление? Эдвардом де Боно было выделено множество способов описания процесса латерального мышления. Однако одной из самых интересных представляется методика, адаптированная маркетологом Филиппом Котлером и состоящая из 3-х этапов:

1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое. Во втором уроке будет рассмотрена проблема построения фокусировки на идее, которая должна стать той самой отправной точкой для будущего креативного процесса.

2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона. Каким образом сделать этот латеральный разрыв будет рассказано в третьем уроке.

3. Установление связи. После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое. Об устранении разрыва, развитии воображения и последнем этапе латерального мышления читайте в четвертом уроке.

Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного процесса (фокус – разрыв – установление связи), можно создавать множество новых идей и концепции. А как работает это схема, подробно будет рассказано в следующих трех уроках.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.