23.09.2024

Культурный детерминизм это: Культурный детерминизм — это… Что такое Культурный детерминизм?

Содержание

Культурный детерминизм — это… Что такое Культурный детерминизм?


Культурный детерминизм
научная концепция об определяющей роли культуры народа в развитии общества, о культуре как автономном образовании, независимом ни от каких факторов развития. В данной концепции «культурный код» (архетип культуры) народа рассматривается как его генетический код, предопределяющий программу поведения каждого индивида в отдельности. Огромная, можно сказать, ведущая роль в культуре отводится религии, на основании чего провозглашается зависимость состояния экономики от глубины и особенностей религиозных ценностей. Согласно этой концепции, достаточно воспитать новое поколение в духе старой традиционной культуры, например Святой Руси, как восстанет новое общество по идеям того далекого времени и очистится от пороков современной цивилизации. Культурный детерминизм явно фетишизирует культуру прошлого, приписывая ей только высокие качества.
Сторонники крайнего направления данной концепции придерживаются взглядов обскурантизма.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Культурно-историческая теория образования
  • Культурологический подход к образованию

Смотреть что такое «Культурный детерминизм» в других словарях:

  • КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — см. ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Культурный детерминизм — Убежденность в том, что схемы поведения определяются скорее культурными, чем биологическими или психологическими факторами. Культурный детерминизм подчеркивает прсемственность схем поведения в течение продолжительного времени. когда усвоенное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Культурный детерминизм — 1. точка зрения, согласно которой человеческое поведение детерминируется преимущественно или исключительно культуральными факторами; 2. в более мягкой форме культурный детерминизм есть положение о том, что культура имеет важное значение в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — 1. Общее значение – точка зрения о том что человеческое поведение прежде всего определяется и регулируется культурными и социальными факторами. 2. Более специальное значение – точка зрения о том, что, поскольку культура выходит за пределы жизни… …   Толковый словарь по психологии

  • Культурный детерминизм (cultural determinism) — Термином «К. д.» обозначается вера в то, что культура распоряжается судьбой каждого чел. Рут Бенедикт в работе «Модели культуры» (Patterns of Culture) утверждала, что дети становятся частью своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и …   Психологическая энциклопедия

  • Детерминизм — (лат. определять) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Культурный детерминизм предполагает следующие аспекты: 1) явления духовной культуры играют определяющую… …   Энциклопедия культурологии

  • ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — англ. determinism, cultural; нем. Determinismus, kultureller. 1. Методологическая установка, отстаивающая принцип понимания явлений культуры на почве самой культуры (объяснение культурного культурным ), не прибегая к объяснению их биол., геогр.,… …   Энциклопедия социологии

  • Детерминизм культурный — философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И..… …   Энциклопедия культурологии

  • ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — подход, присущий ряду социологических и социально философских моделей общества, согласно которому культура выступает решающим фактором социального развития, а также является относительно самодостаточным элементом в иерархии сфер общественной… …   Социология: Энциклопедия

  • ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — концепция, согласно к рой (1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии об ва; (2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от др. сфер обществ. жизни. Д.к. характеризуется, как правило,… …   Российская социологическая энциклопедия

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — это… Что такое КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ?


КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • КУЛЬТУРНЫЙ БАРЬЕР
  • КУЛЬТУРНЫЙ ДРЕЙФ

Смотреть что такое «КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ» в других словарях:

  • Культурный детерминизм — Убежденность в том, что схемы поведения определяются скорее культурными, чем биологическими или психологическими факторами. Культурный детерминизм подчеркивает прсемственность схем поведения в течение продолжительного времени. когда усвоенное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Культурный детерминизм — научная концепция об определяющей роли культуры народа в развитии общества, о культуре как автономном образовании, независимом ни от каких факторов развития.

    В данной концепции «культурный код» (архетип культуры) народа рассматривается как его… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Культурный детерминизм — 1. точка зрения, согласно которой человеческое поведение детерминируется преимущественно или исключительно культуральными факторами; 2. в более мягкой форме культурный детерминизм есть положение о том, что культура имеет важное значение в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — 1. Общее значение – точка зрения о том что человеческое поведение прежде всего определяется и регулируется культурными и социальными факторами. 2. Более специальное значение – точка зрения о том, что, поскольку культура выходит за пределы жизни… …   Толковый словарь по психологии

  • Культурный детерминизм (cultural determinism)

    — Термином «К. д.» обозначается вера в то, что культура распоряжается судьбой каждого чел. Рут Бенедикт в работе «Модели культуры» (Patterns of Culture) утверждала, что дети становятся частью своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и …   Психологическая энциклопедия

  • Детерминизм — (лат. определять) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Культурный детерминизм предполагает следующие аспекты: 1) явления духовной культуры играют определяющую… …   Энциклопедия культурологии

  • ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — англ. determinism, cultural; нем. Determinismus, kultureller. 1. Методологическая установка, отстаивающая принцип понимания явлений культуры на почве самой культуры (объяснение культурного культурным ), не прибегая к объяснению их биол., геогр.,… …   Энциклопедия социологии

  • Детерминизм культурный — философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И..… …   Энциклопедия культурологии

  • ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — подход, присущий ряду социологических и социально философских моделей общества, согласно которому культура выступает решающим фактором социального развития, а также является относительно самодостаточным элементом в иерархии сфер общественной… …   Социология: Энциклопедия

  • ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — концепция, согласно к рой (1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии об ва; (2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от др. сфер обществ. жизни. Д.к. характеризуется, как правило,… …   Российская социологическая энциклопедия

Значение словосочетания КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ. Что такое КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ?

КУЛЬТУ́РНЫЙ, —ая, —ое; —рен, —рна, —рно. 1. только полн. ф. Прил. к культура (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Культурный уровень населения. Культурные связи между народами. Культурные ценности.

Все значения слова «культурный»

ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, -а, м. Филос. Материалистическое учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира.

Все значения слова «детерминизм»
  • Ни институциональный, ни культурный детерминизм, в отрыве один от другого, не полны и не адекватны.

  • Культурный детерминизм столь же однобок, как и биологический детерминизм.

  • В этой главе мы поразмышляем о системе взаимоотношений, связывающих нас друг с другом и с нашей естественной средой обитания, а также поговорим о том, как зародилось саморефлектирующее сознание, в определённой степени освободившее нас от власти генетического и

    культурного детерминизма.

  • (все предложения)

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — что такое в Основах духовной культуры

Смотреть что такое КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ в других словарях:

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

1. Общее значение – точка зрения о том что человеческое поведение прежде всего определяется и регулируется культурными и социальными факторами. 2. Боле… смотреть

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

1. точка зрения, согласно которой человеческое поведение детерминируется преимущественно или исключительно культуральными факторами; 2. в более мягкой … смотреть

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Убежденность в том, что схемы поведения определяются скорее культурными, чем биологическими или психологическими факторами. Культурный детерминизм подч… смотреть

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (CULTURAL DETERMINISM)

Термином «К. д.» обозначается вера в то, что культура распоряжается судьбой каждого чел. Рут Бенедикт в работе «Модели культуры» (Patterns of Culture) утверждала, что дети становятся частью своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и ограничениями, направляющими ход их жизни. Такой детерминистический взгляд на развитие чел. ясно дает понять, что, хотя люди и считают, будто они сами принимают решение, выбирая дом, одежду или даже продукты питания, на самом деле их выбор определяется культурой: все, что чел. делает, ест и чувствует, обусловлено его культурой. Это мощное воздействие культуры достигает максимума ко времени, когда ребенку исполняется 5 лет, так что он просто не представляет себе иного образа поведения, кроме прививаемого культурой.Дети часто испытывают фрустрацию и негативные чувства при столкновении с культурными нормами и ожиданиями.Этот процесс почти всегда сопровождается возмущением и неприязнью с их стороны. В последнее время это возмущение обнаруживает себя в столкновении с бытовой стороной жизни и в осуждении стандартов «благополучия». Дети стремятся к автономии и свободному выражению побуждений, однако такое стремление приводит к конфликту с теми, кто выполняет роль «агентов» культуры. Конечно же, самыми важными из них яв-ся родители, особенно мать. Большинство детей, растущих в семьях, где существует сплоченность и стабильность, принимают культурные нормы, поддерживаемые родителями. Этому принятию способствуют эмоциональные узы между детьми и родителями. Благодаря взаимозависимости вследствие эмоционального удовлетворения дети ведут себя в соответствии с наставлениями и желаниями своих родителей. В процессе аккультурации дети интернализуют наказы своей культуры, так что ценимые в ней способы поведения становятся частью их личности.Важность культуры в детерминации поведения четко просматривается в концепции «соц. часов»: культурно обусловленное поведение не только составляет подлинную сущность нашей жизни; ожидаемое и одобряемое в конкретной культуре поведение должно быть присвоено человеком к определенному времени. Эту концепцию представляют Бернис Ньюгартен и Ганхилд О. Хагестад. Т. о., жизнь чел. подразделяется на периоды, через к-рые мы проходим согласно «расписанию», составленному культурой, в к-рой живем; жизнь должна протекать с определенной скоростью, сообразуясь с этим предустановленным графиком движения. В периоды детства, зрелости и старости культура предоставляет благоприятные возможности и выдает награды (или лишает того и др.) не только в зависимости от количества прожитых лет, но и от того, насколько синхронизирован ход жизни индивидуума с соц. часами, предусмотренными данной культурой. Т. о., как подчеркивает Терон Александер в работе «Проблемы жизненного пути» (The life course issues), К. д. означает, что на самом деле мы практически лишены возможности выбирать свой жизненный путь. К. д. оставляет немного возможностей для индивидуальной свободы или экспериментирования с вариантами решения проблем, отличными от принятых в данной культуре, как, впрочем, и не допускает свободного выражения индивидуальных различий, осн. на генетической изменчивости.Конфликт с культурными нормами особенно часто наблюдается у подростков. Культура настойчиво требует соответствия возрастным ожиданиям, но подросткам иногда говорят, что они еще недостаточно взрослые, чтобы претендовать на определенные привилегии, а иногда — что они уже слишком большие, чтобы вести себя подобным образом. В рез-те возникают недоразумения и размолвки.Значительная часть исследователей считает, что ход развития определяется как биолог., так и иными факторами, существующими в культуре. Жан Пиаже, напр., в работе «Истоки интеллекта у детей» (The origins of intelligence in children) утверждает, что порядок стадий развития определяется действием факторов созревания. Т. о., мн. привлекает подход, согласно к-рому физ. влияния, в дополнение к культурным, рассматриваются в качестве важных факторов детерминации челов. поведения.См. также АккультурацияТ. Александер… смотреть

Культурный детерминизм (cultural determinism)

Термином «К. д.» обозначается вера в то, что культура распоряжается судьбой каждого чел. Рут Бенедикт в работе «Модели культуры» (Patterns of Culture) утверждала, что дети становятся частью своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и ограничениями, направляющими ход их жизни. Такой детерминистический взгляд на развитие чел. ясно дает понять, что, хотя люди и считают, будто они сами принимают решение, выбирая дом, одежду или даже продукты питания, на самом деле их выбор определяется культурой: все, что чел. делает, ест и чувствует, обусловлено его культурой. Это мощное воздействие культуры достигает максимума ко времени, когда ребенку исполняется 5 лет, так что он просто не представляет себе иного образа поведения, кроме прививаемого культурой.

Дети часто испытывают фрустрацию и негативные чувства при столкновении с культурными нормами и ожиданиями. Этот процесс почти всегда сопровождается возмущением и неприязнью с их стороны. В последнее время это возмущение обнаруживает себя в столкновении с бытовой стороной жизни и в осуждении стандартов «благополучия». Дети стремятся к автономии и свободному выражению побуждений, однако такое стремление приводит к конфликту с теми, кто выполняет роль «агентов» культуры. Конечно же, самыми важными из них яв-ся родители, особенно мать. Большинство детей, растущих в семьях, где существует сплоченность и стабильность, принимают культурные нормы, поддерживаемые родителями. Этому принятию способствуют эмоциональные узы между детьми и родителями. Благодаря взаимозависимости вследствие эмоционального удовлетворения дети ведут себя в соответствии с наставлениями и желаниями своих родителей. В процессе аккультурации дети интернализуют наказы своей культуры, так что ценимые в ней способы поведения становятся частью их личности.

Важность культуры в детерминации поведения четко просматривается в концепции «соц. часов»: культурно обусловленное поведение не только составляет подлинную сущность нашей жизни; ожидаемое и одобряемое в конкретной культуре поведение должно быть присвоено человеком к определенному времени. Эту концепцию представляют Бернис Ньюгартен и Ганхилд О. Хагестад. Т. о., жизнь чел. подразделяется на периоды, через к-рые мы проходим согласно «расписанию», составленному культурой, в к-рой живем; жизнь должна протекать с определенной скоростью, сообразуясь с этим предустановленным графиком движения. В периоды детства, зрелости и старости культура предоставляет благоприятные возможности и выдает награды (или лишает того и др.) не только в зависимости от количества прожитых лет, но и от того, насколько синхронизирован ход жизни индивидуума с соц. часами, предусмотренными данной культурой.

Т. о., как подчеркивает Терон Александер в работе «Проблемы жизненного пути» (The life course issues), К. д. означает, что на самом деле мы практически лишены возможности выбирать свой жизненный путь. К. д. оставляет немного возможностей для индивидуальной свободы или экспериментирования с вариантами решения проблем, отличными от принятых в данной культуре, как, впрочем, и не допускает свободного выражения индивидуальных различий, осн. на генетической изменчивости.

Конфликт с культурными нормами особенно часто наблюдается у подростков. Культура настойчиво требует соответствия возрастным ожиданиям, но подросткам иногда говорят, что они еще недостаточно взрослые, чтобы претендовать на определенные привилегии, а иногда — что они уже слишком большие, чтобы вести себя подобным образом. В рез-те возникают недоразумения и размолвки.

Значительная часть исследователей считает, что ход развития определяется как биолог., так и иными факторами, существующими в культуре. Жан Пиаже, напр., в работе «Истоки интеллекта у детей» (The origins of intelligence in children) утверждает, что порядок стадий развития определяется действием факторов созревания. Т. о., мн. привлекает подход, согласно к-рому физ. влияния, в дополнение к культурным, рассматриваются в качестве важных факторов детерминации челов. поведения.

См. также Аккультурация

Т. Александер

Поделитесь на страничке

Культурный детерминизм — Студопедия

Позиция технологического детерминизма представляется излишним упрощением и редукционизмом, поскольку, в частности, предлагает мыслить о технологиях как некоей «внешней» причине (технологии помещаются как бы вне культуры и общества, что едва ли логически корректно). Поэтому мы обращаемся, прежде всего, к вопросу о культурных «корнях» технологий в традиции Запада.

Технологическому детерминизму противоположен культурный детерминизм. Этот подход провозглашает технологии частью культуры, а не независимой переменной. Актуальное историческое состояние общества, его институтов, его культуры определяет развитие и распространение технологий. Как считал Раймонд Уильямс – один из ключевых теоретиков этого направления и ярких критиков Маклюэна – конкретные технологии появляются в конкретных исторических условиях и отражают нужды людей, живущих в этих условиях. Так телевидение и радио распространилось в период после Второй мировой войны – в период развития крупных мегаполисов, где сосредоточились основные промышленные системы капитализма и требовались новые системы массовых коммуникаций. Не телевидение изменило общество и культуру, а общество и культура создали телевидение в совершенно конкретных практических целях.


Аналогичные аргументы мы можем привести, например, относительно развития компьютерных игр, которое тесно связано с индустриями развлечений, а также изменением структуры досуга и системы производства постиндустриальных обществ, где технологическая база производства становится гомологичной технологическим формам досуга. И если технологический детерминизм декларирует естественность и неизбежность прогресса – его просто нужно принять как есть, то культурный детерминизм оставляет индивидам и обществу в целом право на недовольство, критику, политическое сопротивление негативным аспектам прогресса (мы ещё обсудим этот аспект, когда коснёмся темы насилия в играх).

Культурный детерминизм немедленно ведёт нас к доминирующему на Западе научному рационализму и сциентизму как способу мышления и основе действия. Мы мыслим о технологиях и создаём их исключительно в рамках рационального логического вывода (наличие интуиции возможно, но лишь как «творческое» дополнение). Так, поиск предпосылок цифрового (бинарного) языка – фундамента современных информационных технологий – приводит нас к классическому рационализму – философской метафизике Лейбница – и далее к её более поздней адаптации в математике и информатике. Благодаря культивированию научной рациональности кибернетика, теория систем и теория информации стали теоретико-методологическим фундаментом развития информационных технологий.


В неразрывной связи с рационализмом находится западная традиция индивидуализма. Автономный индивид с его правами, рациональными решениями и стремлением к совершенству (тела, разума, вещей в собственности и т.п.) и есть «суверенный потребитель» компьютеров, мобильной связи, клиент электронных магазинов, электронных развлекательных центров, программ дистанционного образования и в не столь отдаленном будущем – клонирования. Технологии служат моделированию идеального тела, расширению возможностей ума, расширению восприятия, самовыражению. На самом деле, они провоцируют деструктивную супериндивидуализацию, которая также означает нарастание социальной фрагментации и дезорганизации.

Ещё один важный аспект культурной детерминации технологий – западный капитализм, который, безусловно, органично связан с рационализмом и индивидуализмом. Компьютер как совершенное вычислительное устройство есть проекция бесконечного поиска эффективности и рассчитанной экономической выгоды. Скорость и информация – только средства для стимулирования бизнес-процессов и активности потребления. За сценой эскалации технологического развития стоит группа крупных корпоративных лидеров – «виртуальный класс», который диктует идеологию и упражняется в новом могуществе. Одним из основных моторов продвижения техно-будущего является индустрия развлечений. Современная танцевальная музыка, кино, парки развлечений, видеоигры и т.п. цифровые технологии не только интегрируются в повседневную жизнь, но также расширяют границы экономической власти, предопределяя стили потребления. И это, в частности, одна из главных причин новых культурных конфликтов международного масштаба.

Дальнейший поиск приводит нас к вопросу о военных корнях технологического развития. Дело в том, что большинство самых значительных технологических достижений – от атомной энергии до Интернета – были разработаны или нашли первичное практическое применение в первую очередь в военных целях. Война содержит некое помешательство на скорости и мобильности как ключе к победе. Поэтому такие исследователи как Пол Вирильо настаивают, что техно-ускорение жизни (скорость компьютеров, транспорта, информации) приносит хаос и дезориентацию в нашу повседневную жизнь, отчасти потому, что человеческий мозг и тело не были созданы для того, чтобы жить на таких скоростях.

Держа в уме все рассмотренные достаточно общие культурные факторы, мы должны также обратиться к специфическим историческим обстоятельствам, когда спонтанные, но в то же время непреодолимые силы включаются в игру культурных трансформаций. Это важно и с методологической точки зрения: нельзя ограничиваться анализом культурной машины рационального техно-капитализма; существуют и оппозиционные течения и силы, которые как бы деконструируют доминирующую культуру, бросают ей вызов и предлагают альтернативу. Ярчайший тому пример – контркультурные движения конца 60-х – начала 70-х (особенно американская контркультура западного побережья). Именно контркультурный дух свободы создал ту творческую атмосферу, в которой стала возможной идея персонального компьютера [9] как оппозиция милитаристическому образу компьютера как совершенного оружия.

Таким образом, в качестве общего содержательного источника цифровой культуры мы видим уникальный набор культурных детерминант генезиса цифровой культуры: рационализм (в особенности его выражение в кибернетике и информатике) и индивидуализм, капитализм с его упором на расчёты и достижение высокой эффективности, милитаризм и политика войны, контркультурная деконструкция доминирующей культуры. Как справедливо отмечает английский исследователь Ч. Гир, среди перечисленных факторов не хватает ещё одного важного фактора – художественного авангарда, который через художественные эксперименты с новыми технологиями способствовал не только их популяризации, но и открытию новых специфических культурных форм применения технологий.

Но в данном случае нельзя утверждать, что такая логика культурного генезиса технологий ниспровергает технологический детерминизм. Необходимо скорее искать продуктивный критический диалог с аргументами последнего в самой его решительной форме, поскольку сила и значение этих аргументов чрезвычайно велики. Давайте предположим, что, возможно, в какой-то момент технологии становятся самостоятельным детерминирующим фактором или… были им всегда?

Детерминизм

Детерминизм — это общий философский тезис, который утверждает, что для всего происходящего существуют такие условия, при которых ничего другого не могло бы произойти. Есть много версий этого тезиса. Каждый из них основан на различных предполагаемых связях и взаимозависимостях вещей и событий, утверждая, что они имеют место без исключения. Широкое разнообразие детерминированных теорий на протяжении всей истории философии возникло из разных мотивов и соображений; некоторые из них значительно перекрываются.Все они должны рассматриваться в свете их исторического значения, вместе с некоторыми альтернативными теориями, предложенными философами. В то же время некоторые формы детерминизма могут быть проверены эмпирически, и на этой странице упоминаются некоторые важные идеи из физики и философии физики. Противоположностью детерминизма является своего рода индетерминизм (иначе называемый «недетерминизмом»).

Детерминизм часто означает просто Причинный детерминизм : идея, известная в физике как причинно-следственная связь .Это концепция, согласно которой события в рамках данной парадигмы связаны причинно-следственной связью таким образом, что любое состояние (объекта или события) полностью или, по крайней мере, в некоторой степени определяется предшествующими состояниями. Это можно отличить от других разновидностей детерминизма, упомянутых ниже. Другие дебаты часто касаются объема детерминированных систем, при этом одни утверждают, что вся вселенная (или мультивселенная) является единственной детерминированной системой, а другие идентифицируют другие, более ограниченные детерминированные системы [ требуется уточнение ] .В рамках многочисленных исторических дебатов существует множество разновидностей и философских позиций по предмету детерминизма. Сюда входят дебаты о человеческих действиях и свободе воли, в которых мнения можно разделить на компатибилистские и инкомпатибилистские.

Детерминизм не следует путать с самоопределением человеческих действий по причинам, мотивам и желаниям. Детерминизм редко требует, чтобы идеальное предсказание было практически возможным — только предсказание в теории .

Сорта

Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных точек зрения, которые понимаются под «детерминизмом» или путаются с ним.

Многие философские теории детерминизма основываются на идее о том, что реальность следует своего рода предопределенным путем.

Причинный (или номологический) детерминизм [1] и связанный с ним предетерминизм предполагают, что существует непрерывная цепь предшествующих событий, восходящая к истокам Вселенной. Связь между событиями не может быть указана, равно как и происхождение этой вселенной. Причинные детерминисты считают, что нет ничего беспричинного или самопроизвольного. Квантовая механика бросает серьезный вызов этой точке зрения (см. Раздел «Аргументы» ниже).Причинный детерминизм иногда иллюстрируется мысленным экспериментом демона Лапласа. Исторический детерминизм (своего рода зависимость от пути) также может быть синонимом причинного детерминизма.

Необходимость очень связана с причинным детерминизмом, описанным выше. Это метафизический принцип, отрицающий любую простую возможность; есть только один способ существования мира. Левкипп утверждал, что не было никаких беспричинных событий, и что все происходит по причине и по необходимости. [2]

Фатализм обычно отличается от «детерминизма». [3] Фатализм — это идея о том, что всему суждено случиться, так что люди не могут контролировать свое будущее. Обратите внимание, что судьба имеет произвольную силу. Судьба также не обязана подчиняться никаким причинным или иным детерминированным законам. [1] Типы фатализма включают Богословский детерминизм и идею предопределения, где есть Бог, который определяет все, что люди будут делать.Это может быть достигнуто либо заранее зная свои действия, либо через некоторую форму всеведения [4] , либо заранее определив их действия. [5]

Логический детерминизм или Детерминированность — это представление о том, что все предложения, будь то о прошлом, настоящем или будущем, истинны или ложны. Обратите внимание, что можно поддерживать причинный детерминизм, не обязательно поддерживая логический детерминизм, и наоборот (в зависимости от взглядов на природу времени, а также случайности).Проблема свободы воли особенно остро стоит сейчас в связи с логическим детерминизмом: как выбор может быть свободным, учитывая, что суждения о будущем уже имеют истинную ценность в настоящем (т.е. оно уже определено как истинное или ложное)? Это называется проблемой будущих контингентов.

Адекватный детерминизм основан на том факте, что даже без полного понимания микроскопической физики мы можем предсказать распределение 1000 подбрасываний монет.

Часто синонимом логического детерминизма являются идеи, лежащие в основе Пространственно-временного детерминизма или Этернализм : точка зрения специальной теории относительности.Дж. Дж. К. Смарт, сторонник этой точки зрения, использует термин «безвыходность» для описания одновременного существования прошлого, настоящего и будущего. В физике «блочная вселенная» Германа Минковского и Альберта Эйнштейна предполагает, что время является четвертым измерением (как и три пространственных измерения). Другими словами, все остальные части времени реальны, как и городские кварталы вверх и вниз по улице, хотя порядок, в котором они появляются, зависит от водителя (см. Аргумент Ритдейка – Патнэма).

Адекватный детерминизм — это идея, что квантовая неопределенность может игнорироваться для большинства макроскопических событий.Это из-за квантовой декогеренции. Случайные квантовые события «усредняются» в пределе большого числа частиц (где законы квантовой механики асимптотически приближаются к законам классической механики). [6] Стивен Хокинг объясняет похожую идею: он говорит, что микроскопический мир квантовой механики является одной из определенных вероятностей . То есть квантовые эффекты редко меняют предсказания классической механики, которые достаточно точны (хотя и не вполне уверены) в больших масштабах. [7] Тогда что-то размером с животную клетку будет «адекватно определено» (даже в свете квантовой неопределенности).

Определено природой или воспитанием

Природа и воспитание взаимодействуют в человеке. Ученый, смотрящий на скульптуру через некоторое время, не спрашивает, видим ли мы влияние исходных материалов ИЛИ влияния окружающей среды.

Хотя некоторые из вышеперечисленных форм детерминизма касаются человеческого поведения и познания, другие представляют себя как ответ на дебаты о Nature или Nurture.Они предполагают, что один фактор полностью определяет поведение. Однако по мере роста научного понимания наиболее сильные версии этих теорий были отвергнуты как единственная причина. [8]

Другими словами, современные детерминистские теории пытаются объяснить, как взаимодействие природы и воспитания полностью предсказуемо. Понятие наследственности помогло провести это различие.

Биологический детерминизм , иногда называемый генетическим детерминизмом, — это идея о том, что каждое из наших действий, убеждений и желаний фиксируется нашей генетической природой.

Бихевиоризм — это идея, что любое поведение может быть связано с определенными причинами — либо средовыми, либо рефлексивными. Этот детерминизм, ориентированный на воспитание, был разработан Джоном Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером.

Культурный детерминизм или социальный детерминизм — это теория, ориентированная на воспитание, согласно которой культура, в которой мы выросли, определяет, кем мы являемся.

Экологический детерминизм также известен как климатический или географический детерминизм.Он придерживается мнения, что физическая среда, а не социальные условия, определяет культуру. Сторонники часто также поддерживают поведенческий детерминизм. Ключевыми сторонниками этого понятия были Эллен Черчилль Семпл, Элсворт Хантингтон, Томас Гриффит Тейлор и, возможно, Джаред Даймонд, хотя его статус как экологического детерминиста обсуждается. [9]

Приоритет фактора

Технологический детерминист может предположить, что технологии, как и мобильный телефон, являются величайшим фактором, формирующим человеческую цивилизацию.

Другие «детерминистские» теории на самом деле стремятся только подчеркнуть важность того или иного фактора в предсказании будущего. Эти теории часто используют фактор как своего рода руководство или ограничение на будущее. Им не нужно предполагать, что полное знание одного этого фактора позволит нам делать точные прогнозы.

Психологический детерминизм может означать, что люди должны действовать в соответствии с разумом, но это также может быть синонимом некоторого вида психологического эгоизма.Последнее — точка зрения, что люди всегда будут действовать в соответствии с их предполагаемыми наилучшими интересами.

Лингвистический детерминизм утверждает, что наш язык определяет (по крайней мере, ограничивает) то, что мы можем думать, говорить и, следовательно, знать. Гипотеза Сепира-Уорфа утверждает, что люди воспринимают мир на основе грамматических структур, которые они обычно используют.

Экономический детерминизм — это теория, которая приписывает приоритет экономической структуре над политикой в ​​развитии истории человечества.Это связано с диалектическим материализмом Карла Маркса.

Технологический детерминизм — это редукционистская теория, которая предполагает, что технологии общества определяют развитие его социальной структуры и культурных ценностей. Медиа-детерминизм, разновидность технологического детерминизма, представляет собой философскую и социологическую позицию, которая утверждает, что средства массовой информации могут влиять на общество. Двумя ведущими детерминистами СМИ являются канадские ученые Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн.

Свобода воли и детерминизм

Таблица, показывающая различные позиции, касающиеся свободы воли и детерминизма

Философы утверждали, что либо детерминизм истинен, либо индетерминизм истинен, но также что «свобода воли» либо существует, либо ее нет. Это создает четыре возможных позиции. Компатибилизм относится к точке зрения, согласно которой свобода воли в некотором смысле совместима с детерминизмом. С другой стороны, три «инкомпатибилистских» позиции отрицают эту возможность. Вместо этого они предполагают, что существует дихотомия между детерминизмом и свободой воли (истинным может быть только одно).

Для инкомпатибилистов нужно выбрать или свободной воли, или детерминизм, и, возможно, даже отвергнуть оба. Результат — одна из трех позиций:

Таким образом, хотя многие детерминисты являются компатибилистами, называть кого-то «детерминистом» часто делается для обозначения позиции «жесткого детерминизма».

Стандартный аргумент против свободы воли, согласно философу Дж. Дж. К. Смарту, сосредотачивается на значении детерминизма для «свободы воли». [10] Он предполагает, что, если детерминизм верен, все наши действия предсказуемы, и мы несвободны; если детерминизм ложен, наши действия случайны, и мы все же не кажемся свободными.

В своей книге «Моральный ландшафт» писатель и нейробиолог Сэм Харрис упоминает некоторые способы, с помощью которых детерминизм и современное научное понимание могут бросить вызов идее противопричинной свободы воли. Он предлагает мысленный эксперимент, в котором безумный ученый представляет детерминизм. В примере Харриса безумный ученый использует машину для управления всеми желаниями и, следовательно, всем поведением конкретного человека. Харрис считает, что в данном случае уже не так соблазнительно сказать, что у жертвы есть «свобода воли».Харрис говорит, что ничего не меняется, если машина управляет желаниями наугад — жертве, кажется, все еще не хватает свободы воли. Затем Харрис утверждает, что мы также являемся жертвами таких непредсказуемых желаний (но из-за бессознательных махинаций нашего мозга, а не тех, что делает сумасшедший ученый). Основываясь на этом самоанализе, он пишет: «Это раскрывает настоящую тайну свободы воли: если наш опыт совместим с ее полным отсутствием, как мы можем сказать, что видим какие-либо доказательства в ее пользу?» [11] добавляя, что «предсказуемы они или нет, мы не являемся причиной наших причин.» [12] То есть он считает, что существуют убедительные доказательства отсутствия свободы воли.

Исследования показали, что ослабление веры человека в свободу воли может сделать его менее полезным и более агрессивным; [13] это могло произойти из-за того, что у человека страдает чувство собственной эффективности.

Детерминизм и разум

Некоторые детерминисты утверждают, что материализм не дает полного понимания Вселенной, потому что, хотя он может описывать определенные взаимодействия между материальными вещами, он игнорирует умы или души сознательных существ.

Можно выделить ряд позиций:

  1. Нематериальные души — это все, что существует (идеализм).
  2. Нематериальные души существуют и оказывают недетерминированное причинное влияние на тела. (Традиционный свободолюбивый, интеракционистский дуализм). [14] [15]
  3. Нематериальные души существуют, но являются частью детерминированной системы.
  4. Нематериальные души существуют, но не оказывают причинного влияния, свободного или детерминированного (эпифеноменализм, окказионализм)
  5. Нематериальные души не существуют — не существует дихотомии разума и тела, и есть материалистическое объяснение интуиции об обратном.

Еще одна тема для обсуждения — влияние детерминизма на нравственность. Жесткий детерминизм (вера в детерминизм, а не свободную волю) особенно критикуется за то, что он делает невозможными традиционные моральные суждения. Однако некоторые философы считают этот вывод приемлемым.

Философ и инкомпатибилист Питер ван Инваген представляет этот тезис как таковой:

Аргумент о том, что для вынесения моральных суждений требуется свобода воли

  1. Моральное суждение о том, что вам не следовало делать X, подразумевает, что вместо этого вы должны были сделать что-то другое
  2. То, что вам следовало сделать что-то другое, означает, что вам нужно было сделать что-то еще
  3. То, что вам нужно было что-то еще, подразумевает, что вы могли сделать что-то еще
  4. То, что вы могли сделать что-то еще, означает, что у вас есть свобода воли
  5. Если у вас нет свободной воли делать что-то иное, кроме X, мы не сможем сделать моральное суждение, что вам не следовало делать X. [16]

История

Некоторые из основных философов, занимавшихся этим вопросом: Марк Аврелий, Омар Хайям, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц, Дэвид Хьюм, барон д’Гольбах (Поль Генрих Дитрих), Пьер-Симон Лаплас, Артур Шопенгауэр, Уильям Джеймс, Фридрих Ницше, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и, совсем недавно, Джон Сёрл, Тед Хондерих и Дэниел Деннет.

Mecca Chiesa отмечает, что вероятностный или селекционный детерминизм B.Ф. Скиннер придерживался совершенно отдельной концепции детерминизма, отнюдь не механистической. Механистический детерминизм предполагает, что каждое событие имеет непрерывную цепочку предшествующих событий, а селекционистская или вероятностная модель — нет. [17] [18]

Восточная традиция

Идея о том, что вся вселенная является детерминированной системой, была сформулирована как в восточной, так и в не-восточной религии, философии и литературе.

В И Цзин и философском даосизме приливы и отливы благоприятных и неблагоприятных условий предполагают, что путь наименьшего сопротивления не требует усилий (см. У вэй).

В философских школах Индии концепция точного и постоянного воздействия законов кармы на существование всех живых существ аналогична западной детерминистской концепции. Карма — это понятие «действия» или «поступка» в индийских религиях. Под ним понимается то, что вызывает весь причинно-следственный цикл (то есть цикл, называемый самсарой), происходящий из древней Индии и рассматриваемый в индуистской, джайнской, сикхской и буддийской философии. Карма считается предопределенной и детерминированной во вселенной, за исключением человека, который по свободной воле может влиять на будущее.См. Карму в индуизме. [ требуется ссылка ]

Западная традиция

Понятие детерминизма было введено на Запад через принятие авраамических религий. Христианская концепция предопределения привела к первым западным дебатам о детерминизме, проблеме, известной в теологии как парадокс свободы воли. Еврейский философ Моисей Маймонид сказал о детерминированных значениях всеведущего бога: [19] «Знает ли Бог или не знает, что конкретный человек будет хорошим или плохим? Если вы говорите« Он знает », то это обязательно из этого следует, что [что] человек вынужден действовать так, как Бог заранее знал, что он будет действовать, иначе Божье знание было бы несовершенным.… « [20]

Детерминизм на Западе часто ассоциируется с ньютоновской физикой, которая изображает физическую материю Вселенной как действующую в соответствии с набором фиксированных, познаваемых законов. Гипотеза «бильярдного шара», продукт ньютоновской физики, утверждает, что после установления начальных условий Вселенной неизбежно следует остальная часть истории Вселенной. Если бы на самом деле было возможно иметь полное знание физической материи и всех законов, управляющих этой материей в любой момент времени, то теоретически можно было бы вычислить время и место каждого события, которое когда-либо произойдет ( демон Лапласа ) .В этом смысле основные частицы Вселенной действуют так же, как катящиеся шары на бильярдном столе, перемещаясь и ударяясь друг о друга предсказуемым образом, давая предсказуемые результаты.

Независимо от того, является ли это всеобъемлющим при выполнении этого действия, ньютоновская механика имеет дело только с вызванными событиями, например: если объект начинается в известной позиции и в него попадает объект с некоторой известной скоростью, то он будет выталкиваться прямо к другой предсказуемой точке. Ньютонианцы утверждают, что если он попадает в другое место, нужно подвергнуть сомнению свои измерения исходного положения объекта, точное направление ударяющего объекта, гравитационные или другие поля, которые были случайно проигнорированы, и т. Д.Затем, как они утверждают, повторные эксперименты и повышение точности всегда приближают наблюдения к теоретически предсказанным результатам. Имея дело с ситуациями в обычном человеческом масштабе, ньютоновская физика оказалась настолько успешной, что не имела себе равных. Но он терпит поражение, поскольку скорости становятся значительной долей скорости света и когда изучаются взаимодействия в атомном масштабе. До открытия квантовых эффектов и других проблем ньютоновской физики «неопределенность» всегда относилась к точности человеческих знаний о причинах и следствиях, а не к самим причинам и следствиям.

Ньютоновская механика, как и любые последующие физические теории, являются результатом наблюдений и экспериментов, и поэтому они описывают, «как все это работает» в пределах допуска. Однако старые западные ученые полагали, что если между наблюдаемой причиной и следствием обнаруживается какая-либо логическая связь, то за ними должны стоять и некоторые абсолютные законы природы. Вера в совершенные законы природы, управляющие всем, вместо того, чтобы просто описывать то, чего нам следует ожидать, привела к поиску набора универсальных простых законов, управляющих миром.Это движение значительно способствовало развитию детерминистских взглядов в западной философии. [21]

Современные перспективы

Причина и следствие

С начала двадцатого века, когда астроном Эдвин Хаббл впервые выдвинул гипотезу о том, что красное смещение показывает, что Вселенная расширяется, преобладающим научным мнением было то, что нынешнее состояние Вселенной является результатом процесса, описанного Большим взрывом. Многие теисты и деисты утверждают, что у него конечный возраст, указывая на то, что что-то не может возникнуть из ничего (однако определение «ничто» проблематично на самом загадочном уровне физики).Большой взрыв не описывает, откуда взялась сжатая Вселенная; вместо этого он оставляет вопрос открытым. Различные астрофизики придерживаются разных взглядов на то, как именно возникла Вселенная (космогония). Философским аргументом здесь было бы то, что Большой взрыв вызвал каждое отдельное действие, и, возможно, умственную мысль, через систему причин и следствий.

Генеративные процессы

Хотя когда-то ученые считали, что любой индетерминизм в квантовой механике проявляется в слишком малом масштабе, чтобы влиять на биологические или неврологические системы, есть свидетельства того, что нервные системы индетерминированы. [ необходима ссылка ] Непонятно, какие последствия это имеет для свободной воли, учитывая различные возможные реакции на стандартную проблему в первую очередь. [22] Конечно, не все биологи допускают детерминизм: Кристоф Кох выступает против него и в пользу либертарианской свободы воли, приводя аргументы, основанные на Генеративных процессах (эмерджентности). [23] Другие сторонники эмерджентистской или генеративной философии, когнитивных наук и эволюционной психологии утверждают, что детерминизм верен. [24] [25] [26] [27] Вместо этого они предполагают, что возникает иллюзия свободы воли из-за генерации бесконечного поведения в результате взаимодействия конечно-детерминированного набора правил и параметров. . Таким образом, непредсказуемость поведения, возникающего в результате детерминированных процессов, приводит к восприятию свободы воли, даже если свободы воли как онтологической сущности не существует. [24] [25] [26] [27] Можно сказать, что некоторые эксперименты, посвященные нейробиологии свободной воли, подтверждают эту возможность.

В «Игре жизни» Конвея взаимодействие всего 4 простых правил создает паттерны, которые кажутся «живыми».

В качестве иллюстрации, стратегические настольные игры шахматы и го имеют строгие правила, в которых никакая информация (например, номиналы карт) не скрывается ни от одного из игроков, и в игре не происходят случайные события (например, бросание кубиков). Тем не менее, шахматы и особенно го с его чрезвычайно простыми детерминированными правилами все еще могут иметь чрезвычайно большое количество непредсказуемых ходов. По этой аналогии предполагается, что опыт свободы воли возникает из взаимодействия конечных правил и детерминированных параметров, которые порождают почти бесконечное и практически непредсказуемое поведение.Теоретически, если бы были учтены всех этих событий и существовал известный способ оценки этих событий, казалось бы, непредсказуемое поведение стало бы предсказуемым. [24] [25] [26] [27] Еще одним практическим примером процессов генерации является игра «Игра жизни» Джона Хортона Конвея. [28] Нассим Талеб настороженно относится к подобным моделям и ввел термин «логическая ошибка».

Математические модели

Многие математические модели физических систем детерминированы.Это верно для большинства моделей, включающих дифференциальные уравнения (особенно те, которые измеряют скорость изменения во времени). Математические модели, которые не являются детерминированными, потому что они включают случайность, называются стохастическими. Из-за чувствительной зависимости от начальных условий может показаться, что некоторые детерминированные модели ведут себя недетерминированно; в таких случаях детерминированная интерпретация модели может оказаться бесполезной из-за численной нестабильности и конечной точности измерений. Такие соображения могут мотивировать рассмотрение стохастической модели, даже если основная система управляется детерминированными уравнениями. [29] [30] [31]

Квантовая механика и классическая физика

Повседневная физика

С начала 20 века квантовая механика — физика чрезвычайно малого — выявила ранее скрытые аспекты событий. До этого доминировала ньютоновская физика — физика повседневной жизни. Взятый изолированно (а не как приближение к квантовой механике), ньютоновская физика изображает вселенную, в которой объекты движутся совершенно определенным образом.В масштабе, в котором люди существуют и взаимодействуют со Вселенной, ньютоновская механика остается полезной и позволяет делать относительно точные прогнозы (например, вычислять траекторию полета пули). Теоретически, абсолютное знание сил, ускоряющих пулю, может дать абсолютно точное предсказание ее пути. Однако современная квантовая механика ставит под сомнение этот главный тезис о детерминизме.

Имеет значение тот факт, что на практике уверенность никогда не бывает абсолютной (и не только из-за проблемы индукции Дэвида Юма).Уравнения механики Ньютона могут показывать чувствительную зависимость от начальных условий. Это пример эффекта бабочки, который является одним из предметов теории хаоса. Идея состоит в том, что что-то даже такое маленькое, как бабочка, может вызвать цепную реакцию, которая приведет к урагану годы спустя. Следовательно, даже очень небольшая ошибка в знании начальных условий может привести к сколь угодно большим отклонениям от предсказанного поведения. Таким образом, теория хаоса объясняет, почему практически невозможно предсказать реальную жизнь, истинен ли детерминизм или нет.С другой стороны, проблема может быть не столько в человеческих способностях предсказать или достичь уверенности , сколько в природе самой реальности. Для этого необходим более пристальный научный взгляд на природу.

Квантовый мир

Квантовая физика, использующая атомные масштабы, работает во многих отношениях иначе, чем ньютоновская физика. Действительно, некоторые выводы не интуитивно понятны, и в них трудно поверить. Физик Аарон Д. О’Коннелл объясняет, что понимание нашей Вселенной в таких малых масштабах, как атомы, требует иной логики, чем повседневная жизнь.О’Коннелл не отрицает, что все это взаимосвязано: масштаб человеческого существования в конечном итоге действительно возникает из квантовой шкалы. О’Коннелл утверждает, что при работе с квантовым миром мы должны просто использовать разные модели и конструкции. [32] В результате эти разделы физики иногда искажаются или неправильно понимаются, из-за чего некоторые утверждения кажутся более научными, чем они есть на самом деле (например, Секрет (книга) [33] или What The Bleep Do We Know !? [34] ). Однако квантовая механика остается продуктом тщательного применения научного метода, логики и эмпиризма.Например, тщательно сформулированный принцип неопределенности Вернера Гейзенберга объясняет, почему пути объектов можно предсказать только вероятностным образом (рассуждения содержат нюансы, включая, среди прочего, эффект наблюдателя).

Хотя невозможно предсказать траекторию какой-либо одной частицы, все они подчиняются определенным вероятностям , которые действительно допускают некоторый прогноз.

Здесь в игру вступает статистическая механика, и здесь физики начинают требовать довольно неинтуитивных ментальных моделей: путь частицы просто не может быть точно указан в ее полном квантовом описании.«Путь» — это классический практический атрибут в нашей повседневной жизни, но квантовые частицы не обладают им. Вероятности, обнаруженные в квантовой механике, тем не менее возникают из измерения (воспринимаемого пути частицы). Как объясняет Стивен Хокинг, результатом является не традиционный детерминизм, а скорее определенных вероятностей . [35] В некоторых случаях квантовая частица действительно может проследить точный путь, и вероятность найти частицы на этом пути равна единице. [требуется уточнение ] Фактически, что касается предсказаний, квантовое развитие, по крайней мере, так же предсказуемо, как и классическое движение, но главное в том, что оно описывает волновые функции, которые не могут быть легко выражены на обычном языке. Что касается тезиса о детерминизме, то эти вероятности, по крайней мере, вполне детерминированы. Эти открытия квантовой механики нашли множество применений и позволяют нам создавать транзисторы и лазеры. Иными словами: персональные компьютеры, проигрыватели Blu-ray и Интернет работают, потому что человечество обнаружило определенные вероятности квантового мира. [33] Ничто из этого не должно означать, что другие аспекты квантовой механики все еще не обсуждаются.

Что касается предсказуемой вероятности, популярным примером являются эксперименты с двумя щелями. Фотоны испускаются один за другим через двухщелевой аппарат на дальний экран. Любопытно, что они не достигают ни одной точки, ни даже двух точек, выровненных с прорезями (как вы могли ожидать от пуль, выпущенных из неподвижного ружья по удаленной цели). Вместо этого свет достигает различных концентраций в удаленных друг от друга точках, и распределение его столкновений с целью может быть надежно рассчитано.В этом смысле поведение света в этом устройстве является детерминированным, но невозможно предсказать, где в результирующей интерференционной картине какой-либо отдельный фотон внесет свой вклад (хотя могут быть способы использовать слабые измерения для получения дополнительной информации без нарушения принцип неопределенности).

Некоторые (включая Альберта Эйнштейна) утверждают, что наша неспособность предсказать что-либо большее, чем вероятности, происходит просто из-за незнания. [36] Идея состоит в том, что помимо условий и законов, которые мы можем наблюдать или делать выводы, существуют также скрытые факторы или «скрытые переменные», которые определяют абсолютно , в каком порядке фотоны достигают экрана детектора.Они утверждают, что ход Вселенной абсолютно определен, но что люди защищены от знания определяющих факторов. Таким образом, говорят они, это только кажется, что все происходит чисто вероятностным образом. На самом деле они действуют абсолютно детерминированным образом. Эти вопросы продолжают оставаться предметом споров. Важнейшим открытием было то, что квантовая механика может делать статистические прогнозы, которые были бы нарушены, если бы локальных скрытых переменных действительно существовали.Для проверки таких прогнозов был проведен ряд экспериментов, и до сих пор они, похоже, не нарушались. Это предполагает отсутствие скрытых переменных, хотя многие физики считают, что для окончательного решения проблемы необходимы более эффективные эксперименты (см. Также тестовые эксперименты Белла). Кроме того, можно дополнить квантовую механику нелокальными скрытыми переменными, чтобы получить детерминированную теорию, которая согласуется с экспериментом. Примером может служить интерпретация Бома квантовой механики.Этот спор актуален, потому что легко представить конкретные ситуации, в которых приход электрона к экрану в определенный момент и время вызовет одно событие, тогда как его прибытие в другой момент вызовет совершенно другое событие (например, см. Кот Шредингера — мысленный эксперимент, используемый как часть более глубокой дискуссии).

Таким образом, мир квантовой физики бросает разумных сомнений в традиционный детерминизм, столь интуитивно понятный в классической ньютоновской физике.В малых масштабах наша реальность не кажется абсолютно определенной. И все же именно это было предметом знаменитых споров Бора-Эйнштейна между Эйнштейном и Нильсом Бором. Все еще нет единого мнения. Между тем, люди продолжают извлекать выгоду из того факта, что реальность подчиняется определенным вероятностям в квантовом масштабе. Такой адекватный детерминизм (см. «Разновидности» выше) является причиной того, что Стивен Хокинг называет либертарианскую свободу воли «просто иллюзией». [35] Компатибилистическая свобода воли (которая детерминирована) может быть единственным видом «свободы воли», который может существовать.Однако Дэниел Деннет в своей книге «Локтевая комната» говорит, что это означает, что у нас есть единственный вид свободы воли, «которого стоит желать». Для еще более подробного обсуждения см. Свободная воля.

Другие вопросы квантового детерминизма
Хаотическая радиоактивность — следующая объяснительная проблема для физиков, поддерживающих детерминизм

Считается, что весь уран, обнаруженный на Земле, был синтезирован во время взрыва сверхновой звезды, произошедшего примерно 5 миллиардов лет назад. Еще до того, как законы квантовой механики были доведены до современного уровня, радиоактивность таких элементов бросила вызов детерминизму из-за своей непредсказуемости.Один грамм урана-238, обычно встречающегося радиоактивного вещества, содержит около 2,5 x 10 21 атомов. Все эти атомы идентичны и неотличимы согласно всем тестам, известным современной науке. И все же примерно 12600 раз в секунду один из атомов в этом грамме распадется, испуская альфа-частицу. Задача детерминизма состоит в том, чтобы объяснить, почему и когда происходит распад, поскольку он, кажется, не зависит от внешнего стимула. Действительно, ни одна из существующих теорий физики не дает проверяемых предсказаний того, когда именно тот или иной атом распадется.В лучшем случае ученые могут обнаружить определенные вероятности в виде периода полураспада элемента.

Зависящее от времени уравнение Шредингера дает первую производную от квантового состояния по времени. То есть он явно и однозначно предсказывает развитие волновой функции во времени.

Итак, если волновая функция сама по себе является реальностью (а не вероятностью классических координат), квантовую механику можно назвать детерминированной.Поскольку у нас нет практического способа узнать точные величины, и особенно фазы, в полном квантово-механическом описании причин наблюдаемого события, это оказывается философски похожим на доктрину «скрытых переменных» [ цитата необходима ] .

По мнению некоторых, [требуется ссылка ] квантовая механика более упорядочена, чем классическая механика, потому что, хотя классическая механика хаотична (кажется случайной, особенно из-за незначительных деталей — возможно, в меньшем масштабе), квантовая механика не является .Например, классическая задача трех тел под действием силы, такой как гравитация, не интегрируема, в то время как квантово-механическая задача трех тел решаема и интегрируема с использованием уравнений Фаддеева. [ требуется уточнение ] Это не означает, что квантовая механика описывает мир как более детерминированный, если только кто-то уже не считает волновую функцию истинной реальностью. Даже в этом случае это не избавляет от вероятностей, потому что мы ничего не можем сделать без использования классических описаний, но оно приписывает вероятности классическому приближению, а не квантовой реальности.

Утверждение, что квантовая механика является детерминированной, поскольку сама волновая функция рассматривается как реальность, подразумевает единую волновую функцию для всей вселенной, начиная с ее источника. Такая «волновая функция всего» будет нести вероятности не только того мира, который мы знаем, но и любого другого возможного мира, который мог возникнуть. Например, многие космологи считают, что большие пустоты в распределении галактик возникли в результате квантовых флуктуаций во время Большого взрыва.( См. Космическая инфляция и первичные флуктуации.) Если это так, «волновая функция всего» несет в себе возможность того, что область, в которой расположена наша галактика Млечный Путь, могла быть пустотой, а Земля никогда не существовала. ( См. Крупномасштабную структуру космоса ).

Идея первопричины

Дискуссия о детерминизме неразрывно связана с вопросом о том, что вызвало появление Вселенной. Идея состоит в том, что что-то, что в некотором смысле «вне» цепи детерминизма и нашего обычного понимания причинности, могло дать начало Вселенной.Деизм, например, приводит космологический аргумент: он утверждает, что вселенная была детерминированной с момента сотворения, но приписывает творение метафизическому Богу. Деист утверждает, что Бог, возможно, начал этот процесс, но Бог не повлиял на его развитие. Ученые также подошли к идее чего-то в некотором смысле «вызывающего» вселенную, обратившись к мультивселенной или связанной с ней идее мембран. Остается спорным, действительно ли проблема решена.

Чтобы быть ясным, большая часть концепции детерминизма сталкивается с загадкой, когда дело касается причинности.Причинность можно понимать как то, что все события имеют предшествующие причины. Это говорит о том, что нет события (или группы событий), которое вызывает само себя. Теперь, кажется, есть только две возможности — дилемма: существует либо (а) бесконечная цепочка причин, которая никогда не «начиналась» сама по себе, и (б) что-то начало причинной связи, как мы ее понимаем, но само не должно быть вызвано. Другими словами: всегда ли существовала вселенная или какое-то событие до нее ? Или, если что-то нужно для запуска вселенной, что это за начало — и как мы действительно можем предотвратить бесконечный регресс причин? »

Один из способов решения этой дилеммы ставит под сомнение идею причинности.Предлагается сделать одно исключение: событие создания. Событие творения, по-видимому, само по себе не является «причиной» в том смысле, в каком оно используется в формулировке исходной проблемы. Эти идеи были упомянуты выше и являются попыткой прекратить только что обсужденный регресс. Идея деизма, например, заключается в том, что некое агентство (или Бог) создало пространство, время и сущности, обнаруженные во вселенной, посредством некоторого процесса, аналогичного причинно-следственной связи (но опять же, это не причинность, как мы ее знаем). .

Другая возможность состоит в том, что «последнее событие» возвращается к «первому событию», вызывая бесконечный цикл.Если бы вы назвали Большой взрыв первым событием, вы бы увидели конец Вселенной как «последнее событие». Теоретически конец Вселенной мог бы стать причиной начала Вселенной. У вас останется бесконечный цикл времени без реального начала и конца. Эта теория устраняет необходимость в первопричине, но не объясняет, почему должна существовать петля во времени.

Иммануил Кант развил эту идею Лейбница в своей идее трансцендентальных отношений, и в результате это оказало глубокое влияние на более поздние философские попытки разобраться в этих проблемах.Его самым влиятельным непосредственным преемником, сильным критиком, идеи которого все же находились под сильным влиянием Канта, был Эдмунд Гуссерль, создатель философской школы, называемой феноменологией. Но главной заботой этой школы было разъяснение не физики, а обоснование информации, которую физики и другие считают эмпирической. Косвенным образом этот ход исследований, по-видимому, внес большой вклад в философию науки, называемую логическим позитивизмом, и особенно в мысли членов Венского кружка, которые все, по крайней мере косвенно, много говорили об идеях детерминизм. Grand Design (2010), стр. 32: «Молекулярные основы биологии показывают, что биологические процессы регулируются законами физики и химии и, следовательно, так же определены, как орбиты планет». и стр. 72: «Может показаться, что квантовая физика опровергает идею о том, что природа управляется законами, но это не так. Вместо этого она заставляет нас принять новую форму детерминизма: учитывая состояние системы в некоторой время, законы природы определяют вероятности различных будущих и прошлых, а не определяют будущее и прошлое с уверенностью. Под «душой» в контексте (1) подразумевается автономный нематериальный агент, который обладает способностью управлять телом, но не может контролироваться телом (таким образом, эта теория детерминизма рассматривает сознательных агентов в дуалистических терминах). Следовательно, душа относится к действиям тела индивидуального агента, как и создатель вселенной по отношению к вселенной. Создатель вселенной привел в движение детерминированную систему материальных сущностей, которые, если бы они были предоставлены самим себе, осуществляли бы цепь событий, определяемую обычной причинностью.Но создатель также предусмотрел души, которые могли проявлять причинную силу, аналогичную изначальной причинной силе, и изменять результаты в физической вселенной посредством действий своих тел. Таким образом, выясняется, что никакие события в физической вселенной не являются беспричинными. Некоторые полностью вызваны исходным творческим актом и тем, как он проявляется во времени, а некоторые — действиями сотворенных душ. Но эти сотворенные души не были созданы с помощью физических процессов, включающих обычные причинные связи. a b Grand Design (2010), стр. 32: «молекулярная основа биологии показывает, что биологические процессы регулируются законами физики и химии и, следовательно, определяются как орбиты планет … так что кажется, что мы не более чем биологические машины, и что свободная воля — всего лишь иллюзия « и стр. 72: » Квантовая физика может подорвать идею о том, что природа управляется законами, Но это не тот случай. Альберт Эйнштейн настаивал на том, что «Я убежден, что Бог не играет в кости» в частном письме Максу Борну от 4 декабря 1926 года, архив Альберта Эйнштейна, часть 8, элемент 180

Ссылки и библиография

  • Дэниэл Деннет (2003) Развитие свободы . Пингвин викинг.
  • Джон Эрман (2007) «Аспекты детерминизма в современной физике» в Баттерфилде, Дж., И Эрмане, Дж., Ред., Философия физики, часть B . Северная Голландия: 1369-1434 гг.
  • Джордж Эллис (2005) «Физика и реальный мир», Physics Today .
  • Эпштейн Дж. М. (1999) «Агентные модели и генеративная социальная наука», Сложность IV (5).
  • ——— и Акстелл Р. (1996) Развитие искусственных обществ — социальные науки снизу . MIT Press.
  • Кенрик Д. Т., Ли Н. П. и Батнер Дж. (2003) «Динамическая эволюционная психология: индивидуальные правила принятия решений и возникающие социальные нормы», Психологический обзор 110: 3–28.
  • Альберт Мессия, Quantum Mechanics , английский перевод Дж.М. Теммер из Mécanique Quantique , 1966, John Wiley and Sons, vol. I, глава IV, раздел III.
  • Новак А., Валлахер Р.Р., Тессер А., Борковски В., (2000) «Общество самости: появление коллективных свойств в самоструктуре», Психологический обзор 107.
  • Schimbera, Jürgen / Schimbera, Peter: Determination des Indeterminierten. Kritische Anmerkungen zur Determinismus- und Freiheitskontroverse. Verlag Dr. Kovac, Гамбург, 20 ноября 2011 г., ISBN 978-3-8300-5099-5.

Внешние ссылки

Ссылки на статьи по теме

социология | Определение, история, примеры и факты

Социология , социальная наука, изучающая человеческие общества, их взаимодействия и процессы, которые их сохраняют и изменяют. Это делается путем изучения динамики составных частей общества, таких как институты, сообщества, население, а также гендерные, расовые или возрастные группы.Социология также изучает социальный статус или стратификацию, социальные движения и социальные изменения, а также социальные беспорядки в форме преступлений, девиантности и революции.

Социальная жизнь в значительной степени регулирует поведение людей, в основном потому, что у людей отсутствуют инстинкты, которые управляют поведением большинства животных. Таким образом, люди зависят от социальных институтов и организаций в своих решениях и действиях. Учитывая важную роль, которую организации играют в влиянии на человеческие действия, задача социологии — выяснить, как организации влияют на поведение людей, как они создаются, как организации взаимодействуют друг с другом, как они распадаются и, в конечном итоге, как они исчезают.Среди самых основных организационных структур — экономические, религиозные, образовательные и политические институты, а также более специализированные институты, такие как семья, сообщество, вооруженные силы, группы сверстников, клубы и добровольные ассоциации.

Социология как обобщающая социальная наука превосходит по своей широте только антропология — дисциплина, охватывающая археологию, физическую антропологию и лингвистику. Широкий характер социологического исследования заставляет его пересекаться с другими социальными науками, такими как экономика, политология, психология, география, образование и право.Отличительной чертой социологии является ее практика использования более широкого социального контекста для объяснения социальных явлений.

Социологи также используют некоторые аспекты этих других областей. Психология и социология, например, разделяют интерес к подполе социальной психологии, хотя психологи традиционно сосредотачиваются на людях и их психических механизмах. Социология уделяет большую часть своего внимания коллективным аспектам человеческого поведения, потому что социологи уделяют больше внимания тому, как внешние группы влияют на поведение индивидов.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Область социальной антропологии исторически была довольно близка к социологии. Примерно до первой четверти 20 века эти два предмета обычно объединялись в одном отделе (особенно в Великобритании), что различалось главным образом акцентом антропологии на социологии дописьменных народов. Однако в последнее время это различие сошло на нет, поскольку социальные антропологи направили свои интересы на изучение современной культуры.

Две другие социальные науки, политология и экономика, в значительной степени развивались из практических интересов наций. Обе области все чаще признают полезность социологических концепций и методов. Сопоставимая синергия также сложилась в отношении права, образования и религии и даже в таких противоположных областях, как инженерия и архитектура. Все эти области могут извлечь выгоду из изучения институтов и социального взаимодействия.

Историческое развитие социологии

Хотя социология опирается на западную традицию рационального исследования, установленную древними греками, она является детищем философии 18-19 веков и рассматривается, наряду с экономикой и политологией, как реакция на спекулятивную философию и фольклор. .Следовательно, социология отделилась от моральной философии и стала специализированной дисциплиной. Хотя ему не приписывают основание дисциплины социологии, французский философ Огюст Конт известен тем, что ввел термин социология .

Основатели социологии потратили десятилетия на поиски правильного направления новой дисциплины. Они испробовали несколько сильно расходящихся путей, некоторые из которых основывались на методах и содержании, заимствованных из других наук, другие были изобретены самими учеными.Чтобы лучше понять различные повороты, которые сделала дисциплина, развитие социологии можно разделить на четыре периода: становление дисциплины с конца 19 века до Первой мировой войны, межвоенная консолидация, взрывной рост с 1945 по 1975 год и последующие период сегментации.

Основание дисциплины

Некоторые из первых социологов разработали подход, основанный на дарвиновской теории эволюции. В своих попытках создать научно обоснованную академическую дисциплину ряд творческих мыслителей, включая Герберта Спенсера, Бенджамина Кидда, Льюиса Х.Морган, Э. Тайлор и Л. Хобхаус провел аналогии между человеческим обществом и биологическим организмом. Они ввели в социологическую теорию такие биологические концепции, как вариативность, естественный отбор и наследование, утверждая, что эти эволюционные факторы привели к прогрессу обществ от стадий дикости и варварства к цивилизации в силу выживания наиболее приспособленных. Некоторые писатели считали, что эти этапы развития общества можно увидеть на этапах развития каждого человека.Странные обычаи объяснялись предположением, что они являются возвратом к полезным практикам более раннего периода, таким как выдуманная борьба, иногда разыгрываемая между женихом и родственниками невесты, отражающая более ранний обычай захвата невесты.

В популярный период конца 19 — начала 20 веков социальный дарвинизм, наряду с доктринами Адама Смита и Томаса Мальтуса, пропагандировал неограниченную конкуренцию и невмешательство, чтобы «наиболее приспособленные» выживали, а цивилизация продолжала развиваться.Хотя в XX веке популярность социального дарвинизма пошла на убыль, идеи конкуренции и аналогий из биологической экологии были заимствованы Чикагской школой социологии (программа Чикагского университета, посвященная городским исследованиям, основанная Альбионом Смоллом в 1892 году), чтобы сформировать теория экологии человека, которая остается жизнеспособным исследовательским подходом.

Границы | Для кого детерминизм подрывает моральную ответственность? Исследование условий свободы воли в культурах

Ивар Р.Ханникайнен 1 * , Эдуард Мачери 2 , Дэвид Роуз 3 , Стивен Стич 4 , Кристофер Ю. Оливола 5 , Пауло Соуза 6 , Флориан Кова 7 , Эмма Э. Бухтель 8 , Марио Алай 9 , Адриано Ангелуччи 9 , Ренатас Бернинас 10 , Амита Чаттерджи 11 , Хюндеук Чхон 12 , Ин-Рэй Чо 12 , Даниэль Кониц 13 , Вилюс Дрансейка 14 , Ángeles Eraña Lagos 15 , Laleh Ghadakpour 16 , Maurice Grinberg 17 , Takaaki Hashimoto 18 , Amir Horowitz 19 , Evgeniya Hristova 17 , Yasmina Jraissativa , 17 , Yasmina Jraissativa , 20 , Каори Карасава 18 , Хакджин Ким 21 , Ёнджон Ким 22 , Минву Ли 21 , Карлос Мауро 23 , Масахару Мизумото 24 , Себастьяно Моруцци 25 , Джо rge Орнелас 26 , Барбара Осимани 27 , Карлос Ромеро 15 , Алехандро Росас Лопес 28 , Массимо Сангой 9 , Андреа Серени 29 , Сара Сонгориан 30 , Ноэль Стручинер 1 , Вера Tripodi 31 , Naoki Usui 32 , Alejandro Vázquez del Mercado 15 , Hrag A.Vosgerichian 19 , Xueyi Zhang 33 и Jing Zhu 34
  • 1 Юридический факультет Папского католического университета Рио-де-Жанейро, Рио-де-Жанейро, Бразилия
  • 2 Департамент истории и философии науки, Университет Питтсбурга, Питтсбург, Пенсильвания, США
  • 3 Философский факультет Университета штата Флорида, Таллахасси, Флорида, США
  • 4 Департамент философии, Университет Рутгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
  • 5 Tepper School of Business, Университет Карнеги-Меллона, Питтсбург, Пенсильвания, США
  • 6 Институт познания и культуры Королевского университета, Белфаст, Соединенное Королевство
  • 7 Философский факультет Женевского университета, Женева, Швейцария
  • 8 Департамент психологии, Педагогический университет Гонконга, Тай По, Гонконг
  • 9 Отделение чистых и прикладных наук, Университет Урбино Карло Бо, Урбино, Италия
  • 10 Институт психологии Вильнюсского университета, Вильнюс, Литва
  • 11 Школа когнитивных наук, Университет Джадавпура, Калькутта, Индия
  • 12 Философский факультет Сеульского национального университета, Сеул, Южная Корея
  • 13 Департамент философии и религиоведения Утрехтского университета, Утрехт, Нидерланды
  • 14 Институт философии Вильнюсского университета, Вильнюс, Литва
  • 15 Instituto de Investigaciones Filosóficas-UNAM, Мехико, Мексика
  • 16 Независимый исследователь, Тегеран, Иран
  • 17 Кафедра когнитивной науки и психологии, Новый болгарский университет, София, Болгария
  • 18 Департамент социальной психологии Токийского университета, Токио, Япония
  • 19 Департамент истории, философии и иудаики, Открытый университет Израиля, Раанана, Израиль
  • 20 Департамент философии, Американский университет Бейрута, Бейрут, Ливан
  • 21 Департамент психологии Корейского университета, Сеул, Южная Корея
  • 22 Sloan School of Management, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, США
  • 23 CLOO Behavioral Insights Unit, Порту, Португалия
  • 24 Школа наук о знаниях, Японский институт передовых наук и технологий, Исикава, Япония
  • 25 Кафедра философии и коммуникативных исследований, Болонский университет, Болонья, Италия
  • 26 Факультет социальных и гуманитарных наук, Автономный университет Сан-Луис-Потоси, Сан-Луис-Потоси, Мексика
  • 27 Мюнхенский центр математической философии, Университет Людвига Максимилиана, Мюнхен, Германия
  • 28 Департамент философии, Национальный университет Колумбии, Богота, Колумбия
  • 29 Философский факультет, Scuola Universitaria Superiore IUSS, Павия, Италия
  • 30 Факультет философии, Университет Вита-Салюте Сан-Рафаэле, Милан, Италия
  • 31 Департамент философии и педагогических наук, Туринский университет, Турин, Италия
  • 32 Гуманитарный факультет, Университет Мие, Цу, Япония
  • 33 Школа гуманитарных наук Юго-Восточного университета, Нанкин, Китай
  • 34 Школа информационного менеджмента, Университет Сунь Ятсена, Гуанчжоу, Китай

Философы давно спорят о том, должны ли мы, если детерминизм верен, возлагать на людей моральную ответственность за свои действия, поскольку в детерминированной вселенной люди, возможно, не являются конечным источником их действий и не могли бы поступить иначе, если бы исходные условия и законы природы фиксируются.Чтобы показать, как нефилософы обычно рассуждают об условиях свободы воли, мы провели кросс-культурный и кросс-лингвистический опрос ( N = 5268), охватывающий двадцать стран и шестнадцать языков. В целом участники склонны приписывать моральную ответственность вне зависимости от того, не было ли у преступника источника или альтернативных возможностей. Однако для участников из Америки, Европы и Ближнего Востока, будучи основным источником своих действий, способствовало восприятию свободы воли и контроля, а также приписыванию вины и наказания.Напротив, азиатским участникам было не особенно важно быть источником своих действий. Наконец, в разных культурах участники, демонстрирующие более высокую когнитивную рефлексию, с большей вероятностью рассматривали свободную волю как несовместимую с причинным детерминизмом. Мы обсуждаем эти результаты в свете документально подтвержденных культурных различий в склонности к диспозициональным и ситуативным атрибуциям.

Введение

Вопрос о том, совместима ли свобода воли с детерминизмом, вызвал сложные споры среди философов (Strawson, 1963; Frankfurt, 1969; Fischer et al., 2009), чему оживили недавние научные исследования человеческой воли (Dennett, 2004; Mele, 2008; Caruso, 2012). Суть проблемы свободы воли может быть кратко изложена: в детерминированной вселенной все события являются следствием прошлых событий и законов природы. Тогда, если наша Вселенная детерминирована и каждое человеческое действие является следствием прошлых событий и законов природы, осуществляют ли люди контроль над своим поведением в соответствии с требованиями моральной ответственности? Философские дебаты по этому вопросу сосредоточились вокруг двух предложенных условий свободы воли: альтернативных возможностей и окончательного источника .

Согласно принципу альтернативных возможностей , свобода воли и моральная ответственность зависят от способности поступать иначе. Поскольку детерминизм подразумевает, что агенты не могли поступить иначе, если исходные условия и законы природы считаются фиксированными, отсюда следует, что свободная воля и моральная ответственность несовместимы с детерминизмом. Этот вывод был поставлен под сомнение, когда философ Гарри Франкфурт (1969) — в остроумном призыве к контрфактическому вмешательству представил влиятельный аргумент против принципа альтернативных возможностей, проиллюстрированный в следующем мысленном эксперименте: Предположим, я хочу оставаться дома весь день. Воскресенье, чтобы отдохнуть от предстоящей напряженной недели.Приходите в воскресенье, я отменяю свои планы пойти в поход с друзьями. Вместо этого я провожу день, смотря фильм, готовлю еду и долго сплю на диване. Без моего ведома дверь в мою квартиру была забита, и я не смог бы пройти

Что такое взаимный детерминизм? (с иллюстрациями)

Взаимный детерминизм — это ключевой термин, разработанный Альбертом Бандура, наиболее известным своей психологической работой в области социальной когнитивной теории. Этот термин относится к модели, которую утверждает Бандура, которая демонстрирует среду индивидуального взаимодействия.Он включает в себя некоторые идеи бихевиоризма, но подчеркивает идею о том, что окружающая среда — не единственное, что влияет на поведение. Вместо этого на людей влияют их собственные убеждения, мысли, идеи, а также среда, но, кроме того, они влияют через свое поведение и отношения на то, как работает среда; между внутренним «я», действием и внешним миром существует прямая и обратная связь.

Взаимный детерминизм постулирует, что существует возможность изменения, которая существует в человеке при соответствующей помощи, но что на человека всегда будут влиять и внешние факторы.

При обсуждении взаимного детерминизма часто используются наглядные пособия в виде треугольника. Вверху треугольника находится слово, поведение, а два угла треугольников описываются как личные факторы и факторы окружающей среды. Стрелки перемещаются между каждым словом, показывая, что ни одна из этих трех вещей не зависит исключительно от другого фактора, и влияние действует в обоих направлениях. Это визуальное изображение повторяет основную концепцию, согласно которой люди формируются окружающей средой и формируют ее.

Взаимный детерминизм подчеркивает идею о том, что окружающая среда — не единственное, что влияет на поведение человека.

Может быть трудно понять взаимный детерминизм без примеров, и их легко найти.Мужчина может пойти на консультацию, потому что он не может работать, у него плохие финансы, и он чувствует себя неудачником. Одно из его утверждений могло заключаться в том, что он ненавидит работу, но кто-то, принимающий во внимание взаимный детерминизм, может задаться вопросом, почему это так.

Если неспособность мужчины удерживать работу была вызвана плохими рабочими привычками и его ненавистью к работе, он вполне мог повлиять на работодателей, чтобы те не удерживали его в качестве работника.Если бы его отношение к работе было ужасным, велика вероятность, что ни один менеджер или начальник не сделал бы этого проще, и ситуация постепенно ухудшалась бы, пока этого человека не уволили. Поскольку внешние или внешние стимулы могут влиять на поведение, каждая работа может ухудшиться, а отношение мужчины будет оставаться ужасным, заставляя менеджеров испытывать к нему неприязнь. Пострадают поведение, окружающая среда (например, социально-экономический статус) и мужчина.

К счастью, человек может изучать себя и получать помощь с помощью таких вещей, как профессиональное консультирование или психотерапия, чтобы определить, как изменить то, как он думает и думает о работе.Поскольку он может изменить личные факторы, он также может изменить свое окружение. Это вдумчивый процесс, в котором продолжаются постоянные перемены, а это означает, что если у человека на следующей работе окажется ужасный менеджер, может быть легко вернуться к негативному влиянию поведения.

Таким образом, по сути, реципрокный детерминизм постулирует, что существует реальная возможность изменения, которая существует внутри человека при соответствующей помощи, но что человек всегда будет находиться под влиянием внешних факторов.Поведение — это сложный вопрос, требующий нескольких областей атаки, если его нужно изменить. Тем не менее, это возможно с помощью хорошо разработанных программ, которые учитывают важность человека в изменении окружающей среды и которые реалистично относятся к окружающей среде, изменяющей человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *