Кто такой циник: разновидности, признаки, особенности поведения
Содержание
- Что такое цинизм?
- Несколько примеров
- Причины развития цинизма
Каждому из нас ежедневно приходится общаться и сталкиваться с большим количеством людей. Некоторые из них оставляют о себе приятное впечатление. Но также есть и те, после встречи с которыми не хочется больше никогда встречаться и иметь что-то общее. В этой статье речь пойдёт о циниках, а также о том, какими качествами обладают такие личности.
Что такое цинизм?
Цинизм – это черта характера, которая проявляется в равнодушии, наглости, безнравственном поведении в обществе. С такими людьми очень сложно находить общий язык, так как зачастую они ведут себя высокомерно и чересчур упрямо. В некоторых случаях даже можно столкнуться с откровенно демонстративным пренебрежением. Циники не чувствуют сострадания к другим людям, у них отсутствует чувство стыда, а также такие личности могут высмеивать высшие чувства, благородство, сочувствие и т. п.
Главной отличительной чертой циников является то, что они вовсе не скрывают своих негативных чувств. Они легко могут нагрубить незнакомому человеку, при этом не ощущая никаких угрызений совести. Такие личности склонны обесценивать старания окружающих, критикуют, стараются унизить. В некоторых случаях они даже используют людей в своих меркантильных целях, чтобы добиться желаемого.
Высокомерное и наглое поведениеВ психологии есть классификация циников.
- Здоровый циник (относится к окружающим с подозрительностью, но иногда предлагает помощь).
- Анти-лирик (избегает проявления нежностей, не любит банальности и проявляет максимализм).
- Материалист без воображения (мыслит разумом, а не сердцем).
- Злостный вредитель (абсолютно равнодушен к чужому несчастью, часто издевается над людьми).
- Чёрный юморист (имеет чувство сострадания, но может обидеть злой шуткой).
У здорового цинизма есть и плюсы. Такие личности всегда смогут за себя постоять, оценивают ситуацию здраво. Также они добиваются целей вместо того, чтобы просто мечтать
Несколько примеров
Итак, чтобы вам было понятнее, приведём несколько примеров циничных людей.
- Предположим, вы решили взять себя в руки и заняться фигурой: составили план питания, купили абонемент в спортзал и начали вести активный образ жизни. Циничная подруга вместо поддержки ехидно припомнит вам тот случай, когда вы уже пытались похудеть и забросили диету на следующий же день.
- К вам на работу пришёл новый сотрудник, который опытнее вас. Все ваши старания добиться большего он обесценивает и всячески старается понизить вам самооценку. К тому же, ради своих достижений он готов «идти по головам».
- У вас начались новые отношения, где вы чувствуете себя счастливой. Вместо того, чтобы порадоваться за вас, ваша подруга будет утверждать, что любви не существует и вся ваша влюблённость – это очередные глупости.
Причины развития цинизма
Столкнувшись хоть раз с таким человеком, вам вряд ли захочется видеть его снова. Но, тем не менее, циников иногда можно понять, так как данная черта характера могла появиться по каким-либо причинам. Их может быть несколько.
- Будучи ребёнком, он столкнулся с равнодушием взрослых и стал закрываться в себе. Такие люди ещё в детском возрасте запрещают себе проявлять чувства.
- Человеку разбили сердце, и после этого он не верит в настоящую любовь. На самом деле за этими чувствами стоит лишь страх снова оказаться ненужным.
- Особенности профессии, когда человек вынужден трезво мыслить и не поддаваться чувствам.
- Переходный возраст, юношеский максимализм.
Итак, теперь вы знаете о том, как ведут себя циничные люди и почему они такими становятся. Дополнительно этот вопрос можно разобрать с помощью этого видео:
значение слова, как стать циником
Циник – это человек, который откровенно пренебрегает общественными моральными нормами в собственном поведении. Значение слова циник походит от латинского «cynicus», значащее – «кинический». Киники представляли философское направление, согласно которому стремились освободиться от внешних условностей, добродетелью было пренебрежение к условностям, что означало отстраненность от государства, общества, семьи, от религиозных устоев. Неграмотность и невоспитанность понимались, как благо.
Цинизм выражается в осознанно демонстративном игнорировании этических ценностей, выражает внутреннюю непокорность. Спровоцировать такой выраженный бунт может мятежная позиция или жизненное разочарование в функционировании социальных механизмов. Зачастую цинизм проявляется тогда, когда индивиду нечего терять, от отчаяния или он ощущает безнаказанность.
Что значит циник? Значение слова циник чаще ассоциируется с бестактностью, вседозволенностью, грубостью или даже вандализмом. Наблюдая такие внешние проявления, кажется, будто сочувствие, скромность, доброта, жалость не свойственны циническим личностям. Однако, часто именно чувствительность пробуют замаскировать под циничность, считая её слабостью.
Кто такой циник
Циничность – это личностное качество, соответственно циник – человек, которому присущ цинизм. Настоящим циником можно по-настоящему назвать лишь взрослого, психологически сформированного человека, который многое уже пережил, поэтому его принципы особенные.
Что значит циник или кто такой циник простыми словами? Это человек, который отрицает всякий стыд, в его соображении – все покупается, не существует ничего, что по-настоящему можно ценить, всё, что потерянно можно вернуть назад или чем-то заменить.
Циник это человек, который общается с людьми лишь ради расчета, поскольку разочаровался в них. Этим человеком отрицается все высокое и прекрасное, для него не бывает духовной любви, только физическая. Сочувствие такой человек использует, чтобы между невезучими людьми предстать успешным и уверенным.
Циник привык насмехаться над ценным и значимым для других делом, он может легко высказаться в грубой форме. Он не признает авторитетов, он всегда враждебно настроен против мнения других, считает свое мнение исключительно верным, поэтому и доверяет себе самому. В общении ироничен, однако он кажется интересной личностью.
В современном обществе циничность становится модной. Люди становятся не теми, кем являются, после чего страдают от внутриличностных конфликтов. Человек с циничным характером производит впечатление продвинутого, модного, умного. Он часто во всеобщем центре внимания, зачастую это происходит благодаря его высказываниям. Циничный человек утверждает, что он закоренелый реалист и мир воспринимает беспристрастно.
Поведение циников вызывает во многих смешанные чувства. Одни – настроенные против них, не принимают циничных личностей за адекватных граждан. Другим нравится, когда в характере присутствует умеренная циничность, поскольку считают ее признаком интеллекта.
Циничный человек запросто различает, где ему сообщают правду, и где пробуют обмануть. Сквозь громкие слова он может услышать истину. Некоторые стремятся быть циничными, поскольку полагают, что это им придаст особенный шарм, поможет выиграть на фоне не особо умных личностей, которые будут восторгаться ими.
Настоящий циник обесценивает все, что есть важным для других, то, чем живут другие, во что они верят, делает это весьма нетактично. Циничный человек не ждет ничего доброго. Возможно, так вышло, поскольку его жизнь переполнена разочарований, разбитых надежд, боли, и горький осадок не позволяет искренне радоваться жизни и доверять другим.
Циничное мировоззрение может быть признаком бессознательной борьбы человека с внутренними противоречиями. Чем циничнее человек хочет себя показать, погружаясь в уныние, тем сильнее его надежда на будущее. Эти надежды могут быть запрятаны очень-очень глубоко, что иной раз, люди сами о них не догадываются. Таким образом, выходит, что проявление цинизма является признаком слабости личности.
Человек не может родиться циником, он становится таким от влияния различных жизненных событий. Одни могут очень быстро стать такими, другие постепенно к этому приближаются, остальные вовсе ими не становятся. Это зависит от способа восприятия жизненных неудач, трудностей. Одни владеют высокой стрессоустойчивостью, поэтому их вера в более счастливое будущее не угасает, другие при самых малых неуспехах пасуют и начинают презирать то, в чём разочаровались. Умеренной степенью цинизма владеет каждый человек. Ведь каждый испытывал и переживал разочарования. Если он нашел силы не увязнуть в негативе и двигаться вперед – за это можно похвалить.
Как становятся циниками
Дети рождаются без цинизма, а когда впервые сталкиваются с серьезной проблемой для них, тогда начинают делать не свойственные им вещи – начинают отгораживаться и пытаются продемонстрировать, что их ничего не беспокоит. Маленький ребенок скрывает свою душевную боль внешним равнодушием, привыкнув к такой реакции, он становится циником.
Циничность более характерна подростковому возрасту, когда она является реакцией на трансформацию личности. С помощью циничности многие подростки пытаются «защититься» от мира, поскольку считают его враждебным и неприятным. Однако, со временем, циничность, как возрастная реакция у некоторых подростков проходит, а другие остаются циниками навсегда.
Когда циничный человек говорит, что нет смысла любить, что отношения не могут быть длительными, а люди верными всю жизнь, он сообщает, что сам пережил разочарование в отношениях. Очевидно, ему не удалось спокойно перенести потерю.
Когда человек обесценивает успехи других, он тем самым сообщает, что сам пытался достичь успеха, но ему не получилось, теперь ему завидно и больно, когда другие радуются успеху. Это эгоистично, поскольку он и не думает, что те люди также прилагали усилия, чтобы добиться желаемого, он не умеет искренне порадоваться за них. Человек злится на себя за неудачу, однако боится пробовать еще, поэтому ведет себя агрессивно и цинично, что не всегда понятно другим.
Некоторые личности становятся циниками ненамеренно, в силу профессии. Часто ими являются представители профессий, которые работают с потоком людей, соответственно с немалым объёмом эмоций. Например, руководители часто становятся циниками. Им приходится отвечать за многих людей, если они входили бы в положение каждого сотрудника, организация начала бы работать себе в убыток или скоро развалилась.
В эту же категорию входят специалисты, которым приходится общаться со многими клиентами, сюда относятся юристы, различные консультанты. Переживать за всех клиентов не хватило бы сил. Консультант один, а клиентов очень много. Лавина эмоций склоняет этих людей к циничности.
Если бы врач волновался за каждого пациента, размышлял, каким тот является человеком, есть ли семья у него, проявил бы сочувствие, перенял долю страха пациента и его боли, от него не оставалось бы ничего за день.
Циничное отношение к чужим проблемам, боли, чувствам не только развивается вследствие профессиональной деформации личности. Если индивид не способен выдержать горе, с которым столкнулся, либо ему не хватает душевных ресурсов, он становится циником. Часто людей пугают очень сильные чувства, с которыми приходится сталкиваться. Не понимая, как с ними справиться у человека наступает паника, после чего он решает «заткнуть» выход чувствам, так он привыкает справляться со всеми проблемами и становится циником, для которого чувства не имеют значения.
Некоторые люди специально размышляют, как стать циником, чтобы таким образом избавить себя от угрызений совести, чувства вины, или сильных отрицательных переживаний.
Некоторым интересно узнать, как стать циником, потому что они считают, что таким быть модно.
Какими бы ни были причины интереса, как стать циником, им можно стать, следуя определенным советам.
Необходимо быть собой, как есть, напрямую. Нужно вести себя, как хочется, независимо от мнения остальных. На замечания и критику не реагировать, принимать всё за пустой звук, поскольку вы уверенны в своем превосходстве. Никогда ни под кого нельзя подстраиваться, следует ставить свои потребности выше нужд других людей, а также подавлять в себе такие качества, как доброжелательность, сострадание, отзывчивость.
Всегда быть прямолинейным, не подбирать выражений. Использовать слабости других в корыстных целях, нажимая на больные места. Жить, не отказывая себе ничем, и думать о собственном удовольствии.
Циника тяжело отнести к пессимисту, или оптимисту, он нейтрален, поэтому действует по настроению. Циник является нежелательным членом общества, поэтому следует подумать, стоит ли им становиться.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Циники | Интернет-энциклопедия философии
Цинизм берет свое начало в философских школах Древней Греции, претендующих на сократовское происхождение. Однако называть циников «школой» сразу же возникает проблема для такой нетрадиционной и антитеоретической группы. Их основные интересы носят этический характер, но они воспринимают этику скорее как образ жизни, чем как доктрину, нуждающуюся в объяснении. Таким образом, askēsis — греческое слово, означающее своего рода тренировку себя или практику — является фундаментальным. Циники, как и последовавшие за ними стоики, характеризуют кинический образ жизни как «кратчайший путь к добродетели» (см. Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 104 и книга 7, глава 122). Хотя они часто предполагают, что открыли кратчайший и, может быть, вернейший путь к добродетельной жизни, но признают трудность этого пути.
Пестрота образа жизни Циников создает определенные проблемы. Триумф циника как философского и литературного персонажа усложняет обсуждение исторических личностей, что еще более усугубляется отсутствием источников. Свидетельства о киниках ограничиваются изречениями, афоризмами и древними слухами; ни один из многих текстов циников не сохранился. Традиция записывает принципы цинизма через их жизнь. Именно благодаря их практикам, самости и жизни, которую они культивировали, мы познаем конкретного циника 9.0003 Этос .
Содержание
- История названия
- Главные фигуры и родословная циников
- Циничная этика
- Жизнь в согласии с природой и против условностей
- Свобода и Парресия
- Обучение и стойкость
- Жизнь в согласии с природой и против условностей
- Космополитизм
- Наследие Циника
- Ссылки и дополнительная литература
1.
История названияПроисхождение имени киников kunikos , греческого слова, означающего «собачий», является предметом разногласий. Две конкурирующие истории объясняют источник имени с помощью фигуры Антисфена (которого Диоген Лаэртский неоднозначно идентифицирует как оригинального Циника), а в третьем объяснении используется фигура Диогена Синопского. Во-первых, Антисфен, как говорят, учил в Cynosarges , что является греческим словом, которое может означать «Белая собака», «Быстрая собака» или даже «Собачье мясо». Киносарги — гимнастический зал и храм афинян нотои . «Нотой» — это термин, обозначающий человека, лишенного афинского гражданства из-за того, что он родился от раба, иностранца или проститутки; можно также быть nothoi , если родители были гражданами, но не состояли в законном браке. Согласно первому объяснению, термин «циник» должен был происходить от места, где основатель движения поклонялся, упражнялся и, что наиболее важно, читал лекции. Такое происхождение вызывает подозрения, поскольку более поздние авторы могли создать эту историю по аналогии с тем, как термин «стоик» пришел из 9-го века.0003 Stoa Poikilē , в котором преподавал Зенон из Китиума. Хотя ничто бесспорно не связывает Антисфена или любого другого киника с киносаргами, Антисфен был нотосом , а храм использовался для поклонения Гераклу, высшему герою-цинику.
Второе возможное происхождение происходит от предполагаемого прозвища Антисфена Haplokuōn , слова, которое, вероятно, означает собаку «чистая и простая» и предположительно относится к его образу жизни. Хотя Антисфен был известен определенной грубостью и неотесанностью, что могло привести к такому прозвищу, более поздние авторы, включая Элиана, Эпиктета и Стобея, идентифицируют его как kuōn , или собака, его современники, такие как Платон и Ксенофонт, не называют его таковым. Этот недостаток придает некоторую достоверность представлению о том, что термин kunikos был применен к Антисфену посмертно и только после того, как на сцену вышел Диоген Синопский, более прославленный философ-собака.
Если Антисфен не был первым циником по имени, то происхождение этого названия принадлежит Диогену Синопскому, человеку, хорошо известному своим собачьим поведением. Таким образом, этот термин мог начаться как оскорбление, относящееся к стилю жизни Диогена, особенно к его склонности выполнять все свои действия публично. Бесстыдство, позволившее Диогену использовать любое пространство для любых целей, было первичным в изобретении «Диогена-собаки».
Точный источник термина «циник», однако, менее важен, чем искреннее его использование. Первые киники, наиболее отчетливо начавшие с Диогена Синопского, приняли свой титул: они лаяли на тех, кто им не нравился, пренебрегали афинским этикетом и жили природой. Другими словами, то, что могло возникнуть как пренебрежительный ярлык, стало обозначением философского призвания.
Наконец, поскольку цинизм обозначает образ жизни, неверно приравнивать цинизм к другим школам того времени. У циников не было определенного места, где они встречались и беседовали, например, в саду, лицее или академии; для Диогена и Кратеса улицы Афин служат местом как для их обучения, так и для их обучения. Более того, циники пренебрегают и очень часто высмеивают спекулятивную философию. Особенно резко они критикуют догматическую мысль, теории, которые они считают бесполезными, и метафизические сущности.
2. Главные фигуры и родословная циников
Главные фигуры кинизма образуют центральные точки в родословной, восходящей к Антисфену, товарищу Сократа и главному собеседнику в сократовских диалогах Ксенофонта (см., в частности, его Memorabilia и Symposium ), через своего ученика Диогена Синопского к ученику Диогена Кратесу, а от Кратеса — к Гиппархии Маронейской, первой известной женщине-кинику-философу, и к Зенону Китионскому, основателю стоицизма.
Некоторые другие среди наиболее известных циников включают Метрокла из Маронеи, брата Гиппархии и ученика Кратеса, Мениппа, Демонакса Кипра, Биона Борисфена и Телеса. Мыслители, находящиеся под сильным влиянием киников, включают Зенона из Кития, Клеанфа из Ассоса, Аристо из Хиоса, Мусония Руфа, Эпиктета, Диона Златоуста и императора Юлиана.
Школы Сократа, как правило, ведут свое происхождение непосредственно от Сократа, и киники не являются исключением. Таким образом, историческая достоверность этой наследственности сомнительна. Тем не менее он точно отслеживает своего рода интеллектуальную передачу, которая начинается с Антисфена и передается Диогену, Кратесу и Зенону. Циники, похоже, дожили до третьего века нашей эры; две речи Юлиана 361 г. н. э. унижают циников его времени за отсутствие аскетизма и стойкости «настоящих» циников. Как «школа» мысли цинизм заканчивается в шестом веке нашей эры, но его наследие сохраняется как в философии, так и в литературе.
3. Этика циников
Прежде всего для понимания кинической концепции этики является то, что добродетель — это жизнь, живущая в согласии с природой. Природа предлагает яснейшее указание, как жить хорошей жизнью, которая характеризуется разумом, самодостаточностью и свободой. Однако социальные условности могут мешать хорошей жизни, ставя под угрозу свободу и устанавливая кодекс поведения, противоречащий природе и разуму. Соглашения по своей сути не плохи; однако для Циника условности часто абсурдны и достойны насмешек. Циники высмеивают внимание, уделяемое Олимпийским играм, «крупным ворам», управляющим храмами и похищающим «маленьких воров», которые воруют у них, политикам и философам, посещающим их дворы, моде и молитвам за такие вещи, как слава и богатство.
Только после того, как человек освободился от ограничений, препятствующих этической жизни, можно сказать, что он действительно свободен. Таким образом, циники защищают askēsis , или практику, а не теорию как средство освободиться от условностей, способствовать самодостаточности и жить в согласии с природой. Такой askēsis приводит Циника к жизни в нищете, к лишениям и тяжелому труду и позволяет Цинику свободно говорить о глупом и часто порочном образе жизни его или ее современников. Циники последовательно подрывают самые священные принципы афинской культуры, но делают это ради замены их принципами, согласующимися с разумом, природой и добродетелью.
а. Жизнь в согласии с природой и противоположные условности
Хотя императив жить в согласии с природой правильно ассоциируется со стоицизмом, стоики следуют примеру киников. Диоген Синопский горячо отвергает nomos , или условность, показывая произвольный и часто забавный характер афинских социальных, религиозных и политических нравов и попирая авторитет религиозных и политических лидеров. В основе этого лежит переопределение того, что достойно стыда. Тело Диогена беспорядочно, это источник великого стыда у афинян и вместилище принципа бесстыдства у киников.
Диоген использует свое тело, чтобы разрушить традиционную ассоциацию приличия с добром. Он нарушает этикет, публично выполняя действия, которые афинянин обычно выполняет наедине. Например, он ест, пьет и мастурбирует на рынке и высмеивает чувство стыда, когда чье-то тело непослушное или неуклюжее. Это не значит, однако, что нет ничего, за что человек должен испытывать стыд. Например, в «Жизнеописаниях выдающихся философов» находим такой анекдот: «Увидев дурака, настраивающего гусли, «не совестно ли тебе, — сказал он, — давать этому дереву созвучные звуки, а душу свою не созвучишь с твоей жизнью?» Тому, кто протестовал: «Я не годен для изучения философии», Диоген сказал: «Зачем тогда жить, если ты не хочешь жить хорошо?» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 65; Р. Д. Хикс) перевод изменен для этой статьи.)
Как предполагает переоценка стыда Диогеном, циники не являются релятивистами. Природа заменяет условность в качестве стандарта для суждения. Циники верят, что хорошо жить можно благодаря природе, а не традиционным средствам, таким как этикет или религия. Читается, что Диоген Синопский «упрекал людей вообще в отношении их молитв, заявляя, что они просят о том, что им кажется хорошим, а не о том, что действительно хорошо» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 43). Это схватывает суть цинического представления о жизни в согласии с природой и вопреки условностям. Молитва о богатстве, славе или любых других атрибутах условности заставляет человека думать, что это хорошо, — это ошибочное предприятие. Жизнь, данная природой, полна советов, как прожить ее лучше всего; но люди заблуждаются, стыдясь мелочей и стремясь к предметам, которые не важны. Следовательно, их свобода ограничена условностью.
и.
Свобода и ПарресияЦиники явно отдают предпочтение свободе, но не только в личном смысле как своего рода негативной свободе. Вместо этого свобода отстаивается в трех родственных формах: eleutheria , свобода или свобода, autarkeia , самодостаточность, и parrēsia , свобода слова или откровенность. Их концепция свободы имеет некоторые общие аспекты с другими древними школами; понятие автономии, вытекающее из императива господства разума над страстями, встречается в этике многих классических и эллинистических мыслителей. Однако специфически циническое чувство свободы проявляется в парресия .
Элементом parrēsia, , который можно упустить из виду, когда он определяется как свободная или откровенная речь, является риск, который сопровождает такую свободную и откровенную речь. Легендарные примеры бесстрашной свободы слова киника встречаются в диалогах Диогена Синопского с Александром Македонским. Одним из таких примеров является следующий: «Когда он загорал в Краниуме, подошел Александр, встал над ним и сказал: «Проси у меня любую милость, какую пожелаешь», на что он ответил: «Отойди от моего света»» ( Диоген Лаэртский, 9 лет0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 28). В другом месте Александр объявляет о своем звании Диогену Синопскому, говоря: «Я — царь Александр Великий». Диоген отвечает своим рангом: «Я Диоген Циник», то есть «Диоген Пес» (Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 60).
Приведенные выше примеры демонстрируют уникальное сочетание юмора, бесстрашной правды и политической подрывной деятельности, которое отличает образ жизни циников. За некоторыми примечательными исключениями, философов древности можно встретить в то или иное время в обществе правителей (Платон, Эсхин и Аристипп — все они присутствовали при дворе Дионисия, Ксенофонт тесно связан с Киром, Аристотель — с македонской правящей семьей). , и так далее). Однако циники считали обязательным избегать таких контактов. Циники стремятся к самодостаточности и силе, ни то, ни другое невозможно сохранить, если вступить в обычную политическую игру. Жизнь обедневшего, но добродетельного и самодостаточного философа предпочтительнее жизни избалованного придворного философа.
Диоген Лаэртский пишет, что «Платон увидел [Диогена Синопского] моющего салат, подошел к нему и тихо сказал ему: «Если бы ты ухаживал за Дионисием, ты бы сейчас не мыл салат», и [Диоген] с таким же спокойствием ответил: «Если бы ты мыл салаты, ты бы не ухаживал за Дионисием» ( Жития выдающихся философов , книга 6, глава 58). Урок этого обмена ясен: в то время как Платон считает, что ухаживание освобождает человека от бедности, киник видит в бедности освобождение от необходимости платить суду правителю. Это второе чувство свободы, столь настойчиво отстаиваемое циниками, включает в себя как autarkeia , или самодостаточность, и parrēsia , или свобода говорить правду: то, что при дворе никогда нельзя делать свободно. Поэтому неудивительно, что на вопрос, что является «самой прекрасной вещью в мире», Диоген ответил: « Парресия. » (Диоген Лаэртский, Жития выдающихся философов , книга 6, глава 69.)
ii. Тренировка и стойкость
Чтобы жить жизнью Циника, нужно было привыкнуть к различным физическим трудностям, связанным с такой свободой. Это требовало, таким образом, жизни постоянного обучения, или аскесис . Термин askēsis , определенный выше как своего рода тренировка себя, но который также означает «упражнение» или «практика», заимствован из спортивной тренировки. Вместо того, чтобы тренировать тело ради победы на Олимпийских играх, на поле боя или для общего здоровья, Циник тренирует тело ради души.
Примеров обучения циников множество: Антисфен восхвалял тяжелый труд и лишения как добро; Диоген Синопский ходил босиком по снегу, обнимал холодные статуи и катался по обжигающему летнему песку в своем пифос ; Кратес избавился от своего значительного богатства, чтобы стать циником. Возможность жить без каких-либо товаров, которые обычно ошибочно принимают за предметы первой необходимости, освобождает и приносит пользу. Однако это также и трудный урок: «[Диоген Синопский] говорил, что он последовал примеру наставников хора; ибо они тоже ставят ноту немного выше, чтобы гарантировать, что остальные попадают в правильную ноту» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 35).
4. Космополитизм
Киникам не всегда доверяют, когда дело доходит до понятия космополитизма, поскольку происхождение этого термина иногда приписывают стоицизму. Более того, когда его относят к цинизму, его часто характеризуют как отрицательный принцип, который обретает содержание только после того, как переносится в доктрину стоиков (см. обсуждение «цинического космополитизма» Джона Л. Моулза в The Cynics ). Однако космополитизм можно полностью понять в его киническом контексте, если рассматривать его как нечто большее, чем оксюморон или содержательную реплику: «На вопрос, откуда он пришел, [Диоген Синопский] сказал: «Я гражданин мира [9].0003 kosmopolitēs ]’» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 63). В этой последней цитате Диоген отвечает на вопрос, призывающий его указать свое происхождение, с помощью того, что кажется неологизмом. Быть politēs значит принадлежать к полису , быть членом определенного общества со всеми преимуществами и обязательствами, которые влечет за собой такое членство. Не отвечая ожидаемым «синопом», Диоген отказывается от своего долга перед синопцами, а также от своего права на их помощь. Важно отметить, что Диоген не говорит, что ему 9 лет.0003 аполис , то есть без полис ; он заявляет о своей верности космосу или вселенной.
Таким образом, циники представили понятие гражданства в новом свете. Для мужчины-грека классического и эллинистического периода гражданство имело первостепенное значение. Ограничения на гражданство сделали его привилегией, и эти исключения для циника абсурдны. При космополитизме циник бросает вызов гражданской принадлежности немногих, открывая привилегию всем. Точно так же ценилась общая национальная принадлежность, и поэтому космополитический ответ Диогена также является отказом от ограничений такого взгляда.
Наконец, космополитизм пересматривает традиционную концепцию политических обязанностей личности. Таким образом, Циник свободен жить в соответствии с природой, а не в соответствии с законами и условностями полиса . Традиционный полис не просто отбраковывается, а заменяется. Это имеет важные этические связи с идеей жизни в согласии с природой и может также рассматриваться как важный предшественник стоического понимания physis 9.0004, или природа, как идентичная космосу, или вселенной.
5. Наследие киников
Первое и самое непосредственное влияние киников приходится на основание стоицизма. Одна история, сохранившаяся у Диогена Лаэртского, повествует о Зеноне из Китиона, который читал экземпляр « Memorabilia » Ксенофонта в книжном магазине во время кораблекрушения в Афинах. Он так увлекся фигурой Сократа, что спросил у продавца книг, где найти такого человека. Как раз в этот момент мимо проходил Крейтес, и продавец указал на него, как на того, за кем следует следовать.
Хотя это, как и многие рассказы Диогена Лаэртского, может показаться слишком подходящим, чтобы быть исторически точным, оно сохраняет способ, которым основные принципы стоицизма возникают из цинизма. Примат этики, достаточность добродетели для счастья, культивирование безразличия к внешним делам, определение добродетели как жизни в согласии с природой и важность, придаваемая аскезе , — все это указывает на общую территорию между циниками и стоики. В самом деле, когда различные мыслители-стоики перечисляют горстку мудрецов-стоиков, киники и особенно Диоген Синопский обычно входят в их число. Эпиктет, в частности, поддерживает циникскую позицию, но предостерегает от легкомысленного отношения к чему-то настолько сложному (см. 9).0003 Беседы 3.22).
В политической философии киников можно рассматривать как создателей анархизма. Поскольку люди рациональны и способны руководствоваться природой, из этого следует, что люди мало нуждаются в правовых кодексах или политической принадлежности. В самом деле, политические объединения порой требуют от человека порочности во имя полиса . Таким образом, космополитизм Диогена представляет собой первое предположение о том, что человеческая принадлежность должна относиться к человечеству, а не к одному государству.
Влияние цинизма также ощущается в христианской, средневековой и ренессансной мысли, хотя и не без значительной доли амбивалентности. Христианские авторы, например, хвалят циников за их самодисциплину, независимость и нищенский образ жизни, но порицают непристойные аспекты бесстыдства циников.
Наконец, клеймо циника встречается во всех текстах литературы и философии. У менипповой сатиры есть явный долг, и Диоген Синопский, в частности, появляется как персонаж в литературных и философских контекстах; Данте, например, помещает Диогена с другими добродетельными, но языческими философами на первый уровень ада, а Ницше особенно любит как Диогена, так и киник. Один яркий пример содержится в статье 125 статьи 9.0003 Веселая наука . Здесь Ницше ссылается на анекдот, в котором Диоген ищет человека с зажженной лампой при дневном свете (D.L. 6.41). В своей интерпретации Ницше рассказывает историю о сумасшедшем, который ясным утром вышел на рыночную площадь с зажженной лампой в поисках Бога. Это тот самый сумасшедший, который объявляет, что Бог мертв.
6. Ссылки и дополнительная литература
- Биллербек, Маргарет. Die Kyniker in der modernen Forschung . Амстердам: BR Грюнер, 19 лет91.
- Бранхам, Брахт и Мари-Одиль Гуле-Казе, ред. Циники: движение циников в древности и его наследие . Беркли: University of California Press, 1996. .
- Дадли, Д. Р. История цинизма от Диогена до 6 века нашей эры Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
- Эпиктет. Беседы в изложении Арриана . Транс. В. А. Олдфатер. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1928. .
- Гуле-Казе, Мари-Одиль. L’Ascèse cynique: Un commentaire de Diogene Laërce VI 70-71 , Deuxième édition. Париж: Libraire Philosophique J. VRIN, 2001. .
- Гуле-Казе, Мари-Одиль и Ришар Гуле, ред. Le Cynisme ancien et ses продления . Париж: Presses Universitaires de France, 1993. .
- Хок, Р.Ф. «Симон Сапожник как идеальный циник», в греческих, римских и византийских исследованиях , 17 (1976).
- Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов Том. I-II . Транс. Р. Д. Хикс. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1979. .
- Лонг, А.А. и Дэвид Н. Седли, ред.
Эллинистические философы, том 1 и том 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987. . - Малерб, Авраам Дж., изд. и транс. Послания киников . Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977. .
- Навиа, Луис Э. Диоген Синопский: Человек в ванне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 19.90.
- Навиа, Луис Э. Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996. .
- Навиа, Луис Э. Антисфен Афинский . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2001. .
- Паке, Леонсе. Les Cyniques grecs: фрагменты и темы . Оттава: Presses de l’Universitaire d’Ottawa, 1988. .
- Слотердайк, Питер. Критика циничного разума . Транс. Майкл Элдред. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 19.87
Информация об авторе
Джули Пиринг
Эл. Литературные термины
I. Что такое цинизм?
Цинизм (произносится как СИН-нисс-изм) — это мрачное отношение к миру, особенно к людям. Циничные люди (также называемые «циниками») считают, что людьми в основном движет жадность и своекорыстие; они недоверчивы к другим, обычно очень негативны и подозрительны к сентиментальности.
В классической философии цинизм имеет совершенно другое значение, почти противоположное тому, что оно означает сегодня! Но эта статья посвящена литературе, а не философии, поэтому мы оставим это старое определение в стороне.
II. Примеры цинизма
Пример 1
«Я постараюсь быть добрее, если ты постараешься быть умнее».
Это довольно распространенная цитата из футболки, которая четко описывает отношение циника. Человек в этой рубашке явно подозрительно относится к миру и не особо заинтересован в том, чтобы со всеми дружить. Кроме того, они смутно относятся к другим (в данном случае они считают их тупыми) 9.0007
Пример 2
«Прежде чем критиковать кого-то, вы должны пройти милю в его ботинках».
«Ага! Таким образом, когда вы критикуете их, вы находитесь за милю и у вас есть их обувь».
Эта шутка — циничный ответ на распространенное моральное чувство. Первая строка несколько сентиментальна и призывает к состраданию и сопереживанию. Вторая строка отвергает эти чувства и отвечает едкой остротой. (Примечание: если человек на самом деле сделал украсть чужую обувь и сбежать с ней, это тоже будет больше похоже на нигилизм, чем на цинизм – см. раздел 6.)
III. Важность цинизма
Многие из наиболее привлекательных персонажей в литературе и жизни — циники. Почему так происходит — почему нас так тянет смотреть и читать о циничных персонажах — загадка. Частично причина в том, что они, конечно, реалистичны: реальный мир полон всевозможных циников, поэтому циничные персонажи очень правдоподобны. Но циники также сложны, что крайне важно для неотразимых персонажей. У циников много слоев, и это делает их интересными и менее предсказуемыми для читателей.
Возможно, самая глубокая причина носит психологический характер: циничные персонажи говорят то, о чем мы все думаем в глубине души. Они озвучивают негативные эмоции и подозрения, которые мы пытаемся подавить, чтобы функционировать в обществе. И затем, когда мы видим, что циничные персонажи могут быть успешными, уважаемыми и достойными уважения, мы чувствуем себя как дома со своими собственными темными сторонами.
IV. Примеры цинизма в литературе Пример 1
«Кому нужны цветы, когда ты умрешь? Никто.» (Холден Колфилд, Над пропастью во ржи )
Холден Колфилд — один из величайших циников литературы. Подросток кажется милым мальчиком в глубине души — он глубоко заботится о детях и явно хочет наладить связи с другими, — но он подозрительно относится к людям и быстро называет их «фальшивомонетчиками». Он также ненавидит сентиментальность и церемонность, как показано в этой цитате о оставлении цветов на надгробиях.
Пример 2
«Все твое горе ничего не изменило. То, что вы потеряли, не вернется к вам. Он всегда будет потерян. У тебя остались только твои шрамы, отмечающие пустоту. Все, что вы можете сделать, это продолжать или нет. Но если ты продолжишь, ты будешь знать, что носишь с собой свои шрамы». (Инман, Холодная гора )
Инман, главный герой Холодная гора , циник, которого чуть не уничтожил опыт Гражданской войны. Дезертировав из армии Конфедерации, он возвращается домой, чтобы поразмышлять и прийти в себя, и в одной мощной сцене он выражает жене свою циничную, но жизнеутверждающую философию.
V. Примеры цинизма в поп-культуре Пример 1
«Ну, теперь я стою. Счастливый? Мы все сейчас стоим. Кучка придурков, стоящих в кругу». (Ракетный Енот, Стражи Галактики )
Ракета — отличный пример циничного антигероя. Он постоянно делает язвительные замечания о других и редко может сказать о ком-то что-то хорошее. В этой конкретной строке он высмеивает других Стражей, даже когда решает присоединиться к ним. В дополнение к его циничным остротам, у Ракеты также есть болезненная предыстория, несколько моментов искренних эмоций (например, его слезливая настойчивость в том, что «я не просил, чтобы меня заставили») и единственный близкий друг, Грут, которого он полностью доверяет.
Пример 2
«Получу ли я бонусные баллы, если буду вести себя так, будто мне не все равно?» (Доктор Грегори Хаус, Хаус )
Хаус — еще один классический пример циника. Он испытывает сильную физическую боль в ноге, а также эмоциональную боль из-за развода и одиночества. Этот опыт сделал его озлобленным и с ним трудно ладить, но он по-прежнему блестящий врач и посвящает свою жизнь помощи другим (хотя иногда и неохотно). В некоторых моментах Хаус приближается к нигилизму, но никогда полностью не теряет связь со своими моральными убеждениями. Он также талантливый музыкант, и шоу часто очеловечивает его, показывая его одного за фортепиано.
VI. Родственные термины Сардонический
В то время как «циничный» описывает мировоззрение, «сардонический» описывает тон, соответствующий этому мировоззрению. Сардонический тон враждебный и мрачный, часто с насмешливым юмором. Все примеры в разделе 2 не только циничны, но и язвительны, но эти два термина описывают разные аспекты цитат.
НигилизмЛюди иногда путают цинизм с нигилизмом, но на самом деле это совсем другое. Циники отвергают сентиментальность и поверхностные проявления «милостивости», но у них обычно есть моральный компас и они способны на настоящие эмоции (см. раздел 4). Нигилисты же отвергают все моральные принципы и считают жизнь совершенно бессмысленной. Нигилист может убить других ради забавы; циник никогда бы так не поступил, но не слишком удивился бы, если бы это сделал кто-то другой.
АнтигеройЦинизм — одна из наиболее распространенных черт «антигероя», или героя, который подрывает типично «героические» качества, такие как благородство и оптимизм. Антигерои часто не хотят брать на себя роль героя, но в конце концов они хотят, чтобы их жизнь была значимой, и они гордятся тем, что спасают других (даже если они им не особенно нравятся).
Черная комедия/Юмор о виселицеЧерная комедия освещает несмешные вещи, такие как смерть, болезни, войны и терроризм. Как люди, мы часто используем юмор, чтобы обрабатывать негативные эмоции и справляться с неприятными переживаниями.