24.11.2024

Креативные способности это: Креативные способности учителя и учащихся начальной школы

Креативные способности учителя и учащихся начальной школы

Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями в структуре содержания образования, введением новых стандартов и потребностями общества, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее креативных способностей. Активизация данного процесса в начальной школе требует создания креативной среды и высокого уровня педагогического профессионализма.

Данные положения обусловили выбор проблемы исследования, заключающийся в необходимости исследования влияния креативных способностей учителя на креативные способности учащихся начальной школы.

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 г., обозначая способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Уже в 60-х гг. XX века их было более 60. Существует множество нюансов в определении данного понятия [3, с. 128–132.].

Дж. Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность [4, с.162–163].

Ильиным Е. П. креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с. 157].

Для Богоявленской Д. Б. понятие креативности, является также аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связанное с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом) [2, с 19].

П. Торренс выделяет следующие критерии креативности: беглость — способность продуцировать большое количество идей; гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи. Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму [7].

Развитие креативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры креативности, в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов. На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров [1, с. 92].

В своем исследовании под креативностью мы будем понимать общую творческую способность человека (дивергентное мышление) порождать необычные идеи, находить оригинальные решения проблем, создавать нечто качественно новое. В основу исследования были положены критерии креативности П. Торренса — беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность.

Рассмотрим особенности развития креативных способностей младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческого потенциала, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Основными характеристиками ребенка являются: произвольность, продуктивность, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, потребность в новых впечатлениях, любознательность. Таким образом, в младшем школьном возрасте должны создаваться наиболее благоприятные условия для выявления и развития креативных способностей младших школьников [8].

Ильин Е. П., проанализировав исследования креативности ученых, пришел к выводу, что существует три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом. Е. С. Белова обнаружила, что детей с высокой креативностью среди шестилеток в два раза больше, чем среди пятилеток (соответственно 68,4 % и 31,6 %). М. А. Сорокина тоже наблюдала рост креативности, но уже в младшем школьном возрасте. М. С. Семилеткина, Е. И. Щебланова зафиксировали увеличение у детей всех показателей креативности в течение 6 месяцев в 1-м и во 2-м классах. Е. И. Банзелюк выявлено увеличение креативности (по тесту П. Торренса, фигурная форма) от 6 до 8 лет; однако в период от 8 до 9 лет рост показателей креативности прекращается. При этом автор обращает внимание на то, что увеличение с возрастом показателя беглости может быть обусловлено большим развитием у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками и семилетками) моторных возможностей, вследствие чего они быстрее рисуют и за отведенные 10 минут успевают нарисовать больше рисунков. Это не позволяет адекватно оценить количество продуцируемых идей у детей разного возраста. Но и среди детей одного и того же возраста преимущество в беглости получают те, у кого лучше развита моторика.

Вторая точка зрения предполагает, что по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается. Как пишет Н. Б. Шумакова, дети до 6 лет проявляют высокую творческую активность, однако к 11 годам она снижается, но при этом меняется ее качественный характер. Вопросы приобретают структуру гипотез, сужается их содержательная широта, но появляются новые вопросы, имеющие личностный смысл. С 15 лет заметно возрастают различия в проявлениях творческой активности.

Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности. Например, П. Торренс считает, что пики в развитии креативности приходятся на дошкольный возраст (5 лет), младший школьный возраст, а также на подростковый и старший школьный возраст (9 лет, 13 лет, 17 лет), т. е. примерно каждые четыре года наблюдается определенный подъем в развитии креативности. Е. С. Жукова отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих. Причем одни показатели могут с возрастом увеличиваться, а другие — снижаться [4, с.188–189].

Главным условием обнаружения и развития творческих личностей является подобающая система обучения и воспитания, о чем свидетельствуют многочисленные исследования процессов творческого мышления и разработки положений о новых педагогических технологиях.

Методический аспект учебной развивающей среды воплощается во введении активных форм обучения, реализующих принципы личностно-ориентированной дидактики: психологических тренингах, «мозговых штурмах» и учебно-исследовательских конференциях [5, с.75–76.].

Когда учитель сталкивается с быстро изменяющимися тенденциями в мировой системе образования и необходимостью эффективно работать в своей сфере, то он должен обладать латеральным мышлением.

При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, на каком-то этапе возможна ошибка, но это не скажется на общем результате. Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и побуждает к дальнейшим поискам более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы. Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиск альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дроблении на части, применении метода «от противного». Данный вид мышления характерен креативным людям. Эти способности особенно необходимы учителям начальных классов.

Латеральное и вертикальное типы мышления тесно связаны друг с другом. Латеральное мышление можно и нужно тренировать и развивать, начиная с семи лет, то есть учитель начальных классов сам должен обладать латеральным мышлением, чтобы развить его у детей. Цель латерального мышления — избавиться от стереотипных и привычных моделей и создать новые, даже противоречивые, но творческие и оригинальные, основанные на интуиции.

Обладая латеральным мышлением, педагог способен:

—          генерировать просто невероятное количество новых и практичных идей;

—          делать провокационные «заявления» и использовать их для создания новых идей;

—          превратить провокационную идею в реалистичную и осуществимую;

—          конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей;

—          атаковать проблемы с использованием большого количества лучших идей для получения немедленных операций;

—          находить альтернативные решения проблем;

—          превращать проблемы в возможности;

—          формировать умение и готовность смотреть на вещи с разных сторон;

—          дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом;

—          создавать сюрпризные моменты, адекватные восприятию детей младшего школьного возраста;

—          развивать способность удивляться;

—          создавать новые методы и приемы в обучении детей, основанные на их функциональном и возрастном развитии [6, С. 29–30].

Для развития креативных способностей учеников начальной школы учителю необходимо уметь нестандартно, творчески мыслить и создавать педагогические условия, выявлять возможные пути и направления педагогической работы, благоприятствующие творчеству, развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности.

В нашем исследовании для выявления креативных способностей использовалась фигурная форма теста творческого мышления Е. П. Торренса. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

В исследовании приняли участие ученики и учитель 2 класса школы города Нижнеудинска. На основании изучения критериев креативности класс разделился на группы по уровням креативности — низший — 22,2 % (4 человека), низкий — 66,7 % (12 человек), средний — 11,1 % (2 человека).

Результаты говорят о низком уровне креативности у большинства учащихся класса, исключение составляют двое учеников, у которых средний уровень креативности.

Соотношение результатов исследования критериев креативности у младших школьников показало, что наилучшим образом у них сформирована беглость (38,3 %), далее идут оригинальность (35,7 %) и гибкости (26 %). Также исследовались такие критерии креативности как абстрактность названия, сопротивление замыканию и разработанность. Можно отметить, что среди этих критериев лучшие показатели дети продемонстрировали по критерию разработанности (68 %). Критерий сопротивления замыканию сформирован у 28 % учащихся, абстрактность названия у 4 %.

Нами было выявлено, что учитель 2 «А» класса, где у большинства детей выявлен низкий уровень креативности, имеет недостаточный уровень развития креативности (ниже среднего).

Результаты исследования показали, что креативность учителя тесно взаимосвязана с развитием креативных способностей учащихся, поэтому педагогу необходимо, во-первых, творчески подходить к организации уроков и внеурочной деятельности. Во-вторых, использовать методы развивающего характера, направленные на решение проблем, поиск нестандартных путей решения, развитие рефлексивных, логических умений. В-третьих, создавать творческую свободную среду для развития воображения, моторики детей. В-четвертых, необходима организация поисковой деятельности, которую отличает наличие сильно выраженного эвристического элемента, включающего в себя догадку, интуицию, «инсайт».

Литература:

1.                  Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. — СПб.: СПбГУТД, 2006. — 267 с.

2.                  Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1983. — 191с.

3.                  Егорова, А. М. Музыкальное образование в общеобразовательной школе как фактор развития креативности учащихся [Текст] / А. М. Егорова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: 2011. — Т. 1. — С. 128–132

4.                   Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 434 с.

5.                  Панова, Л. В. Творческие способности и инновации в педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Панова // Вестник ВЭГУ. — 2010. — № 1. — С. 29–30

6.                  Пищулина, Л. В. Формирование креативности в младшем школьном возрасте в условиях инновационной школы [Текст] / Л. В. Пищулина // Психология и школа. — 2009. — № 2. — С. 72–87

7.                  Критерии креативности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cword.ru/kriterii-kreativnosti.html.- Загл. с экрана (17.03.2013).

8.                  Тюгашкина, Ю. В. Проблема диагностики и развития творческого потенциала младших школьников классе эстрадного вокала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6933.pdf. — Загл. с экрана (17.03.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): латеральное мышление, младший школьный возраст, способность, критерий креативности, развитие креативности, уровень креативности, идея, начальная школа, развитие, решение проблем.

КРЕАТИВНОСТЬ | это… Что такое КРЕАТИВНОСТЬ?

(лат. сrео — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако К., по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homo sapiens — скорее всего, эта способность присуща также многим «интеллектуальным» животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением, которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию (знание). Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде.

Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homo sapiens.
В психологии 20 в. был разработан ряд концепций, которые связывали К. личности с соответствующими способностями — напр., с интеллектуальной способностью адаптировать поведение к изменяющимся условиям с помощью метода проб и ошибок (бихевиоризм), со способностью к продуктивному (гештальт-психология) или дивергентному (Дж.П. Гилфор) мышлению и т.д. Поскольку предполагалось, что творческий процесс отличается от нетворческого прежде всего итоговым результатом, порождением нового, то в последние десятилетия получили широкое распространение психометрические исследования К., где с помощью соответствующих тестов предпринимались попытки выявить такие качества индивидов, которые можно было бы рассматривать как характеристические для их творческих способностей. Однако, как оказалось, психометрические тесты (тесты на IQ, на К.
и т.д.) игнорируют взаимодействие наследственных факторов и факторов окружающей среды. В подавляющем большинстве случаев применительно к исследованию человеческих креативных способностей, по-видимому, невозможно создать четкую экспериментальную ситуацию, которая позволяла бы осуществить с помощью психометрических или биометрических мотивов анализ параметров действий генов в центральной нервной системе. Необходимо учитывать, что фенотип всегда является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды и что генотипы, определяющие творческий потенциал личности, требуют для своего оптимального развития соответствующих внешних условий. Поэтому правомерна постановка вопроса о врожденных креативных способностях индивидов только как о потенциальной возможности творчества, которая в силу многих причин может не реализоваться (напр., из-за неустойчивости как свойства личности).
Личностные когнитивные особенности индивидов зависят от того, как их мозг справляется с информацией, как и с помощью каких мыслительных стратегий он ее обрабатывает и насколько он спонтанно активен.
Индивидуальные различия в нейрофизиологических параметрах могут проявляться на уровне психики, в психологических различиях. Напр., лица с быстрым вариантом затылочного a-ритма, который в стандартных условиях практически полностью определяется генетически, по-видимому, значительно превосходят других в абстрактном мышлении и в ловкости движений. Но при этом необходимо учитывать, что между действием генов и физиологическим фенотипом имеет место непрямая связь. Тем не менее было установлено, что креативные способности, как правило, не предполагают высокого уровня «общего интеллекта», а гораздо более тесно коррелируют с «врожденными талантами», со специфическими видами интеллекта — лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинестатическим, внутриличностным и межличностным (Г. Гарднер). К., видимо, в значительной мере реализуется в неосознаваемых правополушарных мыслительных процессах и стратегиях. Поэтому конкретное соотношение когнитивных типов мышления в какой-то мере определяет индивидуальные креативные способности людей.
Для творческих личностей характерны весьма развитые способности к воображению и эмпатии, т.е. к идентификации своего Я с воображаемыми Я-образами посредством самовнушения. Они спонтанно предпочитают определенные мыслительные стратегии — напр., широко используют аналогии, образы, мыслят оппозициями и отрицаниями (отсюда часто встречающееся название творческого мышления — «мышление двуликого Януса»), прибегая к противопоставлениям даже при решении простых тестовых задач. Исследования также показывают, что для творческих личностей в целом типичен высокий уровень не только когнитивной, но и мотивационной активности. Они стремятся к автономии, независимости, самоутверждению, которые ведут их к поиску малоизученных или «горячих» проблем, формирующихся областей знания или видов искусств, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям. Они также оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сочетая это с толерантностью, терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Является ли творчество навыком? | Новости EdSurge

Вы креативны? Как бы вы узнали или убедили своего босса? Согласно новому анализу профилей участников, проведенному LinkedIn, креативность возглавляет список навыков межличностного общения, которые ищут работодатели.

Навык в общих чертах определяется как способность делать что-то хорошо. Слово восходит к древнескандинавскому и означает «сила проницательности». В начале 13 века это слово также использовалось для описания «чувства способностей, сообразительности». Навыкам также можно обучать, улучшать, измерять и определять — и делать это последовательно и надежно.

Творчество отвечает этим требованиям? Является ли творчество навыком? Можно ли отточить его практикой и повторением, как, скажем, отрабатывать штрафные броски? Я задал этот вопрос в офисе — и получил присяжные. Респонденты опроса в Твиттере немного склонились в пользу «да».

По личному опыту, самые творческие моменты редко случаются во время телефонной конференции, на собрании или с маркерами, стикерами и доской. Они неожиданно вспыхивают в самые обыденные моменты — во время поездки на поезде, бега, просмотра футбола или мытья посуды. В спонтанности есть интуиция. (Конечно, не все творческие идеи хороши.)

Творчество — это одна из тех вещей, которым трудно дать определение, но вы узнаете это, когда увидите.
Хайме Касап, главный пропагандист образования в Google

. Чтобы получить более широкое представление, я также задал этот вопрос профессионалам из разных отраслей, работающих в кино, писательстве, преподавании, музеях и технологических компаниях, больших и малых. Вот что они сказали.

Является ли творчество навыком? Почему или почему нет?

Эстер Войжитски, преподаватель журналистики и автор книги «Лунные выстрелы»: Творчество — это образ мышления. Это способ смотреть на жизнь. Если вы смотрите на жизнь стандартно, то в ней нет творчества. Это копирование.

Творчество означает нестандартное мышление; мышление таким образом, что требует, чтобы вы верили в себя достаточно, чтобы пойти на риск. Это не навык; это образ мышления.

Крис Беннетт, генеральный директор Wonderschool: Да, это навык. Как и большинству вещей, я верю, что этому можно научиться и отточить.

Джордж Андерс, автор книги и старший редактор LinkedIn: Креативность выбрала ловкое, приводящее в бешенство место, прямо посередине континуума между очень обучаемыми навыками на одном конце и практически неизменяемыми чертами на другом. Он сочетает в себе элементы обоих.

Линда Вайнман, основательница Lynda.com: Креативность — это навык межличностного общения. Другие мягкие навыки включают критическое мышление, сотрудничество и переговоры. Это навык, потому что ему можно научиться. Его также можно высосать из людей, когда слишком много внимания уделяется механическому заучиванию и стандартизации.

Алекс Дэвис-Лоуренс, кинорежиссер и продюсер: Это навык в том смысле, что ему можно обучать, развивать и оттачивать с течением времени. Но «навык» — не лучший способ думать о творчестве. Творчество лучше всего рассматривать как практику или, возможно, перспективу — способ смотреть, думать, жить, видеть и существовать. Именно контекст и перспектива позволяют вам наилучшим образом использовать свои навыки, а не сами навыки.

Кэрол Тан, исполнительный директор Музея детского творчества: Креативность — это набор навыков, моделей поведения, взглядов и убеждений, больше похожих на мышление, чем на отдельный навык. Например, есть определенные навыки, которые стимулируют творческое мышление — как генерация дивергентных идей, так и конвергентный отбор между идеями. Однако, не имея свободы воли или самоэффективности, вы не сможете применить эти навыки.

Хайме Касап, главный образовательный евангелист Google: Да! Но это не самое главное умение. Я бы поставил его на пятое место в моем списке после решения проблем, критического мышления, сотрудничества и способности учиться.

Творчество поддерживает эти другие навыки. Например, он встроен в решение проблем. Вы должны использовать творческий потенциал, чтобы придумывать новые способы определения и решения проблем. Творчество также отделяет нас от машин или роботов. Например, алгоритм — это предписанный процесс, образец команд, которым следует машина (или технология). Человек может смотреть на проблемы с разных точек зрения — нелинейным образом! Креативность может быть частью «как» решения проблем.

Как можно научить или научиться творчеству?

Линда Вейнман: Творчеству обучают путем решения задач без вариантов. У задач, которые учат творчеству, нет единственно правильного ответа.

[Креативность] также может быть высосана из людей, если слишком много внимания уделяется зубрежке и стандартизации.
Линда Вайнман, основатель Lynda. com

Хайме Касап: Лучшее творческое решение обычно приходит в результате совместной работы. Таким образом, вы можете развивать два навыка одновременно: сотрудничество и творчество. Одна из моих любимых книг — «Орбита гигантского комка шерсти». Каждый раз, когда я чувствую, что мне нужен творческий толчок, я читаю эту книгу.

Кэрол Танг: Здесь, в Музее детского творчества, наша логическая модель и теория изменений основаны на одном аспекте творчества, «творческой уверенности», которую мы называем творческой самоэффективностью или творческой самодеятельностью. Обладая творческой уверенностью, дети (и взрослые!) больше склонны использовать свой набор творческих навыков и продолжать практиковать и совершенствовать эти навыки.

Крис Беннетт:

Методом проб и ошибок — чем моложе, тем лучше. Существуют тактики творческого подхода и фундаментальные вещи, которые вы можете предпринять для развития креативности. Это зависит от того, что вы хотите создать. Для искусства: создайте, презентуйте, попробуйте продать, получите отзывы и повторите. Делайте это много. И чем раньше в жизни, тем лучше. Путешествия, прогулки на свежем воздухе и разговоры о том, что вы создаете, также могут повысить креативность.

Эстер Войжитски: Его нельзя преподавать в традиционном классе, который сосредоточен на том, чтобы все делать правильно. Его можно «усилить» только тогда, когда дети не боятся рисковать и верят в себя. Дети от природы творческие, и это воспитывается в них.

Джордж Андерс: Мы можем научить некоторым элементам в некоторой степени. Мы можем научить людей рассматривать больше альтернатив, когда они подходят к проблеме. Мы можем сказать им, что иногда полезно переосмыслить фундаментальные предположения, которые могут быть не такими ограничивающими, как кажутся. Мы можем поощрять людей к совместному мозговому штурму в непринужденной обстановке группы, где преобладает менталитет «да, и», и люди не напрягаются из страха сказать что-то не так.

Но восприимчивость людей к этим сообщениям сильно различается. Некоторым людям едва ли нужно говорить, как быть творческими. Они знали это всю свою жизнь. Для других попытка применить подход рисования по номерам к творческому мышлению ни к чему не приводит.

Алекс Дэвис-Лоуренс: Любой подход к обучению творчеству должен сочетать теорию, практику и время. «Обучающее» творчество должно в определенной степени основываться на опыте — оно неотъемлемо связано с тем, как вы «учитесь» в первую очередь (как вы интерпретируете то, что видите и слышите и т. д.), поэтому оно должно включать в себя типы обучения, которые за пределами классной комнаты.

Чтобы использовать возможно глупую, но я считаю уместную метафору, вспомните классическую сцену «Я знаю кунг-фу» в «Матрице». Навыки кунг-фу можно загрузить в мозг Нео, но только при использовании кунг-фу в бою с Морфеусом — когда он сталкивается с прямым решением проблем, связанных с этим набором навыков, в реальном времени — он начинает учиться. И только когда эти уроки раскрываются с течением времени (в ходе различных эмоциональных состояний, разных противников, разных целей), Нео может полностью реализовать потенциал своих способностей.

Как можно измерить или оценить креативность?

Хайме Касап: Творчество — это одна из тех вещей, которые трудно определить, но вы узнаете это, когда увидите. Это уникальная точка зрения или уникальный способ решения проблемы. Я смотрел на то, что получается в конце процесса решения проблемы — индивидуально или в команде — и оценивал решение по шкале креативности. Я бы также поместил коммуникативные навыки в ведро креативности. Студенты должны быть в состоянии рассказать историю уникальными и творческими способами.

Esther Wojcicki: Оценивать креативность сложно, потому что это нужно делать индивидуально, а это дорого. Ключевым моментом является создание условий для расцвета творчества. Я бы отдал должное детям только за то, что они находятся в том, что я называю «20-процентным временем», и я предлагаю изменить школы, включив в них 20-процентное время для всех учащихся, где поощряется творчество. Остальные 80 процентов времени можно посвятить традиционной учебной программе.

Творчество лучше всего рассматривать как практику или, возможно, перспективу — способ смотреть, думать, жить, видеть и быть. Именно контекст и точка зрения позволяют вам наилучшим образом использовать свои навыки…
Алекс Дэвис-Лоуренс, режиссер

Джордж Андерс: Долгое время мы полагались на субъективные методы. Что такое «творческое письмо»? Мы могли бы попытаться создать рубрики, которые оценивали бы работы Джеймса Джойса по творческому выбору слов, необычной структуре предложений и т. д. Но такие механические системы кажутся очень играбельными. Я мог подражать поверхностным элементам Джойса и создавать что-то довольно туманное, но совсем не креативное.

Если мы полны решимости придумать методы оценки, мы могли бы попытаться использовать методы нейромониторинга для измерения реакции аудитории на творческую и нетворческую работу. Предположительно креативный контент вызывает больше чувства счастливого удивления или «ага!» моменты. Проще всего отследить реакцию людей на творческую музыку и посмотреть, есть ли разница.

Что касается отслеживания креативности на рабочем месте, мы вернулись к принципу «мы узнаём это, когда видим». Стив Джобс был чрезвычайно творческим на протяжении всей своей карьеры. Но трудно разбить это на содействующие, измеримые факторы. А некоторым привычкам Джобса, например ношению черных водолазок, подражали люди, которые хотели бы, чтобы их считали творческими, но на самом деле не прошли тест.

Алекс Дэвис-Лоуренс: Предлагая задачи со строго ограниченным набором инструментов, требуя, таким образом, от учащихся переосмысления контекста или мышления, выходящего за рамки их ожиданий от инструментов, может быть полезно для понимания творческих способностей учащихся. В большинстве отраслей основной формой творчества является решение проблем. Каждая отрасль имеет ограничения в отношении инструментов, технологий, денег, регулирования и ресурсов, и люди, которые лучше всего работают, как правило, это те, кто может найти новые способы работы в пределах или вокруг этих ограничений.

Несмотря на то, что фильм в значительной степени является «формой искусства», я думаю, что вопрос решения проблем по-прежнему перевешивает другие формы творчества, которые люди обычно связывают с искусством (творчество видения, идеи, исполнения и т. д.). скоро). Для меня творческий режиссер — это не просто человек с творческими идеями, но тот, у кого есть творческий потенциал, чтобы воплотить что-то уникальное и мощное в (невероятно гнетущих) рамках среды.

Кэрол Тан: У нас это не получается по многим причинам. Потому что креативность трудно измерить! Потому что дети не умеют формулировать или размышлять о своем отношении и росте. Но родители должны понимать важность открытой и управляемой детьми деятельности, если они хотят продолжать развивать творческую уверенность.

Проработав почти 20 лет в секторах неформального обучения в музеях, внешкольных учреждениях и летних лагерях, я действительно считаю, что такое внимание к творчеству не только полезно для развития рабочей силы, но и может помочь нам разнообразить наши представления о том, что дети должны быть успешными в жизни и как обучение происходит за пределами классной комнаты. Я беспокоюсь, что сосредоточение внимания на измерении и стандартизации творческих способностей на самом деле уведет нас от социально-эмоционального обучения и общедетского образовательного подхода, которые лучше всего способствуют творческому развитию детей.

Навыки творческого мышления | SkillsYouNeed

Как получается, что некоторые люди всегда способны генерировать новые идеи и мыслить творчески, а другим, похоже, трудно это сделать? Ответ заключается в их способности использовать творческое мышление.

Креативное мышление — это способность по-другому смотреть на вещи и находить новые пути решения проблем. Навыки творческого мышления определенно нужны не только «творческим типам», таким как художники и музыканты. Время от времени каждый может извлечь выгоду из творческого мышления.

Независимо от того, считаете вы себя творческим человеком или нет, вы можете освоить некоторые полезные навыки и приемы, которые позволят вам подключиться к творческому «правому полушарию» мышления и привнести новый взгляд на инновации, решение проблем и управление изменение.


Что такое творческое мышление?

Креативное мышление — это:

Способ взглянуть на проблемы или ситуации с новой точки зрения, который предлагает нестандартные решения (которые на первый взгляд могут показаться тревожными). Креативное мышление можно стимулировать как неструктурированным процессом, таким как мозговой штурм, так и структурированным процессом, таким как латеральное мышление.

Творчество — это способность создавать что-то новое. Это может быть картина или музыкальное произведение, а может быть и новая идея.

Таким образом, творческое мышление — это способность мыслить по-новому: смотреть на проблему или проблему под новым углом или в новой перспективе. Это часто позволяет вам найти новое решение или даже увидеть, что проблема не обязательно требует решения.

Потребность в творческом мышлении возникает из-за того, что наш мозг естественным образом склонен прибегать к определенным «кратчайшим путям». Как только мы получаем часть информации, мы склонны использовать ее снова: так мы учимся. У этого есть огромные преимущества — например, это означает, что нам не нужно учиться пользоваться ножом и вилкой каждый раз, когда мы едим, — но у этого также есть некоторые недостатки: мы склонны перестать думать о том, что мы делаем, видеть или говорить регулярно.

Формальное творческое мышление

Конечно, творчески мыслить можно все время. Есть люди, которые просто кипятятся новыми идеями и, кажется, видят все немного иначе, чем окружающие.

Это люди, которые всегда спрашивают: « Почему?» » и «». Почему бы и нет? ’.

Они прирожденные новаторы и умеют решать проблемы.

Однако для большинства людей творческое мышление требует больших усилий. Они предпочитают приберечь свое творческое мышление до тех пор, пока это действительно необходимо.

Типичные примеры ситуаций, когда вы могли бы потратить время на использование методов творческого мышления, включают:

  • Когда вы столкнулись с серьезной проблемой или вопросом , и вы не видите очевидного пути вперед.

  • Во времена перемен , когда трудно предвидеть, что может быть впереди, и хочется подумать о возможных сценариях.

  • Когда есть много разногласий о том, что должно произойти дальше, и кажется, что компромисс невозможен без больших усилий.

  • Когда вам нужно что-то новое , чего вы еще не пробовали, но не знаете что.

В таких случаях, возможно, стоит проявить некоторое «формальное» творческое мышление и нанять обученного фасилитатора , чтобы помочь группе получить максимальную отдачу от занятия.

Методы творческого мышления


Существует ряд инструментов и методов, которые можно использовать для стимулирования творческого мышления.

К ним относятся мозговой штурм, методы рисования, такие как интеллект-карты и насыщенные изображения, а также методы ролевых игр. Несомненно, многие из этих методов вызывают значительный скептицизм. Тем не менее, за большинством, если не за всеми, стоит какая-то наука и, конечно же, некоторые доказательства того, что они работают. Стоит сохранять непредвзятость, когда вы их пробуете.

Больше информации о подходящих инструментах и ​​методах творческого мышления можно найти на нашей странице, посвященной методам творческого мышления.


Сделайте свое мышление более творческим

Помимо «формальных» возможностей творческого мышления, есть также вещи, которые вы можете делать, чтобы помочь себе мыслить более творчески на регулярной основе.

К ним относятся:

  • « Расправить свои социальные крылья », чтобы познакомиться с более широкой и разнообразной группой людей.

    Мы все склонны лучше всего ладить с людьми, которые похожи на нас, особенно с людьми с таким же прошлым и общими взглядами на жизнь. Однако общение с людьми, похожими на нас, обычно означает, что наше мышление становится немного «ленивым». Наши предположения остаются неоспоримыми, а наши взгляды, как правило, подкрепляются.

    Выделяя время на то, чтобы активно встречаться с новыми людьми, особенно с более разнообразными людьми, которые не так похожи на вас, вы поможете себе бросить вызов своим предположениям. Даже не осознавая, что вы это делаете, вы начнете мыслить шире и смотреть на вещи по-другому.

    Это, конечно же, первый шаг к более творческому мышлению.

  • Использовать новые возможности и пробовать новое

    Одно конкретное исследование проверяло творческие способности людей, которые жили за границей, и тех, кто не жил за пределами страны своего рождения. Исследование показало, что люди, которые жили за границей, были более способны творчески мыслить, чтобы решить проблему.

    Очевидно, что не каждый может уехать и пожить за границей какое-то время, но активный поиск и использование возможностей сделать что-то новое может иметь тот же эффект.

    Стоит бросить себе вызов, чтобы освоить новый навык или сделать что-то, что кажется вам трудным, просто из-за эффекта, который это окажет на ваше мышление!

  • Бросать вызов стереотипам и заставлять себя мыслить не только очевидное

    Другое исследование показало, что люди, которых просили думать о людях, которые не соответствуют стереотипу (например, мужчина-акушер), были более способны творчески мыслить, чем люди, которых просили подумать о ком-то, кто соответствовал стереотипу.

    Это очень маленькая вещь, но она показывает влияние традиционного мышления на нашу способность мыслить более творчески.

    Осознание стереотипов и вопрос «Но почему я так думаю?» поможет выявить ваши предположения и поможет вам мыслить более творчески.

  • Участие в искусстве, театре и музыке

    Кажется, что люди, которые посещают театр, ходят на концерты или участвуют в других культурных мероприятиях, также более способны к творческому мышлению. Мышление состоит в том, что эти занятия помогают нам смотреть на вещи с новой точки зрения и, следовательно, мыслить более творчески. Они также, по-видимому, могут помочь вам почувствовать себя более связанными и в целом добрее.

    Наслаждение искусством или создание чего-либо в свободное время поможет вам расширить свой кругозор в целом.


Последняя мысль

Есть огромные преимущества в том, чтобы научиться мыслить немного иначе. Это поможет улучшить вашу способность решать проблемы, а также поможет вам увидеть точки зрения других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *