Читать онлайн «Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики» — Коллектив авторов — RuLit
Annotation
В книге, созданной международным коллективом авторов (Германия, США, Канада, Япония, Италия, Швейцария), закладываются основы новой научной дисциплины, возникающей на пересечении эстетики и нейрофизиологии и названной редакторами этого труда нейроэстетикой.
Книга предназначена для нейрофизиологов, психологов и искусствоведов, она также представит интерес для любого образованного и любознательного читателя.
ББК 28.9 К 78 УДК 577.25 +159.9
Авторы: И.Ренчлер, Б.Херцбергер, Д.Эпстайн, Г.Пауль, И.Эйбл-Эйбесфельдт, Ф.Тернер, Э.Пёппель, В.Зигфрид, Г.Цол-лингер, Г. Баумгартнер, Т. Селли, Л. Маффеи, Д. Леви, М. Регард, Т.Лэндис, 0.-Й. Грюссер, Т.Зельке, Б.Цинда, Э.Стратерн, Э.Розин
К 78 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна.-М.: Мир, 1995-335 с., ил. ISBN 5-03-002403-4
ББК 28.9
Редакция литературы по биологии
ISBN 5-ОЗЧЮ2403-4 (русск.) c 1988 Birkhauser Verlag, Basel ISBN 3-7843-1924-0 (Вюе1) Gb. (мгл.) c перевод на русский язык, Снетков М.А., Амченков Ю.Л., Фомина Н.0″ 1995
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна
Предисловие к русскому изданию
Часть 1. Эстетика: индивидуальна она или всеобща? Глава 1 Философские теории прекрасного и научное исследование мозга Г. Пауль 1
Общеприемлемость эстетических суждений о красоте
Глава 2. Биологические основы эстетики. Эйбл-Эйбесфельдт ‘
Глава 3 Поэзия, мозг и время Ф. Тернер ‘, Э. Пёппель
Глава 4. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же? [1] Д. Эпстайн
Тибет: культовая музыка
Непал: музыка касты невари
Папуасы племени эйпо (Новая Гвинея): праздничные пляскиЗаключение и выводы
Глава 5. Танец — искусство движения: красота как свойство поведения. В. Зигфрид
Танец как художественное поведение
Часть III. Глаз смотрящего
Нейробиология цветового зрения
Наименования цветов: язык и психика
Взаимовлияние сенсорных систем и его проявления в языке
Эволюционная история цветового зрения человека
Глава 7. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика Г. Баумгартнер
Глава 8. Обратим взгляд на искусство
Восприятие как конструкт сознания
Революционные изменения в видении мира
Информационная эстетика
Представительство зрения в головном мозгу
Уменьшение количества информации с помощью фильтров
Неизобразительное искусство
Часть IV. Два мозга — одно сознание? Глава 9. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание Д. Леви
Особенности восприятия у больных с расщепленным мозгом
Когнитивная специализация левого и правого полушарий
Эмоции и полушария мозга
Организация полушарий у людей искусства
Равновесие, эстетика и межполушарная интеграция у обычных людей
Выводы
Глава 10. Одинаково ли воспринимается красота двумя половинами глаза? М.Регард, Т.Лэндис
Аффективный выбор после подсознательного восприятия лиц
Обсуждение
Глава 11. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества. О.Й. Грюссер, Т. Зельке, Б. Цинда
Роль наследственности и воспитания в развитии мозга
Первая асимметрия пространственных стимулов в мире новорожденного (осязательные, вестибулярные и слуховые сигналы)
Развитие восприятия лиц в раннем детстве
Двусторонняя асимметрия в восприятии взрослыми людьми лиц и мимики
Онтогенетическое развитие эмоциональных и эстетических реакций при восприятии лиц и других объектов
Восприятие лиц и мимики при шизофрении
Двусторонняя асимметрия и изобразительное искусство: несколько «нейроэстетических» соображений
Свет в живописи
Двусторонняя асимметрия в наложении теней на рисунок
Асимметрии в портретной живописи
Более детальное изучение праворуких и леворуких портретистов
Глава 12. Эстетическое значение демонстраций: несколько примеров из Папуа-Новой Гвинеи Э. Стратерн
Глава 13. Эстетика и кухня: разум возвышает материю Э. Розан
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна
Предисловие к русскому изданию
Как об этом сказано во введении, лежащая перед читателем книга явилась результатом серии встреч, где нейробиологи, психологи, антропологи, философы, художники и поэт пытались рассмотреть вопрос о биологических предпосылках художественного творчества. Никто из них не был профессиональным искусствоведом или специалистом в области эстетики-одного из разделов современной философии. Участники встреч (будущие авторы книги) имели целью сопоставить достижения науки о деятельности мозга с рядом закономерностей создания и восприятия произведений искусства.
Они даже заявили о рождении нового междисциплинарного направления научных исследований — нейро-эстетики.Сразу же заметим, что название книги лишь отчасти соответствует ее содержанию: в книге речь идет скорее о нейробиологических аспектах искусства, чем о прекрасном как несравненно более широкой категории. Ведь красивы не только произведения искусства. Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию. Красива вещь, изготовленная мастером своего дела. Красивы лицо женщины и восход солнца в горах. Значит, в процессе восприятия всех этих столь различных объектов присутствует нечто общее.
С другой стороны, значение произведений искусства не исчерпывается их эстетической ценностью, если вспомнить об их познавательных, социальных, коммуникативных, магически- религиозных, воспитательных и других многообразных функциях. Впрочем, и здесь может оказаться весьма плодотворным привлечение сведений, добытых современной биологией, прежде всего — этологией, т.
Так, убедительно показано, что временная организация стихотворного размера совпадает с временными особенностями работы слуховой системы, танец обнаруживает сходство с коммуникативным поведением животных, а словесное обозначение цветов свидетельствует о тесном взаимодействии различных органов чувств («кричащий цвет», «глубокий красный», «тепло-коричневый» и т. п.). Закономерности восприятия как активного физиологического процесса, упрощающего образ путем выявления в нем признаков, существенных для данного класса явлений, помогают понять процесс оценки произведений живописи зрителем.
Особенно большой интерес для психофизиологии художественного творчества представляют сведения о функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга у человека: о преимущественной связи левого полушария с вербальным, логически понятийным мышлением и оценкой временных характеристик окружающего мира, а правого полушария-с чувственно- конкретным, образным и пространственным восприятием внешней среды.
Нейропсихологические исследования показали, например, что ритм в музыке воспринимается левым полушарием, мелодия же распознается правым.Но вернемся собственно к эстетике. О природе красоты как таковой меньше всего говорится в книге, посвященной ее биологическим аспектам. Это не удивительно. Еще Иммануил Кант в своей
«Аналитике прекрасного» отметил, что «прекрасное познается без посредства понятия» [6]. Определить словами, что именно побуждает нас признать объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить ее словами, перевести с языка образов на язык логических обобщений. Понять, почему это красиво, а это нет, опосредствовать подобный синтетический подход дискурсивно, по-видимому, невозможно [12].
Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна
12 3 4 5 6 7 …107
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна
Предисловие к русскому изданию
Как об этом сказано во введении, лежащая перед читателем книга явилась результатом серии встреч, где нейробиологи, психологи, антропологи, философы, художники и поэт пытались рассмотреть вопрос о биологических предпосылках художественного творчества. Никто из них не был профессиональным искусствоведом или специалистом в области эстетики-одного из разделов современной философии. Участники встреч (будущие авторы книги) имели целью сопоставить достижения науки о деятельности мозга с рядом закономерностей создания и восприятия произведений искусства. Они даже заявили о рождении нового междисциплинарного направления научных исследований — нейро-эстетики.
Сразу же заметим, что название книги лишь отчасти соответствует ее содержанию: в книге речь идет скорее о нейробиологических аспектах искусства, чем о прекрасном как несравненно более широкой категории. Ведь красивы не только произведения искусства. Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию. Красива вещь, изготовленная мастером своего дела. Красивы лицо женщины и восход солнца в горах. Значит, в процессе восприятия всех этих столь различных объектов присутствует нечто общее.
С другой стороны, значение произведений искусства не исчерпывается их эстетической ценностью, если вспомнить об их познавательных, социальных, коммуникативных, магически- религиозных, воспитательных и других многообразных функциях. Впрочем, и здесь может оказаться весьма плодотворным привлечение сведений, добытых современной биологией, прежде всего — этологией, т. е. наукой о поведении животных и человека, а также физиологией сенсорных систем. Различные главы книги содержат множество тому примеров.
Так, убедительно показано, что временная организация стихотворного размера совпадает с временными особенностями работы слуховой системы, танец обнаруживает сходство с коммуникативным поведением животных, а словесное обозначение цветов свидетельствует о тесном взаимодействии различных органов чувств («кричащий цвет», «глубокий красный», «тепло-коричневый» и т. п.). Закономерности восприятия как активного физиологического процесса, упрощающего образ путем выявления в нем признаков, существенных для данного класса явлений, помогают понять процесс оценки произведений живописи зрителем.
Особенно большой интерес для психофизиологии художественного творчества представляют сведения о функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга у человека: о преимущественной связи левого полушария с вербальным, логически понятийным мышлением и оценкой временных характеристик окружающего мира, а правого полушария-с чувственно- конкретным, образным и пространственным восприятием внешней среды. Нейропсихологические исследования показали, например, что ритм в музыке воспринимается левым полушарием, мелодия же распознается правым.
Но вернемся собственно к эстетике. О природе красоты как таковой меньше всего говорится в книге, посвященной ее биологическим аспектам. Это не удивительно. Еще Иммануил Кант в своей
«Аналитике прекрасного» отметил, что «прекрасное познается без посредства понятия» [6]. Определить словами, что именно побуждает нас признать объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить ее словами, перевести с языка образов на язык логических обобщений. Понять, почему это красиво, а это нет, опосредствовать подобный синтетический подход дискурсивно, по-видимому, невозможно [12].
Красота — это прежде всего переживание, эмоция, причем эмоция положительная-своеобразное чувство удовольствия, отличное от удовольствий, доставляемых нам многими полезными, жизненно необходимыми объектами, лишенными, однако, качеств, способных породить чувство красоты. Вместе с тем тот факт, что великие произведения искусства признаются прекрасными множеством людей на протяжении многих веков (прекрасно то, что нравится всем, — утверждал Кант), побуждает предположить существование каких-то универсальных, общезначимых критериев красоты.
Одним из таких критериев служит определенное соотношение Хаоса и Порядка (см. гл. 2). Мы не признаем красивым объект, рисунок, сочетание звуков, лишенные внутренней организации, но и чрезмерно жесткая, раз и навсегда заданная организация скоро нам наскучит. Необходимо, чтобы сам субъект обнаружил, открыл закономерность, скрытую в кажущемся хаосе. Именно это открытие доставит ему эстетическое наслаждение. Восприятие произведений искусства пронизано этим принципом рассогласования между ожидаемым (прогнозируемым) и полученным в данный момент. Так, поэтический размер сочетает постоянство ритмического рисунка с отклонениями от него (см. гл. 3), а изменение пространственно-временной структуры танца придает ему особую прелесть, доставляет удовольствие (см. гл. 5). Даже искусство кулинарии требует сочетания традиционной основы, характерной для данной кухни, с элементами новизны и разнообразия (гл. 13).
В опытах на молодых животных и детях американский психолог Т.Шнейрла установил, что привлекает только умеренная новизна, где элементы нового сочетаются с признаками, известными ранее. Чрезмерно новое и неожиданное пугает, вызывает неудовольствие и страх. За парадоксальным на первый взгляд сочетанием привычного, традиционного с элементами новизны как обязательного условия эстетической оценки кроется более глубокая диалектика существования всего живого. Мы имеем в виду две основные тенденции эволюции живой природы-принципы самосохранения и саморазвития, влечения к освоению новых пространственно-временных сред. Именно эти две тенденции привели к возникновению двух разновидностей эмоций: отрицательных, которые субъект стремится своими действиями минимизировать, т. е. ослабить, прервать, предотвратить, и положительных, которые субъект стремится максимизировать — усилить, продлить, повторить.
По-видимому, из всех разделов современной науки о деятельности мозга наиболее близкое отношение к закономерностям и механизмам эстетического восприятия действительности имеет психофизиология эмоций. Эстетическое наслаждение-единственный язык, который сообщает нам о том, что в созерцаемом объекте присутствует качество красоты. Мы позволим себе подробнее рассмотреть этот вопрос, чтобы дополнить еще одним аспектом то разностороннее освещение темы, которое предлагают авторы книги.
Читать дальше12 3 4 5 6 7 …107
Мотивационные цитаты
ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОБЛЕМЫ
АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЖИЗНИ И СТАТЬ УСТОЙЧИВЫМИ
КУПИТЬИСТОРИЯ BITB
Привет, я Сэмми! В 2019 году я обнаружил, что мне нужна операция на головном мозге из-за растущей опухоли. Я основал BITB как способ включения ежедневных мотивационных сообщений в свою жизнь и вдохновлять на позитивный настрой во время огромных испытаний. Теперь я хочу помочь вам сделать то же самое; адаптироваться к трудностям, с которыми вы сталкиваетесь, и стать устойчивыми 💫
С гордостью помогаю людям, страдающим опухолью головного мозга, жертвуя 10% прибыли Brainstrust >> Нажмите здесь, чтобы узнать почему
Основан во время моего путешествия по опухоли головного мозга опухоль, жертвуя 10% прибыли с каждой покупки Brainstrust.
ПОСМОТРЕТЬ МОЮ ИСТОРИЮВозьмите копию моей новой книги «Вещи, которые я бы сказал», которая поможет вам найти ответы, которые вам нужны, и справиться с жизненными трудностями с уверенностью и добротой к себе 👇🤗
- Don’t Worry About a Thing — Браслет с цитатой — (золото)
Don’t Worry About a Thing — браслет с цитатой — (золото)
- Обычная цена
- £25. 00
- Цена продажи
- £25.00
- Обычная цена
-
- Цена за единицу товара
- /за
Продажа Продано
- Harriet Unity — Ожерелье с двумя дисками
Harriet Unity — Ожерелье с двумя дисками
- Обычная цена
- £15.00
- Цена продажи
- £15.00
- Обычная цена
-
£24.00 - Цена за единицу товара
- /за
Продажа Продано
Don’t Worry About a Thing — браслет с цитатой (серебро)
- Обычная цена
- £20. 00
- Цена продажи
- £20.00
- Обычная цена
-
- Цена за единицу товара
- /за
Продажа Продано
- Что-то хорошее вот-вот случится — браслет с цитатами — (серебро)
Что-то хорошее вот-вот случится — браслет с цитатой — (серебро)
- Обычная цена
- £20.00
- Цена продажи
- £20.00
- Обычная цена
-
- Цена за единицу товара
- /за
Продажа Продано
Сегодня прибыло мое великолепное ожерелье, и моя дочь в восторге от него. Он прекрасно сделан, и смысл и чувства, стоящие за ним, абсолютно прекрасны. Это так замечательно, что Сэмми разработал еще одно великолепное украшение, а 10% от него было пожертвовано Brainstrust. Большое спасибо.
Шарон
Спасибо за написание этого сообщения в блоге. Я читал это несколько раз, особенно после приступа разочарования или слез по поводу того, на что я способен прямо сейчас. Как человеку с очень полной жизнью раньше, это трудно проглотить, но ваши слова говорят мне просто продолжать наслаждаться небольшими достижениями и не возлагать на себя никаких надежд.
Линда
Милая дама с удивительной и вдохновляющей историей, быстрой доставкой, красивыми украшениями и принтами со смыслом. Я ношу свой серебряный браслет весь день каждый день (даже в душе), и он совсем не изнашивается — потрясающее качество!
Алиса
Используйте стрелки влево/вправо для перемещения по слайд-шоу или проведите пальцем влево/вправо при использовании мобильного устройства
Beauty of the Brain | Наука
При правильных условиях из монументальной сложности мозга возникают паттерны. Патрик Хагманн (2006) / Abrams BooksДостаточно ли силен человеческий мозг, со всеми его способностями к решению проблем и творческими способностями, чтобы понять себя? Ничто в известной вселенной (за исключением самой вселенной) не является более сложным; мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток или нейронов, каждый из которых может общаться с тысячами других клеток мозга.
Поскольку мы, приматы, в первую очередь зрительные существа, возможно, лучший способ понять мозг — увидеть его ясно. Это было целью на протяжении 125 лет, с тех пор как испанский ученый Сантьяго Рамон-и-Кахаль начал использовать краситель для маркировки отдельных нейронов. Он посмотрел в микроскоп на окрашенные клетки и ответвления, которыми они соединялись с другими нейронами. «Здесь все было просто, ясно и не запутанно», — писал он о своих наблюдениях, положивших начало современной нейронауке.
С тех пор ученые разработали методы для определения конкретных задач, на которых специализируются различные области мозга — например, некоторые нейроны, предназначенные для обработки зрения, обнаруживают только горизонтальные линии, в то время как другие чувствуют опасность или произносят речь. Исследователи создали карты, показывающие, как области мозга, не прилегающие друг к другу, связаны длинными участками клеточных отростков, называемых аксонами. Новейшие методы микроскопии выявляют нейроны, меняющие форму в ответ на опыт, что потенциально записывает память. Способность увидеть мозг в новом свете привела к множеству открытий за последние несколько десятилетий.
Теперь набеги ученых на эту вселенную находят другое применение — в качестве арт-объектов. Карл Шуновер, нейробиолог, обучающийся в Колумбийском университете, собрал интригующие изображения мозга для новой книги « Портреты разума » (Абрамс). «Это настоящие данные, а не представления художников», — говорит он. «Это то, на что нейробиологи смотрят в свои микроскопы, аппараты МРТ или электрофизиологические системы. Неврология существует благодаря этим методам».
Заимствуя ген у флуоресцентной медузы и вставляя его в ДНК червей или мышей в лаборатории, ученые заставили нейроны светиться. Техника окрашивания Кахаля работала только на посмертных тканях и случайным образом помечала нейроны, но новые красители позволили ученым «изучить нейроны 90 201 живых 90 202 животных и тканей», — отмечает Джошуа Сейнс из Гарвардского университета в эссе в книге.
Один из новейших методов основан на гене, делающем водоросли чувствительными к свету. Освещение нейронов, содержащих этот ген, может изменить их поведение. «Достижения позволяют нам управлять активностью отдельных клеток и типов клеток с помощью лучей света», — пишет Терренс Сейновски из Института биологических исследований Солка.
Мозг остается загадочным, но узоры на этих изображениях — богатые завитки нейронных связей, неожиданная симметрия и слои структуры — вселяют надежду ученых, что им еще предстоит его расшифровать. Со своей стороны, Шуновер надеется «заставить читателей подумать, что стоит попытаться понять, что это за изображения и почему они такие красивые».
Лаура Хельмут — старший редактор Смитсоновского института .
Фотографии из книги «Портрет разума: визуализация мозга от античности до 21 века» Карла Шуновера, изданного Abrams.
В многослойном гиппокампе создаются воспоминания. Три основных компонента гиппокампа в мозгу этой мыши обозначены буквами. Тамили Вайсман, Джефф Лихтман и Джошуа Сейнс (2005) / Abrams Books При правильных условиях из монументальной сложности мозга возникают паттерны. Одно из новейших применений магнитно-резонансной томографии отслеживает поток воды внутри клеток, выявляя нервные пути, которые обеспечивают связи на большие расстояния внутри мозга. На этом изображении мозга синие тракты проходят между верхом и низом, красные — между правым и левым, а зеленые — между передним и задним. Патрик Хагманн (2006) / Abrams Books Визуализация мозга прошла путь от общей анатомии до сложных схем. На этой первой известной нейрофизиологической диаграмме, составленной Ибн аль-Хайсамом около 1027 г., изображены глаза и зрительные нервы. Ибн аль-Хайтам (около 1027 г.) / Предоставлено библиотекой Сулеймание, Стамбул / Abrams Books Сантьяго Рамон-и-Кахаль, 19 лет14 рисунок пухлого тела нейрона, обвитого отростками других нейронов. Сантьяго Рамон-и-Кахаль (1914 г.) / Предоставлено доктором Хуаном А. де Карлосом, Наследие Кахаля, Instituto Cajal (CSIC) / Abrams Books Форма, которую принимает нейрон, определяется его функцией, как и способ организации группы нейронов. Здесь показаны яркие продолговатые скопления в чувствительной к прикосновению части мозга мыши; каждый обрабатывает нейронные сигналы от другого уса. Ласани Виджетунге и Питер Кинд, 2008 г. / Abrams Books Подпиткой всей этой мозговой деятельности и основой некоторых методов визуализации является густая сеть тонких кровеносных сосудов. Альфонсо Родригес-Баэса и Мариса Ортега-Санчес (2009 г.)) / Книги Абрамса Это не абстрактное искусство — это изображение нейронной активности в мозгу обезьяны. Эта часть мозга, называемая зрительной корой, является одной из первых частей мозга, получающих информацию от глаз. Зрительная кора настроена на простые формы, такие как прямые линии. Обезьяне показывали линии в разных ориентациях, и разные цвета представляли участки коры, которые особенно заинтересованы в данном типе линий. Кластеры нейронов, выделенные зеленым цветом, например, активны, когда обезьяна видит вертикальную линию; желтые кластеры нейронов настроены на горизонтальные линии. Предоставлено Евгением Б. Сиротиным Когда мозг работает хорошо, его разные части соединяются длинными волокнами, называемыми аксонами (см. фото 2). Но когда мозг поврежден (как на этом изображении пациента, перенесшего инсульт в части мозга, называемой таламусом), связи нарушаются. Предоставлено Хеннингом У. Воссом Нейроны общаются друг с другом, высвобождая химические вещества, такие как дофамин, из мешочков, называемых везикулами. Везикулы, видимые здесь в клетке фибробласта, имеют геодезическое внешнее покрытие, которое в конечном итоге прорывается через стенку клетки и высвобождает свое химическое сообщение для обнаружения соседями клетки. Изображение создано Джоном Хойзером, доктором медицины. Наши клетки окружены каркасом из белков, который поддерживает форму клетки. Под электронным микроскопом белковые волокна, называемые актиновыми филаментами, выглядят как плетеные веревки. Изображение создано Джоном Хойзером, доктором медицины. Гиппокамп — место памяти. Если он поврежден, вы можете вспомнить то, что произошло задолго до травмы, но не сможете создать новые воспоминания. Предоставлено Томасом Диринком и Марком Эллисманом Поблагодарите мозжечок — извитую долю ткани в задней и нижней части мозга — за вашу способность танцевать или ездить на велосипеде. Все дело в координации движений. На этом окрашенном срезе ткани мозжечка вспомогательные клетки, называемые глией, показаны синим цветом, а клетки, называемые нейронами Пуркинье, — зеленым. Нейроны Пуркинье являются одними из самых крупных нейронов в головном мозге и имеют обширную разветвленную сеть отростков, называемых дендритами. Предоставлено Томасом Диринком и Марком Эллисманом Несколько лет назад нейробиологи придумали, как взять два флуоресцентных белка, светящихся зеленым или красным, и превратить их в радугу разных цветов, которые можно включить в отдельные нейроны. Здесь этот метод используется для окрашивания клеток мозжечка. Результат? «Мозговой лук». Мышь Brainbow была произведена J. Livet, T.A. Вайсман, Х. Канг, Р. В. Драфт, Дж. Лу, Р. А. Беннис, Дж.Р. Санес, Дж.В. Лихтман Предметом исследования стал густослойный гиппокамп, который, как оказалось, имеет решающее значение для памяти.