Читать онлайн «Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики» — Коллектив авторов — RuLit
Annotation
В книге, созданной международным коллективом авторов (Германия, США, Канада, Япония, Италия, Швейцария), закладываются основы новой научной дисциплины, возникающей на пересечении эстетики и нейрофизиологии и названной редакторами этого труда нейроэстетикой.
Книга предназначена для нейрофизиологов, психологов и искусствоведов, она также представит интерес для любого образованного и любознательного читателя.
ББК 28.9 К 78 УДК 577.25 +159.9
Авторы: И.Ренчлер, Б.Херцбергер, Д.Эпстайн, Г.Пауль, И.Эйбл-Эйбесфельдт, Ф.Тернер, Э.Пёппель, В.Зигфрид, Г.Цол-лингер, Г. Баумгартнер, Т. Селли, Л. Маффеи, Д. Леви, М. Регард, Т.Лэндис, 0.-Й. Грюссер, Т.Зельке, Б.Цинда, Э.Стратерн, Э.Розин
К 78 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна.-М.: Мир, 1995-335 с., ил. ISBN 5-03-002403-4
ББК 28.9
Редакция литературы по биологии
ISBN 5-ОЗЧЮ2403-4 (русск.) c 1988 Birkhauser Verlag, Basel ISBN 3-7843-1924-0 (Вюе1) Gb. (мгл.) c перевод на русский язык, Снетков М.А., Амченков Ю.Л., Фомина Н.0″ 1995
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна
Предисловие к русскому изданию
Часть 1. Эстетика: индивидуальна она или всеобща? Глава 1 Философские теории прекрасного и научное исследование мозга Г. Пауль 1
Общеприемлемость эстетических суждений о красоте
Глава 2. Биологические основы эстетики. Эйбл-Эйбесфельдт ‘
Глава 3 Поэзия, мозг и время Ф. Тернер ‘, Э. Пёппель
Глава 4. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же? [1] Д. Эпстайн
Тибет: культовая музыка
Непал: музыка касты невари
Папуасы племени эйпо (Новая Гвинея): праздничные пляскиЗаключение и выводы
Глава 5. Танец — искусство движения: красота как свойство поведения. В. Зигфрид
Танец как художественное поведение
Часть III. Глаз смотрящего
Нейробиология цветового зрения
Наименования цветов: язык и психика
Взаимовлияние сенсорных систем и его проявления в языке
Эволюционная история цветового зрения человека
Глава 7. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика Г. Баумгартнер
Глава 8. Обратим взгляд на искусство
Восприятие как конструкт сознания
Революционные изменения в видении мира
Информационная эстетика
Представительство зрения в головном мозгу
Уменьшение количества информации с помощью фильтров
Неизобразительное искусство
Часть IV. Два мозга — одно сознание? Глава 9. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание Д. Леви
Особенности восприятия у больных с расщепленным мозгом
Когнитивная специализация левого и правого полушарий
Эмоции и полушария мозга
Организация полушарий у людей искусства
Равновесие, эстетика и межполушарная интеграция у обычных людей
Выводы
Глава 10. Одинаково ли воспринимается красота двумя половинами глаза? М.Регард, Т.Лэндис
Аффективный выбор после подсознательного восприятия лиц
Обсуждение
Глава 11. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества. О.Й. Грюссер, Т. Зельке, Б. Цинда
Роль наследственности и воспитания в развитии мозга
Первая асимметрия пространственных стимулов в мире новорожденного (осязательные, вестибулярные и слуховые сигналы)
Развитие восприятия лиц в раннем детстве
Двусторонняя асимметрия в восприятии взрослыми людьми лиц и мимики
Онтогенетическое развитие эмоциональных и эстетических реакций при восприятии лиц и других объектов
Восприятие лиц и мимики при шизофрении
Двусторонняя асимметрия и изобразительное искусство: несколько «нейроэстетических» соображений
Свет в живописи
Двусторонняя асимметрия в наложении теней на рисунок
Асимметрии в портретной живописи
Более детальное изучение праворуких и леворуких портретистов
Глава 12. Эстетическое значение демонстраций: несколько примеров из Папуа-Новой Гвинеи Э. Стратерн
Глава 13. Эстетика и кухня: разум возвышает материю Э. Розан
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна
Предисловие к русскому изданию
Как об этом сказано во введении, лежащая перед читателем книга явилась результатом серии встреч, где нейробиологи, психологи, антропологи, философы, художники и поэт пытались рассмотреть вопрос о биологических предпосылках художественного творчества. Никто из них не был профессиональным искусствоведом или специалистом в области эстетики-одного из разделов современной философии. Участники встреч (будущие авторы книги) имели целью сопоставить достижения науки о деятельности мозга с рядом закономерностей создания и восприятия произведений искусства.
Сразу же заметим, что название книги лишь отчасти соответствует ее содержанию: в книге речь идет скорее о нейробиологических аспектах искусства, чем о прекрасном как несравненно более широкой категории. Ведь красивы не только произведения искусства. Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию. Красива вещь, изготовленная мастером своего дела. Красивы лицо женщины и восход солнца в горах. Значит, в процессе восприятия всех этих столь различных объектов присутствует нечто общее.
С другой стороны, значение произведений искусства не исчерпывается их эстетической ценностью, если вспомнить об их познавательных, социальных, коммуникативных, магически- религиозных, воспитательных и других многообразных функциях. Впрочем, и здесь может оказаться весьма плодотворным привлечение сведений, добытых современной биологией, прежде всего — этологией, т.
Так, убедительно показано, что временная организация стихотворного размера совпадает с временными особенностями работы слуховой системы, танец обнаруживает сходство с коммуникативным поведением животных, а словесное обозначение цветов свидетельствует о тесном взаимодействии различных органов чувств («кричащий цвет», «глубокий красный», «тепло-коричневый» и т. п.). Закономерности восприятия как активного физиологического процесса, упрощающего образ путем выявления в нем признаков, существенных для данного класса явлений, помогают понять процесс оценки произведений живописи зрителем.
Особенно большой интерес для психофизиологии художественного творчества представляют сведения о функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга у человека: о преимущественной связи левого полушария с вербальным, логически понятийным мышлением и оценкой временных характеристик окружающего мира, а правого полушария-с чувственно- конкретным, образным и пространственным восприятием внешней среды.
Но вернемся собственно к эстетике. О природе красоты как таковой меньше всего говорится в книге, посвященной ее биологическим аспектам. Это не удивительно. Еще Иммануил Кант в своей
«Аналитике прекрасного» отметил, что «прекрасное познается без посредства понятия» [6]. Определить словами, что именно побуждает нас признать объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить ее словами, перевести с языка образов на язык логических обобщений. Понять, почему это красиво, а это нет, опосредствовать подобный синтетический подход дискурсивно, по-видимому, невозможно [12].
Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна
12 3 4 5 6 7 …107
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна
Предисловие к русскому изданию
Как об этом сказано во введении, лежащая перед читателем книга явилась результатом серии встреч, где нейробиологи, психологи, антропологи, философы, художники и поэт пытались рассмотреть вопрос о биологических предпосылках художественного творчества. Никто из них не был профессиональным искусствоведом или специалистом в области эстетики-одного из разделов современной философии. Участники встреч (будущие авторы книги) имели целью сопоставить достижения науки о деятельности мозга с рядом закономерностей создания и восприятия произведений искусства. Они даже заявили о рождении нового междисциплинарного направления научных исследований — нейро-эстетики.
Сразу же заметим, что название книги лишь отчасти соответствует ее содержанию: в книге речь идет скорее о нейробиологических аспектах искусства, чем о прекрасном как несравненно более широкой категории. Ведь красивы не только произведения искусства. Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию. Красива вещь, изготовленная мастером своего дела. Красивы лицо женщины и восход солнца в горах. Значит, в процессе восприятия всех этих столь различных объектов присутствует нечто общее.
С другой стороны, значение произведений искусства не исчерпывается их эстетической ценностью, если вспомнить об их познавательных, социальных, коммуникативных, магически- религиозных, воспитательных и других многообразных функциях. Впрочем, и здесь может оказаться весьма плодотворным привлечение сведений, добытых современной биологией, прежде всего — этологией, т. е. наукой о поведении животных и человека, а также физиологией сенсорных систем. Различные главы книги содержат множество тому примеров.
Так, убедительно показано, что временная организация стихотворного размера совпадает с временными особенностями работы слуховой системы, танец обнаруживает сходство с коммуникативным поведением животных, а словесное обозначение цветов свидетельствует о тесном взаимодействии различных органов чувств («кричащий цвет», «глубокий красный», «тепло-коричневый» и т. п.). Закономерности восприятия как активного физиологического процесса, упрощающего образ путем выявления в нем признаков, существенных для данного класса явлений, помогают понять процесс оценки произведений живописи зрителем.
Особенно большой интерес для психофизиологии художественного творчества представляют сведения о функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга у человека: о преимущественной связи левого полушария с вербальным, логически понятийным мышлением и оценкой временных характеристик окружающего мира, а правого полушария-с чувственно- конкретным, образным и пространственным восприятием внешней среды. Нейропсихологические исследования показали, например, что ритм в музыке воспринимается левым полушарием, мелодия же распознается правым.
Но вернемся собственно к эстетике. О природе красоты как таковой меньше всего говорится в книге, посвященной ее биологическим аспектам. Это не удивительно. Еще Иммануил Кант в своей
«Аналитике прекрасного» отметил, что «прекрасное познается без посредства понятия» [6]. Определить словами, что именно побуждает нас признать объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить ее словами, перевести с языка образов на язык логических обобщений. Понять, почему это красиво, а это нет, опосредствовать подобный синтетический подход дискурсивно, по-видимому, невозможно [12].
Красота — это прежде всего переживание, эмоция, причем эмоция положительная-своеобразное чувство удовольствия, отличное от удовольствий, доставляемых нам многими полезными, жизненно необходимыми объектами, лишенными, однако, качеств, способных породить чувство красоты. Вместе с тем тот факт, что великие произведения искусства признаются прекрасными множеством людей на протяжении многих веков (прекрасно то, что нравится всем, — утверждал Кант), побуждает предположить существование каких-то универсальных, общезначимых критериев красоты.
Одним из таких критериев служит определенное соотношение Хаоса и Порядка (см. гл. 2). Мы не признаем красивым объект, рисунок, сочетание звуков, лишенные внутренней организации, но и чрезмерно жесткая, раз и навсегда заданная организация скоро нам наскучит. Необходимо, чтобы сам субъект обнаружил, открыл закономерность, скрытую в кажущемся хаосе. Именно это открытие доставит ему эстетическое наслаждение. Восприятие произведений искусства пронизано этим принципом рассогласования между ожидаемым (прогнозируемым) и полученным в данный момент. Так, поэтический размер сочетает постоянство ритмического рисунка с отклонениями от него (см. гл. 3), а изменение пространственно-временной структуры танца придает ему особую прелесть, доставляет удовольствие (см. гл. 5). Даже искусство кулинарии требует сочетания традиционной основы, характерной для данной кухни, с элементами новизны и разнообразия (гл. 13).
В опытах на молодых животных и детях американский психолог Т.Шнейрла установил, что привлекает только умеренная новизна, где элементы нового сочетаются с признаками, известными ранее. Чрезмерно новое и неожиданное пугает, вызывает неудовольствие и страх. За парадоксальным на первый взгляд сочетанием привычного, традиционного с элементами новизны как обязательного условия эстетической оценки кроется более глубокая диалектика существования всего живого. Мы имеем в виду две основные тенденции эволюции живой природы-принципы самосохранения и саморазвития, влечения к освоению новых пространственно-временных сред. Именно эти две тенденции привели к возникновению двух разновидностей эмоций: отрицательных, которые субъект стремится своими действиями минимизировать, т. е. ослабить, прервать, предотвратить, и положительных, которые субъект стремится максимизировать — усилить, продлить, повторить.
По-видимому, из всех разделов современной науки о деятельности мозга наиболее близкое отношение к закономерностям и механизмам эстетического восприятия действительности имеет психофизиология эмоций. Эстетическое наслаждение-единственный язык, который сообщает нам о том, что в созерцаемом объекте присутствует качество красоты. Мы позволим себе подробнее рассмотреть этот вопрос, чтобы дополнить еще одним аспектом то разностороннее освещение темы, которое предлагают авторы книги.
Читать дальше12 3 4 5 6 7 …107
Мотивационные цитаты
ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОБЛЕМЫ
АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЖИЗНИ И СТАТЬ УСТОЙЧИВЫМИ
КУПИТЬИСТОРИЯ BITB
Привет, я Сэмми! В 2019 году я обнаружил, что мне нужна операция на головном мозге из-за растущей опухоли. Я основал BITB как способ включения ежедневных мотивационных сообщений в свою жизнь и вдохновлять на позитивный настрой во время огромных испытаний. Теперь я хочу помочь вам сделать то же самое; адаптироваться к трудностям, с которыми вы сталкиваетесь, и стать устойчивыми 💫
С гордостью помогаю людям, страдающим опухолью головного мозга, жертвуя 10% прибыли Brainstrust >> Нажмите здесь, чтобы узнать почему
Основан во время моего путешествия по опухоли головного мозга опухоль, жертвуя 10% прибыли с каждой покупки Brainstrust.
ПОСМОТРЕТЬ МОЮ ИСТОРИЮВозьмите копию моей новой книги «Вещи, которые я бы сказал», которая поможет вам найти ответы, которые вам нужны, и справиться с жизненными трудностями с уверенностью и добротой к себе 👇🤗
- Don’t Worry About a Thing — Браслет с цитатой — (золото)
Don’t Worry About a Thing — браслет с цитатой — (золото)
- Обычная цена
- £25.
00
- Цена продажи
- £25.00
- Обычная цена
-
- Цена за единицу товара
- /за
Продажа Продано
- Harriet Unity — Ожерелье с двумя дисками
Harriet Unity — Ожерелье с двумя дисками
- Обычная цена
- £15.00
- Цена продажи
- £15.00
- Обычная цена
-
£24.00 - Цена за единицу товара
- /за
Продажа Продано
Don’t Worry About a Thing — браслет с цитатой (серебро)
- Обычная цена
- £20.
00
- Цена продажи
- £20.00
- Обычная цена
-
- Цена за единицу товара
- /за
Продажа Продано
- Что-то хорошее вот-вот случится — браслет с цитатами — (серебро)
Что-то хорошее вот-вот случится — браслет с цитатой — (серебро)
- Обычная цена
- £20.00
- Цена продажи
- £20.00
- Обычная цена
-
- Цена за единицу товара
- /за
Продажа Продано
Сегодня прибыло мое великолепное ожерелье, и моя дочь в восторге от него.
ШаронОн прекрасно сделан, и смысл и чувства, стоящие за ним, абсолютно прекрасны. Это так замечательно, что Сэмми разработал еще одно великолепное украшение, а 10% от него было пожертвовано Brainstrust. Большое спасибо.
Спасибо за написание этого сообщения в блоге. Я читал это несколько раз, особенно после приступа разочарования или слез по поводу того, на что я способен прямо сейчас. Как человеку с очень полной жизнью раньше, это трудно проглотить, но ваши слова говорят мне просто продолжать наслаждаться небольшими достижениями и не возлагать на себя никаких надежд.
Линда
Милая дама с удивительной и вдохновляющей историей, быстрой доставкой, красивыми украшениями и принтами со смыслом.
АлисаЯ ношу свой серебряный браслет весь день каждый день (даже в душе), и он совсем не изнашивается — потрясающее качество!
Используйте стрелки влево/вправо для перемещения по слайд-шоу или проведите пальцем влево/вправо при использовании мобильного устройства
Beauty of the Brain | Наука
При правильных условиях из монументальной сложности мозга возникают паттерны. Патрик Хагманн (2006) / Abrams Books Достаточно ли силен человеческий мозг, со всеми его способностями к решению проблем и творческими способностями, чтобы понять себя? Ничто в известной вселенной (за исключением самой вселенной) не является более сложным; мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток или нейронов, каждый из которых может общаться с тысячами других клеток мозга.
Поскольку мы, приматы, в первую очередь зрительные существа, возможно, лучший способ понять мозг — увидеть его ясно. Это было целью на протяжении 125 лет, с тех пор как испанский ученый Сантьяго Рамон-и-Кахаль начал использовать краситель для маркировки отдельных нейронов. Он посмотрел в микроскоп на окрашенные клетки и ответвления, которыми они соединялись с другими нейронами. «Здесь все было просто, ясно и не запутанно», — писал он о своих наблюдениях, положивших начало современной нейронауке.
С тех пор ученые разработали методы для определения конкретных задач, на которых специализируются различные области мозга — например, некоторые нейроны, предназначенные для обработки зрения, обнаруживают только горизонтальные линии, в то время как другие чувствуют опасность или произносят речь. Исследователи создали карты, показывающие, как области мозга, не прилегающие друг к другу, связаны длинными участками клеточных отростков, называемых аксонами. Новейшие методы микроскопии выявляют нейроны, меняющие форму в ответ на опыт, что потенциально записывает память. Способность увидеть мозг в новом свете привела к множеству открытий за последние несколько десятилетий.
Теперь набеги ученых на эту вселенную находят другое применение — в качестве арт-объектов. Карл Шуновер, нейробиолог, обучающийся в Колумбийском университете, собрал интригующие изображения мозга для новой книги « Портреты разума » (Абрамс). «Это настоящие данные, а не представления художников», — говорит он. «Это то, на что нейробиологи смотрят в свои микроскопы, аппараты МРТ или электрофизиологические системы. Неврология существует благодаря этим методам».
Заимствуя ген у флуоресцентной медузы и вставляя его в ДНК червей или мышей в лаборатории, ученые заставили нейроны светиться. Техника окрашивания Кахаля работала только на посмертных тканях и случайным образом помечала нейроны, но новые красители позволили ученым «изучить нейроны 90 201 живых 90 202 животных и тканей», — отмечает Джошуа Сейнс из Гарвардского университета в эссе в книге.
Один из новейших методов основан на гене, делающем водоросли чувствительными к свету. Освещение нейронов, содержащих этот ген, может изменить их поведение. «Достижения позволяют нам управлять активностью отдельных клеток и типов клеток с помощью лучей света», — пишет Терренс Сейновски из Института биологических исследований Солка.
Мозг остается загадочным, но узоры на этих изображениях — богатые завитки нейронных связей, неожиданная симметрия и слои структуры — вселяют надежду ученых, что им еще предстоит его расшифровать. Со своей стороны, Шуновер надеется «заставить читателей подумать, что стоит попытаться понять, что это за изображения и почему они такие красивые».
Лаура Хельмут — старший редактор Смитсоновского института .
Фотографии из книги «Портрет разума: визуализация мозга от античности до 21 века» Карла Шуновера, изданного Abrams.
В многослойном гиппокампе создаются воспоминания. Три основных компонента гиппокампа в мозгу этой мыши обозначены буквами.




