25.11.2024

Корона клеопатры: Корона царицы Египта. часть 1.: mazayka_urza — LiveJournal

Корона царицы Египта. часть 1.: mazayka_urza — LiveJournal

Искусство и мода Древнего Египта лично меня всегда трогали, тем, как они невероятно изящно и утонченно переносили из глубин тысячелетий, из века в век, из эпохи в эпоху, от каменного века к веку железа свои традиции, аккуратно вплетая первобытные верования и обычаи в новые реалии жизни.

Одним из таких интересных явлений, которые прошагали через всю историю Древнего Египта, являются головные уборы и короны цариц и царевен. Впрочем, царские инсигнии являются наиболее консервативной частью того, что выше я назвала искусством и модой, и тем интереснее проследить именно их историю.

Всем известную двойную красно-белую корону Пшент – «Две сильных», которая символизировала власть над объединенным Египтом и была символом власти Царей-Богов, египетские царицы, судя по изображениям, не носили. Были, конечно, исключения, вроде царицы Хатшепсут, но она взошла на трон страны, как фараон-мужчина.

Я же хочу проследить историю именно царских головных уборов, которые носили женщины, занимающие место царицы, то есть матери царя или его супруги (и не много про дочек).

И самый главный вопрос, который меня озадачил, когда я разбирала эту тему, а были ли они?


Одним из самых характерных ранних головных уборов, который венчал головы царственных женщин и богинь был Нерет – чепец в виде самки грифа. И именно этот головной убор лег в основу царственной короны в более поздние время, модификации, которой носила и Клеопатра, та самая последняя царица Египта, которая была возлюбленной Цезаря и Марка Антония.

Сам чепец плотно прилегал к голове, а шея и голова Грифа выступали надо лбом царицы, в когтях птица сжимала знак вечности Шен.

Почему именно грифа возложили на прекрасные головки египетских цариц? Или точнее, его вид Сип Белоголовый — Gyps fulvus.

Тем, кто хоть не много знаком с египетской мифологией известно, что существовала такая богиня Нехбет, которая покровительствовала Верхнему Египту и почиталась в городе Нехебе. И изображалась она в виде самки Грифа, а позднее в виде женщины, на голове которой был чепец-Нерет.

Украшение Золото, сердолик, бирюза, стекло Национальный музей Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса

«Белый сип (стервятник) был самой большой летающей птицей, которая обитала в Египте… К стервятникам египтяне относились с уважением: эти огромные птицы легко воспаряли высоко в небо, и были близки к богу Ра, про которого говорили, что он живет выше небес. А размах крыльев стервятника обеспечивал надежную защиту птенцам, так что для роли защитника всего Египта сложно было найти кого-то более подходящего. В то же время жителям Древнего Египта было прекрасно известно, что питаются стервятники трупами погибших в пустыне, отнюдь не брезгуя человеческим мясом. Таким образом, птицы внушали одновременно страх и надежду на защиту. Аналогично относились и к богине Нехбет: ее гнева боялись, но ее защиты искали». (В.А.Большаков «Головной убор египетских богинь и царственных женщин в виде грифа: история происхождения и символика»).
Вместе с другой богиней — Уаджит, которая покровительствовала Нижнему Египту, и изображалась в виде кобры, Нехбет составляла двуединый образ, который назывался «Обе владычицы». Это был важный символ царской власти. К примеру, одна из частей титулатуры фараона было его «имя по Небти», которое отождествляло его с «Обеими владычицами».

(Так оно изображалось в иероглифах.) Таким образом, подчеркивалось, что фараон отождествляет собой всю мощь и полноту власти в объединенном Египте.

(Примерно, 3100 году до н.э. произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта, парное изображение Уаджит и Нехбет символизировало власть над обеими частями страны).

Изображение Нехбет в виде коршуна с белой короной Верхнего Египта и Уаджит в красной короне Нижнего Египта

Изображение богини Уаджит в своей змеиной форме, прикрепленное ко лбу головного убора фараона, называлось Урей. И нередко рядом с Уаджит была Нехбет.

Уаджит, в виде урея, вместе с Нехбет на лбу маски Тутанхамона. Полосатый платок фараона назывался Немес.

Уаджит в женской форме сама носила на своей божественной голове чепец Нерет.

Фараон Птолемей IX в короне пшент между богинями Уаджит иНехбет. Храм Гора в Эдфу. На обеих богиня Нерет с головой Грифа

Уаджит в красной короне дешрет  Нижнего Египта и Нехбет в короне Верхнего Египта хеджет, с посохами, увитыми змеями в соответствующих коронах. В центре Исида с младенцем Гором среди тросника. Храм в Дендере

К правлению фараона Ниусерра (V династия) относится одно из ранних изображений модификации Нерет, имеющего во фронтальной части не голову грифа, а урей, что объясняется тем, что в конкретном случае в антропоморфном облике изображена не Нехбет, а богиня-змея Уаджит.

Рельефы из припирамидного комплекса царя Пепи II (VI династия) также показывают богинь Уаджит и Нехбет в антропоморфном облике и в головном уборе Нерет, надетом поверх классического трехчастного парика. Основным визуальным отличием обеих богинь друг от друга (кроме имен, начертанных над ними) служит единственный элемент их головного убора: у Нехбет на лбу помещена голова грифа, а у Уаджит — змея-урей.

Изображения чепца Нерет на головках богинь, который они носят поверх трехчастного парика, появляются довольно рано, уже во времена

IV династии. Это

2639—2506 гг. до н. э. (К слову, та самая династия, к которой относились знаменитые фараоны пирамидостроители Хуфу, Хафра и Менкаура). И привилегия ношения его принадлежала, в основном, богиням. Царственные женщины эпохи Древнего царства на изображениях отличаются от других аристократок лишь титулатурой. Уже в это время Нерет не является атрибутом лишь богиней Нехбет. Его примеряют на себя Уаджет, Мерет и другие богини.

Нехбет кормит фараона Сахура из V династии. Каир, Египетский музей. Из поминального храма Сахура в Абидосе. Одно из ранних изображение богини в чепце Нерет.

По свидетельству Гораполлона (4 век до н.э.), «род грифов… является только женского пола. Поэтому египтяне помещают грифа в качестве короны на все женские изображения, и, следовательно, египтяне употребляют этот знак для всех богинь».
Одним из аспектов, который выражала богиня-гриф Нехбет, был материнство. Грифы очень заботливые родители. В иероглифической письменности Египта знак-определитель «Нерет» — «Гриф», так же был идеограммой для слова «Мут» — «Мать». И им же писали имя Мут – великой богини-матери, супруги верховного бога-творца в фиванской космогонии – Амона, покровительница материнства (соответственно, имя Мут переводится, как «Мать»).
Мут не изображали в виде грифа, её основным обликом был человеческий, и иногда с львиной головой.

Но на своей голове она, не редко, носила убор в виде самки грифа – Нерет, поверх, которого помещалась корона Пшент.


Мут, кормящая царя Сети I. Рельеф из заупокойного храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. фото — Виктор Солкин.

Кроме того, что Нехбет была богиней-матерью, она так же устрашала врагов фараона. Слово «Нерет» — «Гриф», считают производным от глагола «Нери» — «устрашать». Голова грифа (или просто гриф) использовалась как знак определитель для существительного «Неру» – «устрашение», «ужас».

Нерет не только устрашала врагов фараона, но и защищала его.

В Текстах Пирамид Нехбет призывают для защиты фараона: «Да живет царь N этот благодаря отцу своему Атуму! Да защитишь ты его, Нехбет! Ибо защитила уже ты его, Нехбет, царя N, пребывающая в Доме Знатного, находящегося в Иуну».

То, что Нехбет изображалась в виде грифа или женщины с головным убором Нерет, поверх которого была надета белая корона Верхнего Египта — Хенжент, может служить в пользу того, что эта богиня являлась своеобразной женской параллелью богу-соколу Гору, земным воплощением которого считался сам фараон. В её священном городе Нехене супругом Нехбет считался Гор Нехенский. По легенде, она была воплощением его невидимого глаза. И по аналогии с тем, как Гор обхватывал голову фараона, Нехбет поместили на голову царицы


Статуя фараона Хефрена ок. 2500 с Гором

Исходя из всего сказанного, основными функциями Нехбет были защита своего сына-фараона, взращивать его, а так же быть грозной устрашительницей его врагов.

Самые древние свидетельства того, что головной убор Нерет носили и царицы можно отыскать на фрагменте скульптурного портрета матери (возможно) царя Хафра и рельеф с изображением царской супруги Хамерернебти II (IV династия). Однако на рельефах в гробнице Мересанх III, супруги Хафра, этот головной убор в ее иконографии не встречается. Не встречается Нерет и на других изображениях царственных женщин этой эпохи.

Еще более показательный пример известен по рельефам погребального комплекса «матери царя» Хенткаус II в Абусире (V династия). В конце надписи с титулатурой и именем Хенткаус помещен знак-определитель в виде фигуры царицы, сидящей на кубообразном троне богов и царей.

На одном рельефе царица показана в длинном парике и чепце Нерет,

На другом – в простом парике, но с уреем на лбу.

Урей на головном уборе Хенткаус II является первым, достоверно установленным свидетельством, использования этого важного атрибута в иконографии царственных женщин. По мнению С. Рот, уникальные изображения Хенткаус II – единственное свидетельство эпохи Древнего царства столь полного уподобления женщины царского рода ее божественным прообразам (то есть богиням-покровительницам Нехбет и Уаджит).

Начиная с V династии, убор в виде грифа может рассматриваться, как характерная принадлежность матери правящего царя, или матери наследника престола. Лучше всего данное наблюдение иллюстрирует миниатюрная алебастровая статуэтка царицы-матери Анхесенмерира (Анхесенпепи) II в чепце Нерет, держащей на коленях царя-ребенка Пепи II ок. 2288-2224 или 2194 до н.э. VI династия

Царица Анхнесмерира II и ее сын, фараон Пиопи II

На ней полосатой парик и головной убор в форме царского грифа с распростёртыми крыльями; голова птицы, ныне утерянная, была сделана отдельно из металла (возможно, золота) или камня и вставлялась в отверстие на лобной части статуи. В царствование Пепи II ношение головного убора в виде грифа, вероятно, сначала являвшегося исключительной привилегией царицы-матери, распространилось и на царских жен в целом.

Ясное доказательство того, что головной убор в виде грифа стал атрибутом как правящей, так и будущей царской матери не позднее эпохи Древнего царства, предоставляет стела царя Себекхотепа III (XIII династия). На стеле мать царя Иуахетибу и его супруга Сенебхенас показаны в головных уборах в виде грифа, в то время как изображенные в нижнем регистре царевны носят урей.

С начала эпохи Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) головной убор в виде самки грифа становится основным типом головного убора матерей и супруг царя.

Тетишери — царица-мать в период поздней XVII династии и начала XVIII династии. Её сын Таа IIи дочь Яххотепстали родителями первого правителя этой династии Яхмоса I.

Сатамон принцесса из XVIII династииДревнего Египта, старшая из дочерей Аменхотепа III.

Ну, а уже с середины XVIII династии (XIV в. до н.э.), идущее из Древнего царства, сочетание трехчастного парика и чепца Нерет заметно усложняется. Отныне трехчастный парик синего цвета, покрывает чеканный Нерет, голову грифа на чепце либо заменяет урей, либо обрамляют два урея, а сам чепец дополняется короной с солнечным диском и двумя стилизованными перьями сокола или страуса – так называемая корона Шути. Изготовлялись они, скорее всего из металла (меди или золота).

Легенды : «Клеопатра»

Высоченная корона Элизабет Тейлор, в которой она блистала в легендарной «Клеопатре», по сей день считается самым дорогим украшением, которое когда-либо надевал актер за всю историю кино. Такой почетный титул эта драгоценность заслужила по праву: совсем недавно она была продана с известного аукциона за целых 70 тысяч долларов!

В «Клеопатре» бесчисленное множество восхитительных золотых украшений, но самое яркое среди них — огромная золотая корона, в которой Клеопатра предстает в ключевой сцене фильма при въезде в Рим. Головной убор выглядит настолько натуральным и тяжеловесным, что возникают серьезные опасения, когда Клеопатра отвешивает глубокие поклоны. Такая корона, пожалуй, максимально приблизила наряд царицы к реальности. Она выполнена в виде традиционной головы коршуна и увенчана двумя огромными стилизованными перьями из золота. Вся конструкция выполнена из тончайших кожаных пластин, которые вручную покрывались золотой эмалью и расшивались золотыми бусинами. Поистине ювелирная работа! Украшение получилось очень высоким, что скомпенсировало небольшой рост Элизабет, добавив ее образу величия. Платье-плащ, которое Клеопатра носит вместе с удивительной короной, сшито не просто из блестящего материала, а из 24-каратной золотой ткани!

Также очень удачно сделан парик-каре в лучших традициях египетского стиля. Это чудо изготовлено из искусственных волос, шерсти, золота и стеклянных кабошонов. Выглядит он весьма правдоподобно, такие парики можно увидеть на многих египетских изображениях и фресках. Тейлор появляется в разных вариациях этого парика во многих сценах фильма. Застуживают особого внимания и золотые украшения в виде змей с зелеными глазами — кабошонами из стекла. Эти драгоценности до сих пор находятся в превосходном состоянии, некоторые были проданы с аукциона.

Долгое время «Клеопатра» занимала первую строчку в хит-параде «Книги Рекордов Гиннеса» по количеству переодеваний. За одни этот фильм Элизабет Тейлор меняла костюмы… не поверите, 65 раз! Общее число нарядов в фильме составляло 26000, а на их изготовление было потрачено не менее 195 тысяч долларов. Конечно, создать такое несметное количество нарядов могла только целая гвардия искуснейших портных и дизайнеров. Даже художников по костюмам было несколько. Разработкой мужских нарядов занимался Vittorio Nino Novarese, а женских — Reniе.

Для самой сиятельной царицы Клеопатры костюмы создавала Ирен Шарафф, к тому времени уже имевшая репутацию непревзойденного мастера своего дела. За свою карьеру Ирен «нарядила» 40 фильмов и 60 театральных постановок, а также 15 раз была номинанткой «Оскара» . Костюмы, созданные ею для Клеопатры не отличались особой аутентичностью, впрочем, голливудские фильмы никогда к этому и не стремились. Псевдоегипетские наряды Элизабет Тейлор были скорее стилизацией под эпоху фараонов, сильно оттененной модой 60-х годов. Самыми правдоподобными и яркими элементами были макияж актрисы, золотые украшения и шикарные головные уборы.

«Клеопатра» — один из самых масштабных, дорогих и длинных фильмов, когда—либо снятых в Голливуде. Грандиозная кинокартина длится целых 4 часа; в 1964 году фильм был удостоен 4-х «Оскаров».

Корона Клеопатры — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 211 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

Клеопатра: Галь Гадот в тройной короне в образе знаменитого фараона

Галь Гадот в тройной короне в образе Клеопатры VII — Галь Гадот сыграет коварную царицу Древнего Египта Клеопатру.

Но не короны трех королевств, как это сделал потомок любимого полководца Александра Македонского Птолемей V. Вместо этого г-жа Гадот играет одноименного персонажа, присоединяется к Лаэте Калогридис в написании сценария (первый […]

Продолжить чтение: Клеопатра: Галь Гадот носит тройную корону как знаменитый фараон

См. полную статью на Film-Book »
  • Галь Гадот

    • Подписи APA «29 апреля 1992 года» и режиссер фильма «Ледяной человек» Ариэль Вромен

      • 06 февраля 2023
      • Крайний срок
    • «Чудо-женщина»: 10 мемов, которые идеально отражают фильмы

      • 06 февраля 2023
      • Экранный разглагольствования
    • Чудо-женщина 3: отмена, история, будущее Дианы в DC и все, что мы знаем

      • 05 февраля 2023
      • Экранный разглагольствования
  • Лаэта Калогридис

    • Awa Studios привлекает лучших креативщиков к работе над контентом, созданным на основе графических романов

      • 21 ноября 2022 г.
      • Разнообразие
    • Галь Гадот — «Клеопатра»

      • 10 июля 2022
      • Сникпик
    • Universal Circling Фильм Галь Гадот «Клеопатра», фильм больше не входит в список Paramount

      • 17 июня 2022 г.
      • Обертка
  • Клеопатра (1963)

    • фильмов, которые провалились так сильно, что студии практически разорились

      • 04 февраля 2023
      • Слэш-фильм
    • Джордж П. Уилбур, актер и каскадер, известный своими фильмами о Хэллоуине, умер в возрасте 81 года

      • 03 февраля 2023
      • Слэш-фильм
    • Фанатское искусство Харли Квинн воссоздает бомбовый кляп Адама Уэста

      • 29 января 2023
      • Экранный разглагольствования

IMDb.com, Inc. не несет ответственности за содержание или точность приведенных выше новостных статей, твитов или сообщений в блогах. Этот контент публикуется только для развлечения наших пользователей. Новостные статьи, твиты и сообщения в блогах не отражают мнения IMDb, и мы не можем гарантировать, что сообщения в них полностью соответствуют действительности. Пожалуйста, посетите источник, ответственный за рассматриваемый элемент, чтобы сообщить о любых проблемах, которые могут у вас возникнуть в отношении содержания или точности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *