28.11.2024

Конфликтная ситуация пример из жизни и решение: Конфликты на работе: примеры из жизни и возможные варианты решения ситуаций

Конфликты на работе: примеры из жизни и возможные варианты решения ситуаций

Согласно опросу hh.ru, у 68% сотрудников когда-либо случались конфликты на работе с руководителями или коллегами. Нездоровая атмосфера в коллективе — к сожалению,  не редкость. Поэтому мы решили разобрать три распространенных ситуации и предложить возможные выходы из них.

Ситуация №1: напряженные отношения с руководителем

Ольга работала юристом в крупной компании. Ей нравились задачи и коллектив, в офис приходила с удовольствием, пока ее начальник не уволился, а на его место пришла женщина со своими правилами и требованиями. Например, новая начальница начала ставить Ольге задачи устно по телефону, еще и в спешке. А потом ругать за результат и утверждать, что она имела в виду совсем другое. Замечания и выговоры стали неотъемлемой частью работы Ольги.

Возможное решение: попробовать вывести отношения с человеком в четкую деловую коммуникацию и использовать техники по преодолению барьеров в общении, научиться отслеживать манипуляции и противостоять им. Всему этому можно научиться в нашем бесплатном онлайн-курсе «Коммуникативная грамотность».

Ситуация №2: недружелюбные коллеги

Бухгалтер Юлия устроилась на новую работу, первое время все шло отлично — удалось сработаться с руководителем, найти общий язык с некоторыми сотрудниками и проявить себя как профессионал. Но через пару месяцев она начала замечать, что команда стала реже ее звать на обед и неохотно отвечать на просьбы. Начальник мягко намекнул, что коллективу сложно с ней взаимодействовать. Но Юлия чувствовала, что дело совсем в другом: с самого начала у нее сложились натянутые отношения с еще одним бухгалтером Ириной, она всячески пыталась ее подколоть и конкурировала с ней в любых вопросах. Скорее всего, Ирина могла повлиять и на других специалистов.

Возможное решение: данный случай похож на конкурентную борьбу, но стоит все-таки прояснить ситуацию и аккуратно уточнить у коллег и руководителя, что говорила им Ирина. Если обнаружится, что она вела себя некорректно, то стоит организовать встречу вместе с начальником и открыто поговорить. Разобраться в конфликте и выбрать тактику поможет наш бесплатный онлайн-курс «Сотрудничество в профессиональной среде».

Ситуация №3: команда отказывается принимать нового руководителя

В коллектив пришел молодой руководитель, которого наняли специально для внедрения современной системы в работу. Все сотрудники в команде были старше нового начальника, поэтому они не видели в нем лидера и не воспринимали всерьез его слова. А когда он попытался изменить привычные процессы, и вовсе настроились против него. На любые указания реагировали негативно, молодому управленцу приходилось отстаивать каждый шаг.

Возможное решение: людям тяжело даются изменения, поэтому стоит для начала вникнуть в работу, ближе познакомиться с сотрудниками и подробно рассказать о предстоящих нововведениях. Стоит сделать акцент на том, что новая система призвана упростить работу коллектива, а не усложнить жизнь. А также уточнить, что каждый член команды ценен для компании.

Разбор примеров ситуаий с конфликтами: как правильно их разрешать

Содержание:

  • Понятие конфликтной ситуации
  • Виды конфликтов
  • Решение конфликтных ситуаций
  • В жизни
  • В семье
  • На работе
  • Разбор конфликта
  • Видео

Конфликт – нормальная сторона жизни. Даже в самой дружной социальной группе могут столкнуться противоположные интересы. Это потенциально может развернуться в конфликт. Любые трудности в отношениях ведут к их развитию, если к ним правильно относиться.

Конфликт между мужчиной и женщиной

Каждый легко сможет привести примеры конфликтных ситуаций. С ними сталкивается даже самый мирный человек. История насчитывает два глобальных конфликта, которые привели к смерти огромного количества людей, и множество мелких. Поэтому способность продуктивно разрешать конфликты является одной из наиболее важных в жизни.

При этом почти каждый может привести пример конфликта и его разбор, если данная ситуация уже решена. К сожалению, мало кто опирается на успехи и использует свой удачный опыт при последующих трудностях в отношениях.

Понятие конфликтной ситуации

Конфликтная ситуация – наличие противоположных интересов, мотивов и взглядов на жизнь. Например, руководитель и его заместитель имеют разное видение стратегии компании, но оба заинтересованы в ее развитии. Это конфликтная ситуация. Потенциально она может развиться дальше, когда каждая из сторон будет навязывать другой свое видение. В таком случае ситуация перерастает в полноценный конфликт.

Основное отличие конфликтной ситуации от конфликта в том, что последний – это уже имеющееся столкновение, в то время как первая – лишь предпосылка к нему.

Конфликтная ситуация

В обыденной жизни эти понятия не различаются, как в литературе по психологии или конфликтологии. Поэтому для упрощения понимания темы можно считать конфликтную ситуацию и конфликт синонимами.

Внимание! В конфликтологии выделяются понятия предмета и объекта конфликта. Предмет – это противоречие, которое лежит в его основе. Объект – это та ценность, на почве которой конфликтуют. Это могут быть не только деньги, но и хорошие должности в организации или ролевые права (когда хотят стать начальником, например).

Виды конфликтов

Типы конфликтных личностей — что это такое и их характеристика

Классификация разновидностей конфликтов очень большая. Выделяют 8 признаков, по которым можно разделять их:

  1. По длительности: разовые, краткосрочные (ссора в семье), затяжные (например, длительный конфликт в супружеской паре), повторяющиеся (часто происходят, когда обе стороны регулярно высказывают свои претензии, но ничего не делают, чтобы разрешить проблемную ситуацию), долгосрочные (войны, революции).
  2. По объему: личные, групповые, межгрупповые, региональные, между народами.
  3. По источнику возникновения: субъективные, объективные и ложные. Деление условное, потому что большинство конфликтов является субъективным. Человеку кажется, что полно противоречий, хотя разрешить их можно всегда.
  4. По средствам конфликты делятся на насильственные и ненасильственные. Война – типичный пример насильственного конфликта. Тоже деление условное, потому что все конфликты основаны на разных формах насилия: экономической, психологической, физической и так далее.
  5. По форме:
  • Внутренние. Типичный пример – внутриличностный конфликт, когда человек не может принять решение, познакомиться с человеком противоположного пола или нет. С одной стороны, хочется, но с другой – страшно
  • Внешние. Конфликт между двумя разными людьми.
  • Антагонистичные. Конфликты, которые происходят между двумя абсолютными противоположностями.
  1. По результатам: прогрессивные и регрессивные. Первые – ведут к прогрессу, другие – приводят к разрушениям.
  2. По характеру развития: преднамеренные (создаются провокатором для достижения своих целей), спонтанные (например, когда дошкольники в детском саду отравились пищей), и родители к этому не были готовы.
  3. По сфере жизни: семейные, религиозные, экономические и так далее.

Конфликт между начальником и подчиненной

Это далеко не все виды конфликтов, выделяемые психологами, которые можно привести. В библиотеке есть множество книг по этой теме. Там описываются различные конфликты, начиная угнетением школьников их одноклассниками (буллинг), скандалами с родителями в подростковом периоде жизни и заканчивая столкновением интересов пожилого пациента с доктором.

Решение конфликтных ситуаций

Выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

  1. Приспособление. Человек поступается своими интересами ради интересов другого. Так ведут себя дети, которых угнетают учителя в начальной школе, поскольку у них не остается другого выхода.
  2. Соперничество. Человек отстаивает свои интересы, игнорируя другую сторону и не желая идти на компромисс.
  3. Избегание. Человек делает все, чтобы не допустить конфликта. Примеры конфликтов такого типа встречаются повсеместно. Муж увидел, что жена начинает беситься, и просто уходит, чтобы не злить ее еще больше.
  4. Компромисс. Люди выстраивают общение так, чтобы добиться частичного удовлетворения своих интересов. Очень хорошо это видно в торговле на рынке. Один человек хочет купить товар по одной цене, продавец не хочет сбывать его по такой стоимости. В результате они сходятся на сумме, которая является чем-то средним.
  5. Сотрудничество. Ориентирование на взаимовыгодный результат.

Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов

Нет хорошей или плохой стратегии поведения в конфликте. Если он возник по незначительной причине, то можно и уступить. Это только укрепит отношения. Можно и соперничать, если это принесет пользу. Например, когда родители заставляют ребенка помыть руки, это тоже конфликт, но такая стратегия будет правильной.

Важно! Может быть разумнее сотрудничать с малышом: убедить его. Все зависит от родителей и конкретного ребенка.

Медитация во время конфликта

Важно привести примеры конфликтных ситуаций и их решения, чтобы понять способы их разрешения более детально.

В жизни

Любой конфликт в жизни решается следующим образом: необходимо четко определить свои и чужие интересы, найти основное противоречие, обострить его и подумать, как разрешить. Эта схема взята из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Решение любого конфликта – задача творческая, единственно правильного действия быть не может. Оно должно быть максимально близким к идеальному конечному результату.

Можно привести такой пример описания конфликта по предмету «теория конфликтов» (и осуществить его разбор). Друг одолжил деньги, но не хочет их отдавать. Сумма приличная, поэтому конфликт так просто не уладить. Учитывая то, что каждый на эмоциях, со временем скандал перешел и на другие сферы, которые уже не касаются предмета конфликта.

Схема решения проблемной ситуации в таком случае:

  1. Стороны успокаиваются.
  2. Определяют суть проблемной ситуации в деталях. Заемщик взял деньги тогда-то, размер долга такой-то, не хочет отдавать. В свою очередь, «кредитор» требует эти деньги. Только в деталях.
  3. Обостряют противоречия, которые не получается разрешить. Весь этот массив информации нужно свести к одному или нескольким противоречиям, две части которых полностью противоположны. Например, чтобы сторона А была довольной, нужно отдать долг. Чтобы сторона Б была удовлетворена, ей нужно не отдавать долг.
  4. Находятся способы их преодоления. Согласно теории ТРИЗ, идеальный конечный результат (ИКР) – это когда действие/объект отсутствует, а его функция выполняется. В данной ситуации нужно не отдавать долг, но добиться того, чтобы деньги были возвращены. Необходимо найти вариант, наиболее близкий к ИКР. Возможные способы разрешения ситуации: рассрочка, помощь в деле, которое поможет сэкономить стороне А сумму, равную долгу, поработать на сторону А какое-то время, организовать совместное дело и какое-то время получать меньший процент от каждой сделки, пока долг не будет возвращен, или оказать такую сильную помощь, что от благодарности сторона А простит долг. Кстати, последний вариант наиболее близок к идеальному конечному результату. Деньги отдавать не нужно, а функция выполнена (задолженность списана).

Важно! По похожей схеме решаются все конфликты. Можно также подумать, какая из описанных выше стратегий наиболее близка к идеальному конечному результату в данном случае.

Возможны и другие примеры конфликтов из жизни. Решаются они аналогичным образом.

В семье

Схема разрешения семейных конфликтов принципиально не отличается, за исключением того, что один скандал является логичным продолжением всех предыдущих. Распутать такой клубок не всегда просто, поскольку могут выдвигаться не связанные с основным конфликтом претензии десятилетней давности, в том числе невысказанные. В любом случае последовательность действий такая же.

На работе

Конфликты на работе могут быть между подчиненным и начальством, разными подчиненными, целыми подразделами, подразделом и руководителем. Каждый из них имеет свою специфику. Межгрупповые конфликты всегда тяжелее, чем индивидуальные, но, если между собой ссорятся два начальника смежных отделов, то достаться может каждому подчиненному.

Медиатор во время конфликта

Обычно конфликты на работе требуют подключения отдельного независимого лица – медиатора. Это посредник, задача которого – найти интересы, являющиеся предметом конфликта и примирить враждующие стороны.

В идеале медиатор должен найти решение, удовлетворяющее каждого. На практике это сделать сложно, поэтому конфликт регулируется в несколько этапов:

  1. Определение интересов.
  2. Достижение компромисса.
  3. Поиск взаимовыгодного решения.
  4. Внедрение решения в жизнь.

Сначала нужно потушить пожар, найти компромисс.

Важно! Это лишь временная мера, потому что недовольство каждой стороны рано или поздно перерастает в новый конфликт. Поэтому обязательно после достижения компромисса надо искать более эффективный способ решения проблемной ситуации.

Разбор конфликта

Как поднять настроение девушке по переписке — примеры и советы

Редко конфликтующие пытаются сделать детальный разбор ситуации. Хотя только в таком случае противоречия в интересах каждой стороны могут стать источником развития и способствовать лучшему взаимопониманию.

Описанная выше методика разрешения конфликтов основана на их разборе. Это не единственный метод разбора, но очень эффективный. Чтобы быстро решить задачу, необходимо научиться ее правильно формулировать. Разбор сложной ситуации помогает этому.

В этой статье были приведены пример конфликта и его решение. Независимо от его вида (межличностного, межкультурного, педагогического), путь к разрешению приблизительно одинаковый.

Видео

Автор:

Нaтaлия Погорелая

3 Примеры конфликтов на рабочем месте из реальной жизни

Обучение разрешению конфликтов необходимо для здоровой рабочей среды, независимо от того, руководите ли вы офисом, складом, некоммерческой организацией или любым другим местом, где работает несколько человек. Чтобы помочь вам продвигаться вперед в своем образовании, просмотрите следующие примеры конфликтов на рабочем месте из реальной жизни. Это дает вам «реальное ощущение», необходимое для применения инструментов разрешения конфликтов на практике.

Бесплатная консультация по конфликту на рабочем месте

Несогласие с заданием

Нередко два или более рабочих расходятся во мнениях по поводу выполнения задания. Например, скажем, двум сотрудникам поручено провести инвентаризацию старых товаров в подсобном помещении. Первый сотрудник хочет классифицировать инвентарь в алфавитном порядке, в то время как второй сотрудник считает, что классификация товаров по типам является лучшим методом. Возникают разногласия, которые мешают производительности и задерживают проект инвентаризации.

Чтобы помочь сотрудникам преодолеть эти и другие разногласия по задачам, попросите их сделать несколько пресловутых шагов назад. Способность смотреть на ситуацию с (относительно) объективной точки зрения дает всем возможность вздохнуть, сдержать свое эго и пойти на компромисс. Они могут согласиться попробовать один метод в этот раз и другой в следующий раз, когда им поручат совместную работу, или придумать третий способ эффективного выполнения задачи.

Недопонимание проекта

Конфликт часто возникает при недопонимании общего проекта, что привело к одной или нескольким ошибкам. Никто не хочет «плохо выглядеть перед начальником», что может привести к напряжению и обиде. Например, скажем, член команды написал электронное письмо о том, что хочет встретиться по поводу проекта, но так и не назвал дату или время. Остальные сотрудники, участвующие в проекте, пропустили встречу, так как не получили никакой информации о ней. Член команды, написавший первоначальное электронное письмо, злится, потому что никто не удосужился ответить или довести его до конца, даже если он или она отправили первоначальное сообщение.

Проблемы с недопониманием требуют, чтобы члены команды проверили свои текущие навыки общения, чтобы определить, что нуждается в улучшении. Они могут понять, что всегда отправляют расплывчатые электронные письма или что они обязаны следить за отправкой первых сообщений. Семинары по разрешению конфликтов, направленные на четкое и здоровое общение на рабочем месте, также могут быть необходимы для предотвращения проблем в будущем. По мере улучшения общения в вашей команде будет расти и производительность, потому что будет меньше вопросов и задержек с проектами или заданиями.

Столкновение личностей

Наличие нескольких разных личностей на одном рабочем месте может легко привести к конфликтам. Некоторым работникам может показаться, что их коллеги грубы, бестактны и оскорбительны, или они используют такие слова, как «мышиный», «слабый» или «раздражающе тихий», чтобы охарактеризовать членов команды в нерабочее время. Возможно, некоторым сотрудникам не нравится, когда их коллеги обсуждают политику во время обеда или насколько они громки.

Какими бы неприятными ни были некоторые черты характера, всем на рабочем месте важно помнить, что они находятся в профессиональной среде. Совместная работа не обязательно означает симпатию друг к другу или проведение одной минуты вместе в нерабочее время. На самом деле это означает быть учтивым и вежливым, а также отложить личные чувства в сторону. Каждый должен сдерживать свои чувства к своим коллегам, когда они входят в офис или другое рабочее место, и сохранять профессиональное отношение в течение всего дня. Поступая так, они могут понять, что некоторые коллеги «не так уж плохи» или с ними легче работать, чем они думали, что способствует гармонии на рабочем месте.

Это всего лишь несколько примеров конфликтов на рабочем месте из реальной жизни! Чтобы помочь вам продвинуться вперед в обучении разрешению конфликтов, пожалуйста, свяжитесь с Pollack Peacebuilding Systems сегодня.

4 Реальные примеры конфликтов на рабочем месте

Конфликты могут возникать на любом рабочем месте, даже на тех, которые большую часть времени считаются «гармоничными» и «счастливыми». Умение решать проблемы с рабочей средой помогает поддерживать мирные и продуктивные условия, но для освоения этого может потребоваться время. Изучение реальных примеров конфликтов на рабочем месте может помочь ускорить ваше «обучение разрешению» и способствовать еще более здоровой рабочей среде. Просмотрите примеры классических конфликтов ниже, чтобы начать.

Бесплатная консультация по урегулированию конфликтов на рабочем месте

Недопонимание

Конфликты на рабочем месте могут возникать по простым причинам, например, из-за недопонимания. Возможно, один член команды неправильно интерпретировал смысл другого или кто-то не полностью объяснил проект. Тон голоса, выражение лица и язык тела также могут привести к конфликтам на рабочем месте, связанным с неправильным толкованием, равно как и неумение вовремя слушать или писать электронные письма. Чтобы избежать проблем с недопониманием, убедитесь, что вы говорите именно то, что имеете в виду, чтобы не оставалось места для неправильного толкования.

Вам нужно говорить четко, громко и относительно медленно, так как бормотание или тихий разговор ухудшают коммуникацию. Убедитесь, что вы тоже слушаете, и поощряйте активное слушание среди членов команды. Это также помогает подчеркнуть важность «достучаться» до ваших сотрудников, будь то вы или коллега. Задавать уточняющие вопросы — это ключ к предотвращению недопонимания.

Сопротивление переменам

Конфликты могут возникнуть из-за того, что кто-то из вашей команды или коллеги-руководители не хотят, чтобы что-то изменилось. Хороший пример конфликта на рабочем месте из реальной жизни касается переезда в новый офис. Хотя переезд может подойти некоторым членам команды, у других он вызывает жалобы, например, на дорогу до работы или размер и стиль новых «раскопок». Сопротивление изменениям также может возникать из-за нежелательных усилий по ребрендингу или новых наймов, которые вызывают дискомфорт у членов команды.

Хотя сопротивление изменениям является естественным, полезно подробно объяснить процесс вашей команде. Обсудите, почему изменение необходимо и какие преимущества оно принесет, например, большой офис с тренажерным залом, кухней и комнатой для медитации. Попросите своих сотрудников оставить отзыв или рассказать, какие изменения они хотели бы внедрить, так как это поможет им почувствовать себя частью процесса.

Не очень хорошие рабочие привычки

Когда вы соберете команду людей, маловероятно, что рабочие привычки у всех совпадут. Некоторые сотрудники быстро учатся и адаптируются, в то время как другие испытывают трудности, вызывая напряжение. Третьи просто имеют плохие рабочие привычки, которые расстраивают их амбициозных, трудолюбивых членов команды. Они всегда могут опаздывать на работу и уходить раньше, иметь проблемы с соблюдением сроков или тратить больше времени на сплетни, чем на работу.

Возможно, вам потребуется распределить людей с плохими рабочими привычками на разные роли, соответствующие их сильным сторонам. Если это не поможет, отпустить этих людей может быть вашим единственным вариантом. Вы не хотите отказываться от гармоничной офисной среды из-за одного или двух человек, которые не разделяют ценности и трудовую этику бренда.

Конкуренция 

Хотя здоровая конкуренция на рабочем месте, как правило, полезна, поскольку способствует повышению производительности, слишком сильная конкуренция может оказаться вредной. Общение с одним или несколькими чрезмерно конкурентоспособными сотрудниками часто приводит к спорам, сплетням и негативным чувствам. Если конкуренция среди вашей команды стала слишком высокой, приостановите любые текущие соревнования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *