4. Коммуникативная сторона общения
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.
Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.
В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий). Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.
Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:
— околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее; — зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения; — кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.
; — место и время общения; — запахи: индивидуальные или окружающей среды; — почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный
барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения и их цели
Любой процесс общения включает взаимодействие между участниками и обмен информации для достижения общей цели. Чтобы общение было эффективным, каждый из партнеров должен уметь передавать данные, воспринимать их и человека, который их предоставляет, и совершать определенные действия, позволяющие организовать коммуникацию. С учетом этих функций, говорят про три стороны общения: интерактивную, коммуникативную и перцептивную.
В этой статье:
Коммуникативная сторона общенияИнтерактивная сторонаПерцептивная сторона общенияСтороны общения в социальной психологииНовости СМИ2
Коммуникативная сторона общения
Фото автора William Fortunato: PexelsПод коммуникативной стороной общения понимают передачу и обмен информацией.
Цель этого процесса – информирование партнера, уведомление о новых данных, убеждение, выражение своего мнения, объединение людей вокруг какой-либо идеи, достижение взаимопонимания.Коммуникация всегда состоит из нескольких элементов:
- Человек-коммуникатор – тот, кто передает информацию. Это может быть твой муж, ребенок, докладчик, начальник. Важно, что он сообщает тебе что-то.
- Аудитория или реципиент – люди, для которых предназначена информация.
- Сообщение – сведения, которыми делится коммуникатор.
- Канал передачи подразумевает то, каким образом человек делится информацией. Например, ты участвуешь в конференции, тогда доклад, диспут. Или ты пишешь сообщение, письмо, отправляешь через мессенджер, по электронной почте. Все эти средства и будут твоим каналом.
- Результат общения сообщает, получены ли сведения теми, кому они предназначались.
Для коммуникации используется письменная и устная речь, мимика, жесты, действия.
Казалось бы, что может быть проще, чем передать информацию, используя известные способы коммуникации. Однако в процессе общения возникают коммуникативные барьеры или препятствия. Опасность их в том, что они мешают достичь цели общения.
Возникают коммуникативные барьеры под влиянием разных причин.
Это может быть разница в возрасте, когда умудренный опытом человек пытается убедить в чем-то романтично настроенного юнца, слепо верящего, что весь мир лежит у его ног. Последний не всегда даже может понять, почему старец не может запомнить названия соцсетей, пароли, или затрудняется представить преимущества поездки на отдых в Таиланд.
Следующая причина заключается в культурных различиях. Для одних неуважение к женщине является нормой поведения, для других это уголовно наказуемое преступление.
Большую роль в образовании препятствий играет непонимание смысла слов. Связано это с их многозначностью, контекстом, в котором они используются, ограничением словарного запаса, использованием жаргона. Проблемы появляются и при применении иностранных слов.
Частенько случается, что смысл отдельных слов ясен, но непонятным становится все сообщение. Предложения выстраиваются без знаков препинания. Между словами нет логической связи. Вспомни известную фразу «убить нельзя помиловать». От знака препинания, акцента зависит смысл сказанного.
Интерактивная сторона
Если с пониманием смысла коммуникативной стороны обычно не возникает трудностей, то интерактивная вызывает много вопросов. Под интеракцией понимают деятельность участников общения, их взаимодействие.
3 стороны общения
Интеракцию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это то, как осуществляется контакт – лично или с использованием разных средств связи – телефона, пк, и, соответственно, мессенджеров, электронной почты.
Дополнительные средства применяются не только в личном общении, но и в бизнесе, обучении. Вспомни, что сегодня школы, университеты организуют учебный процесс дистанционнно.
С другой стороны, под интерактивной стороной понимают то, какие роли берут на себя участники общения.
Самая известная схема включает три роли:
- Взрослый. Этот человек умеет брать на себя ответственность за коммуникацию, способен принимать решения. Он не использует во взаимодействии какие-либо игры, не представляет себя в роли жертвы, не стремиться поучать партнеров. Четко понимает, что ему нужно, и что он может сделать для достижения цели.
- Родитель. Человек в этой роли склонен требовать подчинения и послушания, учить, убеждать с позиции умудренного опытом родителя. Он редко объективно оценивает свою роль, как и роль других людей. Его девиз – «надо», при этом отсутствуют какие-либо объяснения и доводы.
- Ребенок. Партнер по общению, играющий роль ребенка, подчиняется желаниям, требует, чтобы окружающие удовлетворили его потребности. Он не хочет адекватно оценивать свои возможности.
Подобную схему взаимодействия можно наблюдать в общении в кругу семьи, с друзьями, на работе.
Но интерактивную сторону можно рассматривать и с точки зрения направленности общения. Продуктивным взаимодействие будет тогда, когда стороны склонны к координации совместных действий. Они вместе настроены на достижение общих целей, уважают интересы друг друга.
Общение может быть основано на конкуренции. Конечно, в голове сразу возникает бизнес-организации, соревнования. Однако конкурировать могут и члены одной семьи – родители и дети, братья и сестры. Пример – ребенок хорошо играет в шахматы, цель папы – доказать, что он играет лучше и может победить.
Если кооперация всегда играет положительную роль, то позиция конкуренции – двоякая.
Третий вид отношений в общении основан на конфликте. Одна или обе стороны сознательно стремятся к ссоре, драме, рассогласованию взаимодействия.
Перцептивная сторона общения
Важным элементом любой коммуникации, обеспечивающим ее успешность, является то, как ты воспринимаешь партнера и саму себя. Говоря языком психологии, это перцептивный компонент.
Процесс взаимодействия нарушается, если ее участники не хотят или не могут услышать, понять друг друга. При этом важно не только быть открытым к другому человеку. Нужно знать себя, видеть, осознавать, как ты себя ведешь, анализировать свои действия.
Восприятию мешает множество факторов; среди них:
- Стереотипы. Например, женщин после 45 часто не хотят брать на работу, считая, что к этому возрасту они теряют желание работать, гибкость мышления и думают больше о семье и болячках. Какой бы умелой она ни была, ей не дают шанса раскрыться.
- Склонность к проецированию. Этот фактор заключается в переносе своего мнения, опыта, ощущений на других людей. Так, ты можешь быть уверена, что если ты в коллеге видишь бессердечного нахала, то и человек, с которым общаешься, воспринимает его также.
- Установки. Возможно, ты настроила себя на то, что какой-то человек – глупый и лживый. Причем установка родилась на основе слов его недругов.
- Желание быстро сделать выводы, не анализируя факты. Ты просто закрываешь глаза на происходящее и игнорируешь очевидное.
Чтобы общение помогало достижению целей, нужно не только уметь говорить и выражать свою точку зрения. Важно уметь видеть, понимать человека, с которым ты взаимодействуешь, сопереживать ему, анализировать происходящее.
Стороны общения в социальной психологии
Есть всего три стороны общения, которые тесно взаимосвязаны между собой: перцептивная, коммуникативная и интерактивная. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной и особой деятельности.
Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.
Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на восприятии друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника
Он расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Другими словами, восприятие собеседника подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками, в результате чего происходит понимание его поведения.
В перцептивные процессы всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим. При планировании контакта каждому беседующему приходится учитывать особенности другого.
Каждый из партнеров стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной этого не происходит. Вследствие дефицита информации люди приписывают другим причины их поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков.
Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом. Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания взаимоотношениям, которые складываются в процессе взаимодействия.
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией в момент общения. В узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями. Все это вместе можно назвать информацией.
Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, налаживание коллективной деятельности. Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.
Это может быть звуковая или текстовая информация. Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают их по-разному из-за возраста, социального статуса, политики, языка.
Это подтверждает тот факт, что коммуникационное взаимодействие представляет собой лишь сторону общения. Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности.
Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения.
Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости. Исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.
Стороны коммуникации — перцептивные, интерактивные, коммуникативные
Стороны связи тесно взаимосвязаны. Всего выделяют три аспектных аспекта коммуникативного взаимодействия индивидов, а именно: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Границы между такими сторонами общения достаточно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиций совместной деятельности и как особой деятельности. Коммуникативное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательный и формальный. Содержательная сторона взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальная – в поведенческой стороне общения, которая реализуется в процессе взаимодействия.
Перцептивная сторона общения
Стороны общения в психологии делятся на перцептивные, так как общение невозможно без взаимопонимания; интерактивный, заключающийся в потребностях индивидов в совместной деятельности, и коммуникативный, представляющий собой обмен информацией.
Перцептивная сторона общения — процесс, выступающий существенной частью общения и основанный на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. По внешнему аспекту поведения субъект как бы «прочитывает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Важную роль в общении играют впечатления, возникающие при взаимодействии. Имеют регулирующую функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка осмыслить ход своих действий и понять стратегию трансформации поведения, в результате чего он выстраивает стратегию собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических особенностей и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, мыслях, способностях, установках и т. д. Кроме того, вырабатывается и представление об отношениях, связывающих объекты и субъекты восприятия. Иными словами, восприятие другого индивида предполагает восприятие его внешних данных, сопоставление их с личностными характеристиками объекта восприятия, в результате чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.
В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены не менее двух личностей, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами самих себя происходит с двух и более сторон, поскольку каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при разработке плана взаимодействия каждому интервьюеру приходится учитывать как потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, так и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров при оценке другого стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно его причин. В повседневной жизни индивидуумы не понимают истинных причин поведения других людей или понимают, но недостаточно. Из-за недостатка информации люди приписывают причины поведения другим индивидам, чтобы дать «разумное» объяснение своим действиям. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост личности и его успешность в деятельности в целом.
Стороны делового общения тесно взаимосвязаны. Умение правильно воспринимать партнера по общению и правильно интерпретировать воспринятую информацию способствует эффективной аргументации, нахождению нужных аргументов, что приводит к разговору.
Основные аспекты коммуникативного процесса используются для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента. Современная социальная психология утверждает, что следует уделять больше внимания аспектным аспектам коммуникативного взаимодействия, связанным с характеристикой! Об отражении и отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия и влияния субъектов общения друг на друга.
Интерактивная сторона общения
Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любого общения зависят от потребности индивидов в совместной деятельности. Коммуникация всегда должна подразумевать определенный результат — модификацию поведения других акторов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе моделей поведения, регулирующих отношения субъектов и образующих определенную систему. О существовании и принятии регулирующих норм поведения в обществе свидетельствует одинаковая реакция общества на определенное действие, отличающееся от действий других. Сфера применения социальных норм достаточно широка — начиная от модели поведения, отвечающей требованиям трудовой дисциплины, гражданского и воинского долга, и заканчивая правилами начального воспитания и вежливости.
Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, способствует одновременной регламентации действий, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и не соответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется по репертуару ролей, сыгранных общающимися субъектами. Под ролью понимается нормативно утвержденная модель поведения, ожидаемая обществом от каждого, занимающего определенное социальное положение. К таким позициям относятся возраст, положение и т. д. Каждая роль, которую играет субъект, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивидуум может играть разные роли (множество позиций), что часто приводит к ролевому конфликту. Взаимодействие актеров, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием эффективности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.
Причины конфликтов в коллективной деятельности могут определяться содержательными и деловыми разногласиями, а также разницей личных и прагматических интересов. В то же время отличительной особенностью конфликтных ситуаций второго рода является эскалация эмоционального напряжения. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию успешного взаимодействия беседы. Смысловым барьером в коммуникативном взаимодействии считается несовпадение смыслов просьб, требований, распоряжений для участников общения, что создает барьер для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Смысловые барьеры приобретают все более значимую роль в педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, разным жизненным опытом, разницей интересов и т. д. Именно поэтому стороны делового общения делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.
Особое значение для субъекта, как правило, имеет связующее звено, соединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее осуществления. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести разный смысл. Поэтому в коммуникативном взаимодействии первостепенное значение имеет умение поставить себя на место другого участника общения.
Коммуникативная сторона общения
В тех случаях, когда под общением понимается обмен информацией, обычно имеется в виду его коммуникативный аспект. То есть в узком смысле это означает, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными идеями, мыслями, интересами, представлениями, настроениями и т. д. Все это вместе можно назвать информацией.
Коммуникацию не следует рассматривать только в контексте отправки и получения информации, так как в ходе коммуникации осуществляется взаимодействие активных субъектов, а не простое перемещение сообщений. Взаимное информирование лиц предполагает установление коллективной деятельности и активный обмен информацией. Важность информации играет существенную роль для всех, кто участвует в общении, при условии, что такая информация принята и понята.
Характер обмена информацией между всеми участниками общения определяется возможностью влиять друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией требует обязательного воздействия на партнера по общению. Коммуникативное воздействие, возникающее при общении, есть не что иное, как психологическое воздействие одного субъекта на другой.
Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией проявляется только при наличии у всех участников взаимодействия общей системы кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, люди нередко понимают их по-разному. Причинами этого могут быть возрастные особенности социальных, политических детерминант.
В контексте коммуникативного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры из-за непонимания самой ситуации взаимодействия. Непонимание может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям относятся социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие восприятий, мировоззрений, мировоззрений. В этом аспекте коммуникативное взаимодействие указывает на то, что оно представляет собой только сторону общения.
При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно будет использовать определение «направленность сигналов». Эта концепция позволяет различать аксиальные и рециальные коммуникативные процессы. Осевой процесс – это направление сигналов одним приемником информации, иначе говоря, отдельным людям. Реальный процесс — это направленность сигналов во многие возможные пункты назначения.
Информация, распространяемая коммуникатором, носит побудительный и констатирующий характер. Побудительный тип сообщений выражается в репликах запрашивающего, командного, рекомендательного характера. Он предназначен для стимулирования определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть разными. В основном побуждением может быть активация, то есть призыв к действию в нужном направлении и, наоборот, интердиция, то есть призыв, не допускающий определенных действий, запрет на определенные действия, а также дестабилизация, то есть , несоответствие или расстройство какого-либо независимого вида деятельности или команды.
Распознающие сообщения выражаются в виде уведомления или любой информации. Они используются в различных образовательных системах и не предполагают прямого преобразования поведения и деятельности, а косвенно способствуют этому. Характер информации может быть разным. Например, критерий объективности варьируется от безразличного тона изложения до включения в формулировку сообщения достаточно очевидных элементов убеждения. Вариация сообщения предопределена коммуникатором — лицом, передающим информацию.
Коммуникативная сторона общения
Структура общения между людьми состоит из интерактивного, коммуникативного и перцептивного аспектов. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действиями, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивное происходит в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими людьми. В этом случае «информация» может рассматриваться как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и т.д.
Каждая из сторон общения требует детального и внимательного рассмотрения.
Без общения просто невозможно общаться. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения очень важна для его участников. Следует отметить, что характер обмена какой-либо информацией через систему знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Иными словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные признаки существенно воздействуют на участников коммуникативного общения. Знаки в общении играют ту же роль, что и орудия труда.
В свою очередь коммуникативная сторона общения может быть вербальной (передача информации посредством речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).
Вербальные средства общения — это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.
Существует мнение, что к словесной категории относят также темп речи, интонацию голоса и другие сопутствующие проявления. Однако, учитывая, что такие факторы могут не только дополнять, но и полностью разрушать прямой смысл сказанного, можно с уверенностью утверждать, что невербальными средствами являются те, которые не являются «словами». Поэтому следует различать следующие невербальные средства общения:
— средства обрезания, т.е. темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и т. д.;
— зоны общения, то есть расстояние, расстояние между участниками общения;
— кинетические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновения к партнеру и др.;
— место и время связи;
— запахи: индивидуальные или окружающие;
— почерк, одежда, аксессуары, волосы и прочее.
Таким образом, психология общения заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Опираясь на мнение психологов, можно утверждать, что человек осмысливает около 10% информации, которой обладает мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.
Обратите внимание, что коммуникативная сторона общения может включать определенные барьеры. Такие барьеры бывают психологическими или социальными. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за непонимания ситуации. Причины этого очень разнообразны. Это могут быть профессиональные, социальные и политические разногласия.