13.04.2025

Когнитивный метод: Когнитивный подход это

Содержание

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы



В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована актуальность исследования. Доказано, что принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития лингвистики, психолингвистики и социолингвистики. Анализируется отечественная и зарубежная литература по проблеме. Обоснована научная новизнаисследования, которая состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Определено, что когнитивный подход позволяет обеспечить эффективное понимание обучающимися реального мира, интеллектуальное развитие, успешную адаптацию к учебным условиям школы.

Ключевые слова: когнитивный подход, начальная школа, обучение.

Введение. Актуальность исследования в том, что модернизация начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) обусловила активизацию научного поиска эффективных путей обучения школьников с использованием инновационных образовательных технологий. Проблема, связанная с поиском путей повышения качества образования, не является новой. Известны многие диссертационные исследования, монографии, статьи, посвященные этой проблеме. Некоторые из них: М. А. Акопова, 2003, С. Б. Велединская, 2008; Г. А. Краснощекова, 2010; Г. А. Петрова, 2008; Л. В. Яроцкая, 2013 и др.

Психическая деятельность ребенка осуществляется во взаимосвязи и взаимовлиянии всех когнитивных функций. На наш взгляд, комплексный анализ уровня когнитивных функций младших школьников даст более полную картину психического развития учащегося и поможет определить такие методы обучения, которые дадут высокие результаты.

Принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития психических познавательных процессов, влияющих на успешность в школьном обучении. Проблемам школьной успеваемости посвящены исследования известных педагогов и психологов: Ю. К. Бабанского, Н. А. Менчинской, Н. И. Мурачковского, JI. C. Славиной, и др., указывающих на необходимость формировать когнитивные процессы: речи, памяти, мышления, восприятия, внимания. Зависимость школьной успеваемости от когнитивного развития выявлена в работах отечественных и зарубежных психологов. Согласно выводам JI. C. Выготского, В. В. Давыдова, А. Р. Лурия, Н. В. Бордовской, А. А. Реана и др., деятельность учителя должна быть ориентирована на развитие высших психических функций школьников.

В реальной практике образовательных организаций выбор инновационных, действенных методов обучения детей осложняется тем, что учитель не может диагностировать или отследить, на каком этапе протекания психического процесса встречаются наибольшие трудности у каждого ребенка. Как следствие, он не может найти внутреннюю причину, а значит и методы коррекции.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что когнитивный подход эффективен в обучении школьников.

В связи с чем, целью исследования стало поиск и обоснование принципов реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Решались задачи:

‒ обосновать в качестве методологической основы принципы когнитивного подхода;

‒ провести анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования;

‒ аргументировать теоретические и практические основания реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе;

‒ сформулировать принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципов когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

А. А. Шакирова выделяет следующие когнитивные принципы: принцип использования внутренней мотивации; принцип автоматизации речевых единиц; принцип использования личного вклада школьника [5].

Характерной особенностью реализации когнитивных принципов является адекватная система контролей: первичного, текущего, итогового. В данном случае имеется в виду контроль знаний по всем предметам.

Реализация принципов когнитивного подхода при обучении обучающихся в начальной школе базируется на методах обучения.

Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Концепция когнитивного подхода в обучении основана на использовании эмоций, движения и специальных инструментов нейрообразования, способствующих развитию когнитивных способностей каждого ребенка. Нейропсихология и социолингвистика — часть когнитивного развития человека.

Когнитивное обучение — это приобретение знаний посредством изучения или опыта. Под концепцией когнитивного обучения подразумевают происходящие в организме при получении новой информации процессы, начинающиеся в органах чувств, идущие через когнитивную систему и завершающиеся ответной реакцией на производимый информацией эффект [6].

Методы реализации когнитивного подхода и участники эксперимента

В эксперименте приняли участие обучающиеся начальных классов МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области.

Методы когнитивного подхода: матричный метод, в результате использования которого мозг ребенка структурируется для поиска нужной информации.

Коммуникативный метод, в результате использования которого, навыки развиваются в процессе живого общения во время урока.

Метод с использованием электронных образовательных ресурсов: прослушивание и повторение, решение проблемных вопросов, проблемных задач и проблемных ситуаций, а компьютерная программа правильность выполнения заданий.

Метод погружения в изучаемую среду или практические занятия вне класса. Чаще это предмет «Окружающий мир», «Физическая культура», уроки «Технология».

Натуральный метод, относящийся к когнитивному подходу, нацелен на развитие устной и письменной речи. Эффективность этого метода может быть в том случае, если на уроках отводится время для самостоятельного поиска решений и проговаривание конечного результата.

Вывод ребенок делает самостоятельно, в обсуждение может вступать весь класс.

Педагогический коучинг — это развитие навыков взаимодействия друг с другом. Упражнения такого уровня используются во внеурочное время, при проведении классных часов, при подготовке к олимпиадам, в проектной и исследовательской деятельности.

Обсуждение результатов

Исследование началось в сентябре 2017 года в первом классе, продолжается в этом классе в 2018 году. С сентября 2018 года к эксперименту был подключен первый класс, набранный для обучения с сентября месяца 2018 года. То есть сейчас проходит одновременно в первом и втором классе.

Чем привлекает обучающихся когнитивный подход, было выявлено при опросе родителей и их детей, при проведении игры «Что для меня наивысшая ценность?», в процессе включенного, научного и невключенного наблюдения. Некоторую помощь в исследовании педагоги получали от педагога-психолога, когда требовалось индивидуальное изучение конкретного ученика.

За полтора года эксперимента реализации когнитивного подхода к обучению в начальной школе было выявлено:

‒ мотивационно-потребностная сфера обучающихся отличается осознанным изучением предметов, желанием узнавать, учить, исследовать;

‒ формирование картины мира и развитие познавательной активности целенаправленно;

‒ связь между стимулом и учебным поведением связана с мотивом достижения успеха;

‒ эффективно обучение методом открытия, при котором ребенок изучает, интересуется, запоминает, соотносит различные понятия и адаптирует их к своей когнитивной схеме;

‒ имитация, как инструмент когнитивного подхода дает мощный потенциал обучающимся, так как при когнитивном процессе задействованы зеркальные нейроны;

‒ учебная деятельность младших школьников отличается стеническими эмоциями, стимулирующими и активизирующими познавательную активность;

‒ метакогнитивные стратегии при когнитивном подходе дают возможность обучающемуся познать самого себя, свои способности и навыки, чтобы понять, как лучше учиться в зависимости от ситуации.

Выводы. Реализация когнитивного подхода к обучению в начальной школе позволяет создавать условия для понимания каждым обучающимся информации по предметам.

Когнитивный подход направлен на формирование критического мышления, предметного мышления, образного мышления, знакового и символического мышления. На уроках отрабатываются группы умений, необходимых для восприятия и переработки учебной информации.

Когнитивный подход в обучении предполагает развитие мыслительной деятельности обучающихся.

Заключение.

Предпринятое исследование направлено на решение проблемы рационализации процесса обучения реализуя принципы когнитивного подхода.

Новое время выдвигает новые требования к подготовке школьников всех ступеней школьного обучения, обеспечивая их академической мобильностью и практическими навыками.

В статье обоснованы принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Когнитивность обеспечивает реализацию когнитивно-познавательных механизмов и позволяет актуализировать сознательные формы и методы организации образовательной деятельности.

Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ Под ред. Цветковой Л. С. М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2001.-272с.- ISBN 589502–217–0 (МПСИ).
  2. Аржакаева, Т.А., Вачков, И.В., Попова, А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./ Под ред. И. В. Вачкова М.: Издательство «Ось-89», 2004.-168с. — ISBN 5–86894–853-Х.
  3. Лурия, А. Р. Современная нейропсихология. М.: Изд-во МГУ., — 1982–465 с.
  4. Осипова, В. В. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка». Учебно-методическое пособие. Брянск: Ладомир, 2008. — 112 с. — ISBN 978–5-91516–004–9.
  5. Шакирова А. А. Принципы обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18324 (дата обращения: 17.11.2018).
  6. Typical Day of A UCLA Medical Student // Prospective doctor. [Electronic resource]. — Mode of access: http://prospectivedoctor. com/articles/item/290-typical-day-of-a-uclamedical-student. — Date of access: 17.11.2018.

Основные термины (генерируются автоматически): когнитивный подход, начальная школа, обучение школьников, когнитивное обучение, метод обучения, познавательная активность, принцип использования, принцип реализации, школьная успеваемость, школьное обучение.

Когнитивная терапия (ознакомление с сутью метода)

Рыжаков Борис Анатольевич

Психотерапевт

Когнитивная терапия одно из наиболее распространенных и эффективных направлений современной психотерапии. Этот метод основан на трансформации наших неадекватных эмоций в адекватные. Как это происходит?

Многие из наших соматических и все психологические нарушения являются следствием неадекватных отрицательных эмоций. Таких как депрессия, гнев, страх, стыд, вина, тревога, ревность, обида. Их появление прерывает нашу продуктивную деятельность и нарушает нашу способность к общению. К сожалению, такие эмоции не проходят быстро и терзают нас длительное время.

В противоположность им существуют адекватные эмоции в том числе и отрицательные, например: грусть, раздражение, озабоченность, огорчение, сожаление. Они не оказывают деструктивного воздействия на нашу способность взаимодействовать с окружающим миром, а также не грозят нам неврозами и психосоматическими заболеваниями. Стоит не забывать, что эмоции определяются нашими мыслями. Задача психотерапевта сделать так, чтобы у пациента были рациональные мысли с адекватными эмоциями. Как этого добиться? Необходимо выявить иррациональные мысли, подвергнуть их критическому анализу и заменить их на рациональные. Психотерапевт поможет вам закрепить это систематическими тренировками.

Количество необходимых сеансов когнитивной терапии определяется тяжестью и сложностью состояния пациента. Занятия проводятся с частотой 1 раз в 2-3 недели.

В каких случаях применяется когнитивная терапия?

  • депрессия (в том числе и среднетяжелая, которая ранее была излечима только в условиях психиатрических стационаров с применением антидепрессантов)
  • тревога (в том числе паническая)
  • различные виды социофобии (страх сцены, страх публичных выступлений, боязнь экзаменов)
  • химические зависимости (включая алкоголизм и наркоманию)
  • расстройства приема пищи (особенно переедание)
  • навязчивые мысли и действия, навязчивые воспоминания после тяжелого стресса
  • хронический болевой синдром

и многие другие состояния и синдромы.

Когнитивная терапия как метод обладает массой преимуществ. Она является научно ориентированным направлением, то есть имеет под собой солидную базу в виде последних достижений психологии и нейрофизиологии. Результаты лечения могут быть проверены при помощи специальных тестов.

Когнитивная терапия имеет серьезную структуру лечения, состоящую из последовательных шагов с получением обратной связи от пациента. В рамках процесса лечения взаимоотношения пациент – психотерапевт строятся на основе взаимного уважения. По данным многолетних исследований пациенты, прошедшие курс лечения когнитивной терапией добивается успеха даже в тех областях, которые ранее считал для себя закрытыми. Это значит, что достигается стойкий эффект от лечения, не являющийся лишь симптоматическим (временным) улучшением. При необходимости когнитивную терапию можно осуществлять в сочетании с приемом лекарственных препаратов.

Когнитивный подход (психология): определение и примеры

Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы могли воспроизводить свои мысли на экране? Это было бы мечтой для когнитивных психологов! Представьте, если бы психические процессы было так же легко наблюдать, как и поведение.

  • Сначала мы дадим определение когнитивному подходу.
  • Далее мы рассмотрим различные предположения когнитивного подхода.
  • Затем углубитесь в сильные и слабые стороны когнитивного подхода.
  • Рассмотрим несколько примеров когнитивного подхода из реальной жизни.
  • Наконец, мы также рассмотрим важность когнитивно-поведенческого подхода.

Психология когнитивного подхода

Рассматривая, например, психологию агрессивного поведения, психологи рассматривают только поведение в ответ на событие? А как же мысли, сопровождавшие агрессию? Одним из психологических подходов, делающих упор на внутренние психические процессы, является когнитивный подход.

Рис. 1 Когнитивный подход показывает, как внутренние процессы влияют на поведение.

Когнитивный подход в психологии фокусируется на том, как люди понимают, воспринимают, организуют и используют информацию.

Когда в начале двадцатого века в психологии доминировал бихевиоризм, акцент на наблюдаемом поведении затруднял исследование познания, что приводило к неудовлетворенности этим подходом. Это недовольство в сочетании с развитием компьютеров в 1960-х годах привело к появлению когнитивного подхода в психологии.

Исследование внутренних психических процессов

Когнитивные психологи считают, что внутренние психические процессы лежат в основе поведения, и подчеркивают ценность проведения эмпирических исследований этих трудно наблюдаемых процессов.

Внутренние психические процессы , такие как память, восприятие, рассуждение и язык, представляют собой умственную деятельность по обработке информации, влияющей на поведение.

Когнитивный подход объясняет поведение человека как подверженное в основном внутренним психическим процессам. Используя когнитивный подход, психологи изучают эти психические процессы, чтобы лучше понять, как мы принимаем решения, решаем проблемы, создаем идеи, запоминаем информацию и используем язык, которые связаны с нашим поведением.

Чтобы проиллюстрировать изучение внутренних психических процессов в когнитивной психологии, вот пример известного исследования восприятия Саймонса и Шабри (1999).

Целью эксперимента было проверить различия в восприятии и внимании. Исследователи попросили двести двадцать восемь участников посмотреть четыре видеоролика, в которых две команды баскетболистов передают друг другу оранжевый баскетбольный мяч.

Одна группа была в белых футболках, а другая в черных.

Участникам было предложено подсчитать количество передач в двух условиях:

  1. Подсчитывать только количество бросков.
  2. Подсчитайте броски и отскоки между каждым игроком.

Исследователи представили участникам либо прозрачное, либо непрозрачное видео. На видео также были показаны женщина с зонтиком или мужчина в костюме гориллы.

В прозрачном видео игроки казались прозрачными. Исследователи разделили испытуемых на две группы: первая группа смотрела прозрачное видео, а другая — непрозрачное.

После презентации участники записали свой подсчет и отметили, заметили ли они что-нибудь необычное.

Результаты показали, что только 54% ​​заметили неожиданное событие. Неожиданное событие было более заметно на непрозрачных видео, а более сложная задача мешала участникам поймать неожиданное событие.

Исследователи пришли к выводу, что невнимательность заставляет нас не осознавать определенные визуальные стимулы.

Возникновение когнитивной нейронауки

Мы видели пример того, как когнитивная психология использует поведенческие данные (например, результаты выполнения умственных задач) для изучения когнитивных процессов, таких как восприятие. Однако эти подходы довольно косвенны.

За последние годы произошли значительные изменения в сборе прямых данных о внутренних психических процессах. С развитием машин для сканирования мозга расширились и возможности поиска биологической основы внутренних психических процессов.

Это способствовало формированию когнитивной науки в 1956 году, за которым последовало признание неврологии в качестве дисциплины в 1971 году. Попытки сократить разрыв между когнитивной наукой и нейронаукой привели к появлению когнитивной нейробиологии.

Когнитивная неврология сочетает в себе анализ активности мозга и поведения, чтобы понять когнитивные функции человека с использованием методов визуализации мозга, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ).

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — это метод, позволяющий получить представление об активности активированных областей мозга во время умственной задачи.

Несмотря на невероятное развитие методов визуализации мозга, оно не лишено ограничений. Одним из ограничений методов визуализации мозга является то, что они не показывают, помогают ли определенные области мозга выполнять задачу.

Активация некоторых областей мозга может быть вызвана стимуляцией, не относящейся к деятельности. Он может только указывать на связь между поведением и активностью мозга.

Память и роль схемы

Память — одна из основных областей когнитивной психологии. Исследования с помощью когнитивного подхода привели к существенным открытиям в области памяти и роли схемы.

Есть несколько способов, которыми когнитивный подход объясняет память:

  1. Наша память состоит из различных хранилищ, кратковременной и долговременной памяти, как это предложено в модели с несколькими хранилищами памяти по Аткинсону и Шиффрин (1968).
  2. В подходе уровней обработки (LOP) Крейка и Локхарта (1972) память является продуктом обработки информации, для которой существует три уровня: структурная обработка (например, расположение слов), фонетическая обработка (например, звучание слов) и семантическая обработка (например, значение слов). Этот подход фокусируется на том, насколько хорошо мы запоминаем информацию в зависимости от уровня обработки.
  3. Когнитивный подход также объясняет память, рассматривая ее реконструктивный аспект. Объяснение реконструктивной природы памяти делает акцент на том, что происходит во время хранения и извлечения памяти. Bartlett (1932) предположил, что память подвергается реконструкции под влиянием нашей схемы.

Схемы — это наша внутренняя система знаний о мире, которая указывает нам, чего ожидать и на что реагировать в окружающей среде.

Роль схем:

  • Чтобы помочь нам предсказать события в повседневных ситуациях (например, что происходит в школе).
  • Для создания смысла, когда мы что-то читаем или слушаем.
  • Для помощи в процессе зрительного восприятия.

Например, вы не уверены, изображено ли на фотографии облако или перо, но когда вы видите его на фоне неба, вы понимаете, что это облако, похожее на перышко. Активация схемы (неба) позволяла вам воспринимать ее как облако.

Предположения когнитивного подхода

Мы видели, как когнитивный подход в психологии выдвинул на первый план научные исследования внутренних психических процессов. В этом разделе мы рассмотрим основные предположения когнитивного подхода.

  • В когнитивной психологии подход предполагает, что возможны эмпирические исследования внутренних психических процессов.
  • В когнитивной психологии подход также предполагает, что разум работает подобно компьютеру.
  • Когнитивный подход в психологии утверждает, что люди являются обработчиками информации, где происходит ввод, хранение и поиск данных.
  • Когнитивный подход в психологии также утверждает, что внутренние психические процессы приводят к поведению.
  • Когнитивный психолог считает, что наши схемы влияют на наши внутренние психические процессы.

Мы видели, как когнитивные психологи измеряют точность и эффективность, чтобы делать выводы о внутренних психических процессах. Кроме того, когнитивный подход в психологии также использует теоретические и компьютерные модели для объяснения внутренних психических процессов.

Вывод состоит в том, чтобы сделать логический вывод из различных источников (например, теоретических моделей) и фактов (например, результатов исследования).

Использование теоретических и компьютерных моделей

Когнитивная психология использует модели, чтобы делать предположения о том, как работает разум, а затем, в свою очередь, проводит эксперименты для проверки этих предположений. Когнитивные психологи используют модели для объяснения своих выводов, если результаты подтверждают предсказания модели.

Существует два вида моделей теоретические и компьютерные модели.

Теоретические модели — это вербальные теории, пытающиеся объяснить психические процессы, которые могут быть расплывчатыми. И компьютерные модели представляют собой запрограммированные теории (через компьютерные программы) психических процессов, которые могут быть более точными, чем теоретические модели.

Каким образом когнитивный подход делает выводы о человеческом познании, используя теоретические модели? Вот пример использования модели рабочей памяти.

Согласно Baddeley и Hitch (1974), центральный исполнительный компонент управляет вниманием, но точная природа этого компонента остается неясной. Чтобы лучше понять возможности центрального исполнительного органа, мы можем сделать прогнозы, используя предположения модели. Одно из предположений состоит в том, что у центрального исполнителя есть небольшое хранилище.

Hitch и Baddeley (1976) предсказали, что одновременное выполнение теста на вербальное мышление и запоминание шести случайных цифр будет включать центральный исполнительный орган, что может повлиять на выполнение теста на вербальное мышление. Результаты соответствовали модели.

Как видите, они не наблюдали непосредственно за центральным исполнителем, а только делали выводы на основе теоретической модели. Модель рабочей памяти смогла объяснить их выводы.

Как компьютерные модели делают выводы о психических процессах? Давайте посмотрим на Newell’s and Simon’s (1972) General Problem Solver , одну из первых компьютерных моделей в когнитивной психологии. Они разработали программу, собрав устные отчеты и закодировав в программе определенный подход к решению проблем. Тестирование программы показало, что общий решатель проблем и люди работают одинаково при решении проблем.

Результаты также показали, что люди используют простые стратегии для решения проблем, что было одним из предположений компьютерной программы. Еще один интересный результат заключается в том, что модель лучше запоминает предыдущие результаты решения проблемы, но плохо справляется с планированием будущих действий.

Когнитивный подход: сильные и слабые стороны

В этом разделе обсуждаются сильные и слабые стороны когнитивного подхода.

Ниже приведены сильные стороны когнитивного подхода:

  • Когнитивный подход использует научные и контролируемые эксперименты, которые дают надежные результаты и могут быть воспроизведены, например, результаты МРТ.
  • Когнитивный подход обеспечивает практическое применение для понимания внутренних психических процессов, таких как схемы.

Схемы могут помочь нам понять, например, как воспоминания очевидцев могут быть искажены и стать недействительными.

  • Изучение когнитивных процессов помогает нам понять некоторые психологические состояния, такие как депрессия. Бек (1967) предположил, что негативные схемы (концепция когнитивного подхода) о себе, мире и будущем вызывают депрессию.
  • Этот подход поддерживает применение когнитивно-поведенческой терапии для эффективного лечения таких состояний, как депрессия.

Ниже перечислены недостатки когнитивного подхода:

  • Когнитивный подход критикуют за сведение человеческой деятельности к компьютерному уровню и игнорирование роли эмоций или чувств, которые могут влиять на результаты поведения. Например, согласно Yerkes & Dodson (1908), тревога может влиять на наше понимание событий и память.
  • Он игнорирует генетические факторы, вызывающие определенные психические расстройства, такие как шизофрения. Таким образом, он считается редукционистским, поскольку чрезмерно упрощает объяснение поведения и сводит его к одному компоненту.
  • Использование лабораторных экспериментов снижает экологическую обоснованность подхода, поскольку участники проходят сложные испытания в искусственной среде.

Примеры когнитивного подхода

Благодаря более глубокому пониманию и пониманию внутренних психических процессов когнитивный подход обеспечивает практическое применение:

Рис. 2 Когнитивный подход применяется в образовательных учреждениях.

Концепции модели и схемы обработки информации помогли улучшить стратегии обучения и преподавания в образовательных учреждениях. Учителя могут использовать когнитивный подход, чтобы улучшить понимание и запоминание информации, а также сделать обучение более значимым, связывая новую информацию с ранее изученным материалом.

Когнитивный подход может также дать представление о надежности свидетельских показаний, помогающих в работе полиции, таких как когнитивные допросы.

Когнитивное интервью — это метод интервью, который помогает восстановить воспоминания очевидцев, чтобы уменьшить влияние интервьюера.

Это включает в себя мысленное воссоздание обстановки, в которой произошло преступление, или возвращение в исходное место для улучшения извлечения воспоминаний.

Когнитивно-поведенческий подход

Другим значительным развитием когнитивного наблюдения является когнитивно-поведенческий подход или когнитивно-поведенческая терапия. Аарон Бек разработал этот тип подхода в 19 веке.60-е годы. Когнитивная поведенческая терапия помогает людям изменить свое поведение, исследуя свои мысли и чувства, а затем проверяя эти мысли и чувства.

Когнитивно-поведенческий подход признает три элемента познания, которые играют роль в психологических расстройствах:

  • Автоматические мысли относятся к немедленным мыслям или восприятию события, которое влияет на эмоции и поведение.
  • Когнитивные искажения — это способы мышления, которые обычно приводят к неправильным выводам, таким как эмоциональные рассуждения, чрезмерное обобщение или катастрофизация.
  • Основные убеждения — это наши схемы, которые влияют на то, что мы думаем о событии.

Катастрофизация — это когда вы думаете о худшем, что может произойти, каким бы маловероятным оно ни было, или когда вы видите ситуацию хуже, чем она есть.

Когнитивный подход – основные выводы

  • Когнитивный подход поддерживает научное изучение внутренних психических процессов.
  • Когнитивный подход предполагает, что наш мозг обрабатывает информацию подобно компьютерной системе с вводом-хранением-обработкой-выводом.
  • Схемы — это наша внутренняя система знаний о мире, которая указывает нам, чего ожидать и на что реагировать в окружающей среде.
  • Когнитивная неврология объединяет активность мозга и анализ поведения для понимания человеческого познания.
  • Когнитивная психология использует эксперименты для проверки предположений теоретических и компьютерных моделей психических процессов.

Когнитивная теория обучения: преимущества, стратегии и примеры

Теории обучения

Это руководство дает четкое представление о том, как когнитивное обучение может положительно повлиять на вашу жизнь в корпоративной среде.

Обучение когнитивному обучению сотрудников организаций расширяет и укрепляет их опыт в решении более сложных задач.

Узнайте:

  • Что такое когнитивное обучение?
  • Компоненты когнитивного обучения
  • Когнитивные теории обучения
    1. Когнитивная теория обучения
    2. Теория социального познания
    3. Когнитивно-поведенческая теория
  • Преимущества когнитивного обучения
  • Когнитивные стратегии обучения
  • Примеры когнитивного обучения

Что такое когнитивное обучение?

Когнитивное обучение — это активный стиль обучения, направленный на то, чтобы помочь вам научиться максимально использовать потенциал своего мозга. Это облегчает вам соединение новой информации с существующими идеями, тем самым углубляя вашу память и способность к запоминанию.

Способность ментальных процессов мозга поглощать и сохранять информацию посредством опыта, чувств и мыслей известна как познание .

Работодатели должны обучать сотрудников когнитивному обучению — организация, сотрудники которой обладают сильными когнитивными навыками, скорее всего, добьется успеха.

Хорошо обученные и полностью вовлеченные сотрудники способны быстро учиться и быть высокопродуктивными, выполняя множество сложных задач без необходимости в супервайзере.

Существует молодая отрасль психологии, известная как когнитивная психология. Это изучение внутренних процессов человека.

Это процессы, происходящие в вашем мозгу, такие как мышление, внимание, обучение, решение проблем, восприятие и другие.


Компоненты когнитивного обучения

Традиционное обучение в основном направлено на запоминание, а не на достижение мастерства в конкретном предмете.

Ниже перечислены основные аспекты когнитивного обучения:

1.
Понимание

Чтобы когнитивное обучение было эффективным и приносило вам пользу, в первую очередь нужно понять, почему вы изучаете конкретный предмет.

2. Память

Когнитивное обучение препятствует зубрежке информации, что очень неэффективно в обучении. Глубокое понимание предмета улучшает вашу способность связывать новые знания с предыдущим опытом или информацией.

3. Приложение

Стратегии когнитивного обучения помогают применять новую информацию или навыки в жизненных ситуациях. Они поощряют вас, поскольку вы продолжаете развивать навыки решения проблем.


Когнитивные теории обучения

Когнитивные теории обучения

Когнитивные теории обучения объясняет, как внутренние и внешние факторы влияют на психические процессы человека, дополняя обучение.

Задержки и трудности в обучении наблюдаются, когда когнитивные процессы не работают регулярно. Это такие процессы, как внимание, наблюдение, извлечение из долговременной памяти и категоризация.

Несколько исследователей внесли значительный вклад в эту теорию. Джером Брунер сосредоточился на том, как психические процессы связаны с обучением.

Другой исследователь по имени Жан Пиаже признал, что окружающая среда играет огромную роль, и также сосредоточился на изменениях, происходящих во внутренней когнитивной структуре. Подробнее о теории когнитивного развития Пиаже вы можете прочитать в нашей предыдущей статье.

Сегодня в психологии доминирует теория когнитивного обучения. Он разбит на две категории.

Эта теория помогает нам понять, как люди влияют на окружающую среду.

Одним из основных компонентов социальной когнитивной теории является обучение через наблюдение. Это процесс изучения желательного и нежелательного поведения других посредством наблюдения.

Это быстрый способ получения информации, когда вы действуете индивидуально. Человек, который демонстрирует поведение для другого человека, известен как модель.

Это могут быть реальные люди, такие как учителя, наши коллеги и руководители, или символические модели, также известные как вымышленные персонажи, которые влияют на поведение наблюдателя.

Обучение через наблюдение учит людей как положительному, так и отрицательному поведению. Например, менеджер в компании может научить сотрудников тому, как они должны вести себя этично и быть социально сознательными при взаимодействии и общении с грубыми клиентами. Кроме того, менеджер может также обучать своих сотрудников различным процедурам, которые они могут предпринять в случае пожара или других опасных сценариев с низкой вероятностью.

Когнитивно-поведенческая теория

Эта теория в основном относится к нашим психическим процессам, таким как наши мысли и интерпретации жизненных событий.

Он объясняет, как мысли, чувства и поведение человека взаимодействуют друг с другом. Мысли приводят к определенным эмоциям, которые, в свою очередь, приводят к определенным поведенческим реакциям.

Когда мы меняем наши мысли, мы можем изменить наши эмоции, а затем и наше поведение. Это также работает и в обратном направлении, когда изменение нашего поведения приводит к изменениям в наших чувствах и, в конечном счете, в наших мыслях.

Возьмем пример разработчика, который сталкивается с проблемой в какой-то сфере и автоматически сразу считает, что задача для него сложная. Работник, скорее всего, автоматически негативно отнесется к этой конкретной задаче, и его производительность, скорее всего, будет низкой.


Преимущества когнитивного обучения

Ниже перечислены основные положительные эффекты когнитивного обучения:

1. Улучшение обучения

Теория когнитивного обучения способствует обучению на протяжении всей жизни. Рабочие могут опираться на предыдущие идеи и применять новые концепции к уже существующим знаниям.

2. Повышает уверенность

Сотрудники становятся более уверенными в подходе к задачам, поскольку они глубже понимают новые темы и приобретают новые навыки.

3. Улучшает понимание

Когнитивное обучение улучшает понимание учащимися новой информации. Они могут развить более глубокое понимание новых учебных материалов.

4.
Улучшает навыки решения проблем

Когнитивное обучение дает сотрудникам навыки, необходимые им для эффективного обучения. Таким образом, они могут развивать навыки решения проблем, которые они могут применять в сложных задачах.

5. Помогите быстрее освоить новое

Благодаря опыту обучения сотрудник сможет перерабатывать и использовать те же методы обучения, которые работали ранее. Это поможет им намного быстрее изучать новые вещи, поскольку они уже знают, что работает для них, когда дело доходит до получения новых знаний.

6. Учит формировать формирование понятий (мыслить абстрактно)

Когнитивное обучение может также научить ваших сотрудников формировать ряд различных понятий, таких как легкое восприятие и интерпретация информации, которые могут повысить творческий потенциал и привести к инновациям на рабочем месте.


Стратегии когнитивного обучения

Несколько психологов сформировали концепцию когнитивного обучения посредством исследований. Они придумали теории и стратегии обучения, которые можно реализовать в корпоративной среде обучения.

Стратегия, ориентированная на учащегося

Жан Пиаже назвал обучение отношением информации к уже существующим знаниям. И каждый ученик начинает со своими знаниями и опытом.

Согласно его теории, обучение начинается с накопления некоторых базовых знаний и со временем углубляется в область.

Пиаже предложил три жизненно важных компонента обучения:

  • Приспособление – учет новой информации путем изменения того, что мы уже знаем.
  • Ассимиляция – расположение новых знаний в наших головах рядом с тем, что мы знаем.
  • Уравновешивание — балансирование того, что мы уже знаем, с новой информацией, которую мы пытаемся получить.

Каждая компания должна разработать свои программы обучения с персонализированным подходом к обучению, чтобы вовлечь своих сотрудников в достижение лучших результатов.

Для этого специалисты в области обучения и развития должны сосредоточиться на следующих моментах:

  • Разработать и внедрить свои программы на основе уже имеющихся знаний.
  • Приведите больше аналогий, чтобы связать новые знания с уже существующими.
  • Разделите учебные материалы на этапы и поддерживайте логическую последовательность преподаваемых уроков.
  • Приведите примеры или практические задания, показывающие, как новая информация или принципы могут соединиться с предыдущими знаниями или расширить их.
  • Поощряйте вопросы и комментарии стажеров.

Стратегия осмысленных переживаний

Дэвид Осубел провел четкое различие между осмысленным обучением и зубрежкой.

По его словам, материал, который был тесно связан с тем, что знал учащийся, имел смысл и всегда оказывался эффективным.

Учащимся с соответствующими базовыми знаниями легче добавлять новую информацию.

Во время обучения учащихся в организации:

  • Следует делать упор на значимость каждого занятия для поставленной задачи.
  • Важна справочная информация о новом материале.
  • Новую информацию следует внушать учащимся последовательно, чтобы опираться на уже понятое.

Стратегия «Обучение посредством открытий»

Джером Брунер — психолог, который построил свою теорию на основе теории когнитивного развития Пиаже, в которой основное внимание уделялось обучению посредством открытий.

Его теория определила три стадии когнитивной репрезентации: активную, иконическую и символическую. Инактивный определяет представление знаний посредством действий, иконический представляет собой визуальное обобщение изображений, а символический представляет собой использование слов и символов для описания опыта.

Изучая когнитивное обучение детей, он предположил, что им следует разрешить самостоятельно находить информацию. Он считал, что учащиеся повторяют ранее изученный материал, даже когда они получают новые знания.

Его интерпретация теории когнитивного обучения в корпоративной среде может быть представлена:

  • Позволить сотрудникам осваивать новые навыки и получать новые знания, выполняя новые задачи и задачи.
  • Предложите стажерам решить реальные проблемы, с которыми сталкивается ваша организация.

Индивидуальная стратегия обучения

Все эти стратегии можно объединить в один индивидуальный подход к обучению. Каждый ученик уникален и имеет свой собственный опыт, знания и восприятие. Это может сильно повлиять на то, как они интерпретируют и потребляют новую информацию.

Создание опыта обучения, подходящего каждому человеку на основе его собственных знаний, значимых для его роли, который побуждает их находить новые решения, может привести к отличным результатам и повысить их общую производительность.

Специалисты по обучению и развитию должны попытаться организовать учебную среду, чтобы сотрудники могли учиться в своем собственном темпе и с различными возможностями обучения.

Распространенной практикой последних лет для создания персонализированного обучения является использование современных технологий: рекомендации ИИ, траектории обучения, машинное обучение, обработка естественного языка.

Например, цифровой помощник по обучению может распознавать навыки сотрудников, чему они уже научились, и автоматически предлагать им, что им следует изучать дальше. Причина, по которой такие современные технологии необходимы для развития сотрудников, заключается в том, что они могут предоставить необходимую им информацию, даже не предвидя ее необходимости. В целом, это фантастический инструмент, который может обеспечить лучшее обучение сотрудников и, в конечном итоге, повысить производительность.

Кроме того, компания может сэкономить значительное количество ресурсов с помощью помощника по обучению, поскольку он может сделать учебную среду вашей организации безупречной, даже если требуется масштабируемость.

Кроме того, имея неограниченный доступ к целому ряду ресурсов компании, два сотрудника не должны учиться или проходить один и тот же процесс обучения, поскольку они могут выбирать то, из чего они хотят учиться.


Примеры когнитивного обучения

Теперь у вас есть четкое представление о том, что означает когнитивное обучение. Ниже приведены различные примеры когнитивного обучения.

1. Явное обучение

Это происходит, когда вы намеренно ищете знания, чтобы попытаться освоить новый навык или процесс, которые могут быть жизненно важны для вашей работы. Это требует от вас быть внимательным и предпринимать действия для приобретения знаний.

Примером явного обучения может быть прохождение углубленного курса по редактированию видео, чтобы понять функциональность программного обеспечения, чтобы иметь возможность использовать его надлежащим образом для нужд вашей работы.

2. Неявное обучение

Иногда вы пассивно получаете новые знания и изучаете новые навыки. Это известно как неявное обучение , когда вы не осознаете весь процесс, пока не поймете, что сохранили что-то новое.

Этот тип обучения может происходить, когда вы работаете, разговариваете или ведете свою обычную жизнь.

Быстро печатать, не глядя на клавиатуру, — хороший пример неявного обучения, которое со временем приходит автоматически.

3. Осмысленное обучение

Осмысленное обучение — это когда вы способны получать новую информацию и соотносить ее с прошлым опытом.

Это связано с тем, что этот подход к когнитивному обучению учит сотрудников формировать передаваемые навыки решения проблем, которые можно применять в других областях.

Примером осмысленного обучения является ситуация, когда вы работаете в сфере закупок и решаете пройти курс повышения квалификации в своем отделе, чтобы углубить свое понимание предмета.

4. Открытое обучение

Это происходит, когда вы активно ищете новые знания, исследуя новые концепции, процессы и предметы.

Например, если кто-то поставил задачу вычитать конкретный отчет, и ему нужно использовать определенный инструмент, такой как Grammarly, используя этот инструмент вместе с руководствами, это заставит их изучить функции и возможности инструмента через открытие.

5. Рецептивное обучение

Лекции, на которых вы сидите в группах, а докладчик передает аудитории информацию по конкретному предмету, являются примером рецептивного обучения. Это требует, чтобы учащийся был активным, задавая вопросы и делая короткие заметки.

Во время обучения на рабочем месте этот тип обучения очень удобен, когда вы получаете более глубокое понимание новой информации, будучи активными и реагируя на говорящего.

6. Неассоциативное обучение (привыкание и сенсибилизация)

Это тип обучения, который позволяет людям адаптироваться к чему-либо, часто сталкиваясь с этим.

Когда устраиваешься на новую работу на фабрике, где много шумных машин, первые несколько дней это раздражает, но потом ты учишься с этим жить. Это известно как привыкание.

Сенсибилизация — это наоборот, когда ваша реакция на что-то усиливается, если вы часто сталкиваетесь с этим.

Этот тип обучения происходит в ваших типичных жизненных и рабочих ситуациях. Работа в офисе учит вас лучше реагировать на такие вещи, как телефонные звонки.

7. Эмоциональное обучение

Развитие эмоционального интеллекта имеет решающее значение для поддержания дружеских отношений с друзьями на работе и в жизни.

Эмоциональное обучение помогает людям научиться управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других.

Работодатель должен контролировать свои эмоции, чтобы вежливо обращаться с клиентами и начальством.

8. Экспериментальное обучение

Наш жизненный опыт — лучший урок.

Общение с другими людьми всегда учит вас некоторым ценным жизненным урокам. То, что вы узнаете, зависит от того, как вы это интерпретируете.

Например, стажер учится, следя за опытным старшим работодателем, чтобы набраться опыта. Он приобретает новые навыки, которые имеют отношение к его сфере деятельности.

9. Обучение через наблюдение

Одним из важных компонентов социальной когнитивной теории является обучение через наблюдение.

Это удобно среди сотрудников, так как в основном предполагает подражание навыкам коллег и начальства.

Наблюдение за друзьями или коллегами по работе — эффективный способ освоить новый навык.

Ваш успешный менеджер на работе может помочь вам улучшить свои лидерские качества, если вы примете и будете практиковать его привычки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *