28.04.2024

Когнитивно бихевиоральные принципы коррекции поведения: Когнитивно-бихевиоральное направление — Психологос

Содержание

Когнитивно-бихевиоральное направление — Психологос

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха.

Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходят из того, что:

Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление — от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда — ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно. См.→

Психотерапевтические подходы внутри когнитивно-поведенческого направления

Основными подходами в когнитивно-поведенческом направлении являются:

  • Когнитивная терапия Аарона Бека
  • консультирование по жизненным умениям Ричарда Нельсон-Джоунса
  • мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса
  • психолингвистический метод Геннадия Шичко
  • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса
  • социально-когнитивный подход Альберта Бандуры
  • терапия поведением Михаила Покрасса

Смотри →

6 эффективных упражнений когнитивно-поведенческой терапии

Стереотипное мышление и предвзятые представления о жизни в той или иной степени свойственны каждому из нас. Некоторые люди всю жизнь живут с ними и не пытаются избавиться. Другие же понимают, что стереотипы, шаблоны, мысли-автоматизмы и прочие неосознанные разрушительные установки (когниции) существенно ухудшают качество жизни, так как заставляют действовать определенным образом, лишают свободы выбора и препятствуют реализации внутреннего потенциала.

От негативных эмоций и состояний, возникновение которых провоцируют разрушительные установки, избавиться хоть и не совсем просто, но вполне реально. Существует множество разных методик и практик, помогающих исследовать и менять образ мышления, избавляться от старых установок и начинать мыслить совершенно по-другому. Одной из таких терапевтических практик, которые можно по праву назвать самыми популярными, эффективными и востребованными, является когнитивно-поведенческая терапия.

Что такое конгнитивно-поведенческая терапия? В чем заключается её суть? Кому показан этот вид терапии? В данной статье найдем ответы на эти вопросы и рассмотрим самые эффективные упражнения, которые помогут избавиться от деструктивного образа мышления и уменьшить или полностью устранить разрушающие нашу повседневную жизнь факторы.

Когнитивно-поведенческая терапия: что это такое?

Когнитивно-поведенческая терапия – это один из видов комплексной терапии, которая ориентирована на определенную проблему и нацелена на конкретный результат. Благодаря когнитивно-поведенческой терапии можно поменять иррациональное и неконструктивное отношение к происходящим вокруг событиям, которое сформировалось в результате неправильного и некорректного развития, обучения и познания самого себя как полноценной и самодостаточной личности. Данная форма терапии объединяет в себе лучшие техники как когнитивной, так и поведенческой терапии.

Когнитивно-поведенческая терапия возникла в 60‑х годах двадцатого столетия. Фундаментальную основу данного вида терапии создали выдающийся психолог и основатель рационально-эмоциональной психотерапии Альберт Эллис и психотерапевт Аарон Бек, которые пришли к выводу, что эмоции и поведение любого индивида зависят от стиля его мышления, а источник любой возникающей у индивида проблемы находится в нем самом, а не во внешнем мире.

Аарон Бек (слева) и Альберт Эллис

Этот универсальный метод помощи страдающим разными расстройствами психического и невротического характера людям показал настолько высокие результаты, что академические сообщества признали его одним из наиболее эффективных и действенных терапевтических методов лечения.

Многие люди очень часто воспринимают негативные жизненные установки как истину в последней инстанции и не осознают, что шаблоны, стереотипы и мысли-автоматизмы негативно влияют на адекватное восприятие окружающей реальности. Суть когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, чтобы помочь человеку, желающему избавиться от неосознанных деструктивных умозаключений, которые ухудшают качество его жизни и наносят его психике серьезные травмы, «отыскать» эти когниции и заменить их более конструктивными, положительными и жизнеутверждающими установками.

Кому показана когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая терапия показана тем людям, которые хотят избавиться от:

  • социальной тревожности,
  • депрессии,
  • панических приступов,
  • обсессивно-компульсивного расстройства,
  • определенных нарушений пищевого поведения.

При помощи данного вида терапии можно: 

  • повысить самооценку,
  • разобраться с трудностями и проблемами в отношениях,
  • прокрастинацией
  • перфекционизмом.

Выполнение упражнений когнитивно-поведенческой терапии помогает при лечении:

  • алкоголизма
  • наркомании,
  • при шизофрении используется в качестве поддерживающего метода.

Благодаря когнитивно-поведенческой терапии человек сможет изменить отношение к самому себе как к личности, перестать думать о том, что он является никчемным, ни на что не способным и беспомощным существом второго сорта. Упражнения помогут индивиду понять и принять тот факт, что он, как и любой другой человек, время от времени может совершать ошибки. Человек начнет осознавать, что ошибки – это повод для того чтобы сделать необходимые выводы, исправить ситуацию и двигаться дальше, а не зацикливаться на самобичевании и самоедстве.

Выполняющая упражнения когнитивно-поведенческой терапии личность научится брать под контроль деструктивные мысли-автоматизмы, жизненные установки и прочие негативные когниции, находить связь между ними и своим дальнейшим поведением, самостоятельно анализировать и правильно воспринимать любую поступившую извне информацию.

Когнитивно-поведенческая терапия нужна людям, желающим научиться принимать самостоятельно такие решения, благодаря которым будет происходить замена разрушительных и негативно влияющих на качество жизни стереотипов, шаблонов и установок более реалистическими, жизнеутверждающими и конструктивными когнициями.

Топ‑6 эффективных упражнений когнитивно-поведенческой терапии

Упражнения когнитивно-поведенческой терапии – это лечебные средства профилактического характера, благодаря которым можно уменьшить или полностью устранить неадекватное или разрушительное восприятие окружающей действительности, избавиться от вызывающих негативные чувства и эмоции деструктивных когниций и заменить их положительными и конструктивными жизненными установками.

Существует множество разных когнитивно-поведенческих упражнений. Предлагаем вашему вниманию самые эффективные и популярные из них!

Упражнение №1. Избавляемся от тревоги

Тревога негативно влияет на качество повседневной жизни, поэтому следует как можно быстрее избавиться от неё. Чтобы сделать это, необходимо отыскать укромное место, где никто вас не будет беспокоить, привести мысли в порядок и задать себе следующие вопросы:

«Не уничтожаю ли я свое настоящее, когда тревожусь и переживаю о будущем?»,

«Я тревожусь из-за того, что моя проблема имеет огромные размеры и никак не решается или же моя тревога возникает потому, что я не хочу браться за решение возникшей проблемы, поэтому постоянно оттягиваю время?»,

«Есть ли у меня сейчас возможность совершить то действие (позвонить начальнику, составить список, назначить встречу понравившемуся человеку и т. д.), которое вызывает у меня чувство тревоги?».

Отвечайте на эти вопросы не только честно, но и как можно быстрее. Если вы начнете думать над каждым ответом по 20 минут, то ответить предельно правдиво у вас не получится.

Как только вы ответите на вопросы, попытайтесь все свои тревоги и переживания перенести в настоящий момент. Сделайте все возможное, чтобы пережить неприятные чувства и эмоции прямо сейчас. Как только вы сделаете это, то сразу же осознаете, что переживать и тревожиться о том, что происходит «здесь и сейчас», практически невозможно.

Сконцентрируйте свое внимание на том, что вас окружает. Используйте по-максимуму все свои органы чувств: присматривайтесь к предметам и их оттенкам, прислушивайтесь к запахам и звукам, возьмите в руки какой-то предмет, чтобы ощутить его текстуру и т.д. Затем возьмите лист бумаги и запишите все те ощущения, которые вам удалось прочувствовать и осознать.

Теперь сконцентрируйте все внимание на своем внутреннем мире. Прислушайтесь к тому, как бьется ваше сердце. Понаблюдайте за своими руками и ногами. Послушайте свое дыхание. Уделите время каждому участку своего тела.

Чуть ниже на том же листке бумаги запишите те ощущения, которые вам удалось прочувствовать и осознать в процессе изучения внутреннего мира и собственного физического тела.

Хорошенько подумайте о том, удалось ли вам ощутить все части собственного тела. Если не удалось, продолжайте изучать свой внутренний мир и свое физическое тело до тех пор, пока ни одна часть вашего тела не останется без должного внимания.

Как только вы приступите к выполнению данного упражнения, тревога начнет покидать вас, а вы сможете успокоиться, так как сконцентрируйте все свое внимание на деятельности совершенно иного рода.

Упражнение №2. Ведем диалог с самим собой

Диалог с самим собой поможет быстро и качественно избавиться от внезапно возникших дискомфортных ощущений эмоционального или физического характера. Для выполнения данного упражнения вам следует найти уединенное и тихое место, где вас никто не отвлечет и не потревожит.

Примите удобную позу, закройте глаза и попытайтесь представить зеркало, в котором отображается ваше изображение. Внимательно посмотрите на себя.

Какой вид вы имеете, когда испытываете дискомфортные ощущения?

Отображаются ли эти дискомфортные ощущения на вашем лице?

Влияют ли они на осанку?

Все свое внимание сконцентрируйте на физических ощущениях. Попытайтесь отыскать те места на своем теле, которые являются источником неприятных и дискомфортных ощущений.

Затем мысленно обратитесь к своему изображению, которое отражается в представленном вам зеркале. Скажите ему те слова, которые помогут успокоиться, обрести внутреннюю гармонию, поднять настроение, избавиться от навязчивой тревоги, самобичевания и самоедства, восстановить достоинство и самоуважение.

Не бойтесь проявлять излишнюю эмоциональность. Чем больше чувств и эмоций вы вложите в свои слова, тем проще будет вашему воображаемому собеседнику не только понять, но и осознать их. Если ваш воображаемый собеседник реагирует на ваши слова, то это свидетельствует о том, что вы движетесь в правильном направлении.

Теперь сконцентрируйтесь на своих физических ощущениях. Если вы сделали все правильно, то и физический, и эмоциональный дискомфорт сначала будет понемногу утихать, а затем исчезнет без следа. Если же никаких изменений вы не наблюдаете, то это свидетельствует о том, ваш воображаемый собеседник не услышал вас, а все ваши речи были произнесены впустую. Повторяйте данное упражнение до тех пор, пока ваши слова не попадут в цель.

Упражнение №3. Избавляемся от ложных страхов

От иррациональных страхов, которые не имеют реальных оснований, следует избавляться, иначе ваша повседневная жизнь превратится в скучное, унылое и безрадостное существование.

Самый простой и действенный способ избавиться от ложного страха – это искренний смех не только над своим выдуманным страхом, но и над страхом перед тем или иным страхом.

» Пример. Если вы боитесь, что гостям не понравилось новое блюдо, которое вы решили приготовить на ужин, то подумайте о том, какое именно отношение к вам имеет одобрение или неодобрение ваших гостей. Если бы им что-то не понравилось, они бы обязательно вам об этом сообщили. Если никто из гостей не сказал, что блюдо было слишком жирным, слишком сладким или соленным, недоваренным или переваренным, то это свидетельствует о том, что блюдо было вкусным, а гости остались довольны предложенным вами ужином. Посмейтесь над тем, что вы боитесь того, что скажут гости и ждете одобрения там, где его совершенно не нужно ждать!

Если у вас есть человек, которому вы доверяете, то расскажите ему о своих беспочвенных страхах. Постарайтесь показать этому человеку и все те эмоции, которые вы испытываете, когда боитесь чего-то. Если такого человека в вашем окружении нет, то встаньте перед зеркалом и расскажите все это своему изображению.

Найдите источник вашего иррационального страха, а затем постарайтесь избавиться от этого неправильного и ложного представления путем его замены более рациональным и правильным представлением.

Наблюдайте за своими страхами со стороны. Отключите все эмоции и вообразите, что вы – сторонний и объективно настроенный наблюдатель, который делает только адекватные и разумные выводы. Если вы все сделаете правильно, то сможете понять и осознать, что все ваши ложные страхи – это мелочные и ничтожные мысли-пиявки, которые высасывают из вас всю энергию, радость и счастье. Чтобы избавиться от этих мелких кровопийц, вам следует сначала находить правильные и рациональные жизненные установки, а затем заменять ими ложные и деструктивные когниции.

» Пример. Если вы испытываете страх из-за того, что другие люди увидят, как сильно вы тревожитесь по тому или иному поводу, то вам следует осознать, что испытывать эмоции – это вполне естественный процесс, в котором нет ничего страшного или постыдного. Ничего не чувствуют лишь те люди, у которых наблюдаются определенные психические расстройства и заболевания. Нормальные же люди постоянно испытывают какие-то эмоции!

Упражнение №4. Определяем собственную сущность

Данное упражнение, которое заключается в объективном и бесстрастном наблюдении за самим собой, поможет определить собственную сущность и развить самосознание.

Каждого из нас можно сравнить с многослойной луковицей. Наша истинная сущность спрятана за социальными масками, которые мы вынуждены постоянно носить, чтобы не демонстрировать окружающим наши реальные мысли и чувства, как отрицательные, так и положительные.

Положительные чувства и мысли, которые мы часто игнорируем и подавляем, помогут нам определить нашу истинную сущность. Чтобы выполнить данное упражнение, вам необходимо найти тихое и укромное место, где вас точно никто не потревожит.

Возьмите чистую тетрадь и на первой странице напишите заголовок в виде вопроса:

«Какова моя истинная сущность?» или «Кем я являюсь на самом деле?».

Как можно быстрее дайте себе честный ответ на этот вопрос и запишите его в тетрадь. Не думайте слишком много над вопросом, иначе у вас не получится дать на него реально честный ответ.

Чтобы правильно и предельно честно ответить на этот важный вопрос, вам нужно отбросить мнения родных, знакомых, коллег, окружающих людей. Важно только то, что вы сами думаете о себе. Этот вопрос можно задавать себе несколько раз в день. Не забывайте каждый раз проставлять дату перед тем, как записать ответ.

Ответив на вопрос, примите удобную позу и закройте глаза. Еще раз задайте себе вопрос о том, кем вы являетесь на самом деле, а затем дайте ответ, но уже не письменно, а в виде возникшего в ваших мыслях визуального образа. Этот образ не следует обдумывать или корректировать. Важен именно тот образ, который сразу же возник после вашего вопроса.

Откройте глаза и сразу же запишите описание образа в тетрадь. Какой именно образ вы увидели? Обладал ли он какими-то особенностями? Что в возникшем образе сразу же привлекло ваше внимание? Какое значение этот образ имеет для вас? Как этот образ влияет на вашу повседневную жизнь? Не забудьте описать и те чувства, которые возникли у вас, когда вы увидели образ.

Встаньте, выйдите на середину комнаты, замрите в стоячем положении. Закройте глаза, задайте себе тот же вопрос, а затем внимательно проследите за теми движениями, которые начнет делать ваше тело. Вы должны не только следить за движениями, но и в полной мере чувствовать их. Ни в коем случае не берите эти движения под контроль и не поддавайте их корректировке. Вы должны полностью довериться своему телу.

Запишите или запомните все движения, которые делало ваше тело. Это очень важно, ведь при помощи движений ваше физическое тело дает вам возможность определить вашу истинную сущность.

Упражнение №5. Используем самоанализ для корректировки негативного поведения

Чтобы правильно выполнить данное упражнение и добиться максимальных результатов, вам необходимо превратиться в безучастного, бесстрастного и объективного стороннего наблюдателя. Концентрируйте свое внимание на собственных чувствах, прислушивайтесь к ним, осознавайте и запоминайте их, но не старайтесь поменять их и не поддавайте свои чувства каким-либо корректировкам.

Отыщите уединенное и тихое место, где вам точно никто не сможет помешать. Все свое внимание сконцентрируйте на своем физическом теле. Не важно, какую именно позу вы примите. Вы можете стоять, сидеть или лежать. Сначала посмотрите на то, как расположены ваши конечности, в каком именно положении находится ваша голова (поднята или опущена), сгорблена ли у вас спина и т.д.

Сконцентрируйте свое внимание на тех участках вашего тела, которые являются источником болевых или дискомфортных ощущений, а затем прислушайтесь к своему сердцебиению и дыханию.

Мысленно или вслух произнесите следующую фразу: «Это мое физическое тело, но я не есть физическое тело». Постарайтесь внушить себе эту мысль.

Теперь все свое внимание сконцентрируйте на своих чувствах. Прислушайтесь к тем чувствам, которые вы испытываете в настоящий момент, а затем попробуйте у каждого из испытываемых вами чувств найти конструктивную сторону и отделить её от деструктивной стороны.

Вслух или мысленно произнесите следующую фразу: «Это испытываемые мною чувства, но я не есть эти чувства». Сделайте все возможное, чтобы внушить себе эту мысль.

Теперь сконцентрируйте все свое внимание на своих желаниях. Перечислите все те желания и стремления, которые у вас есть на данный момент. Перечисляя желания и стремления, не задумывайтесь об их приоритетности и важности, а просто вспоминайте и называйте их в том порядке, в котором они приходят вам в голову.

Мысленно или вслух произнесите следующую фразу: «Это мои стремления и желания, но я не есть эти стремления и желания». Постарайтесь внушить себе эту мысль.

Теперь сконцентрируйте все свое внимание на своих мыслях. Постарайтесь поймать ту мысль, которая сейчас у вас в голове. Если вы думаете, что в вашей голове сейчас нет никаких мыслей, то это и есть та мысль, на которой вам нужно сконцентрировать свое внимание.

Если в вашей голове много мыслей, то наблюдайте за тем, как они сменяют друг друга. Не думайте о том, правильные ли это мысли. Не важно, имеют ли эти мысли рациональную основу. Вы должны просто сконцентрировать на них свое внимание.

Вслух или мысленно произнесите следующую фразу: «Это мои текущие мысли, но я не есть эти текущие мысли». Сделайте все возможное, чтобы внушить себе эту мысль.

Упражнение №6. Повышаем творческую активность

Чтобы повысить творческую активность и решить возникшую проблему, вам необходимо взять лист бумаги и без долгих размышлений записать на нем все те идеи в виде решений проблемы, которые приходят вам в голову. Данные действия помогут избавиться от всех тех переживаний и страхов перед возможными неудачами, которые в процессе дальнейших размышлений обязательно возникнут на сознательном уровне.

Займитесь самооценкой записанных вами решений. Самооценка – это критико-аналитический аспект данного упражнения, благодаря которому вы сможете определить, является ли то или иное решение пригодным или непригодным для дальнейшего использования. Оценивайте каждое решение по пятибалльной системе. Разумным и верным решениям ставьте пятерки, а глупым, нецелесообразным и непригодным решениям можете смело ставить двойки или единицы.

Из всех записанных и оцененных вами решений выберете то решение, которое является самым подходящим вариантом в данной ситуации. Если таких решений у вас есть несколько, и каждое ведет к положительному исходу возникшей проблемы, то можете просто скомбинировать их.

Некоторые специалисты называют данное упражнение «Мозговым штурмом».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поведенческая психотерапия (бихевиоральная)

Цели поведенческой психотерапии
.

Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился «неправильным» и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги,) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом — типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.

Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившей целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour — поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.

Для теоретиков данного направления характерно экспериментирование с поведением животных и стремление придать своим исследованиям строгую научную объективность.

Основные понятия и механизмы помощи.

Как же происходит обучение организмов? Выделяют несколько типов научения, каждый из которых используется в конкретных поведенческих терапевтических методиках.

Выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал учение о безусловном и условном рефлексе, которое получило название классического или респондентного обусловливания.

Смысл обучения через классическое обусловливание состоит в том, что организм начинает реагировать на изначально нейтральный и ничего не значащий для него сигнал. Так, осуществляя кормление собак одновременно с включением метронома, можно получить реакцию слюноотделения не на безусловный стимул (пищу), а на условный — звук метронома. Происходит формирование условного рефлекса. Звук метронома действует на собаку даже в отсутствии пищи.

Однако, если звук метронома многократно не подкрепляется пищей, то реакция слюноотделения на него угасает. Собака обучилась реагировать на стимул (метроном), а потом утратила этот навык.

Научный факт: Смерть от передозировки наркотика и теория Павлова.

Смерть от передозировки героином — довольно распространенное явление в среде наркоманов. Известно, что по мере привыкания, наркоман постепенно увеличивает дозу препарата. В какой-то момент он может перейти к значительным дозам, опасным для обычного человека и относительно регулярным для него самого. Его организм вырабатывает определенные механизмы сопротивляемости героину. В чем же причина того, что наркоман погибает от большой, но привычной для самого себя дозы наркотика? Теория условных рефлексов Павлова дает ответ на этот вопрос. Предположим, что наркотик — это безусловный стимул, а сопротивление ему организма — безусловная реакция. Принимая героин в определенных обстоятельствах, например, в компании других наркоманов, сама ситуация приема наркотиков становится условным сигналом, и в другой раз сам ритуал подготовки к инъекции уже будет настраивать организм, запуская механизмы сопротивления.

Опросы выживших после передозировки наркоманов показывают, что прием героина на этот раз осуществлялся в нетипичной для них обстановке (например, в незнакомом месте). В этом случае условный стимул, запускающий подготовку к наркотическому удару отсутствовал и организм не справлялся с привычной дозой.

Если нейтральные стимулы ассоциированы с опасностью, то в спокойной ситуации они могут провоцировать тревогу. Например, у человека, случайно застрявшего в лифте и сильно при этом испугавшегося, может развиться страх лифтов. Люди с подобными невротическими страхами, называемыми фобиями (от греческого phobos — страх, боязнь), не могут заставить себя сесть в лифт и, следовательно, испытывают большие неудобства в обычных жизненных ситуациях.

Психологи бихевиористы показали в своих опытах, что невротические реакции страха и тревоги могут быть сформированы экспериментально. Джозеф Вольпе провел фундаментальное лабораторное исследование с целью научения кошек невротическим страхам и последующим отучением от них. Сначала кошки были обучены искать пищу в ответ на звонок. На следующей стадии эксперимента осуществлялось кормление, включался звонок и одновременно на кошку воздействовали ударом электрического тока, когда она проявляла реакцию, нацеленную на получение пищи. Достаточно было 3-4 ударов электрическим током, чтобы кошки сопротивлялись помещению в клетку, где проводился эксперимент, метались по клеткам, царапались, выли, припадали к полу, учащенно дышали и поднимали шерсть дыбом. Более того, они отказывались есть в клетках даже после 2-3 дней голодания. Все кошки демонстрировали некоторые из симптомов вне экспериментальной клетки. Их выраженность значительно увеличивалась при предъявлении первоначальных звуковых сигналов. Выученные невротические реакции тормозили кормление кошек. Это навело Вольпе на мысль, что при других обстоятельствах кормление могло бы тормозить невротические реакции. В продолжение эксперимента кошек принудительно кормили в клетках, вызывающих тревогу. Для этого голодных невротических кошек, находящихся в экспериментальных клетках, постепенно подталкивали подвижным барьером к коробке, содержащей аппетитную еду.

Постепенно были угашены реакции кошек на клетку и звуковой сигнал.

Вольпе объяснял полученные результаты следующим образом: когда стимулы к возникновению несовместимых реакций присутствуют одновременно, развитие доминирующей реакции в сложившейся ситуации подразумевает реципроктное (т.е. взаимное) торможение других реакций.

Вольпе был пионером поведенческого консультирования. Полученные результаты экспериментальных исследований он перенес в практику лечения тревожных расстройств. Он показал, что если у человека одновременно с тревогой вызывать реакции расслабления, сексуальные реакции или реакции гнева, то это приводит к угашению тревоги. На этом основан его метод систематической десенсибилизации (уменьшения повышенной чувствительности, от лат. sensibilis — чувствительный).

Систематическая десенсибилизация является способом преодоления страхов и включает в себя три элемента:

1) Обучение глубокой мышечной релаксации.

2) Выстраивание иерархии стимулов, т.е ранжирование ситуаций, провоцирующих тревогу, по силе причиняемого беспокойства.

3) Последовательное представление в воображении тревожащих ситуаций от простых к более сложным на фоне вызываемого у себя состояния релаксации.

После обучения клиента мышечной релаксации выбирается тип ситуаций вызывающих тревогу, например, страх публичного выступления, страх общения с противоположным полом, боязнь ездить в метро, летать на самолете и т.д. Если клиент имеет несколько страхов, то каждый из них является отдельной темой и работают с ними раздельно. Далее, в процессе терапевтической работы выстраивается ряд ситуаций, субъективно вызывающих напряжение по возрастанию степени тревоги.

Далее представлен пример субъективной шкалы тревожных ситуаций, связанных со сдачей экзаменов. Принимается, что 0 балов соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка в 100 балов — максимальной тревоге и страху. При создании такого ряда важно не допускать больших разрывов (более 10 баллов) в субъективной шкале тревоги.

0 баллов Учебный год только начался.

10 баллов Упоминание преподавателем об экзамене в начале учебного года.

20 баллов Случайный разговор об экзамене за месяц перед ним

30 баллов За неделю перед экзаменом.

40 баллов Тревожное настроение на консультации перед экзаменом.

50 баллов За день до экзамена влажные ладони, и я чувствую, что забываю элементарные вещи.

60 баллов Пробуждение утром перед экзаменом.

65 баллов Когда иду на экзамен, меня всего трясет и я чувствую себя больным.

75 баллов Подход к доске объявлений чтобы узнать место проведения экзамена.

85 баллов Тягостное ожидание за пределами экзаменационной комнаты

90 баллов Когда я вхожу в аудиторию, у меня потные руки, я боюсь, что все забыл и хочется убежать.

95 баллов Взглянув на экзаменационный билет, с ужасом вижу, что не знаю 1-2 вопросов. Напряженный ступор.

100 баллов Уход с экзамена из-за сильной паники.

Каждую из этих ситуаций клиент далее представляет в воображении, стараясь одновременно удерживать состояние релаксации и покоя. К следующей ситуации переходят только в случае достижения угашения тревоги через расслабленность. Опыт поведенческой терапии показывает, что существует тесная связь между уменьшением выраженности тревоги клиентов в воображении и в реальной жизненной ситуации.

Большой вклад в психологию поведения внес другой американский ученый — Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990). Скиннера интересовали не столько способы угашения старых реакций, сколько законы формирования и управления новым поведением. Экспериментируя с обучением животных, он сделался виртуозным дрессировщиком и за несколько минут мог научить голубя танцевать.

Скиннер считал, что поведение формируется и управляется его последствиями. Любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции является подкреплением. Например, если подкреплять зернышком каждое движение голубя направо, то очень скоро он начнет усиливать эти движения. Подкрепляя теперь только самые сильные повороты, можно добиться методом последовательных приближений, чтобы голубь совершал вращательные движения. Вариант научения, разработанный Скиннером носит название оперантного обусловливания. (От «операция», лат. слово operatio — действие. Использование термина «оперантный» подчеркивает, что поведение оперирует в окружающей среде, производя последствия).

Если Павлов связывал подкрепление со стимулом (в классическом обусловливании поведение управляется стимулом, который предшествует поведению), то согласно концепции Скиннера поведение зависит от ответа. Классическое и оперантное обусловливание — два единственно возможных вида обусловливания.

Научный факт:Воздействие на преподавателя методом Скиннера.

В одном из американских колледжей, студенты изучавшие психологию проделали следующий эксперимент. Их преподаватель, читая лекцию, имел за собой привычку расхаживать из угла в угол. В то время, когда он шел к окну, договорившиеся между собой студенты всячески демонстрировали свой интерес к предмету. Они тщательно записывали, кивали, смотрели ему в глаза и принимали заинтересованные позы. Когда же преподаватель шел к двери, аудитория расслаблялась, выказывала отсутствие внимания и интереса. Начинались посторонние разговоры. Через несколько лекций хождение преподавателя прекратилось и он удерживался в течении всей лекции в определенном углу у окна.

Проблемное поведение людей может быть увидено с этой позиции, как результат неэффективной системы подкреплений со стороны значимых людей. Например, социальный страх человека, который все время боится «поступить неправильно», может быть обусловлен тем, что его неоднократно наказывали родители, которым невозможно было угодить.

Близкие люди постоянно пытаются воздействовать друг на друга, применяя поощрения и наказания. Почему же они часто не достигают желаемого результата?

Можно выделить несколько условий эффективного формирования чужого поведения:

1) Система подкреплений не должна быть противоречивой. Например, ребенок капризничает и требует конфету. Мама раздражается и, как правило, не дает. Однако, иногда она сдается и уступает, подкрепляя тем самым его капризы. Ребенок получает сигнал, что если хныкать достаточно долго, то мама может уступить.

2) Подкрепления должны быть ориентированы на потребности субъекта. Люди, умеющие делать подарки и всегда знающие, что подарить своим близким, неизменно пользуются большим на них влиянием.

3) Подкрепление должно быть своевременным и отмечать любой малейший прогресс. Если вы учитесь играть в теннис и пытаетесь выработать определенный удар, то вовремя сказанное слово тренера очень сильно влияет на освоение навыка. Другой пример: родители, наказывая за плохую учебу, отбирают у сына возможность пользоваться компьютером. Через некоторое время в его оценках появляются не одни двойки, а тройки и даже одна четверка. Родители решают, что пока не будет стойких четверок, никаких послаблений сыну не видать. Через некоторое время оценки мальчика становятся прежними. Неподкрепленное усилие тут же сходит на нет.

4) Позитивные подкрепления должны преобладать над наказаниями.

Основной причиной неэффективности наказаний является то, что оно не информирует, что надо делать. Оно не дает человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Она не учит заключенных более социально-приемлемым способам поведения, скорее она учит обратному.

Наказание также плохо действует, если оно сильно отстоит по времени от совершенного действия. У субъекта может не образоваться связи между наказанием и своими прошлыми действиями. При отсроченном наказании у животных этой связи не образуется никогда. Еще одним минусом наказания является то, что оно поощряет самого наказывающего, вызывая желание усиливать наказание все больше и больше, несмотря на очевидную его неэффективность. Наказывающий субъект часто решает при этом не проблему обучения наказываемого, а демонстрирует свою власть и доминирующее положение.

Наказание более эффективно, если оно используется редко, не является жестоким, происходит сразу после проблемного поведения и тут же прекращается, если начинаются улучшения этого поведения.

При работе с маленькими детьми, имеющими «взрывной» характер, поведенческие консультанты часто предлагают процедуру «Тайм-аута». В случае агрессивного поведения, тайм-аут предполагает удаление на несколько минут ребенка из ситуации, богатой интересными стимулами, например, из игровой комнаты.

Идеи Скиннера проникли во многие области и применяются в обучении индивидуальным видам спорта, в дрессировке животных, компьютерных обучающих программах, тренинге взаимодействия родителей с детьми, психотерапии и консультировании. Если рассматривать психотерапию как обучение новым реакциям, то становится понятным влияние позитивных подкреплений со стороны психотерапевта.

Поведенческие терапевты помогают своим клиентам обучиться новым, более эффективным моделям поведения. Важным элементом обучения социальным навыкам является тренинг уверенного поведения. Уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроля над собственной жизнью, способствует росту самоуважения. Обычно выделяют неуверенное, уверенное и агрессивной поведение. Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других людей путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого. Уверенное поведение состоит в способности отстаивать свои права, не унижая других, и вызывает уважение окружающих.

Пример тренинга уверенности.

Клиентка (18 лет, студентка вуза): Мне очень трудно отказывать другим людям. Я думаю, что мои друзья часто меня используют и злоупотребляют моим терпением. Вчера, например, подруга 40 минут жаловалась мне по телефону, в то время как мне надо было уходить по делам. Я уже по третьему разу выслушала, что она оденет в среду и как она поругалась с очередным своим приятелем, а она все не умолкала и не умолкала.

Терапевт: Вам было трудно ее прервать.

К: Да. Мне было неудобно, ведь она моя подруга.

Т: Что вы почувствовали после разговора?

К: Я была совершенно измотана, опоздала на лекцию и целый вечер у меня сильно болела голова.

Т: Давайте решим, как бы вы хотели вести себя с этой подругой?

К: Ну, я бы не хотела бы ее обидеть… Но так больше нельзя.

Т: Вы бы хотели быть твердой, но не жестокой с ней?

К: Да.

Т: Помните на прошлой нашей встрече мы говорили с вами о неуверенном, уверенном и агрессивных вариантах поведения. Давайте предположим, какова была бы ваша реакция, если бы вы действовали одним из этих способов.

К: Ну, неуверенно, это то как я себя веду сейчас. Мямлю, запинаюсь.

Т: Ну пожалуйста дорогая…, не могла бы ты…, мне очень жаль…, так неловко, что я должна идти… прости меня…

К: Да, я так и говорю (смех).

Т: Хорошо, каким бы был агрессивный ответ?

К:(громко) Да пошла ты к черту со своими проблемами, мне не до тебя!

Т: Какая экспрессия. Ну, а уверенный вариант?

К: Знаешь Лена, мне надо срочно идти. Давай созвонимся позже. Все. Целую, пока.

Т: У вас замечательно получилось. Вы произнесли это одновременно твердым и доброжелательным тоном.

К: Да, мне самой это понравилось.

Процесс терапии и позиция терапевта.

В бихевиоральной терапии жалобы клиента принимаются как значимый материал, а не как симптомы лежащей за ними проблемы, что свойственно, например, психоанализу. Нужно изменять и модифицировать конкретные действия вместо того, чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Поэтому, в поведенческой терапии четко определяется желаемая для клиента цель в терминах поведения. Обращаясь к примеру в предыдущем разделе мы видим, что терапевт делает это следующим образом:

Т: Давайте решим, как бы вы хотели вести себя с этой подругой?

В начале терапии всегда проводится так называемая функциональная диагностика проблемного поведения. Определяется, что предшествовало проблемному поведению, как выглядит оно само и каковы его последствия.

Снова обращаясь к нашему примеру:

Предыстория (стимул): Подруга занимает разговором по телефону в течении 40 минут. При этом клиентке давно пора уходить из дома.

Поведение (реакция): Клиентка внимательно слушает, злясь на подругу все больше и больше. Однако, разговор по собственной инициативе не прерывает.

Последствия: Клиентка совершенно измотана, опоздала на лекцию и целый вечер у нее сильно болела голова.

Подобная функциональная диагностика проводится посредством расспросов терапевта или путем специальных самонаблюдений клиентом дома. В поведенческой терапии клиента часто просят вести специальные дневники наблюдения за своим поведением и регистраций изменений в лучшую сторону. (Смотри, например, дневник наблюдений за осваиванием метода релаксации).

Действуя в Скиннеровских традициях, терапевт подкрепляет каждый шаг сторону улучшения:

Т: У вас замечательно получилось. Вы произнесли это одновременно твердым и доброжелательным тоном.

В поведенческой терапии довольно часто используется метод репетиции поведения. Проблемные ситуации могут разыгрываться в терапевтическом кабинете с разбором различных вариантов поведения. Длительность поведенческой терапии зависит от выраженности затруднений клиента и может исчисляться десятками сессий, но никогда не длится годами, как в классическом психоанализе. Дальнейшее развитие бихевиорального подхода в терапии связано с усилением внимания к познавательным функциям человека и, так называемым, когнитивным формам обучения (обучение через наблюдение, путем рассуждений и т.д.).

Тренинг: Прогрессирующая мышечная релаксация.

Основы тренинга релаксации были разработаны Эдмундом Джекобсоном в 1929г. Процедуры мышечной релаксации могут использоваться сами по себе или же быть частью более сложных процедур, например систематической десенсибилизации Вольпе, благодаря которому стали весьма популярны. В отличие от аутогенной тренировки Шульца метод прогрессивной мышечной релаксации не ставит перед собой задач самовоспитания, однако, являясь более простым и экономным методом, позволяет сразу же ощутить эффект расслабления. Процедуры релаксации целесообразно использовать при наличии таких проблем, как психогенная головная боль, бессонница, общее ощущение напряженности и тревоги.

При использовании прогрессирующей мышечной релаксации с каждой группой мышц проводится цикл «напряжение-расслабление».

Процедура: Сядьте в кресло, руки положите на колени, ноги удобно расставьте. Два или три раза глубоко вздохните и выдохните. Почувствуйте, как воздух проходит в легкие до диафрагмы и обратно. Теперь вытяните правую руку (для левшей — левую), крепко сожмите ее в кулак. Почувствуйте напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5-10 секунд концентрации на напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и заметьте, как напряжение отступает и его место занимает ощущение расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Примерно через 15-20 секунд снова сожмите руку в кулак. Через 5-10 секунд снова расслабьте. Почувствуйте расслабленность и тепло. Сосредотачивайтесь только на тех группах мышц, с которыми вы работаете в данный момент, старайтесь не напрягать в это время остальные мышцы.

Проведите циклы «напряжение-расслабление» с другими группами мышц в следующей последовательности:

Правая рука, сжав кулак и напрягая мышцы нижней части руки.

Правый бицепс, согнув руку в локте и напрягая мышцы верхней части руки.

Левая рука, сжав кулак и напрягая мышцы нижней части руки.

Левый бицепс, согнув руку в локте и напрягая мышцы верхней части руки.

Лоб, поднимая брови как можно выше.

Глаза и нос, крепко зажмурив глаза и нахмурив нос.

Челюсти, сжав зубы и растянув уголки рта.

Шею, наклоняя голову вперед и упираясь подбородком в грудь.

Грудь и плечи, сведя лопатки вместе и сделав глубокий вдох.

Живот, втягивая его к позвоночнику.

Правое бедро, вытягивая ногу и поднимая ее на несколько сантиметров над полом.

Правую икру, прижимая пальцы ног к верху ботинка.

Правую стопу, оперевшись на кончики пальцев и повернув стопу вовнутрь.

Левое бедро, вытягивая ногу и поднимая ее на несколько сантиметров над полом.

Левую икру, прижимая пальцы ног к верху ботинка.

Левую стопу, оперевшись на кончики пальцев и повернув стопу вовнутрь.

Завершая упражнение, сделайте два-три глубоких вдоха, почувствовав, как расслабленность «течет» по вашему телу от рук через плечи, грудь, живот к ногам. Когда будете готовым открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1. С каждой цифрой чувствуйте себя все более и более свежим, бодрым.

Для поведенческой терапии обычной практикой является систематическая работа клиентов дома, вне терапевтического кабинета. Контроль осваивания метода релаксации осуществляется с помощью специального дневника. Далее дается пример подобного дневника:

Дата (10 декабря), Время (16 часов), место (дома), длительность (15 минут)

Комментарии: Испытывал сильное напряжение после учебного дня. Мысли о разговоре с N. отвлекали и в начале мешали расслабиться. Тем не менее, после выполнения упражнений почувствовал себя значительно лучше.

Источник: Энциклопедия «Аванта», том «Человек»

Истоки когнитивно-поведенческой терапии

Краткий обзор

Хорошо известно, что Вильгельм Вундт — отец экспериментальной психологии, основавший первую формальную лабораторию психологических исследований в Лейпцигском университете в 1879 году; в действительности то, что тогда считалось экспериментальной психологией, очень далеко от сегодняшнего определения. Также общеизвестно, что современная психотерапия зародилась вскоре после того, как в Вене работа некоего Зигмунда Фрейда.

Менее известно, что как экспериментальная, так и прикладная психология нашли благодатную почву для своего развития в Соединенных Штатах. Фактически, после прибытия Фрейда в Соединенные Штаты в 1911 году психоанализ охватил область психиатрии до такой степени, что в течение нескольких лет более 95% американских психиатров начали психоаналитическую подготовку.

Эта монополия на психотерапию просуществовала до конца 1970-х годов в Соединенных Штатах и ​​до 1980-х годов в европейских психиатрических кругах.На самом деле кризис психоанализа с точки зрения его способности давать ответы на меняющиеся социальные запросы после Второй мировой войны и его способности «лечить» начался уже в 1950-х годах, совпав с рождением альтернативных психотерапевтических моделей. Среди них, безусловно, важную роль сыграла поведенческая терапия (БТ).

Созданная одновременно в нескольких частях мира, отчасти благодаря вкладу психоаналитических терапевтов, которые не были удовлетворены своими инструментами анализа и вмешательства, BT быстро распространилась по Европе и быстро зарекомендовала себя как один из методов лечения, который может предоставить эффективные решения для страдающий пациент.

Прошло пятьдесят лет с момента новаторской работы Джона Б. Уотсона над бихевиоризмом и его приложениями (Watson & Rayner, 1920; Jones, 1924), прежде чем на первый план вышла рабочая модель BT. Однако его дальнейшая эволюция происходила гораздо более быстрыми темпами. Причина этого была проста: как и во всех моделях, основанных на научном мышлении, BT была открыта для изменений, ассимилируя и интегрируя текущие исследования не только в психологии, но и в других областях науки, что порождало новые формы анализа и вмешательства.

За первым поколением BT, в котором произошел радикальный отход от хорошо зарекомендовавших себя психодинамических терапий, вскоре последовал ряд «нововведений», в которых учитывались когнитивные аспекты, которыми ранее пренебрегали. Это слияние поведенческой и когнитивной терапии, как считается, привело к появлению второго поколения БТ, известного как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

Развитие не ослабевает, и возникли новейшие формы вмешательства, которые подпадают под действие третьего поколения поведенческой терапии [1].

Истоки когнитивно-поведенческой терапии

Исторически BT можно разделить на три поколения. Первое поколение отчасти восстает против преобладающих терапевтических концепций того времени (психоаналитический и гуманистический подходы). Ранние вмешательства были направлены непосредственно на уменьшение проблемных проявлений поведения с использованием методов, основанных на четко определенных и строго подтвержденных научных принципах. Можно привести пример человека, страдающего социальной тревогой, который избегает ситуаций, в которых он может подвергаться осуждению или критике.Основная цель лечения будет заключаться в увеличении подверженности подобным социальным ситуациям или уменьшении беспокойства от стрессовых ситуаций.

Однако БТ не был изолирован от событий, происходящих за его пределами. «Когнитивная революция» в психологии произошла в 1960-х годах, и к 1970-м годам многие поведенческие терапевты, находящиеся под ее влиянием, начали называть свою терапию «когнитивно-поведенческой терапией» (CBT). Уилсон (1982) утверждает:

В 1950-х и 1960-х годах поведенческая терапия развивалась в рамках классических и оперантных принципов обусловливания, которые изначально служили важным отличием поведенческой терапии от других клинических подходов.В течение 1970-х годов эта концептуальная приверженность теории обусловливания достигла своего пика — некоторые сказали бы, что даже ослабла. Частично это изменение отражало переход к более технологическим соображениям, определяющим все более широкое применение поведенческих методов, которые были разработаны и усовершенствованы в течение предыдущего периода роста. Более того, когда психология «стала когнитивной» в 1970-х годах, когнитивные концепции неизбежно использовались для направления и объяснения стратегий лечения (стр. 51).

Махони, один из первых лидеров КПТ, высказал аналогичную тему (1984):

К концу 1970-х стало ясно, что когнитивно-поведенческая терапия — это не прихоть; действительно, у нее была своя собственная группа по интересам в AABT (Ассоциация по развитию поведенческой терапии).Это стало более частой темой на конвенциях, в журналах и в исследованиях, а также стало более широко интегрироваться в поведенческую психотерапию. Поведенческая терапия, как и психология в целом, «стала когнитивной». (стр. 9)

Часть этого движения утверждала, что исследования в области обучения по-прежнему актуальны, но исследования, которые должны повлиять на поведенческую терапию второго поколения, были исследованиями обучения людей, в которых изучались когнитивные медиаторы обучения. Аргументом было то, что обусловливание у людей не является автоматическим и прямым, а скорее опосредовано вербальными и когнитивными способностями человека.Осведомленность, внимание, ожидание, атрибуция и языковая репрезентация считались необходимыми конструктами для объяснения обучения. Аргумент состоял в том, что модели кондиционирования животных не подходили для изучения обучения человека, потому что они не учитывали уникальные способности людей, такие как вербальные способности. Таким образом, эти модели кондиционирования животных необходимо было дополнить или заменить когнитивными описаниями.

Таким образом, появление когнитивизма в 1960-х годах привело к сдвигу парадигмы в области экспериментальной психологии.В то время как поведенческая модель рассматривала когнитивные процессы как эпифеномен, появился новый подход, в котором когнитивные знания рассматривались как центральное место в психологическом исследовании, но при этом сохранялись эмпирические взгляды.

Так родилась когнитивная терапия (Beck, Shaw, Rush & Emery, 1979; Meichenbaum, 1977; Mahoney, 1974), а вместе с ней и второе поколение BT. От концепции ассоциативного обучения отказались, оставив место для более гибких принципов, учитывающих роль внутренних переживаний (мыслей и чувств) в определении человеческого поведения; люди — это, прежде всего, мыслящие существа, способные организовывать свое поведение и изменять его в зависимости от обстоятельств (Bandura, 1969).

Изучение иррациональных мыслей (Ellis, 1977) и когнитивных схем психических заболеваний (Beck, 1993) выявило, как определенные ошибки познания могут распространяться у определенных типов пациентов, и для каждого из них используются различные методы. направленный на изменение негативных автоматических мыслей. Возвращаясь к примеру человека с социальной тревожностью, можно сказать, что цели дифференцированного воздействия в социальных ситуациях или снижения тревожности по отношению к тем же самым ситуациям расширены, чтобы включать в себя сомнение в обоснованности автоматических мыслей, связанных с социальной ситуацией, поскольку а также мнение других.

Таким образом, именно интеграция между первыми двумя поколениями BT дает начало концепции CBT, которая характеризуется формой психотерапии, направленной на изменение не только явного поведения, но также убеждений, отношений, когнитивных стилей и ожиданий людей. клиент (Galeazzi & Meazzini, 2004).

Библиография:

Bandura, A. (1969). Принципы модификации поведения. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 677 стр.

Бек А. Т. (1993). Когнитивная терапия: природа и отношение к поведенческой терапии.Журнал практики и исследований психотерапии, 2, 345-356.

Бек, А. Т., Раш, А. Дж., Шоу, Б. Ф., и Эмери, Г. (1979). Когнитивная терапия депрессии. Нью-Йорк: Guilford Press.

Эллис, А. (1977). Основная клиническая теория рационально-эмоциональной терапии. В A. Ellis, R. Grieger (Eds.), Handbook of Rational-Emotive Therapy. Нью-Йорк: Спрингер.

Фрейд А. (1936). Эго и механизмы защиты.

Галеацци, А. и Меаццини, П. (2004). Разум и поведение.Джунти Эдиторе.

Махони, М. Дж. (1974). Модификация познания и поведения. Кембридж, Массачусетс: Баллинджер.

Мейхенбаум, Д. Х. (1977). изменение поведения: интегративный подход. NY: Plenum Press.

Ост, Л. Г. (2008). Эффективность третьей волны поведенческой терапии: систематический обзор и метаанализ. Поведенческие исследования и терапия, 46, 295-321.

Тисдейл, Дж. Д. (2003). Тренировка внимательности и постановка задач. Клиническая психология: наука и практика, 10 (2), 156-160.

Уотсон, Дж. И Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 (1), 1-14

Wilson, G.T. (1982). Процесс и процедура психотерапии: Поведенческий мандат: Поведенческая терапия 13, 291–312 ( 1982 ).


[1] К ним относятся: когнитивная терапия на основе осознанности (mBct) и снижение стресса на основе осознанности (mBsr), терапия принятия и приверженности (act), диалектическая поведенческая терапия (dBt), функционально-аналитическая психотерапия (Fap) и интегративная Поведенческая терапия пар (iBct).

Когнитивно-поведенческая терапия депрессии

Что такое когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)?

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это вид психотерапии. Эта форма терапии изменяет образы мышления, чтобы изменить настроение и поведение. Он основан на идее, что негативные действия или чувства являются результатом нынешних искаженных убеждений или мыслей, а не бессознательных сил из прошлого.

КПТ — это сочетание когнитивной и поведенческой терапии.Когнитивная терапия фокусируется на вашем настроении и мыслях. Поведенческая терапия специально нацелена на действия и поведение. Терапевт, практикующий комбинированный подход КПТ, работает с вами в структурированной обстановке. Вы и ваш терапевт работаете над определением конкретных негативных стереотипов мышления и поведенческих реакций в сложных или стрессовых ситуациях.

Лечение предполагает разработку более сбалансированных и конструктивных способов реагирования на факторы стресса. В идеале эти новые реакции помогут свести к минимуму или устранить тревожное поведение или расстройство.

Принципы КПТ можно применять и вне кабинета терапевта. Одним из примеров является онлайн-когнитивно-поведенческая терапия. Он использует принципы КПТ, чтобы помочь вам отслеживать и контролировать симптомы депрессии и тревоги в Интернете.

КПТ — это более краткосрочный подход, чем психоанализ и психодинамическая терапия. Для открытия и лечения других видов терапии может потребоваться несколько лет. КПТ часто требует от 10 до 20 сеансов.

Сессии дают возможность определить текущие жизненные ситуации, которые могут вызывать или способствовать вашей депрессии.Вы и ваш терапевт определяете текущие модели мышления или искаженное восприятие, которые приводят к депрессии.

Это отличается от психоанализа. Этот тип терапии предполагает работу в обратном направлении через историю вашей жизни, чтобы обнаружить неосознанный источник проблем, с которыми вы сталкиваетесь.

Вас могут попросить вести дневник в рамках CBT. Журнал предоставляет вам место для записи жизненных событий и ваших реакций. Психотерапевт может помочь вам разбить реакции и стереотипы мышления на несколько категорий саморазрушительных мыслей.К ним относятся:

  • мышление по принципу «все или ничего»: взгляд на мир в абсолютных черно-белых терминах
  • дисквалификация положительного: отказ от положительного опыта, настаивая на том, что он «не считается» по какой-то причине
  • автоматический отрицательный реакции: наличие привычных, ругающих мыслей
  • преувеличение или преуменьшение важности события: придание большего значения определенному событию или моменту
  • чрезмерное обобщение: получение слишком общих выводов из одного события
  • персонализация: слишком личное или слишком личное восприятие вещей действия специально направлены на вас
  • ментальный фильтр: выделение одной отрицательной детали и сосредоточение исключительно на ней, чтобы видение реальности стало затемненным

Вы и ваш терапевт можете использовать дневник, чтобы помочь заменить негативные модели мышления или восприятия на более конструктивные.Это можно сделать с помощью ряда хорошо отработанных техник, таких как:

  • обучение управлению и изменению искаженных мыслей и реакций
  • обучение точной и всесторонней оценке внешних ситуаций и реакций или эмоционального поведения
  • практика разговора с самим собой, что является точным и сбалансированным
  • использует самооценку, чтобы отразить и адекватно отреагировать

Вы можете практиковать эти методы преодоления самостоятельно или вместе с терапевтом.Вы также можете практиковать их в контролируемых условиях, когда сталкиваетесь с трудностями. Вы можете использовать эти настройки, чтобы повысить свою способность успешно отвечать. Другой вариант — онлайн-CBT. Это позволяет вам практиковать эти методы, не выходя из дома или офиса.

Когнитивно-поведенческая терапия широко используется для лечения ряда расстройств и состояний у детей, подростков и взрослых. Эти расстройства и состояния включают:

  • антисоциальное поведение (включая ложь, воровство и причинение вреда животным или другим людям)
  • тревожные расстройства
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  • биполярное расстройство
  • расстройство поведения
  • депрессия
  • расстройства пищевого поведения, такие как как переедание, анорексия и булимия
  • общий стресс
  • расстройства личности
  • фобии
  • шизофрения
  • сексуальные расстройства
  • расстройства сна
  • проблемы социальных навыков
  • может сочетаться с психотерапией психоактивными веществами

методы лечения депрессии.

Долговременный эмоциональный риск, связанный с КПТ, невелик. Но изучение болезненных ощущений и переживаний может вызвать стресс. Лечение может включать ситуации, которых вы иначе бы избегали. Например, вас могут попросить провести время в общественных местах, если вы боитесь толпы. В качестве альтернативы вам может понадобиться противостоять смерти любимого человека, которая вызывает вашу депрессию.

Эти сценарии могут дать возможность отработать измененные реакции на стрессовые или неблагоприятные ситуации.Конечная цель терапии — научить вас, как справляться с тревогой и стрессом безопасным и конструктивным образом.

«Существует огромная волна доказательств того, что когнитивно-поведенческая терапия является очень эффективной при лечении определенных проблем», — Саймон Рего, Psy.D. из Медицинского центра Монтефиоре в Нью-Йорке сообщили Healthline. «Широта доказательств не так обширна для других форм психотерапии».

Нельзя сказать, что другие методы лечения не столь эффективны и полезны.«Они просто не подходят ни для чего, что можно изучить», — говорит Рего. «По результатам когнитивно-поведенческой терапии было проведено больше научно-обоснованных исследований, чем по результатам каких-либо других исследований».

Когнитивная и поведенческая практика — Журнал

Cognitive and Behavioral Practice — это ежеквартальный международный журнал, основной задачей которого является распространение клинических данных: преодоление разрыва между опубликованными клиническими исследованиями и реальной клинической практикой когнитивной терапии и поведенческой терапии . Когнитивная и поведенческая практика публикует подробные клинические отчеты об инновационных оценках и терапевтических процедурах, которые четко обоснованы практикой, основанной на доказательствах. Основное внимание уделяется применению и выполнению процедур. Соответственно, темы выбираются с учетом текущих проблем, с которыми сталкиваются практикующие врачи, как с точки зрения техники, процесса, так и содержания лечения. Для достижения этой цели статьи могут включать подробные описания клинических вмешательств, примеры диалога клиент-терапевт, встроенные видеоклипы, которые читатели могут просматривать онлайн, и / или важные описания случаев.Помимо обычных статей, журнал включает специальные серии, тематические конференции, клинические комментарии, клинические обзоры и обзоры книг. Специальные серии содержат несколько рукописей, посвященных определенной диагностической категории, группе населения или терапевтической стратегии. Серия случаев содержит описание случая с авторами, отвечающими на различные аспекты лечебного подхода. Клинические комментарии — это краткие статьи (запрошенные и незапрашиваемые), в которых эксперты в данной области комментируют самые актуальные клинические темы, противоречия или открытия в пределах их компетенции.Клинические обзоры — это регулярные обзорные статьи, в которых особое внимание уделяется клинической стратегии и существующей доказательной базе для этой стратегии. Этот журнал предназначен для практикующих психиатров, инструкторов и исследователей, заинтересованных в клиническом распространении своих результатов. Экзамены для продолжения образования включены в каждый выпуск.

Преимущества для авторов
Мы также предоставляем множество преимуществ для авторов, такие как бесплатные PDF-файлы, либеральная политика в отношении авторских прав, специальные скидки на публикации Elsevier и многое другое.Щелкните здесь, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах для авторов.

Информацию о подаче статей см. В нашем Руководстве для авторов. Если вам потребуется дополнительная информация или помощь, посетите наш Центр поддержки

Hide full Aims & Scope

Три области обучения — когнитивное, аффективное и психомоторное

Работа Лесли Оуэна Уилсона, изд. D.

  • Творчество
    • Книги по творчеству
    • Мозговой штурм
    • Характеристики творческих людей
      • Уровни творчества
      • Модель творчества «Снежинка»
    • Дети и творчество
      • Детские
      • Характеристики творческих детей — Дома и семьи
      • Убийство или поощрение творческих способностей у детей
    • Основы творчества
      • Советы для творческого мышления
      • Препятствия и барьеры на пути к творчеству
      • Определения творчества
      • Священные правила творческого мышления
      • Типы творческого мышления
      • Критерии, помогающие оценить творческие идеи
      • Вход в состояние потока
      • В поисках творческой музы
        • Забота о своей творческой музе
      • Формы творческого вдохновения
        • Научитесь праздновать — творчески
      • Важность настойчивости для творчества
      • Использование отрицательных эмоций для подпитки творчества
    • Домашняя страница
      • Блог Лесли
      • Poetry Corner — Стихи об обучении и обучении
        • A Journey’s Wish
        • Dressings My
        • 9010
        • Единый ребенок
        • Уроки другого рода
        • Завитки
        • В изгибе переплетенного времени
        • Находятся дети
        • Сокращенная сумма одного
      • Второй принцип Мастер указателя
      • Политика использования Лесли
    • Учебный дизайн
      • Помимо поведенческих целей
      • Создание учебной программы с обратным дизайном курса
      • Шкала оценки руководства по учебной программе
      • Интеграция учебной программы по степеням
      • Планы уроков и учебные материалы для учителей
      • ess
      • Три области обучения — когнитивная, аффективная и психомоторная
      • Типы учебной программы
      • Учебная программа по письму — цели, задачи и задачи
      • Составление хорошей учебной программы
    • на основе оптимального обучения 6 Мозг
        • Эмоциональный интеллект — Образовательные приложения
          • Эмоциональный интеллект — Примеры вежливости и заботы
        • Основные характеристики эмоционального интеллекта
        • Множественные индикаторы интеллекта
        • Взгляды Штернберга на интеллект
        • Восьмой интеллект
        • Типы интеллекта Натуралистический106
        • Девятый интеллект — экзистенциальный или космический ум
        • Использование обучения на основе мозга
      • Рекомендации
        • Книги по обучению на основе мозга
        • Книги, которые необходимо прочитать
        • Некоторые книги по творчеству
      • Teaching Essenti als
        • Дюжина важных концепций, основанных на мозге
        • Таксономия Блума, пересмотренная
        • Пять основных типов вопросов
        • Принятие учебных решений
        • Модели преподавания
          • Модель плана урока Мэдлин Хантер
          • Перевернутая классная комната 07
          .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *