27.04.2024

Когнитивная психология основатель: Представители когнитивной психологии

Представители когнитивной психологии

Истоки когнитивной психологии

Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурсе психологии.

Основным вопросом изучения данной области стало изучение познавательных (когнитивных) способностей человека. Процесс восприятия рассматривался в качестве фундаментального акта, являющегося основой психики человека. В рамка исследований проводились различные эксперименты, направленные на изучение возможных границ имеющихся у человека способностей в процессе обработки и хранения информации в своей памяти.

Следует отметить, что у истоков зарождения когнитивной психологии стояли психологи Фриц Хайдер и Леон Фестингер. Мощным толчком развития данного раздела психологии является встреча в 1956 году, которая произошла в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии и специалисты в области информационных теорий. Именно эта встреча считается настоящей прародительницей когнитивной психологии.

Свое название когнитивная психология получила благодаря ученому Джерому Брунеру, опубликовавшему свои труды и рассказавшему обществу о предмете своих исследований, которым являлись вопросы когнитивной психологии. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития.

Одним из наиболее известных психологов, который работал в области когнитивной психологии был швейцарец Жан Пиаже. Он активно занимался исследованиями в области психоанализа. Также в процессе работы с детьми Пиаже проводил ряд экспериментов, которые были направлены на установление цепи логических операций и целостности общей структуры мышления ребенка. В процессе исследований ученым были выделены основные когнитивные стадии, которые детально описывают процесс получения, переработки и хранения информации в сознании человека.

Основные представители направления когнитивной психологии

Одним из ученых, стоящих у истоков возникновения направления когнитивной психологии является американский психолог Джордж Миллер.

Совместно со своим коллегой, психологом и исследователем Джеромом Брунером, им был создан исследовательский центр при Гарвардском университете, основной целью деятельности которого стало активное изучение мыслительных процессов человеческого сознания. Центр так и назывался «Центр когнитивных технологий»

Исследования, которые проводились в рамках деятельности данного центра, были направлены на изучение:

  • человеческого языка,
  • особенностей памяти,
  • процесса восприятия и образования понятий,
  • мыслительного процесса и психологии развития человека.

Соратник Миллера, американский психолог и педагог Джером Брунер, основное внимание уделял изучению значения процесса восприятия в познании человеком окружающего мира.

Он считал, что процесс восприятия человеком окружающего мира является активным и непосредственно связан с человеческой деятельностью в целом.

В процессе научной деятельности Брунер смог обосновать теорию перцептивных гипотез, трактующую познавательные процессы психики человека как процесс своеобразного наложения категорий, представляющих собой определенные правила объединения, на окружающие человека события, явления и объекты.

Им был сделан вывод о том, что процесс наложения определенных сформированных в сознании человека категорий включает в себя последовательность решений, касающихся того, присутствуют ли в воспринимаемом объекте наиболее важные для его существования признаки или нет. Благодаря этому процессу также происходят процессы выбора объекта, который должен быть проанализирован в следующую очередь и с помощью какой гипотезы будет избираться следующий признак для анализа.

Еще одним мощнейшим источником развития направления когнитивной психологии стала книга американского исследователя Ульриха Найссера «Когнитивная психология», посвященная определению особенностей понятия «познание», которое выступает в качестве основы для процессов трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и в дальнейшем использования человеком сенсорных стимулов, получаемых из окружающего мира в процессе его жизнедеятельности.

Замечание 1

Согласно теории Найссера процесс познания проявляется во всех видах человеческой деятельности и является необходимым условием для ее эффективного осуществления.

Исследования ученого подтвердили тот факт, что процесс познания окружающего мира человеком является процессом, при осуществлении которого получаемые человеком сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются им в процессе осуществления различных видов деятельности.

В последствии развитие когнитивной психологии было тесно связано с именем Дж. Келли, который в своих исследованиях дал описание основным механизмам деятельности личностных конструктов. Также им был сформулирован основной постулат теории когнитивной психологии, согласно которому все личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку способность к максимальному прогнозированию предстоящих событий.

Согласно теории Дж. Келли каждый человек отличается не только количеством, имеющихся у него конструктов, но и их расположением в структуре психики.

Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Когнитивная психология — Психологос

01 января 2003 г., 21:23

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму — ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Предмет когнитивной психологи — модели познавательных процессов. Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека.

По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых (в частности, А. И. Назаров), которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):

  • Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
  • Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
  • Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

  • Когнитивная психология
  • Автор Н.И. Козлов
  • Психология для профи
  • Психика, здоровье

Комментарии (5):

Федорова Зинона, 09 мая 2014 г. , 12:26

Только сегодня 08.05.14 искала значение — когнитивная психология — и попала на этот сайт. Читала два часа с восхищением, удовлетворением, именно то что хотела узнать, но не знала где найти то ,что меня интересует. Не хочу повторяться и подписываюсь под каждым Вашим словом. Зинона.

3

ответа

Гость, 20 августа 2014 г., 20:53

Очень интересная наука!

Гость, 11 января 2020 г., 05:03

2 часа, серьёзно?

Гость, 10 июня 2020 г., 08:04

Вы в разрезе сегодняшнего времени посмотрите, пожалуйста, на эту науку и что может принести ее использование к человеку.. подумайте.

Гость, 12 июня 2018 г., 13:32

Мне кажется, что для полноты описания следует раскрыть уровни переработки информации Ф.Крейк, Р.Локхард. Достаточно даже взять из классического учебника психологии Р.С.Немова.

Материалы по теме:

14 дек. 2018 г.

4 исследования о несовершенстве нашего мышления

Человеческое мышление исключительно неидеально. Если мы не прикладываем усилий, то наши суждения и выводы часто становятся необоснованными.

0Подробнее

27 февр. 2021 г.

Нейрокогнитивное переобучение: вот чем я занимаюсь на самом деле

Работа психолога с клиентом не является лечением. Мы не лечим, мы переобучаем. Это образовательная деятельность.

1Подробнее

31 дек. 1999 г.

Когнитивные и аффективные процессы

Когнитивные процессы — психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание). Понятие «когнитивное»: когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.

3Подробнее

14 дек. 1988 г.

Практическая психология

Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

0Подробнее

01 янв. 2000 г.

Психология

В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Психология изучает внутренний, точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

8Подробнее

01 янв. 2010 г.

Теория гендерных схем Сандры Бем (ВВП)

Теория, основанная на концепции схем, была предложена Сандрой Бем. Данная теория рассматривает особенности половой принадлежности индивидуумов как основу их способа организации информации об окружающем мире. В большинстве культур различия между мужчинами и женщинами являются фактором, оказывающим существенное влияние на организацию многих аспектов повседневной жизни. От мальчиков и девочек ожидается, что они не только овладеют навыками и формами поведения, соответствующими своим половым ролям, но и сформируют представления о мире и личностные характеристики, типичные для своего пола, — иными словами, приобретут мужской или женский тип личности в соответствии с тем, как они определяются в рамках данной культуры.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Виртуальная психология

Виртуа́льная психоло́гия — новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Я-схемы (ВВП)

Схемы — это когнитивные структуры, с помощью которых мы воспринимаем, организуем, перерабатываем и используем информацию. Благодаря использованию схем у каждого индивидуума формируется система, позволяющая ему идентифицировать значимые для него компоненты окружения, игнорируя все остальные. Схемы также обеспечивают структуру, в рамках которой организуется и перерабатывается информация. Так, например, у большинства людей формируется материнская схема. Поэтому когда человека просят описать собственную мать, ему легко это сделать, поскольку соответствующая информация организована в виде строго упорядоченной когнитивной структуры. Естественно, проще описать собственную мать, чём, скажем, женщину, о которой вы слышали, но которую никогда не встречали.

0Подробнее

Ульрик Нейссер (Вклад в когнитивную психологию)

В эмпирическом исследовании, проведенном научным журналом Review of General Psychology , Ульрик Нейссер, также известный как «отец когнитивной психологии», занял 32-е место среди самых выдающихся психологов 20-го века. .

Кто такой Ульрик Найссер?

Ульрик Найссер был немецко-американским психологом, который помог зажечь «когнитивную революцию» в психологии. Его называют «отцом когнитивной психологии», потому что он представил первую единую когнитивную теорию в 1967. Исследования Нейссера были сосредоточены на человеческом восприятии, памяти, обучении и интеллекте.

Ранние годы Ульрика

Ульрих Густав Найссер родился 8 декабря 1928 года в Киле, Германия. Он был вторым ребенком Ганса и Шарлотты Нейссер. Его сестра Марианна была старше его на четыре года.

Отец Нейссера, Ганс, происходил из знатной еврейской семьи. Он преподавал экономику в Кильском университете и был ведущим научным сотрудником Кильского института мировой экономики. Мать Нейссера, Шарлотта, была католичкой и имела степень по социологии. Она также принимала активное участие в немецком женском движении.

В 1930-х годах отец Нейссера предсказал, что по мере роста популярности нацизма в Германии усилится военная направленность. Эти обстоятельства, а также предложение стать профессором денежной теории в Уортонской школе Пенсильванского университета побудили его покинуть Германию, пока он еще мог. Он прибыл в Англию в 1933 году, и через несколько месяцев к нему присоединилась его семья. Затем вся семья Нейссеров покинула Англию на пассажирском корабле и высадилась в Соединенных Штатах 15 сентября 19 года.33.

Поселившись в Свортморе, штат Пенсильвания, Нейссер стал большим поклонником бейсбола. Он также решил изменить свое имя с «Ульрих» на «Ульрик». Основные причины этого заключались в том, что его друзья не могли правильно произнести его имя, и он хотел, чтобы его имя звучало не по-немецки, а по-американски. В детстве его называли «маленький Дикки», а друзья вскоре дали ему прозвище «Дик», которое закрепилось за ним на всю оставшуюся жизнь.

Будучи уважаемым университетским профессором, Ганс Найссер возлагал большие надежды на своего маленького сына. Он мечтал, чтобы Ульрик стал выдающимся ученым, поэтому он подарил ему набор по химии, когда тот был еще мальчиком. Нейссер сообщил, что никогда не использовал химический набор, несмотря на поддержку, которую он получил от своего отца. Несмотря на это, он бросил среднюю школу молодым человеком, очарованным миром науки.

Образование и профессиональная подготовка

Ульрик Нейссер поступил в Гарвардский университет в 1946 году с целью изучения физики. Однако вскоре у него появился интерес к психологии, возможно, из-за влияния его научного руководителя Джорджа Миллера. Нейссер знакомился с различными ветвями психологии, включая парапсихологию, бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психологию. Он особенно заинтересовался гештальт-психологией и в 1919 году получил степень бакалавра психологии.50.

После окончания Гарварда Нейссер подал документы на магистерскую программу в Swarthmore College. Он намеревался учиться у Вольфганга Колера — одного из основателей гештальт-психологии, — который в то время преподавал в Суортморе. Однако Найссер смог работать только с помощником Колера Гансом Валлахом. Он получил степень магистра в Суортморе в 1952 году.

Нейссер решил переехать в Массачусетский технологический институт после того, как туда переехал его бывший советник Джордж Миллер. Однако вскоре он вернулся в Суортмор после того, как ему предложили преподавать в течение одного года. Затем Нейссер вернулся в Гарвард, чтобы поступить в университетскую докторскую программу. В 1919 году получил докторскую степень в области экспериментальной психологии.56.

Нейссер преподавал в Гарварде в течение одного года, прежде чем занять должность на кафедре психологии в Университете Брандейса. В то время заведующим кафедрой психологии был Абрахам Маслоу — один из основоположников гуманистической психологии. Говорят, что именно в Университете Брандейса Нейссер «расширил свой психологический кругозор».

Оливер Селфридж 

Следующим человеком, оказавшим большое влияние на Нейссера, был молодой ученый-компьютерщик из Массачусетского технологического института по имени Оливер Селфридж. Селфридж был сторонником машинного обучения. После того, как они подружились, Нейссер работал консультантом в лаборатории Селфриджа, пока они вместе работали над программой. В 1960, они опубликовали статью в журнале Scientific American и описали разработанную ими модель столпотворения распознавания образов. Работа Нейссера с Селфриджем привела к тому, что он получил несколько грантов, и он проводил исследования в других областях, связанных с человеческим мышлением. Вскоре он перешел в Пенсильванский университет, где в 1967 году опубликовал свою знаменательную книгу « Когнитивная психология ». Во время своего пребывания в Корнелле Нейссер провел ряд умных экспериментов с человеческим восприятием и углубил свои исследования человеческой памяти. Однако он уехал из Корнелла в университет Эмори в 1983. Находясь в Эмори, Нейссер провел свой знаменитый эксперимент с памятью Challenger и основал проект Emory Cognition Project. Он вернулся в Корнелл в 1996 году и оставался там до выхода на пенсию.

Теория когнитивной психологии Нейссера

Нейссер никогда не был поклонником бихевиоризма, поскольку считал, что основные положения этого подхода неверны. Например, он не соглашался со строгим акцентом бихевиоризма только на внешние события и отвергал идею о том, что сложное человеческое поведение можно полностью объяснить процессом обусловленности. По словам Нейссера, бихевиористские методы ограничивали то, что психологи могли изучать о человеческой природе.

В своей книге 1967 года « Когнитивная психология » Нейссер описал современные исследования внимания, решения проблем, распознавания образов, восприятия и памяти. Он также подчеркнул концепции обработки информации и конструктивной обработки. Нейссер ввел термин «когнитивная психология» и представил этот новый подход как альтернативу бихевиоризму. Поскольку он объединил идеи разных исследователей, чтобы сформировать единую теорию, Нейссера часто называют «отцом когнитивной психологии».

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология использует научные методы для изучения человеческого разума как процессора информации . Исследователи строят когнитивные модели для объяснения психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, творчество и язык. Многие психологи интересовались психическими процессами до того, как Нейссер предложил когнитивный подход. Однако появление цифровых компьютеров дало таким исследователям, как Нейссер, концепции, подсказки и направления, необходимые для изучения человеческого разума.

Компьютер может получать, кодировать, хранить, использовать и извлекать информацию. Когнитивные психологи пытаются объяснить, как люди обрабатывают информацию, сравнивая человеческий разум с тем, как работает компьютер. В то время как человеческое познание может быть чрезвычайно сложным, то, как компьютер обрабатывает информацию, гораздо легче понять. Модель обработки информации утверждает, что люди обрабатывают информацию, которую они получают из окружающей среды, внутри себя. Это отличается от бихевиоризма, который предполагает, что люди просто реагируют на внешние раздражители.

Модель обработки информации имеет ряд допущений. Например, предполагается, что люди обрабатывают информацию в несколько этапов, которые аналогичны компьютеру. Эта обработка следует четкой последовательности, описанной ниже:

  1. Ввод — На этом этапе людям необходимо получить и закодировать информацию из окружающей среды, а затем обработать ее, прежде чем они смогут реагировать на информацию соответствующим образом. Задействован ряд психических процессов, таких как восприятие, внимание и кратковременная память. Например, человек может получать информацию от своих органов чувств (восприятие), но только информация, на которой он сфокусирован (внимание), перемещается в его рабочую память, чтобы он мог быстро реагировать на свое окружение.
  1. Хранение — На этом этапе информация преобразуется системами обработки разума и сохраняется в долговременной памяти. Он извлекается, обрабатывается и используется кратковременной памятью по мере необходимости. Например, информация из восприятия и памяти может использоваться для рассуждений и принятия решений.
  1. Результат . На этом этапе основное внимание уделяется подготовке соответствующего ответа на полученную информацию. Например, после того, как возникло мышление, решения должны быть выражены в устной, письменной или других формах общения.

Когнитивная психология и поведение человека

Когнитивные психологи считают, что для того, чтобы правильно понять поведение человека, необходимо изучить внутренние психические процессы и лежащие в их основе структуры мозга. Это связано с тем, что когнитивный подход предполагает, что человеческое познание может влиять на поведение. Некоторые убежденные бихевиористы отрицают существование человеческого разума, поскольку утверждают, что его нельзя наблюдать или объективно измерить. Однако когнитивные психологи считают, что можно сделать объективные выводы, если они изучают человеческий разум с помощью научных методов в контролируемых условиях.

В то время как бихевиористы считают, что простые ассоциации стимул-реакция могут объяснить человеческое поведение, когнитивные психологи подчеркивают важность опосредованных процессов. Эти процессы известны как «опосредованные», потому что они опосредуют или идут между стимулом из окружающей среды и реакцией индивидуума. Восприятие, внимание, память и решение задач — все это опосредующие процессы. Они возникают после получения стимула, но до того, как будет дан ответ.

Влияние схем

Когнитивная психология предполагает, что на то, как человек обрабатывает информацию, могут влиять его или ее схемы. Схема — это мысленная структура, которая развивается из прошлого опыта человека и помогает ему организовывать категории информации и отношения между ними. Существует множество типов схем, таких как:

  • Я-схемы – что человек знает о себе и что он думает о своем будущем я
  • Схемы объектов – что человек знает о внешнем виде объекта, откуда он и для чего используется
  • Схемы человека – что человек знает о внешности, личности, поведении и предпочтениях другого человека
  • Социальные схемы – что человек знает, что он должен сказать или сделать в конкретной социальной ситуации

Схемы помогают людям быстро обрабатывать и понимать информацию, не отвлекаясь на огромное количество стимулов из окружающей среды. Однако схемы могут влиять на то, на что люди обращают внимание и как они интерпретируют эту информацию. Когнитивные исследования показывают, что люди обращают больше внимания на информацию, которая хорошо вписывается в уже имеющиеся у них схемы. Если они получают новую информацию, которая идет вразрез с тем, что они ожидают, люди с большей вероятностью проигнорируют, неверно истолковают или исказят эту новую информацию.

Чтобы лучше понять, как схемы могут влиять на обработку информации, представьте маленького ребенка, который разработал схему для собаки на основе своего прошлого опыта с собственной собакой дома. Эта схема может включать такие факты, как (1) собака покрыта шерстью, (2) у собаки есть хвост и (3) собака ходит на четырех ногах. Если ребенок идет в цирк или зоопарк и впервые видит льва, лев может соответствовать его представлениям о собаке. Поэтому ребенок может ошибочно заключить, что лев — не что иное, как гигантская собака, которая, вероятно, хотела бы, чтобы ее погладили.

Исследование восприятия Нейссером

С 1975 по 1979 год Нейссер провел ряд исследований восприятия. В одном наборе исследований он организовал для испытуемых наблюдение за группой людей в черных рубашках и группой людей в белых рубашках, которые непрерывно передают баскетбольный мяч от одного человека к другому. Каждая группа снималась отдельно, а затем видео объединялись.

Испытуемых попросили подсчитать количество проходов между одной из двух групп. В какой-то момент во время фильма Нейссер наложил кадры, на которых женщина с открытым зонтиком шла от одной стороны экрана к другой. Несмотря на то, что женщина находилась в одном пространстве с баскетболистами и была хорошо видна в течение длительного периода времени, мало кто из наблюдателей ее заметил.

Нейссер описал это явление как «избирательный взгляд» (также называемый другими исследователями «невнимательной слепотой»). Нейссер показал, что неожиданные события, которым уделяется мало внимания, вряд ли будут замечены людьми, даже если они происходят прямо у них на глазах.

Исследование памяти Нейссера

Нейссер был одним из первых исследователей, которые представили доказательства того, что человеческая память включает в себя активную реконструкцию прошлого, а не пассивное припоминание точных снимков прошлых событий.

В 1981 году он опубликовал аналитический отчет, в котором сравнил показания Джона Дина по скандалу в Уотергейтском скандале с записями записанных разговоров между Дином и президентом Никсоном. По сути, в отчете воспоминания Дина о прошлых событиях сравнивались с записанными разговорами. Хотя показания Дина в целом подтверждались записями, Нейссер обнаружил, что воспоминания Дина содержали ряд ошибок и что Дин иногда объединял отдельные события в одно воспоминание.

Воспоминания о вспышках 

В 1986 году Нейссер провел эксперимент с памятью, чтобы проверить теорию «памяти-вспышки». Эта концепция предполагает, что впечатляющие, очень эмоциональные события могут вызвать у людей очень яркие и очень точные воспоминания о событии. Через день после того, как 28 января 1986 года взорвался космический челнок «Челленджер », Нейссер раздал нескольким первокурсникам колледжа анкету, в которой их просили записать свои непосредственные переживания после того, как они узнали о катастрофе. Студенты записали информацию о том, как они впервые услышали новости, где они были, что делали, с кем были и что чувствовали. Три года спустя Нейссер попросил тех же студентов снова вспомнить этот опыт.

Хотя учащиеся были абсолютно уверены, что их учетные записи остались такими же, как и раньше, примерно 50 % были другими, 25 % сильно отличались, и менее 10 % имели все правильные данные. Этот эксперимент бросил вызов идее о том, что память фотовспышек безошибочна.

Нейссер продолжил изучение воспоминаний вспышек в 1989 году, вскоре после землетрясения в Лома-Приета, которое произошло в некоторых частях Калифорнии. Нейссер организовал три группы людей — две в Калифорнии и одну в Атланте, штат Джорджия, — чтобы они вспомнили свои переживания вскоре после начала землетрясения. Более чем через восемнадцать месяцев он устроил так, чтобы те же люди снова вспомнили свой опыт.

Нейссер обнаружил, что (1) люди в Калифорнии лучше помнили это событие, и (2) жители Атланты, у которых были семьи в пострадавших районах, лучше помнили, чем те, у кого их не было. Выводы Нейссера показали, что личное участие играет роль в улучшении памяти. Однако, поскольку многие калифорнийцы сообщили, что они не чувствовали стресса во время землетрясения, Нейссер пришел к выводу, что улучшение памяти может быть связано с повторными репетициями повествования, а не с эмоциональным возбуждением.

В дополнение к своей работе по восприятию и памяти Нейссер проводил исследования человеческого интеллекта. Позже в своей карьере он сосредоточился на «науке и политике тестирования IQ».

Вклад в эффект Флинна

Работа Ульриха также способствовала созданию теории, которую он не всегда признает. Эффект Флинна назван в честь Джеймса Флинна, но исследования Ульриха также подтвердили идею о том, что средний IQ со временем увеличивается.

Приложения когнитивной психологии

Когнитивная психология сегодня является одной из самых популярных и доминирующих областей психологии. Когнитивный подход применялся во многих областях, в том числе:

  • Медицина – чтобы помочь людям восстановиться после черепно-мозговой травмы
  • Консультирование – для оказания помощи людям с психическими или эмоциональными проблемами с помощью терапевтических бесед, таких как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и когнитивная терапия, основанная на осознанности (MBCT)
  • Образование – для разработки стратегий помощи учащимся с ограниченными возможностями обучения
  • Уголовное правосудие – для оценки достоверности показаний очевидцев и восстановленных детских воспоминаний
  • Нравственное развитие – чтобы помочь детям повысить уровень нравственного мышления

Критика когнитивной психологии

Как и все другие психологические школы, когнитивная психология подверглась критике за определенные предполагаемые ограничения подхода. Интересно, что одним из первых и наиболее громких критиков этого подхода был сам «отец когнитивной психологии» Ульрик Нейссер. В 1976, Нейссер опубликовал книгу « Познание и реальность », в которой поставил под сомнение экологическую обоснованность возникающей области. По словам Нейссера, когнитивная психология игнорировала ситуации реального мира и повседневное человеческое поведение, чтобы сосредоточиться на не относящихся к делу измерениях, сделанных в лаборатории.

Модель обработки информации также подвергалась резкой критике на протяжении многих лет. Хотя между человеческим разумом и работой компьютера, безусловно, есть некоторое сходство, некоторые люди считают, что когнитивная психология придает слишком большое значение сравнению. Они утверждают, что человеческое познание — это больше, чем просто получение входных данных, обработка информации, хранение данных и создание выходных данных. Например, влияние человеческих эмоций, творчества и мотивации на то, как люди думают, не учитывается должным образом моделью обработки информации.

 В то время как когнитивные психологи утверждают, что лабораторные исследования позволяют им делать объективные выводы о внутренних психических процессах, бихевиористы, такие как Б. Ф. Скиннер, утверждают, что ни один из этих внутренних механизмов не наблюдается и не измеряется напрямую. В результате бихевиористы утверждают, что когнитивный подход является субъективным и ненаучным.

Книги, награды и достижения Ульрика Нейссера

За свою долгую и выдающуюся карьеру Ульрик Нейссер написал несколько книг. Некоторые из его наиболее впечатляющих работ включают в себя:

  • Когнитивная психология , 1967
  • Познание и реальность: принципы и последствия когнитивной психологии, 1976
  • Наблюдаемая память: запоминание в естественном контексте, 1982
  • Концепции и концептуальная разработка: Экологические и интеллектуальные факторы в категоризации, 1987
  • Фантомные фотовспышки: Ложные воспоминания о новостях о Челленджере, 1992
  • Воспринимаемое Я: экологические и межличностные источники самопознания , 1993
  • Концептуальная самость в контексте: культура, опыт, самопонимание, 1997
  • Восходящая кривая: долгосрочный прирост IQ и связанных показателей , 1998
  • Когнитивная психология. В кн., История психологии: Основные вопросы, 2003
  • Переосмысление воспоминаний: экологические и традиционные подходы к изучению памяти, 2006
  • Вспоминая себя: построение и точность саморассказа, 2008

Нейссер был удостоен звания почетного доктора престижных учреждений по всему миру, таких как Swarthmore College (США), Новая школа социальных исследований (США), Universita di Roma (Италия), Universitatea Babeş-Bolyai, Cluj-Napoca (Румыния) и Орхусский университет (Дания). Некоторые из его других заметных достижений включают в себя:

  • Товарищ Гуггенхайма
  • Слоан Товарищ
  • Член Национальной академии наук
  • Член Американской академии искусств и наук
  • Член Общества экспериментальных психологов

Личная жизнь

Ульрих Нейссер женился на Анне Габриэль Пирс в 1953 году. У пары было четверо детей — Марк, Филипп, Тобиас и Джульетта. Однако их брак закончился разводом.

От второго брака Нейссера с Арденом Зайдлером родился пятый ребенок, которого назвали Джозефом. У него также была падчерица по имени Дженнифер Зайдлер. Второй брак Нейссера распался после смерти Арден в 19 лет.99. Последней спутницей жизни Нейссера была Сандра Кондри.

Найссер всю жизнь любил бейсбол. Для него было обычным делом брать своих учеников на «исследовательские экскурсии» на бейсбольные матчи. Нейссер также помогал своим ученикам ремонтировать их поврежденные автомобили, переезжать в новые места жительства, делать правильный выбор карьеры и решать проблемы в отношениях. Он часто приглашал студентов в свой семейный дом для плавания и эпических игр в Pictionary.

Ульрих Найссер еще жив?

Ульрик Найссер скончался 12 февраля 2012 года в Итаке, штат Нью-Йорк. Его смерть наступила из-за осложнений, связанных с болезнью Паркинсона. У него остались пятеро детей, один пасынок, один внук и его сестра Марианна.

Ссылки

Cutting, J. E. (2012). Ульрик Нейссер (1928-2012). American Psychologist, 67 (6), 492.

Cutting, J., Finlay, B., & Krumhansl, C. (nd). Ульрик «Дик» Нейссер . Получено с

https://cpb-us-e1.wpmucdn.com/blogs.cornell.edu/dist/3/6798/files/2019/11/MEMORIAL-STATEMENTS-2009-18-COMBINED-N.pdf

Умер д-р Ханс П. Найссер, экономист, 79 лет. (1975). Нью-Йорк Таймс . Получено с

https://www.nytimes.com/1975/01/03/archives/dr-hans-p-neisser-economist-79-dies.html

В память об Ульрике Нейссере. (н.д.). Получено с https://fabbs.org/our_scientists/ulric-neisser-phd/

Лоури, Г. (2012). Ульрик Найссер, основатель когнитивной психологии, умирает в возрасте 83 лет . Получено с https://news.cornell.edu/stories/2012/02/ulric-neisser-professor-emeritus-psychology-dies

Martin, D. (2012). Ульрик Нейссер умер в возрасте 83 лет; измененное исследование разума. Нью-Йорк Таймс. Получено с https://www.nytimes.com/2012/02/26/us/ulric-neisser-who-reshed-thinking-on-the-mind-dies-at-83. html

Neisser, U. (2014). Когнитивная психология . Нью-Йорк: Психология Пресс.

Парвин, П. (2012). Умер Ульрик Нейссер, пионер когнитивной психологии . Получено с http://news.emory.edu/stories/2012/02/er_ulric_neisser_psychology/campus.html

Вспоминая об отце когнитивной психологии. (2012). Получено с https://www.psychologicalscience.org/observer/remembering-the-father-of-cognitive-psychology

Ульрик Найссер, основатель когнитивной психологии, умер в возрасте 83 лет

Нейссер

Ульрик «Дик» Нейссер, почетный профессор психологии Сьюзен Линн Сейдж в Корнеллском университете, чья новаторская книга 1967 года «Когнитивная психология» назвала и помогла начать когнитивную революцию в психологии, умер 17 февраля в Итаке. в возрасте 83 лет от осложнений болезни Паркинсона.

Нейссер предложил новый взгляд на человеческий разум. Он считал, что память, восприятие и другие внутренние мыслительные процессы можно изучать и измерять, чему способствовала растущая вычислительная мощность. Его идеи прямо бросали вызов бихевиоризму, доминирующей школе в психологии, в которой обучался Нейссер, которая исследует реакцию на внешние раздражители.

Джеймс Э. Каттинг, заведующий кафедрой психологии Корнелла, сообщил The New York Times, что Нейссер «оживил всю эту дисциплину».

Нейссер показал, что память, как бы мы ни были уверены в ее точности, часто является лишь частично точной, а иногда и неточной реконструкцией прошлых событий. В 1980-х годах эта работа поставила под сомнение достоверность дел о жестоком обращении с детьми, доказательства которых состояли из хорошо запомненных инцидентов. Нейссер входил в правление Фонда синдрома ложной памяти.

Нейссер родился в Киле, Германия, 8 декабря 1928 года. Его семья иммигрировала в Соединенные Штаты в 1933 году. Он получил степень бакалавра психологии в Гарварде в 1950 году, степень магистра в Свортмор-колледже и докторскую степень в Гарварде. в 1956 г. Он был членом Национальной академии наук, Американской академии искусств и наук и Общества психологов-экспериментаторов. Он получил стипендии Гуггенхайма и Слоуна. Он преподавал в Корнелле с 1976 по 1983 год и с 1996 лет до выхода на пенсию. С 1983 по 1996 год преподавал в Университете Эмори.

В 1995 году он возглавил рабочую группу Американской психологической ассоциации, которая рецензировала «Кривую нормального распределения», книгу 1994 года об интеллекте, в которой содержались противоречивые утверждения о расовых различиях в интеллекте. В 1976 году Нейссер написал книгу «Познание и реальность», в которой критиковал когнитивную психологию за чрезмерную зависимость от лабораторной работы, а не от реальных жизненных ситуаций.

В 1998 году Нейссер выступил с приветственной речью в Новой школе социальных исследований (ныне Новая школа), где он получил одну из своих многочисленных почетных степеней. «Вы настоящий бунтарь, но у вас всегда есть причина», — сказал ему президент школы Джонатан Фэнтон. «Вы бросили вызов науке отказаться от парадигм и теорий бихевиоризма и исследовать сложную умственную деятельность, лежащую под поверхностью поведения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *