27.04.2024

Когнитивная гибкость что это: каким образом развить гибкость мышления?

каким образом развить гибкость мышления?

Содержание

  1. Что такое когнитивная гибкость
  2. Упражнения для развития когнитивной гибкости

Пластичность и адаптация к изменениям в мире — необходимость, которая помогает людям достигать успеха. Рабочие и жизненные задачи — малая доля сложностей, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Чтобы легче справляться со всеми проблемами, необходима развитая когнитивная гибкость.

Как показывает опыт и практика, чем быстрее и проще человек справляется с трудностями, тем более развиты у него soft skills: стрессоустойчивость, коммуникабельность, когнитивная гибкость и так далее. В этой статье мы расскажем, как развивать когнитивную гибкость и значительно упростить свою жизнь.

Что такое когнитивная гибкость

Это способность мозга приспосабливаться к новым, меняющимся или неожиданным ситуациям. Навык выручает нас ежедневно: от выбора завтрака, до оптимального маршрута, чтобы обойти пробки на дороге.

Чтобы определить, насколько пластично ваше мышление, предлагаем пройти несколько простых тестов.

Тест Струпа

Для начала сконцентрируйтесь — это необходимо для получения точного результата. Смысл теста в том, чтобы посмотреть на слово, но назвать цвет, которым оно написано. Например: если слово «красный» изображено желтым цветом, говорим «желтый» и так далее.

Общий результат зависит не только от количества правильно названных слов, но и от потраченного на задание времени. Проверьте себя прямо сейчас:

«Алфавит»

Перед вами таблица, в каждой из ячеек которой 2 буквы: в верхней части — буква алфавита, в нижней — одна буква «П», «Л» или «О».

Читайте только верхнюю букву, а на вторую поднимайте руку: «П» — правая, «Л» — левая или «О» — обе. Первое время вы можете путаться и сбиваться, поднимая неверную руку или называя не ту букву. Но при регулярных тренировках вы сможете читать весь алфавит без запинок.

Тест на многозадачность

В этом упражнении вам надо следить за перемещением белого шара и смотреть на слова в центре экрана. Отвечайте только тогда, когда и слово, и цвет, которым оно написано совпадут.

Этим упражнением вы сможете проверить внимательность, зрительно-моторную координацию, скорость реакции и умение изменять стратегию.

Упражнения для развития когнитивной гибкости

Плюс таких упражнений в том, что выполнять их вы можете даже в рабочее время, во время перерыва — они просты и не занимают много времени.

Парочки

Для этого упражнения понадобятся карточки — их можно сделать самостоятельно, приобрести в магазине или найти приложение для смартфона. Карточки разложите рубашкой вниз и запомните изображенные картинки. После чего переверните карточки, откройте любую и попробуйте найти пару. Цель — найти все парные картинки за меньшее количество попыток.

Карточки не только тренируют мозг, но и помогают изучать и запоминать любой материал. Подробнее об этом смотрите в этом видео.

Проблемы из пластилина

Вам понадобится пластилин и немного воображения. Суть упражнения в том, чтобы слепить из него свои переживания. Не скупитесь на фантазии — придумывайте, как бы выглядели ваши проблемы, будь они материальны. Их форма и цвет могут быть любыми, например, сложная рабочая задача может стать злой собакой, а испорченное настроение — тучей.

Фотоаппарат

Выберите картинку или посмотрите на пейзаж вокруг, отведите взгляд и постарайтесь вспомнить все детали: атмосферу, погоду, цвет травы или количество деревьев. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше.

Неправильные раскраски

Для нас привычно, что небо — голубое, трава — зеленая, а солнце — желтое. Отойдите от привычных канонов — раскрасьте все наоборот: пусть солнце будет синим, небо желтым, а трава красной. Параллельно можете придумать историю, почему ваше солнце стало синим.

Критик

Прочитайте критический обзор на фильм или книгу. Поразмышляйте, с чем вы не согласны и почему, какие положительные или отрицательные моменты вы бы выделили, и попробуйте разобрать другую точку зрения.

При тренировке когнитивной гибкости рекомендуем взять на заметку несколько полезных советов, чтобы быстрее добиться результата.

Смените угол обзора

Дел, которые мы делаем автоматически, не задумываясь — десятки. Постарайтесь взглянуть на все с другой стороны: найдите иной способ решить задачу или ответьте на стандартный вопрос по-другому.

Окружите себя творчеством

Если вы всегда хотели научиться ретушировать фотографии, играть на скрипке, или вам хочется выпустить собственный сборник стихотворений — самое время начать действовать!

Отдайтесь мечтам

Подумайте, чего бы вы хотели достигнуть или что получить. Задайте себе вопрос: «Как мне этого добиться?» и подумайте над тем, как достичь цели и какие сложности могут возникнуть на вашем пути. Дайте волю своему воображению — не исключайте даже нестандартные варианты. Можете также представить, как бы поступил ваш друг, например, будь он на вашем месте.

Играйте

Играть можно как самостоятельно, так и в компании друзей. Собравшись в компании близких, попробуйте придумать собственную игру, как все мы делали в детстве.

Если вы хотите поиграть в одиночку — скачайте игру на смартфон. Например, такую, где необходимо искать спрятанные предметы или создавать империи. Параллельно вы будете развивать стратегическое мышление.

Учитесь

Например, вы отлично разбираетесь в графическом дизайне. Попробуйте расширить кругозор: найдите единомышленника и рассмотрите все аспекты этой сферы. Наверняка вы откроете для себя что-то новое и дадите старт развитию мышления. Освежайте и пополняйте свои знания, чтобы сохранять профессионализм.

Думайте о плане «Б»

Запасной план должен быть всегда, даже если вы твердо в чем-то уверены. Выработайте привычку продумывать и предполагать всевозможные развития событий, их последствия и способы решения внезапных проблем.

Постарайтесь ежедневно уделять тренировкам 15 минут — даже такого количества времени хватит, чтобы развивать когнитивную гибкость. Главное — тренироваться с интересом и любовью к себе.

Что такое когнитивная гибкость и почему она важна?

Исследователи из Университета Невады (University of Nevada), США, выявили в поясной коре головного мозга центр адаптации, прогнозирования и обратной связи. Результаты их работы опубликованы в журнале «Neuron».

Руководитель исследования Джеймс Хайман (James Hyman) сообщил, что после 4 лет долгих и сложных исследований он и группа нейробиологов определили, что именно поясная кора является регуляторным центром во всей передней коре. Точнее всего функции этой области головного мозга можно выразить термином «когнитивная гибкость».

Когнитивная гибкость определяет способность человека идти туда, куда и все, адаптироваться к переменам, успешно решать новые проблемы. В жизни часто случаются ситуации, требующие когнитивной гибкости. Например, при смене работы на совершенно новую нужно привыкнуть к новой системе выполнения заданий и адаптироваться к изменениям. Когда школьники переходят из начальной школы в среднее учебное заведение, им нужна хорошая когнитивная гибкость, чтобы в более сложных условиях учиться лучше.

Кроме повышения сложности обучения, школьные предметы  начинают преподавать разные учителя, ученикам приходится адаптироваться, подстраиваясь под стиль каждого из них.

Поясная система участвует в процессе мышления, а также в предсказании определенных событий или реакций определенных людей. При нормальной работе этой части головного мозга человеку легко планировать, ставить перед собой разумные цели и своевременно исполнять их. При расстройствах работы поясной коры человек становится неуверенным и пессимистичным и часто от обыденных ситуаций ожидает неблагоприятного исхода.

К сожалению, значительные нарушения в работе поясной коры могут приводить к обсессивно-компульсивному расстройству, которое требует квалифицированной психотерапевтической помощи. При этой патологии человек как бы  застревает в определенном состоянии, стиле жизни, привычках и потребностях, что не позволяет ему приспособиться к переменам. У пациента часто вырабатываются аномальные двигательные привычки, например, он тщательно моет руки каждые 30 мин либо садится только в крайний левый вагон метро.

При этом даже  незначительные изменения таких двигательных алгоритмов могут вызвать у больного панику.

Другой, не менее важной функцией данной зоны является формирование обратной связи в ответ на различные внешние и внутренние изменения. На совершенную ошибку головной мозг реагирует двумя способами. Первый отклик происходит в передней части поясной коры — зоне, которая управляет вниманием, следит за поведением и чувством удовлетворения от награды. На любую неудачу в течение 50 мс на электроэнцефалограмме фиксируется характерный сигнал. Второй сигнал, у которого нет четкой локализации, наоборот, является позитивным: он служит знаком того, что ошибка замечена и осмыслена. Этот сигнал, свидетельствующий о формировании опыта, приходит с большим запозданием, в пределах 100–500 мс.

Предварительными исследованиями установлено, что обучение тем эффективнее, чем сильнее выражен негативный сигнал и чем более устойчив сигнал позитивный, то есть при условии совмещения как позитивной, так и негативной обратной связи: когда, с одной стороны, человек испытывает большое неудобство от своей ошибки, а с другой — тщательно эту ошибку осмысляет.

Ученые уверены, что дополнительные исследования в этой области могут привести к новым решениям для оказания помощи при проблемах когнитивного контроля или же улучшения методики обучения.

По материалам www.sciencedaily.com

Что такое когнитивная гибкость и почему это важно?

Безусловно, когнитивная гибкость требует умственной энергии.

Подумайте о том, каково это — перейти от разговора с малышом к разговору с менеджером. Может потребоваться несколько минут, чтобы настроиться на нужный лад и адаптировать свой стиль к разным аудиториям.

Даже переключение между двумя взрослыми может быть затруднено в зависимости от индивидуальных различий между ними.

В ходе недавнего исследования исследователи проверили способность капуцинов и макак-резус решать проблемы. Они также провели тот же тест на людях.

100 % обезьян продемонстрировали когнитивную гибкость, найдя кратчайший путь. Но только 60% людей сделали то же самое.

Практика когнитивной гибкости может создать новые нейронные пути в вашем мозгу и улучшить ваши навыки когнитивной гибкости. Это облегчает практику дивергентного мышления и творческого решения проблем.

Вот несколько способов улучшить свою когнитивную гибкость, чтобы по-новому подходить к сложной ситуации:

1. Начните с малого

Один из способов практиковать когнитивную гибкость — это внедрять ее в свою жизнь небольшими способами. Вы можете подвергать себя новым ситуациям и различным контекстам, не выходя слишком далеко за пределы своей зоны комфорта.

Вот пример: в следующий раз, когда вы будете заказывать еду в своем любимом ресторане, выберите что-то из трех лучших блюд вместо того, чтобы заказывать первое блюдо.

Представьте, что изменилось меню или закончились ваши любимые блюда на вечер. Делая небольшие гибкие шаги, вы начнете открывать другие варианты, когда вам нужно практиковать гибкость.

Вы также станете более открытыми для новых ресторанов и новых впечатлений.

Даже если вы начнете с малого, вы сможете улучшить свою когнитивную гибкость.

В ходе недавнего исследования ученые научили крыс водить маленькие автомобили. Они узнали, что:

  • Крысы были более открыты для новых задач после изучения основ
  • Уровень стресса у крыс снизился после того, как они научились водить машину
  • Более насыщенная среда привела к более быстрому обучению

Как и крысы, если вы откроете себя для новых впечатлений и испытаний, вы будете более открыты для новых переживаний.

2. Развивайте мышцы эмпатии

Понимание чужого опыта, процессов, рутины и методов поможет вам развить когнитивную гибкость.

Это потому, что это помогает вам избавиться от мысли, что ваш путь — единственный путь.

Пытаетесь развить эмпатию? Попробуйте прочитать художественную литературу, чтобы увидеть историю с чужой точки зрения.

Вы также можете начать обращаться к другим людям на работе со своими проблемами. Спросите их, как бы они подошли к проблеме. Убедитесь, что вы активно слушаете, когда они дают свое объяснение.

Возможно, вы не согласитесь с подходом вашего коллеги. Но не в этом суть упражнения. Это поможет вам увидеть с их точки зрения.

Кроме того, умение слушать может помочь улучшить вашу эмпатию и сделать вас лучшим учеником.

Вы увидите, что есть несколько подходов к решению одной проблемы. Вы также расширите свои знания, слушая других.

3. Прервите и перенаправьте свои мысли

Эта тактика предназначена для людей, склонных залезать в кроличью нору с негативными мыслями о себе. Катастрофизация  – обычное проявление когнитивной ригидности.

Вот пример. Вы когда-нибудь испытывали что-то негативное, а затем начинали говорить себе, что вы неудачник и что у вас никогда ничего не получится?

Вы можете начать думать, что вас уволят из-за одной ошибки и что вы больше никогда не получите работу.

Ровно через пять секунд ваш мозг уже начинает думать: «Я неудачник и всегда им буду».

Когда это произойдет, вы можете попрактиковаться в перенаправлении своих мыслей. Помните о том, о чем вы думаете, и прервите мысль, крутящуюся в вашем уме. Смените тему на другую совсем.

Легче сказать, чем сделать. Чтобы помочь вам добраться туда, встаньте и смените декорации. Вы можете прогуляться по кварталу, пойти на обеденный перерыв раньше, чем обычно, или пойти к одному из своих сверстников, чтобы спросить, как прошел их день.

Думайте об этом, как о нажатой паузе на ваших мыслях. Вы заставляете свой мозг перестать беспокоиться, переключиться и сосредоточиться на чем-то другом. Это акт когнитивной гибкости.

Чем больше вы будете это делать, тем легче будет.

4. Спросите себя, что еще может быть правдой

Вы можете попробовать этот совет сами. Но это также отличная тактика, которую руководители могут использовать при взаимодействии с сотрудниками.

Вы можете использовать это, если один из ваших сотрудников застрял, расстроен или немного упрям.

Спросите их: «Что еще может быть правдой?» Убедитесь, что вы делаете это нежно и по-доброму. Это поможет им шире взглянуть на ситуацию. Это побудит их рассмотреть другие точки зрения и рассмотреть другие возможные варианты.

Например, если сотрудник расстроен отменой встречи с клиентом, он может сказать:

 «Клиент отменил встречу, и держу пари, что он пойдет с нашим конкурентом. Я знал, что мы должны были установить другую цену».

Ваша работа как менеджера состоит в том, чтобы заставить их задуматься о том, что еще может быть правдой. Возможно, клиент заболел. Может быть, появилось что-то еще, о чем вы не знаете. Возможно, сотрудники службы поддержки забыли забронировать конференц-зал.

Есть так много альтернативных объяснений. Побуждение ваших сотрудников думать таким образом улучшает не только их навыки когнитивной гибкости, но и их навыки стратегического мышления.

Демистификация когнитивной гибкости: значение для клинической и нейробиологии развития

1. Armbruster DJN, et al. Префронтальные корковые механизмы, лежащие в основе индивидуальных различий в когнитивной гибкости и стабильности. Журнал когнитивной неврологии. 2012; 24:2385–2399. [PubMed] [Google Scholar]

2. Скотт В.А. Когнитивная сложность и когнитивная гибкость. Социометрия. 1962: 405–414. [Google Scholar]

3. de Abreu PME, et al. Исполнительное функционирование и достижения в чтении в школе: исследование бразильских детей, которых учителя оценивают как «плохо читающих» Границы психологии. 2014; 5 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Женет Дж. Дж., Симер М. Гибкий контроль при обработке аффективного и неаффективного материала предсказывает индивидуальные различия в устойчивости черт. Познание и эмоции. 2011; 25:380–388. [PubMed] [Академия Google]

5. Chen Q, et al. Ассоциация творческих достижений с когнитивной гибкостью с помощью комбинированного исследования функциональной связи на основе вокселей и состояния покоя. НейроИзображение. 2014; 102: 474–483. [PubMed] [Google Scholar]

6. Davis JC, et al. Независимый вклад исполнительных функций в качество жизни пожилых женщин, связанное со здоровьем. БМК гериатрия. 2010;10:16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Vilgis V, et al. Исполнительная функция и внимание у детей и подростков с депрессивными расстройствами: систематический обзор. Европейская детская подростковая психиатрия. 2015 [PubMed] [Академия Google]

8. Кейси Б. и др. Раннее развитие подкорковых областей, участвующих в переключении внимания без сигналов. Развивающая наука. 2004; 7: 534–542. [PubMed] [Google Scholar]

9. Owen AM, et al. Экстрамерное и внутрипространственное смещение набора характеристик после удаления лобной доли, удаления височной доли или амигдалогиппокампэктомии у человека. Нейропсихология. 1991; 29: 993–1006. [PubMed] [Google Scholar]

10. Konishi S, et al. Временная активация нижней префронтальной коры во время смены когнитивных установок. Неврология природы. 1998;1:80–84. [PubMed] [Google Scholar]

11. Монселл С. Переключение задач. Тенденции в когнитивных науках. 2003; 7: 134–140. [PubMed] [Google Scholar]

12. Бадре Д., Вагнер А.Д. Вычислительные и нейробиологические механизмы, лежащие в основе когнитивной гибкости. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2006; 103:7186–7191. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Yerys BE, et al. Нейронные корреляты смены установок у детей с аутизмом. Исследования аутизма: официальный журнал Международного общества исследований аутизма. 2015 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Crone EA, et al. Области мозга, опосредующие использование гибких правил во время разработки. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2006; 26:11239–11247. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Uddin LQ. Обработка значимости и функция и дисфункция островковой коры. Обзоры природы Неврология. 2015;16:55–61. [PubMed] [Google Scholar]

16. Uddin LQ, et al. Динамическая реконфигурация структурных и функциональных связей в основных нейрокогнитивных сетях мозга по мере развития. Журнал неврологии. 2011; 31:18578–18589. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

17. Корбетта М., Шульман Г.Л. Контроль целенаправленного и стимулированного внимания в головном мозге. Обзоры природы. Неврология. 2002; 3: 201–215. [PubMed] [Google Scholar]

18. Thomason ME, et al. Развитие пространственной и вербальной рабочей памяти в мозгу человека. Журнал когнитивной неврологии. 2009;21:316–332. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

19. Davidson MC, et al. Развитие когнитивного контроля и исполнительных функций от 4 до 13 лет: данные манипуляций с памятью, торможения и переключения задач. Нейропсихология. 2006;44:2037–2078. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. Леви Б.Дж., Вагнер А.Д. Когнитивный контроль и правая вентролатеральная префронтальная кора: рефлекторная переориентация, моторное торможение и актуализация действия. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 2011;1224:40–62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Aron AR, et al. Торможение и правая нижняя лобная кора. Тенденции в когнитивных науках. 2004; 8: 170–177. [PubMed] [Google Scholar]

22. Арон А.Р., Полдрак Р.А. Корковые и подкорковые вклады в торможение реакции стоп-сигнала: роль субталамического ядра. Журнал неврологии. 2006; 26: 2424–2433. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

23. Cai W, et al. Диссоциируемые роли правой нижней лобной коры и передней доли в тормозном контроле: данные внутренней и связанной с заданием функциональной парцелляции, связности и анализа профиля ответа в нескольких наборах данных. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2014; 34:14652–14667. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Seeley WW, et al. Диссоциируемые внутренние сети связи для обработки значимости и исполнительного контроля. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2007;27:2349–2356. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Sebastian A, et al. Диссоциируемые сети внимания и торможения дорсальной и вентральной областей правой нижней лобной коры: комбинированное метааналитическое исследование фМРТ, ориентированное на конкретные задачи и координаты. Структура мозга Функц. 2015 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Kim C, et al. Общие и предпочтительные доменные области мозга, связанные с различными типами переключения задач: метаанализ. Hum Brain Map. 2012;33:130–142. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. Niendam TA, et al. Метааналитические данные о высшей сети когнитивного контроля, обслуживающей различные исполнительные функции. Когнитивная, аффективная и поведенческая неврология. 2012;12:241–268. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Derrfuss J, et al. Участие нижнего лобного перехода в когнитивном контроле: метаанализ переключения и исследования Струпа. Hum Brain Map. 2005; 25:22–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

29. Chatham CH, et al. Когнитивный контроль отражает мониторинг контекста, а не моторную остановку при торможении реакции. ПлоС один. 2012;7:e31546–e31546. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. Диппель Г., Бесте К. Причинная роль правой нижней лобной коры в реализации стратегий многокомпонентного поведения. Связь с природой. 2015;6:6587. [PubMed] [Google Scholar]

31. Teixeira S, et al. Интегративные процессы теменной коры: неврологические и психиатрические аспекты. Журнал неврологических наук. 2014; 338:12–22. [PubMed] [Google Scholar]

32. Wager TD, et al. Нейровизуализационные исследования переключения внимания: метаанализ. Нейроизображение. 2004;22:1679–1693. [PubMed] [Google Scholar]

33. Smith AB, et al. Нейронные корреляты набора переключений, измеренные с помощью быстрой функциональной магнитно-резонансной томографии, связанной с событием. Hum Brain Map. 2004; 21: 247–256. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Leber AB, et al. Нейронные предикторы ежеминутных колебаний когнитивной гибкости. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2008; 105:13592–13597. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Buchsbaum BR, et al. Мета-анализ нейровизуализационных исследований задачи сортировки карт в Висконсине и процессов компонентов. Hum Brain Map. 2005; 25:35–45. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Schmitz N, et al. Нейронные корреляты исполнительной функции при расстройствах аутистического спектра. Биологическая психиатрия. 2006; 59:7–16. [PubMed] [Google Scholar]

37. Dosenbach NU, et al. Двухсетевая архитектура с управлением сверху вниз. Тенденции в когнитивных науках. 2008;12:99–105. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Mesulam MM. Крупномасштабные нейрокогнитивные сети и распределенная обработка для внимания, языка и памяти. Анналы неврологии. 1990: 597–613. [PubMed] [Google Scholar]

39. Пессоа Л. Понимание сетей мозга и организации мозга. Физика жизни обзоры. 2014; 11:400–435. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Barrett LF, Satpute AB. Крупномасштабные сети мозга в аффективной и социальной неврологии: к интегративной функциональной архитектуре мозга. Современное мнение в нейробиологии. 2013;23:361–372. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Макинтош А.Р. Контексты и катализаторы. Нейроинформатика. 2004; 2: 175–181. [PubMed] [Google Scholar]

42. Супекар К., Менон В. Созревание динамических причинно-следственных контрольных сигналов в познании высшего порядка: модель нейрокогнитивной сети. Вычислительная биология PLoS. 2012;8:e1002374. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

43. Дик А.С. Развитие когнитивной гибкости за пределами дошкольного периода: исследование с использованием модифицированной задачи выбора гибкого элемента. Журнал экспериментальной детской психологии. 2014; 125:13–34. [PubMed] [Академия Google]

44. Андерсон П. Оценка и развитие исполнительной функции (УФ) в детстве. Детская нейропсихология. 2002; 8: 71–82. [PubMed] [Google Scholar]

45. Hunter SJ, Sparrow EP. Исполнительная функция и дисфункция: выявление, оценка и лечение. Издательство Кембриджского университета; 2012. [Google Scholar]

46. Cepeda NJ, et al. Изменения в исполнительном контроле на протяжении всей жизни: исследование производительности переключения задач. Психология развития. 2001; 37: 715–730. [PubMed] [Академия Google]

47. Chevalier N, et al. Какую визуальную информацию учитывают дети и взрослые при переключении между заданиями? Айтрекинг исследование развития когнитивной гибкости. Дев Психология. 2010;46:955–972. [PubMed] [Google Scholar]

48. Chevalier N, et al. Качественное изменение исполнительного контроля в детстве и взрослом возрасте. Познание. 2013; 128:1–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Lucenet J, et al. Когнитивный контроль и язык на протяжении всей жизни: улучшают ли ярлыки реактивный контроль? Дев Психология. 2014;50:1620–1627. [PubMed] [Академия Google]

50. Chevalier N, et al. Основы затрат на гибкость у дошкольников: роль торможения и рабочей памяти. Развивающая нейропсихология. 2012; 37: 99–118. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Cragg L, Nation K. Сдвиг развития в середине детства: влияние интерференции между задачами. Дев Психология. 2009;45:1465–1479. [PubMed] [Google Scholar]

52. Manzi A, et al. Развитие упреждающих процессов когнитивного контроля при переключении задач: исследование ERP у детей, подростков и молодых людей. Психофизиология. 2011;48:1258–1275. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

53. Иезекииль Ф. и др. Производительность Dimension Change Card Sort связана с возрастными различиями в функциональной связности латеральной префронтальной коры. Развивающая когнитивная нейронаука. 2013; 5:40–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Rubia K, et al. Прогрессивное увеличение активации лобно-полосатого мозга от детства к взрослому во время связанных с событиями задач когнитивного контроля. Hum Brain Map. 2006; 27: 973–993. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Wendelken C, et al. Гибкое использование правил: общие нейронные субстраты у детей и взрослых. Развивающая когнитивная нейронаука. 2012;2:329–339. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

56. Houde O, et al. Картирование числовой обработки, чтения и исполнительных функций в развивающемся мозге: метаанализ фМРТ 52 исследований, включающих 842 детей. Dev Sci. 2010; 13: 876–885. [PubMed] [Google Scholar]

57. Taylor MJ, et al. фМРТ и МЭГ в исследовании типичного и атипичного когнитивного развития. Neurophysiologie clinique = Клиническая нейрофизиология. 2012;42:19–25. [PubMed] [Google Scholar]

58. Шевалье Н., Блай А. Постановка целей для переключения между задачами: влияние прозрачности реплик на когнитивную гибкость детей. Дев Психология. 2009; 45: 782–797. [PubMed] [Google Scholar]

59. Chevalier N, et al. Метакогнитивные процессы в развитии исполнительного контроля: случай реактивного и проактивного контроля. J Cogn Neurosci. 2015;27:1125–1136. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Chevalier N, et al. Практика ходьбы помогает детям остановиться: важность мониторинга контекста в тормозящем контроле. Журнал экспериментальной психологии. Общий. 2014;143:959–965. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Дэвис Р.Н., Нолен-Хоксема С. Когнитивная негибкость среди руминаторов и не руминаторов. Когнитивная терапия и исследования. 2000; 24: 699–711. [Google Scholar]

62. Чантурия К. и др. Когнитивная гибкость и клиническая тяжесть расстройств пищевого поведения. ПЛОС Один. 2011;6:e20462. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Willcutt EG, et al. Обоснованность теории исполнительной функции синдрома дефицита внимания/гиперактивности: метааналитический обзор. Биологическая психиатрия. 2005; 57: 1336–1346. [PubMed] [Академия Google]

64. Watkins LH, et al. Исполнительная функция при синдроме Туретта и обсессивно-компульсивном расстройстве. Психологическая медицина. 2005; 35: 571–582. [PubMed] [Google Scholar]

65. Сержант Дж. А. и др. Насколько специфичен дефицит исполнительных функций для синдрома дефицита внимания/гиперактивности? Поведенческие исследования мозга. 2002; 130:3–28. [PubMed] [Google Scholar]

66. Corbett BA, et al. Изучение исполнительных функций у детей с расстройством аутистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности и типичным развитием. Психиатрические исследования. 2009 г.;166:210–222. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

67. Zandt F, et al. Сходства и различия между детьми и подростками с расстройством аутистического спектра и детьми с обсессивно-компульсивным расстройством исполнительной функции и повторяющегося поведения. Аутизм: международный журнал исследований и практики. 2009; 13:43–57. [PubMed] [Google Scholar]

68. D’Cruz AM, et al. Снижение поведенческой гибкости при расстройствах аутистического спектра. Нейропсихология. 2013; 27: 152–160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

69. Lopez BR, et al. Изучение взаимосвязи между исполнительными функциями и ограниченными, повторяющимися симптомами аутистического расстройства. Журнал аутизма и нарушений развития. 2005; 35: 445–460. [PubMed] [Google Scholar]

70. Insel T, et al. Критерии области исследования (RDoC): к новой системе классификации исследований психических расстройств. Американский журнал психиатрии. 2010; 167:748–751. [PubMed] [Google Scholar]

71. Американская психиатрическая ассоциация. DSM 5. Американская психиатрическая ассоциация; 2013. [Google Академия]

72. Panerai S, et al. Исполнительные функции и адаптивное поведение при расстройствах аутистического спектра с умственной отсталостью и без нее. Психиатрический журнал. 2014;2014:941809. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

73. Shafritz KM, et al. Нервные схемы, опосредующие сдвиги в поведенческих реакциях и когнитивных установках при аутизме. Биологическая психиатрия. 2008; 63: 974–980. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

74. Garrett DD, et al. Модуляция изменчивости BOLD между когнитивными состояниями зависит от возраста и скорости обработки. Кора головного мозга. 2013; 23: 684–69.3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

75. Garrett DD, et al. Важность переменчивости. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2011; 31:4496–4503. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

76. Grady CL, Garrett DD. Понимание изменчивости сигнала BOLD и почему это важно для старения. Изображение мозга и поведение. 2014; 8: 274–283. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Garrett DD, et al. Изменчивость сигналов мозга от момента к моменту: следующий рубеж в картировании человеческого мозга? Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2013; 37: 610–624. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

78. Хатчисон Р.М., Мортон Дж.Б. Отслеживание динамики функциональной связи мозга в процессе развития. Журнал неврологии. 2015; 35: 6849–6859. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

79. Dinstein I, et al. Нейронная изменчивость: друг или враг? Тенденции в когнитивных науках. 2015 [PubMed] [Google Scholar]

80. Uddin LQ, et al. Дифференциация состояния мозга и поведенческая негибкость при аутизме. Кора головного мозга. 2014 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

81. Чанг С., Гловер Г.Х. Частотно-временная динамика связности мозга в состоянии покоя, измеренная с помощью фМРТ. Нейроизображение. 2010; 50:81–98. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

82. Allen EA, et al. Отслеживание динамики связности всего мозга в состоянии покоя. Кора головного мозга. 2012 352 руб. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

83. Jia H, et al. Поведенческая значимость динамики функционального коннектома головного мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *