Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 60
Контрольные вопросы и задания.
1. Что вы знаете о тексте?
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.
Мы уже знаем, что тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В каждом тексте раскрывается какая-то тема, и он подчинён основной мысли.
2. Какие значимые части могут быть в слове?
Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
3. Чем отличаются приставки от предлогов?
Приставка — это значимая часть слова, пишется слитно: побежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог — это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за товарищем — зашёл (за кем?) за товарищем.
4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ь?
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я: под/ъехал, с/ъёжился, пред/ъюбилейный, об/ъяснил.
Разделительный (ь) пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи. Показатель мягкости предшествующего согласного звука: жизнь, апельсин. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих).
5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или изменить слово: дворы́ — дво́р, пчела́ — пчёлы;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ — дво́рник, пчела́ — пчёлка.
Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой.
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: берег — берега, морковка — морковный, хирург — хирурги, снежки — снежный.
Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[л] — в слове солнце;
[т] — в словах лестница, окрестность;
[д] — в словах сердце, праздник;
[ф] — в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: (место) местность, (опоздать) поздний.
6. В каких словах после ж, ш пишется ю?
Брошюра, жюри, парашют.
7. Какие части речи вы знаете?
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.
Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)
9. Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.
10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это личные местоимения. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).
Читаешь, слушает, работаем, играете, напишут (поют).
Помнишь, любит, слышим, решите, звучат (летят).
12. С какими стилями речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?
Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.
Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.
Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.
Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.
Ответы по русскому языку. 5 класс
Функциональные разновидности языка
Тема урока: Функциональные разновидности языка Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: дать понятие о стилях речи.
Задачи урока: 1.создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия текстов разных стилей; 2.развить коммуникативные компетенции, освоить разные формы учебной кооперации; 3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией; стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.
Межпредметные связи: литература, биология.
Предварительные задания к уроку: 1.группе — подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство»; 2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза; 3 группе – подготовить выступление о слове «стиль». Ход урока 1. Этап мотивации
Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её… А. А.Потебня
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да). Мы будем работать в парах и коллективно.
Работа с эпиграфом Слайд 1
— Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? (Общение бывает устная и письменная). Вспомним, что мы еще знаем. (О приемах изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста). Каков алгоритм изучающего чтения? Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока. Слайд 2
На доске запись:
19 | 20 | 10 | 13 | 10 | 18 | 6 | 25 | 10 |
-Определите, что общего? (Наличие цифры 10 в трех ячейках). Что спрятано за цифрами? (Буквы).
Учитель: Посмотрите на слайд. Используя шифр, найди слова.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Молодцы! Запишите в тетрадях число и тему урока: «Стили речи». — Ребята, что вы хотели бы узнать? (О стилях речи). А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова: Слайд 3
Вспомнить…
Познакомиться …
Научиться определить…
(Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.) Слайд 4
Учитель: Что значит понятие «стиль»? Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное? (Многозначное). Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова? Обратимся к значению слова. Выступает 3-я группа. Ребята подготовили выступление о слове «стиль». (на слайде).
Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. (Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности). Учитель: Что можете рассказать о лексическом значении слова? (В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль: 1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль. 2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле (он всегда так поступает). 3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль). Учитель: Спасибо. Какое определение подходит для нашего урока? Стили речи — это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания. —А что такое цель высказывания? -разговор друзей -объяснение нового материала -ответ на уроке -пересказ художественного произведения -написание сочинения или изложения -написание заявления… Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи. Итак, тема нашего урока… Слайд 5 3. Актуализация знаний учащихся Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат. Слайд 6 1. Текст состоит из предложений. 2. К тексту нельзя придумать заглавие. 3. Все предложения в тексте имеют границы. 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. 6. Текст можно разделить на части. 7. Каждая часть текста записывается с красной строки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Эталон
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Критерии оценивания
«5» — 7 правильных ответов;
«4» — 6 правильных ответов;
«3» — 4-5 правильных ответов; «2» — менее 4 правильных ответов. Прочитайте тексты. Какая тема их объединяет? А) Ты вчера купил книжку? А какую? Чехова? Здорово! Я тоже люблю читать. Но мне по душе больше фэнтези, ну или там экшн. Чтобы побольше крутых виражей, знаешь, без всякой этой психологии. (Из разговора школьников-одноклассников).
Б) «Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги». (К.Паустовский).
«Любите книгу всей душой! Она не только ваш верный друг, но и до конца верный спутник». (М.Шолохов). В) Книга – произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетенных листов с каким-либо текстом. («Толковый словарь Ожегова»). Г) Вчера, 25 октября, в центральной библиотеке имени Л.Н.Рахманова г. Котельнича прошла презентация новой книги местных поэтов и писателей, носящей пронзительное и проникновенно-лиричное название «Под открытым небом души». В издании представлены более ста произведений котельничских мастеров слова» (из публикации в газете «Котельничский вестник»). В) В общедоступных библиотеках граждане имеют право: 4) бесплатно получать во временное пользование любые книги из библиотечных фондов; 5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек (выдержка из Федерального закона о библиотечном деле от 29.12.94. № 78-ФЗ) -Различаются ли эти тексты между собой? -Уместен ли будет первый текст при общении с педагогом или пожилым малознакомым человечком? -Как бы вы определили сферу употребления каждого из этих текстов? Расскажите, в какой ситуации и кому может быть адресован каждый из этих текстов. Итак, вы ознакомились с пятью текстами. Теперь давайте вместе попробуем догадаться, в чем характерные особенности каждого текста, Слайд 7- 25 и заполним таблицу. Затем все вы вклеите эти таблицы в имеющиеся у вас тетради для справочных материалов.
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
разговорный | книжные | |||
разговорный | научный | художественный | публицистический | официально-деловой |
В быту | В науке и технике | В художественной литературе | В общественной жизни | В официально-служебных отношениях |
Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям | Научная лекция, доклад, статья, учебник | Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня | Речь, выступление, газетные статьи | Законы, договоры, документы, постановления, объявления |
Эмоциональная окраска | Научно-популярная лексика, термины | Худ-ные образы, эмоционально-оценочная | Краткая, лаконичная, общественно-политическая | Клише, шаблоны, бланк |
Учитель: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.
А теперь, ребята, мы проверим домашнее задание. Предоставим слово 1 группе — подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство».
Учитель: Спасибо. Какие тексты представлены в представленном отрывке? (2 разновидности, 2 стиля языка: художественный и разговорный).
— А как вы думаете, в чем особенности этих двух стилей? Какова сфера их применения? В чем отличие разговорного стиля речи от научного и художественного? (Разговорный стиль – это стиль свободного, непринужденного, повседневного общения.).
Учитель: Докажите свою правоту на примере инсценировки. (Дед Каширин учит внука грамоте, называет его пермяком, используется диалог).
Учитель: Почему М.Горький в повести использовал диалог разговорного стиля? (Диалог используется тогда, когда автор хочет установить со своими читателями более тесный, личный контакт и хочет передать речевую характеристику герою).
Учитель: А что можете сказать о деде Каширине? (Он строгий, требовательный).
А где мы чаще всего встретим тексты художественного стиля и в чем их особенность? (В произведениях художественной литературы. Например, всеми нами любимые сказки, рассказы, повести. Цель художественного стиля – воздействие на читателя и слушателя, красочное, эмоциональное описание какого-либо события или явления).
Учитель: Сейчас слово предоставим 2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза. (Учащийся наизусть читает стихотворение С.Есенина «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Учитель: Какие ассоциации вызывает это стихотворение? (Перед нами возникает образ белой березы. Мы можем ее фотографировать. Поэт описывает красоту зимней березы).
Учитель: Как поэту удалось создать образ красивой березы? (С помощью тропов: сравнений, эпитетов). Найдите их.
Учитель: Каким стилем речи пользуетесь вы, отвечая на поставленные перед вами вопросы о стилях речи? (Научный). Назовите его признаки.
— Как вы думаете, когда, где вам нужны будут эти знания? (В жизни, на работе).
— Цель научного стиля речи – это сообщение научной информации: различных фактов и сведений.
— Как вы думаете, где применяется научный стиль? (В учебниках, словарях, энциклопедиях, где нужна точная, достоверная, проверенная информация).
Учитель: Вспомните, какую задачу мы еще ставили в начале урока? (Преобразовывать текст художественного стиля в научный).
Учитель: Давайте в группах попробуем создать текст научного стиля о березе на основе прослушанного стихотворения.
(Береза — деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.)
Учитель: Отлично. Ребята, как вы считаете, от чего зависит выбор использования того или иного стиля текста? (От того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. той речевой ситуации, в которой этот текст будет использован).
4. Организация познавательной деятельности.
Викторина «Угадайте».
Учитель: А сейчас проведем викторину. Закончите начатые предложения.
Какие стили литературного языка вы вспомнили? Чем они отличаются друг от друга.
1. Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся_ _ _ _ _.
2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к _ _ _ _ _.
3. Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к _ _ _ _ _.
Лингвофизкультминутка
Учитель: Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.
Я буду называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – вниз, в художественном – в стороны. Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку. (Дети выполняют упражнения, объясняют ошибки) .
Сказка, разговор с приятелем, статья в учебнике, аннотация, беседа за завтраком, доклад, рассказ, отзыв, лекция, телефонный звонок, учебник.
Составьте 3 предложения с данными словами. Перепишите их в тетрадь
Работа с текстами слайд 31,32
5) Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Приложение)
Эталон
I | II | III |
Художественный | Разговорный | Разговорный |
Разговорный | Научный | Художественный |
Научный | Художественный | Научный |
5. Этап рефлексии
Учитель: Давайте подведем итог нашему уроку:
— Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
— Что нового для себя сегодня открыли?
— Чему научились на уроке?
— Вы достигли цели?
— Каких успехов достигли на уроке?
— Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?
— Кого бы вы хотели поблагодарить после урока?
— Какое настроение у вас сейчас?
— Не захотелось ли кому-то продолжить исследовательскую работу по данной теме?
Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали
Оцените свою работу. (Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние. Оценивают свою работу. Заполняют листок достижений).
6. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению: конструирование текста..
1 уровень: Составьте текст для проведения экскурсии по стране Русский язык.
Позаботьтесь о том, чтобы Ваша экскурсия была увлекательной.
2 уровень: Составить диалог, употребив выражения упр.19.
3 уровень: Написать письмо другу о стилях речи.
Проверочная работа по теме «Стили речи». 5 класс I вариант К какому стилю речи относится текст? 1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому) 2) — Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай. — Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось! 3) Морфология – это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику. |
Проверочная работа по теме «Стили речи». 5 класс II вариант К какому стилю речи относится текст? 1) – Вставай, лентяй! Я ведь не посмотрю на то, что ты мой младший брат, сейчас как вылью на тебя стакан холодной воды! Кто обещал бабушке помочь? Что ты там мычишь, соня? Глаза слипаются? Нечего было до двенадцати мультики смотреть! 2) Ряд взаимосвязанных событий, которые развиваются от завязки к кульминации и развязке действия, называется сюжетом произведения. Слово сюжет в переводе с французского означает содержание. Когда мы говорим о содержании художественного произведения, то имеем в виду события, их связь, то есть сюжет. (Из учебника по литературе, авторы М. А. Снежневская, О. М. Хренова) 3) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К. Г. Паустовский) |
Проверочная работа по теме «Стили речи». 5 класс III вариант К какому стилю речи относится текст? 1) — А всё-таки я не могу понять, что же такое дождь! — Дождь – это водичка! — А, значит, дождь льётся из крана? — Нет, дождик капает из тучки! — Дождь – это водичка, которая капает с неба? — Выходит, что так! 2) Дождь – это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки воды, льющиеся с неба. В летнюю жару всё живое ждёт прохладного, освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от моросящего дождя под зонтиками. 3) Дождь – это атмосферные осадки в виде воды. |
Переживание и выражение эмоций | Консультационный центр Университета Иллинойса
Эмоции являются частью нашей повседневной жизни. Иногда может показаться, что наши чувства контролируют то, как мы думаем и действуем, до такой степени, что мы чувствуем, что не контролируем ситуацию. Переживание и выражение эмоций – неотъемлемая часть жизни. Но для многих людей эмоции остаются загадочными, запутанными и трудными для конструктивного выражения. В этой брошюре содержится информация о том, как научиться включать эмоции в свою жизнь здоровыми способами, в том числе о том, как выражать их способами, способствующими построению здоровых отношений.
Принятие и оценка своих чувств
Часто между событиями в вашей жизни и вашими чувствами существует тесная связь — например, чувство печали в ответ на потерю или чувство счастья в ответ на что-то желаемое. Иногда чувства связаны с прошлыми событиями или даже с ожиданиями на будущее. Например, печаль о том, что произошло недавно, может вызвать печаль о других прошлых потерях. Многие студенты могут испытывать беспокойство по поводу выбора будущей профессии. Вместо того, чтобы игнорировать или импульсивно выражать свои чувства, важно думать о них, чтобы вы могли учиться и улучшать свои реакции. Когда вы что-то чувствуете, попробуйте задать себе следующие вопросы:
- Что это за чувство?
- Что это чувство говорит мне об этой ситуации?
- Почему это чувство возникает именно сейчас?
Идентификация чувств
Чтобы научиться определять связь между вашими чувствами и конкретными событиями (или факторами стресса) в вашей жизни, может потребоваться время, но это важно для того, чтобы научиться справляться с эмоциями здоровым образом. Вот некоторые вещи, которые следует учитывать при обучении распознавать свои чувства:
- Вы можете заметить физическую или телесную реакцию на эмоцию (например, страх может ощущаться как комок в животе или комок в горле; смущение может заставить вас покраснеть).
- Реакции вашего тела могут указывать на закономерность (например, нервозность перед началом каждого экзамена).
Чувства также связаны с вашим поведением. Если вы не уверены в своих чувствах, но понимаете, что действуете таким образом, что посылаете ясное сообщение другим, вы можете сделать вывод о том, что вы чувствуете, по своему поведению. Например, если у вас сердитое выражение лица или тон голоса, когда вы разговариваете с определенным другом, возможно, вы злитесь или расстроены этим человеком, не осознавая этого. Установление связи между жизненными событиями и вашими чувствами очень полезно. Продолжая тот же пример, как только вы осознаете свои чувства, вы сможете более четко понять и сформулировать свои опасения своему другу.
Интерпретации и восприятия
Часто чувства больше связаны с вашими интерпретациями событий, чем с самими событиями. Хотя естественно думать, что вы реагируете только на события своей жизни, вы делаете интерпретации или суждения об этих событиях, основываясь на своем восприятии события или человека. Когда вы перестанете думать об этом, каждое событие может вызвать множество эмоциональных реакций; ваша интерпретация события помогает связать конкретную эмоциональную реакцию с этим событием.
Ваши интерпретации могут казаться настолько быстрыми (или автоматическими), что вы можете не осознавать, что они происходят.
- Дихотомическое мышление. При таком образе мышления вы интерпретируете события как крайности (все или ничего). Другими словами, события могут быть прекрасными или ужасными, без распознания серых зон между ними.
- Чрезмерная персонализация. Здесь кто-то делает вывод, что чужое поведение или настроение из-за него. Поэтому, когда друг в плохом настроении, человек предполагает, что это его вина.
- Чрезмерное обобщение. Это когда кто-то оказывает большее влияние на что-то, чем оно есть на самом деле. Например, кто-то может считать себя ужасным учеником, потому что он плохо справляется с одним тестом.
- Фильтрация. Это когда мы преувеличиваем негативные события и обесцениваем позитивные. Например, учащийся может обратить внимание только на один негативный комментарий после презентации в классе, вместо того, чтобы рассматривать множество других положительных комментариев.
- Эмоциональное мышление. Это предполагает смешение ваших эмоций с правдой. Например, если вы чувствуете себя одиноким, вы решаете, что не достойны отношений или друзей. Признание этих пагубных тенденций может быть трудным, но это не определяет вас как личность. Они могут помочь нам научиться выражать свои чувства более точно и продуктивно.
Выражение своих чувств
Культурные традиции, семейные ценности и многие другие факторы могут влиять на то, как мы выражаем эмоции. Как правило, мы учимся выражать свои эмоции двумя основными способами: либо напрямую выражая их кому-то другому (например, в личной конфронтации), либо скрывая чувства и сохраняя их при себе. Изучение способов выражения наших эмоций, которые соответствуют нашим культурным ценностям, но при этом учитывают наши потребности и чувства, может быть полезным как для нас самих, так и в наших отношениях с другими.
Например, рассмотрим сценарий, когда близкий друг планирует уехать. Вы можете чувствовать грусть, разочарование или даже разочарование в связи с этим изменением. Вы можете реагировать по-разному:
- Вы можете быть настолько расстроены, что захотите избегать друга, пока он не шевельнется.
- Вы можете оставаться занятым или с нетерпением искать новых друзей, чтобы не чувствовать себя одиноким или грустным.
Однако у вас также есть возможность более продуктивно выражать свои эмоции:
- Вы можете сказать своему другу, что будете скучать по ним.
- Вы можете приложить особые усилия, чтобы увидеть их больше, прежде чем они начнут двигаться.
Вот несколько полезных вопросов, которые следует учитывать при принятии решения о том, как реагировать на ваши чувства:
- Соответствует ли интенсивность моих чувств ситуации?
- Есть ли у меня несколько чувств, на которые мне нужно обратить внимание?
- Какие интерпретации или суждения я делаю об этом событии?
- Какие у меня есть варианты для выражения своих чувств?
- Каковы последствия для меня каждого варианта?
- Каковы последствия каждого варианта для других?
- На какой результат я надеюсь?
- Что я хочу сделать?
- Что, если я ничего не сделаю?
Даже такие действия, как глубокий вдох или прогулка, чтобы подумать, могут стать ответом на ваши чувства.
Понимание влияния вашей культуры и семьи
Как упоминалось ранее, наши семьи и культурный фон помогают формировать наше отношение к эмоциям, наши способности идентифицировать эмоции, наши способы интерпретации событий и наши способы выражения эмоций. Многие люди не помнят, чтобы их учили «семейным правилам» в отношении эмоций, но такие учения происходили прямо или косвенно. Тонким примером может быть случай, когда родитель отдалялся от вас или выходил из комнаты всякий раз, когда вы злились, показывая тем самым, что выражение гнева неприемлемо. В других семьях родитель может кричать: «Не повышай на меня голос», предлагая правило против выражения гнева ребенком, но тонко передавая правило о том, что выражение родительского гнева допустимо. Иногда изучение или определение правил вашей семьи и культуры может помочь вам начать распознавать свои собственные реакции и начать вносить изменения.
- Некоторые распространенные примеры выученных/непродуктивных правил для эмоций:
- Всегда относитесь к чувствам других людей как к более важным, чем свои собственные.
- Никогда не делайте ничего, что может вызвать конфликт или негативные чувства к кому-то другому.
- Не выражайте гнев.
- Используйте гнев, чтобы привлечь внимание.
- Не обращай внимания на свои чувства.
- Не доверяй другим свои чувства; держи их при себе.
- Никогда не доверяй своим чувствам; верь только своей логике.
- Будьте всегда счастливы.
Иногда мы также учимся «приемлемым» эмоциональным реакциям, основанным на нашем поле или сексуальной идентичности, от наших семей, когда на самом деле здоровое эмоциональное выражение важно для всех. Став взрослым, у вас есть больше возможностей, в том числе замена тех правил, которые бесполезны.
Последнее примечание
Научиться в полной мере переживать свои чувства и выражать их адаптивными и здоровыми способами — не простой процесс, но есть несколько ключевых компонентов, которые могут помочь. В общем, важно стать хорошим наблюдателем своих чувств, принимать и ценить их и обращать внимание на то, что они вам сигнализируют. Обратите внимание на то, как ваши интерпретации и мысли влияют на ваше самочувствие, а также на то, как уроки, полученные в вашей семье о выражении эмоций, продолжают влиять на ваше поведение. Решая, как выразить свои чувства, подумайте обо всех возможных вариантах. И самое главное, наберитесь терпения. Не расстраивайтесь, когда вы обнаружите, что боретесь с этим процессом. Научиться испытывать и выражать свои эмоции — это процесс на всю жизнь.
Хотите узнать больше?
Файерстоун, Лиза (2018). Как эмоции управляют нашей жизнью. Психология сегодня. Получено с сайта психологии сегодня. Как научиться лучше выражать эмоции. Атлантический океан. Получено с сайта theatlantic.com/health/archive/2015/11/how-to-getter-at-expressing-emotions/416493/.
Дэвид, Сьюзен (2017). Дар и сила эмоционального мужества [видеофайл]. Получено с сайта ted.com/talks/susan_david_the_gift_and_power_of_emotional_courage.
Почему полезно выражать эмоции?
РАБОЧИЙ ЛИСТ ЗДЕСЬ
Выражение эмоций полезно для человека. Вы когда-нибудь испытывали эмоции и не знали, что вы чувствовали или даже почему вы так себя чувствовали? Если вы ответили утвердительно на этот вопрос, вы не одиноки.
Хотя иногда трудно говорить и выражать эмоции, это нормальная, естественная и здоровая часть человека. Эмоции и способность выражать эмоции дают нам возможность глубже соединиться с собой, тем самым улучшая общение и отношения с другими.
Мы рождены, чтобы испытывать разные эмоции: печаль, гнев, радость, счастье и страх. Остановка этого естественного и здорового процесса может привести к негативным и нездоровым последствиям. Точно так же, как мы рождены дышать, мы рождены чувствовать. Задержка или остановка дыхания ведет к смерти, наполнение и онемение ваших эмоций создает несчастье, стресс и другие опасные для жизни болезни и болезни.
ПРЕИМУЩЕСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ
Обучение тому, как выражать эмоции здоровым способом, имеет некоторые преимущества:
- Улучшает способность устанавливать связь с собой и другими, что ведет к более здоровым и счастливым отношениям
- Улучшает принятие решений и способность решать проблемы
- Повышает устойчивость
- Уменьшает стресс
- Уменьшает тревогу
- Уменьшает симптомы депрессии
- 0
ШАГИ К ПОНИМАНИЮ ЭМОЦИЙ
НОРМАЛИЗАЦИЯ
Эмоции — это нормально, они есть у всех, мы все их чувствуем и все они необходимы. Наш мозг — это мышца, и он отвечает за все, что мы делаем, думаем и чувствуем.
Когда дело доходит до обработки наших эмоций, мы должны идентифицировать свои эмоции, выражать их и продолжать двигаться вперед, чтобы наш мозг выполнял правильную работу и позволял нам чувствовать здоровые эмоции. В процессе нормализации первым шагом является определение ваших эмоций.
Как вы выражаете свои эмоции, если не знаете, что чувствуете? Используйте лист ежедневной проверки умственной работоспособности, чтобы определить свои эмоции.
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОВЕРКА Психической подготовленности
Я рекомендую заполнить лист ежедневной проверки психической подготовленности для себя и своей семьи. Эмоции могут быть коварными, и если вы тот, кто годами не выражал эмоций, или чувствует себя подавленным своими эмоциями, или вы не уверены, на что похожи ваши эмоции, вы не одиноки в этом. Заполнение ежедневного рабочего листа позволит вам лучше соединить свои эмоции и начать жить более полной, здоровой и счастливой жизнью.
БУДЬТЕ ДОБРО К СЕБЕ
Помните, что вы человек, а люди чувствуют. Практикуйте любовь к себе и сострадание. Дайте себе разрешение отпустить любые мысли и убеждения, связанные с эмоциями, которые больше не служат вам.
Если вы замечаете чувство вины и смущения при выражении эмоций, подумайте об этом. Они могут быть связаны с неподдерживающей мыслью, историей или убеждением, которые вам когда-то рассказывали об этой эмоции.
ЭМОЦИИ Бывают ПЕРЕЛОМНОГО МОМЕНТА
Каждый человек находится на разном уровне эмоционального спектра. Если вы долгое время не испытывали эмоций и беспокоитесь о том, что начнете испытывать чувства и потеряете контроль, обратитесь за профессиональной поддержкой. Если вы являетесь человеком с ранее существовавшим или основным психическим заболеванием или заболеванием, обратитесь за профессиональной поддержкой во время этого процесса. Профессионалы готовы помочь людям найти гармонию и равновесие. Ключевым моментом является поиск инструментов и решений, которые лучше всего подходят для вас.