07.04.2025

Кинестетические ощущения: §4. Кинестетические ощущения, их основные свойства и формы. Статические ощущения, их основные качества

Кинестетические ощущения. Основы общей психологии

Кинестетические ощущения. Основы общей психологии

ВикиЧтение

Основы общей психологии
Рубинштейн Сергей Леонидович

Содержание

Кинестетические ощущения

Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. 66 Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений.

Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств одним из первых была подмечена выдающимся русским физиологом И.М.Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путем многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами.

По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — все это продукты мышечного чувства… Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». 67

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро— к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4.

2. Ощущения

4.2. Ощущения Понятие ощущения. Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук и т. д. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание

Слуховые или кинестетические магниты

Слуховые или кинестетические магниты Некоторые из вас заметили, что даже, несмотря на то, что ваши партнёры взорвали навязчивость визуально, они могли снова вернуть её обратно. Иногда они возвращают её через другую систему восприятия. Когда мы впервые обучались работе с

Другие кинестетические состояния

Другие кинестетические состояния Мы долго обсуждали наркотические состояния, потому что с ними вы обычно можете положиться на получение надёжной кинестетической последовательности.

Кроме того, техника доступа к наркотическим состояниям имеет полезные применения в

Ощущения

Ощущения Запахи — причина нашей приязни или неприязни к другому человеку Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все существующее в природе имеет свой запах — камни, металлы, дерево. Обратите внимание на то, как богата

Вкусовые ощущения

Вкусовые ощущения Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены химическими свойствами вещей. Как и для запахов, для вкусовых ощущений не имеется полной, объективной классификации.Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре

Слуховые ощущения 72

Слуховые ощущения 72 Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение

Зрительные ощущения

Зрительные ощущения Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов.

Глава 1. Ощущения

Глава 1. Ощущения Проблема Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность

Кинестетические субмодальности, или Touch by touch

Кинестетические субмодальности, или Touch by touch Прикоснись ко мне губами. Знаешь, так можно. Песня Юлии Савичевой Чем легче вы ловите разницу, тем легче вы меняете поведение. Чем чаше вы это делаете, тем легче с каждым разом.Очень хотелось девушке кофточку. Очень-очень. Ну,

Телесные ощущения

Телесные ощущения Поскольку Стюарт сам признался, что чувства ему недоступны, мы начали с материального – с тела.Чтобы установить связь с его телесными ощущениями, я провел с ним «сканирование» тела, похожее на то, что мы делали с Джонатаном, начиная с правой ступни и

ГЛАВА 6 ОЩУЩЕНИЯ

ГЛАВА 6 ОЩУЩЕНИЯ Ощущения — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание — включаются и функционируют сами по себе. Для нас важно распознать ПУСТОТУ, или бытие, скрытые за ощущениями. Когда мы совершаем это открытие, медитация становится для нас способом, или путем, осознать и

– Кинестетические маркеры.

– Кинестетические маркеры. Раз ты разобрался с предыдущими двумя типами, то этот понять будет просто.Удобно использовать кинестетические маркеры, когда ты девушку держишь за руку. Вовремя ключевых слов, ты легонько сжимаешь руку, отмечая какие-то слова, фразы.А теперь я

ОЩУЩЕНИЯ

ОЩУЩЕНИЯ Мне очень помогало и помогает умение «почувствовать» какую-то информацию, как бы «ощутить» ее в виде состояний, похожих на ощущения от своего тела, от движений, от окружающего пространства… Возможно, тебе это тоже подойдет.Мы можем ощутить состояние летящей

Ощущения

Ощущения Физическая близость является целью первого вида привязанности. Ребенку необходимо физически чувствовать человека, к которому он привязан, вдыхая его запах, глядя ему в глаза, слыша его голос или ощущая прикосновения. Он сделает все возможное, чтобы сохранить

9. Кинестетические ощущения и восприятия

Кинестетические, или, говоря иначе, двигательные, пропри-оцептивные, ощущения возникают при движении тела человека или отдельных его частей (рук, ног, головы). При движении изменяется степень напряжения мышц скелетной мускулатуры, степень натяжения связок и сухожилий. Это вызывает возбуж­дение специальных чувствительных клеток—проприоцепторов, находящихся в мышцах, связках, сухожилиях и на суставных поверхностях двигающихся органов. Возбуждение рецепторов передается в центральную нервную систему, где осуществляется синтез возбуждений от проприоцепторов с возбуждениями зри­тельного и тактильного анализаторов, а у лиц, имеющих сохран­ный слух, — и с возбуждениями слухового анализатора. Благо­даря этому ощущения от собственных движений человека соот­носятся с ощущениями от воздействий внешнего мира.

По сравнению со зрительными, слуховыми и другими ощуще­ниями, вызванными воздействиями окружающего мира, проприо-цептивные ощущения, по выражению И. М. Сеченова, до чрезвы

74

чайной степени неопределенны и слабы. В раннем возрасте дети еще не способны отдавать себе отчет в возникающих у них ощу­щениях, вызванных движениями собственного тела.

Кинестетические ощущения дифференцируются на основе устанавливающихся связей со зрением, тактильной чувствитель­ностью и слухом (если он сохранен). Кинестетическая чувстви­тельность в союзе с тактильной развивается при осязании пред­метов. Зрительное восприятие способствует дифференциации кинестетических ощущений тем, что в процессе деятельности ре­бенок постоянно фиксирует свои движущиеся руки, ноги, тело. Зрительные восприятия своих движений он соотносит с кинесте­тическими ощущениями, возникающими при этих движениях. У слышащих детей устанавливаются связи между ощущениями от движений и слуховыми ощущениями звуков, появляющихся при этих движениях, например при манипулировании со звуча­щими предметами, при бросании предметов или резком прикос­новении к ним.

В дошкольном возрасте кинестетические ощущения начинают приобретать самостоятельное значение как средство познания. Благодаря кинестетическим ощущениям без опоры на зрение дети начинают различать направление своих движений, особен­но рук, длину или размах движений, их скорость и длительность, а также степень усилия при совершенствовании движений. По­степенно дети приобретают способность, пользуясь кинестети­ческими ощущениями, распознавать некоторые свойства пред­метов.

Наиболее рано дети научаются определять вес предметов по степени мышечного усилия при их поднимании. Позднее фор­мируется умение узнавать величину, форму и упругость пред­метов. Это умение обнаруживается, когда ребенок распознает указанные свойства предметов, ощупывая предметы палкой или карандашом.

Возможности использования проприоцептивной чувствитель­ности как познавательного «средства еще более увеличиваются у детей в школьном возрасте. Постепенно совершенствуются умения распознавать сложные фигуры и формы предметов по­средством кинестетических восприятий (Т. В. Розанова, 1962). Все большее осознание детьми кинестетических ощущений увели­чивает их роль в выработке точных и дифференцированных дви­жений при овладении бытовыми, спортивными и трудовыми на­выками (исследования А. Ц. Пуни, 1955; П. А. Рудика, 1958, и др.).

При потере слуха возрастает значение кинестетической чув­ствительности, так как она в известных пределах может заме­нить слух. Однако сама по себе потеря слуха создает более слож­ные условия для развития кинестетической чувствительности, чем это имеет место у детей с сохранным слухом. Как указывалось, связь кинестетических ощущений со слуховыми способствует

75

выделению, осознанию и дифференцированию кинестетических ощущений. Слуховой контроль помогает выработке четких, плав­ных и размеренных движений. Например, когда человек ставит какой-либо предмет на стол и делает это недостаточно плавно и размеренно, раздается резкий стук. Напротив, еле слышный звук или его отсутствие свидетельствуют о правильности совершен­ного движения. Звуки, возникающие в результате движения, ха­рактеризуют само движение. Ориентируясь на них, человек кор­ригирует правильность своих движений, все более приспосабли­вая их к свойствам тех предметов, с которыми он действует. Вместе с тем выделяется и закрепляется комплекс двигательных ощущений, возникающих при данном движении,—ощущения определенного мышечного усилия, размаха и скорости движения. В дальнейшем правильное выполнение движения становится воз­можным при опоре на кинестетические ощущения.

Глухие дети лишены слухового контроля за качеством своих движений. У них даже в школьном возрасте выполнение обычных бытовых действий может включить в себя движения, сопровож­дающиеся звуками, неприятными для окружающих. Часто они производят излишний шум, когда переставляют или передвигают предметы, топают при ходьбе, стучат крышками парт, резко уда­ряют ложками по тарелке и т. д. Выработка размеренных, плав­ных движений сопряжена у них с трудностями.

Не меньшие сложности возникают у глухих детей при зада­че овладеть ритмическими движениями, составляющими основу многих двигательных навыков. Овладение ритмом движений у людей с нормальным слухом в значительной степени происходит с помощью слухового аппарата. Затем при постепенной отработке навыков слуховой анализ ритма движений заменяется кинесте­тическим.

Таким образом, при выработке плавных, размеренных и рит­мических движений у людей с нормальным слухом сначала боль­шую роль играет слуховой контроль, потом он постепенно заме­няется кинестетическим.

У глухих детей компенсация отсутствующего слухового конт­роля должна совершаться за счет увеличения роли зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий. Но что­бы этого достигнуть, необходимо специально заботиться о раз­витии у глухих детей кинестетического контроля за качеством своих движений.

Есть основания думать, что кинестетический контроль у глу­хих детей не всегда достаточно развивается, и это является одной из причин замедленности движений у глухих детей, доказанной рядом исследований (Ж. И. Шиф, 1957; А. П. Гозова, 1961; А. О. Костянян, 1963). Кроме этого, не овладев умением контро­лировать свои движения на основе кинестетических ощущений и восприятий, глухие дети очень затрудняются при отработке чет­ких, плавных и размеренных движений.

76

Для развития кинестетического контроля очень важно, что­бы дети научились произвольно в большей или меньшей степени напрягать свои мышцы и расслаблять их, чтобы приобрести уме­ния регулировать степень мышечного напряжения. Дети должны научиться осознавать возникающие при этом ощущения мышеч­ного усилия.

Формирование кинестетического контроля необходимо при овладении различными двигательными навыками (бытовыми, физической культуры, трудовыми). Только зрительное восприя­тие новых, например трудовых, движений учителя и своих соб­ственных движений не может обеспечить правильного их выпол­нения. Необходимо осознать, «прочувствовать» их еще и кине­стетически. Как показывают исследования (П. А. Рудик, 1958), часто наблюдаются случаи, когда движение учителя, восприни­маемое зрительно, ассоциируется с собственными привычными движениями, сходными с воспринимаемыми. В результате полу­чается так, что учащийся повторяет не то движение, которое бы­ло ему показано, а то, к которому он привык.

Поэтому часто оказывается необходимым вызвать у учащего­ся правильное движение, что достигается активным вмешатель­ством учителя. Например, учитель помогает учащемуся сделать требуемый наклон, берет руку ученика и отводит ее до опреде­ленного предела, чем придает движению требующийся размах. Затем очень важно, чтобы учащийся осознал, какое движение он выполнил, и запомнил бы те кинестетические ощущения, которые он испытывал при его выполнении. Образовавшееся кинестетиче­ское представление о движении будет обеспечивать в дальнейшем точность его воспроизведения.

В связи с тем что для развития кинестетических ощущений и восприятий большое значение имеет осмысливание совершае­мых движений, выраженное в словесной речи, нужно учить детей анализировать свои движения и обозначать их словесно.

Так, например, на уроках физкультуры дети должны при­учиться понимать и считывать с губ такие указания, как руки вперед, вверх, вниз, назад, присесть, бежать, быстро, медленно. расслабить мышцы рук, напрячь мышцы ног, и многие другие, подобные этим. На уроках следует сочетать наглядный показ со словесной речью, причем необходимо, чтобы знакомые движе­ния выполнялись без наглядного показа, только по словесным указаниям.

Значение кинестетического контроля очень велико при овла­дении произносительными навыками устной речи (см. главу «Устная речь»). Особую роль он выполняет при компенсации поврежденного вестибулярного анализатора у глухих, о чем го­ворилось в предшествующей главе.

77

Кинестезия: определение, примеры и расстройства

Если бы вы не знали или не могли ощущать положение своего тела, вы не смогли бы стоять, подносить пищу ко рту, ходить или нормально функционировать. Что помогает нам определить положение тела? Откуда мы знаем, куда идти или куда протянуть руку, чтобы взять карандаш? Кинестезия — это полезный инструмент, который у нас есть от природы!

  • Что такое кинестезия (кинестезия)?
  • Каковы некоторые примеры кинестезии?
  • В чем разница между кинестезией и проприоцепцией?
  • В чем разница между кинестезией и вестибулярным чувством?
  • Какие бывают расстройства кинестезии?

Определение кинестезии

Для того, чтобы ваше тело выполняло то, что кажется простой задачей, существует около 200 мышц , которым необходимо общаться друг с другом и инструктировать друг друга о том, как выполнять такую ​​задачу, как вставание со стула . Есть миллионы датчиков движения в ваших мышцах, сухожилиях и суставах, которые работают по всему телу. Они называются проприоцепторами, , и они помогают или активизируют ваше чувство кинестезии . Это позволяет вам осознавать свои части тела, их положение и движения.

Кинестезия (также называемая кинестезией ) — это то, как мы ощущаем движения нашего тела. Это наша система восприятия положений и движений частей тела.

В наших мышцах и суставах есть датчики, но где находится центр управления кинестезией? Сканирование мозга показывает, что кинестетические ощущения напрямую связаны с активностью в p задняя теменная кора и первичная моторная кора.

Теменная кора — одна из четырех основных долей нашего мозга. Его основные обязанности — контроль тактильных ощущений (таких как температура и боль).

Первичная моторная кора, часть лобной доли, отвечает за генерацию сигналов для активации движения в теле.

Кинестезия считается контралатеральной, , что означает, что правая часть тела контролируется левой частью мозга и наоборот. Полное восприятие требует здоровой контралатеральной коры головного мозга . Это означает, что внутренняя сеть нервов отвечает за обе стороны мозга и тела.

Движения рук, pexels.com

Примеры кинестезии

Какой пример того, как вы используете свое чувство кинестезии? Это просто!

Если вы поднимете руку в воздух прямо сейчас, ваше тело точно знает, где находится ваша рука!

Еще один простой пример: вы делаете заметки для теста. Вы можете легко писать карандашом. Откуда твоя рука знает, где писать заметки? Ваш учитель задает вам вопрос. Вы смотрите на своего учителя. Откуда твоя голова знала, в какую сторону повернуться, чтобы увидеть своего учителя? Ваше чувство кинестезии естественным образом ощущает эти движения.

Кинестезия против проприоцепции

А как насчет тех проприоцепторов, которые играют роль в кинестезе? Чем они отличаются от ощущения кинестезии?

проприоцепторов обеспечивают чувство кинестезии. Именно они помогают кинестезии выполнять свою работу. Эти проприорецепторы расположены в наших мышцах, суставах и сухожилиях.

Когда наши проприоцептивные и кинестетические чувства работают и общаются вместе, они используют сигналы нашего вестибулярного чувства . Что такое наши вестибулярные чувства и как они взаимодействуют с нашей кинестезией и проприоцепцией?

Закройте глаза. Можете ли вы дотронуться пальцем правой руки до носа, не открывая глаз? Скорее всего, вы можете сделать это довольно легко! Это происходит благодаря связи между вашими вестибулярными и кинестетическими чувствами. Ваши проприорецепторы в основном направляют ваши конечности к месту, которое вы собираетесь переместить или коснуться.

Наше кинестетическое чувство также отличается от проприоцепции тем, что проприоцепция дает нам наше чувство равновесия или равновесие . Если у вас внезапно возникла инфекция внутреннего уха, ваше чувство равновесия, скорее всего, будет нарушено. Инфекция ухудшит вашу проприоцепцию, но , а не ваше кинестетическое чувство. Вы сможете ходить, но вам придется полагаться на свое зрение, чтобы сохранять равновесие. Если бы вы закрыли глаза во время ходьбы, вы могли бы потерять равновесие.

Кинестетическое чувство, pexels.com

Помните: Кинестетика = движения тела и движения (поведенческие). Проприоцепция = осознание телом своего движения и движений (когнитивное).

Кинестезия и вестибулярное чувство

Как ваше вестибулярное чувство помогает в развитии кинестезии?

Вестибулярный датчик отслеживает положение и движения вашей головы и тела.

Внутреннее ухо состоит из двух важных областей. Во-первых, это ваши заполненные жидкостью полукружные каналы , имеющие форму кренделя. Вторая область представляет собой пару заполненных кристаллами кальция вестибулярных мешочков . Эти области важны, потому что они говорят вам о положении вашей головы. Если вы наклоняете голову, эти две области внутреннего уха посылают сигнал мозжечку (задней части вашего мозга). Этот сигнал говорит «эй, мы ложимся» или «эй, мы сейчас стоим».

Ваш вестибулярный аппарат быстро реагирует! Если вы пропустили ступеньку на лестнице, ваше вестибулярное чутье быстро посылает сигналы вашей костной системе, чтобы решить, как выровнять себя, чтобы не упасть.

Вот краткое руководство по запоминанию различий между каждым из этих чувств:

Каковы различия между кинестезией и вестибулярным чувством? StudySmarter Original

Нарушения кинестезии

Какие расстройства связаны с кинестезией? Как повреждение кинестетического чувства влияет на жизнедеятельность? Во-первых, как у кого-то диагностируют расстройство кинестезии ? Врач должен провести тест, чтобы определить, может ли кто-то иметь расстройство, исключив любые другие возможности или неспособности. Как это делается?

Краткий тест на кинестезию (BKT)

Медицинский работник может проверить кинестезию с помощью запястья для проведения краткого теста на кинестезию (BKT) . Поместив запястье под углом, врач начнет пассивно медленно двигать им (0,5–2 градуса в секунду), пока человек не подаст сигнал или не заявит, что он может почувствовать движение. По сути, человек должен уметь определять, когда движется его запястье (Mee, 2020).

Пациент должен быть ослеплен или не должен видеть свое запястье во время проведения теста. Почему? Потому что на восприятие движения наших конечностей могут влиять наши визуальные сигналы!

Что делать, если была заметная задержка в способности человека сказать, что его запястье двигается?

Периферическая невропатия

Одним из заболеваний, обычно связанных с кинестезией, является периферическая невропатия. Это вероятное объяснение того, почему кто-то может не ощущать движения своего запястья.

Периферическая невропатия возникает при поражении нервов, расположенных за пределами головного и спинного мозга (также известных как 0019 периферические нервы) .

Симптомы периферической невропатии

Какие повреждения присутствуют при периферической невропатии? Часто бывает поражение периферических нервов, спинного мозга, ствола головного мозга, или даже головного мозга. Отчеты также указывают на более высокую частоту возникновения этого расстройства у пациентов в возрасте 55 лет и старше, которые подвержены более высокому риску возникновения инсульта (Основы сестринского дела, 2022).

Расстройства кинестезии как сопутствующий диагноз

Нарушение кинестезии обычно является c оморбидный диагноз. Это означает, что обычно это связано с другой серьезной болезнью или заболеванием. Одним из распространенных сопутствующих заболеваний является болезнь Паркинсона и расстройство кинестезии.

Сопутствующая патология означает наличие у пациента одновременно двух или более заболеваний или состояний.

Люди с болезнью Паркинсона испытывают серьезные проблемы с подвижностью и не могут стабилизировать части тела и конечности. Чаще всего у больных отмечается ригидность тела и снижение кинестетической чувствительности. Исследования показывают, что лекарства, часто назначаемые пациентам с болезнью Паркинсона, могут влиять на функционирование кинестетического чувства как из-за лекарства, так и из-за наличия болезни (Wright, 2010).

Кинестезия – основные выводы

  • Кинестезия (или кинестезия ) – это то, как мы ощущаем движения нашего тела. Это наша система восприятия положений и движений частей тела.
  • проприорецепторов обеспечивают чувство кинестезии. Именно они помогают кинестезии выполнять свою работу. Проприорецепторы расположены в наших мышцах, суставах и сухожилиях.
  • Вестибулярный аппарат контролирует положение и движения головы и тела.
  • Медицинский работник может проверить кинестезию, используя запястье, чтобы выполнить краткий тест на кинестезию (BKT).
  • Периферическая невропатия возникает при повреждении нервов, расположенных за пределами головного и спинного мозга (также известных как периферические нервы ).

Ссылки

  1. Ми, С. (2020). Нестабильность запястья. Основы терапии рук Купера, 270–290. https://doi.org/10.1016/b978-0-323-52479-7.00022-3
  2. Основы сестринского дела. (2022). 7.2 Основные понятия сенсорных нарушений – основы ухода за больными. Прессбуки. Получено 25 июня 2022 г. с https://wtcs.pressbooks.pub/nursingfundamentals/chapter/7-2-sensory-impairments-basic-concepts/
  3. Wright, W.G., Gurfinkel, V.S., King, L.A., Nutt, J.G. , Кордо, П.Дж., и Хорак, Ф.Б. (2010). Осевая кинестезия нарушается при болезни Паркинсона: эффекты леводопы. Экспериментальная неврология, 225(1), 202–209. https://doi.org/10.1016/j.expneurol.2010.06.016

Кинестезия и проприоцепция – введение в ощущения и восприятие

Перейти к содержанию

Проприоцепция: баланс и фантомные конечности

Поймите взаимосвязь между терминами кинестезия и проприоцепция.

Уметь объяснить, как работает коленный рефлекс.

Проприоцепция — это чувство взаимного расположения соседних частей тела и ощущение силы усилия, необходимого для движения. Его отличают от экстероцепции, с помощью которой человек воспринимает внешний мир, и интероцепции, с помощью которой человек воспринимает боль, голод и движение внутренних органов. Основным компонентом проприоцепции является чувство положения сустава (JPS), которое включает в себя способность человека воспринимать положение сустава без помощи зрения. Проприоцепция — одна из самых тонких сенсорных систем, но она вступает в действие почти каждое мгновение. Эта система активируется, когда вы сходите с бордюра и знаете, куда поставить ногу, или когда вы нажимаете кнопку лифта и контролируете силу нажатия пальцами.

Кинестезия — это осознание положения и движения частей тела с помощью органов чувств, известных как проприорецепторы, в суставах и мышцах. Кинестезия является ключевым компонентом мышечной памяти и зрительно-моторной координации. Открытие кинестезии послужило предвестником изучения проприоцепции. Хотя термины проприоцепция и кинестезия часто используются взаимозаменяемо, на самом деле они имеют много разных компонентов. Часто кинестетическое чувство дифференцируют от проприоцепции, исключая чувство равновесия или баланса из кинестезии. Например, инфекция внутреннего уха может ухудшить чувство равновесия. Это ухудшит проприоцептивное чувство, но не кинестетическое чувство. Пострадавший человек сможет ходить, но только с помощью зрения для поддержания равновесия; человек не сможет ходить с закрытыми глазами. Еще одно различие между проприоцепцией и кинестезией заключается в том, что кинестезия фокусируется на движении или движениях тела, в то время как проприоцепция больше фокусируется на осознании телом своих движений и поведения. Это привело к представлению о том, что кинестезия более поведенческая, а проприоцепция более когнитивная.

Рефлексы объединяют сенсорные и двигательные компоненты позвоночника с сенсорным входом, который непосредственно генерирует двигательную реакцию. Рефлексы, проверяемые при неврологическом обследовании, делятся на две группы. Глубокий сухожильный рефлекс обычно известен как рефлекс растяжения и вызывается сильным постукиванием по сухожилию, например, при коленном рефлексе. Поверхностный рефлекс вызывается легким раздражением кожи и вызывает сокращение связанных мышц.

 

Рис.3.1.1. Коленный рефлекс. Это иллюстрирует пателлярный рефлекс, также известный как миотатический рефлекс, рефлекс растяжения и рефлекс коленного рефлекса. (Источник: Амия Саркар. Предоставлено: Лицензия Википедии: CC-BY-SA 4.0.)

Коленный рефлекс , также называемый пателлярным рефлексом, представляет собой внезапное толчковое движение голени в ответ на резкое постукивание по сухожилию надколенника, которое находится чуть ниже коленной чашечки (рис. 3.1.1). Одно из нескольких положений, которые испытуемый может принять для теста, — это сидеть с согнутыми коленями и скрестив одну ногу над другой так, чтобы верхняя часть ступни свисала над полом. Резкое постукивание по сухожилию слегка растягивает четырехглавую мышцу, комплекс мышц передней поверхности бедра. В ответ эти мышцы сокращаются, и это сокращение имеет тенденцию выпрямлять ногу в ударном движении. Преувеличение или отсутствие реакции свидетельствует о возможном поражении центральной нервной системы. Коленный рефлекс также может помочь в распознавании заболеваний щитовидной железы.

 

Если вы хотите узнать больше о рефлексах, посмотрите это видео на YouTube или перейдите по этой ссылке в главу учебника OpenStax, посвященную сенсорным и моторным экзаменам.

 

 

Уделите минутку, чтобы ответить на эти вопросы в своих заметках:

  1. В нескольких предложениях опишите связь между терминами кинестезия и проприоцепция.
  2. В нескольких предложениях объясните, как работает коленный рефлекс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *