13.05.2024

Каким образом новое восприятие пространства и времени отразилось: Ответы: 1. Каким образом новое восприятие пространства и времени отразилось в архитектуре? Задание из: МХК 11 класс…

Тест дистанционно Вопросы 📝 разделу № 61.Каким образом новое восприятие

Онлайн-сервис
помощи студентам

Видео о сервисе

Эксперты сайта vsesdal.com проводят работу по подбору, обработке и структурированию материала по предложенной заказчиком теме. Результат данной работы не является готовым научным трудом, но может служить источником для его написания.

мхк, искусство

Вопросы разделу № 61.Каким образом новое восприятие пространства…

  • Задание
  • Обсуждение

436898

Тест дистанционно

мхк, искусство

Заказ выполнен

Вопросы разделу № 6 1. Каким образом новое восприятие пространства отразилось в архитектуре Раннего Возрождения? 2.Какие живописные приёмы в творчестве Леонардо да Винчи характеризуют его как новатора и художника Высокого Возрождения? 3.На каком основании можно утверждать, что в работах Микеланджело скульптура обрела равные права с архитектурой? 4.Какие черты отличают итальянскую ренессансную живопись от живописи Северного возрождения? 5.Как основные черты Возрождения в Германииотражены в творчестве Альбрехта Дюрера? 6.Чем обусловлены особенности Ренессанса в Англии? 7.Почему драматургия Шекспира считается вершиной в искусстве эпохи Возрождения? Вопросы разделу № 7 1.Каким образом в архитектуре переломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко? 2.Чем обусловлена специфика русского барокко? 3.каковы стилевые особенности «растреллиевского барокко»? 4.Как гуманизм Рубенса проявляется в созданных им образах? 5.

К появлению каких музыкальных жанров привела театрализация жизни в эпоху барокко? 6.В чём заключается сходство музыки. Архитектуры и живописи барокко? 7.Дать определение понятию классицизм. 8.Какие черты свидетельствуют о «садовом быте» французского классицизма Вопросы разделу № 8 1.Дать определение понятию реализм. 2.Что объединяет творчество французских художников-реалистов и русских передвижников? 3.Каким образом в исторических полотнах Суриков изображает скрытый антагонизм между обществом и личностью? 4.Какие черты оперного искусства, заложенные М.И. Глинкой, были заимствованы Н.А. Римским-Корсаковым в опере «Снегурочка»? и А.П. Бородиным в опере «Князь Игорь»? 5.Какими музыкальными средствами пользовался П.И. Чайковский, чтобы отразить в балете лирико-психологическое начало? 6.Чем характеризуется тема рока в опере «Пиковая дама»? 7.Дать определение понятию импрессионизм, постимпрессионизм.
8.Как эстетика импрессионизма отражена в изобразительном искусстве? 9.Какие поэтические образы повлияли на музыкальный импрессионизм? 10.Дать определение понятию символизм. 11.Каким образом в картинах художников-символистов отражено их восприятие мира как окна в неведомое? Вопросы разделу № 9 1.Дать определение понятию модерн. 2.Почему «Бетховенский фриз» Густава Климта считается манифестом абсолютной красоты? 3.Что служит главным критерием красоты для стиля модерн? 4.Каким образом русские художники стиля модерн отражали мир априорной красоты? 5.В чём состоит специфика русского модерна в музыке? 6.Дать определение понятию модернизм. 7.Какие способы выражения обрело новое видение красоты в искусстве модернизма? 8.Сравните картины художников постимпрессионизма и модернизма. Какие эстетические связи и преемственность прослеживаются между ними? 9.
Дать определение понятию постмодернизм. 10.Сравните художественные образы модернизма и пост модернизма. В чём состоит их кардинальное различие? 11.Найдите черты постмодернического мироощущения в современной рекламе. Как геометрические символы, используемые рекламой, соотносятся с геометрическим орнаментом неолита? 12.Каким образом эстетика постмодернизма проявляется в театральном искусстве и кинематографе? Сравните театральные постановки (спектакль, оперу, балет) и кинофильмы на один сюжет, но в разной стилистической манере?

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.

Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.


Закажите подобную или любую другую работу недорого

или

Последние размещенные задания

1 минуту назад

2 минуты назад

3 минуты назад

4 минуты назад

8 минут назад

9 минут назад

9 минут назад

10 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

11 минут назад

Разместите заказ и получите
предложения с ценами
экспертов

Выберите эксперта
по цене и отзывам

Сдайте работу на проверку
преподавателю

Получите положительную оценку,
оплатите работу и оставьте
отзыв эксперту

Узнать стоимость

Узнать стоимость

Заботимся о вас
и вашем времени

Экономия времени

Теперь у вас есть время на друзей, любимые занятия,
работу и семью

Удобный интерфейс

Современный дизайн, созданный для удобства
пользователей сайта

1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

2. Каковы сроки?

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно — оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.


или

Задать вопрос


Тип работыВыберите тип работыКонтрольнаяРешение задачКурсоваяРефератОнлайн-помощьТест дистанционноДипломЛабораторнаяЧертежОтчет по практикеЭссеОтветы на билетыПрезентацияПеревод с ин. языкаДокладСтатьяСочинениеМагистерская диссертацияКандидатская диссертацияБизнес-планПодбор литературыШпаргалкаПоиск информацииРецензияДругое

[PDF] МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46

July 5, 2018 | Author: Anonymous | Category: История, История Европы, Ренессанс (1330-1550)

Download МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46…

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46 Утверждено и рекомендовано к реализации Директор МОУ школы № 46 ____________________Т.И.Леснякова Рассмотрено на заседании М/ О учителей и рекомендовано к утверждению Руководитель М О __________Волкова О.Н.

Календарно – тематическое планирование по МХК 1 час в неделю для 11 класса 34 часа в год. Составлено на основе программ общеобразовательных программ «Мировая художественная культура», Л.Г. Емохонова, М: «Академия», 2007г. Используемые учебники: Мировая художественная культура: учебник для 11 класса (базовый уровень)/Л.Г. Емохонова. – М: Издательский центр «Академия «, 2008 Учитель музыки: Алексеева С.Г. Тольятти 2011-2012

Тема урока

1.

Гуманизм- основа мировоззрения эпохи Возрождения. Флоренциявоплощение ренессансной идеи «идеального города в трактатах, архитектуре, живописи. Л. Б. Альберти. «Десять книг о зодчестве». Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Купол собора СантаМария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. « Воскрешение Тавифы и исцеление расслабленного». «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида.

2.

3.

Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком». Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане. Фреска «Парнас».

4

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарротти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

5.

Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная». «Пьета». Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от « строгого письма» к мадригалу. Джованни де Палестрина. Мадригал «Томлюсь без конца». Северное Возрождение. Особенности Северного Возрождения. Гротескно- карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер-Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу»

6.

Тема урока

Колво часов 1

Сроки и дата проведения

Знания и умения

05.09-09.09

Каким образом новое восприятие пространства и времени отразилось в архитектуре. Знать архитектурные приемы Брунеллески. Почему его называют родоначальником ренессансной архитектуры.

1

12.09-16.09

1

19.09-23.09

Знать изобразительные приемы живописи Мазаччо. Почему эти приемы позволяют расценивать площадь как метафору нового мира. Знать ,что роднит фрески Мазаччо и рельефы Донателло. Живописные приемы в творчестве Леонардо да Винчи. Знать что он новатор высокого Возрождения. Принципы художественного синтеза и архитектуры и живописи Рафаэля. На каком основании можно утверждать , что в работах Микеланджело скульптура обрела равные права с архитектурой. Знать отличительные особенности венецианской живописи. Как они отражены в творчестве Тициана. Знать определение «мадригал».

26.09-30.09

1

03.10-07.10

4 часа 1 17.10-21.10

Кол-

Сроки и дата

Какие черты отличают итальянскую ренессансную живопись от живописи Северного Возрождения. Знать специфику нидерландского Возрождения. Творчество Питера Брейгеля Старшего. Знания и умения

во часов 1

проведения

7.

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола».

8.

Светский характер во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фьорентино.

1

31.10-04.11

9.

Ренессанс в Англии. Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Комедия «Укрощение строптивой.

1

08.11-11.11

5 часов 1

14.11-18.11

1

20.11-22.11

1

28.11-02.12

1

05.12-09.12

Художественная культура 17 века 10. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь cв. Петра. Площадь Навона. Мост Cв. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер –киворий в соборе Св. Петра. 11. Специфика русского барокко. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. 12. Живопись барокко. Плафонная живопись. Джованни Батиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» В церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма. Питер Пауэлл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста». И «Снятие с Креста» в кафедральном соборе в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрант Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра». 13. Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. «На рождественскую ночь». И.С.Бах. Пассион «Страсти по Матфею». « Сжалься на до мной , Господи».

24.10-28.10

Уметь определять основные черты Возрождения в Германии. Знать творчество Альбрехта Дюрера. Специфическое восприятие немцев. Знать ренессансные черты школы Фонтенбло. Различать декоративное оформление интерьеров во французском и итальянском Ренессансе. Познакомить с особенностями Ренессанса в Англии. Рассмотреть, почему драматургия Шекспира считается вершиной в искусстве эпохи Возрождения. Познакомить с термином «барокко». Рассказать о мировоззрении, свойственном эпохе барокко. Знать архитектурные ансамбли эпохи барокко. Добиться понимания специфики русского барокко. Знать стилевые особенности «растреллиевского барокко» Определять главное свойство стиля барокко в оформлении интерьеров. Познакомить с творчеством Рубенса. Как проявляется гуманизм в созданных им образах. Познакомить с творчеством Баха, Монтеверди, Корелли. Знать и определять музыку на слух. Какие музыкальные жанры привели к театрализации жизни в эпоху барокко.

Тема урока

Кол-

Сроки и дата

Знания и умения

14. Искусство классицизма. «Большой королевский стиль Людовика 14. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика». Художественная культура 18- первой половины 19 века. 15. Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цицеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена. Неоклассицизм, ампир. 16. Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония №*% «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан», «Реквием»: «Лакримоза». Людвиг ванн Бетховен. 5 симфония. «Лунная соната». 17. Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриель. Площадь Людовика 15 в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. 18. Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. 19. Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

во часов 1

проведения 12.12-16.12

Добиться понимания.»садовый быт» французского классицизма. Найти черты эстетики барокко в окружающей действительности.

1 1

19.12-23.12

Познакомить с термином рококо. Как эстетика эпохи сказалась в оформлении интерьеров рококо. Франсуа Куперенмузыкальные «безделицы».

5 часов 1

26.12-30.12

1

09.01-13.01

1

16.01-20.01

1

23.01-28.01

Знать, что такое эпоха Просвещения. Что такое музыкальный романтизм. Сравнить с музыкой барокко. Чем обусловлено различие в эстетических идеалах Моцарта и Бетховена. Сопоставить образ «идеального « города эпохи Ренессанса и классические ансамбли Парижа и Петербурга. Почему Адмиралтейство похоже на целый город. Познакомить с термином –ампир. Знать отличительные особенности русского ампира. Какие градостроительные приемы применялись при создании архитектурных ансамблей. Знать что такое неоклассицизм. Классическая и академическая живопись Понимать специфику академической живописи. Знать различие между ними.

Тема урока

20. Зарождение музыкальной классической школы в России. Михаил Иванович Глинка. Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде». Лирический романс «Я помню чудное мгновенье». . Романтизм. 21. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец №1». 22. Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Литературная тематика. Данте Габриэл Россетти. «Смерть Сарданапала». Франсиска Гойя. «Колосс». Образ романтического героя. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова. Художественная культура второй половины 19 –начала 20 века Реализм 3 часа 23. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».

Колво часов 1

Сроки и дата проведения 30.01-03.02

2 часа 1 06.02-10.02

1

13.02-17.02

Знания и умения Понимать принцип народности в произведениях. Как это проявляется в опере «Жизнь за царя», в русских романсах. Знать, что такое романтизм в музыке. Какое основное кредо романтизма реализовалось в музыке. Почему образ пеликана, бывший в средневековом искусстве аллегорией Иисуса Христа, был востребован в эпоху романтизма. Знать отличие русского романтизма от европейского. Познакомить с темами, которые нашли отражение в творчестве композиторов и художников романтиков. В чес состоит специфика романтизма в этих ареалах.

7 часов. 1

27.02-02.03

Рассмотреть творчество французских художников –реалистов. Что объединяет их с русскими передвижниками. Каким образом в исторических полотнах Суриков изображает скрытый антагонизм между обществом и личностью.

Тема урока

24. Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. М.П. Мусоргский. Песня «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Н.А. Римский-Корсаков. « Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». 25. Лирико-психологическое начало в музыке. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок» в музыке. П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, Постимпрессионизм. 26. Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре.Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». 27. Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея».(«Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Вон Гог. «Сеятель».Поль Гоген. «Пейзаж с павлином». МОДЕРН. 28. Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт.»Бетховенский фриз».Модерн в архитектуре.Виктор Орта. Особняк тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди, Собор СВ. Семейства в Барселоне.

Колво часов 1

1

Сроки и дата проведения 05.03-09.03

12.03-16.03

2 часа 1 19.03-23. 03

1

26.03-30.03

1

02.04-06.04

Знания и умения Познакомить с величайшими композиторами, вошедшими в группу «Могучая кучка». Какими музыкальными приемами композиторы отражали социальные идеи. Рассмотреть, какие черты оперного искусства были позаимствованы друг у друга. Познакомить с операми и балетами П.И. Чайковского. Какими музыкальными средствами пользовался Чайковский, чтобы отобразить в балете лирико-психологическое начало. Как характеризуется тема рока в опере «Пиковая дама». Познакомить с терминами «импрессионизм, символизм, постимпрессионизм».Как эстетика импрессионизма отражена в изобразительном искусстве. Знать ,какие поэтические образы повлияли на музыкальный импрессионизм. Понимать, каким образом в картинах художников-символистов отражено их восприятие мира как окно в неведомое. Модерн — новый, современный. Что служит главным критерием красоты для стиля модерн. Знать великих архитекторовмодернистов и их замечательные архитектурные сооружения.

Тема урока

29. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Андреевич Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон сидящий». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза». Художественная культура 20 века. 6 часов. Модернизм. 30. Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Щенберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы».Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция №8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». 31. Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня 111 Интернационала. «Органическая» архитектура. Френк Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране .Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города Бразилия. 32. Синтез в искусстве 20 века. Режиссерский театр. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович НемировичДанченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова. Эпический театр. Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сычуани»

Колво часов 1

Сроки и дата проведения

Знания и умения

16.04-20.04

Познакомить с термином «априорная красота». Каким образом художники стиля модерн отражали мир априорной красоты. В чем состоит специфика русского модерна в музыке.

1

23.04-27.04

Рассмотреть картины художниковмодернистов. Новое видение красоты. Сравнить картины художников постимпрессионизма и модернизма. Познакомить с термином сюрреализм. И картиной дали «Тристан и Изольда»

1

07.05-11.05

1

14.05-18.05

Рассмотреть в каких формах проявился модернизм в архитектуре. Сравнить образцы архитектурного конструктивизма Корбюзье и Татлина. Почему они считаются открывателями новых путей в архитектуре. Функционализм. В каких формах он проявился. Познакомить с произведениями А.П.Чехова и Бертольда Брехта. В чем состоит принципиальное различие в драматургии.

Тема урока

33. Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».

34. Стилистическая разнородность в музыке 20 века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» С.С.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Д.Д.Шостаковича. 7 симфония «Ленинградская». Полистилистика Альфреда Гариевича Шнитке. «Реквием»

Колво часов 1

1

Сроки и дата проведения 21.05-25.05

28.05-30.05

Знания и умения Посмотреть отрывки фильма «Броненосец Потемкин» Какие художественные приемы Эйзенштейна считаются новаторскими. Посмотреть фрагменты из фильмов Феллини. Проанализировать их с точки зрения мифологичности. В чем заключается новаторство музыки «нововенской школы». Познакомить с балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта» и балетом Чайковского «Щелкунчик». Сравнить. Прослушать музыку Моцарта и Шнитке. В чем состоит различие музыкальных образов.

Почему люди воспринимают время так, как мы?

Как люди, мы не можем думать о себе без времени. Мы организуем наши дни вокруг его прохождения. Мы определяем себя через события, закодированные в нашей памяти. Опыт разворачивается в настоящем, которое безжалостно переходит из одного момента в другой, и мы строим планы для достижения наших целей, зная, что завтрашний день наступит по расписанию, как это всегда и бывает.

Это феноменология времени, или то, что нейробиологи называют сознанием времени. Эти аспекты или слои нашего восприятия времени сыграли важную роль в информировании наших интуитивных представлений о природе физического времени. Мы предполагаем, что он имеет направленность, двигаясь от неизменного прошлого к иммерсивному настоящему и неизвестному будущему, и что все вышеперечисленное разворачивается с одинаковой скоростью во всем космосе.

Но чем больше ученые изучали концепцию времени, тем больше они понимали, что эти предположения здравого смысла могут не отражать истинную природу времени.

Большая идея Эйнштейна

Первый радикальный сдвиг в нашем понимании времени произошел с широким научным признанием общей теории относительности Эйнштейна. До тех пор ньютоновское время, или абсолютное время, существовало независимо от воспринимающего и шло с постоянной скоростью повсюду. Относительность изменила все это. Воспринимая пространство и время как переплетенный материал, Эйнштейн объяснил, как масса искажает эту ткань, создавая гравитацию. Последствия слияния пространства и времени означали, что масса не только искажала пространство; это также искажало время.

Сегодня спутники GPS должны учитывать различные искажения Земли в пространстве-времени в разных местах, корректируя часы на спутниках и встраивая математические поправки в свои компьютерные чипы. Без этой поправки на относительность земные системы GPS выйдут из строя примерно через две минуты.

Порядок к беспорядку 

С нашей точки зрения, различие между прошлым, настоящим и будущим, или «стрела» времени, кажется самоочевидным. Но, как указывает физик Карло Ровелли, автор «Порядка времени», элементарные законы природы, включающие в себя классическую механику, электродинамику, квантовую теорию, общую теорию относительности и стандартную модель, остаются инвариантными по отношению к обращению времени. Другими словами, они допускают обращенную во времени версию явлений, которые они описывают. Например, если бы мы посмотрели фильм о нашей Солнечной системе один раз в обратном направлении, а затем переместились бы вперед во времени, было бы очень трудно различить, что есть что.

В настоящее время единственным физическим законом, обладающим необратимой направленностью, является второй закон термодинамики, который грубо утверждает, что статистически закрытые системы переходят из упорядоченных состояний в неупорядоченные состояния, а энтропия (мера порядка) увеличивается в макроскопических масштабах. постепенно.

Вот пример: после того, как бригада подрывников взорвала взрывчатку, чтобы превратить здание в руины, мы никогда не видим, чтобы это здание спонтанно восстанавливалось в прежнее состояние. Это потому, что второй закон термодинамики утверждает, что такое событие находится за пределами вероятностных сфер реальности. Но как бы странно это ни казалось, события, которые бросают вызов термодинамике, возможны в чрезвычайно малых масштабах и, кажется, движутся назад во времени.

Местные условия 

В то время как объективное универсальное настоящее противоречит общей теории относительности, человеческая интуиция о том, что «сейчас» пронизывает весь космос, является продуктом адаптации к пониманию нашего уникального уголка во Вселенной.

Человечество живет в уголке космоса с малой кривизной пространства-времени, на поверхности маленькой планеты, масса которой лишь в незначительной степени искажает течение времени по сравнению с нашим восприятием его течения. Мы воспринимаем мир в основном в секундах, но в течение дня спутниковые часы будут отклоняться от часов на поверхности Земли всего на 38 микросекунд.

Если бы вместо этого мы жили где-то во Вселенной с большой кривизной пространства-времени, скажем, на краю массивной черной дыры, то различия в течении времени в разных точках пространства-времени были бы гораздо более преувеличены и очевидны, если предположить что жить в таком враждебном месте было возможно. Мы видим это явление в популярной культуре, когда персонаж Мэтью МакКонахи в фильме «Интерстеллар» оказывается на несколько часов на планете, вращающейся вокруг сверхмассивной черной дыры, и возвращается на свой корабль, чтобы обнаружить, что на Земле прошло 27 лет.

Точно так же теория относительности предсказывает, что время замедляется все больше и больше по мере приближения к скорости света, однако скорость большинства объектов, с которыми мы взаимодействуем на Земле, движется с пренебрежимо малой скоростью по сравнению со скоростью света.

Человеческий опыт времени делает естественным представление о глобальном настоящем; поскольку различия в течении времени, создаваемые скоростью объекта и его положением в пространстве-времени, незначительны, они становятся незаметными для притупленного человеческого восприятия и обработки информации.

Следы прошлого

Одной из основных функций нервной системы человека является обработка информации о прошлом, изучение и прогнозирование будущих условий. На субатомном уровне частицы не всегда подчиняются второму закону термодинамики, но на макроскопическом уровне реальности, в которой мы живем, вероятность того, что термодинамические события оставят надежные следы прошлого.

Мы можем видеть кратеры на Луне, находить окаменелости вымерших существ и наблюдать, как в атмосфере сгорают падающие звезды. Биологические сущности, такие как мы, развились в определенных физических параметрах Вселенной, где существует четко определенная временная ориентация, а многочисленные следы прошлого существуют в геологических, эволюционных и нейронных масштабах времени.

Люди и, вероятно, другие млекопитающие развили способность получать доступ к нашим субъективным воспоминаниям, сознательно воссоздавать свой прошлый опыт и запускать сложные симуляции будущих событий. И наша способность сознательно получать доступ к воспоминаниям закрепляет эту способность совершать мысленные путешествия во времени; в исследовании 2013 года, опубликованном в журнале Cortex, пациенты с амнезией продемонстрировали сниженную способность воображать сценарии будущего. В статье 2018 года когнитивист Дин Буономано и его коллеги предположили, что этот тип мысленного путешествия во времени имеет нейробиологические корни в мозговых цепях, которые изначально использовались для пространственной навигации.

Короче говоря, тенденция систем к переходу от низкой энтропии к высокой энтропии, особые пространственно-временные условия нашей Солнечной системы и неопределенность будущего создают нашу особую концепцию времени. Хотя это понимание может не распространяться на физические крайности реальности, люди, вероятно, имеют право говорить об этом в таких терминах. То есть, пока мы не станем межпланетной цивилизацией.

Иллюзия времени: что на самом деле?

(Изображение предоставлено: Изображение часов через Shutterstock)

Роберт Лоуренс Кун является создателем, сценаристом и ведущим « Ближе к истине », общественной телевизионной и мультимедийной программы с участием ведущих мыслителей мира, исследующих самые глубокие вопросы человечества, касающиеся космоса, сознания и поиска смысла. Кун является соредактором (вместе с Джоном Лесли) книги «Тайна существования: почему вообще что-то есть?» Кун предоставил эту статью, основанную на двух недавних эпизодах сериала «Ближе к истине» (продюсер/режиссер Питер Гетцельс), для журнала 9.0048 Голоса экспертов Space.com: комментарии и идеи .

Почему время вызывает споры? Это кажется реальным, всегда здесь, неумолимо движущимся вперед. Время течет, течет, как река. Время имеет направление, всегда движется вперед. Время имеет порядок, одно за другим. Время имеет продолжительность, поддающийся количественной оценке период между событиями. Время имеет привилегированное настоящее, только настоящее настоящее. Время кажется универсальным фоном, через который протекают все события, так что можно установить порядок и измерить продолжительность.

Вопрос в том, являются ли эти особенности реальными реалиями физического мира или искусственными конструкциями человеческого разума. Время может быть не тем, чем кажется — это гладкое единство без частей, вечно существующая сцена, на которой происходят все события.

Связанный: Мировое время: что это такое и как оно работает?

Является ли время физическим?

Ценить время — значит чувствовать ткань реальности. Я беру интервью у физиков и философов в своем общественном телесериале «Ближе к истине», и многие утверждают, что время — это иллюзия. Что они имеют в виду, говоря, что время «не реально»?

Хью Прайс, профессор философии Кембриджского университета, утверждает, что три основных свойства времени исходят не из физического мира, а из наших ментальных состояний: особый момент настоящего; какой-то поток или проход; и абсолютное направление.

«То, что дает нам физика, — сказал Прайс, — это так называемая «блочная вселенная», где время — лишь часть четырехмерного пространства-времени… а само пространство-время не фундаментально, а возникает из некоторого более глубокая структура».

Мы ощущаем «стрелу» или направление времени и даже причинно-следственную связь, сказал он, потому что наш разум добавляет к реальности «субъективный ингредиент», «так что мы проецируем на мир временную перспективу, которую имеем как агенты. [в этой среде]». [Алан Алда спрашивает: ‘Что такое время?’]

Подумайте о блочной вселенной, которая поддерживается теорией относительности Эйнштейна, как о четырехмерной пространственно-временной структуре, где время подобно пространству, в котором каждое событие имеет свою собственные координаты или адрес в пространстве-времени. Время лишено напряжения, все точки одинаково «реальны», так что будущее и прошлое не менее реальны, чем настоящее.

Время есть, было, будет?

Значит, наши человеческие взгляды вводят нас в заблуждение? Является ли наше ощущение, что время течет или проходит и имеет необходимое направление, ложным? Не придаем ли мы ложного значения настоящему моменту?

«Мы можем изобразить нашу реальность либо как трехмерное место, где что-то происходит с течением времени, — сказал физик Массачусетского технологического института Макс Тегмарк, — либо как четырехмерное место, где ничего не происходит [«блочная вселенная»] — и если это действительно вторая картина, то изменение действительно является иллюзией, потому что ничего не меняется, все просто есть — прошлое, настоящее, будущее. 0003

«Значит, жизнь похожа на кино, а пространство-время — на DVD», — добавил он; «В самом DVD нет ничего, что могло бы измениться каким-либо образом, хотя в фильме разворачивается вся эта драма. В любой момент у нас есть иллюзия, что прошлое уже произошло, а будущее еще не существует, и что все меняется. Но все, что я когда-либо осознаю, это состояние моего мозга прямо сейчас. Единственная причина, по которой я чувствую, что у меня есть прошлое, заключается в том, что мой мозг содержит воспоминания».

«Время вышло», — сказал Андреас Альбрехт, космолог-теоретик из Калифорнийского университета в Дэвисе. «Это называется внешним параметром — независимым параметром в [классическом] уравнении движения. Итак, время — время, которое мы знаем с тех пор, как научились измерять время по часам, — кажется, исчезает, когда вы изучаете физику, пока вы не дойдете до теории относительности. . 

«Суть относительности в том, что нет ни абсолютного времени, ни абсолютного пространства. Все относительно. Когда вы пытаетесь обсуждать время в контексте вселенной, вам нужна простая идея, что вы изолируете часть вселенной и называете это ваши часы, а эволюция времени связана только с отношениями между некоторыми частями вселенной и тем, что вы называете своими часами». [5 самых точных часов, когда-либо созданных]

Джулиан Барбур, британский физик, описывает время как «последовательность картинок, последовательность снимков, непрерывно сменяющих друг друга. Я смотрю на вас, вы киваете». ваша голова. Без этого изменения у нас не было бы понятия времени».

«Исаак Ньютон, — заметил Барбур, — настаивал на том, что даже если бы абсолютно ничего не происходило, время шло бы незаметно, и я считаю, что это совершенно неверно».

Для Барбур перемены реальны, а время — нет. Время — это лишь отражение изменений. Из изменений наш мозг конструирует ощущение времени, как если бы оно текло. По его словам, все «доказательства времени, которые у нас есть, закодированы в статических конфигурациях, которые мы видим или переживаем субъективно, и все они сочетаются друг с другом, чтобы время казалось линейным».

Не все ли иллюзорно?

Но не все физики готовы низвести время до второсортного статуса.

Джон Полкингхорн, квантовый физик и англиканский священник, верит, что течение и направление времени реальны и неумолимы. Это «ошибочный аргумент», сказал он, использовать теорию относительности для утверждения, что время есть иллюзия, «потому что ни один наблюдатель не знает об отдаленном событии или одновременности различных событий, пока они однозначно не находятся в прошлом этого наблюдателя. И Следовательно, этот аргумент фокусируется на том, как наблюдатели организуют свое описание прошлого, и не может установить реальность ожидающего будущего».

Полкингхорн отвергает представление о статической блочной вселенной пространства и времени вместе. «Мы живем в мире раскрытия и становления», — сказал он.

Фотини Маркопулу-Каламара, физик-теоретик из Института периметра, сказал: «У меня есть печальный опыт, когда физики говорят мне, что время не реально… Это сбивает меня с толку, потому что время кажется реальным. хлопаю в ладоши, так случилось… Я бы предпочел сказать, что общая теория относительности не является окончательной теорией, чем сказать, что времени не существует».

Время — основной конфликт между теорией относительности и квантовой механикой, измеряемый и податливый в теории относительности, в то время как в квантовой механике он считается фоном (а не наблюдаемым). Для многих физиков, хотя мы воспринимаем время как психологически реальное, оно не является принципиально реальным. В глубочайших основах природы время не является примитивным, нередуцируемым элементом или понятием, необходимым для построения реальности.

Если вы являетесь тематическим экспертом — исследователем, бизнес-лидером, автором или новатором — и хотели бы внести свой вклад в обзорную статью, напишите нам здесь. (Изображение предоставлено SPACE.com)

Идея о том, что время не реально, противоречит здравому смыслу. Но многие идеи о том, как устроен мир, которые человечество считало само собой разумеющимся, потребовали полного переосмысления. Как говорит Тегмарк, «в физике было так много вещей, которые мы считали фундаментальными, но оказались простыми иллюзиями, что мы подвергаем сомнению все — даже время».

Реальность зависит от времени. Является ли время неустранимым, фундаментальным, окончательным дескриптором фундаментальной реальности? Или наше субъективное ощущение течения времени, порожденное нашим мозгом, развившимся для других целей, — иллюзия?

Мнения разделились, но многие физики и философы теперь подозревают, что время не является фундаментальным; скорее, время возникает из чего-то более фундаментального — чего-то вневременного, чего-то совершенно другого (возможно, чего-то дискретного, квантованного, не непрерывного, гладкого).

Альтернативой, конечно же, является наша общая интуиция: время действительно течет, настоящее сверхособенно как единственный реальный момент, а глубокая природа реальности — это становление.

Не могу решить.

Следите за всеми проблемами и дебатами Expert Voices — и участвуйте в обсуждениях — на Facebook, Twitter и Google+. Выраженные взгляды принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения издателя. Эта версия статьи была первоначально опубликована на Space.com.

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Роберт Лоуренс Кун — создатель, сценарист, ведущий и исполнительный продюсер телесериала PBS «Ближе к истине», соавтором, продюсером и режиссером которого является Питер Гетцелс, — общедоступного телесериала PBS и онлайн-ресурса о космосе, сознании. и смысл, который представляет ведущих ученых, философов и творческих мыслителей, обсуждающих фундаментальные вопросы. Кун опубликовал более 30 книг, в том числе «Тайна существования: почему вообще что-то есть?» (2013) с философом Джоном Лесли, «Ближе к истине: вызов нынешним убеждениям» (2000), «Ближе к истине: наука, смысл и будущее» (2007), «Как думают лидеры Китая» (2011) и «Человек Кто изменил Китай: жизнь и наследие Цзян Цзэминя» (2005 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *