Какие факторы могут влиять на формирование мировоззрения, этапы и способы поменять свой взгляд на мир
Содержание:
- Этапы формирования мировоззрения
- Факторы, влияющие на формирование мировоззрения
- Внешние
- Внутренние
С возрастом у человека формируется личное мнение о нормах добра и зла. Трудности и противоречия создают целую систему принципов об основах жизни. Поиск себя и социальное становление тесно связаны с мировоззрением. Оно служит неким маяком в физическом и духовном мире. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения и через какие этапы проходит его развитие?
Этапы формирования мировоззрения
В течение жизни человека его взгляды на мир могут меняться. Всё зависит от объема и качества опыта и знаний, которые получает личность. Но первые шаги в формировании мировоззрения зависят от возраста. Можно выделить четыре ступени развития:
- С 6–7 лет кругозор значительно расширяется. Процесс отдаления ребенка от родителей и общественная жизнь в школе побуждают ребенка к самостоятельному изучению картины мира. Но до сих пор ценности и идеалы зависят от «значимых взрослых».
- К 13–15 годам накоплен определенный багаж знаний и опыта. Подросток анализирует жизненные ситуации, поступки других людей. Теперь мировоззрение зависит не только от родителей и окружающего социума. Подросток имеет свое представление о добре и зле, своем месте на свете. Начинается активный поиск себя.
- После 18–23 лет молодой человек выбирает жизненный путь. Мировоззрение сформировано с помощью системы понятий и убеждений. Сейчас он руководствуется личными ориентирами. Но представления о жизни всё равно меняются в зависимости от приобретенных знаний и опыта.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения
При создании системы взглядов на мир мозг человека использует любую информацию для анализа и получения нового опыта. Примерную структуру, из которой формируется мировоззрение, можно условно разделить на внешние и внутренние факторы.
Внешние
В этом пункте факторами являются:
- Семья и воспитание. Семейные традиции, нормы общения и поведения ребенок впитывает неосознанно. Затем в зрелом возрасте их часть взрослый человек переносит уже в свою семью. С самого детства родители закладывают понятия о том, что хорошо, а что плохо. Если жизнь родителей полноценна, они образованны и современны, то их взгляд на мир пластичен. Несмотря на большой жизненный опыт, они всё еще впитывают новые знания. Затем передают ребенку актуальную информацию. Ребенок, который растет в безопасной и комфортной обстановке, обладает тягой к познанию мира. Если, наоборот, воспитывать ребенка в чрезмерной строгости, то появится страх проявления себя.
- Авторитеты. Источником формирования мировоззрения становится авторитетная личность: родители, учителя, наставники, кумиры. Формирующийся человек пристально следит за словами, эмоциями и, конечно же, делами, которые совершает личность, обозначенная как духовный ориентир. Появляется стойкое желание подражать ей.
- Образование и наука. Человек получает знания также научным путем в детском саду, школе, университете, на обучающих курсах. Здесь мозгу приходит систематизированная информация. Она позволяет ответить на вопросы: «Как?», «Почему?», и «Зачем?» Например, ребенок старшего возраста узнает о том, как воздействует тепло на кожу, и почему нужно избегать перегрева. Чем объемнее знания, тем крепче становится жизненная позиция. Человеку легче самостоятельно делать выводы, не опираясь на окружающих. Теоретические знания не всегда становятся благодатной почвой для формирования мировоззрения. Если человек получает новую информацию любым путем и проверяет ее на практике, то появляются новые выводы на основе личного опыта.
Знания, которые получает юная личность в школе и университете, дают базу для мировоззрения. Сами учителя и наставники становятся авторитетными личностями для человека. Они передают свой опыт и знания. Качественное образование дает ответы на многие вопросы, которые возникают при поиске себя. Также важно не забывать о самообразовании.
- Вероисповедание. Оно накладывает заметный отпечаток на мышление людей. Вера учит личность терпению и смирению. Она объединяет, поддерживает нуждающихся.
- Национальная культура. На мировоззрение влияет страна, в которой родился человек. Любая культура имеет свои традиции и обычаи, которые формируют убеждения и ценности.
- Средства массовой информации. Так или иначе они рядом с людьми на протяжении всей их жизни. Они рассказывают новости, описывают события, учат, как надо жить. СМИ имеют огромное влияние на целый пласт населения. Информация влияет на формирование кругозора. Именно поэтому важно фильтровать всю информацию, поступающую из телевизора, интернета, газет и журналов.
Социальные сети также имеют огромное влияние на личность. 4,2 млрд человек сегодня зарегистрированы в социальных сетях. Это составляет 53 % от мирового населения. При этом алгоритмы социальных сетей управляют тем, что увидит пользователь. В 2014 году были проведены исследования, которые заключались в том, что людям показывали специально подобранные новости. В эксперименте участвовало 700 тысяч человек. Одной группе людей показывали исключительно положительные новости, а второй – негативные. Через неделю исследований был заметен эффект. Те, кто смотрел негативные новости, всё реже выставляли позитивные посты. При снижении доли негатива в ленте настроение людей улучшалось. Это говорит о том, что социальные сети управляют настроением, формируют базу для мировоззрения. Поэтому важно фильтровать всю информацию, которая приходит из социальных сетей. Также важно ограничивать время пребывания в них.
Внутренние
Здесь важны иные факторы:
- Личный опыт. С рождения человек познает мир опытным путем. Мозг получает разрозненную информацию о внешнем мире через эксперименты. Например, маленький ребенок 3–4 лет не хочет надеть варежки на улицу зимой. Мама разрешает ему выйти без них. Руки ребенка мерзнут, и он в итоге просит варежки. Мозг сформировал понятие о неприятных ощущениях, которые возникли из–за пребывания на улице без варежек. Так работает познание мира опытным путем.
На личном опыте основывается личная система ценностей. Она позволяет взрослому человеку искренне верить в правоту своих действий. - Эмоции и чувства. Некоторые убеждения формируются на основе личных переживаний. В Духовной Экономике упоминаются такие слова: ««Радость на сердце – лучшее лекарство, а угнетенный дух иссушает тело» (РБИ, Притч. 17:22). Если человек относится к жизненным ситуациям с оптимизмом, то ему легче расширить границы мировоззрения. Окружение становится интересным, хочется исследовать мир. Но если человек получил серьезную моральную травму, то ему сложно открыться. Мир кажется опасным и злым. В таком случае рекомендуется постепенно и тщательно работать со своими жизненными установками, ведь детские травмы – самые глубокие.
- Характер. Определенные черты расширяют мировоззрение. Сюда относится воля, вера, склонность к самоанализу. Эти качества помогают достигать поставленных целей, верить в свои силы. Такой человек не плывет по течению, а сомневается в истинности новой информации и знаний. Он проверяет ее и применяет на практике. Это позволяет расширить мировоззрение.
Активный и пассивный пути формирования мировоззрения
Есть два пути, которые формируют мировоззрение. Пассивный путь не требует усилий. Идеалы, взгляды и принципы те же, что и у общества, в котором человек живет. Пассивное мировоззрение не требует усилий и поиска себя. Индивидуальность стирается. Все взгляды на мир формируются под влиянием жизненных условий.
Активный путь формирования мировоззрения связан с постоянным риском. Человек сам задает себе вопросы и ищет на них ответы, не всегда ориентируется на нормы социума, в котором он живет. Большую часть времени он учится, приобретает новый опыт, ломает стереотипы. При этом ему важно держать баланс. Не всегда полезно идти наперекор общественному мнению и быть белой вороной. Можно и иногда даже нужно приобретать новые знания, опираясь на старый опыт предшественников. А уже затем формировать личный взгляд.
В Духовной Экономике написано следующее: «Вы даже не знаете, что произойдет завтра. Что такое ваша жизнь? Ведь вы как пар, который на некоторое время появляется и потом исчезает» (NRT, Иак. 4:14). Человеческая жизнь коротка, важно это понимать. Поэтому лучше потратить короткий миг на познание, изучение мира и формирование личных взглядов, чем плыть по течению, всегда следуя за толпой. Это поможет ощутить вкус жизни.
Как изменить мировоззрение: подсказки психологов
Возможно, вы задаетесь вопросом: «Если мировоззрение формируется самостоятельно через пассивный путь, то зачем его менять?» Но такой взгляд на мир остается поверхностным. Вы хотели бы, чтобы ваши личные ценности зависели от мнения других людей? Мировоззрение можно поменять, но в зрелом возрасте сделать это сложнее.
Как можно попробовать изменить свое мировоззрение:
- Проведите анализ своих убеждений. Подумайте о своем отношении к жизни. Самоанализ – сильное оружие, если пользоваться им в меру, не превращая в самобичевание. Определите вещи, которые вас не устраивают.
- Взвесьте все плюсы и минусы устоявшихся убеждений. Что случится, если убрать из жизни некоторые из них?
- Проработайте проблемные зоны. Так как начальное мировоззрение формируется через семью, то проблемы с восприятием мира почти всегда возникают из-за неправильного воспитания и детских травм. Поэтому рекомендуется обратиться к психологу, чтобы проработать все болевые точки.
- После анализа и проработки травм уберите из жизни все убеждения, которые доставляют дискомфорт или не приносят вам никакой пользы.
- Замотивируйте себя. Важно помнить, для чего вы отказались от прежних убеждений. Дисциплина, терпение и самоконтроль помогут придерживаться новой позиции. А осознание того, что вы освободились от груза мешающих вам установок и стали лучше, будет для вас путеводной звездой на пути к новому «я».
На формирование мировоззрения влияет много факторов. Если вы хотите перемен, но боитесь, что уже слишком поздно, то пройдите курс «
«Что влияет на мировоззрение?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ФилософияМышление
super suka
·
4,5 K
Ответить2УточнитьЮрий Тихонравов
Религия
9,2 K
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений · 2 янв 2019 · izm.io
Мировоззрение определяется прежде всего сознательно выбранной конечной целью вашей жизни. Если вы не выбрали эту цель, у вас нет мировоззрения, а только его фрагменты. Конечная цель является смыслом жизни, критерием для оценки всех состояний, предметов, принципов, отношений, поступков, а также источником правил поведения. Выбор цели определяется, в свою очередь, осмыслением некоего личного опыта, переживаний настолько сильных, что они сподвигли вас на выработку сознательной жизненной стратегии. Это может быть травматический опыт или наоборот, мистический или вполне земной, но это всегда встряска, нечто, что заставляет задуматься, пересмотреть и систематизировать свои принципы и картину мира.
Убедитесь в своих убеждениях
Перейти на izm.ioПетерис Карловс
13 ноября 2020
Мировозрение дитя убеждений. Люди в жизни иногда меняют свои убеждения. например, апостол Павел, ли Будда.
Комментировать ответ…Комментировать…
Анатолий—Кэнджин
1,2 K
Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока. .. · 16 дек 2020
На мировоззрение влияет семья в которой воспитывается человек, его взгляды на жизнь через жизнь семьи, его окружения. Свое виденье жизни и его виденье мировоззрения приходит позже когда он приобретает жизненный опыт, он, часто, изменяет свое мировоззрение и это закономерно; все бежит, все изменяется. Внутренняя жизнь человека, большая загадка. С уважением.
Комментировать ответ…Комментировать…
Реко Екота КЭНДЖИН
994
7 окт 2020
На мировоззрение, в первую очередь, влияет познания человека и его воспитание, но воспитание играет вторичную роль. Так как каждый человек, познавая меняется, то и его мировоззрение также меняется. У каждого из нас имеется свой уникальный Божественный План, закодированный на клеточном уровне. Этот план содержит ответы не только о нашем божественном предназна… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Пользователь YouTube
118
2 янв 2019
Ваши личные мысли, цели, интересы. Книги, которые читаете, фильмы, которые смотрите, люди, которые вас окружают. Действия, которые вы совершаете.
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Что влияет на то, как мы формируем наше мировоззрение? | Уилл Кэмпбелл
Как мы приходим к вере в Мировоззрение? Что формирует наше мировоззрение? В этой статье объясняется, как мы все формируем мировоззрение, осознаем мы это или нет.
Есть много вещей, которые влияют на то, как мы формируем наше мировоззрение. К сожалению, «я» стоит последним в этом списке.Каждый человек обладает Мировоззрением. Однако мы не рождаемся с ним. Мировоззрение, которого мы придерживаемся, формирует основную часть нашей идентичности. Учитывая, что в младенчестве мы на самом деле не обладаем способностью формировать слова, не говоря уже о понимании абстрактных понятий, мы осознаем реальность того, что у нас нет мировоззрения. Мировоззрение формируется в нас со временем, укрепляясь по мере того, как мы переживаем различные события жизни. Есть вещи, которые напрямую влияют на то, как мы формируем наше мировоззрение, и есть вещи, которые влияют на это косвенно. Итак, что это за вещи и как они участвуют в формировании нашего мировоззрения и нашей идентичности?
Когда вы сядете, чтобы хорошенько подумать об этом, вы сможете легко определить, что это за вещи. Это довольно интуитивно понятно, когда вы на самом деле крутите эту идею в своей голове. Это, вероятно, самый простой аспект понимания того, что такое мировоззрения и откуда они берутся. Просматривая список, важно отметить, что мы можем определить любое количество вещей, влияющих на наше мировоззрение. Тем не менее, почти все отдельные вещи можно разделить на категории, которые будут определены здесь. Некоторые могли бы реорганизовать или, возможно, изменить ярлыки этих вещей, но этот список кажется самым простым, но наиболее полным способом объяснить этот предмет.
Семья
Возможно, самым очевидным из тех, кто формирует наше мировоззрение, будут наши ближайшие родственники. Наши родители оказывают на нас наибольшее влияние, когда мы растем от младенчества до юношеской взрослой жизни. Даже если мы обнаружим, что в наши дни дети проводят больше времени в школе или перед телевизором, родители занимают уникальное и особое место в том, как мы формируем нашу идентичность и, следовательно, наше мировоззрение. Наши родители привьют нам те ценности и принципы, которыми они дорожат, и воспитают нас, чтобы мы верили так же, как и они. Они учат нас тому, что правильно и что неправильно, и объясняют нам повествовательную историю человечества и космоса, когда мы задаем вопросы и делаем новые открытия в нашей маленькой жизни. Это продолжается и во взрослой жизни у тех, у кого крепкие, позитивные отношения с нашими родителями, но может ослабевать по мере того, как мы становимся более независимыми.
Помимо наших матерей и отцов, наши старшие братья, сестры и другие родственники также влияют на то, как мы формируем наше мировоззрение. Когда мы видим, как наши родители соглашаются или не соглашаются с тетями и дядями, как наши бабушки и дедушки рассказывают нам истории своей жизни, как наши старшие братья и сестры пристают к нам и играют с нами, все они влияют на то, как мы формируем наше мировоззрение. Есть много людей, которые утверждают, что это все, как мы формируем наше мировоззрение, но они, как правило, очень предвзятые люди, использующие такую теорию как способ принизить или принизить мировоззрение, против которого они выступают. Хотя влияние нашей семьи на наше мировоззрение весьма значительно, это не единственное, что формирует как нашу идентичность, так и мировоззрение, на котором она основывается.
Помимо ближайших родственников и родственников, начиная с юности и заканчивая взрослой жизнью, мы также должны включать наших супругов. По мере того, как мы начинаем формировать свои собственные семьи, испытывая, что значит быть нашими родителями, будучи сами родителями, наше мировоззрение начинает подвергаться сомнению или подтверждению своего практического применения. Наши дети сильно повлияют на наше мировоззрение, и любой новый отец может сказать вам, что мир меняется, как только вы держите своего первенца на руках. Этот опыт, наряду с чувством долга и обязательством воспитывать наших детей в истине, влияет на наше мировоззрение так, как ничто другое не может. Стать родителем одновременно и очень радостно, и смиренно, заставляя даже самых уверенных в себе преклонить колени в поисках ответов, которые им придется дать малышу, которого они держат на руках.
Друзья
Следующий влиятельный человек — это наш круг друзей, когда мы вырастаем и даже в зрелом возрасте. Те, кто не входит в семью, с кем у нас складываются особые дружеские узы, будут влиять на наше мировоззрение сильнее, чем семья, в зависимости от наших отношений с родителями и родственниками. Если у нас здоровые и крепкие отношения с родителями, то друзья не будут иметь такого большого влияния. Однако, если наши отношения с нашими родителями испорчены трудностями и проблемами, то наши друзья становятся следующей лучшей вещью, когда мы пытаемся найти ответы на вопросы о жизни. Наши друзья, как правило, влияют на наше мировоззрение с точки зрения «давления сверстников». Это может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от того, что они пытаются повлиять на вас.
Что также уникально в этих отношениях, так это то, как наша личность может позволить друзьям быть более значительными влиятельными людьми или менее значительными. Если у нас сильная воля и смелость, то мы повлияем на наших друзей больше, чем они на нас. Если мы более легко поддаемся влиянию, возможно, более застенчивы или робки, мы приспосабливаем себя к тому, чего, по-видимому, ожидают от нас наши друзья. Но даже если мы играем роль лидера среди наших друзей, то, как они реагируют на наше лидерство, также повлияет на наше мировоззрение, особенно в области этики и практического применения мировоззрения. По мере того, как мы становимся старше, если мы сознательно не формируем свое Мировоззрение, то куда ветер унесет наших друзей, так и мы последуем за ними. Тем не менее, наша личность также играет роль в этом.
Сообщество
Как вы, наверное, заметили, мы уходим от более непосредственных и непосредственных влиятельных лиц и работаем над выходом. Следующим «кольцом влияния», если хотите, будет сообщество, в котором мы выросли. Культура оказывает самое значительное влияние на наше взросление и оказывает самое значительное влияние на нашу Этику и более поверхностные уровни формирования Мировоззрения. Однако, в зависимости от традиций культуры, в которой мы выросли, другие элементы, такие как Нарративная история мировоззрения, могут быть сформированы путем рассказа истории сообщества, в котором мы выросли. Общие обычаи и вежливость сообщества будут влиять на то, как мы ведем себя при взаимодействии с другими, а «социальные нормы» сообщества будут влиять на то, что мы считаем нормальным ходом человеческих дел.
Наиболее распространенным фактором, влияющим на наше мировоззрение в сообществе, является наше желание «вписаться». Мы обнаружим, что принимаем определенные убеждения, которых придерживается сообщество, просто из-за желания жить хорошо и мирно среди наших соседей и поселков. Тем не менее, это может стираться, когда мы становимся старше. По мере того, как мы начинаем действовать самостоятельно, знакомясь с другими культурами и сообществами, опять же в зависимости от нашей личности, другие культуры и сообщества могут начать влиять на нас. Именно в таких ситуациях человек либо пытается скорректировать свое мировоззрение, чтобы оно гармонировало с мировоззрением новых сообществ, которые он называет домом, либо остается верным своим корням. В любом случае, эта динамика оказывает большое влияние на то, как формируется наше мировоззрение как в юности, так и во взрослом возрасте.
Образование
Переходим теперь от более широких факторов влияния нашего мировоззрения к более конкретным, наиболее значительным факторам влияния является наше образование. В зависимости от того, где мы получили образование и какое мировоззрение преподают, мы обнаружим, что принимаем любое мировоззрение, которое есть у педагогов. Однако это оказывает более сильное влияние на формирование нашего мировоззрения, чем семья и друзья, на которые также может влиять наша личность. Но, несмотря ни на что, образование — это то, что дает нам ответы на различные вопросы, которые у нас, возможно, были или даже не думали задавать, или когда-либо действительно заботились о них. Институты обучения в нашем сообществе и культуре прививают нам в самой прямой и повторяющейся форме ценности, принципы и приложения Мировоззрения, которое доминирует над педагогами, осознают они это или нет.
В учебных программах более формальных учебных заведений есть Мировоззрение, которое устанавливает, что важно. Как преподается история? Какую историю будут преподавать? Какие предметы самые важные? Все эти решения, принимаемые педагогами, исходят из их мировоззрения, которому их научили образовательные учреждения, которые они посещали, чтобы получить свои степени и сертификаты для преподавания. Поскольку именно в школе мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда мы задаем вопросы и получаем ответы, и если наши родители не делали этого к нашему личному удовольствию до посещения школы, то наши учителя становятся нашей путеводной звездой. Мы обнаруживаем, что обращаемся к ним за руководством и руководством, а содержание предметов, которые они преподают, становится пророками и священниками нашего нового мировоззрения. Опять же, в зависимости от того, насколько здоровы и сильны наши отношения с родителями и родственниками, любое мировоззрение, которому учат наши педагоги, станет мировоззрением, с которым мы начинаем в мире.
Помимо прямого влияния наших учебных заведений на наше мировоззрение, мы также должны понять, что школа — не единственный источник информации. Когда мы вырастаем и заканчиваем школу, мы находим другие источники информации о том, что происходит в мире. Наши источники информации меняются, и мы обмениваем учителей на новостные агентства и профессоров на авторов книг. Каким бы ни было мировоззрение наших источников новостей и информации, это мировоззрение постепенно станет нашим собственным, если мы не будем тщательно формировать его для себя. Когда мы ищем информацию, ищем правду о мире из различных источников, они становятся нашими новыми педагогами, и они предлагают больше, чем просто отчеты. Они также рассказывают нам эти вещи через призму собственного Мировоззрения. Чем больше они щекочут наши уши тем, что нам нравится, тем больше мы начинаем соглашаться с тем, о чем они сообщают, причем не только с информацией, но и с тем, как они ее сообщают.
Популярное влияние
По мере того, как мы становимся старше, кажется, все мы переживаем что-то вроде мятежной полосы. Опять же, в зависимости от нашей личности, а также от того, насколько здоровы и крепки наши отношения с семьей и друзьями, следующим по значимости фактором влияния является то, что популярно в то время. Этот влиятельный человек совпадает с «источниками информации», описанными в предыдущем разделе. Тем не менее, этот влиятельный человек больше связан с популярной культурой, развлечениями, медийными личностями и теми, на кого мы равняемся. Лидеры, которыми мы восхищаемся и к которым обращаемся за советом по жизни, из-за того, как они привлекают нас. Не потому, что они обязательно делают что-то сомнительное (хотя это всегда вызывает беспокойство), а потому, что эти популярные влиятельные лица обладают… влиянием. Благодаря своей славе, индивидуальности, стилю или убедительности эти популярные влиятельные лица составляют мир музыки и кино, искусства и стиля.
Эти инфлюенсеры, как правило, начинают оказывать на нас наибольшее влияние в подростковом возрасте. То, как они изображают себя и мнения, которых они придерживаются, больше всего играет на наших эмоциях. Всякий раз, когда мы злимся на своих родителей, мы обращаемся к той популярной рок-звезде или кинозвезде из Голливуда, которая говорит все правильные вещи и чье чванство и индивидуальность заставляют нас хотеть повторить то, что они делают. Это может быть даже лидер в сообществе, кто-то, кто имеет влияние и власть. Часто нас привлекают политики или представители СМИ, такие как ведущие ток-шоу или популярные подкастеры. Это люди, способные влиять на других почти неестественным образом. Наряду с нашим образованием и семьей, эти популярные влиятельные лица могут быстро заполнить личные пробелы в нашей жизни. Может быть, мы выросли в неполной семье, и какая-то популярная личность в местном сообществе исполняет для нас эту отцовскую роль в наших сердцах. Как бы то ни было, их влияние может сильно повлиять на нас во взрослой жизни, и у нас всегда есть кто-то, к кому мы обращаемся, кто может помочь нам заполнить пробелы в нашем мировоззрении.
Жизненный опыт
Другой важный фактор, влияющий на наше мировоззрение, действует на нас более косвенно. Этот инфлюенсер работает на нас как бы в фоновом режиме. В других случаях она бьет нас по лицу, опустошая нас до глубины души и вызывая драматические изменения в нашей идентичности и в том, как мы смотрим на мир. Это наш жизненный опыт. По мере того, как мы идем по жизни от детства к взрослой жизни, вещи, которые мы переживаем и переживаем, либо подтверждают убеждения, привитые нам нашей семьей, друзьями и обществом, либо полностью уничтожают их. Иногда эти события раскрывают то, что мы считали правдой. В других случаях они могут сделать наши убеждения настолько реальными, что мы понятия не имеем, как другие могут думать иначе.
Жизненный опыт, возможно, не является самым значительным фактором влияния, но он является подтверждением того, во что мы были вынуждены поверить. Бывают моменты, когда травматический опыт может привести нас к полному отрицанию реальности, потрясая нас до глубины души. В других случаях у нас случаются тонкие открытия, которые протыкают дыры в том, что мы считали правдой. В любом случае, то, что мы переживаем в жизни, будет иметь либо положительное, либо отрицательное влияние на наше мировоззрение. Чаще всего это жизненный опыт, который выбивает нас из поверхностной жизни, которой мы могли бы наслаждаться, и заставляет нас глубже задуматься о том, во что мы верим. Хотя это событие может и не влиять напрямую на наше мировоззрение, оно, безусловно, вырывает нас из мечтаний, в которых мог заставить нас жить один из других влиятельных лиц9.0005
Я
Последний влиятельный человек — это тот, кого вы, возможно, соблазнили поставить первым в списке. Нам всем хотелось бы думать, что мы пришли к формированию собственного Мировоззрения в одиночку. Однако, поскольку мы прошлись по этому списку, я думаю, вам может быть предложено переосмыслить это предположение. Влияние нашего собственного сознательного мышления на наши убеждения всегда активно задействовано, однако нечасто мы задействуем свое мышление вплоть до «более глубокого» уровня философских вопросов о Боге, Человеке и Космосе. На самом деле размышления о том, как мы отвечаем на вопросы Происхождения, Смысла, Морали и Судьбы, — это не всегда то, чем мы занимаемся по утрам, потягивая кофе. Вот почему я упоминаю этого инфлюенсера в последнюю очередь.
Когда мы идем по жизни, то, что обычно заставляет человека тщательно обдумывать, как он отвечает на эти вопросы, является своего рода травмирующим жизненным опытом. Самый дорогой любимый человек умирает неожиданным образом, то, что мы глубоко считали правдой, оказывается ложным, или мы чувствуем, что наше доверие было предано кем-то, кому мы были преданы. Такого рода значительный жизненный опыт может поставить нас в довольно темное или тревожное положение, когда у нас внезапно возникает потребность найти ответы на эти вопросы. Какое бы Мировоззрение у нас ни было в то время, оно просто не давало нам нужных ответов (или мы просто не знали о них, или просто не любили их). Для обычного человека это сценарии, которые заставляют нас действительно искать ответы с вдумчивым и сосредоточенным вниманием. Однако есть те из нас, кто благословлен желанием искать эти ответы и без такого опыта.
Возможно, кто-то вдохновляет нас искать ответы. Человек зрелого и философского уровня действительно увлекает нас и заставляет задуматься о том, каковы наши убеждения на самом деле и почему мы в них верим. Насколько негативный опыт заставляет нас нуждаться в ответах, так и позитивное возбуждение любопытства. Многие испытывают это в залах университетов, как государственных, так и частных. Некоторые испытывают это, когда знакомятся с новыми людьми и культурами. У других просто есть та личность, которая ведет их по пути все подвергая сомнению. В конце концов, все мы в конечном счете определяем, какому Мировоззрению мы будем следовать, либо позволяя другим формировать его за нас, либо делая это сами.
Объединяя все вместе
На протяжении всего этого процесса перечисления различных факторов, влияющих на наше мировоззрение, мы можем видеть, что формирование нашего мировоззрения — это процесс, продолжающийся всю жизнь. По мере того, как мы испытываем новые вещи и становимся свидетелями событий, с которыми мы еще не сталкивались, наше мировоззрение может меняться как в незначительном, так и в преобразующем направлении. Действительно, сама концепция «преобразования» самого себя самым непосредственным образом связана с принятием совершенно новых рамок видения мира или, другими словами, с принятием совершенно нового мировоззрения. Организовав этих влиятельных людей так, как это сделал я, вы сможете увидеть что-то вроде пути, по которому мы все идем в жизни для достижения этой цели — формирования мировоззрения. Таково было намерение.
Все мы начинаем процесс формирования мировоззрения в детстве. Именно здесь наши родители и семья оказывают наибольшее влияние на то, как мы формируем наше мировоззрение в раннем возрасте. Чем больше наши родители вкладывают в то, чтобы помочь нам построить наше мировоззрение, соответствующее их мировоззрению, тем крепче наша с ними связь. Когда мы задаем нашим родителям, бабушкам и дедушкам вопросы о жизни, если все они дают одинаковые ответы и показывают нам, как они пришли к этим выводам, мы становимся достаточно сильными в своей идентичности и становимся более стабильными в нашей жизни. Однако, если наши родители не вкладывают в нас многого, или они рискнут пойти по этому шаткому пути: «О, давайте просто позволим им сделать это за себя», мы даже не будем знать, с чего начать. Если наши родители не воспитают нас в том, во что они верят, мы можем потеряться, и наша связь с ними и остальной частью нашей семьи ослабнет. Если мы не можем получить от них ответы или они не хотят их давать, мы начинаем искать в другом месте.
Поскольку мы начинаем ходить в школу в раннем возрасте, наши учителя оказывают на нас не столько влияние, сколько наши сверстники. Однако, если узы дома разорваны, тогда наши учителя становятся для нас более сильными родительскими фигурами, и они будут оказывать большее влияние на то, как мы формируем нашу идентичность. Тем не менее, не совсем полезно, чтобы несколько взрослых исполняли роли наших матерей и отцов, особенно в доподростковом возрасте. Когда мы взаимодействуем с другими учениками и знакомимся с их идеями (какими бы простыми они ни были), те дети, которыми мы восхищаемся или на которых равняемся, начинают влиять на нас. Итак, мы видим, насколько важны учителя и друзья на самой ранней стадии развития нашего мировоззрения, и насколько драматически важна активная роль наших родителей в формировании нашего мировоззрения. Таким образом, в нашем раннем детстве существует баланс, который необходимо поддерживать, если мы хотим сформировать стабильное и достойное мировоззрение в нашей юности. Если вы являетесь родителем и не занимались активным обучением своих детей мировоззрению, которого придерживаетесь, обязательно посвятите время тому, чтобы рассказать им, что это такое, и поощрять их задавать вопросы. Не только «что», но и «почему».
Как только мы достигаем подросткового возраста, общество и популярная культура начинают играть свою роль. Наши родители по-прежнему являются самыми важными и значимыми формирователями. Там, где они терпят неудачу, мы восполним пробел, обратившись к популярным средствам массовой информации, развлечениям, звездам кино и музыки и другим популярным деятелям культуры. Учителя начинают становиться менее влиятельными по мере того, как мы становимся старше, но хорошие учителя остаются в нашей памяти, поскольку этот баланс с родителями и семьей взвешивается. Друзья и наша группа сверстников начинают оказывать самое сильное влияние на современную систему государственных школ, поскольку популярность и стрессы юношеской жизни начинают сказываться на нашей личности и укреплении нашей идентичности. Мы подвержены мировоззрению всех этих различных групп и влиятельных лиц, и если у нас нет этой прочной связи дома, мы можем увидеть водоворот, который представляет собой жизнь подростка, пытающегося найти ответы в мире.
Затем это продолжается в нашей юной взрослой жизни, когда мы покидаем дом и попадаем в «реальный мир». Когда мы начинаем испытывать жизненный стресс, связанный с арендной платой и счетами, самостоятельно добираясь до занятий и балансируя свое расписание, мы теряем лишнее время, которое мы растратили в юности, поскольку наши дни заполнены учебой или работой. Именно здесь преподаватели продолжают оказывать значительное влияние наряду с нашими друзьями и сверстниками, а также на наше знакомство с другими культурами и мировоззрениями на рабочем месте или в классе колледжа. Именно здесь наши источники информации оказывают наибольшее влияние на формирование нашего мировоззрения. Когда нам бросают вызов курсы профессоров Ivory Tower и все книги, которые мы читаем, или когда мы общаемся с нашими начальниками и старшими сотрудниками на работе, все эти вещи начинают быстро укреплять мировоззрение, которое мы несем большую часть своей жизни. Затем начинает закрепляться жизненный опыт.
Заключение
Проходя все эти этапы, обратите внимание, что это не всегда так. У всех нас разный жизненный опыт, и мы не все воспитаны одинаково. Не все из нас ходят в школу или находят работу. Не все мы подпадаем под влияние Голливуда и политических движений. Тем не менее, этот шаблон имеет тенденцию проявляться для среднего повседневного типа «Джо Шмо». Жизненный опыт и Самость — вот к чему это в конечном итоге сводится. Родители могут влиять, Семья может, давние Друзья могут, Популярное Влияние, различные источники информации, все эти вещи постоянно влияют на нас. В конце концов, в какой-то момент времени все сводится к отдельному человеку, который однажды садится и, наконец, задает себе жизненные вопросы и выясняет, во что он действительно верит.
Кто из этих влиятельных лиц оказал на вас наибольшее влияние? Поддались ли вы влиянию популярных средств массовой информации, или какой-то профессор или учитель действительно повлиял на вас? Являются ли ваши убеждения действительно вашими собственными, или вы позволили кому-то другому сформировать их в вас? Знаете ли вы, почему вы верите в то, что делаете? Я надеюсь, что, прочитав эту и другие статьи этой серии, вы побудили себя задуматься над этими вопросами. Возможно, самым важным из всех является то, комфортно ли вам, чтобы кто-то другой формировал ваше мировоззрение, или вы думаете, что было бы лучше, если бы вы сделали это сами?
Три фактора, формирующие наше мировоззрение
Три фактора, которые формируют наше мировоззрение
То, как мы думаем, различаем и принимаем решения, оказывает большое влияние на наше мировоззрение.
По всей жизни
06 ноября 2015 г.
- Поделиться в Facebook
- Поделиться в Twitter
- Поделиться в LinkedIn
- Электронная почта
- Дополнительные параметры
На нашем недавнем симпозиуме Whole Life Хосе Филип из Международного служения Рави Захариаса представил концепцию мировоззрения. У всех есть мировоззрение, признают они это или нет. Чаще всего они не говорят об этом просто потому, что не знают. Это потому, что спрашивать кого-то, каково его или ее мировоззрение, все равно, что пытаться попросить рыбу описать, насколько мокрая вода. Вы понятия не имеете, что это такое; ты просто в нем. Тем не менее, ваше мировоззрение определяет все в вас.
Что такое мировоззрение?
Прежде всего, давайте определим, чем оно не является. Дело не в физической реальности мира, в котором мы с вами живем; это наука. Вместо этого, вот что такое мировоззрение и что оно значит для нас:
- Это метафизическая, или философская, или идеологическая реальность мира, в котором мы с вами живем.
- Он управляет тем, как мы живем, а не где мы живем. Он определяет, почему мы живем, для чего мы живем, что мы ценим, что мы отвергаем, чем мы увлечены и что мы ненавидим.
Из чего состоит наше мировоззрение?
Помимо понимания того, что наше мировоззрение делает для нас, нам также необходимо знать, что есть несколько категорий, которые формируют наше мировоззрение:
- Когнитивные: Как мы думаем . Это центральное. Не позволяйте никому отнять это у вас или у следующего поколения, которым вы имеете честь воспитывать или служить. Как люди думают, так они и будут жить. Все остальное следует из этой первой категории.
- Мораль: Как мы различаем добро и зло . Мы не можем принять моральное решение, не имея четкого представления о том, что правильно и что неправильно. Наше познание и наша мораль — как две стороны одной медали. Как думаем, так и живем. Если мы думаем, что что-то в порядке, даже если это неправильно с моральной точки зрения, мы поступим неправильно.
- Прагматичный: Что мы делаем с правильным и неправильным . Слышали фразу «цель оправдывает средства»? Это убеждение гласит: «Неважно, что я делаю, лишь бы я выполнял свою работу». Думаю об этом. Действительно ли цель оправдывает средства? Не совсем. Но мы, кажется, думаем об этом именно так, не так ли? Мы делаем это все время. Каждый раз, когда мы попадаем в ситуацию, в которой это может повлиять на нас, первое, что у нас вызывает искушение пойти на компромисс, это не то, что мы делаем, а то, как мы это делаем.
Это три фундаментальные вещи, которые формируют наше мировоззрение. Понимание и определение этих способствующих факторов поможет нам укрепить наши ценности и направит нас к тому, как жить.
Осознаете ли вы, как вы думаете, как различаете правильное и неправильное и что вы делаете с правильным и неправильным? Почему бы сегодня не воспользоваться моментом и не изучить собственное мировоззрение? Если вы заметили несоответствия, предпримите активные шаги, чтобы укрепить основу своего мировоззрения, чтобы вы могли жить согласно библейским ценностям во всех аспектах своей жизни.