Гуров и К » Зеркало, как символ воображения
Зеркало – поливалентный и противоречивый символ: с одной стороны, оно фиксирует многообразие мира, с другой – рассматривается как проекция сознания и познания. Это символ воображения или сознания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину. Кроме того, зеркало содержит в себе идею «двойника» – зримого эха. Его отражательная способность порождает символическую аналогию с глазом и водой. Подобным образом космос вглядывается в свое отражение в человеческом сознании.
Воспроизводя образы, зеркало удерживает и как бы хранит их. На этом основана магическое применение зеркала для вызывания духов-образов, которые были ими восприняты в прошлом и которые будто бы хранятся в нем. Тема «пустого и населенного зеркала» заключает в себе важный в его символике аспект периодичности, связывающий его с Луной. Подобно Луне, зеркало то открыто, то закрыто, то пусто, то заполнено. Женский аспект символа содержится в пассивных отражательных свойствах зеркала: оно воспринимает образы, как Луна воспринимает и отражает свет солнца. В древних концепциях зеркало – символ души, удерживающей и хранящей все впечатления, и осуществляющая таким образом связь с этим миром.
Зеркало также воспринимается как дверь, через которую душа освобождается от власти этого мира, попадая в другой мир. (Кэррол «Алиса в Зазеркалье») Та же идея визуально обыграна Жаном Кокто («Орфей в аду»).
Когда впервые появилось зеркало? Этого мы никогда не узнаем. Точно также как не можем с уверенностью сказать, когда человек впервые научился оберегать огонь или в какие времена придумал буквы. Первым зеркалом была, наверное, спокойная гладь воды. Можно вспомнить миф о Нарциссе, которого добивались многие женщины, но он отвергал их, и Немесида отомстила ему за это. Однажды, увидев свое отражение в зеркальной глади вод, Нарцисс влюбился в самого себя и умер от этой любви. На месте его смерти вырос холодный цветок, который возлагают на могилы.
Четырехугольные зеркала из меди и бронзы создавались уже в бронзовом веке. Железные отполированные зеркала, бывшие в ходу у древних египтян, примерно, в IV веке до н. э., получили распространение в Греции и странах Востока. Из Китая они попали в Японию и Корею. Во времена римской Империи их стали покрывать серебром и золотом. Постепенно они превратились в предмет роскоши. Дошедшие до нас образцы свидетельствуют о завидном умении и тонком вкусе мастеров-зеркальщиков. Наличие такого зеркала свидетельствует о принадлежности к привилегированному классу. К тому же оно было предметом культа и магии. Средневековая Европа позаимствовала у античного мира металлическое зеркало. Стараясь перещеголять друг друга, короли и высочайшие особы одаривали ими в знак особого расположения. Но особенно изощрялись в этом дамы высшего света. Зеркало стало непременным аксессуаром туалета.
Судя по всему, первые стеклянные зеркала датируются концом XII – началом XIII века, хотя они мало чем напоминали современные наши зеркала. Их называли «воловий глаз». Они изготовлялись опытными стеклодувами из небольших колб, которые в размягченном состоянии наполнялись свинцом, сурьмой и смолой. Остывшую массу нарезали в виде выпуклых линз. В маленьком зеркале образ был хоть и маленький, но достаточно четкий. В 1507 двум итальянцам с острова Мурано пришла в голову блестящая мысль. Они покрыли поверхность стекла серебряной амальгамой. Открытие незамедлительно оценили. Венецианским зеркалам, прозрачным и безукоризненно гладким, не было равных во всей Европе. Неоспоримое господство Венеции продолжалось целых 150 лет. Республика, получавшая огромные барыши, ревниво охраняла секреты зеркального производства. Зеркальные мастера находились под бдительным контролем, и опасения венецианских властей были не напрасными. Соседи по Европе всеми правдами и неправдами пытались выведать окутанную мраком тайну прозрачного зеркала.
В 1644 началась «зеркальная война» с французами. Венецианцы стойко отбивали все интриги и атаки, по-прежнему оберегая секреты. А ровно через год два десятка итальянских мастеров уже выполняли заказы в Париже. Ценой жертв был снят покров неизвестности с венецианского стекла. Преуспевающие дельцы делали большие деньги.
Далее события развиваются драматически. Вся история в общих чертах повторяется. Только на этот раз действующими лицами стали голландцы, испанцы, немцы, которые пытаются обойти французов.
В течение XVII – XVIII веков зеркало победоносно прошло по всем странам Европы. Игра закончилась, но стоила ли она свеч?
С трудом верится, что самый обычный предмет быта имеет такую богатую событиями историю.
Хотя в более широком плане предмет этот не так уж прозрачен и прост. В наше время существует немало легенд, в которых говорится, что в зер кале отражается душа умершего, которая продолжает жить и после смерти. Вероятно, отсюда пошел обычай завешивать зеркала в доме умершего. Для многих народов характерно суеверие, что отражение может представлять двойника, второе я человека. Столько поверий, обычаев, преданий: что ни народ – то свой толк. То у него зеркало и злой дух прогоняет, то от дурного глаза убережет и от смерти спасет. Все-то оно видит и знает. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Гадание с зеркалом и по сей день бытует во многих странах Западной Европы. В Румынии и Германии невесты и сегодня идут с ним под венец. Гречанки же, англичанки и американки, одеваясь в свадебный наряд, ни за что не посмотрят в зеркало.
Но стоит ли всерьез доверять зеркалу? Действительно ли мы видим нашу копию? Во-первых, мы видим обратное изображение, во-вторых, изменяется цвет лица, волос и это зависит от того, где висит зеркало. Если оно висит у окна, то изображение в нем ярче, глаза неестественно блестят. Застывший образ, изъятый из общего содержания далеко неадекватен подлинному. Мы видим себя такими, какими стремимся казаться. В глазах окружающих мы выглядим совсем иначе. Зеркало демонстрирует, что оно сильней реальности. Каждый, стоящий перед зеркалом, видит вместо себя кого-то другого.
Каббалистический термин «лучистое зеркало» обозначает способность к предвидению, прорицанию, которым обладал Моисей. В тибетской традиции символ сверкающего зеркала – образ тайны бытия, это то, что в нем присутствует, а если в нем присутствует нечто другое, то как будто бы и нет бытия, кроме как для присутствующего. В католичестве зеркало без трещин символизирует Деву Марию и, в связи с этим, его называют зеркалом праведности. В исламской традиции в зеркале существует точка, где отражается вершина. В мексиканской – это атрибут бога Тескатлипока. У китайцев – это дверь Солнца.
Китайская легенда, приведенная Джайлзом и пересказанная Борхесом в «Энциклопедии вымышленных существ», повествует о том, что в эпоху Желтого Императора мир зеркал и мир людей не были разделены. Тогда люди зеркального мира входили в этот мир и возвращались обратно в зазеркалье. Но однажды ночью весь зеркальный народ проник в реальный мир, создав переполох и путаницу. Силы Желтого Императора с трудом загнали их обратно и заточили в зеркалах, заставив повторять все движения людей, как в глубоком сне. Но существует пророчество, что они пробудятся от этого летаргического сна, и первой в глубине зеркала шевельнется рыба.
Зеркало (символ). История и значение в разных культурах
Символика зеркала имеет много сходных черт с реальным предметом обихода. Китайцы считали, что с помощью зеркала можно изгонять зло, так как, если оно увидит свое уродливое отражение, его охватит ужас и оно разрушится. Зеркало также символизирует лояльность и является атрибутом Мудреца, так как его ум, находясь в покое, является «зеркалом Вселенной».
Японский орден Священного Сокровища, Зеркала и Самоцветов
На гербе российского города Верхняя Пышма грифон держит золотое зеркало Венеры как символ медных рудников, на которых традиционно работают жители этого населенного пункта
В японской традиции образ зеркала олицетворяет Божественное Солнце и является одним из императорских священных сокровищ вместе с мечом, троном и тремя жемчужинами, символами трех доблестей: знания, отваги и милосердия. Другое зеркало — кагами, или «обвиняющее зеркало», имело свойство отображать истину и вскрывать провинности. Также этот предмет является атрибутом солярной богини Аматэрасу.
Очень часто слово «зеркало» встречается в названиях старинных трактатов по богословию, педагогике и дидактике. В них находили отражение те или иные людские грехи, а также содержались похвалы истинно христианскому образу жизни. Зеркало является олицетворением высокомерия, тщеславия, сластолюбия, именно его держит в руках обольстительница-сирена. В то же время оно выступает как символ самопознания, добродетели, истины и благоразумия.
Зеркало — символ Девы Марии, так как Бог отразился в ней через точное свое подобие — Иисуса Христа. Зеркало является также одним из атрибутов народных гаданий. При помощи зеркала ворожили, оно являлось мерилом верности в любовных делах, с его помощью находили воров и вызывали духов, чтобы задать им вопросы.
Д. Веласкес. Венера перед зеркалом
Зеркало являлось символом ацтекского бога Тецкатлипоки. Это божество считалось олицетворением Солнца в его губительной ипостаси — жаре и засухе, от которых нет спасения. Тецкатлипока был злым богом, который постоянно требовал человеческих жертвоприношений
Щит Персея
Весы являются седьмым знаком зодиака и единственным из них, представляющим неодушевленный предмет. Название ему дали римские астрономы начала нашей эры. Одна из интерпретаций названия этого зодиакального знака связана с днем осеннего равноденствия, считавшимся точкой «смерти» Природы и который со временем из-за несовершенства летоисчисления переместился в созвездие Девы.
Персей убивает горгону Медузу. Фрагмент фрески работы А. Карраччи
Зеркало Венеры
В Древнем Риме зеркало являлось непременным атрибутом богини любви Венеры. Символом богини и посвященной ей планеты стало «зеркало Венеры», представляющее собой кольцо, соединенное внизу с крестом. Считается, что этот символ восходит к знаку анх, который в Древнем Египте олицетворял союз Изиды и Озириса, слияние женского и мужского начал. В Средние века верили, что этот символ является упрощенным изображением ручного зеркала, которым пользуются женщины. В алхимии «зеркало Венеры» обозначало металл медь, а в современном мире оно является символом женского пола.
Зеркало Венеры
Анх
Боги с анхом в руках. Древнеегипетская фреска
Зеркало тщеславия
Любование собственным отражением и связанная с этим чрезмерная забота о собственной внешности издревле считались грехом. Древние греки верили, что именно из-за этого погиб прекрасный Нарцисс. В Средние века зеркало было символом греховного женского тщеславия. Красавица, любуясь собой в зеркале, видела в нем дьявола. В Новое время этот символ дополнился образом обезьяны, прихорашивающейся перед зеркалом.
Средневековая миниатюра, высмеивающая тщеславие как орудие дьявола
Дж.У. Уотерхауз. Эхо и Нарцисс
Поделиться ссылкой
Символика зеркал в литературе – Блог Mirrorworld
Как известно любому постоянному читателю, в MirrorWorld мы проявляем интерес не только к зеркалу как к физическому объекту, но и как к важной махинации в мифах. и легенды. Как и обещали, мы продолжим знакомить вас с историей зеркал в мифах, но сегодня мы хотим взглянуть на символику зеркал в литературе. Очевидно, что это не глубокий анализ, поскольку мы не хотим отнимать у вас слишком много времени, тем не менее, вот некоторые мысли вкратце.
Прежде всего, мы должны понять, что физически зеркала отражают свет и, таким образом, отражают окружающий мир. В духовном плане свет символически связан с просветлением, осознанием, мудростью и т. д. Следовательно, с точки зрения духовного символизма, зеркала отражают истину. Они отражают то, что есть.
Однако психология – как это часто бывает – полностью не согласна и переворачивает этот символизм с ног на голову. В психологическом смысле зеркала символизируют порог между сознательным разумом и бессознательным разумом. Глядя в зеркало, можно заглянуть в глубины своего бессознательного. Таким образом, изображение, создаваемое зеркалом, является символическим и может быть осмыслено как в сознательном, так и в подсознательном мыслительном процессе.
В литературе зеркала использовались для обозначения множества вещей в обоих этих спектрах мысли.
Одним из примеров символического использования зеркала в литературе является использование Сильвией Плат зеркального образа и символизма в ее стихотворении Зеркало. Стихотворение описывает жизнь молодой женщины, которая взрослеет и смотрит в свое зеркало. В стихотворении Плат — в отличие от многих образов зеркала с женщинами в литературе, где смотрящая женщина видит мужчину, что отражает ее подсознательное желание обрести уверенность в мужественности — когда женщина смотрит в зеркало, она видит себя. Открыто для обсуждения, охватывает ли стихотворение годы, или женщина видит отражение себя в будущем. Однако она, похоже, хочет узнать, кто она такая, изучив это.
Другой пример можно увидеть в использовании волшебного зеркала в « Фаусте» Гёте. Мефистофель приводит Фауста на кухню ведьмы, где он обнаруживает и очаровывается (в этом есть отголоски истории о Нарциссе, которую мы коснулись в прошлом информационном бюллетене) тем, что он видит в ней. Однако, в отличие от Нарцисса, Фауст не видит прямого отражения самого себя, он видит подсознательное отражение любимых им, но утраченных качеств в его сознательной персоне. Он изображается как ученый, который потерял свою je ne sais quoi во время своей неутомимой преданности учебе. В зеркале он видит красивую молодую женщину, которую страстно желает. Она символизирует все, чем он не является, и, увидев ее, он побуждается (своим подсознательным желанием снова стать молодым и энергичным) в конце концов заново открыть для себя радость жизни.
Надеюсь, вы, как и мы, заинтересовались этим кратким обзором символизма зеркал в литературе. Мы могли бы продолжать, но у всех нас, как и у Фауста, есть жизнь, которую нужно прожить, и найти то je ne sais quoi.
Помните, мы можем помочь вашему дому заново открыть для себя его je ne sais quoi с помощью одного из наших красивых зеркал, сделанных на заказ.
Category: Featured Posts
← Мифы о зеркалах. История Кровавой Мэри
Выбор правильного зеркала. Часть первая →
Зеркало — что оно символизирует?
Раскрытие информации о партнерских программах
Содержание
Согласно словарю Merriam-Webster, зеркало можно определить как полированную или гладкую поверхность, которая формирует изображения путем отражения; или просто как что-то, что дает нам истинное отражение.
Зеркала, какими мы их знаем сейчас, являются изобретением шестнадцатого века, когда они производились как предметы роскоши для очень богатых. До этого люди искали свое отражение в воде, латуни, металле и полированном обсидиане.
В качестве объекта, который позволяет вам увидеть себя, зеркала (и объекты, которые проецируют отражение) предлагают уникальное понимание, позволяя вам увидеть себя таким, какой вы есть на самом деле. В этой статье мы расскажем о символике зеркал, а также о том, как они используются в литературе, искусстве и фольклоре.
Символика зеркал
Зеркала проецируют отражения изображений и мира, отражая свет. Таким образом, символика зеркал сильно переплетается с символикой света 9.0006 . Ниже приведены символические значения зеркал.
- Истина — Как объект, который дает нам реальное отражение субъектов, объектов и окружающей среды, зеркала являются очевидным представлением истины . Зеркало не будет лгать, чтобы вам стало лучше. С практической точки зрения зеркало подскажет, прибавили ли вы лишние килограммы или у вас появился прыщ. С положительной стороны, зеркало как представление истины — хорошее место, чтобы мотивировать себя перед тем, как отправиться в суровый мир.
- Знания – Зеркало дает вам собственное отражение и подчеркивает то, что вы не можете увидеть невооруженным глазом. Как таковой он рассматривается как объект, который приносит знаний о себе.
- Мудрость – Тесно связанное с символикой знания, зеркало представляет собой новый и более глубокий способ увидеть себя и поэтому может рассматриваться как эмблема мудрости.
- Тщеславие – Зеркала считаются символом тщеславия, когда используются для подпитки очень высокой и нездоровой самооценки. Это происходит от Греческий миф о Нарциссе , в котором рассказывается история прекрасного мальчика, который влюбился в свой образ и продолжал смотреть на свое отражение в бассейне, пока не превратился в цветок.
- Обман — Зеркала также считаются эмблемой обмана, обычно используемой в искусстве и литературе, чтобы показать, как кто-то может легко влюбиться в свой образ, который не обязательно является правдой.
- Магия – И древний, и современный фольклор рассказывают о магии, заключенной в зеркалах. Говорят, что зеркала способны удерживать в заложниках душу, а также концентрировать энергию. Вот почему зеркала были покрыты на похоронах и использовались в качестве средства связи между мирами соответственно.
- Путь к душе — В древнем мире считалось, что смотреть в зеркало — это способ исследовать свою душу. Вот почему в фильмах вампиры и демоны изображаются лишенными отражения, потому что в идеале у этих сущностей нет души. С этим значением связана вера в то, что зеркала — это путь в другое царство. Именно из-за этих верований китайцы, египтяне, майя и представители других культур закрывали все зеркала во время похорон, чтобы обеспечить безопасный проход души на небеса и предотвратить переход других существ в мир.
- Символика зеркал в психологии – В психологии зеркала – это порог между сознанием и подсознанием. Это потому, что они вызывают самосознание и знакомят нас с нашей персоной. Глядя в зеркало, вы можете заглянуть за пределы своего сознания и заглянуть в свое подсознание.
Символика зеркал в литературе
Различные литературные произведения изображают зеркала как символ истины, открытий, мужества и силы. Существует огромное количество литературных произведений, в которых зеркала стилистически используются для передачи определенных сообщений.
- « Зеркало » стихотворение Сильвии Плат показывает женщину, проходящую путь самопознания, когда отражение, которое она видит в зеркале, постепенно превращается из молодой девушки в старуху. В том же стихотворении зеркало изображается как четырехугольный бог, всегда говорящий правду такой, какая она есть.
- В рассказе братьев Гримм « Белоснежка, » злая королева использует зеркало по двум причинам. Во-первых, королева ежедневно консультируется с зеркалом в поисках знаний. Она хочет знать, кто самая прекрасная леди в стране. Во-вторых, зеркало в этой истории — правдивое изображение тщеславия и эгоизма. Злая королева настолько одержима своей внешностью и тем, что она самая красивая женщина в стране, что ей приходится каждый день искать подтверждения, и когда появляется более красивая девушка, она приходит в ярость.
- В песне « Mirror Mirror» группы Diamond Rio зеркало используется как предмет, олицетворяющий причину насмешки. В лирике писатель ищет источник своего несчастья, а зеркало должно напоминать ему, что он является причиной своих собственных бед. В этом случае зеркало передает мудрость.
- В песне «Mirror» Джастина Тимберлейка зеркало используется как отражение души. Джастин поет: « Как будто ты в моем зеркале, мое зеркало смотрит на меня… Понятно, что мы превращаем два отражения в одно ». Зеркало в этой песне отражает душу второй половинки певца. Певец смотрит на свою вторую половинку и в ней он видит вторую половину своей души, отраженную ему как в зеркале.
- В песне «Mirror» Лил Уэйна и Бруно Марса зеркало используется как порог между сознанием и подсознанием. Часть песни гласит: « Посмотри на меня, когда я говорю с тобой, ты смотришь на меня, а я смотрю сквозь тебя… Я вижу, что ты неудовлетворен, и я больше никого не вижу, я вижу сам я смотрю в зеркало на стене …» Согласно лирике, персоны певцов разговаривают со своим подсознанием, отраженным в зеркале.
- В фильме «Зеркала 2 » Мэтта Венна зеркала заманивают в ловушку душу обиженной молодой женщины, которая хочет отомстить своему насильнику и убийце, прежде чем перейти на другую сторону. Используя зеркала, душа преследует человека, который пережил околосмертный опыт, заставляя его помочь ей отомстить. Эта сюжетная линия ясно показывает аспект зеркал как посредника между мирами.
Символика зеркал в искусстве
Использование зеркал в искусстве парадоксально, так как оно изображает и правду, и тщеславие. Первый используется, чтобы сказать нам, что в зеркалах скрыта более глубокая правда о нас, а второй используется в искусстве, чтобы выявить грех гордыни и грех похоти.
Rokeby Venus от Диего Валаскеса. Всеобщее достояние.Одним из самых известных зеркал в искусстве является Rokeby Venus Диего Валаскеса, на котором Купидон держит зеркало перед Венерой, чтобы она могла наслаждаться своей красотой. Эта картина демонстрирует аспект самопознания и расширения возможностей, но также стала ассоциироваться с похотью и тщеславием.
Аллегория Благоразумия Симона Вуэ изображает женщину Пруденс, держащую в одной руке змею, а в другой зеркало. Эта картина известна как аллегория мудрости.
В Аллегории Истины и Времени Аннибале Карраччи, когда Истина извлекается из колодца ее отцом, Временем, она выходит, держа зеркало, излучающее свет, и попирает ногами двуликий Обман. Эта картина показывает, что зеркало — это изображение правды.
Зеркальные мифы и суеверия
Существует множество мифов и суеверий, связанных не только с зеркалом, но и с другими предметами, отбрасывающими отражение.
Как говорилось ранее, в некоторых культурах считалось, что зеркала могут заманить в ловушку недавно ушедшую душу, и поэтому покрывали все зеркала в доме, чтобы защитить своих усопших от этой ужасной участи. Интересно, что когда Авраам Линкольн умер, все зеркала в Белом доме были закрыты с той же целью.
Покрытие зеркал практиковалось не только для защиты мертвых, но и для защиты живых от темных сущностей, потому что считалось, что демонов привлекают дома, недавно пораженные трагедией, и что зеркала являются проходом между мирами.
Древние немцы и голландцы считали, что увидеть свое отражение после потери любимого человека означало, что вы следующий в очереди.
Древние римляне считали, что если разбить зеркало, то семь лет душа будет страдать от несчастий, пока через семь лет она не восстановится.