15.05.2024

Как отмечают праздник покров пресвятой богородицы: Покров Пресвятой Богородицы-2022: традиции и приметы праздника

Содержание

что можно и нельзя делать 14 октября 2023 года

Радостный осенний праздник — Покров Пресвятой Богородицы. КП рассказывает о том, какие народные приметы есть для этого дня и как лучше всего провести 14 октября 2023 года

Приметы на Покров. Фото: Юрий Кавер, globallookpress.com

Праздник Покров Пресвятой Богородицы посвящен явлению Богоматери к стенам Царьграда, окруженного сарацинами. Согласно Житиям Святых, Пречистая Дева расправила свой плащ и укрыла им город, что спасло его жителей от захватчиков. В иконописи это событие отражено в узнаваемом образе Богоматери, держащей свой покров над народом, защищая тем самым его ото всякого зла. В честь Покрова Пресвятой Богородицы в нашей стране названы сотни церквей и храмов.

Праздник появился на Руси благодаря Андрею Боголюбскому в середине XII века, с тех пор его отмечают широко — образ Пречистой Девы, покрывающей страну своим головным платком, полюбился в народе.

Дата от года к году не меняется — этот день всегда отмечают 14 октября.

История народных примет на Покров

В крестьянском быту Покров знаменовал собой окончание полевых работ и приход зимы. «Покров кроет землю то листом, то снегом» — говаривали на Руси. Наши предки наделили этот день дополнительными прикладными смыслами, под покровом понималось не только деяние Богородицы, но и смена сезонов с сопутствующими погодными явлениями. Часть новых смыслов, которые обрел праздник, преобразовались в народные приметы: на Покров предсказывали, как пройдет наступающий сезон холодов.

Погодные приметы

«Зима приходит на Покров» — говорили наши предки. Этот праздник — первый в череде зимних народных и церковных торжеств. Он почти совпадает с серединой календарной осени, и по погоде в этот день судят о том, какой будет наступающая зима.

  • Какая погода на Покров — такая и зимой будет.
  • Если ветер дует с востока или запада — жди суровую зиму, если с юга — мягкую, если с севера — снежную.
  • Если к Покрову листья с деревьев полностью облетят — зима будет легкой, снежной. Если останутся — придут сильные морозы.
  • Журавли улетели до наступления праздника — зимой будет холодно, после него — тепло.
  • Снег выпал на Покров — Дмитриев день (8 ноября) тоже снежный будет.
  • Если снега в этот день нет, то уже до декабря не выпадет.

«Свадебные» приметы

На Руси в этот период традиционно начиналось время свадеб — весь урожай был собран, работы в поле останавливались, закрома были полны заготовок, а значит, появлялось время задуматься о личной жизни.

  • Какая девушка раньше всех в храме в этот день свечку Богородице поставит, та быстрее всех замуж выйдет.
  • Незамужним девушкам в этот день было принято ходить с платком на голове — покровом, который символизировал помощь Богородицы в поисках суженого.
  • За кем юноша на Покров ухаживает, к той скоро свататься придет.
  • Свадьба в Покров день — к крепкому браку.
  • Снег в день свадьбы — к счастью и взаимопониманию.
  • Снег выпал на Покров — к большому количеству свадеб до Великого поста.

Что можно делать на Покров

  • Посетить всенощное бдение (в ночь с 13 на 14 октября), чтобы праздник с Божьей благодатью встретить.
  • Испечь пирожки и булочки и угостить ими гостей и соседей — верили, что искренняя щедрость в этот день приводила к достатку в будущем.
  • Накрывая праздничный стол не забывать о Домовом — миску с молоком прятали за печку, чтобы задобрить домашнего духа и заручиться его поддержкой перед холодной зимой.
  • Как следует принарядиться, а женщинам — и замужним и незамужним — покрыть голову в знак уважения к празднику.
  • Топить печку ветками фруктовых деревьев — тогда в доме всю зиму будет тепло.

Что нельзя делать на Покров

  • Как и в другие большие праздники, на Покров не принято работать по дому, заниматься уборкой и стиркой. Единственное исключение — приготовление праздничного обеда.
  • Отказывать в гостеприимстве. Чем более радушный прием гостям вы окажете, тем больше достатка будет в доме.
  • Ругаться и сквернословить. Время праздника — для чистых помыслов, составления планов, радостных надежд.
  • Употреблять алкоголь и переедать. Покров не выпадает ни на какой пост, поэтому на столе может быть все что угодно, включая мясо и молоко. Однако стоит воздержаться от чревоугодия и спиртных напитков.

Популярные вопросы и ответы

Можно ли играть свадьбу на Покров?

Можно и, согласно народным приметам, нужно. Само слово «покров» у наших предков ассоциировалось с фатой или платком, который обычно носили замужние женщины. С праздника Покрова Пресвятой Богородицы начинался зимний свадебный сезон, поэтому в народе считали, что пары, решившие сочетаться браком в этот день, ждет долгое и счастливое совместное будущее.

Можно ли гадать на Покров?

У Русской православной церкви на этот счет вполне четкое мнение — нет, нельзя, ни при каких обстоятельствах. Гадания и прочие магические ритуалы — от лукавого, и увлекаться ими не стоит. Однако множество обрядов, позволяющих узнать будущее, до наших дней сохранилось. Гадали обычно девушки, которые хотели узнать имя своего суженого. И сегодня некоторые особо любопытные в ночь перед Покровом находят строки древних гаданий и взывают к потусторонним силам. Делать это или нет — ваш выбор, однако стоить помнить об отношении церкви к такого рода развлечениям.

какого числа, история и традиции праздника

Какого числа отмечается Покров Пресвятой Богородицы в 2023 году

Каждый год 14 октября отмечается большой церковный праздник — Покров Пресвятой Богородицы. «Покров наступил», «вот и дожили до Покрова» — так на протяжении веков говорят на Руси верующие и неверующие. Все в нашей стране слышали и знают про Покров, ведь храмов и деревень, районов и городов, названных в честь этого осеннего праздника, – несть числа в нашем Отечестве. О каком «покрове» идет речь, что празднуют в церквах и семьях?

Хоть и часто, как замечено, в этот день выпадает первый снег, однако ж белый покров на земле имеет к празднику отношение второстепенное. Ведь по-церковному Покров – это покровительство, заступничество Девы Марии за всех Ее чад перед Господом. А по-житейски – Ее готовность прийти на помощь в любых обстоятельствах, даже самых безысходных. Так понимают название праздника православные люди. «Простерла Богородица Покров Свой над Россией» — в это непреложно и свято верят уже многие поколения наших соотечественников. А учрежден праздник был осенью 1164 года, когда великий князь Андрей Боголюбский повелел праздновать Покров-день по всей Русской Земле.

История

Сказывают летописцы, что во время военного похода отдыхал князь в шатре и, по обыкновению своему, читал древние предания. Его взволновало описание чудесного видения, которого удостоился в начале Х века святой Андрей-юродивый. Стоял он на ночном богослужении во Влахернской церкви Константинополя, как вдруг увидел у Царских врат Богородицу, простиравшую свой платок (покров, убрус, а по-гречески — омофор) над молящимися. Автор сказания «о видении святому Андрею» сообщал также, что к этому явлению Пречистой Девы было приурочено и снятие вражеской осады с Константинополя.

«Как может столь великое событие оставаться без праздника?» — воскликнул святой князь Андрей Боголюбский, прочтя удивительное свидетельство. Сказано – сделано: в святцах (церковном календаре) появился день Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, а неподалеку от княжеской резиденции «Боголюбово» возникла каменная церковь Покрова-на-Нерли. Она и по сей день радует сердце всякого человека, взирающего на этот наполовину земной, наполовину — небесный храм.

Величественные и скромные, воздушные и монументальные… Сотни церквей во имя Покрова Пресвятой Богородицы раскинулись на бескрайних просторах России, словно Сама Пречистая Дева разметала над ней Свой незримый платок. Так говорят в народе. Потому и полюбился этот осенний праздник нашим предкам, потому и мерили они события года и быстротечную жизнь на «до Покрова» и «после Покрова». Собственно, к этому дню заканчивалась жатва, хлеб убирался в закрома, начиналась пора осенних ярмарок, свадеб и отдохновения от трудов праведных. Значит впереди – что-то новое, дарящее надежду на перемены к лучшему в жизни каждого человека.

Традиции

Главным событием Покрова Пресвятой Богородицы, как и иных церковных праздников, является служба. Причем начинается она накануне, 13 октября вечером, со Всенощного бдения. А уже утром 14-го числа служится Божественная литургия. В течение служб не раз исполняется тропарь праздника:

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

На Покров как правило нет поста. А когда этот день попадает на постные среду или пятницу, то разрешается послабление в виде рыбы.

В Москве на Покров 2023 сотни, тысячи верующих придут в Покровский ставропигиальный монастырь на Таганке. В этот день там, как правило, совершается патриаршее богослужение.

Если же говорить о народных традициях праздника, то это день символизировал окончание сельскохозяйственных работ, начало сезона свадеб.

Пресвятой Богородицы


Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу
Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября (1-го по старому стилю) Русская Церковь торжествующе и радостно празднует Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник любим русским православным народом. Он был основан в XII веке Русской Церковью, хотя исторической основой для него послужило поражение наших русских предков при нападении на столицу Византии Константинополь, которая была спасена заступничеством Богородицы.


Святой Покров.

Русская Церковь празднует событие, произошедшее в древности и на чужбине — далеком греческом городе Константинополе, более 1000 лет назад. Событие произошло во Влахернской церкви, в присутствии множества народа, хотя видели его только двое – блаженный юродивый Андрей и ученик его Епифаний. Оба они видели, как в храме явилась Царица неба и земли, молящаяся о мире и всех людях и благословляющая верующих Своим пресвятым покровом.

Кто же был сей блаженный Андрей, избранник, которому Богородица явила Свой облик? В великом городе Константинополе святой Андрей казался бедным и подлым. Однако под покровом странностей он скрывал от всех свой светлый дух и свою благодатную мудрость. Святой Андрей был славянином по происхождению и в детстве был продан в рабство.

Возлюбленный своего хозяина, он получил прекрасное образование и проявил особые способности к чтению и письму; в результате он получил почетную должность писца. Однако врожденная мудрость побуждала его избегать земных почестей и погружаться в духовное созерцание. Следуя своему внутреннему порыву, он оставил мир под видом безумия, скрыв свои великие духовные дарования под нищенскими тряпками, и принял на себя духовный подвиг юродства, наряду с трудами поста, нищеты, бесприютности и постоянного молитва. Именно этого юродивого избрала Матерь Божия в свидетели Своего прихода во Влахернскую церковь. Она не выбрала ни патриарха, ни епископа, ни клирика, ни монаха; Она не выбрала ни царя, ни его вельмож, ни кого-либо из мудрых и ученых мужей, которыми славилась Византия; также Она не выбрала кого-либо из видных горожан города. Вместо этого Пресвятая Богородица избрала юродивого Андрея и даровала ему благодать быть свидетелем вместе с его благочестивым учеником Епифанием великого и страшного видения.


Это случилось в конце блаженной жизни Эндрю. Находясь на всенощном бдении во Влахерне, рано утром он увидел, как Божия Матерь входит в храм царскими вратами, окруженная сонмом ангелов и множеством святых, поддерживаемая святителем Иоанном Крестителем и святой апостол Иоанн Богослов.

Когда Богородица подошла к амвону, святой Андрей спросил Епифания: Видишь ли ты Владычицу и Царицу мира? На что последний трепетно ​​ответил: «Вижу, отче, и благоговею».

Помолившись некоторое время, Пречистая сняла с головы Свое сверкающее, как молния, покрывало и расстелила его над людьми.

Отмечая этот праздник, Церковь празднует великое и радостное откровение божественного покровительства, распростершегося над миром, великой человеколюбия Богородицы. Ибо не только во Влахернском храме Богородица слезно молилась тысячу лет назад, но Она молится за нас всегда до скончания века. И простиралось Ее честное покрывало не только на верующих, находившихся в то время в храме, но и на весь мир, на все человечество, и на всех нас, грешных, сияет спасительный Покров Божией Матери.


Богородица – Посредница между землей и небом, Заступница мира пред престолом славы Божией. Не покинут мир в своей печали, не одинок человек в своей печали: о нас и вместе с нами скорбит Пресвятая Богородица. Да, мы знаем, что мы великие грешники, но мы также знаем, что мы не забыты Богородицей, Которой дорога каждая человеческая душа. Может ли быть большее утешение? Во все века сияет в сердцах верующих радость Покрова Пресвятой Богородицы, радость Ее молитвы о мире. Богородичная молитва, которой молится Сам Святой Дух, всесильна. Да воссияют радость и слава Покрова Богородицы над нами, в сердцах наших и над землей нашей! Аминь.

Из Чудотворных икон Божией Матери в истории России


Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Сегодня, братия, празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Начало этого праздника восходит к 910 году нашей эры в городе Константинополе, на территории бывшей Византийской империи, современной Турции. В это время город осаждали враги, угрожавшие ему полным разрушением, так как осада застала город врасплох, без необходимых средств защиты. Легко понять панику и страх жителей; однако они не растерялись.

Слабые военной силой, но крепкие верой и надеждой на Бога, греки вместе со своим императором Львом Мудрым — собрались на всенощное бдение в знаменитой Влахернской церкви, где находятся ризы Божией Матери хранился, и здесь горячо молились Царице Неба и земли об их избавлении.

Именно в этот момент явилось дивное видение, которое мы празднуем сегодня и которое осталось незабываемым на все времена.

В храме стояли праведный юродивый Андрей, пришедший из Скифии (позднее ставшей Русью), вместе со своим учеником Епифанием, ставшим впоследствии Константинопольским патриархом. Оба они видели, как Пресвятая Богородица молилась за народ вместе со всем сонмом сопровождавших Ее святых, и во время молитвы Она покрыла верующих Своим покрывалом.

Сейчас мы в похожих обстоятельствах: тоже в церкви, тоже на службе. Но что бы мы чувствовали, братия мои, если бы Божия Матерь предстала перед нами вместе со всем сонмом святых?! Мы были бы в полном благоговении, не в силах выразить словами наше чувство. Все мы, наверное, остолбенели бы от святого благоговения, удивления, восторга

И все же это не так уж невозможно, это не только эфемерный сон! Тайны духовного мира окружают нас повсюду, как воздух. Мы не видим их глазами, потому что наше физическое зрение слишком грубо, оно приспособлено только для чисто физических целей. Вооружите свой глаз телескопом, и вы увидите солнечные пятна за миллион миль, вы увидите знаменитые каналы на Марсе и т. д. Посмотрите в микроскоп, и вы увидите кишащую жизнью мельчайшую каплю воды.

В какой-то степени это чудо, но в то же время и естественно; здесь действуют физические законы. Но есть другой, другой мир, духовный мир. Никто не может проникнуть в него только с помощью физических законов.

Каждый носит в себе частицу этого духовного мира, это наша душа.

Жизнь души в нас тесно связана с физическим строением нашего организма, и в то же время мы чувствуем, что это лишь временное устройство. Если нам это не нравится, мы стараемся не думать об этом. Если к нам приходят мысли о духовной жизни, мы пытаемся отогнать их от себя.

Но вдумаемся, братия милые: где теперь те бесчисленные миллионы людей, которые, начиная с Адама, жили на земле? Не считаясь с их личным духовным состоянием, мы понимаем, что они должны где-то находиться. Их тела давно обратились в прах, но где их души?

И здесь мы сталкиваемся лицом к лицу с хотя и смутной, но все же определенно присутствующей идеей о творческом замысле мироздания, состоящего из двух частей духовной и физической, и на краю этих двух миров стоит человек.

Праздник Покрова Богородицы являет нам соединение этих двух миров. Собственно, самое чудесное здесь не само видение, Божией Матери и всех святых, молящихся о народе, — об этом упоминается во всех стихирах наших служб, говорящих о Богородице, — а чудесное то, что это видение было увидено человеком. Это и есть настоящее чудо, поскольку оно влечет за собой отступление от привычных законов природы. Духовный мир и все его проявления обычно невидимы для человеческого глаза.

Мы привыкли представлять, что Она, Пресвятая Богородица, и все святые, все усопшие, весь духовный мир вообще находятся где-то там, далеко на небе. Нам необычно и даже трудно поверить, что Богородица и все святые так близки нам, что могут молиться вместе с нами в наших храмах.

Божественная литургия, которую совершают грешные люди, есть таинство, в которое словами церковной молитвы желают проникнуть даже святые ангелы, а для Ней, Пресвятой Богородицы, эта жертва должна быть драгоценнейшей из все.

Не упускайте случая, братия мои, воспользоваться близостью Богородицы и молиться Ей с детской простотой, верностью и искренней верой, взывая к Ней: «Радуйся, Радость наша, защити нас от всех зло с Твоим самым драгоценным покрывалом». Аминь.

* * *

Вновь собрались мы, братия возлюбленные, на праздник Пречистой Богородицы; еще раз услышим столь знакомое нам евангельское чтение о встрече двух радостных Матерей Марии и Елизаветы; еще раз воскликнем вместе с Богородицей: Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем; еще раз радостно раскроем уста свои и радостно воспоем чудеса Ее.

И это воистину чудо милости Божией, что так легко открывается сердце наше к воспеванию Богородицы, что мы не только не утомляемся частыми праздниками Богородицы, но по прошествии каждого из них с нетерпением ждем следующего, что доказывает, как сильно мы любим Тую, Которая честнее херувимов и без сравнения славнее серафимов.

Сегодняшний праздник имеет свои особенности, которые делают его особенно ценным для нас. Пречистая простёрла Свое покрывало на осажденный город, на народ, не имевший иной надежды, кроме помощи Царицы Небесной; и Она заступилась за этот народ. И таким образом, из этого древнего исторического факта в христианскую душу вошла уверенность, что, когда нет другой заступницы, другого утешения, другой радости, когда сердце готово принять горькую мысль о том, что оно одиноко, забыто и ненужно кем угодно, то достаточно только помнить, что у нас есть добрая, милосердная и сострадательная Мать, Которая видит наши нужды, слышит наши мольбы и всегда готова помочь нам, поддержать нас, утешить нас; достаточно вспомнить все это и воззвать к Ней, Пречистой и Преблагословенной, от всего сердца возопить к Ней, и тогда произойдет чудо: пройдет печаль, и тихая, нежная радость и примирение с Богами. воля наполнит нашу душу.

Эти душевные эмоции и горе, и радость, следующие за ней, суть факты, действительность, действительность. Мы знаем, откуда берется печаль, что ее порождает; мы должны также точно знать, откуда берется радость, чтобы не думать о ней как о случайности, как о чем-то, что происходит само собой или от изменения внутреннего настроения.

Церковь помогает нам исследовать свою душу и увидеть источник ее радости. В сегодняшнем кондаке укажет нам, что сегодня Богородица предстает в Церкви и со сонмом святых невидимо молит Бога о нас.

Может ли быть печаль или скорбь там, где Царица Небесная расстилает Свою сверкающую фату? Где люди обращаются к Ней с молитвой? Можем ли мы сомневаться в Ее невидимом присутствии среди нас? Если мы очистим наши чувства, чтобы сердце наше не было подвержено никаким земным страстям, то молитвами Богородицы радость Христова снова охватит нас и будет источником вечного душевного утешения. Аминь.

Протоиерей Игорь Гребинка.


Покровское слово

Во дни земных скитаний человек часто нуждается в небесной помощи. Как путник, заблудившийся в бурную зимнюю ночь, жадно оглядывается вокруг себя, нет ли где-нибудь проблеска света, так и мы в трудные минуты жизни, когда нам кажется, что пути нет. наружу, — бессознательно взирать вверх, к Подателю всех щедрот, Господу Богу.

Яркий пример такой ситуации представлен в событии, послужившем поводом для сегодняшнего праздника.

Это произошло более тысячи лет назад, когда азиатские полчища диких сарацин вторглись в Византию, нашу сестру по вере, грабя все на своем пути огнем и мечом. Греки заперлись в Константинополе и со страхом ожидали неминуемой гибели, так как неприятель уже подошел к стенам города. Помощи ждать было неоткуда, а собственные военные силы были незначительны. Однако христиане чувствовали, что еще не все потеряно, поскольку невозможное для человека вполне возможно для Бога.

И вот весь народ, от императора до низшего простолюдина, весь пошел во Влахернскую церковь помолиться вместе. (Храм этот был известен своими священными реликвиями: в нем находились риза Богородицы и Ее омофор , т.е. большая пелена, которую Она носила на голове). И эта молитва была очень горяча и дошла до престола Божия. Рано утром один из верующих, блаженный юродивый Андрей, родом из России, молитвенно поднял глаза и увидел Царицу Небесную, Пресвятую Деву Марию, окруженную сонмом ангелов. и святых, сияющих ярким светом и покрывающих людей Своим молниеносным покрывалом. Пораженный таким дивным видением, святой Андрей сказал своему ученику, блаженному Епифанию: Видишь ли, брат, Царицу и Владычицу всех, молящихся за весь мир? — Я вижу, святой отец, — ответил тот, — и я благоговею.


Покрова Богородицы

Весть об этом видении, явленном избранникам Божиим, быстро распространилась по всему городу, и греческие воины, воодушевленные надеждой на помощь усердной Покровительницы христиан, успешно отразили великое множество врагов своих. Даже царь Давид, псалмопевец, взывал с надеждой на Промысел Божий: Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему; Я буду с ним в беде; Я избавлю его и прославлю его (Пс. 91:15). Через Бога мы будем поступать доблестно, ибо Он есть Тот, Кто попирает наших врагов (Пс. 60:12).

Таким образом, огромные армии противника были бессильны перед цитаделью, в которой люди полагались не на свои мечи, луки и стрелы, а на помощь свыше. Цитадель эта – храм Божий, где Пресвятая изволила явиться Своим избранным, святым Андрею и Епифанию.

Из этого следует, что церковь есть наше земное пристанище во всех нуждах и скорбях, это святое место, в котором сила Господня прежде всего проявляется через семь установленных таинств. Церковь есть в какой-то степени земное небо, где сияет слава Господа нашего Иисуса Христа, окруженного ангелами и множеством святых. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Вот почему еще в ветхозаветные времена храм был центром человеческой жизни, местом общения людей с Богом. По этой причине ковчег завета Нерукотворной Пречистой Богородицы готовился к Ее исключительно высокому назначению пребыванием прежде всего в храме. Сам Христос, для Которого небо — престол, а земля — пьедестал, часто посещал иерусалимский храм и, глубоко заботясь о его святости, изгонял всех, кто вносил в него беспорядок . Мой дом назовется домом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:13), — сказал Он продавцам жертвенных животных, которые устроились вместе со своим товаром в одном из внутренних дворы храма. Таким образом, апостолы, а впоследствии и все христиане единогласно собирались по воскресеньям для совершения таинства Святого Причащения в специально установленном месте.

Дополнительные примеры не требуются. Всем ясно, что нам нужна Божья церковь, и что мы должны стремиться попасть туда, как больной человек стремится попасть в клинику, надеясь выздороветь.

Не говорите, что вы можете так же легко молиться дома. Нет, не обманывайте себя и других, не пытайтесь оправдать свое безделье. Только сюда, во время Божественной литургии, приходит Царь царей и Господь господствующих, чтобы принести его в жертву и отдать верующим. Здесь наша молитва достигает наибольшей силы, ибо, не видя и не слыша вокруг себя ничего земного, мы бессознательно сосредотачиваем свое внимание на одном направлении: на поклонение Господу Богу, чтобы Он помянул нас в Царствии Своем. Мы должны помнить, что в те тяжелые времена осады Константинополя и император и императрица, и святой Андрей с учеником своим Епифанием, и все множество народа вполне могли молиться и, несомненно, молились в своих домах; однако все они были созваны для общей молитвы в храме, и именно там молитва, возносимая от единых сердец и единых уст, прорвала небеса и достигла Бога. И там же, в храме, явилось видение, как Пречистая молилась пред престолом Сына Своего и Бога нашего о страждущем человечестве.

Пусть все это послужит нам уроком и назиданием, побудит нас приходить непременно в храм Божий, где наши молитвы укрепляются помощью и заступлением святых и пренепорочной Девы Марии прежде всего.

О, Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

Протоиерей Леонид Колчев

Покрова Пресвятой Богородицы — Покров

Среди Марианских праздников, перечисленных в нашем Литургическом году, особого внимания заслуживает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Культ Божией Матери как Покровительницы нашего народа тянется золотой нитью от времен киевских князей до наших дней. Секрет почитания Божией Матери как Покровительницы заключается, может быть, в том, что мы имеем здесь дело не с человеческим, а с небесным и более сильным заступничеством.

Каждый человек, семья и нация хотели бы получить такое заступничество и защиту. С самого начала нашего Киевского государства у нас были большие и сильные враги. Неудивительно поэтому, что наш народ искал помощи и защиты у Пресвятой Богородицы, заступничество которой всесильно. Итак, для нашего народа праздник Покровительства всегда был и остается днем ​​великого явления любви и благодарности Пресвятой Богородице, днем ​​радостного восхваления и прославления Ее покровительства и заступничества.

Подробнее:

  • Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Учреждение праздника Покрова Главным мотивом, который привел к учреждению этого праздника, было видение, дарованное святому Андрею Юродивому, когда сарацины осадили столицу Константинополь. Народ, объятый ​​ужасом, собрался в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, где сохранилась Ее милоть, и там совершил всенощное молитвенное бдение. Сильно огорченные люди наполнили церковь до отказа. Среди собравшихся были святой Андрей и его ученик. Богоявления, оба из которых также молились о защите города.

После службы святой Андрей увидел в лучезарном свете Пресвятую Богородицу, приближавшуюся от царских врат (так греки дали парадные врата храма) в сопровождении святого Иоанна Крестителя и св. Иоанна Богослова и под пение великого лика святых.

Св. Андрей увидел Пресвятую Богородицу в лучезарном свете, когда Она приближалась от царских врат (так греки дали парадные врата храма) в сопровождении святителей Иоанна Крестителя и святителя Иоанна Крестителя. Иоанна Богослова и среди пения великого лика святых

Матерь Божия подошла к алтарю, где преклонила колени и долго молилась, проливая слезы. После этого она встала, сняла с головы светящуюся пелену и широко распростерла ее на людей в церкви. Затем она исчезла. Святой Андрей и его ученик Епифаний увидели видение и поняли, что Богородица пришла спасти город. Весть о чуде разнеслась по всему городу, как вспышка молнии. Враг отступил, и город был спасен.

От этого покрова, который по-славянски называется «покров», праздник получил свое название: «Покров Пресвятой Бохордойцы». Покрывало стало символом защиты и заступничества Пресвятой Богородицы.

Кем был Андрей Юродивый? Историки в целом сходятся во мнении, что он был славянином из южной части Руси-Украины. Его вместе с другими рабами привезли в Константинополь, где он стал рабом богатого лорда. Здесь он познал и полюбил христианскую веру. Размышляя над словами св. Павла: «Мы безумны для Христа, а вы мудры во Христе» (1 Кор. 4:10), он стал вести себя как юродивый, отсюда и его имя. Получив свободу от своего господина, он много времени проводил в молитве и чтении Священного Писания.

Одни говорят, что святой Андрей жил во время царствования Льва I Великого (457-474), то есть в пятом веке, а другие, представляющие большинство, помещают время его существования в царствование императора Льва VI Мудрого (886-911), т. е. в начале десятого века.

В какое время жил святой Андрей и когда произошло чудо защиты? На этот вопрос сложно дать четкий и адекватный ответ. Мнения историков по этому вопросу разделились. Одни говорят, что святой Андрей жил при Льве I Великом (457-474), то есть в пятом веке, а другие, представляющие большинство, относят время его существования к царствованию императора Льва VI, Мудрый, (886-911), то есть в начале десятого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *