28.04.2024

Как научиться отстаивать свою точку зрения: Как отстоять свою точку зрения и зачем это нужно?

Содержание

Как отстоять свою точку зрения и зачем это нужно?

Как часто вам приходится уступать? И как часто вы это делаете не из уважения к чужому мнению, а просто потому, что не научились отстаивать собственную точку зрения? Мы сейчас не о том, нужно ли отстаивать свою точку зрения по мелочам или вопросам, которые не касаются ваших дел.

Если кто-то считает лучшим футболистом «всех времен и народов» Криштиану Роналду, а вы полагаете, что лучше всех играет Лионель Месси, однако не хотите тратить время на спор по данному поводу, то и не нужно. Тем более что среди многочисленных футбольных рейтингов найдутся как такие, что ставят выше Роналду, так и те, что отдают предпочтение Месси.

А вот если речь зашла о делах, которые касаются непосредственно вас, и уступки могут иметь далеко идущие негативные последствия, тут обязательно нужно уметь отстаивать свою точку зрения. Научиться этому можно на наших программах «Лучшие техники коммуникаций» и «Построение отношений». А некоторые базовые навыки вы получите прямо сейчас, если прочитаете нашу статью.

Почему нужно уметь отстаивать свою точку зрения?

Думается, особых вопросов относительно того, почему нужно отстаивать свою точку зрения, у большинства не возникает. С такой необходимостью сталкивается каждый из нас, начиная с самого раннего детства.

Иначе большинству из нас вряд ли дали бы лишнюю конфету, а в обмен на съеденный суп почти всегда дают. А в школе пришлось бы постоянно слушать упреки из-за каждой плохой оценки, если не прекратить этот балаган учителей и родителей вовремя, твердо сказав, что вы делаете все от вас зависящее, однако способности у всех разные, поэтому ставить вам в пример единственную на параллели отличницу Машу не вполне корректно.

На старте профессиональной карьеры вам наверняка приходилось убеждать работодателей, что вы справитесь с поставленными задачами, хотя у вас и нет опыта. И те из вас, кто сумел аргументировано отстоять свою точку зрения, получили работу и, скорее всего, таки да, справились с поставленными задачами. Просто потому, что люди, которые заранее обдумывают аргументы для будущей беседы, обычно в состоянии заранее изучить нюансы своих будущих профессиональных обязанностей и понять, что от них требуется на работе.

Ничуть не менее важно правильно отстоять свою точку зрения в личных отношениях и семейной жизни. Под словом «правильно» подразумевается, как минимум не поссориться, а в идеале – получить от своей второй половинки все, что нужно, при этом сохранив свои личные границы и не превращаясь в «подкаблучника» или домохозяйку, безвылазно сидящую в четырех стенах.

А когда вы стали совсем взрослыми и уже ваши дети понесли вам «двойки» по разным предметам и предъявили свои «хотелки», начиная от игрушек и заканчивая безлимитными посещениями ночных клубов, вам снова пригодилось умение отстоять свою точку зрения. Хотя бы для того чтобы объяснить детям, почему не всегда есть возможность купить все, что захочется, зачем нужно хорошо учиться и каким образом будет взаимосвязана их успеваемость с разрешением потусоваться в клубе.

Если все вышеперечисленное не всегда получалось и не получается до сих пор, самое время разобраться и научиться, как отстоять свою точку зрения.

Как научиться отстаивать свою точку зрения: советы психологов

Советов психологов, как аргументированно отстаивать свою точку зрения, сегодня превеликое множество. Мы выбрали для вас самые простые, понятные и легко исполнимые в повседневной жизни. Разумеется, у разных психологов могут встречаться сходные рекомендации ввиду того, что есть базовые моменты, эффективность которых подтверждена самой жизнью. Итак, начнем!

И начнем мы с «5 советов, которые помогут отстоять свою точку зрения» [Р. Махов, 2021]. Думается, 5 советов запомнить и применить не очень сложно, а польза от них заметная.

Топ-5 основных советов, как отстоять свою точку зрения:

  1. Критиковать позицию, а не человека – следует воздержаться от «перехода на личности», и, если вы обсуждаете проект, говорить о проблемах проекта, а не о том, «какой дурак этот автор проекта».
  2. Использовать достоверные данные – любое мнение выглядит более авторитетным, если подкреплено цифрами и фактами из компетентных источников.
  3. Цитировать дозированно – подумать, насколько та или иная цитата усилит вашу аргументацию. Если цитата никак не усиливает вашу аргументацию, лучше воздержаться.
  4. Подавать информацию простым понятным языком – это особенно важно, если в качестве зрителей или слушателей присутствуют не специалисты по теме или же люди, которые не застали, с чего началась дискуссия.
  5. Быть вежливым – грубость еще никого не украшала, зато часто служила переходной фазой между дискуссией и дракой. Это лишнее, потому что драка опасна не только потенциальным травматизмом, но и проблемами с законом.

В некоторых ситуациях нужно не просто умение отстаивать свою точку зрения, но и способность убедить в своей правоте собеседника. Например, если вам необходимы именно его помощь и содействие, а он не слишком желает участвовать в ваших делах и помогать реализации ваших планов. Вам в помощь подборка советов «Научиться убеждать: как правильно отстаивать свою точку зрения» [Elle Girl, 2020].

Как убедить в своей правоте:

  • До начала беседы изучить оппонента, его привычки, цели, ценности и идеалы. В этом случае будет проще найти нужные аргументы.
  • До начала разговора определиться, чего именно нужно достичь в ходе беседы, и сформулировать цель максимально четко и кратко. Так больше шансов, что собеседник в принципе станет обдумывать ваши аргументы.
  • Сохранять спокойствие и вежливый тон. Скандал не только плохо выглядит со стороны, но и отдаляет от желаемой цели, потому что обиженный и разозленный человек вряд ли захочет вам помогать и принимать вашу точку зрения.
  • Следить за речью, потому что важен не только вежливый тон, но и логическое построение мысли, четкость формулировок, адекватный теме беседы тон и тембр голоса. Над постановкой голоса можно поработать с помощью нашего курса «Развитие голоса и речи».
  • Отвечать за себя и воздержаться от выражений наподобие «А вот там-то давно так делают, и все нормально». Вы не «там» и вы не можете знать полностью всю ситуацию, которая сложилась «там» и почему «там» поступили так, а не иначе.

Очень часто люди отстаивают свою точку зрения, суть своей позиции вовсе не потому, что хотят кого-то в чем-то убедить, а потому, что предложение собеседника категорически неприемлемо. Тут могут помочь советы когнитивного психолога, автора и ведущего тренинга ассертивности Сергея Харитонова, изложенные в его статье «Не согласны? Так и скажите!» [С. Харитонов, 2019]. Поясним, что ассертивность в двух словах можно определить как «вежливую настойчивость». А теперь – собственно к советам когнитивного психолога.

Как сказать «нет»:

  • Техника «заезженной пластинки» – повторять настойчиво, на разные лады, ту мысль, которую вы хотите донести до человека. Например, если вы хотите сказать «нет» бесконечным опозданиям сотрудника, говорите, что его опоздания мешают нормальному рабочему процессу, что вы понимаете, как далеко он живет, поэтому рекомендуете выезжать заранее и т.д.
  • Подбирать слова так, чтобы не цеплять самолюбие собеседника – например, вместо «это глупо звучит» сказать «мне кажется это не вполне уместным». Или в магазине вместо «Вы не дали мне сдачу» сказать «По-моему, здесь меньше, чем должно быть».
  • Использовать вводные обороты речи, которые смягчают удар по самолюбию – например, «Не хочу показаться излишне назойливым, но я вам уже говорил, что так оформлять документы нельзя».
  • Запасаться аргументами – если вам трудно отказать коллеге в помощи, однако вы сами «зашиваетесь» со своей работой, дайте развернутый ответ, что вы «Не сможете помочь, потому что сейчас готовите срочный отчет для начальства, а дальше нужно будет разобраться с большим количеством документов, и сейчас непонятно, сколько времени это может занять».

Эти советы полезны не только, когда вы хотите сказать нет, но и тогда, когда желаете о чем-то попросить. В этом случае аналогично следует воздержаться от жестких категоричных формулировок. Например, вместо «Вы должны повысить мне зарплату» поинтересоваться, при каких условиях возможно повышение зарплаты, что для этого нужно сделать, что в компании является основанием для повышения зарплаты.

И, конечно, запастись аргументами, почему начальство в принципе должно рассматривать вопрос повышения вашей зарплаты. Например, вы долго работаете на эту организацию, вы достигли формальных показателей, при которых предполагается повышение зарплаты, или возросла среднестатистическая зарплата для вашей должности в среднем по отрасли.

В контексте советов на тему, как вежливо отказать и как отстоять свою точку зрения, весьма интересны рекомендации, разработанные НИУ «Высшая школа экономики» [НИУ ВШЭ, 2018]. Специфика вуза такова, что там учатся студенты, нацеленные на карьеру, и их учат тому, что каждый человек имеет право на свое мнение и на то, чтобы его отстаивать. Следовательно, такое право есть и у вас.

Кроме того, несогласие кого-то с кем-то вовсе не обязано быть причиной или поводом для конфликта. Более того, мнения не обязательно делятся на правильные или неправильные, они просто могут быть разными. Для начала посмотрим, как в НИУ ВШЭ учат выражать несогласие:

  • Утверждать свое несогласие прямым текстом: «Нет, я не согласен».
  • Выражать свое сомнение в конструктивной форме и пояснять причины своего несогласия: вместо «Это не сработает» усомниться, приведет ли предлагаемое решение к вашей общей цели.
  • Разграничивать факты и свое видение ситуации с помощью оборотов «Мой опыт показывает», «Я полагаю» и прочих подобных выражений.
  • Менять свое мнение только в контексте новой информации, которая ранее не была известна, но никак не под давлением эмоций.
  • Выражать частичное согласие, если это возможно, в формате «изменения, конечно, нужны, но не такие радикальные, как предлагаете вы».

Теперь советы для случаев, когда необходимо кому-то в чем-то отказать:

  • Отказ должен быть кратким без пространных объяснений.
  • Пояснения, если таковые необходимы, должны быть краткими и по существу.
  • Оправдания не нужны, поэтому не нужно их придумывать.
  • Слишком усердные извинения наподобие «Мне ужасно жаль» в деловой среде неуместны.
  • Для отказа лучше использовать более медленный темп речи и говорить с расстановкой, потому что быстрая резкая речь в этой ситуации звучит грубо и невежливо.

Если вы сомневаетесь, отказать или нет, и вам для этого нужно проверить наличие времени и прочих ресурсов для выполнения просьбы, так и скажите, что сможете ответить, например, завтра, когда будете знать свою загрузку на день.

Для тех, кому сфера применения этих методов кажется слишком ограниченной и пригодной только для общения интеллигентных воспитанных людей, напомним, что выпускники НИУ ВШЭ, как правило, именно в такой среде и работают после окончания вуза. Если же вы волею обстоятельств оказались в среде, где логику и компромиссы не приемлют, а вежливость является синонимом слабости, лучшее, что вы можете сделать, это подумать, как покинуть такую среду обитания.

Кроме того, для представителей деловой сферы можно порекомендовать материал «Как научиться спорить с максимальной пользой и решать в споре проблемы компании» [Ведомости, 2019]. Тут базовые постулаты следующие:

  • Все участники дискуссии являются соратниками, а не противниками.
  • Общей целью является поиск общего решения.
  • Все мнения, высказанные с этой целью, подлежат обсуждению.
  • В дискуссии нет победителей, потому что победителями могут быть лишь все и в случае, если компания добьется успеха.
  • Все участники дискуссии равны.

Кроме того, любая компания выиграет, если заранее утвердит

правила любых дискуссий и обсуждений:

  • Обсуждать тему и изъясняться по существу, без витиеватых формулировок.
  • Воздержаться от дискуссий на тему, кто больше всех переживает за результат, кто умнее, круче, влиятельнее и т.д.
  • Не переходить на личности.
  • Применять на практике «презумпцию невиновности» и исходить из того, что все участники обсуждения действуют с хорошими намерениями в интересах компании.
  • Разграничивать факты и их возможную интерпретацию.
  • Проверять достоверность фактов и любой информации, используемой для принятия решений.
  • Останавливать обсуждение, если участники отвлеклись от изначальной темы, и возвращаться к заданной теме.
  • Поощрять участников дискуссии за то, что их идеи продвигают компанию к цели, а не за то, что они «правы».

Отметим, что за основу материала взяты принципы, изложенные в книге Dream Teams: Working Together Without Falling Apart («Команда мечты: работать вместе, не разваливаясь») [S.

Snow, 2018]. Разумеется, в этой книге намного больше умных полезных мыслей. В материале использованы лишь те, что отвечают обсуждаемой тематике.

Часто конструктивное обсуждение с защитой своей точки зрения не происходит потому, что люди боятся «выделиться» и стремятся «присоединиться к большинству» и к мнению большинства. Этот эффект называется «групповым подкреплением», и групповое подкрепление вовсе не безобидное явление.

Вплоть до того, что вы рискуете неправильно истолковать мнение большинства, пока будете больше озабочены тем, как его «угадать», нежели тем, как будет лучше для общего дела. К слову, неверная трактовка общественного мнения случается достаточно часто и даже имеет свое название: «парадокс Абилина».

Под «парадоксом Абилина» понимается ситуация, когда группа людей может принять решение, которое противоречит индивидуальному выбору любого из членов группы. Теперь поясним подробнее.

Абилин – это небольшой городок в Техасе, и именно туда вдруг решила отправиться на обед группа туристов. Обед оказался невкусным, дорога туда и назад – утомительной, а в конце путешествия выяснилось, что никто из группы ехать туда не хотел и поддержал идею «за компанию», потому что посчитал, что все остальные хотят туда ехать.

Избежать таких накладок поможет техника D.E.S.C., где буквы расшифровываются следующим образом:

  • Describe (описывать) – всегда следует описать и пояснить свои сомнения, если они у вас есть. Как минимум, сообщить, что они у вас есть и в чем их суть, и часто этого оказывается достаточно, чтобы к вам «подтянулись» единомышленники.
  • Express (выражать) – выразите заинтересованность в успехе мероприятия и обеспокоенность, что предлагаемые действия могут не привести к успеху.
  • Specify (указывать) – укажите на возможные альтернативы, которые с большей вероятностью помогут добиться успеха.
  • Come to an agreement (прийти к согласию) – чтобы прийти к единому мнению, следует стимулировать остальных участников обсуждения высказаться. Например, «А что по этому поводу думают все остальные/ Вася / Петя / начальник транспортного цеха?»

Кто не совсем понял, причем тут начальник транспортного цеха, рекомендуем посмотреть знаменитый монолог Романа Карцева «Транспортный цех», посвященный обсуждению производственных проблем на ликеро-водочном заводе. Там, кстати, вы найдете немало примеров, как нужно и как не нужно отстаивать свое мнение.

И, конечно, обзор будет неполным, если мы не расскажем, как же отстаивать свою точку зрения в общении с начальником. Далеко не все компании практикуют общение и обсуждение рабочих моментов, что называется, «на равных», как нам расписывают модные заморские коучи. Итак, как же общаться в случае, когда «субординация превыше всего»?

Как отстаивать свою точку зрения в общении с начальником?

Выше мы уже затронули вскользь тему общения с начальником. Конечно же, круг тем для общения с начальством может быть заметно шире, чем повышение зарплаты. Чем выше ваша должность в иерархии компании, тем больше общих тем для обсуждения с руководством и тем чаще вам приходится этим заниматься.

Разумеется, ваши мнения не могут совпадать постоянно. И часто в интересах дела отстоять свою точку зрения, а не потакать начальнику, который занят множеством административных забот и не всегда может держать в фокусе внимания все нюансы и аспекты проекта. Тут вам может помочь материал «Как правильно отстаивать свою точку зрения, когда начальник не прав» [FinExecutive, 2019].

Для начала эксперты советуют задаться следующими вопросами:

  • Действительно ли вы правы настолько, чтобы спорить с начальством?
  • Поможет ли ваша точка зрения достичь целей компании?
  • Точно ли вы желаете принести пользу компании или просто хотите потешить свое самолюбие, настояв на своем?
  • Будут ли вас слушать, или любое мнение, отличное от руководящего, это традиционно пустая трата времени?

Если вы, озадачившись этими вопросами, пришли к выводу, что нужно отстаивать собственную точку зрения, действовать лучше следующим образом:

  • Еще раз подумайте, насколько ваш начальник адекватен и готов воспринимать альтернативное мнение. Если он нетерпим и не желает никого слушать, разговор априори обречен на неудачу.
  • Удостоверьтесь, что вы более компетентны и информированы по обсуждаемому вопросу, чем начальник. Иначе вас не будут слушать с полным к тому основанием, и еще потом упрекнут в неподготовленности.
  • Подумайте, насколько ваши идеи приближают начальника к его истинным целям. Помните, что истинные цели начальника могут существенно отличаться от задекларированных целей компании.
  • Не соглашайтесь, если вы не согласны. Как именно сказать «нет», мы уже обсудили ранее.
  • Приготовьтесь внимательно выслушать начальника. Если окажется, что он информирован по обсуждаемому вопросу лучше, чем вы, не настаивайте на своей точке зрения. Как минимум, возьмите паузу для анализа новой информации.
  • Воздержитесь от жестких формулировок и заранее продумайте более мягкие варианты. Фраза «Вы не правы» в отношении начальника будет воспринята как невежливость, и это отчасти так и есть.
  • Зафиксируйте договоренности и проговорите вслух тезисно все, к чему вы придете в ходе обсуждения. Это позволит избежать взаимного непонимания и разных трактовок достигнутых договоренностей.

Больше практических рекомендаций и теоретических знаний о видах полемики можно почерпнуть из статьи специалиста по «жестким» переговорам и ведущего тренингов ораторского мастерства Дмитрия Устинова «Как отстаивать свою точку зрения» [Д. Устинов, 2020].

Для тех, кому сподручнее смотреть и слушать, нежели сидеть и читать, можем предложить видео «9 способов убеждать людей и отстаивать свою точку зрения» от канала IFO, который специализируется на темах психологии и развития личности:

Чтобы оценить, стоит ли вам смотреть это видео, предлагаем краткое содержание основных тезисов:

  1. Избегать споров.
  2. Признавать ошибки.
  3. Быть дружелюбным.
  4. Использовать «Метод Сократа», поставив в начале разговора собеседнику вопросы, на которые априори будут утвердительные ответы.
  5. Позволить собеседнику выговориться.
  6. Попытаться понять позицию и мотивацию собеседника.
  7. Проявлять сочувствие.
  8. Презентовать свои мысли максимально наглядно.
  9. Бросать вызов.

Расшифровывать не будем, а заинтересовавшимся скажем, что за основу взяты советы из многократно переизданной в разных странах книги Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» [Д. Карнеги, 2006].

И отдельным бонусом темы хотелось бы рассказать о том, как отстаивать свою точку зрения детям в общении со взрослыми. В начале статьи мы уже привели некоторые примеры, когда это может потребоваться. И это совершенно нормальный процесс.

Как отстаивать свою точку зрения детям?

Детство – тяжелая пора. Всем от ребенка что-то нужно. То нужно, чтобы он научился ходить и говорить, то нужно, чтобы научился сидеть и молчать, то эти взрослые недовольны, когда их просят купить игрушку или мороженное, то не дают погладить бродячую собаку. Иногда вообще непонятно, зачем они заводят детей, если для ребенка уготованы лишь сплошные «нельзя».

В школе и того хуже: утром вставай ни свет, ни заря, на уроках сиди и не вертись, дома делай уроки, и это в то время, как на улице хорошая погода, в прихожей ждет скейт, а во дворе друзья. Короче, никакого житья от этих взрослых нет и, похоже, не предвидится. И это реально так, пока дети не научатся отстаивать свое мнение.

В идеале научить детей грамотно спорить и отстаивать свое мнение должны сами взрослые. Хотя бы для того, чтобы быть спокойными за детей и за то, что они не попадут в плохую компанию и не приобщатся к плохому.

Есть весьма красноречивые данные, что тинейджеры, которые научились дома обсуждать разногласия со своими родителями, на 40% чаще отвечают отказом на предложение попробовать запрещенные вещества [Телеканал «О», 2021]. А вот тихие домашние дети, которых приучили «сидеть и молчать», почти всегда соглашаются на подобные эксперименты, потому что боятся перечить мнению большинства и как-то «выделяться» в толпе сверстников.

Разумеется, чтобы научить ребенка аргументированно отстаивать свою точку зрения, нужно уметь это делать самому, а не разбрасываться приказами типа «Надень шапку, потому что я сказала!» Если сказать ребенку, что на улице похолодало и вам не хочется, чтобы он простудился и пропустил день рождения друга, это, во-первых, с большей вероятностью возымеет действие, во-вторых, так вы покажете пример аргументированной дискуссии [Телеканал «О», 2021]. Есть и еще несколько несложных правил.

Как научить ребенка спорить:

  • Остановить разговор, если ребенок злится, и пояснить, что разговор будет продолжен после того, как он успокоится.
  • Всегда требовать от ребенка уважительного отношения к вам и ко всем участникам беседы. Объяснять правила хорошего тона и придерживаться их самим.
  • Всегда спрашивать ребенка, почему он считает, что нужно купить эту игрушку (торт, мороженное, платье). Так он научится аргументировать свою позицию.
  • Выслушивать аргументы ребенка и повторять их вслух, чтобы ребенок мог услышать их как бы «со стороны» и, соответственно, оценить их чуть иначе.
  • Указать на отсутствие логики в аргументах ребенка, если таковые есть, и предложить поискать более логичные аргументы.
  • Учить ребенка понимать точку зрения другого человека и смотреть на ситуацию с другой позиции.
  • Практиковать совместный просмотр телепередач, а в рекламную паузу интересоваться, насколько убедительными показались аргументы в рекламе, чтобы купить ту или иную вещь.

Вроде ничего сложного нет, однако правда жизни такова, что в повседневной жизни взрослым не выгодно, чтобы ребенок умел отстаивать свое мнение. Послушный «детеныш-овощ» намного выгоднее, с ним меньше хлопот, его легче подчинить и навязать все, что угодно, начиная от занятий по английскому и заканчивая выбором невесты.

Так что в наших реалиях учиться отстаивать свою точку детям придется самостоятельно. Можем предложить в помощь материал «Как спорить с родителями, чтобы не поругаться» [Elle Girl, 2020]. Вот основные идеи:

  • Обсуждать, но не спорить. Когда затевается спор, люди инстинктивно хотят победить, и родители тоже.
  • Четко формулировать цель разговора и что именно нужно от родителей. Не отвлекаться по ходу разговора на другие темы.
  • Не начинать разговор, если аргументов не хватает или они откровенно слабы.
  • Воздержаться от обвинений и использования отрицательных частиц. Вместо фраз наподобие «Вечно ты не пускаешь меня к подругам» использовать «Я хотела бы чаще общаться с подругами, потому что у нас много общих тем и интересов».
  • Стремиться к цели, а не к тому, чтобы доказать свою правоту. Если родители делают одолжение и «Так и быть, можешь идти», лучше идти, пока отпускают, а не пытаться доказать еще что-то.
  • Доказывать свою «взрослость» делами, а не словами. Например, продемонстрировать свою надежность и способность заниматься «взрослыми» делами, такими, как уборка и приготовление ужина, если мама устала или занята.
  • Учиться смотреть на ситуацию глазами родителей и предупреждать их страхи и беспокойства. Например, не просто «Я хочу заниматься танцами», а «Не волнуйся, танцы не скажутся на моей успеваемости, я буду успевать делать уроки».
  • Признавать свое несовершенство. Не просто «Я хочу заниматься танцами», а «Ты же видишь, учеба мне дается тяжело, в университет я вряд ли поступлю, и мне на всякий случай нужна профессия, не требующая высшего образования».

Итак, мы, в целом, разобрались, как научиться отстаивать свою точку зрения и зачем это нужно уметь делать. Вы будете уметь гораздо больше, если пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Построение отношений». Мы желаем вам взаимопонимания и конструктивного взаимодействия, и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Отношения

5 советов, которые помогут отстоять свою точку зрения

Уметь правильно презентовать себя, грамотно дискутировать, обезоруживать оппонента в споре и отстаивать свои взгляды — важные качества в наши дни. Кто-то предпочитает перекрикивать соперника, кто-то, будучи не способным к диалогу, предпочитает не отстаивать свои взгляды и упускает позиции. Осталось сделать лишь выбор: примкнешь ли ты к диванным войскам или захочешь обучиться искусству вести диалог, уметь отстоять свою точку зрения, правильно спорить и обыгрывать визави в его же игре.

1. Критикуй позицию, а не самого человека

Порой чужое мнение может заставить все твоё естество содрогнуться, по телу пробежит зыбь от осознания того, как никчемна позиция твоего оппонента. Он не прав на 11 из 10, но как выиграть спор и показать ему всю мощь своих аргументов, как доказать, что именно твоя версия событий была благословлена самим папой римским, а его аргументы – лишь грязная ересь, за которую не стыдно отправить глупца погреться на костре инквизиции?

Вот какое дело: ты думаешь, что этого парня, который спорит с тобой, заботит мнение оппонента насчет себя самого? О нет, его волнует лишь собственная позиция, но никак не твои колкости в адрес его личности. Критиковать его естество, образ жизни, орфографию и пунктуацию во время спора ни к чему. Это отразит лишь слабость твоих позиций и скажет о том, что аргументы закончились.

Если ты хочешь размазать его, то бей по аргументам, критикуй и делай это конструктивно. Приводи проверенные, весомые доводы, чтобы обезоружить своего соперника. Например, завязался у тебя с кем-то спор о том, что необходимо переобувать машину в зимнюю резину при наступлении холодов. Раньше ты бы перешёл на личности в порыве спора, но сегодня ты другой человек и скажешь, что при заморозках летняя резина дубеет и не способна полноценно удерживать машину на дороге, так как нет достаточного сцепления, а протектор резины не подходит для езды по снегу.

Аргументированная позиция спорящего намного эффективнее, чем глупая критика отдельных черт человека. Ведь в таком случае складывается впечатление, что ведется не диалог с человеком, а борьба с тупой нейросетью, которая симулирует жизнь человека, но не имеет достаточных знаний, чтобы выигрывать в споре. Запомни: критикуй позицию, а не человека.

2. Используй достоверные данные

Имея достоверные факты, твой оппонент не сможет отстоять право на существование другой позиции. Представь, что начались ярые споры о существовании черных дыр в нашей Вселенной, и твой противник сыплет колкостями и говорит, что единственным доказательством того, что черные дыры существуют, является твоя девушка. В ответ он получает три улыбочки «)))», которые равносильны тому, чтобы послать человека, и еще несколько теорий от самых именитых ученых, поддерживающих данную твою позицию, и данные со спутников. Может, дурака это и не переубедит, но из ситуации ты выйдешь как мужчина, более того – как эрудированный джентльмен.

3. Будь осторожен при цитировании

Решив цитировать оппонента в социальной сети или же споре с глазу на глаз, не убирай отдельные слова из его фразы и не пытайся трактовать ее на свой лад. Это может дать лишний повод высмеять тебя в случае, если будет допущена ошибка. Опирайся на факты и апеллируй ими, указывая на их ложность или же неточность, чтобы максимально ослабить позицию своего оппонента.

Цитируя, ты всегда берешь на себя дополнительные риски, так что используй этот способ лишь в том случае, если обладаешь железобетонными аргументами, которые способны поддержать твою позицию, а позицию соперника уничтожить.

4. Четко подавай информацию

Если спор ведется в массах, то подавай информацию для людей таким образом, чтобы все понимали суть твоего высказывания. В противном случае некоторая вычурность твоих речей может быть использована против тебя же. Никто не запрещает использовать различные речевые обороты, чтобы обогатить свою речь, добавлять в нее оксюморон, гиперболы и изобиловать изысканными синонимами, выстраивая невиданные до сегодняшнего дня синонимические ряды, но не уходи в профессиональную терминологию. А если ты грешен поступать подобным образом, то сразу же расшифруй значение своих слов для зевак, которые пришли посмотреть на литературные бои без правил.

5. Будь вежливым и профессиональным

Скорее всего, ты не раз сталкивался с подобной ситуацией: во время спора один из соперников подобен мелкой лающей шавке, которая привлекает к себе внимание лишь излишним шумом и вызывает у всех отвращение.

Второй же противник преподносит себя совершенно иначе: он спокоен, хладнокровен, уважителен и не имеет дурной привычки перебивать своего оппонента. Аудитория гораздо более благосклонно отнесется к тому человеку, который поддерживает свою позицию аргументированно, а чтобы показать ущербность позиции соперника, использует конструктивную критику и опирается на факты, указывающие на ничтожность аргументов оппонента.

То, как воспринимает тебя народ, в конечном счете может отразиться на исходе вашего спора. Так что в любой ситуации в первую очередь сохраняй свое лицо, чтобы не было стыдно перед предками, если ваши дебаты снимают или скринят в социальных сетях.

Как защитить свое мнение, не занимая оборонительную позицию

В глазах большинства профессоров и руководителей защищать свое мнение равносильно обороне. Я ненавидел это в системе образования. Даже если профессор ошибался, едва ли можно было высказать свое мнение, не будучи воспринятым как обороняющийся и грубый человек.

Это было до того, как я научился справляться со своими аргументами и высказывать свое мнение, не создавая себе проблем. Спорить с кем-то, кто обладает большей властью, знаниями и влиянием, чем вы сами, отстойно, особенно когда этот человек является судьей вашего будущего как ученого.

К счастью, есть способы перестать обороняться и по-прежнему отстаивать свое мнение. Я усвоил это на собственном горьком опыте, но с радостью поделюсь этим с теми, кто не может молчать о несправедливости или ошибке, как не мог и я.

Будучи таким оборонительным и праведным человеком, у меня всегда было чувство, что я должен доказывать другим. Их взгляды и поведение, когда я высказывал свое мнение, заставляли меня чувствовать, что я другой. Через некоторое время я был полностью разочарован каждый раз, когда мне нужно было постоять за себя.

Спустя годы, когда я поступил в колледж, я понял, что значит защищаться. Как только я узнал, что это значит, я, наконец, смог овладеть своим защитным механизмом. Как объяснила Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, количество защитных механизмов довольно велико (она перечислила девять общих механизмов).

Небольшой совет: когда вы используете защитные механизмы для защиты своего мнения, соедините их с вашими коммуникативными навыками. Не позволяйте им совпадать с желанием защитить себя. Не все являются вашими врагами или хотят причинить вам вред. В большинстве случаев выслушивание поможет вам определить настоящую причину чужого действия и убережет от поспешных выводов.

Как только я узнал об этом, я научился мириться с мыслью о том, что иногда ошибаюсь, когда думаю, что прав. Но я также научился осторожно высказывать свое мнение, когда я действительно верю, что прав.

«Я не согласен с тем, что вы говорите, но готов умереть за ваше право говорить это». – Voltaire

Содержание

Защищайте свое мнение с комфортом, со стилем и классом

Ниже вы можете найти мои очень эффективные способы общения с комфортом и без того, чтобы показаться другим оборонительным. Чем быстрее вы их освоите, тем быстрее научитесь отстаивать свое мнение перед кем-либо. И я имею в виду любого.

1. Будьте уверены в себе

Вероятность того, что вы в конечном итоге обидитесь или защититесь, намного меньше, когда вы уверены, что вы на самом деле тот человек, который прав. Когда вы уверены в том, что сообщаете, ничто не может сбить вас с толку или заставить усомниться в своих убеждениях.

Вы замечали, как люди чувствуют себя смелее, когда знают исход ситуации? Не вступайте в споры слепо. Если вы научитесь избегать дискуссий на темы, в которых вы не уверены, вы не сможете выглядеть обороняющимся в глазах других.

2. Остановись, чтобы выслушать

Когда кажется, что спор идет не в том направлении, переведи дух и остановись, чтобы выслушать. Большинство людей делают неприятное выражение лица, когда вы пересекаете линию обороны. Профессора обычно хмурятся, когда я начинаю пустые аргументы.

Ссора никогда не должна ставить вас выше другого человека. Если у вас начинает возникать ощущение, что вы слишком напористы, постарайтесь больше слушать. Вскоре вы обнаружите, что в их речи есть много смысловых моментов, но вы их совершенно не услышали, потому что были слишком увлечены собственной речью.

Вы наверняка замечали, что даже в тех случаях, когда вы в конечном итоге оказываетесь неправы, одна лишь мысль о том, чтобы доказать свою точку зрения, заставляет вас думать, что неправ другой человек. Это ущерб, который наносит нам защита. Вот почему перестать слушать — это ключ к победе над противником.

3. Думайте о долгосрочной перспективе

Всякий раз, когда вы чувствуете, что тревога разъедает вас изнутри, посмотрите на картину в целом. Вместо того, чтобы казаться полностью оборонительным и прямолинейным, думайте о долгосрочной перспективе. Разработка стратегии — это более безопасный и эффективный способ достижения ваших целей, и это не изменится только потому, что вы чувствуете себя в безопасности в данный момент.

Мне было трудно освоить любую из описанных здесь стратегий, пока я не научился не торопиться. Стратегия действительно удивляет, если вы не можете научиться правильно защищать свое мнение. При правильной концентрации у вас гораздо больше шансов выиграть битву.

Перед тем, как что-то сказать или принять какое-то поспешное решение, сделайте вдох и обратите на все пристальное внимание. Не только речь человека, с которым вы разговариваете, но и ожидаемый результат и направление, в котором идет разговор. Это поможет вам избежать многих неприятностей в пути.

4. Говорите с использованием «Я»

Как вы думаете, почему вы выглядите таким оборонительным? Если вы чувствуете оборону, вы будете казаться обороняющейся.

Поймите, почему вы так себя чувствуете, и вы сможете лучше демонстрировать свои эмоции. Использование «я» в ваших предложениях поможет вам сосредоточиться на таких чувствах и, следовательно, не допустить, чтобы вы сказали что-то не то.

Вместо того, чтобы использовать косвенный подход к самовыражению, идите прямо. Это покажет вам, что вы чувствуете и как это будет воспринято, и вы всегда сможете внести изменения в процессе. Только так будет не поздно.

5. Примите тот факт, что вы можете ошибаться

Даже самый умный человек в мире не может быть прав в 100% случаев. Так что, даже если вы являетесь этим человеком, вы должны признать, что в конце концов ваш аргумент может оказаться неверным.

Мы все любим быть правыми, но ошибаться — в сущности каждого человека. Будут времена, когда вы поймете, что другой человек прав, а вы ошибаетесь. От вас зависит, примете ли вы этот факт и поддержите ли его. Если вы этого не сделаете, вы не только будете защищаться, но и будете раздражать других.

Люди ошибаются, и это не запрещено. Вот почему вам нужно признать, что вы можете быть неправы, но также принять, когда другие ошибаются. Если вы примете это как обычное явление, вы не будете так защищаться, как раньше.

Я сделал много ошибок, бросаясь в спор, в котором был уверен, что выиграю для меня, когда он оказался победой для другого человека. Непонимание того, что другие могут совершать ошибки, заставило меня чувствовать себя сильнее в отношении собственных аргументов, что, конечно же, привело к тому, что я стал защищаться. Особенно, когда ошибался я.

6. Принимайте критику

Не каждый научится правильно отстаивать свое мнение. Таким образом, чаще всего вы будете чувствовать, что другой человек защищается во время вашего спора.
В других случаях вас просто критикуют за то, что вы сделали. Быть критикой, конечно, неприятно, но цель не в том, чтобы заставить вас чувствовать себя хорошо. Это сделать вас лучше.

К людям, которые постоянно или без причины критикуют вас, нужно подходить в защитной манере. Но, как и в случае с профессорами, которые просто хотят, чтобы вы лучше учились, их критика будет в основном для вас.

Я всегда учитываю это, когда получаю критику от своих профессоров. Если вы потратите время, чтобы выслушать критику и попытаться понять ее, вы быстро поймете, продуктивно это или просто вредно для вас.

Обнаружение этого поможет вам сделать правильный ход. Если критику вы можете принять и улучшить, не занимайте все ее оборонительные позиции. Запросите дополнительную информацию и используйте ее в своих интересах.

7. Подумайте, прежде чем отвечать

Как я уже сказал, люди пойдут по неверному пути. Это не их вина — они до сих пор не знают, как предотвратить такое защитное поведение. Поскольку вы были там, где они стоят, у вас действительно нет права отвечать резким и резким ответом. Тебе точно не нравилось их получать, не так ли?

Всегда думайте, прежде чем отвечать. Когда вы потратите немного времени на то, чтобы успокоиться и посмотреть на все в перспективе, вы сможете отреагировать таким образом, который будет наиболее продуктивным для обеих сторон. Хоть раз будь хорошим парнем в споре.

8. Глубокий вдох

Глубокий вдох помогает решить многие проблемы. Именно поэтому я начала заниматься йогой.

Всякий раз, когда вы чувствуете угрозу, не занимайте оборонительную позицию. Ваша центральная нервная система будет заставлять вас напрягаться и перегреваться, не давая нам воспринимать новую информацию. Медленное и глубокое дыхание – лучшее решение в этом случае.

Что я заметил, так это то, что в большинстве случаев, когда я слишком оборонялся, в тот же день или неделю я обычно чувствовал стресс. Из-за капризности я настраивался на оборонительную позицию, что часто приводило к плохому результату.

Стресс может сделать вас неуправляемым, раздражительным и неспособным правильно реагировать на критику. Глубокие вдохи и другие процедуры управления стрессом должны помочь сгладить ситуацию.

9. Познай себя

Если тебя постоянно бесит все и вся, возможно, проблема внутри тебя. Некоторое внутреннее отражение в порядке.

Когда больше ничего из моего списка не работает, пришло время разобраться с вашими проблемами. Найдите вещи, которые нажимают на ваши кнопки, и работайте над их устранением. Это наиболее вероятная причина вашей постоянной защиты.

Вероятно, потребуется больше работы, чем вы могли ожидать, но результаты будут лучше вас и полностью окупятся.

10. Никто не должен быть победителем

Не принимай все так близко к сердцу. Вам может показаться, что весь мир хочет вас достать, но на самом деле нет необходимости искать победителя в каждой ситуации. Всякий раз, когда кто-то вступает в дискуссию или критикует вас, помните об этом. У людей могут быть добрые намерения за словами, которые они говорят вам, и их целью может быть вовсе не победа.

Людям часто кажется, что они должны быть правы, чтобы все было правильно. Мы так устроены, но это не обязательно должно быть тем, что ведет вас по жизни. Как только вы избавитесь от идеи, что вы должны выиграть или проиграть, вы перестанете защищаться.

Конечно, это также значительно улучшит ваши отношения с людьми и сделает вашу жизнь намного лучше.

Секрет решения конфликта без поиска победителя заключается в том, чтобы найти точки соприкосновения. Вряд ли найдется человек, с которым у вас нет ничего общего, и поиск этой небольшой связи — вот что все исправит. Если вы о чем-то договоритесь, т.е. пойдете на компромисс, то это сотрудничество закончится двумя победителями, а не победителем и проигравшим.

Беспроигрышная ситуация, верно?

Ваше мнение является отражением того, кто вы есть. Элегантно защищайте его!

Защищать себя не так уж и плохо. На самом деле важно выжить в суровом мире. Во многих случаях вам придется отстаивать свое мнение, чтобы другие не давили на вас. И хотя в некоторых случаях это будет полезно, в других может быть плохо для вас. Вот почему вы должны научиться излагать свое мнение без защитной реакции.

Я надеюсь, что мой опыт и рекомендации помогут сузить ваш путь к лучшему общению. Не позволяйте людям давить на вас, но и не позволяйте банальным глупостям мешать вашему успеху или отношениям. Выглядеть обороняющимся легко, но настоящая хитрость заключается в том, чтобы защищаться, не выглядя таковым.

Поделись с друзьями!

Защищай свои идеи, не защищаясь

08.06.2019 | 0

Эпизод №6 курса Патриции Хэддок «Как повысить уверенность в себе»

 

Добро пожаловать на сегодняшний урок.

Вчера вы узнали о нескольких способах сообщить другим о своем опыте и знаниях, не отключая их. На сегодняшнем уроке вы получите инструменты для уверенной и настойчивой защиты своих идей. Таким образом, вы сможете стать более убедительным и влиятельным, что значительно повысит вашу уверенность в себе.

Когда кто-то критикует или бросает вам вызов, ваша уверенность в себе может пошатнуться. Вы можете чувствовать необходимость либо защищаться, либо согласиться и сдаться. Ни один из вариантов не подходит для вашей карьеры или бизнеса. Вы не хотите получить репутацию упрямого и вспыльчивого или слабого и покорного человека.

Начните с подготовки к возражениям и ответам на вопросы. Когда это произойдет, помните о желаемом результате. Сосредоточьтесь на:

• что вы пытаетесь достичь

• что лучше для организации или вашего клиента

• ценность вашей идеи или мнения для достижения результата

• ценность обратной связи о результате

Не забывайте поддерживать установку на рост. Люди с установкой на рост рассматривают неудачи как возможность учиться и расти. Это сослужит вам хорошую службу в ситуациях, когда вы чувствуете, что на вас нападают или несправедливо критикуют.

Ключ в том, чтобы сделать паузу, подумать над тем, что говорится, и быть готовым принять точку зрения другого человека как достоверную и заслуживающую внимания. Это сразу снижает риск отрицательной реакции.

Имейте в виду, что другие могут не проявлять сдержанности и могут разозлиться или занять оборонительную позицию, когда вы преследуете свои идеи. Не позволяйте им нажимать на ваши кнопки. Сохраняйте спокойное отношение и продолжайте общаться вежливо и разумно.

Возможно, вам придется сделать перерыв или начать обсуждение. Делайте это с изяществом и твердостью. Скажите что-то вроде: «Мне нужно подумать о том, что ты говоришь. Почему бы нам не сделать перерыв и не вернуться позже?»

Слушая других без осуждения, вы можете обнаружить, что их доводы заслуживают внимания. На самом деле они могут привести вас к изменению ваших идей или мнений. Это хорошие новости. Ваша готовность улучшить свою идею или принять что-то лучшее является признаком установки на рост. Но есть еще одно преимущество: эта открытость является признаком профессионализма и лидерства.

Вы завоюете уважение окружающих и станете тем, с кем они захотят работать и быть рядом. К вам будут относиться более серьезно, когда люди будут знать, что вы можете принять обратную связь и адекватно отреагировать на нее. Все это может повысить вашу уверенность в себе. Вас будут слушать и уважать даже те, кто с вами не согласен.

Выслушивать негативные критические отзывы и сохранять спокойствие непросто. Возможно, вам придется больше мысленно репетировать этот аспект общения, чтобы овладеть им. Это стоит усилий. Ваша способность защищать свои идеи, не занимая оборонительную позицию, помогает вам легче справляться с трудностями. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с проблемой и добиваетесь успеха, вы обретаете больше уверенности.

Завтра мы продолжим работу над повышением вашей уверенности в себе с помощью дополнительных инструментов, которые помогут вам уверенно общаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *