Нравственные качества личности | Статья:
Нравственные качества личности
Нравственность — это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и других.
Нравственность – это та часть жизни, которая связана с делами человека, его практическим поведением, реальными действиями. Внимательно наблюдая за жизнью, деятельностью, поступками человека, постепенно формируется четко-определенное правило поведения – мораль. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло – это особые нравственные качества личности, которые она должна вырабатывать самостоятельно. Именно норма морали указывает человеку на необходимость трудится, а не жить за чужой счет, осуждает и запрещает воровство, обман. Они превращают в необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность. Главная задача нравственных правил, норм – создать образец поведения человека по отношению к другим людям.
Сила нравственных норм огромна, т.к. основана на силе общественного мнения. Ведь никому небезразлично мнение других людей о себе, радостно и приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносимо ненависть.
Причины, которые заставили общество обратиться к воспитанию нравственности на самом раннем этапе образования ребенка следующие: сегодня, как никогда, наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только знаниями, но и выдающимися чертами личности;
в современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера;
овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей.
Часто люди задумываются, какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешными, знаменитыми или просто добросовестными людьми. Кто-то ищет повод для собственного саморазвития, а кто-то желает воспитать свое чадо в лучших традициях. Попробуем разобраться, какие нравственные качества личности необходимо развивать и для чего это пригодится в жизни.
Доброта, вежливость, бескорыстие, тактичность, верность, отзывчивость, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали – все это можно отнести к нравственным качествам личности.
Доброта — это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Человеколюбие заключается в его добром расположении к людям, способности проникнуться к ним участием и помочь в сложное время. Не всякий человек готов оказать поддержку и выразить сочувствие даже близким, не говоря о малознакомых людях. Тяжело проявить теплоту и заботу по отношению к окружающим, но еще труднее душевно сострадать и переживать за другого человека.
Бескорыстие — это духовное качество, которое дает человеку возможность поступить не в своих интересах, а в пользу других людей. Такое действие можно назвать безукоризненным и заслуживающим высокой оценки. Часто бескорыстных людей называют альтруистами. Считается, что подобные поступки всегда возвращаются к деятелю как бумерангом положительными аспектами.
Верный человек – это высоконравственная личность, так как он всегда выполняет данные им обязательства и постоянен в отношениях. Верность характеризует умение быть дисциплинированным.
К нравственным качествам личности относится обычная вежливость. Однако именно она позволяет характеризовать человека как гармоничную и интеллектуально развитую особу. Встретив вежливого человека, проявляющего хорошие манеры поведения, окружающие непременно отмечают у него наличие достойного воспитания. Вежливый человек вызывает у людей уважительное и доброжелательное отношение.
Тактичность — качество, которое трудно развить, оно является внутренним чувством меры. Все же можно научиться контролировать свои эмоции и речь. Человеку, способному осознать грань между избыточностью и достаточностью в разговоре или действиях, непременно легче положительно настраивать людей по отношению к себе. Часто, такт позволяет избежать многих конфликтов.
Отзывчивость это когда человек всегда готов прийти на помощь в трудную минуту
Необходимо бережно относиться к природе. Варварское обращение к деревьям, цветам и животным — не что иное, как показатель первобытности сознания человека и его плохого воспитания. Понимание важности природы в жизни человека, ее влияния на будущее человечества доступно только умственно и морально подготовленному человеку.
Если каждый человек на планете осознает насколько важно развивать нравственные качества личности, то значительно реже можно будет столкнуться с различного рода преступлениями. Как минимум, человек станет меньше прибегать к грубости и проявлять эгоизм, так как он приобретет интеллектуальную и моральную силу.
Морально-нравственные качества молодежи | mosi.ru
Изучение морально-нравственных качеств подрастающего поколения представляет особо важную проблему. Много говорится о нравственности, однако очень мало работ, посвященных этой проблеме, хотя именно нравственность способствует развитию и процветанию общества.
Морально-нравственные качества определяют поведение человека в семье, обществе, мире и выступают основой диалога, общения и взаимодействия как между людьми, так и между социальными общностями [1, с. 56]. В настоящее время общество переживает морально-нравственный кризис, наблюдается процесс снижения нравственности не только подрастающего поколения, но и взрослого населения. Сейчас, когда нравственно-духовный потенциал истощен, необходимы шаги, которые бы смогли стабилизировать духовно-нравственное состояние общества. Поэтому целью нашей работы являлось изучение уровня значимых нравственных ценностей молодежи. Для достижения поставленной цели использовались такие методики, как «Друг-советчик 2» С.
В результате исследования определились 3 типа уровня нравственности, это люди с:
- Позитивным моральным выбором
- Негативным моральным выбором
- Промежуточным, уклончивым выбором
У верующей молодежи позитивно-моральный выбор проявился во всех ситуациях. Если посмотреть по отдельным ситуациям, например, связанным с семейными отношениями, наибольшее отличие морально-позитивного выбора касается верности супругов, неверующие не считают нужным хранить верность и склонны к разводу. Для верующей молодежи значимым является уважать родителей, помогать в старости и немощи, а у неверующих уклончивые, неопределенные ответы в этой ситуации. Верующие считают аморальной эротику, у неверующих противоположное мнение. Принципиально разный подход проявляется в ситуации «взятие чужого» и чувства совести за поступок: у верующих это неприемлемо, у неверующих легкомысленное отношение к этой ситуации.
При исследовании ценностей, как руководящих принципов жизни, у верующей молодежи ведущими ценностями являются: духовная жизнь, скромность, уважение родителей и благочестивость, а у неверующих ведущей ценностью является успешность. Это связано с тем, что у верующих людей самым главным в жизни являются духовные ценности. Эти данные еще раз говорят о важности морально-нравственного воспитания молодежи.
Можно ли вообще сомневаться в том, что внешняя сила народа питается из источника той духовной силы, которую образуют личности и ее составляющие. Личность задавливается еще в самом зачатке ее развития, в школе, дающей ей неподходящую пищу вместе с тяжелым нравственным гнетом окружающей среды [4]. Духовность каждой личности обеспечивает развитие новой духовной жизни народа. Поэтому духовное и морально-нравственное воспитание оздоравливает всё общество.
Литература
- Братусь Е.С. Психология. Нравственность. Культура / Е.С. Братусь. – М., 1994.
- Черняева С.А. Развитие личности и психологическая помощь в свете христианского мировоззрения / С.А. Черняева. – СПб., 2007.
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности / В.Н. Карандашев. – СПб., 2004.
- www.yuriev.spb.ru
Каковы ваши самые важные моральные качества?
Существует множество тестов и подходов для определения вашего типа личности или сильных сторон. Я думаю, нам нужен VirtueSeeker™ для определения моральных достоинств, которыми человек обладает и хочет обладать. Как моральный философ, я считаю абсолютно жизненно важным, чтобы мы уделяли нашему нравственному развитию столько же, если не больше внимания, сколько мы уделяем интеллектуальному развитию.
Интеллектуальное и нравственное развитие действительно должны идти рука об руку, но нравственное развитие значительно отстает. Кажется, что люди просто принимают это как должное или ожидают, что люди поймут это самостоятельно. Этого не происходит, и что-то нужно изменить, потому что отсутствие внимания к своему нравственному развитию приводит к серьезным проблемам на личном, межличностном и более широком социальном фронтах.
Язык добродетели и характера в значительной степени исчез из наших обычных способов говорить и выносить моральные суждения. Вот почему я хочу вернуть Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) и Давида Юма (1711–1776 гг.). Оба продуктивно исследуют моральные аспекты отношений между людьми и отношений людей с более широкими сообществами.
Для Аристотеля моральные добродетели включают в себя как разум, так и эмоции. Разум властвует над эмоциями и влияет на степень переживания эмоции и последующего воздействия на нее. Юм, с другой стороны, смело заявляет в «Трактат о человеческой природе» (1739), что «Разум есть и должен быть только рабом страстей и никогда не может претендовать на какую-либо иную должность, кроме как служить им и подчиняться им». По мнению Юма, разум действительно играет решающую консультативную роль. Эмоции или чувства, как он их называет, нуждаются в руководстве разума.
Добродетельный поступок есть середина между крайностью избытка и недостатка. Добродетельный поступок — это тот, который попадает в золотую середину соответствующей эмоциональной реакции и действия как по степени, так и по направлению.
Чтобы увидеть взаимодействие разума и эмоций, представьте, что у вас есть друг, который нарушил обещание пообедать с вами. Что вы должны сделать? Ваша причина позволяет вам взвесить различные соображения и проанализировать обстоятельства ее пропажи обеда. Она делает это довольно часто? Если она пропустила обед из-за болезни ребенка, это может быть смягчающим обстоятельством. Полностью исключить ее из своей жизни может быть жестоко и чрезмерно. Если она промахнулась, потому что поступило более выгодное предложение, и это не первый раз, когда она делает что-то подобное, недостаточная реакция состоит в том, чтобы вести себя так, как будто все в порядке и что ее поведение приемлемо.
Что является золотым пятном или добродетельной серединой в подобном случае? Это может включать своего рода щедрость в ответ. Дайте ей возможность объясниться. Слушайте снисходительно и не предполагайте, что вы заранее знаете, что она собирается сказать, и не воспринимайте все, что она говорит, самым худшим образом. Укажите, чувствуете ли вы себя ущемленным или принятым как должное. Попросите ее позвонить, если она пропустит, чтобы вы не сидели и не раздували пламя обиды и не болтали по телефону, перебивая ее другим другом.
Щедрость, милосердие и честность — добродетели. Но попросите большинство людей составить список достоинств, и, скорее всего, вас встретят очень короткими списками, если не пустыми взглядами. Что нам нужно, так это надежный список достоинств.
К счастью, Дэвид Хьюм дает нам множество достоинств в своем Исследование о принципах морали (1751). Юм был проницательным наблюдателем человеческой природы и деятельности. Он считал, что часть нашей человеческой природы состоит в том, чтобы испытывать чувство товарищества по отношению к другим, и что это чувство является основой морали. Согласно Юму, все люди имеют схожий психологический склад, поэтому неудивительно, что существуют некоторые универсальные чувства, такие как симпатия.
Каждая добродетель, утверждает Хьюм, приветствуется нашим одобрением, потому что она приятна и имеет своего рода полезность или то, что он называет «полезностью». Пороки встречают неодобрение, потому что они вызывают или вызывают болезненную реакцию. Основываясь на своих наблюдениях, Юм создает четыре категории моральных добродетелей. Это:
- Полезные для себя: Рассудительность, трудолюбие, бережливость, осторожность, сила духа, мудрость, память, предприимчивость, усидчивость, здравый смысл, проницательность, умеренность, терпение, постоянство, настойчивость, предусмотрительность, рассудительность, внимательность , спокойствие (раздел VI)
- Полезно для других: Доброжелательность, справедливость, благодарность, дружелюбие, правдивость, верность, честь, преданность, целомудрие, милосердие, приветливость, умеренность (раздел II)
- Сразу приятный себе: Жизнерадостность, величие ума, мужество, смирение, достоинство, спокойствие, поэтический талант, безмятежность, утонченный вкус (раздел VII)
- Сразу соглашается с другими: Хорошие манеры, остроумие, изобретательность, красноречие, приветливость, скромность, порядочность, вежливость, благородство, чистоплотность (раздел VIII)
Две немедленные госпитализации. Во-первых, часть этого языка незнакома; некоторые из этих слов практически исчезли из нашего общего лексикона. Мы позволили некоторым хорошим концепциям увянуть из-за того, что их не использовали.
Во-вторых, некоторые из этих добродетелей имеют гендерную, классовую и расовую динамику. Юм совершенно ясно говорит, что целомудрие и скромность, например, являются более важными добродетелями для женщин, чем для мужчин. Вместо того, чтобы отвергать Юма за это, можно было бы вместо этого использовать это как возможность исследовать, какие добродетели, кажется, сохранили эти гендерные, расовые и классовые измерения и почему это так.
Теперь, вооружившись изящной таблицей добродетелей, человек может задать себе ряд вопросов в процессе поиска добродетели. К ним относятся:
- Какие у меня есть достоинства?
- Какие из них наиболее важны для меня?
- Каковы мои важные цели в жизни?
- Какие добродетели помогут мне достичь этих целей?
- Какие добродетели ускользают от меня, потому что я склоняюсь либо к их недостатку, либо к избытку?
- Какие достоинства я ценю в членах семьи? Друзья? Коллеги?
Также интересно и часто весьма поучительно попросить друга назвать достоинства, которые она видит в вас наиболее отчетливо.
Человек с хорошим характером должен иметь баланс добродетелей из четырех категорий. Если человек слишком склоняется к полезным и приятным для себя добродетелям, то он может быть не в состоянии удовлетворить некоторые потребности других. Человек, который слишком хорошо обеспечен добродетелями, полезными и приятными для других, может быть не в состоянии удовлетворить некоторые из своих собственных потребностей и желаний. Баланс имеет решающее значение; это то, что обеспечивает стабильность внутри нас самих и между нами и другими.
Что происходит, когда люди не задумываются о своих моральных качествах и достоинствах, которые они могут воплощать? Невежество в этом случае не является морально нейтральным. Это тема будущего поста о черствости и равнодушии.
Умственные и моральные качества для укрепления вашего характера
Я уверен, вы слышали фразу или, возможно, по крайней мере повторяли ее в уме: «Что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Для некоторых из вас это может быть реальностью, но для всех нас у нас каждый день есть проблемы, которые нам придется преодолевать. В современном мире мы сталкиваемся с проблемой, с которой нам раньше не приходилось сталкиваться. То, как вы отвечаете, сейчас как никогда важно. Теперь я знаю, что в прошлом я не всегда наилучшим образом реагировал на невзгоды, но я верю, что научился этому на своем жизненном опыте. Эти невзгоды бросили вызов моему характеру. Размышляя и извлекая уроки из прошлого опыта, я взрастил свой характер. А ты?
Характер в сегодняшнем мире — это увядающий товар. Я думаю, полезно вернуться назад и сначала взглянуть на словарное определение. Английский Оксфордский Живой Словарь определяет это лучше всего. Их определение гласит, что характер — это «умственные и моральные качества, характерные для человека». Чтобы расширить это, характер действительно о том, кто вы как личность. За что вы стоите и во что верите. Это основа того, кто вы есть, ценности, в которые вы верите, и ценности, которыми вы живете. Некоторые ценности, которые у вас могут быть, включают честность, щедрость, отношения и превосходство. Каждый из них, взятый по отдельности, будет направлять вас и должен быть маяком в том, как вы проживаете свою жизнь. Ваш характер является основополагающим принципом в развитии вашего наследия. Позвольте мне немного углубиться и взглянуть на эти четыре области характера.
— Добросовестность
Честность настолько важна, что может разрушить сделку, если ее не реализовать лично. Допустим, вы столкнулись с ситуацией, когда приукрашивание факта о себе принесет вам больше признания в глазах вашего начальника. Вы поддаетесь искушению и приукрашиваете. Затем украшение передается следующему человеку, а затем следующему. Под этим украшением вы даже получили пару повышений по службе. Однако наступает следующий этап продвижения, но он требует более пристального внимания. По мере того, как ваша компания копается в этом вопросе, они обнаруживают, что половина того, что они знают о вас, является ложью. Выясняется, что это даже мошенничество, и вас увольняют. Человек, который живет честно, в данном случае — это человек, который отказывается приукрашивать, потому что это ложь. Ваша честность исправила бы проблему, когда она только началась. Честность означает, что вы должны быть скромным и правдивым, даже когда это может навредить.
— Щедрость
Слово «щедрость» часто используется в парадигме того, что вы делаете со своими деньгами, но на самом деле это скорее образ жизни, чем то, что вы делаете со своими деньгами. Щедрые люди заботятся о других и ставят других выше себя. Отличный пример этого можно найти в статье Витора Липмана в журнале Forbes. Рассказывая о разыгрывающих в игре в баскетбол, Липман пишет: «В чрезвычайно хаотичной среде разыгрывающие так сильно влияют на игру вокруг себя… Они артисты с творческим прохождением. Хорошие бескорыстны — они возвышают других. У лучших есть уникальная способность делать своих товарищей по команде лучше». Таким образом, щедрость ставит других выше себя, и это то, что разовьет ваш характер и подтолкнет вас к великому наследию.
— Совершенство
Спортивные команды, которые становятся чемпионами, показывают лучшие результаты в день игры. Значит ли это, что они идеальны? Ни в коем случае. И командам
, и отдельным членам команды придется бороться и сражаться на протяжении всей игры. Возможно, были даже неудачи и разочарования, но, в конце концов, превосходство восторжествовало, и победитель вышел на первое место. В жизни вы чемпион, если вы преодолели жизненные трудности и достигли этого, пытаясь делать все возможное каждый день. Часто в жизни бывает дрейф, но если вы хотите иметь выдающийся характер, вы обязуетесь неустанно следовать своим целям и мечтам с превосходством.
— Реляционный
Чтобы быть реляционным, нужна работа, потому что все это вопрос доверия. Она начинается с вашей честности и проходит через то, как вы взаимодействуете с другими. Если люди знают, за что вы выступаете, и знают, что у вас на сердце, они будут более чем готовы взаимодействовать с вами. Если вы щедры и служите другим, понимая, что они чувствуют, что вы искренне заботитесь о них, это укрепляет доверие.